Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Интегративный подход в практике работы детской психокоррекционной группы
Автор:  Санцевич Д.В. 
Данная статья представляет собой попытку проанализировать и обобщить опыт работы детской психокоррекционной группы, проводившейся авторами в ноябре 1999 - мае 2000 г. г. в рамках работы учебно-практической лаборатории клинической психологии факультета прикладной психологии БГПУ им. М Танка.
Опыт работы группы поддержки для детей из неполных семей
Автор:  Санцевич Д.В. 
Подготовка студентов-психологов к работе с детьми из неполных семей
В данной работе представлен успешно зарекомендовавший себя вариант практико-ориентированного обучения будущих психологов в рамках вузовской подготовки. Аннотация спецкурса.
Как влияет общественное мнение на материнский инстинкт
Автор:  Патрикеева А.Ю. 
Что в действительности означает инклюзия : взгляд учителя?
Что в действительности означает понятие инклюзии, и с какими проблемами мы сталкиваемся при реализации этого принципа в норвежских школах?
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Нейробиологические корреляты успешности обучения
Автор:  Соколова А.Е. 
Выражение эмоций и чувств посредством рисования у детей с задержкой психического развития
Автор:  Степанова В.А. 
Феномен субъектного восприятия природных объектов
Автор:  Дерябо С.Д. 
Изучался феномен субъективизации природного объекта. Под субъективизацией понимается процесс и результат наделения какого-либо предмета или явления субъектностью (свойствами, качествами и функциями субъекта), атрибуция субъектности. Проанализированы различные аспекты существования субъекта; выделены три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять предмет или явление, чтобы восприниматься в качестве субъекта; определены условия и механизмы субъективизации природного объекта, ее типы и виды, предложена возрастная периодизация этого феномена.
Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
В статье описывается способ количественной оценки выполнения пробы на зрительно-пространственную память. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
Исследование факторов предрасположенности к психоневрологическим заболеваниям у детей в раннем детском возрасте
Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывется способ количественной оценки выполнения пробы на копирование дома. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Организация зрительного восприятия у младших школьников в норме и имеющих задержку психического развития с функциональной «слабостью» левого или правого полушария (тезисы)
Автор:  Меликян З.А. 
Анализ стратегии зрительного восприятия проводился по результатам выполнения проб на воспроизведение по памяти иерархических букв и фигур. Изучение организации зрительного восприятия и способности переструктурировать зрительное поле при нахождении детали изображения проводилось по результатам теста на полезависимость-поленезависимость восприятия (автор Виткин). Выполнение данных проб позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и таким образом дифференцировать «трудности» детей для оказания им адресной коррекционной помощи. На основании выполнения проб нейропсихологического...
Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования
Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС
Проведенное авторами исследование показало неоднородность особенностей развития высших психических функций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР), имевших перинатаальную патологию ЦНС, с учетом характера внутрисемейных отношений. В частности, у большинства детей с ЗПР выявлен высокий уровень развития произвольного внимания и умственной работоспособности в пределах коротких временных интервалов. Более чем у половины детей выявлен близкий к норме уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, мыслительной деятельности. Установлено, что неблагоприятные внутрисемейные...
Полушарные особенности зрительно-пространственной памяти у детей в норме и с задержкой психического развития
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение проб на зрительно-пространственную память и узнавание позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и дифференцировать трудности детей для оказания более адресной коррекционной помощи. Целью данного исследования явился анализ особенностей выполнения проб на зрительно-пространственную память и узнавание детьми в норме и при ЗПР в возрасте 6 – 9 лет с преимущественной функциональной несформированностью правого или левого полушария. Использованные нами параметры оценки проб позволяют выявить продуктивность запоминания, а также лево- и правополушарные особенности...
Прогнозирование предрасположенности к психоневрологическим заболеваниям с помощью обучаемых структур
Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывается специфика развития психических функций и в частности зрительно-пространственных функций в норме и в условиях задержки психического развития (ЗПР). Проводится сравнение выполнения зрительно-пространственных проб детьми в норме и при ЗПР с относительной слабостью лево- или правополушарных функций.
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
Автор:  Ахутина Т.В. 
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.