Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога
Автор:  Климов Е.А. 
Готовность к мысли
Автор:  Зинченко В.П. 
Рассматривается противоречие в термине "развивающее обучение", зафиксированное Л.С. Выготским и В.В. Давыдовым: учебная деятельность формируется, а мышление - развивается. В.В. Давыдов, руководствуясь деятельностной роекцией теоретического мышления, сделал его предметом учебной деятельности. Тем самым он нашел пути формирования у учащихся как готовности мыслить понятиями, так и некоторых выжнейших компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии, планирования.
Идея школы Щетинина
Автор:  Амонашвили Ш.А. 
К рефлексии психологической теории мышления
Автор:  Лазарев В.С. 
Анализируются основные понятия "неклассической" теории мышления, созданной В.В. Давыдовым: деятельностная природа мышления, модель мыслительного акта как единицы мышления, критерии умственного действия, типы и формы мышления, условия и механизм происхождения умственных (идеальных) действий. Обосновывается необходимость дальнейшего развития теории за счет расширения модели мыслительного акта, раскрытия механизмов развития мышления как его творения, выделения и изучения стадий развития мышления.
Методы анализа и построения научных теорий
Автор:  Рузавин Г.И. 
Многознание уму не научает. Интервью В.В. Давыдова
Автор:  Давыдов В.В. 
В интервью, которое было взято у В.В. Давыдова предположительно в 1980 (1981) г., излагаются его взгляды на состояние психологической науки, используемые ею методы исследования, роль философии в изучении психики, на реформу школьного образования. Текст интервью публикуется впервые.
Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной?)
Автор:  Розин В.М. 
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в психологии в настоящее время. Подчеркивается необходимость заново обсудить вопрос о предмете и основаниях психологии. Анализируются основные идеалы научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный, прикладной), на которые ориентируется психолог. Обсуждается программа Л. С. Выготского, ставится проблема ее реализации.
О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины
Автор:  Айсмонтас Б.Б. 
Перспективная модель интеграции психологической науки, образования и практики на базе Психологического института РАО
Описана модель интеграции психологической науки, образования и практики, представлены направления деятельности научно-образовательного комплекса.
Предпосылки личностного роста в развивающем образовании
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования. Исходя из этого соотносятся профессиональные миссии В.В. Давыдова и К. Роджерса, определившие специфику построенных ими и их последователями образовательных моделей. Образование рассматривается как уникальная и единственная макроинституциализированная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.
Психологические вопросы сознательности учения
Автор:  Леонтьев А.Н. 
Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях
Рассматриваются соотношения маркеров здоровья подростков как одного из направлений работы психологической службы в школе. Выполнено комплексное психологическое и психофизиологическое обследование 92 старшеклассников массовой школы и школы-гимназии. Исследовался уровень развития интеллекта, адаптационный ресурс, оцененный с помощью экспресс-методов и метода стохастической нелинейной кардиоинтервалометрии. Показано, что адаптационный ресурс школьников гимназий выше, чем у их сверстников из массовой школы. Обнаружены корреляционные соотношения между показателями кардиотеста и экспресс-методов оценки...
Развитие идей Н.А. Менчинской на современном этапе исследований психологии учения
Автор:  Божович Е.Д. 
Раскрывается содержание и методические подходы к исследованию позиции субъекта учения в русле идей Н.А. Менчинской. Намечена логика развития понятий "субъектный опыт", "способ учебной работы" в современных исследованиях лаборатории психологии учения. Обозначены перспективы разработки практикоориентированной диагностики развития ребенка как субъекта учения.
Анализ школы Дональда Ховарда
Профилактика школьной неуспешности и психологическая поддержка учащихся
Автор:  Кабаева В.М. 
Влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие младших школьников
Автор:  Зотова К.А. 
Итоги и перспективы научной деятельности института общей и педагогической психологии АПН СССР
Автор:  Давыдов В.В. 
Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки
Автор:  Загвоздкин В.К. 
Опыт разработки и практического применения инновационного кейса школьного педагога-психолога «Проблематизация, проектирование и экспертно-консультативное сопровождение деятельности учителя развивающего обучения»
Автор:  Каминская М.В. 
Организация и проведение занятий по психологии по технологии деятельностного метода «Школа 2000…» в педагогическом колледже № 8
Автор:  Казачук Ю.О.