Модернизируя педагогическое образование в России

21.03.2016
С момента начала проведения Министерством образования и науки Российской Федерации реализации проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы научный журнал “Психологическая наука и образование” (издательство ГБОУ ВПО МГППУ) предоставляет свою площадку для обсуждения ключевых результатов, эффектов и лучших практик, выявленных в ходе проекта модернизации педагогического образования.

Из вступительного слова Александра Климова, Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, к одному из тематических выпусков журнала:

“Обсуждая сегодня промежуточные итоги проекта модернизации педагогического образования в России, который стартовал два года назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, хотелось бы остановиться на трех принципиально важных вещах.

Во-первых, в ходе реализации проекта нам удалось преодолеть, быть может, коренную проблему всего российского образования последних десятилетий. Дело в том, что существующие и во многом устаревшие программы подготовки педагогов стали сильно отставать от це­лей и задач самой системы общего образования, кардинально и стремительно обновляющей­ся в связи с принятием и внедрением таких амбициозных (в хорошем смысле слова) документов, как Профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования.

Устраняя это противоречие, мы, в рамках проекта, разработали более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров: все эти модули, по заключению экспертов, соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.

Разработанные участниками проекта инновационные программы прикладного и академи­ческого бакалавриата, профессиональной (педагогической) и исследовательской магистрату­ры не только создали условия для деятельностного, профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогов, перехода на модульный принцип обучения в вузах, но и позво­лили привлечь школы в качестве равноправных партнеров университетов в обучении будущих педагогов, повысить академическую мобильность студентов, создав гибкие образовательные траектории. Совершив такой прорыв в будущее, мы теперь ясно видим горизонты дальнейшего развития всей системы педагогического образования в России.

Во-вторых, очень важно то, что проект модернизации педагогического образования, по сути, стал проектом общенациональным. В его орбиту включились все категории педагогиче­ских работников – будь то школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада, профессор высшей школы. При этом речь идет как о педагогических вузах, так и о классических университетах.

Чрезвычайно широкой оказалась и география проекта. Его активными сторонниками стали десятки ведущих университетов нашей великой страны – от Калининграда на западе до Читы на востоке. Новые модули основных профессиональных образовательных программ сегодня апробируются в 13-ти вузах-участниках проекта и 32-х вузах-соисполнителях. В этой апробации принимают участие более 6000 студентов. Вот почему уже в самое ближайшее время мы ожидаем очень хороших, позитивных системных эффектов в деле подготовки педагогов во всех регионах Российской Федерации.

И наконец, несколько слов о будущем. Начиная с 2016 года, мы планируем масштабирова­ние проекта модернизации педагогического образования. Здесь, как мне думается, – хорошее поле деятельности для недавно созданного Координационного совета по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». На протяжении следующих трех, возможно, пяти лет Совету предстоит заняться еще более широким, адресным распространением лучших практик и кейсов проекта, разработкой и внедрением новых при­мерных образовательных программ, которые позволят университетам существенно перестроить подходы в системе обучения педагогов.

Не сомневаюсь в том, что новации обязательно дойдут до каждого университета, в котором готовят педагогов. Все вместе мы будем создавать такую ситуацию, когда процесс модернизации педагогического образования станет необратимым”.

Представляем тематические выпуски по результатам первого и второго этапов модернизации педагогического образования в России:
  • Результаты первого этапа – Психологическая наука и образование 2014. Том. 19, № 3. Публикации выпуска 
  • Результаты второго этапа – Психологическая наука и образование 2015. Том. 20, № 5. Публикации выпуска 
  • Результаты второго этапа (региональный опыт) – Психологическая наука и образование 2014. Том. 6, № 3. Публикации выпуска
О ходе реализации проекта на официальном сайте проекта.