Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Формирование умственных действий
Автор:  Гальперин П.Я. 
Школьное самоуправление - необходимое условие жизни школы
Автор:  Загвоздкин В.К. 
Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова)
Автор:  Гуружапов В.А. 
Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Автор:  Белошистая А.В. 
Проблема реализации личностно ориентированного обучения может быть решена только с позиции индивидуализации образовательного процесса. Предлагается способ индивидуализации обучения математике в начальных классах, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабой и инертной нервной системой, а также вообще у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.
Особенности моделирования в учебной деятельности подростка
Автор:  Чудинова Е.В. 
Представлены некоторые итоги проектирования и реализации экспериментальных учебных курсов для средней школы. Рассматривается роль моделирования и его отличия при обучении в начальной и средней школе.
Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова
Автор:  Каминская М.В. 
Обсуждаются проблемы освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где требуется организация специальной психолого-педагогической помощи в преодолении профессиональных стереотипов традиционной системы образования. Раскрываются логика работы с падагогами и основные ее формы. Овладение деятельностью в системе развивающего обучения рассматривается не как освоение набора особых технологических алгоритмов, а как изменение содержательных оснований действий учителя и предполагает подход к ученику как к субъекту учебной деятельности.
Проблемы разработки курса физики по системе развивающегося обучения Эльконина-Давыдова
Автор:  Матвеев А.В. 
Автор критически оценивает существующую практику преподавания физики в средней школе и отмечает преимущества использования системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Система Эльконина-Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
С помощью задач теста компетентности оценивался уровень сформированности таких учебных достижений 15-летних школьников, как предметность знаний (ориентация на существенные отношения задачи), умение использовать схемы, графики и другие средства представления информации, умение учиться (в данном контексте - умение пользоваться подсказками) и умение рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения. Сраниение традиционной школы в ее модернизированном варианте, вальдорфской педагогики и образовательной системы Эльконина - Давыдова подтверждает право последней на звание "развивающее обучение"...
Типические особенности педагогического взаимодействия
Автор:  Кондратьев С.В. 
Педагогическое взаимодействие, организуемое учителем на уроке, обусловливается его психологическим типом. Методика "Наблюдение и анализ взаимодействия педагога и учащихся на занятии" позволяет определить доминирующие параметры и психологические особенности педагогического взаимодействия у отдельных типов учителей.
Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения
Автор:  Степанова М.А. 
Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. В статье ставится вопрос: происходит ли в этом случае умственное развитие детей, и если да, то благодаря влиянию каких факторов? Автор статьи, опираясь на идеи ведущих отечественных психологов XX в. Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и В.В. Давыдова и обобщая результаты лонгитюдного эмпирического исследования, выдвигает гипотезу относительно факторов образовательного процесса, обусловливающих умственное развитие детей при традиционном обучении...
Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы
Автор:  Степанова М.А. 
В продолжение начатой ранее дискуссии (Вопр. Психол. 2002. № 1, 6) по проблемам школьной психологической службы автор анализирует современную практическую психологию образования, в частности, выделены противоречия, главным и определяющим среди которых, по мнению автора, является противоречие между теоретической и практической психологией. Автор приглашает к разговору о перспективах, путях и задачах развития практической психологии образования.
Методологические принципы в психологии образования
Автор:  Пантина Н.С. 
В контексте наследия В.В. Давыдова рассматриваются методологические принципы психолого-педагогических исследований, исходные категории, ориентирующие теорию и практику образовательных процессов.
К построению модели знания в парадигме М.А. Балабана
Автор:  Гольдин А.М. 
Рассматривается парадигма М.А. Балабана, в которой знание представляется не как приобретаемое индивидом орудие, а как развиваемый под воздействием внешней среды орган членения перцептуального поля. На основе данной парадигмы предложен подход к моделированию знания и познавательного процесса; основным средством моделирования является общая (теоретико-множественная) топология. Знание понимается как топология на перцептуальном пространстве индивида, познавательный процесс - как цепь топологий, мажорирующих друг друга. Произведена экспликация таких понятий, как образ, ассоциация, понятие, представление...
Разработка и внедрение информационных технологий в службе практической психологии образования
Автор:  Айсмонтас Б.Б. 
Одной из существенных характеристик сегодняшнего дня является разработка и внедрение информационных технологий во всех сферах нашей жизни. В связи с этим не менее актуальным является определение методологии и основных направлений их разработки и внедрения в сфере работы психологической службы сферы образования.
Профориентация как часть социально-педагогической деятельности в школе
Автор:  Степанова Н.А. 
Сравнение некоторых аспектов традиционной и вальдорфской систем обучения
Автор:  Алхазова А.А. 
Повышение статуса педагогической профессии в социуме –забота студенческой общественности
Автор:  Белов А.А. 
«Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи
Автор:  Пичугина М.Ю. 
Дети в окружении СМИ: Россия и Япония
Автор:  Сорокина В.В. 
Сравнение негативных переживаний школьников Росии и Японии при помощи проективных методик.
Особенности гендерных стереотипов у учителей с различным педагогическим стажем
О роли стереотипов в образовательной среде.