Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций
Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции
Автор:  Асенова И.В. 
Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида.
Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития
В статье представлены данные об особенностях саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, полученные в результате проведения экспериментального изучения. Разработанная авторами диагностическая методика позволяет выявить не только актуальные особенности сферы саморегуляции у детей, но и их потенциальные возможности, что является основой для организации индивидуализированной коррекционно-педагогической работы с ними.
Концепция речемышления Л.С. Выготского и анализ связной речи у детей
Автор:  Ахутина Т.В. 
Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет
Важной составной частью процесса развития школьной психологической службы является внедрение в нее нейропсихологов. Последнее, по мнению наших американских коллег, вызвано тем, что именно специалисты данного профиля могут квалифицированно решить следующие важные задачи: выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение; построить верифицируемые гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного воздействия (Lyon et al., 1988).
Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников
У детей с дисграфией обнаружены специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле. Причём, только в ближнем 3D пространстве. В "окне дефекта" расположена обратная перспектива, или так называемые "пространства Лобачевского". В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её "как видит", то есть в зеркальном отображении.
Обучение чтению по методу Зайцева, как метод психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями внимания и поведения
Автор:  Кабаева В.М. 
Особенности зрительно-моторной координации и трудности обучения
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение теста на зрительно-моторную координацию, по данным зарубежных авторов, демонстрирует высокие корреляции с академической успеваемостью и является предиктором трудностей обучения, особенно в начальной школе. Целью данного исследования являлось изучение особенностей зрительно-моторной координации у учеников первых классов (возраст 7-8 лет) массовой школы и школы для детей с ЗПР. Тест на зрительно-моторную координацию (авторы K. E. Beery, N. A. Buctenica) представляет собой набор разной сложности фигур для копирования. Нами была предложена новая система балльной оценки теста, позволяющая...
Сравнение нормативной группы с группой учеников коррекционного класса 7-8 лет
Автор:  Меликян З.А. 
Трехмерное изображение предметов младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития
Автор:  Меликян З.А. 
Пространственные функции играют важную роль в школьном обучении. Недостаточное их развитие является одной из распространенных причин неуспешности ребенка в школе (Пылаева, 1997). Можно отметить недостаточную изученность зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и с трудностями обучения, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР). Целью данного исследования явилось изучение уровня развития пространственных функций у детей 6 – 8 лет в норме и с ЗПР, демонстрирующих, по данным нейропсихологического обследования, преимущественную «слабость» функций левого...
Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции
Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации
Автор:  Ахутина Т.В. 
Проблема обучения детей дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии
Автор:  Горбунова Е.И. 
Особенности самосознания детей дошкольного возраста, кризис трех лет и некоторые психопатологические феномены этого возраста
Автор:  Худоян С.С.  
Статья посвящена проблеме возрастных перестроек самосознания. На основе анализа психологических и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста, некоторых психопатологических проявлений этого возраста, а также результатов организованных автором эмпирических исследований кризиса трех лет предлагается гипотеза, согласно которой, в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание.
Зрительное восприятие и особенности ЭЭГ при ситуативной и личностной тревожности
Автор:  Белова А.П. 
«Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи
Автор:  Пичугина М.Ю. 
Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Автор:  Ахутина Т.В. 
Показана возможность использования накопленных в нейропсихологии знаний для разработки методов развивающего и оберегающего здоровье детей обучения. В связи с данными нейропсихологического анализа строения речи, письма и других высших психических функций обсуждаются дискуссионные вопросы развивающего обучения. Рассматриваются психологические механизмы трудностей обучения и раскрываются вытекающие из этого анализа требования к построению развивающего и сберегающего здоровье детей обучения.
Нейропсихология эмоций:гипотезы и факты
Автор:  Хомская Е.Д. 
Излагается нейропсихологический подход к изучению эмоций, основанный на концепции А.Р. Лурия о соотношении мозга и психики. Анализируется современное состояние проблемы "мозг и эмоции". Предлагается рабочая ("инженерная") модель эмоционально-личностной сферы, пригодная для проведения нейропсихологических исследований мозговых основ эмоций. Выдвигается гипотеза о существовании различных "эмоциональных синдромов", связанных с поражением разных мозговых структур. Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающих эту гипотезу. Дается общая характеристика...
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...