Круглый стол «Предупреждение насилия в отношении детей»

01.07.2010
Рубрики: Педагогическая психология, Нарушения развития, Клиническая психология, Ранний возраст, Дошкольники, Младшие школьники, Подростки

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) совместно с Департаментом образования г.Москвы стал организатором городского круглого стола «Предупреждение насилия в отношении детей», заседание которого прошло на базе университета 28 мая 2010г.



Участниками круглого стола стали заместители начальников и специалисты окружных управлений образования, методисты, руководители образовательных учреждений, представители прокуратуры, ГУВД по городу Москве, городской и окружных КДН и ЗП, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Всего более 50 человек.

На обсуждение были вынесены актуальные вопросы, касающиеся обеспечения прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защиты детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность. Было отмечено, что в последние годы проблема насилия над детьми становится для столицы все более актуальной, поэтому ее решение является одним из наиболее приоритетных направлений политики органов исполнительной власти, муниципального самоуправления, институтов гражданского общества города Москвы.



Так, докладчики в своих выступлениях охарактеризовали общее состояние проблемы жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков в г.Москве, представили опыт работы по предупреждению насилия в образовательных учреждениях, а также по оказанию специализированной помощи детям в различных психологических центрах, раскрыли специфику работы центров с ситуациями насилия и нарушения прав детей. Представлена обширная статистика, отражающая как социальные представления о насилии на сегодняшний день, так и представления специалистов, работающих со случаями жестокого обращения с детьми.

Среди докладчиков были также сотрудники Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Руководитель Центра Вихристюк О.В. выступила с докладом «Обращения абонентов в службу «Детский телефон доверия» МГППУ по вопросам нарушения прав детей». Заведующий лабораторией «Психологическая безопасность в образовании» Ковров В.В. сделал доклад на тему «Психологическая безопасность образовательной среды как условие предупреждения насилия в образовательном учреждении».

В ходе работы круглого стола было акцентировано внимание на положительных тенденциях внедрения новых методов совместной работы органов внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты населения в сфере защиты прав детей.



Одновременно отмечено, что системный межведомственный междисциплинарный подход к работе по фактам жестокого обращения или насилия в семьях не зафиксирован в нормативно-правовом поле. Также остается недостаточным уровень взаимодействия образовательных учреждений и иных субъектов профилактики в области обеспечения единого подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Подведя итоги круглого стола, участники заседания предложили следующие рекомендации:

  1. Разработать комплекс мероприятий по ранней профилактике насилия над детьми в направлениях совершенствования технологий и методов, а также расширения форм правового воспитания подрастающего поколения; активизации использования СМИ по пропаганде профилактических мер противодействия преступлениям.
  2. Предложить межведомственную модель взаимодействия заинтересованных сторон по противодействию насилия над детьми, включающую все стадии профилактики преступлений против несовершеннолетних и последующего надзора за лицами, осужденными за преступления против детей и освобожденными из мест лишения свободы.
  3. Разработать и ввести единую статистическую базу данных по фактам насилия над детьми, в том числе данные о семьях, в которых были отмечены акты насилия.
  4. Активизировать внедрение элементов ювенальной социальной работы с несовершеннолетними.
  5. Признать важным направлением реализации основополагающих международно-правовых принципов приоритетного обеспечения интересов ребенка и обязательного учета мнения ребенка во всех правоприменительных процедурах с участием детей. С учетом того, что система образования охватывает большинство детей старше семи лет, а также обеспеченности образовательных учреждений кадрами психологов, образовательные учреждения могут играть основную роль в организации психологического обследования детей, с которыми учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа.
  6. Для обеспечения эффективного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве департаментам образования, социальной защиты, семейной и молодежной политики, а также ГУВД целесообразно разработать единый регламент обмена информацией о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении. Регламентом должны быть установлены форма и порядок предоставления информации, сроки рассмотрения информации, принимаемые меры и порядок информирования учреждений, откуда поступила информация, о мерах, принятых по их обращениям.
  7. Открыть на базе одного из ПМС центров в каждом административном округе специализацию на проведении психологического обследования детей по запросам КДН и ЗП, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, отделов следственного комитета и судов. Это будет способствовать решению наиболее сложных вопросов, возникающих при психологическом обследовании детей, вовлеченных в правоприменительные процедуры.
  8. Закрепить использование методики «Оценка рисков и возможностей» в качестве обязательного элемента обследования ребенка при проведении в его отношении любой правоприменительной процедуры во всех учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  9. Провести тематический педагогический совет «Роль образовательных учреждений в предупреждении жестокого обращения с детьми» в окружных управлениях образования и во всех образовательных учреждениях города с привлечением специалистов ПМС-центров, окружных и муниципальных КДН и ЗП, органов опеки и попечительства, инспекторов ОДН ОВД.
  10. Рекомендовать ПМС-центрам принимать участие в ежегодно проводимых в сентябре-октябре координационных совещаниях муниципальных КДН и ЗП с выступлениями на тему: «Роль психологической службы системы образования в межведомственном взаимодействии по защите прав детей (предупреждении жестокого обращения с детьми».
  11. Поручить ГОУ ВПО МГПИ разработать курсы повышения квалификации для классных руководителей, социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ «Психолого-педагогические методики профилактики и предотвращения агрессивного поведения детей и подростков в образовательном учреждении» (72 часа), «Защита детей от жестокого обращения в семье» (72 часа). В связи с актуальностью и значимостью данной темы МИОО провести лицензирование данных программ курсов повышения квалификации до начала 2010-2011 учебного года. ГОУ ВПО МГПИ организовать проведение данных курсов по запросам образовательных учреждений г.Москвы в 2010-2011 учебном году.

Московский городской психолого-педагогический университет внес свои предложения в резолюцию круглого стола:

  1. В целях профилактики и предупреждения насилия в отношении детей предложить Департаменту образования города Москвы включить в план основных мероприятий деятельности ежегодное проведение мониторинга по выявлению угроз психологического и физического насилия в отношении субъектов образовательного процесса.
  2. В целях предупреждения насилия в отношении детей поручить Московскому городскому психолого-педагогическому университету разработать для специалистов окружных управлений образования, методистов курсы повышения квалификации по проблемам обеспечения безопасности образовательной среды в ее психологическом аспекте.
  3. В целях профилактики и предупреждения насилия в отношении детей специалистам окружных управлений образования разработать и провести для родителей учащихся и педагогов образовательных учреждений обучающие мероприятия, направленные на предупреждение семейного, домашнего и школьного насилия.
  4. В целях профилактики и предупреждения насилия в отношении детей предложить Департаменту образования города Москвы разработать комплексную программу по информированию учащихся и их родителей о функционировании городской психологической Службы «Детский телефон доверия» МГППУ, оказывающей экстренную психологическую помощь детям, родителям, педагогам по вопросам жестокого обращения с детьми и профилактики насилия в отношении детей.

Документы: