Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Склонность к эмоциональному перееданию или недоеданию не наследуется
В Великобритании идет масштабный проект по изучению пищевого поведения с помощью близнецового метода. Одно из первых исследований в рамках этого проекта показало, что как переедание, так и недоедание в ответ на негативные эмоции практически не закреплено генетически. Оказалось также, что одни и те же дети могут и недоедать, и переедать — и это зависит от ситуации. В результате стало понятно, что изменения аппетита в ответ на эмоции у детей формируются под влиянием их семей.
Феноменология эмоционального развития современных дошкольников
Автор:  Изотова Е.И. 
Представлены результаты исследования порога эмоционального реагирования и формы выражения эмоциональных реакций как структурных компонентов эмотивности. Описан авторский метод изучения возрастных и индивидуальных особенностей эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста (N = 96). Продемонстрирована связь между чувствительностью к определенным группам антецедентов и реактивностью (направленность, модальность, валентность и интенсивность реакций). Показано, что эмоциональные проявления детей 5–7 лет носят преимущественно открытый характер (открытая форма реагирования), характеризуются...
Особенности мотивации подростков к участию в социально-психологическом тренинге
Автор:  Зубова Ю.К. 
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
Ты да я, да мы с тобой… или Что значит для ребенка друг?
Автор:  Сапегина Диана 
Волевая саморегуляция процесса мотивации
Рассматривается проблема реализации действий, принятых личностью к исполнению, но лишенных необходимого уровня побуждения. Утверждается, что вопрос о придании дополнительного побуждения таким действиям должен решаться через анализ процесса мотивации как субъективной составляющей в структуре деятельности (особого психического действия), обеспечивающей инициацию деятельности и включающей в себя ряд промежуточных этапов и звеньев. Процесс мотивации может протекать непроизвольно, как натуральная функция, и произвольно, через опосредование социальным содержанием и культурными средствами, что делает...
Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте
Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников учреждений НПО и СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы [1, 2011]. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному...
Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении
Автор:  Семья Г.В. 
Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении двадцатого века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Сегодня всеми органами власти и специалистами взят курс на устройство детей-сирот в семьи граждан России. Для повышения эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, деятельности служб сопровождения необходимо понимание общих и специфических проблем адаптации в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты адаптации детей в иностранных семьях...
Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация
В отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания. Данная статья посвящена рассмотрению различных критериев оценки семейного воспитания.
Психолог о происшествии в школе: «Порог стресса у всех разный, кому-то достаточно, чтобы на него косо посмотрели»
Автор:  Ениколопов С.Н. 
Психолог Юлия Гиппенрейтер: Ключ к разгадке расстрела в школе – Принуждение и Насилие
Вместе с психологом Юлией Гиппенрейтер обсудили, можно ли определить стрелка, если работаешь психологом в школе, что принуждает ребенка к агрессии и всегда ли хороша требовательность родителей.
Свобода воли и нейроэтикa. Лекция нейролингвиста Татьяны Черниговской
Лекция Татьяны Черниговской — российского нейролингвиста и экспериментального психолога, доктора филологии и биологии, члена-корреспондента Норвежской академии наук. Лекция прошла в Геологическом музее им. В. И. Вернадского в рамках лекционного цикла, запущенного проектом «Сноб» и коммуникационной группой Aegis Media в 2012 году в рамках дискуссионного клуба «Интеллектуальный базар»
Не толерантность, а уважение
Автор:  Хухлаев О.Е. 
Юбилейная – 10 Московская студенческая дискуссионная площадка прошла 5 июня в РУДН. Студенты и гости мероприятия обсудили «Проблемы ксенофобии и межнациональных отношений в молодежной среде».
Коллективный подход в обучении для полноценного развития человека
Автор:  Толстых Н.Н. 
Так ли уж хороши частные школы? Не перегибаем ли мы палку с так называемым "индивидуальным подходом" к ученику? На эти и другие вопросы отвечает доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ Наталия Толстых
Психолог из телефона маме не расскажет и денег не возьмет
Автор:  Вихристюк О.В. 
Детский телефон доверия за последние годы стал одной из привычных и необходимых служб психологической помощи детям в нашей стране. Психологи, готовые ответить на звонок ребенка в любое время дня и ночи, спасли не один десяток жизней и помогли решить массу проблем детей и их родителей.
Родители детей с аутизмом должны знать об особом образовании
Автор:  Хотылева Т.Ю. 
Родители должны быть главными инициаторами того, чтобы дети с расстройством аутистического спектра получали особое образование, заявили во вторник эксперты на пресс-конференции в РИА Новости
Не стоит хвалить детей за их личные качества
По итогам исследования, опубликованного в журнале the Journal of Experimental Psychology: General, ученые выяснили, что дети с низкой самооценкой чаще всего получают от родителей похвалу, касающуюся их личных качеств, из-за чего им становится очень стыдно, когда они терпят неудачу.
Проблема «пациент и лекарство»: к вопросу о внутренней картине лечения в клинической психологии
Автор:  Зверева Н.В. 
Субъективное восприятие пациентом всего процесса лечения от принятия решения посетить врача до изменения образа жизни под его руководством, составляют понятие "внутренняя картина лечения". Отношение пациента к процессу лечения описано с опорой на концепцию психосоматики. Кратко представлены результаты исследования, посвященного восприятию инъекционной терапии пациентами с медицинским образованием и без такового.
Эксперты рассказали, как действовать, если потерялся человек с аутизмом
Дети с расстройствами аутистического спектра убегают из дома в 4 раза чаще обычных. Они рискуют потеряться вне зависимости от возраста из-за особенностей, связанных с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Зачастую они просто не могут объяснить, что им нужна помощь. Как предотвратить побег? Что делать, если ребенок убежал? Как быстрее его найти? Как узнать имя и адрес потерявшегося человека, если он не может говорить?
«Россию без сирот» никто не видел
Омбудсмен по правам детей приглашает обсудить проект федеральной целевой программы «Россия без сирот», правда, текста программы еще нет
Где и как учить одаренных детей?
Автор:  Юркевич В.С. 
В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?