Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников

Диссертант: Банщикова Татьяна Николаевна
Год защиты: 2001
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Синягина Н.Ю.
Ведущее учреждение: Ставропольский государственный университет
Место выполнения: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
БАНЩИКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ПРОФЕССИНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы профессионально-личностной готовности воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников с учетом этносоциальной специфики региона.

Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения и решения проблемы роста агрессивности в поведении дошкольников и факторами, влияющими на ее снижение и предупреждение.

В последние десятилетия социально-экономические и политические катаклизмы, происходящие в нашей стране, безусловно, сказались на личностном развитии и поведении детей. Среди многочисленных видов поведенческих нарушений ученые и практики выделяют детскую агрессивность, которая приобрела форму социального явления. Согласно нашим исследованиям, около 17% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения Ставропольского края, отличаются выраженным агрессивным поведением, проявляющимся в драчливости, задиристости, злобности, вспышках раздражительности, более 75% педагогов испытывают трудности в работе с такими детьми, что объясняется недостаточным уровнем их личностной и профессиональной подготовленности.

Изучению феномена детской агрессивности посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках основных психологических направлений. Предметом изучения психологов являются такие аспекты проблемы как: природа и причины возникновения агрессивности, факторы и механизмы, влияющие на ее проявление и закрепление в поведении, способы предупреждения и коррекции агрессивного поведения. Несмотря на наличие к настоящему времени емких работ по проблеме агрессивности и способов ее предупреждения, они, как правило, касаются подросткового возраста.

Отсутствие должного внимания к предупреждению агрессивности у дошкольников затрудняет воспитательную работу в последующие возрастные периоды, так как агрессивность стабильна во времени. Сформировавшись в дошкольные годы, она может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей, в результате формируется социально дезадаптивная, жестокая личность.

В многочисленных современных исследованиях показана роль влияния детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстниками, психотравмирующих факторов, системы применяемых воспитательных воздействий на детскую агрессивность; влияние профессионально-личностной готовности воспитателя на уровень детской агрессивности, учета в своей педагогической деятельности социальной и этнической специфики региона остается малоизученным вопросом.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности в дошкольном возрасте, как начальном этапе ее становления, раскрытия средств предотвращения, обуславливают актуальность данной работы. До настоящего времени недостаточно проанализированным является вопрос расширения функций воспитателя, ориентированного на ребенка с проблемами в поведении.

Цель исследования — изучить профессионально-личностную готовность воспитателя к осуществлению деятельности по предупреждению агрессивности у дошкольников.

Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - развитие профессионально-личностной готовности воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников.

Гипотеза исследования. Агрессивность, как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения современных дошкольников, формируется в результате действия социальных психотравмирующих факторов. К числу основных таких факторов мы относим этносоциальные особенности региона, недостаточный профессионализм воспитателей дошкольных учреждений, нарушения в системе детско-родительских отношений.

Снижению роста агрессивности у детей дошкольного возраста будет способствовать развитие профессионально-личностной готовности воспитателя к взаимодействию с данной категорией детей и их родителями, готовность к осуществлению деятельности по предупреждению детской агрессивности с учетом этносоциальных особенностей региона в педагогической практике.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1.  Изучить причины становления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Провести теоретический анализ подходов к исследованию проблемы готовности воспитателя к работе с агрессивными детьми.

3. Исследовать специфику требований к профессионально-личностной готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе с агрессивными детьми.

4. Определить условия развития профессиональной и личностной готовности воспитателя дошкольного учреждения к работе по предупреждению детской агрессивности и разработать рекомендации по их реализации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: стандартизированные наблюдения за эмоциональными проявлениями дошкольника, тест тревожности Р. Теммла, рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Кинетический рисунок семьи», анкетирование, интервьюирование педагогов и родителей, контент-анализ высказываний респондентов, тест И.М. Юсупова «Модели общения педагогов», «Способность педагога к эмпатии» и другие. Результаты были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие около 500 человек: дети дошкольного возраста и их родители, педагоги, психологи дошкольных образовательных учреждений. Исследования по данной проблеме проводились на базе 12 городских и 5 сельских дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края и Оренбургской области.

Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов достигалась разнообразием исследовательских процедур и приемов, соответствующих целям и задачам исследования, объемом проведенного исследования, применением методов качественного анализа данных, математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа проблемы научно определена детская агрессивность, как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения современных дошкольников.

Выявлено, что главными причинами ее закрепления в поведении выступают социальные и психолого-педагогические факторы, среди которых основными являются: неблагоприятные этносоциальные особенности региона, воздействие педагогически нецелесообразных методов воспитания, дисгармония семейных отношений.

Выявлена зависимость между сформированностью профессионально-значимых качеств личности, уровнем профессиональной компетентности воспитателя в вопросах предупреждения детской агрессивности и уровнем проявления агрессивных тенденций в поведении дошкольников.

Определены структура, уровни и условия профессиональной и личностной готовности воспитателя дошкольного учреждения к работе по предупреждению агрессивности у детей.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Предложенные в работе методы исследования компонентов и уровней профессионально-личностной готовности педагогов, а также методы исследования детской агрессивности могут быть использованы в практической деятельности педагогами-психологами детских садов.

Разработанные тематические планы учебных курсов «Нормы и отклонения в развитии и поведении детей дошкольного возраста», «Детская агрессивность: психологический анализ и способы предупреждения» могут быть широко использованы для совершенствования образовательных программ курсов повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров для воспитателей и психологов дошкольных образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

Психотравмирующими факторами, создающими предпосылки частого проявления агрессии у дошкольника, выступают: современная этносоциальная специфика региона (полинациональный состав населения, близость к территориям военных действий, межнациональных конфликтов, террористические акты, безработица, приток беженцев, вынужденных переселенцев, военнослужащих, участвовавших в боевых действиях), недостаточный профессионализм воспитателей дошкольных учреждений, нарушения в системе детско-родительских отношений.

Эффективность работы по предупреждению детской агрессивности характеризуется профессионально-личностной готовностью воспитателя, включающей следующие профессионально-значимые характеристики: эмпатия, коммуникабельность, толерантность, способность к реализации личностно-ориентированного подхода, наличие особых знаний о причинах, формах, половозрастных особенностях и механизмах проявления детской агрессивности, о принципах, условиях, видах оказания психолого-педагогической помощи детям и родителям, учет в педагогической деятельности этносоциальных особенностей региона.

Апробация работы. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на Ученом совете и заседаниях кафедр педагогики и психологии Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, на краевой межвузовской научно-практической конференции «Образование на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы» (март 2000г., г. Ставрополь), на 45-ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (апрель 2000г., г. Ставрополь), на региональной научно-практической конференции (октябрь 2000г., г. Ставрополь), на междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (3-5 апреля 2001г., г. Москва).

Результаты проведенной работы нашли свою реализацию в учебном плане курсов повышения квалификации педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и в детских садах г. Ставрополя и края.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава диссертационного исследования содержит исторический анализ и анализ современного состояния проблемы готовности педагога к работе с детьми, имеющими трудности в поведении, освещенные в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, а также сущностную характеристику агрессивного поведения детей как одного из распространенных видов отклоняющегося поведения.

В первом параграфе описываются различные подходы к определению сущности понятия «профессиональная готовность», выделены этапы в исследовании проблемы профессиональной готовности и профессиональной подготовки воспитателя к работе с детьми дошкольного возраста.

Личность педагога и его профессиональная подготовка всегда занимала и занимает одно из центральных мест в системе педагогического образования. Не случайно важнейшим научным направлением в области образования была и остается дальнейшая разработка проблемы формирования готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности (П.П. Блонский, В.П. Беспалько, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

В первой трети XX века были начаты педагогические исследования, связанные с определением профессиональной готовности педагога к выполнению педагогических функций (С.И. Гусев, Т.К. Маркарьян, П.М. Парибок, Л.М. Фридман и др.). Такие поиски дополняли представление о личности педагога вообще, акцентировали внимание на его специальную подготовку. В результате первоначальное понимание «готовности» стало рассматриваться, как наличие профессиональных знаний, умений и навыков.

Середина XX века отличается направленностью исследований на углубление теории психологической готовности (Б.Г. Ананьев, Е.И. Бойко, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов и др.), которая стала рассматриваться в свете когнитивной концепции деятельности человека на уровне психофизиологических механизмов (потребность, мотив, система установок и пр.). Проблема профессиональной готовности рассматривалась с позиции функционально-квалификационных требований к специалисту, с позиции содержания структуры деятельности (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, С.Г. Косарецкий, В.И. Панов, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Содержание педагогического образования специалистов дошкольного воспитания в этот период носило информационный характер и было ориентировано на подготовку педагога-исполнителя, ретранслятора знаний, умений и навыков.

В конце XX века усиливается дифференцированное понимание профессиональной готовности, как сложного интегрального качества, которое формируется на основе внешних и внутренних условий (А.П. Воиченко, С.И. Ершова, С.С. Салаватова и др.), как социальная установка личности (К.А. Абульханова, Л.П. Буева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). В структуру готовности включается единство нравственных, психологических и профессиональных компонентов. С точки зрения исследуемой нами проблемы, особый интерес представляют подходы к профессиографическому описанию деятельности воспитателя дошкольного учреждения (С.А. Козлова, В.И. Логинова, Л.В. Поздняк, М.Л. Палавандишвилли, Н.И. Пинчук и др.), разработки модели педагогических умений воспитателя, в которую исследователи включают аналитические, прогностические, организаторские, конструктивные, коммуникативные и контрольно-оценочные умения.

Таким образом, систематизация исследований по проблеме профессиональной готовности позволяет сделать вывод о том, что в науке имеются исследования проблемы готовности с позиции целостности личности, содержательного наполнения понятия «профессиональной готовности», поиск подходов к профессиографическому описанию педагогической деятельности. В своем диссертационном исследовании профессиональную готовность педагога дошкольного учреждения рассматриваем как активно-действенное состояние личности, обеспечивающее быструю адаптацию к постоянно меняющимся условиям и использующее в процессе практической работы приобретенные знания и умения.

Во втором параграфе первой главы анализируются взгляды на трактовку понятий «агрессия», «агрессивность», рассматриваются основные концепции происхождения агрессии, факторы, обуславливающие развитие агрессивности в детском возрасте, половозрастные особенности агрессивных проявлений у дошкольников.

Существует большое количество определений агрессии, в основу которых положены различные подходы: внешне наблюдаемые проявления, намерения человека, внутренние мотивационные установки. Большинство зарубежных ученых принимают следующее определение: «агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Л. Берковиц, Д. Ричардсон и др.). Отечественные исследователи (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.) объясняют агрессию, как «действия человека, характеризующие демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба». На основе анализа различных трактовок понятия «агрессия» мы вывели следующее определение: «Агрессия — это целенаправленное, разрушительное поведение (или действие) индивида или группы, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, наносящее физический, психический или телесный вред одушевленным объектам или неодушевленным объектам, от состояния которых зависит физическое или психическое благополучие его обладателя».

Анализ зарубежной научно-методической литературы и отечественных исследований позволяет развести понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это специфическая форма поведения, а агрессивность - психическое свойство личности, которое в зависимости от воздействующих факторов может приобретать конструктивный или деструктивный характер. Конструктивный характер агрессивности выражается в приемлемой форме поведения и способствует адаптации к меняющимся условиям, достижению целя, успеха. Деструктивная, враждебная агрессия совершается для того, чтобы причинить кому-либо вред или используется как средство самозащиты, которое выражается в деструктивной форме и способствует формированию отрицательных черт характера: драчливости, мстительности, злобности и других.

Существуют резко отличающиеся взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. При всем разнообразии противоречивых теоретических обоснований мы условно разделить их на следующие категории:

1 .Теория «агрессия - инстинкт» (этологический и психоаналитический подходы к описанию агрессии) рассматривает агрессию как первоначальное влечение, как проявление инстинкта смерти (З. Фрейд). К. Лоренц рассматривает агрессию как инстинкт борьбы за выживание, необходимый человеку для сохранения жизни и вида.

2.Теория «побуждения» - обосновывает агрессивное поведение с точки зрения воздействия фрустрации, посылов, определенных условий, аверсивных факторов, провоцирующих агрессивное поведение. Согласно фрустрационной теории агрессия возникает как реакция, связанная с преодолением препятствий к удовлетворению своих потребностей и установлению эмоционального равновесия (Д. Доллард, Л. Берковиц, Д. Зильманн и др.).

3.Эмпирические данные теории «социального научения» свидетельствуют о том, что наблюдения, наказания, непосредственный опыт, являются причиной возникновения агрессивных тенденций в поведении. С позиции теории социального научения, агрессия является результатом научения, и на ее формирование влияют самые разнообразные ситуационные, социальные и когнитивные факторы (А. Бандура, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.).

Признавая, что определенные реакции и поступки маленьких детей основаны на врожденных механизмах, вместе с тем считаем, что многое в их поведении обусловлено общественными нормами, особенностями воспитательной практики взрослых, влиянием моделей агрессивного поведения. Врожденные реакции, вызывающие чувства страха, самосохранения, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием (KA. Dodge и др.).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых установили зависимость характера поведения детей от методов их воспитания родителями (D.G. Perry, D. Olweus, G.R. Patterson, A.H.Buss, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.). Среди особенностей детско-родительских отношений в семье, влияющих на развитие агрессивности выделяем: недостаток тепла, ласки, внимания к ребенку, явное отвержение малыша, жестокость по отношению к нему, недостаток контроля над поведением ребенка, непоследовательность в применении наказаний, снисходительное отношение к проявлениям агрессии.

Различные формы агрессивного поведения возникают при общении со сверстниками или во взаимоотношении ребенка с братом, сестрой. Одной из причин агрессивного поведения в дошкольном возрасте выступает несформированность операциональной стороны игры. Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред - являются «безопасным способом обучения агрессивному поведению».

Особое внимание исследователи уделяют вопросу влияния средств массовой информации на формирование моделей агрессивного поведения у детей (С.И. Семенака, А. Бандура, И.Г. Садовский, А.А. Глиссер и др.). Чрезмерное увлечение телепередачами с показом насилия и жестокости развивает агрессивные фантазии у детей, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. Отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, дети усваивают варианты решения проблем с помощью насилия и переносят их в межличностные отношения.

Давая характеристику поведению дошкольников, важно учитывать функцию пола в проявлении агрессивности. Современными исследователями (Е.Е. Копченова, С.Ф. Сироткин, И.А. Фурманов, В. Элиосеос и др.) отмечается, что половые различия в форме и степени агрессивности начинают проявляться уже на втором году жизни. Для мальчиков характерно открытое выражение агрессии как в прямой, физической форме (ударить, толкнуть, задеть), так и в вербальной (обозвать, поддразнить). Агрессивность девочек носит скрытый характер и выражается в косвенной физической и вербальной форме (жалуются, показывают язык, «строят рожи», демонстрируют обиду, разрывают отношения). Эта особенность обнаруживается во всех возрастных периодах развития, начиная с дошкольного.

Знание причин возникновения агрессивности у дошкольников необходимо воспитателю для построения работы с детьми, имеющими проблемы в поведении, и их родителями.

Таким образом, теоретический анализ работ по проблеме детской агрессивности показывает, что, в основном, предметом изучения психологов оказываются концепции происхождения агрессии, факторы, обуславливающие развитие агрессивности в детском возрасте, половозрастные особенности агрессивных проявлений у дошкольников. Значительно меньше работ, посвященных разработке превентивных мер агрессивного поведения. Некоторые психологи-исследователи (Д. Добсон, Д. Доллард, С. Берковиц, З. Фрейд) считают, что для предупреждения и контроля агрессии существуют два наилучших способа - наказание и катарсис, и они необычно эффективны для сокращения случаев проявления человеческой агрессии. Несмотря на то, что и наказание, и катарсис могут в какой-то степени использоваться для управления агрессией, мы считаем, что они не станут ни раздельно, ни в сочетании друге другом способом предупреждения агрессивного поведения.

В третьем параграфе раскрывается состояние подготовки педагога к работе с трудными детьми, обосновываются современные требования к профессионализму педагога, работающему с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении, дается характеристика модели профессионально-личностной готовности воспитателя к коррекционно-профилактической работе с агрессивными детьми.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. В педагогической практике дошкольных учреждений остро стоит проблема появления многочисленных нарушений, отклонений в поведении ребенка. Существует насущная потребность практики в расширении перечня функций воспитателя, который сегодня должен быть готов работать с разными категориями детей, владеть интегрированными знаниями о психологических особенностях дошкольников, методами педагогической диагностики, профилактики и коррекции различных отклонений.

В рамках решения задач нашего исследования представляют интерес позиции ученых (Е.Б. Агеева, В.Н. Барсуков, А.С. Белкин, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, И.А. Невский, С.С. Степанов, И.А. Фурманов, С.Т. Шацкий и др.), отражающие решение проблемы подготовки педагога к работе с трудными детьми, имеющими отклонения в поведении. Так, исследователи считают, что педагог должен владеть системой знаний о психологических, психофизических особенностях детей и владеть педагогическими умениями. К основным педагогическим умениям относят: умение своевременно распознать отклонения в поведении, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с ребенком, создавать условия для совершения нравственных поступков, верить в его нравственные возможности; умение использовать позитивное стимулирование, помогающее снизить напряжение, тревожность в общении, создавать доброжелательный микроклимат; умение рационально организовывать различные виды деятельности, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, укреплять его уверенность в себе.

К профессионально-значимым качествам личности педагога, работающего с трудными детьми, ученые и исследователи (О.А. Казанский, В.Г. Маралов, С.В. Салтыкова, Н.Ю. Синягина, В.А. Ситаров и др.) относят: высокий уровень интеллектуального, нравственно-волевого развития, адекватную самооценку, способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, толерантности, сопереживанию, взаимопониманию, способность к построению полисубъектных отношений.

Анализируя содержание современных курсов педагогики и психологии, учебно-программную документацию педагогических учреждений края, готовящих специалистов для дошкольных образовательных учреждений, выявили, что в анализируемых программах акцент сделан на развитие ребенка с точки зрения среднестатистической нормы и не предусматривается изучение ребенка с отклонениями в пределах нормы. Не предусматривается учебными программами и формирование у педагогов умений предупреждать, диагностировать и корректировать возникающие отклонения в поведении дошкольников.

Готовность педагога к профилактике агрессивного поведения дошкольников в нашем исследовании мы определяем интеграцией мотивационно-личностного и профессионального компонентов.

Мотивационно-личностный компонент понимается нами как наличие соответствующих потребностей и профессионально-значимых личностных качеств педагога, необходимых для осуществления деятельности по предупреждению агрессивности; профессиональный - как теоретическая и практическая компетентность педагога в вопросах профилактики детской агрессивности.

Мотивационно-личностный компонент готовности характеризуется наличием потребности в овладении технологией взаимодействия с детьми, имеющими агрессивные тенденции, ведущим стилем педагогического общения, способностью к рефлексии, эмпатии, гибкости, толерантности, сопереживанию, взаимопониманию, способностью к построению полисубъектных отношений, саморегуляции своего поведения, избавлению от негативных стереотипов и установок.

Теоретическая готовность характеризуется наличием психолого-педагогической компетентности в вопросах о причинах, формах, половозрастных особенностях и механизмах проявления детской агрессивности, о принципах, условиях, видах и конкретных приемах оказания психолого-педагогической помощи детям.

Практическая готовность характеризуется наличием:

а) организационных умений (создавать благоприятные условия для развития ребенка, организовывать субъект-субъектное взаимодействие на принципах ненасилия, анализировать проблемные педагогические ситуации, владеть способами организации профилактических и коррекционных мероприятий);

б) диагностических умений (осуществлять целенаправленное наблюдение за поведением ребенка, выявлять причины эмоционального неблагополучия, цели, мотивы его поведения, учитывать индивидуальные особенности детей, отделять отклонения от возрастной нормы);

в) профилактико-коррекционных умений (планировать и проводить с детьми коррекционно-развивающие занятия, направленные на устранение выявленных отклонений в поведении, развивать положительные качества личности, проводить просветительскую и коррекционную работу с родителями).

На основе представленных критериев были определены уровни данных видов готовности: оптимальный, допустимый и критический.

Во второй главе излагается процедура проведения исследования детей и их родителей, педагогов дошкольных учреждений, обосновываются и описываются применяемые методики, анализируются и сопоставляются полученные в исследовании результаты, обосновываются выводы.

Первый параграф второй главы. Согласно теории социального научения (А. Бандура) для исчерпывающего анализа агрессивного поведения необходим учет трех составляющих: а) способов усвоения подобных действий, б) факторов, провоцирующих их появление, в) условий, при которых они закрепляются.

В качестве основной диагностической задачи мы выделили следующую: исследовать зависимость уровня агрессивности у дошкольников от уровня готовности педагога к осуществлению деятельности по ее предупреждению. В качестве дополнительной - установить зависимость агрессивных проявлений от этносоциальных особенностей региона.

Для анализа агрессивности детей дошкольного возраста с учетом специфики задач исследования использовалась карта наблюдений чувственных проявлений ребенка (Й. Шванцар), рисуночные методики «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бак), «Кинетический рисунок семьи» (Г.Т. Хоментускас), тест тревожности Р. Теммла. При выборе методик учитывалась: надежность по данным ряда отечественных и зарубежных исследований, доступность для обследования детей дошкольного возраста, возможность математической обработки результатов. Полученные результаты сопоставлялись с медицинскими данными и данными, предоставленными психологами, социальными педагогами и воспитателями дошкольных учреждений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений, как фактора, влияющего на усвоение и провоцирование агрессивных тенденций в поведении дошкольников, использовался опросник «Типы воспитания детей» А.И. Баркан. Ответы респондентов сопоставлялись с результатами рисуночных тестов.

Психодиагностика воспитателей дошкольных учреждений проводилась с помощью специально разработанного диагностического комплекса (анкетирование, интервьюирование педагогов, контент-анализ высказываний респондентов, тесты И.М. Юсупова «Модели общения педагогов», «Способность к эмпатии»), направленного на выявление ведущих профессионально-значимых личностных качеств и уровня подготовленности к выполнению задач, связанных с решением проблемы детской агрессивности.

Во втором параграфе второй главы дается анализ особенностей, факторов и условий, обуславливающих агрессивное поведение дошкольников с учетом региональных особенностей.

В результате использования диагностических процедур нами выявлены особенности эмоционально-аффективной сферы личности ребенка, которые свойственны детям Ставропольского края и которые способствуют возникновению агрессивности у дошкольников.

За последние годы, когда в регионах Северного Кавказа резко обострились межнациональные конфликты, в крае увеличился приток беженцев и вынужденных переселенцев (более 200 тыс. человек). Появление беженцев в регионе является одним из факторов, усиливающих социальную и межнациональную напряженность. К приезду беженцев, по данным социологических исследований, негативно среди населения относятся более 20%.

Зачастую дети становятся свидетелями раздражения, обвинения и агрессивности в адрес других народов. Мы отмечаем и тот факт, что среди беженцев и вынужденных переселенцев, переживших травматические события, связанные с военными действиями, гибелью близких, потерей социального статуса, работы при попадании в новую микроструктуру, в ситуацию отторжения «чужаков» у местного населения, отмечается «микро культурный шок»: повышенная тревожность, психосоматические расстройства, вербальный настрой на насильственные действия для решения своих проблем на новом месте, меньший запас терпеливого отношения к сложившейся обстановке, высокий удельный вес агрессивных тенденций.

С помощью наблюдений и метода экспертных оценок нами исследованы особенности эмоциональных проявлений детей, постоянно проживающих в данной местности (184 чел.) и детей беженцев и вынужденных переселенцев (73 чел.). В таблице 1 представлен профиль чувственных проявлений усредненного представителя детей местных жителей и детей мигрантов.

Таблица 1.

Особенности эмоциональных проявлений дошкольников

Чувственные

проявления

Дети местных жителей

Дети беженцев и вынужденных переселенцев

Интенсивность

Интенсивность

0

нет

1

мало

2 средне

3

мно­го

4 очень много

0

нет

1

мало

2 средне

3

мно­го

4 очень много

Возбуждаемость

*

*

Капризность

*

*

Боязливость

*

*

Плаксивость

*

*

Злобность

*

*

Сверхчувстви­тельность

*

*

Обидчивость

*

*

Тревожность

*

*

Жестокость

*

*

Агрессивность

*

*

Нетерпеливость

*

*

Из таблицы наглядно видно, что эмоциональный портрет детей из семей мигрантов часто проявляет те же признаки посттравматического стресса, что и у взрослых: общую тревожность, легкоранимость, возбудимость, обособленность, приступы жестокости, агрессивности, нетерпеливость.

Количественная интерпретация симптокомплексов рисуночных тестов показала, что агрессивность и такие формы ее проявления как враждебность, негативизм, вызваны дефицитом чувства защищенности, преобладанием психического состояния тревожности, фрустрации. Такие показатели как: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, фрустрация, трудности общения, депрессивность, - дают в конечном результате потенцирующий, усиливающий эффект, а агрессивность и ее проявления являются защитными реакциями ребенка на психотравмирующие ситуации, на разрешения внутреннего конфликта, стремление самоутвердиться (Таблица 2).

Таблица 2

Особенности личностно-эмоциональной сферы дошкольника края (в %)

Незащи-щенность

Тре­вож­ность

Недоверие к себе

Чувство неполно-ценности

Враждеб-ность

Фрустра-ция

Трудности обще­ния

Депрес-сивность

Агрес­сив­ность

Нега­ти­визм

16,6

19,3

8,3

10,9

14,7

20,1

14,5

6,6

17,1

9

Особую озабоченность у населения вызывают приграничные конфликты, террористические акты в городах края. Подобная социальная и межэтническая напряженность вызывает у людей постоянную тревогу. Уровень тревожности у населения за последние 5 лет увеличился на 46% (данные социологического опроса).

Исследования уровня тревожности детей дошкольного возраста по тесту Р. Тэммла (128 чел.), проводимые в дошкольных учреждениях Оренбургской области (г. Ясный, пос. Домбаровский) и Ставропольского края (г. Ставрополь, Буденновский район, Минераловодский район) показали, что повышенный фон тревожности у детей, проживающих в непосредственной близости к территории межнациональных конфликтов, приводит к росту агрессивных тенденций в их поведении (Таблица 3).

Таблица 3.

Показатели зависимости уровня агрессивности от уровня тревожности у детей,

проживающих в регионах отдаленных и приближенных к территории этносоциальной напряженности

Группы

(по регио­нам)

Кол-во обследо-ван­ных де­тей

Высокий уровень

(%)

Средний уровень

(%)

Низкий уровень

(%)

Тре­вожно­сти

Агрес­сивно­сти

Тре­вожно­сти

Агрес­сивно­сти

Тревож-ности

Агрес­сив­ности

I группа

Оренбург­ская область

38

21

9

59

24

20

67

II группа

1)Буденнов­ский    район

54

32

15

66

31

2

54

2)Минераловодский район

36

33

18

67

35

12

47

Переживаемые взрослыми эмоциональные состояния: страх за свою жизнь и безопасность близких, детей, неуверенность в будущем, разочарование в обществе, колебания настроения (от возбуждения и агрессивности до депрессии и апатии), сказываются на внутрисемейных отношениях и определяют поведенческую стратегию при воспитании детей.

Наши исследования особенностей семейного воспитания детей в регионах, где были совершены террористические акты (Буденновский, Минераловодский районы) и население находилось в условиях крайне высокой психологической напряженности, показали резкую смену типов воспитания, ориентированных на более жесткие, гиперопекающие приемы и, как следствие, рост агрессивности в поведении детей (Таблица 4).

Таблица 4.

Особенности проявления типов воспитания детей в семье

Типы воспитания

Буденновский рай­он (n=54)

Минераловодский район (n=36)

г. Ставрополь

(n=61)

Кумир семьи

12,3%

13,5%

17,1%

Гиперопека

29,4%

31,7%

27,3%

Гипоопека

12,3%

8,8%

12,1%

Безнадзорность

1,4%

0,8%

2%

«Золушка»

3%

3,1

2,3%

«Ежовые рукавицы»

17,4%

21,3%

15%

Моральная ответственность

9,2%

9%

13,8%

Культ болезни

5,7%

7,1

3,2%

«Кронпринц»

2,2%

0,5

1,8%

Противоречивое воспитание

5%

6,2%

2,.5%

Смена образцов вос­питания

9,2%

14%

6,8%

Такие факторы как: резкая смена образцов воспитания, не учитывающая особенности личностного развития ребенка, его потребности в общении, в самостоятельности, самореализации; усиление гиперопекающего стиля воспитания; необоснованные запреты на посещение секций, кружков, друзей, привычных игр во дворе со сверстниками приводят к ситуации переживания сильных эмоций: аффекта гнева, фрустрации, желанию избавиться от опеки, противостоять запретам, вернуться к привычному образу жизни, - приводят к тому, что дети прибегают к агрессивным формам протеста, которые выражаются в негативизме, упрямстве, приступах вспыльчивости, раздражительности, непослушании. Социально-напряженная ситуация в крае делает подобное эмоциональное состояние устойчивым и длительным, ребенок закрепляет в поведении эти важнейшие составляющие агрессии.

Таким образом, полинациональный состав населения, близость к территориям военных действий, межнациональных конфликтов, террористические акты, безработица, приток беженцев, вынужденных переселенцев, военнослужащих создают предпосылки для частого проявления агрессии как защитной реакции или как своеобразного поведенческого идеала.

Результаты анкетирования 182 педагогов дошкольных учреждений, претендующих на первую и высшую квалификационную категорию, позволили выявить наиболее значимые качества личности воспитателя, необходимые для предупреждения агрессивности у дошкольников (мы приводим их в порядке убывания): любовь к детям, доброта и ласка, терпимость, сопереживание, самообладание, коммуникабельность, настойчивость, наблюдательность, строгость. В данной совокупности качеств можно выделить гуманистическую, коммуникативную направленность. Основную смысловую нагрузку несет такое качество как эмпатия.

На следующем этапе педагогам предлагалось дать самооценку уровню профессиональной готовности к взаимодействию с детьми, имеющими агрессивные тенденции в поведении.

Анализируя представленные в таблице 5 данные, мы пришли к выводу о том, что более 75% респондентов дали невысокую самооценку профессиональной подготовленности к работе с трудными детьми.

Таблица. 5.

Самоанализ уровня подготовленности воспитателей к взаимодействию с агрессивными детьми

Уровень подготовленности (на основе самоанализа)

Стаж педагогической деятельности

До 5лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

Высокий (оптимальный)

223%

15,1%

0

32%

Средний (допустимый)

44,4%

46,7%

42%

28%

Низкий (критический)

333%

38,2%

58%

40%

Наиболее низкие показатели подготовленности отмечены у педагогов, чей педагогический стаж составляет 10 — 20 лет. Предполагаем, что содержание психолого-педагогических дисциплин, которые изучались ими в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, в то время не рассматривало проблему особенностей работы с детьми, имеющими отклонения в поведении. Анализ наиболее распространенных причин недостаточной подготовленности воспитателя показал, что педагоги связывают трудности в работе по предупреждению агрессивного поведения детей, главным образом, с отсутствием у них необходимых психолого-педагогических знаний (42,9%), практических умений (27,5%), а также отсутствием знаний о способах саморегуляции психоэмоционального состояния (29,6%). Анализ ответов воспитателей показал, что большинство респондентов на вопросы, касающиеся определения агрессии, форм ее проявления у дошкольников, причин возникновения, дают неоднозначные ответы: «агрессия-это «неуправляемость поведением», «желание обратить на себя внимание», «несогласие с требованиями коллектива», «Я - на первом месте», «нежелание мирно решать вопросы» и другие. На вопрос «В каких формах проявляется агрессия?» отвечают - «невыполнение заданий», «крик», «обида», «драка», «истерики перед родителями». Агрессивность связывают с «плохой наследственностью», «родовыми травмами»-28,1%, «национальными традициями»-19,3%, плохой экологией — 1,3%, и только 8,4% респондентов указывают на зависимость агрессивных проявлений у детей от особенностей их воспитания.

Полученные данные дают основание утверждать, что к основным затруднениям во взаимодействии с агрессивными детьми можно отнести трудности, связанные с пониманием сущности агрессивного состояния личности ребенка, причин и форм ее проявления, влияния региональных особенностей на процесс становления агрессивности в поведении. Педагоги допускают ошибку при оценке поведения с точки зрения соответствия его возрастной норме, и, как следствие, - неумение планировать и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

В качестве дополнения и уточнения показателей профессионально-личностной готовности воспитателей к деятельности по предупреждению агрессивности у детей и определения степени их влияния на уровень агрессивности дошкольников мы использовали тесты И.М.Юсупова «Способность педагога к эмпатии», «Модели общения педагога», сопоставляли полученные результаты с анкетными данными и данными, полученными при исследовании детей.

Диаграмма 1.

Соотношения уровня эмпатийности педагогов и уровня агрессивности дошкольников (воспитателей 37чел., дошкольников 252чел)

Результаты сравнительного анализа данных уровня эмпатии педагога и уровня агрессивности дошкольников, с которыми он работает, показали: самые низкие показатели уровня детской агрессивности у воспитателей с высокой и средней эмпатийностью (4,5% и 9,7%), самый высокий уровень детской агрессивности у педагогов с низким уровнем эмпатийности (19,8%). У педагогов, чей уровень эмпатийности определялся как очень высокий, уровень детской агрессивности составил 11,3%. Предполагаем, что болезненно развитое сопереживание, чрезмерная впечатлительность мешают педагогу адекватно оценивать критические, конфликтные ситуации, принимать быстрые решения.

Диаграмма 2.

Соотношение уровня компетентности воспитателей и уровня агрессивности

Дошкольников

I. оптимальный уровень компетентности

II. допустимый уровень компетентности

III. критический уровень компетентности

Как показал сравнительный анализ у педагогов, чей уровень компетентности оценивался как оптимальный (17,3% респондентов) и допустимый (40,3% респондента), уровень детской агрессивности оценивался как низкий (5,8% и 12,3%). У воспитателей с критическим уровнем компетентности уровень детской агрессивности оценивался как высокий.

Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о том, что предупреждение роста детской агрессивности зависит от профессионально личностной готовности воспитателя.

В третьем параграфе второй главы даются рекомендации по организации психолого-педагогических и методических условий в системе повышения квалификации, по формированию готовности педагога к осуществлению профилактико-коррекционной деятельности.

Личностное развитие педагога определяется, прежде всего, его собственной активной деятельностью, его природными задатками, социальной средой, спецификой обучения и зависит от ряда условий, оказывающих непосредственное влияние на процесс формирования профессиональной готовности воспитателей к предупреждению детской агрессивности: организационные, психолого-педагогические, нравственно-гуманистические.

Психолого-педагогические условия, по-нашему мнению, - это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов психолого-педагогических ситуаций, обстоятельств и приемов, направленных на решение поставленных задач и достижение диагностично поставленных целей.

Особая роль принадлежит условиям, стимулирующим профессионально-творческое и личностное развитие воспитателя, способного решать поведенческие проблемы ребенка-дошкольника: воздействовать на личность посредством системы разнородных стимулов, подключать к восприятию информации как можно больше чувств; опираться на профессиональный интерес и жизненный опыт педагога; организовывать обучающий процесс так, чтобы у воспитателя была возможность проявлять творческий потенциал, самореализоваться, освоить технологии нестандартного взаимодействия с детьми, коллегами; стимулировать интерес к решению проблемы детской агрессивности, потребность в овладении технологией конструктивного взаимодействия с детьми с помощью проблемности предлагаемого материала, различного уровня трудностей заданий, которые включали бы психологические механизмы творческого, эвристического мышления; максимально учитывать инициативу педагога в организации и проведении исследовательской деятельности по рассматриваемой проблеме и другие.

Формирование профессионально-личностной готовности воспитателя к предупреждению детской агрессивности наиболее продуктивно с применением как коллективных (анализ конкретных ситуаций, тематические дискуссии, метод «круглого стола», имитационно-ролевые игры, тренинга, метод «лабиринт действий», профессиональная консультация), так и индивидуальных методов (самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа, консультации-собеседования, работа в малых проблемных группах, курсовое проектирование), учитывающих индивидуальные, психологические, когнитивные, профессиональные особенности педагогов, степень их готовности к предупреждению детской агрессивности.

Реализация программы развития профессионально-личностной готовности воспитателя к предупреждению детской агрессивности показала, что положительная мотивация в овладении знаниями и умениями по предупреждению детской агрессивности возросла на 6,6%, профессиональная компетентность на 22,9%. Более подробно технология работы воспитателей по предупреждению агрессивности у дошкольников и результаты их применения описаны в тексте диссертации.

Результаты, полученные в исследовании, позволяют сделать следующие выводы:

1. Основными причинами закрепления детской агрессивности в поведении выступают социальные и психолого-педагогические факторы, среди которых - неблагоприятные этносоциальные особенности региона, воздействие педагогически нецелесообразных методов воспитания, дисгармония семейных отношений.

2. Исследование показало, что этносоциальные факторы: полинациональный состав населения, близость к территориям военных действий, межнациональных конфликтов, террористические акты, безработица, приток беженцев, военнослужащих, - создают предпосылки для частого проявления агрессии как защитной реакции и способствуют становлению у дошкольника агрессивности как качества личности.

3. Уровень агрессивности дошкольника в существенной мере зависит от профессионально-личностной готовности воспитателя к деятельности по ее предупреждению. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников определяется наличием профессионально-значимых личностных качеств и профессиональной компетентностью в вопросах предупреждения деструктивной агрессии у детей. Существует зависимость между сформированностью профессионально-значимых качеств личности, уровнем профессиональной компетентности воспитателя в вопросах предупреждения детской агрессивности и уровнем проявления агрессивных тенденций в поведении дошкольников.

4. В профессионально-значимых качествах личности воспитателя приоритетное положение отводится эмпатии и коммуникативности, в профессиональной компетентности—владение знаниями о причинах, формах, половозрастных особенностях и механизмах проявления детской агрессивности, о принципах, условиях, видах оказания психолого-педагогической помощи детям, а также организационным, диагностическим, профилактико-коррекционным умениям.

5. Исследование подтвердило гипотезу о том, что снижению роста агрессивности у детей дошкольного возраста будет способствовать профессионально-личностная готовность воспитателя к взаимодействию с данной категорией детей и их родителями, готовность к осуществлению деятельности по предупреждению детской агрессивности, учет в педагогической деятельности этносоциальных особенностей региона.

В целом, проведенная работа подтвердила выдвинутые гипотезы, позволила решить поставленные задачи, показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых психологический анализ динамики современной социальной среды, разработка новых технологий работы с агрессивными дошкольниками и практическое внедрение их в практику работы дошкольных учреждений.

Публикации по теме диссертационного исследования:

1. Психолого-педагогический инструментарий педагога-психолога дошкольного учреждения: Учебно-методическое пособие. /Авт. и сост.: Е.Ю. Барабаш, Т.Н. Банщикова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000. - 92с.

2. Превентивные меры по снятию агрессивности у детей раннего возраста в адаптационный период. // Образование на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы: Сборник материалов к краевой научно-практической конференции. Выпуск 4. / Под ред. Н.И. Бутенко и Л.Я. Селюковой. - Ставрополь: Издательство СКИПКРО, Ставропольсервисшкола, 2000. - С. 64-66.

3. Значение информационных умений и навыков педагога в формировании ненасильственного отношения к окружающим у дошкольников. /Всероссийское родительское собрание «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентации». Стендовый доклад. - Москва, 2000. - 0,1 п.л.

4. Решение проблемы совершенствования профессионализма воспитателя для работы с детьми, имеющими агрессивное поведение. // Материалы междисциплинарной науч. конф. аспирантов и соискателей АПК и ПРО, 3-5 апреля 2001 /Минобразование России. АПКиПРО.-М., 2001. -0,1 п.л.

5. Агрессивность дошкольника и возможности ее предупреждения. Сборник научно-методических материалов. — Составитель и научный редактор: Н.Ю. Синягина.-М., 2001.-С. 49-51.

6. Анализ особенностей, факторов и условий, обуславливающих агрессивное поведение дошкольников в Ставропольском крае (в печати).

Перейти к списку диссертаций