Формирование коммуникативных компетентностей школьников при переходе из начальной школы в основную. Анонс доклада

05.04.2016
В рамках сетевой научный конференции "Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова", на которой выступят победители Всероссийского конкурса "Давыдовские чтения", Безрукавный Олег Сергеевич (аспирант II курса факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ) представит свой доклад на тему "Формирование коммуникативных компетентностей школьников при переходе из начальной школы в основную".

В настоящее время полностью закончился переход основной системы образования на стандарты второго поколения. Принятый в 2009 году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил перед педагогами нелегкую практическую задачу – сформировать новый «портрет выпускника» основной школы с учетом «личностных, предметные и метапредметных образовательных результатов». Метапредметные образовательные результаты или компетентности включают в себя достаточно много компонентов, однако, одним из наиболее значимых компонентов является коммуникативная компетентность, которая выступает «ядерной» компетентностью для социальной, профессиональной и личностной компетентностей. 

В современной отечественной и зарубежной научной литературе достаточно много исследований коммуникативной компетентности, но, в тоже время, нет единого подхода к понятию «коммуникативная компетентность». По мнению В. А. Болотова и В. В. Серикова, это связано с тем что, понятие «коммуникативная компетентность» зависит от задачи, которую ставит перед собой исследователь.

В своем исследовании, мы выделяем следующие компоненты коммуникативной компетентности:
- теоретический блок – знания учащегося в области межличностного взаимодействия;
- практический блок – непосредственные коммуникативные умения (умения слушать партнера и быть внимательным собеседником, умение донести то окружающих аргументировать свою точку зрения и т.д.);
- личностный блок – коммуникативные свойства и качества личности, необходимые для установления межличностного взаимодействия.

Для изучения коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу была использована методика А. Наватерри «Коммуникативные умения». Анализ полученных данных указывает нам на то, что большинство детей имеют достаточно уверенный уровень развития таких коммуникативных навыков как умение выступать перед классом у доски или со сцены, готовность участвовать в беседе на заранее не подготовленную тему, устанавливать и поддерживать новые социальные связи, однако, все эти умения осуществляются тогда, когда ребенок видит перед собой возможность каких – либо преференций со стороны окружения.


22% детей обладают уверенными коммуникативными навыками, реализуя их без какой – либо внешней мотивации. В тоже время, только 3% исследуемых детей имеют явные трудности с коммуникативными навыками и умениями, необходимыми для решения педагогических задач.   
Для изучения коммуникативных навыков, была применена методика «Коммуникативные умения» А. А. Карелина.
Анализ полученных данных указывает нам на то, что 51% учащихся в исследуемой группе не могут абстрагироваться в процессе беседы от второстепенных факторов и целостно и полно получать информацию от собеседника.

Диаграмма 1. Результаты по методике оценки 
«Коммуникативных умений» А. А. Карелина


28% учащихся имеют навыки, помогающие объективно воспринимать коммуникативную информацию, в то время как 17% детей испытывают проблемы с умением слушать собеседника без отвлечения на второстепенные факторы.
Анализ данных проведенных методик показывает, что проблема формирования и развития коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов является крайне важной, так как низкий уровень развития компонентов коммуникативной компетентности ведет к сложностям в учебной деятельности, в образовательном процессе и решении педагогических задач.



Приглашаем вас на секцию международной научной конференции "Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова" на базе Московского городского психолого-педагогичекого университета (Москва, ул. Сретенка, 29)
7 апреля 2016 года. Начало в 16.00, ауд. 410.

Просим вас зарегистрироваться как слушатели по ссылке.