Вышел новый номер журнала «Психологическая наука и образование», посвященный высшему инклюзивному образованию

14.06.2017
Специальный номер российского научного журнала «Психологическая наука и образование» посвящен актуальным вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в системе высшего образования.

Идея поделиться опытом ряда вузов в области инклюзивного образования родилась в ходе выполнения работ в рамках Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на период 2016–2018 гг., который был утвержден заместителем председателя правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец 26 июня 2016 г. Практическая реализация плана привела к усилению внимания к вопросам обеспечения доступности и качества высшего образования для молодежи с инвалидностью. Остроту этой проблематике придает тот факт, что большая часть вузов не имеет опыта инклюзивного обучения и обучения данной категории студентов.

Необходимость и своевременность публикаций, освещающих весь спектр указанных проблем, выявил анализ опыта ряда вузов России по обучению студентов с инвалидностью, который позволил обозначить следующие проблемные зоны:

1. Отсутствует системная поддержка процесса обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального образования, в том числе на основе использования информационных ресурсов и технологий, адаптированных к потребностям пользователей.

2. Отсутствует методология разработки и адаптации учебных и информационных образовательных ресурсов по программам высшего профессионального образования к потребностям пользователей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.

3. Отсутствует открытая информационно-образовательная среда и единый образовательный интернет-портал, предназначенные для решения следующих задач, с которыми сталкиваются студенты-инвалиды:

а) профессиональное образование и социальная адаптация;

б) доступ к оптимальным адаптационным образовательным технологиям;

в) организация психолого-педагогической поддержки обучения, профессиональной реабилитации и ориентации;

д) доступ к механизмам содействия трудоустройству и эффективной занятости.

Особую актуальность сегодня приобретают публикации, которые восполняют пробелы в этой недостаточно еще изученной области. Их авторы освещают вопросы, знание которых необходимо для организации и предоставления качественных образовательных услуг студентам с инвалидностью.

Этот выпуск журнала – плод совместных усилий многих специалистов. На его страницах свое видение актуальных проблем обучения в вузах студентов с инвалидностью представили известные ученые и практики, специалисты в области инклюзивного образования. В настоящем специальном выпуске собраны статьи, посвященные разработке фундаментальных и региональных аспектов высшего инклюзивного образования.

Особое внимание уделено важным для каждого вуза вопросам создания доступной среды, применения новых технологий в обучении, организации профориентационной работы и трудоустройства студентов с инвалидностью. Рассмотрены специальные условия обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, возможности содействия успешному завершению освоения программ высшего образования, методические и практические аспекты обучения студентов с инвалидностью. Обозначены проблемы и представлены решения психолого-педагогического сопровождения образования студентов с инвалидностью, выделены главные направления и особенности приспособления таких студентов к учебному процессу в вузе. Публикация успешного опыта обучения студентов с инвалидностью и лучших практик, накопленных рядом вузов, обеспечит их распространение и применение в системе высшего образования Российской Федерации.

Выражаем искреннюю благодарность авторам статей за их большую исследовательскую и аналитическую работу по тематике выпуска. Особая благодарность – нашим коллегам из МГППУ: ректору В. В. Рубцову, первому проректору А. А. Марголису, начальнику информационно-аналитического управления А. А. Шведовской и редакционной группе журнала, которые помогли в сжатые сроки и на высоком уровне подготовить предоставленные материалы к выпуску в свет.