Публичная лекция «Нейроэкономические исследования социального влияния на поведение человека»

Версия для печати

16 марта 2011, Россия, Москва

Информация Фото/Видео

Анна Шестакова
ЛекторШестакова Анна,
PhD, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ

Василий Ключарев
Лектор: Василий Ключарев,
кандидат биологических наук, доцент факультета психологии Университета Базеля (Швейцария)

В последнее десятилетие достижения нейробиологии позволили существенно приблизиться к пониманию биологических основ принятия решений. Примером новых междисциплинарных подходов является «Нейроэкономика» - одна из наиболее молодых отраслей нейробиологии.

Нейроэкономика объединяет нейронауки, экономические науки, психологию и ряд других дисциплин и в широком смысле является «Нейробиологией принятия решений» или Decision Neuroscience (Rilling et al., 2008). В последние годы возник существенный интерес к изучению нейроэкономических механизмов социального влияния на принятие решений, в различных контекстах: от социального взаимодействия, до рекламы.

Одним из наиболее известных феноменов социального влияния является конформизм – изменение поведения или мнения в направлении, заданном социальными нормами (Cialdini and Goldstein, 2004). Дискриптивные нормы в значительной степени влияют на процент недобросовестных налогоплательщиков, уровень преступности, на заботу об экологии, на частоту семейных измен и на многие другие формы поведения (Kenrick et al., 2004). В то время как психологические теории подчеркивают роль социального одобрения или принадлежности группе, как своеобразного социального подкрепления (Cialdini and Goldstein, 2004), микроэкономическая теория в большей степени сосредоточена на изучении влияния наказания за нарушения норм (Fehr and Fischbacher, 2004). Интересно, что с биологической точки зрения оба подхода означают, что конформность по отношению к социальным нормам обуславливается обучением с подкреплением: социальные нормы избирательно усиливают (подкрепляют) определенное поведение.В данной работе была проверена данная гипотеза, с использованием нейроэкономического подхода (Klucharev et al., 2009).

Целенаправленное поведение требует контроля за его результатами и, следовательно, постоянной обратной связи (Montague et al., 2006): оптимальные поведенческие акты закрепляются, а ошибочные исправляются. Иными словами, любая наша ошибка указывает на необходимость изменить поведение и таким образом приводит к обучению. Многие модели обучения с подкреплением включают звено ошибки предсказания вознаграждения — разницы между ожидаемым и получаемым результатом (Sutton and Barto, 1998). Считается, что ошибкапредсказания вознаграждения, корректирует наши действия через механизм сигнализации о необходимости изменить поведение. К настоящему моменту получено множество доказательств о роли поясной извилины мозга человека в генерации данного сигнала (Gehring et al., 1993).

Мы предположили, что в ответ на рассогласования собственного поведения и общепринятых норм нейроны нашего мозга генерируют сигнал ошибки предсказания вознаграждения, сходный по механизму с тем, который предсказывает теория обучения с подкреплением – для индивидуума это автоматический сигнал к тому, чтобы его поведение изменилось и стало похожим на поведение большинства. Чтобы проверить данную гипотезу, группа испытуемых участвовала в задаче, вызывающей конформное изменение мнения, при этом измерялась активность мозга с помощью метода ЭЭГ. Как и ожидалось, рассогласование собственного мнения с мнением большинства приводило к активации центральной части поясной извилины – области, отвечающей за детекцию ошибок. Таким образом, генерировался сигналошибки предсказания вознаграждения, означающий необходимость изменить свое мнение и гармонизировать его с мнением большинства.

Результаты исследования обсуждаются в свете возможных приложений в экономической психологии.

Время проведения: 16 марта 2011, 18.15 - 19.15

Координатор лекций: Мария Сафронова

тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: lectorium@mgppu.ru

Видео публичных лекций на youtube.com/mgppu
Специальный выпуск электронного журнала Психологическая наука и образование PSYEDU.ru по материалам публичных лекций 2009-2010

Информационные партнеры

Детская психология для специалистов
Агентство психологических новостей
Портал психологических изданий 


Приложение:

Предлагаем Вам разместить на своем сайте новостной информер с постоянно обновляемой лентой предстоящих мероприятий по психологии, педагогике и смежным дисциплинам.