Особенности социального развития детей дошкольного возраста в современных молодых семьях
Как известно, определяющим институтом социализации ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста, является семья. Именно семья закладывает основу и тот набор ценностей, которые определяет психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза.
Современная российская семья значительно отличается от семей советского и постсоветского периода. Ряд исследователей, в частности Бурина Е.А., Кудинова А.Е., называют современную семью — кризисной. Данный факт доказывает наличие ряда характеристик. Это: и рост незарегистрированных брачных союзов, и пугающая статистика разводов, и незначительное число многодетных семей, и ряд других не менее значимых показателей, указывающих на то, что семья как институт воспитания подрастающего поколения претерпевает значительные изменения. Как известно, семья оказывает значительное влияние на процесс приспособления ребенка к непосредственному социальному окружению. Работники дошкольных образовательных организаций зачастую сталкиваются с проблемами так называемого «включения» ребенка в детский коллектив, и это только «вершина айсберга». Общеизвестным фактором является то, что дети из семей, имеющих разные приоритеты, адаптируются, социализируются неодинаково. А в современных реалиях адаптация, в том числе и к социальным требованиям общества, имеет очень важное значение для развития и становления личности. Высокий темп жизни, масштабное внедрение информационных технологий, повышенные требования к обучаемости ребенка требуют, чтобы дети учились эффективно «вливаться» в социум уже с раннего детства, успешно проходили все этапы адаптации. Вместе с тем, такие внешние факторы, как особенности семейного воспитания и родительское воздействие, могут изменить процесс вхождения и эффективного приспособления к жизни в социуме уже в период дошкольного детства. Все сказанное выше указывает на необходимость детального изучения особенностей адаптации и социализации детей, воспитывающихся в семьях с разным типом воспитания.
Защищая и уберегая психику от различных дестабилизирующих факторов окружающего мира, с одной стороны, процесс адаптации необходим для того, чтобы личность находилась в состоянии баланса и равновесия как с собой, так и с социумом. С другой стороны, не адаптировавшись к новым условиям, человек неизбежно будет находиться в состоянии напряжения, стресса, что может снизить его социальную активность, когнитивные и творческие способности, будет препятствовать формированию здоровых эмоциональных отношений с окружающими, процессу самореализации. Иными словами, нарушение процесса адаптации, в крайних своих проявлениях, может привести к потере здоровья, как соматического, так и психического.
Таким образом, можно утверждать, что успешная адаптация и социализация необходима и важна, а колоссальную, определяющую роль в данном процессе играет семья ребенка.
Зачастую воспитание в семьях проходит не целенаправленно, а просто потому, что ребенок погружен в данную социальную среду. Родители воспитывают ребенка просто фактом своего присутствия в его жизни. Не задумываясь о своем влиянии на психику ребенка, родители ведут при нем бытовые разговоры, спорят, высказывают собственное мнение по тому или иному вопросу, указывают друг другу и ребенку на недостатки и так далее. В ходе такого воздействия у малыша в мозгу формируются «фреймы», которые будут определять дальнейшее поведение человека.
Понятие «фрейм» на текущий момент развития науки стали активно использовать не только лингвисты, но и исследователи в области когнитивной психологии.
Одним из основоположников данного понятия считается М. Минский, который сформулировал теорию фреймов. Суть данной теории можно описать следующим образом: оказавшись в некой новой для себя среде человек актуализирует фрейм (буквальный перевод — рамка), в котором спрессованы некие знания, которые он запомнил в прошлом. В ходе запоминания той или иной информации человек запечатлел не только данную информацию, но и весь контекст. Актуализация одного из элементов фрейма приводит к воспроизведению всего, что хранится в «рамке». В восприятии ребенка мама или папа, как бесконечно любимые люди, осуществляющие защиту и опору ребенку, «по умолчанию» говорят только верную информацию, которой необходимо следовать, поэтому создается неделимый фрейм, который, как некий «флэш-диск», активизируется целиком, неделимым конструктом. И именно это определяет модель поведения ребенка-дошкольника.
В рамках теории фреймов описан особый эффект — «эффект фрейминга», который очень коротко можно описать следующим образом. Данный эффект лежит в основе формирования наших мыслей, мнений и решений. Воздействуя на эмоциональную сферу человека, эффект фрейминга заставляет склоняться к определенной точке зрения. То есть данный эффект в какой-то степени можно назвать когнитивным искажением, влияющим на принятие решений человеком. И формирование фреймов в большей степени происходит именно в дошкольном возрасте, потому что именно к концу данного периода онтогенеза закладываются основы социальной зрелости, определяющие как дальнейший путь развития ребенка, так и успешность его адаптации к социуму.
Завершая рассуждение на эту тему, можно сказать следующее. Ребенок преломляет восприятие окружающей действительности, встраивая образы этой действительности во фреймы, сформированные под влиянием родителей, семьи, транслирующих ему семейных ценностей.
|
|
|