Юлия Гиппенрейтер: «Передавайте ребёнку заботу о его учёбе»

14.02.2022
Рубрики: Детские группы

Российских школьников из-за пандемии коронавируса отправили на каникулы до 12 апреля, ряд школ при этом перешли на дистанционное обучение. И многие родители столкнулись с проблемой обучения детей дома. Как заинтересовать ребёнка учебниками? Как заставить выполнять домашнюю работу? Почему ему не интересно учиться?

О правильном подходе к образованию детей в книге «Как учиться с интересом» писала Юлия Борисовна Гиппенрейтер, доктор психологических наук, психолог, специалист по экспериментальной психологии, системной семейной психотерапии. «Психологическая газета» поздравляет Юлию Борисовну с юбилеем, который она празднует 25 марта, и предлагает читателям ознакомиться с отрывком из книги «Как учиться с интересом»:

«Ваш ребёнок чему-то учится: что получается в результате? На самом деле, результатов несколько, и осознать их очень важно!

Главные результаты учения:

  • Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребёнок получает, или умения, которые он осваивает.
  • Второй результат менее очевиден: ребёнок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
  • Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
  • Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.
  • Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.

В первом случае родитель доверяет школе (учителю) и всему, что происходит в ней. Он руководствуется словом ДОЛЖЕН. Школа должна учить, а ребёнок должен учиться. Главное – отметки, которые подросток приносит. Если плохие – значит, надо обратить на него внимание и «принять меры». Следует заняться исправлением его «лени», «разболтанности», дурного характера!

Второй выбор – быть союзником ребёнка – значит заботиться о его психологическом самочувствии в связи с учёбой. Задаваться вопросами: нравится ли ему учиться, есть ли трудности, как справляется, интересно ли, хочет ли знать больше? Короче говоря, ставить во главу угла его мотивацию.

Всю систему школьного образования родители, конечно, не могут изменить, и у них нет времени ждать, когда общество созреет до более гуманных подходов и программ. Но они в состоянии осознать, что дети не могут полноценно учиться, будучи зажатыми в прокрустово ложе обязательными требованиями и методами принуждения. Дети своим поведением – отметками, «ленью», упрямством и конфликтами посылают нам сигналы о своем неблагополучии, но большинство родителей их не слышат.