Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
К построению модели знания в парадигме М.А. Балабана
Автор:  Гольдин А.М. 
Рассматривается парадигма М.А. Балабана, в которой знание представляется не как приобретаемое индивидом орудие, а как развиваемый под воздействием внешней среды орган членения перцептуального поля. На основе данной парадигмы предложен подход к моделированию знания и познавательного процесса; основным средством моделирования является общая (теоретико-множественная) топология. Знание понимается как топология на перцептуальном пространстве индивида, познавательный процесс - как цепь топологий, мажорирующих друг друга. Произведена экспликация таких понятий, как образ, ассоциация, понятие, представление...
От рефлекса к модели будущего
Автор:  Бернштейн Н.А. 
Публикация содержит популярное изложение представлений Н.А. Бернштейна о физиологии активности как биологической ветви кибернетики.
Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий
Автор:  Бурменская Г.В. 
Расссматривается актуальность исследований вариативности, многообразия и специфичности индивидуальных форм нормативного развития детей в онтогенезе. Обосновывается необходимость типологического анализа динамики, характеризующей индивидуальные особенности психического развития, и создания дифференциальной психологии развития как особого раздела возрастной психологии. В качестве основы для построения типологической картины онтогенеза предлагается использовать базовые психологические новообразования посчледовательных возрастных стадий.
Представления учителей о проблемах старшеклассников
Автор:  Мещерякова И.А. 
Гармонизация личности через психологический анализ фотографий
Автор:  Литвин А. 
Статья посвящена эмпирическому исследованию, основанному на методе психологического анализа фотографий.
Особенности самосознания детей дошкольного возраста, кризис трех лет и некоторые психопатологические феномены этого возраста
Автор:  Худоян С.С.  
Статья посвящена проблеме возрастных перестроек самосознания. На основе анализа психологических и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста, некоторых психопатологических проявлений этого возраста, а также результатов организованных автором эмпирических исследований кризиса трех лет предлагается гипотеза, согласно которой, в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание.
Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Автор:  Зеленкова Т.В. 
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить...
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Автор:  Тамбиев А.Э. 
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
Доверие к себе как условие развития личности
Автор:  Скрипкина Т.П. 
Анализируется один из аспектов веры, связанный с активностью человека. Разработка понятий веры и доверия, осмысление их психологической сущности позволяет вскрыть механизмы, глубже осмыслить закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни". Выдвигается идея о существовании относительно самостоятельного феномена личности - доверия к себе как одного из важнейших условий активности человека и относительно самостоятельного феномена субъектности...
Проблема и психотехника самоопределения личности
Автор:  Буякас Т.М 
Анализируются основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения. Исследовние осуществляется в рамках психологии становления "возможного" человека, т.е. человека в перспективе своего развития, а не такого, который уже эмпирически есть. Методологической базой работы является концепция М.К. Мамардашвили. Проблема самоопределения раскрыта как проблема самостояния человека, проблема свободы, в том числе и от самого себя. В качестве психотехнического инструментария используются общекультурные символы. Обсуждаются инструментальные возможности символов...
Психопрофилактика в образовании
Автор:  Пахальян В.Э. 
Обсуждаются состояние и перспективы развития психопрофилактики в образовании. Основные проблемы профилактики показаны на материале отечественных и зарубежных публикаций в области медицины, педагогики и психологии. Автор, выделяя психопрофилактику как системообразующий вид деятельности службы практической психологии, обращает внимание на тот факт, что в России имеются все возможности для создания государственной системы психопрофилактической работы в образовании. В статье приводятся данные, показывающие конкретные возможности программы психопрофилактической работы, проводимой в системе образования...
Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям
Автор:  Иванников В.А. 
Обсуждаются задачи и виды психологической помощи детям, особенно из неблагополучных семей, вопросы, возникающие в ходе оказания такой помощи.
Психологическая служба в системе образования Германии
Автор:  Малых С.Б. 
Рассматриваются особенности организации психологической службы в системе образования Германии. Основное внимание уделяется описанию ее структурно-функциональных единиц (куда входят педагоги-консультанты, школьные психологи, сотрудники государственных центров пихологического консультирования), а также описанию зависимости между организацией службы и особенностями системы образования в стране. Затрагиваются такие вопросы, как нормативно-правовое регулирование деятельности этой службы, а также эффективность и качество работы психологов в образовании.
Кафедра общей психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (к 250-летию Московского университета)
Автор:  Братусь Б.С. 
Описаны основные этапы развития базовой кафедры факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Представлена современная концепция общей психологии, проанализированы значение и смысл общей психологии для образовательного процесса, для теоретической и прикладной деятельности психолога, для его профессионального самосознания.
Остроумие и креативность
Автор:  Иванова Т.В. 
Описывается остроумие как свойство психики, сопоставляются остроумие и чувство юмора, определяется соотношение остроумия и творческого мышления. Нюансы, различающие комическое и некомическое остроумие, возводят последнее в ранг научного мышления. Остроумие и творческое мышление используют одни и те же способы поиска результата, связанные с разрушением привычных контекстов и нахождением новых связей между процессами, предметами или явлениями. Классификация приемов остроумия позволяет понять, чем отличаются люди, предпочитающие тот или иной способ породения остроты. Некоторые типы острот можно считать...
Феномен "воображаемого партнера" в детском возрасте
Основной целью данного исследования было изучение феномена "воображаемого партнера" (ВП) и его функций в детском возрасте. Особый интерес представляло влияние фактора обедненных социальных связей за рамками непосредственного семейного окружения на возникновение феномена ВП. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7 - 11 лет, интеллектуально сохранные и страдающие детским церебральным параличом, среди которых наблюдались случаи устойчивого фантазирования с участием ВП. Использовались следующие основные методики: опросник для детей и родителей о ВП; методика для...
Две парадигмы в исследовании детского развития
Автор:  Обухова Л.Ф. 
Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Автор:  Ахутина Т.В. 
Показана возможность использования накопленных в нейропсихологии знаний для разработки методов развивающего и оберегающего здоровье детей обучения. В связи с данными нейропсихологического анализа строения речи, письма и других высших психических функций обсуждаются дискуссионные вопросы развивающего обучения. Рассматриваются психологические механизмы трудностей обучения и раскрываются вытекающие из этого анализа требования к построению развивающего и сберегающего здоровье детей обучения.
Нейропсихология эмоций:гипотезы и факты
Автор:  Хомская Е.Д. 
Излагается нейропсихологический подход к изучению эмоций, основанный на концепции А.Р. Лурия о соотношении мозга и психики. Анализируется современное состояние проблемы "мозг и эмоции". Предлагается рабочая ("инженерная") модель эмоционально-личностной сферы, пригодная для проведения нейропсихологических исследований мозговых основ эмоций. Выдвигается гипотеза о существовании различных "эмоциональных синдромов", связанных с поражением разных мозговых структур. Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающих эту гипотезу. Дается общая характеристика...
Дифференциальная нейропсихология детского возраста
Автор:  Микадзе Ю.В. 
Представлено новое, перспективное направлеение нейропсихологии - исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза, а именно дифференциальная нейропсихология детского возраста. Ее предметом является исследование и описание типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга и разными типами отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного развития. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями методологии...

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика