Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Личностные трудности и проблемы подростков. Сообщение III
Автор:  Гаврилова Т.П. 
В статье анализируются особенности подросткового возраста. Автор рассматривает причины трудностей и противоречий подростков, дает свое определение процессов их социализации и обособления, а также поиска собственной идентичности. В зависимости от степени дезинтеграции личности Т.П. Гаврилова различает ядерные и периферийные конфликты. На основе этого подхода даются рекомендации школьным психологам.
Психологическое знание в арсенале средств практического психолога
Автор:  Гаврилова Т.П. 
В статье рассматриваются понятия «психотерапия», «консультирование», «коррекция», их отличительные черты, и основные функции каждого направления. Далее речь идёт о работе и функциях психолога в системе образования, психотерапевта и клинического психолога, а так же разделяются понятия научного и ненаучного психологического знания. Выделяется база знаний необходимых для практических психологов (психологическое, медицинское, педагогическое, социальное, житейское), обсуждается важность каждого из них в деятельности практического психолога, даётся расшифровка понятий. Указывается важность комплексного...
Совещание по психологии труда
Автор:  Лисина М.И. 
В статье содержится краткий отчет о совещании по психологии труда, которое состоялось с 28 февраля по 4 марта 1957 года в Институте психологии АПН РСФСР. Тезисно изложены основные мысли докладчиков и сформулированы актуальные для того времени задачи дальнейшего развития психологической науки.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников
Автор:  Кудина Г.Н. 
В статье рассматривается опыт качественного анализа особенностей понимания младшими школьниками образного содержания произведений художественной литературы. Анализ развития школьника-читателя дан на основе представлений о сущности читательской деятельности М.М. Бахтина. Показано, что общей исходной возрастной чертой читательской деятельности младших школьников при поступлении в школу является отсутствие представления об авторе, его замысле и позиции. Но в остальном наблюдается довольно широкий разброс индивидуальных различий — от детей, не владеющих практикой эстетического прочтения текста, до...
Путешествуйте с нами
Автор:  Козлова Е.Б. 
Популярная по стилю изложения, но глубокая по сути статья основана на многолетнем опыте автора в преподавании английского языка и наблюдениях за речевым поведением детей с особенностями развития. Автор приглашает задуматься о проблемах ребенка как речевого существа, посмотреть в корень причин "неспособности" к изучению языка, полемически подводит к вопросу о целесообразности логопедического и прочего тренирующего вмешательства.
Новый проект "Помогая другим - помогаешь себе!"
Новый проект Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан, разработанный совместно с факультетом дистанционного обучения МГППУ. Авторы проекта предлагают новаторские технологии, направленные на интеграцию инвалидов. Знакомство с этими технологиями прошло в рамках обучающего семинара, организованного фондом. В его работе приняли участие представители общественных организаций инвалидов, молодые инвалиды и их родители, социальные работники.
Структура образа: К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева
Автор:  Василюк Ф.Е. 
Концепция сознания А. Н. Леонтьева применена автором к психосемантической модели картины сознания. Эта картина определяется окружением человека, культурным и языковым контекстом и внутренним миром личности. Каждый из компонентов по-своему проявляется в образе, воздействует на его структуру. Каждый компонент обладает специфической сенсорной тканью. В статье приведены примеры из клинической практики, демонстрирующие психодиагностический и психотерапевтический потенциал данной модели.
Нейробиология системы внутреннего представления
Автор:  Левик Ю.С. 
На материале публикаций последних лет рассматривается роль системы внутреннего представления в организации двигательного поведения и сенсомоторного взаимодействия. Мозг не мог бы управлять сложными пространственно ориентированными движениями, затрагивающими большое число звеньев тела, если бы ЦНС не создавала внутреннее представление об управляемом объекте, его модель. Функции системы внутреннего представления обеспечивают такие чувства, как чувство нахождения внутри собственного тела, чувство контроля своих действий, ощущение границ между «я» и «не я», и принадлежности частей тела. Внутренняя...
Новое качество исследований в области профилактики алкоголизма
В обзоре материалов за 2011 г. представлены ключевые направления профилактики, ориентированной на предотвращение алкоголь-зависимого поведения и рисков алкоголизации образовательной среды. Сегодня можно считать доказанным, что снижение качества образования сопровождается своеобразным принципом поддержания студентами и преподавателями асоциально-ориентированного образа жизни: потребления алкоголя, наркотиков, занятий беспорядочным сексом и азартными играми. В этой ситуации университетское сообщество осваивает новую эффективную модель международного сотрудничества всех уровней образования в области...
Социальные исследования детей и молодежи
В статье представлены результаты зарубежных исследований, посвященных некоторым социальным проблемам детей и молодежи. Сделан акцент на обзоре методологических инноваций в сфере изучения детства и юношества. Затрагиваются вопросы статуса детства и задачи, связанные с вовлеченностью этой возрастной группы в социальные исследования. Выделены публикации, в которых анализировались проблемы образования и безопасности образовательной среды. Отдельно рассмотрены исследования, в которых изучалось влияние социальных факторов на жизненную траекторию, также уделено достаточно внимания проблемам безопасности...
Актуальные проблемы практической психологии образования за рубежом
Рассматриваются вопросы научно-методического обеспечения деятельности психолога в образовательном учреждении, актуальные и для работы практического психолога образования в России. Представлены материалы по конкретным направлениям работы психолога, как развивающим (развитие автобиографической памяти), так и психокоррекционным (причины и формы работы при школьной фобии, проявлениях буллинга, лживости и др.). Обсуждаются этические проблемы работы психолога с семьей, в частности, при детско-родительских конфликтах.
О психологической составляющей профессиональной подготовки руководителей в сфере образования
Автор:  Ильин В.А. 
В статье проанализированы основные проблемы, связанные с обеспечением психологической компетентности руководителей образовательных учреждений. Показано, что в силу объективных причин фокус профессиональной деятельности руководителя среднего образовательного учреждения в современных условиях смещается от содержания и организации образовательного процесса к полномасштабному рыночному менеджменту. Выделены и охарактеризованы наиболее значимые в этой связи социально-психологические и психолого-акмеологические компетенции руководителя. Обозначены организационные и методические возможности обеспечения...
Психологический анализ материнских жалоб
Приводится классификация жалоб матерей детей разных возрастов (от 5 до 11 лет), обратившихся за психологической помощью. Показано, что наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. Излагается экспериментальное исследование психологических причин этих трудностей. На основе результатов естественного эксперимента и анкетирования родителей выделяются восемь типов проблемных форм взаимодействия матери и ребенка. Анализируются главные психологические причины материнских трудностей в отношениях с ребенком...
Маркеры беды
Автор:  Сакович Н.А. 
Основными направлениями деятельности психологических служб учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям. В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках обозначенной группы по каждому из направлений.
Игра и произвольность у современных дошкольников
Сопоставляются данные об уровне развития игровой деятельности и ее влиянии на произвольное поведение у современных дошкольников и дошкольников 40—50-х гг. прошлого века. Результаты сравнения свидетельствуют о существенном снижении уровня сюжетно-ролевой игры у современных детей. В исследовании воспроизводится широко известный эксперимент З. В. Мануйленко (1948). Сопоставление данных дошкольников середины XX и начала XXI в. показывают значительное снижение уровня произвольного поведения как в игровой, так и в неигровой ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что примитивная, недостаточно...
Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников
Автор:  Смирнова Е.О. 
Представлено экспериментальное исследование отношений детей в разновозрастных группах детского сада по сравнению с одновозрастными. Результаты наблюдения и сравнительных экспериментов показали широкую вариативность отношений детей в разновозрастных группах: от поддержки и сопричастности до подавления и обесценивания младших детей старшими. При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений. Показано, что главным фактором, влияющим...
Психосоматика: Зачем мы болеем?
Автор:  Минеева О. А. 
Чувство языка — психологический миф или психолингвистическая реальность?
Автор:  Божович Л.И. 
В статье сопоставлены позиции Л. И. Божович и других исследователей относительно одного из самых загадочных и дискуссионных понятий в психологии — чувства языка. Главным предметом обсуждения является характер эмоционального компонента в этом феномене. Одни исследователи утверждают, что чувство языка есть только интеллектуальное явление, другие видят в нем интеллектуальные эмоции.
Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой
Автор:  Кравцова М.М. 
Страсти на детской площадке
Автор:  Кравцова М.М. 
Детская площадка – это общество в миниатюре. Именно на детской площадке дети приобретают первые навыки общения со сверстниками. А мирное сосуществование на ней зависит от соблюдения определенных правил поведения и детьми, и их родителями. Чему же может научиться малыш во время прогулки? Что делать родителям, если малыш на прогулке плохо себя ведет: жадничает, скандалит, дерется? Какие негласные правила поведения на детской площадке должны соблюдать взрослые и дети?