Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Типические особенности педагогического взаимодействия
Автор:  Кондратьев С.В. 
Педагогическое взаимодействие, организуемое учителем на уроке, обусловливается его психологическим типом. Методика "Наблюдение и анализ взаимодействия педагога и учащихся на занятии" позволяет определить доминирующие параметры и психологические особенности педагогического взаимодействия у отдельных типов учителей.
Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США
Автор:  Лукаш Е.Ю. 
Анализируются основные подходы к пониманию процесса социальной адаптации и их взаимосвязь с творческим процессом; рассматриваются теории, объясняющие взаимосвязь творчества и тревожности как составляющей процесса адаптации; приводятся данные зарубежных исследований в этой области, а также результаты кросскультурного исследования с целью анализа общественного мнения в отношении творчески одаренных детей и проблем, с которыми они могут сталкиваться в процессе адаптации.
Психологические последствия острого лейкоза у детей.
Автор:  Киян И.Г. 
Представлен обзор научных публикаций зарубежных и отечественных авторов, посвященных психологическим последствиям острого лимфобластного лейкоза.
Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте.
Автор:  Гаврилова Т.А. 
Обосновывается актуальность изначимость исследований возрастных и социокультурных аспектов танатической тревожности личности на этапе перехода от детства к взрослости. Проводится обзор зарубежных концепций и результатов эмпирических исследований тревоги и страха смерти подростков и юношей. Рассматриваются этические, инструментальные и теоретические проблемы изучения страха смерти. Представлены результаты эмпирического исследования уровня и факторной структуры этого феномена у 15-20-летних школьников и студентов Приморья.
Становление возрастной психологии в Психологическом институте
Автор:  Поливанова К.Н. 
Прослежены основные этапы развития общепсихологических представлений о возрасте и возрастном развитии. Анализируются основные периодизации психического развития в логике культурно-исторической теории и теории деятельности, вскрываются внутренние противоречия в развитии этой исследовательской парадигмы на примере общих представлений о возрастном развитии.
Творческое мышление и антиципация у больных шизофринией и психически здоровых
Целью исследования являлось выявление взаимосвязи креативности и антиципационной деятельности здоровых лиц и больных шизофренией; определение связей и зависимостей креативности и прогностической компетентности. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что оригинальность креативного мышления по вербальным методикам у больных шизофренией выше. Личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности здоровых лиц выше, чем у больных шизофренией, а временная и пространственная имеют равные значения. Обнаружилась тенденция: чем выше личностно-ситуативная составляющая антиципации...
Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы
Автор:  Степанова М.А. 
В продолжение начатой ранее дискуссии (Вопр. Психол. 2002. № 1, 6) по проблемам школьной психологической службы автор анализирует современную практическую психологию образования, в частности, выделены противоречия, главным и определяющим среди которых, по мнению автора, является противоречие между теоретической и практической психологией. Автор приглашает к разговору о перспективах, путях и задачах развития практической психологии образования.
Субъект деятельности в онтогенезе
Автор:  Уазалиева Г.К. 
Предполагается новое понимание субъекта (ребенка) как "автора" деятельности, включенного в психическую общность с другим человеком (взрослым). Субъект деятельности осуществляет особые действия по развитию ("проектированию" и построению) целостной деятельности (субъектные действия) и благодаря этому представляет собой ту психологическую инстанцию, на которой происходит ее самодетерминация. Эти положения иллюстрируются применительно к разным детским возрастам, а также на историко-культурном материале.
Методологические принципы в психологии образования
Автор:  Пантина Н.С. 
В контексте наследия В.В. Давыдова рассматриваются методологические принципы психолого-педагогических исследований, исходные категории, ориентирующие теорию и практику образовательных процессов.
К проблеме диагностики учебной мотивации
Автор:  Дубовицкая Т.Д. 
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
О критериях профессионализма школьного психолога
Автор:  Степанова М.А. 
Обсуждению критериев профессионализма практических психологов образования была посвящена конференция, приуроченная к 5-летию Московского городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагог-психолог". Ее участники рассказывали о своем понимании профессионального мастерства практического психолога, сравнивали показатели оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации. Автор - психолог одной из московских школ и участник указанного конкурса 2001 г. - не только знакомит с основными вопросами, поднимавшимися на конференции, но и делится собственным представлением о том,...
Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции
Рассмотренные в статье особенности развития музыкально-исполнительского мастерства в школьном возрасте и экспериментальное исследование роли культурных средств в этом развитии дают основания полагать, что данный процесс подчиняется общим законам формирования высших психических функций. У детей младшего и среднего школьного возраста развитие исполнительства идет преимущественно через использование внешних культурных средств, в то время как у старшеклассников оно осуществляется в большей мере с помощью внутренних средств. Показано, что адекватным внешним средством развития способности к созданию...
Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Автор:  Ослон В.Н. 
Рассматриваются основные теории развития и депривации, фиксируется ведущая роль ближайшего социального окружения и качества контактов для нормального психического развития ребенка. Отмечается необходимость создания семейной заботы для компенсации последствий депривации детей-сирот.В качестве наиболее адекватной теоретической базы для психологического изучения и сопровождения замещающей семьи привлекается системный подход. Рассматривается модель анализа семьи как системы в четырех аспектах: структура, микродинамика, макродинамика, идеология. На основе экспериментально-психологического исследования...
О единице сюжетно-ролевой игры
Описывается способ понимания живой детской игры, позволяющий точно определить ту предметность игры, которую Д.Б. Эльконин называл мотивационно-потребностной стороной человеческой деятельности. Показано, что культурным прототипом развернутой формы сюжетно-ролевой игры является волшебная сказка. Развернутая форма игры содержит два такта: "вызов" и "отклик на вызов". Мотив переживается и чувствуется ребенком как безусловная реальность тогда, когда он строит "вызов" и связывает его с "откликом на вызов". Единицей игры является не одна роль, взятая отдельно от...
Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий,складывающейся вокргу понятия "дерево"
Автор:  Чуприкова Н.И. 
Изучалось строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, относящихся к концепту "дерево". Испытуемым предъявляли список из 14 слов-понятий, находящихся в шести разных логических отношениях к понятию "дерево". Показано, что не только у школьников VII - IX классов, но и у студентов и аспирантов данная система логико-семантических отношений понятий развита слабо. Выявлено, что последовательный ход развития данной сложной понятийной системы в содержательном отношении имеет универсальный характер, не зависит от возраста и образования, хорошо описывается в терминах...
О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства
Пространственная организация общения является существенным компонентом коммуникативного процесса. С одной стороны, она фиксирует эмоциональные и смысловые компоненты взаимоотношений, а с другой - оказывает влияние на интенсивность, характер и ход их развития. В исследовании авторов показано, что пространственные, эмоциональные и смысловые параметры коммуникативного процесса могут актуально не совпадать, но наблюдается тенденция к их сближению, существую гендерные различия в пространственной организации общения.
Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью метода графа при различных функциональных состояниях
Представлен метод анализа динамики сердечных сокращений при различных функциональных состояниях на основе принципов теории графов. Выделены и проанализированы с помощью моделей "белого шума" основные показатели структуры графа сердечного ритма. Рассмотрена эффективность использования этих показателей для диагностики ряда функциональных состояний. Сформулирована общая модель изменения этих показателей при различных уровнях психической активности организма, базирующаяся на понятии энтропии.
Человекоцентрированный подход в психологии,психотерапии,образовании и политеке (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса)
Автор:  Орлов А.Б. 
В статье представлены история создания, специфика, основные аспекты и инновационный характер человекоцентрированного подхода, разработанного К. Роджерсом - корифеем мировой теоретической и практической психологии XX в. Развитие ключевых понятий, психологических практик и сфер приложения человекоцентрированного подхода рассматривается как проявления предельно полной самоактуализации и человечного способа бытия, живым воплощением которых был К. Роджерс.
Об одной из форм предадаптивного поведения в филогенезе и онтогенезе
Рассматривается одна из форм индивидуального поведения - продромное поведение, в котором все структурные компоненты действий заданы генетически. Оно отличается от инстинктивного поведения функциональными характеристиками и механизмами их реализации, дает приспособительный эффект опосредствованно благодаря своему вхождению в структуру более сложных поведенческих актов, имеющих непосредственное адаптивное значение, и не приурочено во времени к переживанию какой-либо актуальной потребности. Правомерность выделения продромного поведения подтверждается данными этологии, зоопсихологии, психологии развития...
Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека
Автор:  Сухарев А.В. 
Предпринята попытка разработки нового этнофункционального теоретико-методологического подхода к психическому развитию человека, что актуально на современном этапе культурно-исторического развития человеческого сообщества. Рассмотрены вопросы, связанные с нарушением психического развития, обусловленного так называемым этнофункциональным психическим дизонтогенезом. Приведены результаты анализа отечественных и зарубежных исследований, обосновывающие научную и социальную актуальность нового подхода, а также некоторые эмпирические результаты, подтверждающие обоснованность данного подхода к психическому...

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика