Юбилейные XVII Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик»

Версия для печати

14 – 17 ноября 2016, Россия, Москва

Информация

2016 год официально объявлен годом выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В этом году исполняется 120-лет со дня рождения ученого.

Несмотря на то, что работам Л.С.Выготского уже около века, они не утратили своей актуальности. Культурно-историческая концепция привлекает все большее внимание ученых-психологов по всему миру. Без сомнений можно говорить о существовании не только этого подхода, но и целой научной школы в психологии. Сегодня идеи Л.С. Выготского живут и развиваются в работах уже второго и третьего поколения его учеников и последователей. Культурно-исторический подход не только не утратил своей жизненной силы, но все время подпитывается свежими идеями и находками, находит свое выражение в новых практиках, направлениях и областях в современной психологии. 
Важным свойством любой теории является возможность ее применения и развития. Так многие замечательные психологические теории канули в лету, так и не найдя своего продолжения и применения. Культурно-исторический подход оказался крайне плодотворным в плане развития. И сейчас, спустя 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского, осталось много острых вопросов нуждающихся в обсуждении. 
Д.Б. Эльконин назвал культурно-исторический подход Л.С. Выготского «неклассическим». Прежде всего ученый имел в виду принципиально иную методологию научного исследования, которую предложил Л.С. Выготский. Можно сказать что традиционная естественно научная парадигма изучения человека завела психологию в тупик. Культурно-историческая теория строится совсем на других методологических принципах, необходимых для исследования психической реальности. Но как удержать высокую методологическую планку, которую задал Л.В. Выготский? Как расширить и распространить метод Выготского на актуальные психологические проблемы современной жизни человека и общества? 
Одной из важнейших работ в наследии Л.С. Выготского является «Психология искусства». Уже в этой ранней своей работе ученый показывает иной путь к изучению психики человека, отличный от биологизаторства, низводящего человека до представителя животного мира, от социологизаторства, катастрофически сужающего понимание сущность человека и от других ошибочных решений, типа теории конвергенции двух факторов. Подлинно гуманистический подход к изучению человека в работах Л.С. Выготского нашел свое воплощение в сформулированных им идеях и принципах, таких как принцип историзма, принцип единства аффекта интеллекта идея системного и смыслового строения сознания, идея опосредствования, учение о высших психических функциях. Крайне актуальным остаются и проблемы, поставленные Л.С. Выготским, например взаимосвязи обучения и развития, общения и обобщения, смысла и значения, сознания и бессознательного, натурального и культурного в психике человека и многие другие. 
В методологическом исследовании «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С.Выготский анализирует кризис в психологической науки с точки зрения и под прицелом построения новой целостной психологии. Прошло уже более 100 лет с начала периода открытонго кризиса в психологии, но нельзя сказать что этот кризис преодолен. Насколько сейчас актуален анализ Л.С.Выготского применительно к современному состоянию психологии? Как должна выглядеть психология будущего? 
Отдельной проблемой, заслуживающей особого внимания, является понимание текстов Л.С. Выготского. Эти тексты непосредственно связаны с особенностями культуры того времени, когда они создавались. Л.С. Выготского очень трудно, а может быть и невозможно понять, не ориентируясь в той культурной и научной среде, которая его окружала. Как показано некоторыми исследователями, многие понятия, используемые Л.С. Выготским, имели иной смысл, по сравнению с их современным содержанием. 
Большие трудности возникают при переводе работ Л.С. Выготского на другие языки мира. Особенности того или иного языка не всегда позволяют в полной мере передавать смысл, который Л.С. Выготский вкладывал в свои понятия. Это привело к тому, что многие иностранные ученые, особенно владеющие русским языком, стали в своих текстах использовать термины Л.С. Выготского без перевода, например, «общение», «обучение», «Пра-мы» и т.п. Понимание и уяснение наследия Л.С. Выготского мировым научным сообществом требует тесного сотрудничества ученых разных стран. 

Помимо традиционных форматов: секций (подробнее см. в Программе), круглых столов, лекций и т.д. на предстоящих Чтениях буду организованы: 

  • Стендовые презентации 
  • Молодежные секции 
  • Дискуссионные площадки 
Мероприятие проводится в рамках Международного конгресса к 120-летию Л.С. Выготского.

Условия участия

В рамках Чтений планируется проведение различных мастер-классов, проблемных дискуссий и вечерних лекций. Вы можете принять участие в любом из указанных мероприятий, а также заявить свое. 

Если Вы планируйте принять участие в конференции, выступить с докладом, опубликовать тезисы или хотите получить соответствующее уведомление на Ваш почтовый адрес, мы ждем писем на электронную почту vygconf@gmail.com

Контакты

Если у Вас есть вопросы, их можно задать
по телефону 8 (926) 351-07-55 (с 10.00 до 18.00 по МСК), Олег Кравцов или по почте vygconf@gmail.com 

Чтения проводятся при участии ООО «Левъ» 

 

Предлагаем Вам разместить на своем сайте новостной информер с постоянно обновляемой лентой предстоящих мероприятий по психологии, педагогике и смежным дисциплинам.