ОТЧЕТЫ:
Отчет о проведении IВсероссийской научно-практической конференции
«Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
17 и 18 октября 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась 1 всероссийская научно-практическая конференция «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Участники:
В работе Конференции приняли участие 120 человек, из них 65 прислали тезисы своих докладов, которые были приняты для публикации, 37 участникам было предложено выступить с докладом. Всего с докладом выступили 28 участников.
На пленарном заседании выступили: проректор МГППУ Ю.М.Забродин. Были заслушаны доклады профессора кафедры специальной психологии МГППУ Н.Л.Белопольской на тему «Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей»; заведующей кафедрой специальной педагогики Университета им. Николая Коперника (г.Торунь, Польша) Маженны Заорской на тему « Система специального образования детей с нарушениями развития в Польше – интеграция или сегрегация»;заведующего кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Ю.С.Шевченко на тему «Этологически - ориентированные подходы к профилактике нарушений поведения у воспитанников сиротских учреждений»; доцента Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Н.А.Польской «Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития» и заведующей кафедрой специальной психологии МГППУ Т.А.Басиловой «Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками».
В работе конференции приняли участие представители следующих ВУЗов и других образовательных, научных, медицинских, социальных и общественных организаций и учреждений:
1) Московский городской психолого – педагогический университет (МГППУ)
2) Московский городской педагогический университет (МГПУ), институт психологии, социологии и социальных отношений
3) Университет им. Николая Коперника , г.Торунь, Польша
4) Рязанский государственный университет им.С.А.Есенина
5) Белогородский государственный университет
6) Московский институт экономики, менеджмента и права в г. Н.Новгороде
7) Московский психолого-социальный институт, г. Москва
8) Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
9) Московский государственный медицинский стоматологический университет, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
10) МГУ имени М.В, Ломоносова, факультет психологии, кафедра нейро- и патопсихологии
11) Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина
12) Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга. Санкт- Петербург
13) Карельская государственная педагогическая академия
14) Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
15) Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
16) Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Москва
17) РГУФКСМиТ
18) Институт психолого-педагогических проблем детства РАО
19) Институт коррекционной педагогики РАО
20) НЦПЗ РАМН
21) Московский научно-исследовательский институт психиатрии МЗСО РФ
22) Реабилитационный центр «Детство» МЗСО РФ
23) Республиканский научно-практический центр психического здоровья (Беларусь)
24) Молодежный Центр «Лидер» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы
25) Центр социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы
26) Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва
27) Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих МЗСО РФ
28) Центр восстановительного лечения № 1 Управления Здравоохранения СЗАО гор. Москвы
29) Центр Социальной Реабилитации Детей-Инвалидов и детей с Ограничениями Жизнедеятельности «Нагатино-Садовники», Москва
30) Городская психотерапевтическая поликлиника № 223 , Москва
31) Санкт-Петербургский городской центр профилактики правонарушений и наркозависимости среди детей и подростков «Контакт»
32) Центр лечебной педагогики, Москва
33) Орехово-Зуевский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики
34) ЦППРиКии «Детская личность», Москва
35) ГБУСОАО «Центральная ПМПК», Москва
36) ГОУ СОШ № 10 для детей с девиантным поведением, Москва
37) ГОУ детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения № 2433, Москва
38) ГОУ № 1812 «Начальная школа – детский сад», Москва
39) ГОУ начальная школа-детский сад компенсирующего вида №1853, Зеленоград.
40) ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2104, Москва
41) ГОУ ЦППРиК «Строгино»,Москва
42) ГБОУ ЦППРиК «Солнечный луч», Москва
43) ГОУ ЦПМСС «Поддержка», Москва
44) Центр диагностики и консультирования, гор. Люберцы Московской область.
45) Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат,г. Домодедово, Московская область.
46) С(к)ОШ VIII вида гор. Павлово Нижегородской области
47) ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 39» гор. Твери
48) БОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения»
49) Специальный (коррекционный) детский дом г. Сызрани для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
50) Региональная общественная организация поддержки семей, имеющих детей, и детей-сирот "Мы и наши дети", Центр ранней социализации «Зеленая дверца», Москва
51) Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления стрессом»,Санкт-Петербург.
Работа Конференции:
Конференции включала следующие формы работы:
1. Пленарное заседание (открытие и закрытие конференции)
2. Тематические секции по двум направлениям
Конференция проводилась по следующим научным направлениям:
1) Современное состояние медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушением поведения и их семьям
Тематика секции охватывала различные аспекты коррекции и профилактики девиантного поведения подростков. В своих выступлениях участники Конференции затрагивали такие темы, как: подходы к организации и проведению коррекционно-развивающей работы психолога и дефектолога с подростками в образовательных учреждениях открытого и закрытого типа, особенности возрастной и физической (телесной) идентификации подростков, влияние жизненных кризисов на поведение подросткового кризиса, обсуждались проблемы интернет-зависимого и нарушенного пищевого поведения подростков, проблемы повышения социальной компетенции и психологического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья на переходе к юношескому возрасту, актуальные проблемы диагностики и лечения детей с СДВГ, здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей и подростков.
2) Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей с первичными эмоциональными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями
На секции обсуждались такие методы профилактики возникновения нарушений поведения у детей с выраженными нарушениями развития как помощь в налаживании взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах развития, формирование навыков бытовой самостоятельности, развития представлений о себе, организация совместного отдыха. Затрагивались темы дифференцированного подхода к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Итоги Конференции:
По материалам работы Конференции вышел сборник тезисов, в котором опубликованы тезисы 65 участников – преподавателей высшей школы, психологов, педагогов и врачей, студентов и аспирантов.
Руководители секций Конференции отметили актуальность тем выступлений, высокий уровень представленных докладов.
На конференции были обсуждены проблемы, наиболее важные для адаптации ребенка в современном обществе:
Воспитание культуры поведения и предупреждение неадекватных форм поведения, мешающих безопасным условиям обучения, воспитания и общения детей с ОВЗ в образовательном учреждении и семье.
Участники конференции заявили, что разный опыт вмешательства специалистов в коррекцию и профилактику нарушений поведения у нормативных подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья нуждается в серьезном внимании и осмыслении. Междисциплинарный подход важен как в решении проблем каждого ребенка, так и в проектировании таких социальных институтов (образования, здравоохранения, охраны прав и свобод ребенка), которые реально обеспечили бы здоровьесберегающий характер технологий работы с детством.
Таким образом, участники конференции пришли к единому мнению о том, что задача исследования и организации практического решения проблем отклоняющегося поведения требует междисциплинарного подхода, который к настоящему времени в решении таких задач представлен явно недостаточно.
Участники Конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, выдвинули в резолюции по итогам конференции следующие предложения:
1. Необходимость регулярного проведения конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей» и в связи с этим просить Департамент образования города Москвы включить в план работы проведение конференции раз в два года.
2. Обязательное включение дисциплин по коррекции и профилактике нарушений поведения у детей и подростков в учебные планы магистратуры по психологии и психолого-педагогическому направлениям.
3. Способствовать более тесному сотрудничеству детских психиатров и психологов при сопровождении детей и подростков с ОВЗ в семье и образовании для решения задач воспитательно-гармонизирующего и лечебно-коррекционного спектра.