Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Отдаление без отделения. Рецензия на книгу Н.Е. Харламенковой, Е.В. Кумыковой, А.К. Рубченко «Психологическая сепарация. Подходы, проблемы, механизмы». М.: Институт психологии РАН, 2015. 367 с.
В рецензии анализируется системное исследование феномена психологической сепарации, предпринятое авторами книги. Очерчена актуальность исследования, удачно дополняющего обширный спектр работ, посвященных идентичности личности. Отмечаются основные повороты мысли авторов, обоснование впервые представленной теоретической модели сепарации, описание типов гармоничной и дисгармоничной сепарации, новый взгляд на внутрисемейную динамику. Особое внимание уделяется новым фактам в малоисследованной области отношений взрослых детей со своими родителями.
Оценка распространенности насилия над детьми
Статья посвящена изучению распространённости насилия (физического, психологического, сексуального, пренебрежения нуждами детей) над детьми в Нижегородском регионе Российской Федерации с помощью международного измерительного инструмента — опросника ICAST-C. В исследовании приня- ли участие 227 детей (131 девочка, 96 мальчиков) в возрасте от 11 до 18 лет. Результаты исследования показывают, 78,4% детей в выборке сталкивались с той или иной формой насилия в течение своей жизни. 3/4 опрошенных переживали насилие в семье, и 2/3 детей пострадали от насилия в школе. Для выборки в целом характерен высокий...
Роль генетических исследований при лечении аутизма. Синдром Фелан-Макдермид: история Саши
Под маской аутизма скрываются различные синдромы. Каждый синдром вызван определенной генетической поломкой, нарушающей развитие головного мозга и приводящей к аутистическим проявлениям. Правильно поставленный генетический диагноз аутизма помогает подобрать лечение и избежать ошибок. В статье рассматривается вариант расстройства аутистического спектра — синдром Фелан-Макдермид. Приводится клинический пример (история Саши): каким образом изменился подход к его лечению после уточнения диагноза.
Современные игрушки: риски и опасности (по материалам семинара в центре игры и игрушки МГППУ)
Автор:  Смирнова Е.О. 
В статье представлены материалы семинара о «вредных» игрушках, организованном в Центре игры и игрушки МГППУ. Тема семинара связана с требованиями родительской общественности и органов управления ограничить выпуск и продажу игрушек, способных причинить вред психическому здоровью и развитию детей. В дискуссии приняли участие ведущие детские психиатры, психотерапевты и психологи. Обсуждались вопросы, связанные с рисками и опасностями, исходящими от игрушек, а также с возможностями исследований потенциального вредного воздействия игрушек. Все участники дискуссии были солидарны в том, что сама по себе...
Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков
Автор:  Хломов К.Д. 
Статья посвящена своеобразию протекания подросткового возраста в контексте изменчивого российского общества 2010-х годов. Рассматриваются основные уязвимости и социальные риски современных подростков — затрудненное самоопределение, аутоагрессивные, виктимные и противоправные формы поведения, буллинг и кибербуллинг, злоупотребление психоактивными веществами. Обсуждаются ключевые задачи профилактики как социально-психологической работы по предупреждению небезопасного и неблагополучного поведения и продвижению ценностей выстраивания благополучных жизненных траекторий. Обобщение практического опыта...
Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника
Статья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство...
К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра
Для развития этапа школьного образования в системе комплексного сопровождения детей с расстрой¬ствами аутистического спектра важно адекватно оценивать их образовательные потребности, учитывая все аспекты аутистических нарушений, в том числе специфику интеллектуальной сферы. В статье рас¬смотрены некоторые моменты взаимосвязи расстройств аутистического спектра и умственной отстало¬сти. Показано, что такую взаимосвязь нельзя отнести к хронологической коморбидности; представлены динамика и структура связи расстройств аутистического спектра и умственной отсталости, различные варианты качественной характеристики...
О ключевых проблемах аутизма. Как мы можем помочь
Автор:  Нейсон Б. 
Билл Нейсон — американский клинический психолог, проработавший с людьми аутистического спек¬тра более 30-ти лет, — проделал собственную эволюцию взглядов от жесткого бихевиоризма до гуманиз¬ма. В своих двух книгах «Дискуссия об аутизме» он последовательно описывает трудности, с которыми приходится сталкиваться людям на спектре. Как бы от их лица Билл Нейсон говорит о том, что они чув¬ствуют, переживают, видят, ощущают, когда окружающий мир наваливается на них со всей своей ско¬ростью и хаосом, а самые близкие люди заняты постоянным изменением их поведения, подлаживанием его под общепринятые нормы...
Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1321 "Ковчег"» создана более 25-ти лет назад специалистами Центра лечебной педагогики и родителями для образования и социальной адаптации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В школе реализуются принципы интегрированного обучения и инклюзивного подхода в образовании, создана образовательная среда, в максимальной степени соответствующая образовательным потребностям каждого ученика. В статье рассматривается опыт и организационные формы включения детей с расстройствами аутистического спектра...
Коммуникация и герменевтика в рамках инклюзии
Автор:  Салмери С. 
Герменевтическая педагогика представляет собой проблемный и критический подход. Герменевтика позволяет рассматривать образование как возможность, а не необходимость.
Образовательная система и трудовая деятельность: альтернатива между школой и работой в процессе моделирования профессионально-ориентированных учебных центров
Автор:  Гулисано Д. 
Современная педагогическая рефлексия может принимать участие в интерпретации связи между схоластическими и рабочими контекстами. Идея учебного плана, основанного на чередовании между школой и миром труда, где происходит имитация инициативы и предпринимательства, вносит свой вклад в формирование целостного человека.
Педагогическая деятельность и взаимосвязь между знанием дисциплины и педагогическими умениями: вопрос остается открытым
Автор:  Муле П. 
Анализ формирования педагогической личности в порядке дисциплинарных навыков и преподавания языков означает, что необходимо проанализировать, в первую очередь, отношения между педагогикой, общей дидактикой и дисциплинарным обучением в попытке разработать новый курс начальной подготовки для преподавателей на национальном и международном уровнях.
Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания
В статье представлены результаты социально-психологического исследования религиозной идентичности школьников буддистского вероисповедания. В исследовании приняли участие 184 человека, учащиеся 9—10 классов средней школы пгт. Агинское (Агинский Бурятский округ, Забайкальский край). Религиозная идентичность, согласно концепции Г. Олпорта и измерениям Р. Горсача и С. МакФерсона, рассматривается не только как принадлежность к буддистскому вероисповеданию, а как сложное социально-психологическое понятие, имеющее четырехфакторную структуру, вы- строенную на базе шкал: личностная–социальная и внутренняя–внешняя...
Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям
Изучались психологические особенности 33 детей от 8 до 17 лет, страдающих тяжелыми ревматическими болезнями, и их матерей. 11 детей находились в отделении реанимации, 22 ребенка — в отделении ревматологии. Использовались: наблюдение, беседа, методики «Рисунок человека», «Три желания»; шкалы самооценки Дембо—Рубинштейн, «Родительское сочинение». По уровню психической активности дети разделились на 4 группы: «инактивные», «пассивные», «относительно активные» и «активные». Психологическая работа с «инактивными» детьми была невозможна; задача состояла в преодолении острых эмоциональных нарушений у...
Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп
Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая технология, подразумевающая, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного образования и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального...
Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей
В статье рассматривается адаптивное поведение детей школьного возраста с трудностями в обучении и в общении. Выборку составили дети с типичным развитием, дети с признаками школьной и социальной дезадаптации, а также дети с нарушениями зрения. Обнаружено, что копинг-стратегии детей с трудностями в обучении ориентированы на экстернализацию и пассивный уход от трудностей в отличие от социально-ориентированных стратегий успевающих школьников. Дети с нарушениями зрения реже осознают и целенаправленно преодолевают коммуникативные трудности в отличие от их сверстников с типичным развитием.
Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков
Известно, что взрослые люди, проживающие в западных и восточных странах, демонстрируют предсказуемые различия в моральных основаниях, однако данных о подобных различиях у подростков недостаточно. В нашем исследовании была проверена гипотеза о наличии особенностей моральных оснований у подростков, проживающих в Монголии, России и Германии. В качестве теоретической основы исследования использовалась теория моральных оснований, в рамках которой были описаны пять наиболее существенных измерений морального домена, включая заботу/вред, справедливость/ взаимность, лояльность/коллективизм, уважение/власть...
Фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка
Американские исследователи пришли к выводу о том, что фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка — у дошкольников активнее развиваются исполнительные функции: когнитивные функции, организующие мыслительный процесс.
Образ болезни в рисунках подростков с депрессией в контексте их медико-психологического сопровождения
Цель — изучение психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового созревания. Материалы и методы. Обследовано 120 подростков больных депрессией (51 мальчик, 69 девочек) в возрасте от 11 до 16 лет, находившихся на лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Дизайн исследования включал клинико-психопатологический, психодиагностический (психологическое интервьюирование, Шкала оценки депрессии CDRS-R, опросник MADRS, проективные рисуночные тесты — «Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом мире», рисунок «Семьи», «Несуществующее...
Аналитическая работа с подростком крупным планом (тематическое исследование)
Автор:  Сорин А.В. 
Представлено описание трех сессий психоаналитического консультирования подростка с симптомами пограничного расстройства личности. Пограничное расстройство личности рассматривается как самостоятельный синдром, отличающийся специфическим психосоциогенезом и требующий определенных стратегий оказания психологической помощи. Представлены характеристики этого синдрома и описание связанных с ним механизмов психологической защиты. Исходя из цели — улучшение качества адаптации клиента к реальности, нетождественной опыту, полученному в семье, определены стратегия, тактика и техника консультативной работы...

Новости психологии

24.04.2017

Виталий Рубцов рассказал РИА Новости о задачах XIII Всероссийской научно-практической конференции "Психология образования: педагог-психолог в мире школы", которая откроется 25 апреля в МГППУ


15.04.2017

МГППУ на ММСО: итоги


15.04.2017

МГППУ на ММСО: день третий



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика