ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

 «Л.И. Божович и современная психология личности»

( к 100-летию со дня рождения Л.И.Божович)

28–29 октября 2008 г.

(Москва, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д.9, строение 4)

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Первый день
----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Приветствие участникам конференциидиректор ПИРАО, ректор МГППУ, академик РАО В.В.Рубцов

 

 

Пленарное заседание «Вклад идей и исследований Л.И. Божович в разработку проблем психологии формирования личности»

 

 

11.00-14.00 Утреннее заседание (Большая аудитория)

 

Председатели:

 

И.В.Дубровина, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (Москва),

Я.Л.Коломинский, доктор психологических наук, профессор (Минск),

Е.Д.Божович, кандидат психологических наук (Москва)

 

Доклады:

 

1.         Фельдштейн Д.И. (Москва). Значение идей Л.И.Божович для современных исследований личности

2.         Чудновский В.Э. (Москва). Л.И.Божович: человек, личность, ученый

3.         Коломинский Я.Л. (Минск) Психологические закономерности социализации личности на основных этапах онтогенеза в свете идей Л.И.Божович

4.         Зинченко В.П. (Москва). Культурно-историческая концепция: взгляд из 2008 года

5.         Котова И.Ю., Шиянов Е.Н. (Ставрополь). Пути и судьбы российской психологии: от общей идеи целостной личности к ее трактовке как феномену субъектности

6.         Кудрявцев В.Т. (Москва). Онтогенез субъектности в свете двух теоретических идей Л.И.Божович

7.         Василюк Ф.Е. (Москва). Проблема переживаний

8.         Кондратьев М.Ю. (Москва). К вопросу о социально-психологической значимости разработок Л.И.Божович

9.         Гаврилова Т.П. (Москва). Утверждение эмпатии

10.     Тюков А.А. (Москва). Пространство развития поступков как предмет психологии личности

 

14.00-15.00 Перерыв

 

 

15.00-18.00 Вечернее заседание (Большая аудитория)

Председатели:

 

Н.Х.Александрова доктор психологических наук, профессор (София)

Н.И.Гуткина, кандидат психологических наук (Москва).

 

Доклады:

 

1.      Корепанова И.А. (Москва). К вопросу о ранних исследованиях Л.И.Божович

2.      Марютина Т.М. (Москва). Межличностные отношения детей как предмет психогенетики

3.      Жеребцов С.Н. (Гомель). Персоногенная ситуация развития: обоснование понятия.

4.      Гуткина Н.И. (Москва). Методы исследования в лаборатории Л.И.Божович

5.      Комкова Е.И. (Минск). Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе его социализации

6.      Белинская Е.П., Дубовская Е.М. (Москва). Приверженность социальным нормам в подростковом возрасте

7.      Бершедова Л.И. (Москва). Психологические новообразования критических периодов детства

8.      Салихова Н.Р. (Казань) О механизме, составляющем «внутреннюю логику» развития личности в периоды взрослости

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Второй день
----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

11.00-14.00 Заседания секций

 

 

Секция 1 «Развитие личности на разных этапах онтогенеза: раннее, дошкольное и школьное детство» (Большая аудитория)

 

Председатели:

 

А.Д.Андреева, кандидат психологических наук (Москва)

Е.Е.Данилова, кандидат психологических наук (Москва)

О.И.Уланович кандидат психологических наук (Минск)

 

 

Доклады:

 

1.       Авдеева Н.Н. (Москва). Истоки потребности в общении: новые факты и перспективы

2.       Уланович О.И. (Минск). Языковая личность в контексте моделирования речевого онтогенеза

3.       Белогай К.Н., Сонина Н.А. (Кемерово). Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами

4.       Золотюк М.Е. (Караганда). Значение наследия Л.И.Божович для диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников

5.               Трубачева М.А., Цветков А.В. (Москва). О речевом онтогенезе личности в норме и при взаимодействии языковых систем

6.               Андреева А.Д. (Москва). Социализация дошкольника как проблема практической психологии

7.       Юдина Т.А. (Москва). Проблемы психологической готовности к школе в работах Л.И.Божович

8.       Лубовский Д.В. (Москва). Понятие внутренней позиции личности в работах Л.И.Божович и в современных исследованиях

9.       Назаренко В.В. (Москва). Развитие мотивационной сферы современных детей 5-7 лет

10.  Кислицкая Л.А. (Москва). Личностное развитие современных первоклассников

11.  Данилова Е.Е. (Москва). Проблемы воспитания психологической культуры в младшем школьном возрасте

 

Стендовые доклады:

 

1.        Валуйская Т.Л. (Минск). Социально-ситуативная тревожность учащихся в период перехода из начальных классов в средние

2.        Вохмянина Т.В. (Москва). Особенности психического развития детей первых семи лет жизни

3.        Гичиева Д.Г. (Махачкала). Одаренные дети в условиях массового школьного обучения

4.        Глоба Н.В. (Москва) Исследование эмпатии у детей с задержкой психического развития

5.        Куваева С.В. (Москва). Влияние раннего обучения на развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте

6.        Селезнев А.Л. (Барановичи). Психологическое образование и здоровье

7.        Сечко Н.Ф. (Минск). Порядок рождения ребенка в семье и личностное поведение

 

 

Секция 2 «Развитие личности на разных этапах онтогенеза: юность и взрослость» (Малая аудитория)

 

Председатели:

 

Т.А.Гаврилова, кандидат психологических наук (Уссурийск).

А.М.Прихожан, доктор психологических наук (Москва)

Н.Н.Толстых, кандидат психологических наук (Москва)

 

 

Доклады:

 

1.       Новгородцева А.П. (Москва). Генезис чувства взрослости подросткового периода развития личности

2.       Кирпиков А.Р. (Ижевск) Внутренняя позиция и социо- и эгоцентрические тенденции направленности личности подростка

3.       Прихожан А.М (Москва). Тревожность и агрессивность как формы реактивного поведения

4.       Князюк О.В. (Минск). Осознаваемость мотивов как условие регуляции поведения подростков

5.       Толстых Н.Н. (Москва). Жизненные цели и социальная ситуация развития в юности

6.                Алифиренко О.В. (Волгодонск). Структура самосознания, особенности его развития в отрочестве и юношестве

7.       Гаврилова Т.А., Барнашова Г.В. (Уссурийск). Персонификация смерти в юношеском возрасте

8.       Порхачева Л.В., Джус К.Я. (Кемерово). Особенности развития личности в период ранней взрослости

9.       Александрова Н.Х. Вклад Л.И.Божович в развитие психологии старения (геронтопсихологии)

 

Стендовые доклады:

 

1.      Ананьева Т.В. (Волгоград). Феномен самоопределения подростка в работах Л.И.Божович

2.      Бурмистрова В.А. (Караганда). Соотношение личностных теорий и компетентностного подхода как психолого-педагогическая предпосылка воспитания личности студента

3.      Воронова А.А. (Москва). Самоактуализация женщины и ее отношение к ребенку

4.      Двойнишников В.А. (Москва). Возможности развития личности в ситуации выбора

5.      Диканова С.В. (Волгоград). Актуализация потребности в личностном самосовершенствовании будущего специалиста в процессе социально-проектной деятельности

6.      Донцов Д.А., Донцова М.В. (Москва). Социально-психологические особенности студентов-психологов и специфика их профессионального становления

7.      Донцов Д.А., Орлова И.Н. (Москва). Мотивы и ценности семейной жизни современной молодежи

8.      Дубровин Д.Н. (Москва). Личностное самоопределение в старшем подростковом возрасте

9.      Елизаров А.Н. (Москва). Наследие Л.И.Божович в разработке методологических основ психологического консультирования по проблемам, связанным с девиантным поведением подростков

10.  Москвитина О.А. (Москва). Особенности самооценки младших подростков в разных жизненных ситуациях

11.  Николаева В.И. (Москва). Проблема личностного выбора в процессе формирования личности

12.  Парфенюк И.В. (Москва). Старость - закат жизни или этап онтогенеза?

13.  Пенькова В.Н. (Москва). Отношение к «своим» и «чужим» в подростковом и раннем юношеском возрастах: осознаваемый и неосознаваемый уровни

14.  Посошенко Л.В. (Таганрог). Восприятие детско-родительских отношений современными подростками из семей с различным типом родительского отношения

 

 

14.00-15.00 Перерыв

 

 

Вечернее заседание (Малая аудитория)

 

 

Круглый стол «Школа Л.И.Божович: история и перспективы»

 

Ведущие:

 

И.В.Дубровина, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (Москва),

Я.Л.Коломинский, доктор психологических наук, профессор (Минск),

 

Н.Х.Александрова (София), А.Д.Андреева (Москва), Е.Д.Божович (Москва), Т.А.Гаврилова (Уссурийск), Т.П.Гаврилова (Москва), Н.И.Гуткина (Москва), Е.Е.Данилова (Москва), М.Ю.Кондратьев (Москва), Т.Д.Марцинковская (Москва), А.М.Прихожан (Москва), В.И.Слободчиков (Москва), В.С.Собкин (Москва), Н.Н.Толстых (Москва), В.С.Трипольский (Москва), В.Э.Чудновский (Москва), С.Г.Якобсон (Москва).