Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

19.12.2008

В рамках ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МОСКОВСКОИМ ГОРОДСКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МГППУ)
РАЗРАБОТАН

Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»


На портале организован форум, в рамках которого проходит обсуждение проекта


Подготовка проекта ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» обоснована рядом факторов:

  • важностью усиления психолого-педагогической подготовки со­временных учителей, что отражено в Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012гг.», и в ежегодном послании Президента Российской Федерации;
  • необходимостью создания единого психолого-педагогического фундамента в подготовке не только психологов образования, но и современных воспитателей, учителей начальных классов и соци­альных педагогов, в их работе должна быть принципиально усиле­на роль психологической составляющей для создания условий не только эффективного обучения детей, но и их развития;
  • необходимостью подготовки современных педагогов и психологов для решения задач, вытекающих из стандарта общего образования второго поколения, разрабатываемого в настоящее время;
  • необходимостью введения новых профилей в подготовку педаго­гических кадров, в профессиональные задачи которых входит ра­бота с детьми, имеющими задержки в психическом развитии, с одарёнными детьми, работа в инклюзивном образовании.

Университет приступил к разработке проекта ФГОС, имея существен­ный задел в развитии психологического и психолого-педагогического обра­зования. По решению Департамента образования города Москвы, универси­тет является головным научно-методическим центром системы образования по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях города.

ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический универси­тет» является одним из 40 российских вузов, ставших в 2007гг. победителями конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В рамках инновационной образовательной программы «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурс­ном центре практической психологии» университетом выполнено 37 проек­тов, направленных на улучшение качества подготовки специалистов психо­лого-педагогического профиля за счёт разработки программ обучения, осно­ванных на современных технологиях и на двухуровневой системе подготовки выпускников вуза, оснащения учебного процесса современным мультимедийным оборудованием, оснащения учебных лабораторий уникальным обо­рудованием.

Участие в приоритетном национальном проекте «Образование» позво­лило более глубоко проанализировать имеющиеся проблемы в подготовке квалифицированных кадров для системы образования. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений - «умению учиться самостоятель­но», сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традицион­ными, средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержа­тельно менять систему профессионального педагогического образования, яв­ляется качественно иная по содержанию и форме психологическая подготов­ка современного педагога. По мнению разработчиков, ориентация на форми­рование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных програм­мах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превра­щение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержа­ния, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их осо­бенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, кото­рая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разра­ботанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожецем, В.В.Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универ­сальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки - «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный пе­дагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессио­нальной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять про­цессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей стано­вятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, нераз­рывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в про­фессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основ­ные виды профессиональной деятельности по приведённым в разработанном проекте ФГОС профилям направления. При обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на имеющиеся квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления), а также на международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты про­фессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская Федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ас­социация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определе­ны необходимые для реализации профессиональных задач по профилям под­готовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным ви­дам профессиональной деятельности), что позволило, на наш взгляд, создать целостную систему подготовки педагогов-психологов по профилям подго­товки бакалавров: Психология образования, Психология и педагогика до­школьного образования, Психология и педагогика начального образования, Психология и педагогика инклюзивного образования, Психология и педаго­гика дополнительного образования, Психология и социальная педагогика, Психология и педагогика образования одаренных детей, и подготовки маги­стров по направлению, отвечающую современным требованиям, предъявляе­мым к высшему профессиональному образованию.

Основными разработчиками проекта ФГОС являются сотрудники ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», не­посредственно связанные как с образовательным процессом, так и с органи­зацией учебного процесса и проведением научных исследований в универси­тете. Среди авторов проекта: ректор университета, три проректора, шесть деканов факультетов, четыре заведующих кафедрами, два профессора кафедр университета, руководители четырёх практических центров, четыре заве­дующих профильными научно-исследовательскими лабораториями.

В разработке проекта принимали участие представители академического и профессионального сообщества - Вице-президент Российской академии образования Д.И.Фельдштейн, заведующий кафедрой акмеологии и психологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ А.А.Деркач, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональ­ной деятельности Российской академии государственной службы при Прези­денте РФ ЛА.Степанова, директор Института психологии Российской ака­демии наук А.Л.Журавлев, заведующий лабораторией психологии и психо­физиологии творчества Института психологии Российской академии наук Д.В.Ушаков, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Ю.П.Зинченко, проректор по научной работе Удмуртского государственного университета Н.И.Леонов, декан фа­культета психологии Южноуральского государственного университета Н.А.Батурин, ректор Московского городского педагогического университета В.В.Рябов, директор Института психологии, социологии и социальных отно­шений Е.С.Романова, заведующий кафедрой падиатрии и школьной медици­ны факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета Д.Д.Панков, директор школы-интерната для одарённых детей «Интеллектуал» Е.В.Маркелов.

В экспертизе проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» участвовали и дали положительную оценку уровню и качеству разработки представители работодателей, общественно-профессиональных организаций и государственных структур, в том числе: председатель совета ректоров вузов Москвы и Московской области И.Б.Федоров, вице-президент Федерации психологов образования России И.В.Дубровина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию и науке Л.Н.Духанина, вице-президент Российской академии образования А.А.Кузнецов, заместитель руководителя Департамента соци­альной защиты населения города Москвы О.В.Михайлов, руководитель Де­партамента образования города Москвы О.Н.Ларионова, руководитель Управления образования администрации Псковской области В.В.Емельянова, министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева, Министр образования Астраханской области В.А.Гутман, заведующий сектором тео­рии познания Института философии РАН, главный редактор журнала «Во­просы философии» В.А.Лекторский, главный педиатр Департамента здраво­охранения города Москвы А.Г.Румянцев, заместитель научного руководителя Государственного университета - Высшей школы экономики Л.Л.Любимов, директор Института содержания образования Государственного университе­та - Высшей школы экономики В.Д.Шадриков, заведующий кафедрой фа­культета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова А.Г.Асмолов, директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Ф.Ф.Харисов, директор Центра образования «Царицыно» №548 Е.Л.Рачевский, директор Центра об­разования №57 С.Л.Менделевич.

Разработка проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» явилась логическим завершением участия ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» в реализации приоритетного национального проекта «Образование».