Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
В рамках ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МОСКОВСКОИМ ГОРОДСКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МГППУ)
РАЗРАБОТАН
На портале организован форум, в рамках которого проходит обсуждение проекта
Подготовка проекта ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» обоснована рядом факторов:
- важностью усиления психолого-педагогической подготовки современных учителей, что отражено в Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012гг.», и в ежегодном послании Президента Российской Федерации;
- необходимостью создания единого психолого-педагогического фундамента в подготовке не только психологов образования, но и современных воспитателей, учителей начальных классов и социальных педагогов, в их работе должна быть принципиально усилена роль психологической составляющей для создания условий не только эффективного обучения детей, но и их развития;
- необходимостью подготовки современных педагогов и психологов для решения задач, вытекающих из стандарта общего образования второго поколения, разрабатываемого в настоящее время;
- необходимостью введения новых профилей в подготовку педагогических кадров, в профессиональные задачи которых входит работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии, с одарёнными детьми, работа в инклюзивном образовании.
Университет приступил к разработке проекта ФГОС, имея существенный задел в развитии психологического и психолого-педагогического образования. По решению Департамента образования города Москвы, университет является головным научно-методическим центром системы образования по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях города.
ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» является одним из 40 российских вузов, ставших в 2007гг. победителями конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В рамках инновационной образовательной программы «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» университетом выполнено 37 проектов, направленных на улучшение качества подготовки специалистов психолого-педагогического профиля за счёт разработки программ обучения, основанных на современных технологиях и на двухуровневой системе подготовки выпускников вуза, оснащения учебного процесса современным мультимедийным оборудованием, оснащения учебных лабораторий уникальным оборудованием.
Участие в приоритетном национальном проекте «Образование» позволило более глубоко проанализировать имеющиеся проблемы в подготовке квалифицированных кадров для системы образования. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений - «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса.
Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. По мнению разработчиков, ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожецем, В.В.Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки - «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.
Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по приведённым в разработанном проекте ФГОС профилям направления. При обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на имеющиеся квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления), а также на международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская Федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)
В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности), что позволило, на наш взгляд, создать целостную систему подготовки педагогов-психологов по профилям подготовки бакалавров: Психология образования, Психология и педагогика дошкольного образования, Психология и педагогика начального образования, Психология и педагогика инклюзивного образования, Психология и педагогика дополнительного образования, Психология и социальная педагогика, Психология и педагогика образования одаренных детей, и подготовки магистров по направлению, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию.
Основными разработчиками проекта ФГОС являются сотрудники ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», непосредственно связанные как с образовательным процессом, так и с организацией учебного процесса и проведением научных исследований в университете. Среди авторов проекта: ректор университета, три проректора, шесть деканов факультетов, четыре заведующих кафедрами, два профессора кафедр университета, руководители четырёх практических центров, четыре заведующих профильными научно-исследовательскими лабораториями.
В разработке проекта принимали участие представители академического и профессионального сообщества - Вице-президент Российской академии образования Д.И.Фельдштейн, заведующий кафедрой акмеологии и психологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ А.А.Деркач, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ ЛА.Степанова, директор Института психологии Российской академии наук А.Л.Журавлев, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии Российской академии наук Д.В.Ушаков, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Ю.П.Зинченко, проректор по научной работе Удмуртского государственного университета Н.И.Леонов, декан факультета психологии Южноуральского государственного университета Н.А.Батурин, ректор Московского городского педагогического университета В.В.Рябов, директор Института психологии, социологии и социальных отношений Е.С.Романова, заведующий кафедрой падиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета Д.Д.Панков, директор школы-интерната для одарённых детей «Интеллектуал» Е.В.Маркелов.
В экспертизе проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» участвовали и дали положительную оценку уровню и качеству разработки представители работодателей, общественно-профессиональных организаций и государственных структур, в том числе: председатель совета ректоров вузов Москвы и Московской области И.Б.Федоров, вице-президент Федерации психологов образования России И.В.Дубровина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию и науке Л.Н.Духанина, вице-президент Российской академии образования А.А.Кузнецов, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы О.В.Михайлов, руководитель Департамента образования города Москвы О.Н.Ларионова, руководитель Управления образования администрации Псковской области В.В.Емельянова, министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева, Министр образования Астраханской области В.А.Гутман, заведующий сектором теории познания Института философии РАН, главный редактор журнала «Вопросы философии» В.А.Лекторский, главный педиатр Департамента здравоохранения города Москвы А.Г.Румянцев, заместитель научного руководителя Государственного университета - Высшей школы экономики Л.Л.Любимов, директор Института содержания образования Государственного университета - Высшей школы экономики В.Д.Шадриков, заведующий кафедрой факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова А.Г.Асмолов, директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Ф.Ф.Харисов, директор Центра образования «Царицыно» №548 Е.Л.Рачевский, директор Центра образования №57 С.Л.Менделевич.
Разработка проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» явилась логическим завершением участия ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» в реализации приоритетного национального проекта «Образование».
|
|
|