Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Психологические особенности личности в пожилом возрасте

Диссертант: Рощак Кароль
Год защиты: 1990
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Чудновский В.Э.
Ведущее учреждение: АПН СССР
Место выполнения: Ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

РОЩАК Кароль

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития. Между тем, в отличие от ранних ступеней онтогенеза, психология пожилого возраста разработана чрезвычайно мало. Правда, в зарубежной психологии, особенно после второй мировой война, наблюдается повышенный интерес к данной проблеме. Период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.А Логинова), который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта к имеет ряд качественно новых, не встречаемых в ранних периодах развития, свойств и признаков (Ю.К. Дупленко, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова). Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и путях нейтрализации (или по крайней мере сведения к минимуму) отрицательных проявлений этого процесса (М .Д. Александрова, Б.Г. Ананьев, В.В. Болтенко, Г. Тома) . В последнее время данная проблема приобрела особую актуальность, в связи с изменениями в возрастной структуре населения мира и общим его постарением. Этот процесс в полной мере проявляется и в Республике Польша и в Советском Союзе: значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем, составе населения остро ставит вопрос об их адаптации к условиям жизни с учетом возрастных особенностей.

Объектом исследования являются люди пожилого возраста.

Предмет исследования - психологические особенности личности пожилого возраста.

Научная новизна. В диссертации получен ряд новых научных данных характеризующих особенности мотивационно-потребностной сферы людей пожилого возраста. Дана содержательная характеристика потребностей пожилого человека и показано, что для данного возраста специфическим является не столько изменение содержания потребностей, сколько особенности их иерархий. Характерно для пожилого человека смещение ряда ведущих потребностей на низшие этажи иерархии, децентрализация ее отдельных звеньев, что затрудняет общий процесс саморегуляции. В исследовании представлен «статистический портрет» пожилого человека, включавший систему его потребностей, получены значимые половые различия пожилых ладей в процессе старения, даны «статистические портреты» пожилых женщины и мужчины, включающие в себя специфику их основных потребностей.

Выявлены и охарактеризованы типы старения, обусловленные спецификой ведущих потребностей и различающиеся по эффективности приспособления к процессу старения. Выявлены особенности мотивационно-потребностной сферы пожилого человека, дозволяющие оптимизировать процесс старения ("конструктивный тип" старения), сохраняя при этом творческие возможности личности.

На защиту выносятся:

1. Положение о своеобразии потребностно-мотивационной сферы пожилых людей: специфическим для личности пожилого человека является не столько изменение содержания потребностей, сколько особенности их иерархии.

2. "Общестатистический портрет" пожилого человека: для последнего характерно смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажи иерархии «выпячивание» отдельных потребностей, ранее занимавших подчиненное положение и как результат этого - возникновение сдвоенных потребностей ("потребностей-антагонистов").

3. Типы старения, обусловливающие специфику индивидуального стиля жизни пожилого человека, эффективность его адаптации к возрастным изменениям, темпы процесса старения.

4. Положение о значимых половых различиях в процессе старения. В целом, для женщин характерен более эффективный процесс адаптации по сравнению с мужчинами.

Цель работы состоит в экспериментальном изучении пожилых людей, выявлении особенностей личности пожилого человека и психологических типов старения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ состояния проблемы и выдвижение гипотез исследования.

2. Сбор и анализ эмпирических данных, характеризующих основные тенденции в повелении и особенности личности пожилых людей.

3. Выявление особенностей мотивационно-потребностной сферы в пожилом возрасте. Характеристика содержания и иерархий потребностей пожилого человека, выявление и характеристика типов старения.

4. Установление половых различий в характере приспособления пожилых людей к процессу старения.

5. Адаптация и апробация методики исследования - тератологического апперцептивного теста (ГАТ).

Гипотезы исследования:

1. Характерная для пожилого возраста тенденция старения и угасания организма не отменяет, однако, общевозрастной тенденции: пожилому возрасту, как и другим периодам развития, присущи не только недостатки, но и достоинства (Н.С. Лейтес), облегчающие задачу адаптации к старости.

2. Существуют некоторые особенности мотивационно-потребностной сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленном старением.

3. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные особенности личности пожилого возраста помогут расширить возможность оптимального включения пожилых людей в жизнь общества; знание личностных особенностей в пожилом возрасте, в частности, потребностно-мотивационные "портреты" пожилых людей, характеристики ведущих потребностей, типы строения могут быть использованы в практической работе в домах-интернатах; материалы исследования могут быть включены в содержание лекций по геронтологии в медицинских училищах и институтах.

Методы исследования: в качестве основной методики использовался проективный тест - геронтологический апперцептивный тест (ГАТ); дополнительные метода - интервью, наблюдения, беседы до и после проведения методики ГАТ, ознакомление с личными делами, анализ биографических источников.

Базой исследования служили три дома-интерната для престарелых в г. г. Катовице и Гливице (Силезия) в Республике Польша. В эмпирических исследованиях участвовали ПО человек: 55 мужчин и 55 женщин.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, текст диссертации иллюстрирован 16 таблицами.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании лаборатории Научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии Академии Педагогических наук СССР.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

За последнее время во всех странах мира значительно изменилась не только численность населения, но и его возрастной состав. Особенно существенные изменения произошли в экономически развитых странах. Они характеризуются увеличением доли пожилых людей и уменьшением младших возрастных груш (О-14 лет).

В 1972 году в мире насчитывалось 280 млн. старых людей, из них I05-IIO млн. (вместе с СССР) - в Европе. По данным ВОЗ в 2000 году стало лиц 60 лет и старше составит 585 млн., т.е. с 1970 года процент пожилых людей среди всего населения мира возрастет с 8% до 9%. За первую половину XX века число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилось в Великобритании с 4,6% до 11,1% (2,3 раза); в Бельгии - с 6,2% до 11,4% (1,8 раза); в США - с 4,1% до 8,2% (в 2 раза).

По Советскому Союзу в целом доли лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения, до 40-х годов почти не изменялась: в 1897 г. - 6,9%; в 1926 г. - 6,7%; в 1939 г.-6,8%. За последующие 30 лет она увеличилась почти в 1,5 раза и составляла в 1959 г. 9,4%, а в 1961 г. - 9,8% (Н.Н. Сачук, 1966). Таким образом, уже в этот период СССР вступил в фазу выраженного старения населения, пенсионеры по старости составляли 29395 тыс. человек, т.е. 12% всего населения. Если в 1939 г. на одного человека в возрасте выше трудоспособного приходилось в СССР 6,1 трудоспособного человека, то в 1959 г. это число уменьшилось до 4,9, а в 1970 г. - до 3,6 (В.А. Болдырев, 974).

Уже в настоящее время старение населения оказывает глубокое влияние на экономическую структуру и функции семьи, на воспроизводство рабочей силы, на цели и организацию здравоохранения. Совершенствуются политика и практика в отношении пожилых людей, которые, однако, не адекватны происходящим изменениям, обусловленным процессом старения.

Изменения в возрастном составе населения и вытекающие из этого последствия стали причиной усиления внимания к изучению социальных аспектов проблемы старости, являющихся большой государственной задачей.

Новая отрасль психологии - геронтопсихология, признавая, что личность человека детерминирована общественными условиями, вместе с тем, должна исходить из того, что личность не является простой проекцией этих условий (Б.В. Зейгарник,1982). Существенным для данной проблемы является вопрос о специфике личности пожилого человека. Вопрос о том, в какой степени и как изменяется личность пожилого человека, пока что остается открытым (Г.С.Алексеевич, 1970; Ч.В. Давыдовский.,1966). Как пишет М. Сусуловска (1989) лучшим выходом из этой ситуации является исследование людей с молодого возраста до старости, хотя и в этом случай полученные результаты не будут однозначны. Как показал проведенный нами анализ литературы, поперечные исследования свидетельствует; об изменчивости личности пожилого человека, тогда как лонгитюдные - скорее всего, о ее постоянстве.

Особый интерес для нас представляли исследования, проведенные g помощью проективного метода. Анализ показал, что проективные методики являются ценным средством исследования личности пожилого человека, раскрывая его чувства, переживания, доминирующие потребности, внутренние конфликты и т.д.

Приступая к исследованию, мы придерживались классической схемы проведения обследования методикой ГАТ. С помощью этой методики были получены как количественные (формальные), так и содержательные данные, К первым относятся данные о времени реакции на картинки серии ГАТ; количестве слов, используемых испытуемыми в рассказах; времени протекания (продолжительности) рассказов; количестве пауз в рассказах,

Анализ количественных результатов показал наличие существенных половых различий при выполнении экспериментальных заданий. Оказалось, что у мужчин и женщин есть специфические картинки, дающие как самое малое, так и самое большое латентное время реакции. Это представляется слабой корреляцией между результатами мужчин и женщин по данному показателю (коэффициент корреляции - 0,211). Сопоставление количества слов, использованных в рассказах, также показало, что предъявленные в эксперименте картинки по-разному воздействуют на воображение мужчин и женщин. Сопоставление продолжительности рассказов подтвердило, что имеются половые различия в воздействии предъявляемых картинок (коэффициент корреляции между мужчинами и женщинами по данному показателю равен - 0,105)

Анализ количественных данных позволил выявить «общеполовые» (относительно независимые от возраста различия между мужчинами и женщинами: большую реактивность в эксперименте, большее умение использовать речь как средство выражения собственных чувств и мнений.

Анализ количественных данных позволяет дифференцировать группы испытуемых мужчин и женщин по характерным для каждой группы показателям и может служить косвенный обоснованием адекватности, применяемой в исследовании методики.

В диссертации представлен содержательный анализ экспериментальных данных: ведущая проблематика рассказов, их типы, способы окончания, черты героев рассказов. Особый акцент был сделан на выявление ведущих потребностей испытуемых, в диссертации представлена общая картина проявления 14 ведущих потребностей, характерных для всех испытуемых, участвовавших в эксперименте, содержание данных потребностей и их значение для людей пожилого возраста. Дается характеристика следующих потребностей пожилых людей (для большей четкости мы несколько видоизменили названия потребностей, используемых в "классических" проективных методиках): в избегании страдания, беспокойстве; в помощи, спасении; в постоянстве; в автономии; в проецировании на других своих психических проявлений; в самозащите; в охране и заботе о других; во власти; во внутренней интегрированности; в агрессии (внутренней и внешней); в любви, эротике, сексе; в отталкивании; в самоунижении; в творчестве.

На основании указанных характеристик составлен "статистический портрет" пожилого человека, включающий в себя три группы потребностей. "Ведущая группа" потребностей включает в себя потребность в избегании страдания, в спасении, потребность в постоянстве. Последняя выражается в привязанности человека к определенным людям, предметам, в стереотипности, стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов.

К "средней группе" следует отнести, прежде всего, потребность в автономии, выступающую в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Сюда же относятся проявления упрямства, неприятие чужого мнения. К этой группе относится потребность, которая по терминологии Мюррея формулируется как потребность в проецировании на других своих психических проявлений. В наших материалах она выступает как проявление субъективности, пристрастности восприятия, как подозрительность (во многих случаях необоснованная) в отношении к другим сложившиеся и в определенной мере "закосневшие" убеждения, взгляды и оценки превалируют в восприятии, как бы навязывают человеку определенное видение мира. Далее следует потребность в защите: имеется в виду потребность в защите своего "Я" от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир» К этой же груше следует отнести потребность в заботе о других, которая существенно, статистически значимо преобладает у женщин. Замыкает эту группу потребность во власти.

Выраженность различных потребностей (по группам).

Тип потребности

женщины

мужчины

всего

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во человек

%

1

В избегании страдания, беспокойства

8

14,5

7

12,7

15

13,6

2

В помощи, спасении

9

16,4

5

9,1

14

12,7

3

В постоянстве

6

10,9

8

14,6

14

12,7

4

В автономии

3

5,5

6

10,9

9

8,2

5

В проецировании на других своих психич. проявлений

3

5,5

5

9,1

8

0,3

6

В самозащите

3

5,5

5

9,1

8

7,3

7

В охране, заботе

6

10,9

2

3,6

8

7,3

8

Во власти

2

3,6

5

9,1

7

6,4

9

Во внутренней интегрированности

4

7,3

1

1,8

5

4,6

10

В агрессии (внутренней и внешней)

2

3,6

2

3,6

4

3,6

11

В любви, эротике, сексе

2

3,6

1

1,8

3

2,7

12

В отталкивании

-

-

3

5,5

3

2,7

13

В самоунижении

1

1,8

1

1,8

2

1,8

14

В творчестве

1

1,8

1

1,8

2

1,8

15

Другие

5

9,1

3

5,5

8

7,3

Всего

55

100,0

55

100

110

100

Третья группа - "подчиненных потребностей": потребность в любви, эротике; в отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям, стремление сохранить дистанцию с другим человеком); унижении, самоунижении. Последнее место в этом ряду занимает потребность в творчестве.

Таким образом, сам комплекс потребностей, характерных: для пожилого человека, не представляет собой ничего специфического. Он включает в себя потребность в избегании страдания, в помощи, в защите, в заботе о других и даже - в любви, эротике, творчестве и т.д., - то есть потребности, "обычные" для разных возрастных периодов. Специфика заключается в том, что эти потребности смещены в определенном направлении. Такие потребности как потребность в творчестве, любви, т.е. весьма значимые, обычно играющие решающую роль в конец человека, оттеснены в конец таблицы и имеют незначительный "удельный вес".

Специфической является и группа "ведущих потребностей", где на первое место выходит потребность в избегании страдания. Разумеется, это потребность "общечеловеческая" она присуща людям любого возраста. В данном случае ее специфика именно в том, что она занимает доминирующее положение.

В диссертации представлены количественные данные, характеризующие относительный "вес" той или иной потребности. При сопоставлении их с содержательными характеристиками потребностей, отчетливо выступает переход количества в качество. Это прежде всего относится к указанной потребности в избегании страдания Согласно полученным данным, она выступает как "двойная потребность", соединяя в себе собственно потребность в избегании страдания и беспокойства, которое тоже становится потребностью.. По своей психологической направленности они как будто являются антагонистами:  потребность в избегании страдания направлена на поддержание комфортного состояния личности, а потребность в беспокойстве создает дискомфорт.

Причиной возникновения "двойной" потребности", по-видимому, является прежде всего усиление потребности в избегании страдания. Непонятное разрастание этой потребности приводят к возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Дальнейший анализ показал, что подобные "сдвоенные потребности" возникают и в ряде других случаев. Согласно приведенным в диссертации данным, общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определенная дисгармония в проявлениях потребностей (это иллюстрирует приведенная выше таблица), они как бы расходятся по полюсам, "выпячиваются" отдельные потребности. Нарушается "диалектика равновесия" потребностей, что затрудняет общий процесс саморегуляции. В этих условиях возникают "местные", "периферийные" механизмы, предназначенные для реализации отдельных потребностей.

Так возникают: потребность в беспокойстве как "механизм" реализации потребности в избегании страдания; стремление к шаблонизации как средство осуществления потребности в постоянстве; проявления упрямства как путь защиты собственной. независимости. Иерархия потребностей преобразуется таким, образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев. Последние приобретают автономное и во многих случаях однобокое развитие.

В диссертации получены также значимые половые различия в «статистическом портрете» женщин и мужчин. В «женском портрете» значительной силы достигает потребность в охране заботе о других (прежде всего близких и дальних родственников); женщины имеют достаточно стабильный, жесткий, принципиальный с элементами консерватизма взгляд на жизнь (супер-Эго-синтегрированное, т.е. внутренняя интегрированность). У мужчин выделяется потребность в личной и материальной автономии, независимости; они в большей мере, чем женщины, склонны проецировать свой  внутренний мир эмоций и убеждений на других людей; у них ярче проявляются тенденции к алгоритмизму и эгоцентризму.

На основании полученных нами как основных данных (результаты использования проективного теста), так и дополнительных (данные специальной анкеты, интервью, анализа биографических данных, бесед с работниками домов-интернатов, наблюдения за испытуемыми в ситуациях эксперимента и вне ее), мы сделали попытку классифицировать способы приспособления и функционирования человека в период пожилого возраста, которые мы характеризуем как типы старения.

Конструктурный тип

Этот тип характеризуется достаточно эффективной (конструктивной) стратегией приспособления пожилого человека к периоду старости. Для него характерны интегрированность (нет показателей нервозных состояний страха, тревоги) сохраняется способность радоваться жизни, отношения с другими людьми преимущественно хорошие и характеризуются теплыми чувствами. По нашим данным, это человек с чувством юмора, реалистически оценивающий себя, свои достижения и ошибки, а также собственное будущее. Детство было хорошее, в течение своей зрелой жизни стрессовых ситуаций было немного, его отношение к работе характеризовала стабильность, в основном свободен от материальных забот, супружество было благополучным, хотя может быть женат (замужем) не первый раз. История его жизни характеризуется постоянством и беспрерывным развитием, нет в ней многих крутых поворотов и периодов застоя  (стагнации). Его в принципе удовлетворяют собственные достижения, уверен в себе, способен правильно выражать свои чувства, обычно не проявляет агрессии, заторможенности, несдержанности. Толерантен по отношению к ошибкам, совершаемым другими людьми. Внутренне согласился со своей ролью (пожилого человека), спокойно и трезво относится к необходимости прекращения работы и ухода на пенсию, даже вероятность смерти воспринимает спокойно, без особой тревоги.

Имеет конструктивную, направленную на будущее жизненную установку. Продолжает планировать будущее, причем эти планы направлены; как на осуществление собственных потребностей, так и потребности близких. Справляется со своими проблемами без помощи других в рамках определенного состояния здоровья и условий, в которых живет. Умеет поступать согласно своим принципам и на их основе формулировать оценки и суждения. Проявляет ответственность за свои действия и поступки, стремится осуществлять долговременные, перспективные цели, ради которых готов жертвовать мелкими удовольствиями и спокойно относится к временным трудностям и недостаткам. Способен радоваться вкусной еде, налиткам и развлечениям; может еще проявлять сексуальную активность, по крайней мере, способен радоваться присутствию представителей противоположного пола. На протяжении многих лет имеет увлечения. Интересуется политикой и общественной жизнью, а его политические взгляды довольно прогрессивны, хотя иногда присутствуют и элементы консерватизма. Имеет много друзей, не испытывает ненависти и враждебности к людям, от которых ему пришлось страдать в своей жизни. Имеет довольно высокую самооценку, что настраивает его оптимистично. Не потерял способности радоваться тому, что его еще ожидает в жизни, в будущем.

Защитный тип

Этот способ приспособления к старости является менее эффективным, некоторые особенности поведения похожи на легкое проявление невроза, встречающегося также у лиц более молодого возраста. Вместе с тем, представители этого типа приспособляются к условиям жизни, хотя это требует больших усилий, как самого пожилого человека, так и его окружения. Эту группу составляют самые старшие по возрасту участники опыта. Хотя данная группа не является однородной, ее членов можно охарактеризовать как людей весьма сдержанных и чрезмерно скованных общепринятыми стандартами поведения, причем одновременно они могут проявлять чрезмерную активность, что не приносит хороших результатов. В прошлом были хорошо приспособлены к выполнению профессиональных обязанностей, занимались общественной работой. Накопили материальные средства на старость и это, по нашим данным, был более значимый мотив их трудовой деятельности, нежели непосредственный интерес и удовольствие от труда. Достаточно самостоятельны и нередко отказываются от помощи других. По-видимому, это связано с потребностью в укреплении чувства собственной независимости. Нелегко соглашались участвовать в исследовании, особенно, если их спрашивают о чем-то прямо. В ситуации интервью проявляли некоторую пугливость, избегали высказываний, касающихся темы семьи и социума- Обычно высказывали общепринятые убеждения, считавшиеся общепризнанными и оцениваемые как полезные и правильные о точки зрения общества. Не рискуют высказывать позиция личного плана. Представителей этой группы очень беспокоят перспектива оказаться в старости беспомощным и зависимым от других. Поэтому они отодвигают момент ухода с работы и так планируют день, чтобы не иметь времени думать о подобных проблемах. Более заняты "внешней жизнью", чем размышлениями о собственных чувствах, мотивах поведения. Избегают анализа самооценки. Их взгляд на старость пессимистичный, на видят в этом периоде ничего положительного и проявляют некоторую ревность но отношению к молодым людям. Возникающую и беспокоящую их мысль о старости стремятся заглушить постоянной активностью.

Агрессивно-активный тип

Представители этой группы испытуемых склонны всю вину за собственные ошибки, неудачи и трудности приписывать внешним факторам, другим людям. Они часто агрессивны, подозрительны, склонны к соперничеству, не довольны характером своего общения с людьми. С этими болезненными чертами все-таки не связаны состояния депрессии. Подобно представителям предыдущей группы, склонны к стереотипным мнениям, в своих установках и ценностях руководствуются общепринятыми стандартами. Мало реалистичны в своем восприятии окружающего мира и собственных возможностей. Старость воспринимают как несчастье (этому способствуют и снижение уровня жизни, сравнительно небольшие пенсии). Перспективу старения связывают исключительно с ухудшением физических и умственных сил. Защита перед грустным будущим сводится (как и в предшествующей группе) к максимальному сосредоточению на любом виде активности, труда. Многие из них не относятся реалистически и конструктивно к статусу пенсионера, к периоду снижения активности и ухудшения здоровья. Не анализируют собственных установок и мотиваций, отталкивают любую мысль о бездействии и зависимости от других, что может быть связано с их недоверчивостью. Разными способами оправдывают свое отношение к миру и неадекватное поведение. В отличие от выше представленных групп, трудовая биография "враждебных" не характеризовалась стабильностью и постоянством. С большим трудом они продвигались по служебной лестнице, нередко попадали в конфликтные ситуации с другими людьми, пытались противодействовать старости путем увеличения собственной активности, работая без отдыха, соблюдая при этом рутинные способы действия и безукоснительно следуя приказам, подчиняясь дисциплине. Свою нынешнюю ситуацию воспринимают отрицательно, переживают резкие состояния страха, пессимизма. Не хотят рисковать, боятся совершить ошибку, поэтому избегают ситуаций, требующих проверки своих возможностей. Плохо планируют свои расходы, для них характерен дефицит реализма и целеустремленности. Недоверчивы к людям, стремятся сохранить независимость. Воспитывались обычно в атмосфере, лишенной семейной теплоты, и большой зависимости от отцовской власти. В зрелости стали зависимыми от своих жен, либо детей. Считают, что последние предъявляют завышенные требования к своим старым родителям. Характерные для них эмоции - смесь обиды и страха из-за угрожающего несчастья, трагедий (старость, смерть). Завидуют молодым людям и относятся к ним враждебно. Внутренне не согласны со своей старостью, в которой не видят никаких положительных сторон.

Тип пассивного старения

От предыдущей группы отличаются направленностью агрессии. Свою враждебность направляют не на окружающую среду, а самих себя. Критически относятся к истории собственной жизни, однако не выражают желания пережить ее иначе, более полноценно. Их жизнь - цепочка неудач и несчастий как объективно существующих, так и субъективных, нереальных. Это люди пассивные, без инициативы, не способные принять ответственность и обеспечить себе материальные средства. Не характеризуются целеустремленностью и в целом довольны уходом на пенсию, поскольку это означает для них освобождение от усилий и ответственности. Пассивность и присущее желание подчиняться приводят к тому, что  в супружестве обычно занимают подчиненное положение. Жизненно не практичны, опускают руки при первых признаках трудности. У них можно нередко наблюдать проявления депрессии. Многие из них поздно создали семьи, при этом свои браки признают неудачным. Отношения с другими людьми для них затруднены, а если приходится иметь с ними дело, то относятся к ним со смесью пассивной толерантности и подозрительности. Внутренне согласны с фактом старости, но, вместе с тем, не способны выработать оптимистическую конструктивную установку, которая бы помогла более оптимально прожить этот период жизни. Характеризуются узкими интересами. Склонны преувеличивать свои физические и психические недостатки. Являются пессимистами, не верят, что человек может влиять на свою судьбу, на ход своей жизни. Воспринимают себя как жертву неблагополучного стечения обстоятельств, причем направляют агрессию исключительно на самого себя. Для этого типа личности характерно отсутствие социальной солидарности, сочувствия и сопереживания с другими людьми. Их отношение к собственным родителям амбивалентное, равнодушное, подобно отношению к другим людям. Не находят удовлетворения в интимной жизни. Испытывают одиночество и ненужность. Жизнь воспринимают как нечто не связанное со счастьем, поэтому она не представляет для них особой ценности. В их чувствах преобладает грусть, жалость к самому себе, депрессия. Смерть воспринимают как освобождение от груза несчастной экзистенции.

Среди выше описанных типов отношения к жизни и старости находится много общих черт. Самым ярким проявлением этого является тот факт, что большинство испытуемых невозможно было отнести только к одной из четырех перечисленных установок.

Обычно, наш средний, типичный испытуемый проявляет в своем восприятии жизни элементы не одной, а двух либо даже трех охарактеризованных выше установок. Выше выделенные четыре типа старения относятся к довольно широкому возрастному диапазону испытуемых: самый молодой имел 65, самый старый - 87 лет. Несомненно, что возрастные изменения на протяжении такого длительного времени (свыше 20 лет) сказываются на характере типов старения. Во всяком случае есть основания полагать, что постепенно происходит модификация конструктивного типа старания, который вбирает в себя черты других типов. Тем но менее, различия в типах старения несомненно имеют место. Можно считать, что четыре типа старения являются отраженно" как возрастных, так и типологических особенностей пожилого возраста.

Результаты проведенных нами исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. Материалы проведенного исследования в целом подтвердили правомерность гипотезы о том, что характерная для пожилого возраста тенденция старения и угасания организма не отменяет, однако, общевозрастной тенденции: пожилому возрасту, как и другим периодам развития, присущи не только недостатки, но и достоинства, облегчающие задачу адаптации к старости.

2. Специфическими для личности пожилого человека являются не столько изменение содержания потребностей, сколько особенности их иерархии. Последняя преобразуется таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев; которые приобретают автономное и во многих случаях однобокое развитие.

3. По материалам исследования составлен "статистический портрет" пожилого человека, включающий в себя систему его потребностей. Характерным для пожилого человека является смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажи иерархии. В то же время происходит как бы "выпячивание" отдельных потребностей, что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции. Характерным для пожилого человека, является возникновение "сдвоенных потребностей".

4. В диссертации выявлены и охарактеризованы "типы старения": - конструктивный тип (оптимально приспособленный к периоду старения), в котором в качестве доминирующих выступают потребности во внутренней интегрированности и четкой жизненной позиции; - защитный тип - в целом, адекватно приспосабливающийся к условиям старения (хотя и менее эффективно по сравнению о конструктивный типом), в котором на парный план выступают потребности в защите собственного "Я" автономии, большой подверженности общепринятым стандартам поведения - активно—агрессивный тип, приписывающий вину за собственные трудности, связанные со старением, внешним обстоятельствам, характеризующийся агрессивностью и неадекватностью восприятия; - тип пассивного старения, для которого характерны "капитуляция" перед трудностями старения, пассивность, безынициативность, жалость к самому себе и депрессивные состояния.

5. Существуют значимые половые различия в характере приспособления пожилых людей к процессу старения. По материалам исследования составлены "статистические портреты" пожилых женщины и мужчины, включающие в себя специфику их основных потребностей. В целом, можно сказать, что женщины лучше приспособлены к пожилому возрасту, чем мужчины.

6. Исследование показало адекватность геронтологического апперцептивного теста (ГАТ) как методики исследования мотивационно-потребностной сферы пожилого человека. В результате ее применения был получен богатый материал, хорошо дифференцирующий выборку испытуемых пожилого возраста и выявляющий их личностные особенности.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях автора:

I. Психологические особенности личностной ориентации во времени у пожилых людей (Новые исследования в психологии) (в печати).



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru