Запись вебинара “Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования” с Ю.М. Забродиным, отчет и резолюция конференции

17.12.2014
Рубрики: Педагогическая психология, Дошкольники

На сайте Всероссийской научно-практической конференции “Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС”размещена запись вебинара Профессиональный стандарт педагога дошкольного образованияс Ю.М. Забродиным (2014-10-21 14:02 … 2014-10-21 16:02 длительность – 01:59:59) и возможность скачивания:

Ссылка для просмотра - http://m.mirapolis.ru/m/miravr/1594364549

Ссылка для загрузки видео:

Отчет

В работе Конференции приняли участие 240 человек из 32 регионов Российской Федерации – воспитатели, педагоги-специалисты и руководители дошкольных образовательных организаций; специалисты региональных институтов развития образования, руководители региональных органов управления образования, сотрудники региональных и муниципальных учебно-методических центров, преподаватели вузов и организаций среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для системы дошкольного образования; магистранты; представители издательств и периодических изданий. В соответствии с программой в течение трех дней (7 – 9 октября 2014 года) участники Всероссийской конференции приняли участие в работе пленарного заседания, 6 секций и 2 круглых столов, в выставочных мероприятиях.

Скачать отчет о конференции


РЕЗОЛЮЦИЯ 
Всероссийской научно-практической конференции "Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС"

Новый статус российской системы дошкольного образования как первого уровня общего образования, который закреплен в федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" (2012 г.), и утвержденный приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года ФГОС дошкольного образования требуют от педагогического сообщества осмысления произошедших перемен и приведения образовательного процесса в организации в соответствии с федеральными требованиями.

Одним из важнейших условий построения качественного дошкольного образования и соответствующего ФГОС является профессионализм воспитателя.

Обсуждение участниками Конференции, прежде всего, актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе, позволило определить наиболее проблемные стороны реализации требований ФГОС дошкольного образования. Среди наиболее сложных, требующих безотлагательного решения, являются вопросы повышения уровня профессионализма педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста; обеспечения дошкольного образования системой оценки образовательной деятельности в образовательной организации, и, прежде всего, деятельности педагога; создания необходимых условий для разумного построения инклюзивного образования.

Решение существующих проблем возможно как через разработку необходимых нормативных документов и методических материалов на федеральном и региональном уровнях, так и через модернизацию подготовки педагогов для системы дошкольного образования. В рамках Конференции участниками были обсуждены трудовые функции и действия педагога, представленные в профессиональном стандарте, и соотнесены с необходимыми для их осуществления и реализации профессиональными компетенциями.

Первостепенной задачей на сегодняшний день является готовность работающих педагогов реализовывать требования ФГОС дошкольного образования. Участниками конференции также были обсуждены итоги апробации трех программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам внедрения ФГОС ДО и системы оценки качества дошкольного образования, которые были разработаны МГППУ в рамках реализации проекта ФЦПРО "Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; определено содержание для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования (в дополнение к апробированным) и оптимальные формы организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования по разработанным программам для обеспечения перехода к реализации ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Итогом работы Конференции и обсуждения насущных вопросов дошкольного образования стали следующие предложения участников.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. С целью повышения статуса профессии педагога дошкольного образования разработать формы позитивной социальной рекламы, а также систему механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов дошкольного образования.

2. Для повышения эффективности внедрения ФГОС дошкольного образования создать виртуальный информационно-методический центр –информационную базу данных по внедрению и реализации ФГОС ДО, транслирования передового педагогического опыта.

3. С целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего уровней образования и сохранения специфики образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста разработать нормативные документы, регламентирующие взаимодействие организаций (структурных подразделений), реализующих образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования.

4. С целью сохранения единства образовательного пространства разработать новые типовые документы дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО (или методические рекомендации по их разработке).

5. С целью реального обеспечения психического и физического здоровья детей и их эмоционального благополучия определить и нормативно зафиксировать предельную наполняемость групп, в т.ч. инклюзивных, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.

6. Для гарантии прав каждого ребенка на полноценное развитие, обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья помощниками–тьюторами, создать необходимые (прежде всего, нормативно-правовые) условия для осуществления психологической и методической поддержки воспитателей образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

7. С целью обеспечения необходимых психолого-педагогических условий реализации образовательных программ дошкольного образования разработать систему аттестации педагогических кадров дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования и профессиональным стандартом педагога.

8. С целью обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования разработать нормативные акты по психолого-педагогическому сопровождению и оказанию консультативной помощи родителям, воспитывающих детей вне условий образовательной организации.

Образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы:

1. Предусмотреть в планах повышения квалификации и переподготовки работников дошкольного образования по внедрению ФГОС ДО возможности получения образовательных услуг, ориентированных как на индивидуальные потребности различных категорий специалистов (в том числе узконаправленные (узкоспециализированные) для воспитателей детей с ОВЗ), так и на запросы многофункциональных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

2. Разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации педагогов общего начального образования с целью обеспечения понимания ФГОС дошкольного образования педагогами начальной школы.

Московскому городскому психолого-педагогическому университету:

1. Для эффективной реализации программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования для внедрения ФГОС дошкольного образования организовать на добровольных основаниях сетевое взаимодействие образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, основанные на деятельностном и компетентностном подходах.

2. Организовать дистанционную форму реализации программ (или их частей) повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования как оптимальную в условиях интенсификации внедрения ФГОС ДО.

3. Рассмотреть возможность широкой реализации всех пяти программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования, разработанных Университетом в рамках реализации проекта ФЦПРО.

Разработанные и апробированные МГППУ программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций были одобрены и высоко оценены представителями образовательных организаций – пилотных площадок. Участники конференции подчеркнули необходимость продолжить реализацию программ повышения квалификации, расширив географию, что позволит большему числу педагогов приобрести или актуализировать необходимые для внедрения ФГОС ДО профессиональные компетенции.