Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни»

Версия для печати

26 – 29 сентября 2011, Россия, Москва

Информация Отчеты/Резолюция Фото/Видео
ОТЧЕТЫ:

В соответствии с планом научной работы на 2011 год 26 – 29 сентября состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни».

Организаторы и соорганизаторы конференции:

Департамент образования г. Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет»

Исполнительная организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет»

Ответственный:

Научная лаборатория психологии здоровья.

Зав. лабораторией – Владимир Николаевич Касаткин, д.м.н., профессор.

Контактная информация:

Адрес: Москва, Шелепихинская набережная, 2а, каб. 405

Телефон: 8 (499) 256-10-27

Е-mail: kasatkinvn@mgppu.ru, kasatkinv@bk.ru

Дата проведения мероприятия:

26 – 29 сентября 2011 года

Место проведения мероприятия:

ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (МГППУ).

Адрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29 (Ст.м. «Сухаревская»).

Статус мероприятия:

Всероссийская конференция

Вид и тип мероприятия:

Научно-практическая конференция

Тема мероприятия:

Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни

Цель конференции:

Определение стратегических научных и технологических направлений, ориентированных на сохранение физического и психического здоровья, профилактику поведенческих рисков опасных для здоровья, а также на формирование смыслов и высших достижений, связанных как с успехами в спорте, так и с преодолением последствий тяжелых заболеваний и трудных жизненных обстоятельств.

Основные направления конференции:

1. Культура и здоровье

2. Образование и здоровье

3. Содействие поведению, ориентированному на здоровье

4. Исследовательский инструментарий в психологии спорта и здоровья

5. Психологическая диагностика, подготовка и сопровождение спортсменов

6. Психологические аспекты употребления допинга в спорте

7. Профессиональные риски и здоровье

8. Социальная реклама здоровья, образ специалиста в области здоровья

9. Саморегуляция, совладение с болью, болезнью и стрессом

10. Личность и здоровье, психосоматические проблемы

11. Коммуникация, социальная поддержка и здоровье

12. Семья и здоровье

13. Методы социально-психологического сопровождения клиентов профилактических и реабилитационных программ

14. Профилактика аддиктивного поведения

15. Профилактика ВИЧ-инфекции и ЗППП

Зарубежные гости конференции:

В рамках работы конференции был организован Телемост «Поисковая активность и здоровье» с Тель-Авивским университетом.

Ведущий: Ротенберг Вадим Семенович, д.м.н., старший лектор Тель-Авивского университета (Тель-Авив, Израиль).

Также в конференции приняли участие выступающие и слушатели из Германии (1), стран Ближнего зарубежья, а именно Республики Беларусь (11), Республики Узбекистан (2), Молдовы (1), Украины (2). Всего 18 зарубежных участников.

Содержательная часть организации и проведения мероприятия

На этапе подготовки к конференции были предприняты следующие организационные шаги.

1. Определен состав программного и организационного комитета конференции.

Программный комитет конференции:

Виталий Владимирович Рубцов – председатель оргкомитета – ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор, академик, действительный член Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ, Президент Федерации психологов образования России, вице-президент Российского психологического общества, член Президиума РАО, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США), Лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования. Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Дружбы.

Аркадий Аронович Марголис – первый проректор МГППУ, профессор кафедры «Педагогическая психология», профессор кафедры «Международной культурно-исторической психологии», лауреат премии Президента РФ в области образования.

Задорина Елена Николаевна – кандидат психологических наук, проректор по научной работе МГППУ, Лауреат премии президента в области образования.

Касаткин Владимир Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией психологии здоровья МГППУ.

Леонтьев Дмитрий Алексеевич – доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Организационный комитет конференции:

Касаткин Владимир Николаевич – председатель организационного комитета, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией психологии здоровья МГППУ.

Задорина Елена Николаевна – кандидат психологических наук, проректор по научной работе МГППУ, Лауреат премии президента в области образования.

Александрова Светлана Анатольевна – методист Управления Координации и планирования научно-исследовательской работы и подготовки научных кадров МГППУ.

Айсмонтас Бронюс Броневич – кандидат психологических наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения МГППУ.

Алексеева Евгения Георгиевна – кандидат медицинских наук, директор НКО «Фокус-Медиа», старший научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Барцалкина Виктория Васильевна – кандидат психологических наук, зав. лабораторией медико-психологической реабилитации

Белехов Юрий Николаевич – кандидат медицинских наук, директор Центра психолого-педагогической медико-социальной помощи детям и подросткам г.Зеленограда, старший научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Бовина Инна Борисовна – доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Бочавер Александра Алексеевна – кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Валюженич Марина Владимировна – научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Григорьев Аркадий Игоревич – научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра психолого-педагогической медико-социальной помощи детям и подросткам «Ясенево».

Мартиросов Эдуард Гергиевич – доктор биологических наук, профессор, зав. лабораторией развития одаренности в спорте МГФСО Москомспорта.

Москвичев Вячеслав Викторович – директор Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета, Центр нарративной психологии и практики.

Непопалов Владимир Николаевич – профессор кафедры психологии РГУФК, главный редактор журнала «Спортивный психолог».

Савченко Игорь Анатольевич – кандидат психологических наук, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии здоровья МГППУ.

Функциональные обязанности по подготовке к конференции были распределены между членами организационного комитета, общую координацию и контроль осуществлял зав. лабораторией психологии здоровья В.Н. Касаткин.

2. Разработан официальный сайт конференции:

http://psyhealth.mgppu.ru.

На сайте отражалась вся актуальная информация в рамках подготовки к конференции, принимались вопросы от потенциальных участников конференции, была организована on-line регистрация участников.

3. Была организована on-line регистрация участников конференции.

С апреля и до 22 сентября 2011 года на сайте конференции была организована on-line регистрация участников. Предлагались 2 формы участия – очное и заочное. По итогам предварительной on-line регистрации в оргкомитет поступило 202 заявки.

4. Подготовка сборника материалов конференции.

С апреля и до 20 июля 2011 года был организован сбор статей и тезисов выступлений участников для публикации в сборнике материалов конференции. На сайте конференции была размещена подробная информация о возможностях публикации статей и тезисов, требования к материалам.

По итогам проведенной работы был издан сборник – Психология здоровья: Спорт, профилактика, образ жизни. Сборник материалов конференции (26-29 сентября 2011 года). – М.: МГППУ, 2011. – 382 с. (Приложение 1: Сборник материалов конференции).

Сборник материалов конференции вошел в пакет раздаточных материалов участников конференции.

5. Изготовление логотипной продукции конференции.

Для обеспечения участников конференции раздаточными материалами был изготовлен тираж канцелярских принадлежностей с логотипом конференции, а именно пакеты, блокноты, шариковые ручки (Приложение 2: Логотипная канцелярская продукция). Тираж логотипной канцелярской продукции – 250 экземпляров.

7. Формирование программы научно-практической конференции.

Программа научно-практической конференции (Приложение 3: Программа конференции) рассчитана на 4 рабочих дня конференции. В рамках научно-практической конференции были предусмотрены различные формы организации работы – пленарные заседания, секционные заседания, круглый стол, телемост, мастер-класс.

26 сентября были запланированы регистрация участников, торжественное открытие конференции, 2 пленарных заседания, 2 секционных заседания.

27 сентября были запланированы 2 пленарных заседания и 3 секционных заседания.

28 сентября были запланированы телемост с Тель-Авивским университетом (Израиль), 1 пленарное заседание, 2 секционных заседания и 1 круглый стол.

29 сентября были запланированы 1 секционное заседание, мастер-класс и закрытие конференции.

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» прошла в запланированные сроки с 26 по 29 сентября 2011 года в полном соответствии с Программой.

По результатам регистрации, которая в основном проходила 26 сентября, в конференции приняли участие 264 человека (Приложение 4: Регистрационные листы), из них 202 очных и 62 заочных участника.

Анализ состава участников по территориальной принадлежности (Таблица 1. Состав участников по территориальной принадлежности) показал, что в конференции приняли участие:

  • 247 участников из 32 субъектов Российской Федерации;
  • 16 участников из 4 стран Ближнего Зарубежья;
  • 1 участник из Европейской страны.

Таблица 1. Состав участников по территориальной принадлежности

№ п\п

Территориальная принадлежность

Количество участников

Субъекты Российской Федерации

247

1.

Алтайский край

2

2.

Забайкальский край

2

3.

Краснодарский край

3

4.

Красноярский край

2

5.

Пермский край

3

6.

Ставропольский край

1

7.

Хабаровский край

2

8.

Республика Саха (Якутия)

1

9.

Республика Татарстан

4

10.

Архангельская область

1

11.

Астраханская область

1

12.

Волгоградская область

2

13.

Ивановская область

1

14.

Калужская область

1

15.

Кемеровская область

2

16.

Кировская область

1

17.

Курская область

1

18.

Магаданская область

2

19.

Московская область

10

20.

Мурманская область

1

21.

Нижегородская область

1

22.

Новосибирская область

3

23.

Омская область

1

24.

Оренбургская область

1

25.

Орловская область

1

26.

Псковская область

2

27.

Ростовская область

1

28.

Самарская область

3

29.

Саратовская область

5

30.

Ульяновская область

2

31.

г. Москва

180

32.

Санкт-Петербург

4

Страны Ближнего Зарубежья

16

33.

Республика Беларусь

11

34.

Республика Узбекистан

2

35.

Молдова

1

36.

Украина

2

Европейские страны

1

37.

Германия

1

ИТОГО

264

Анализ состава участников по категориям (Таблица 2, диаграмма 1. Состав участников по категориям) показал, что в конференции приняли участие:

  • представители учреждений высшего профессионального образования (руководители (их заместители), профессорско-преподавательский состав) – 72 участника;
  • научные работники – 24 участника;
  • представители учреждений среднего профессионального образования (преподавательский состав) – 3 участника;
  • представители центров психолого-педагогической медико-социальной помощи (руководители (их заместители), психологи) –55 участников;
  • представители средних общеобразовательных учреждений (руководители (их заместители), психологи, педагоги) – 37 участников;
  • аспиранты, соискатели, студенты – 16 участников;
  • представители дошкольных общеобразовательных учреждений (руководители (их заместители), психологи) – 8 участников;
  • представители детско-юношеских спортивных школ, спортивных центров (руководители (их заместители), педагоги, специалисты) – 32 участника;
  • представители учреждений дополнительного образования детей (руководители (их заместители), педагоги, специалисты) – 7 участников;
  • представители общественных организаций (руководители (их заместители), специалисты) – 17 участников;
  • другие категории – 10 участников.

Таблица 2. Состав участников по категориям

№ п\п

Категория

Количество участников

1.

Учреждения высшего профессионального образования – классические университеты: руководители (их заместители)

1

2.

Учреждения высшего профессионального образования – классические университеты: профессорско-преподавательский состав

22

3.

Учреждения высшего профессионального образования – педагогические (психолого-педагогические): руководители (их заместители)

3

4.

Учреждения высшего профессионального образования – педагогические (психолого-педагогические): профессорско-преподавательский состав

15

5.

Учреждения высшего профессионального образования – медицинские: профессорско-преподавательский состав

7

6.

Учреждения высшего профессионального образования – спортивный профиль: профессорско-преподавательский состав

6

7.

Учреждения высшего профессионального образования – разных профилей (кроме педагогических, медицинских, спортивных): руководители (их заместители)

1

8.

Учреждения высшего профессионального образования – разных профилей (кроме педагогических, медицинских, спортивных): профессорско-преподавательский состав

17

9.

Научные сотрудники (младшие, старшие, ведущие) научных организаций (институты и др.)

24

10.

Аспиранты, соискатели, студенты

16

11.

Учреждения среднего профессионального образования: преподавательский состав

3

12.

Центры психолого-педагогической медико-социальной помощи: руководители (их заместители)

17

13.

Центры психолого-педагогической медико-социальной помощи: психологи

21

14.

Средние общеобразовательные учреждения: руководители (их заместители)

9

15.

Средние общеобразовательные учреждения: психологи

23

16.

Средние общеобразовательные учреждения: педагоги

5

17.

Дошкольные образовательные учреждения: руководители (их заместители)

2

18.

Дошкольные образовательные учреждения: психологи

6

19.

Детско-юношеские спортивные школы: руководители (их заместители)

5

20.

Детско-юношеские спортивные школы: педагоги, специалисты

20

21.

Центры спортивной ориентации: руководители, специалисты

7

22.

Учреждения дополнительного образования детей: руководители (их заместители)

3

23.

Учреждения дополнительного образования детей: педагоги, специалисты

4

24.

Представители общественных организаций: руководители (их заместители), специалисты

17

25.

Методические центры: методисты

3

26.

Другие категории

7

ИТОГО

264

Диаграмма 1. Состав участников по категориям

diagramma.jpg

Содержание конференции

В рамках конференции обсуждался широкий круг вопросов психологии здоровья.

Содержание понятия «здоровье» раскрывалось в различных контекстах:

  • здоровье было рассмотрено с позиции позитивной психологии (в выступлении Дмитрия Алексеевича Леонтьева);
  • влияние на здоровье умения ставить цели и достигать их (в выступлении Владимира Николаевича Касаткина);
  • взаимосвязь здоровья и поисковой активности человека (в рамках телемоста с Тель-Авивским университетом (Израиль);
  • здоровье и болезнь с позиции социальной психологии (в выступлении Инны Борисовны Бовиной).

В работе секционных заседаний обсуждались такие вопросы здоровья:

  • культурные аспекты представлений о здоровье и болезни;
  • вопросы психологии здоровья в образовании;
  • развитие потенциала здоровья у дошкольников и младших школьников;
  • возможности достижения максимального индивидуального успеха у людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • история здоровья в нашем обществе: нарративный подход.

Важное направление конференции - психология спорта. В рамках данного направления обсуждались актуальные вопросы, в их числе:

  • психологический потенциал здоровья спортсменов;
  • системный подход психологического сопровождения спортсменов;
  • психологические аспекты физической культуры;

В рамках конференции были также рассмотрены вопросы профилактики и реабилитации, а именно:

  • методы социально-психологического сопровождения клиентов профилактических и реабилитационных программ;
  • социальная реклама и коммуникации в области здоровья как инструмент профилактики социально значимых заболеваний и продвижения здорового образа жизни
  • инновационные подходы в коммуникативных кампаниях;
  • профилактика аддиктивного поведения.

Активный отклик участников конференции вызвало обсуждение здоровьесберегающих технологий и их места в современном образовании. Данная тема, в основном, поднималась на секционных заседаниях «Психология здоровья в образовании» и «Развитие потенциала здоровья у дошкольников и младших школьников».

Интерес к вопросам здоровья в современном обществе достаточно высок. Можно отметить, что быть здоровым становится «модно». Однако наблюдается рост по большей части поверхностного интереса к вопросам здоровья. На секционном заседании было развернуто обсуждение: «Как же перевести это из плоскости интереса в базовую потребность заботы об индивидуальном здоровье?»

Наиболее эффективной в данном вопросе может стать система образования. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья подрастающего поколения, а, следовательно, и общества в будущем много полезного. Здесь важно рассматривать аспект освоения и внедрения в практику психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов – как совокупность приемов, форм и методов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья учащихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.

В рамках конференции были организованы и работали следующие секции, круглые столы, мастер-классы:

- Секция «Психология спорта». Ведущие: Непопалов Владимир Николаевич, канд. психологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Выходец Игорь Трифанович, заместитель директора Центра инновационных спортивных технологий Москомспорта, Москва.

- Секция «Методы социально-психологического сопровождения клиентов профилактических и реабилитационных программ». Ведущая: Крашенинникова Ирина Александровна, региональный советник AFEW, Москва.

- Секция «Психологические аспекты физической культуры». Ведущие: Мартиросов Эдуард Георгиевич, академик РАЕН, доктор биологических наук, профессор, Московское городское физкультурно-спортивное объединение Москомспорта, Москва; Сивицкий Владимир Геннадьевич, доктор психологических наук, Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Беларусь.

- Секция «Психология здоровья в образовании». Ведущие: Касаткин Владимир Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва; Бочавер Александра Алексеевна, канд. психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва.

- Секция «Культура и здоровье». Ведущие: Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, доцент, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва; Березина Елизавета Борисовна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва.

- Секция «Социальная реклама и коммуникации в области здоровья как инструмент профилактики социально значимых заболеваний и продвижения здорового образа жизни». Ведущие: Алексеева Евгения Георгиевна, Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», Московский городской психолого-педагогический университет, Москва; Дмитриева Елена Викторовна, доктор социологических наук, Фонд «Здоровье и развитие», Москва.

- Секция «Профилактика аддиктивного поведения». Ведущие: Барцалкина Виктория Васильевна, канд. психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва; Аршинова Виктория Викторовна, канд. психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва.

- Секция «Развитие потенциала здоровья у дошкольников и младших школьников». Ведущие: Екжанова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Государственного образовательного учреждения Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», Москва; Савченко Игорь Анатольевич, канд. психологических наук, директор Государственного образовательного учреждения Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва.

- Круглый стол «Высшее профессиональное образование как средство для достижения максимального индивидуального успеха у субъектов с ОВЗ». Ведущие: Айсмонтас Бронис Броневич, канд. педагогических наук, профессор, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва; Черемошкина Любовь Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва.

- Мастер-класс «Истории здоровья в нашем обществе: нарративные средства воплощения предпочитаемых историй». Ведущий: Москвичев Вячеслав Викторович, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета, Центр нарративной психологии и практики, Москва.

Секция «Психология спорта»

26 сентября 2011 года

Ведущие: В.Н. Непопалов, И.Т. Выходец.

На секции было представлено 6 докладов.

А.И.Грушко (Омск) представила доклад, посвященный психологической подготовке и некоторым личностным особенностям спортсменов-альпинистов. Было показано, что для молодых альпинистов свойственны активная стратегия разрешения проблем, стремление к совершенству в спорте, удовлетворенность жизнью, ощущение социальной поддержки достижений, «гедонистическое настоящее»; они не склонны отказываться от активности в случае неудачи, и им не свойствен высокий уровень перфекционистской самопрезентации.

Доклад Д.С.Каськовой (Курск) был посвящен социально-психологическим детерминантам спортивных достижений в теннисе. Результаты показали, что стиль отношений спортсмена с тренером и с коллегами имеют отчетливую связь с успешностью спортсмена. Успешные спортсмены воспринимают стиль взаимодействия с тренером как сотрудничающий и демократический, отношения в целом как эффективные, у них самих высокие показатели самоорганизованности, самостоятельности, ответственности, тренер воспринимается как отзывчивый, решительный, самостоятельный. Неуспешные спортсмены оценивают тренера как неискреннего, самостоятельного и эгоистичного, в группе неуспешных спортсменов преобладает соперничающий или либеральный стиль взаимодействия, спортсмены недостаточно самоорганизованны и ожидают больше активности со стороны тренера.

Ключевой доклад В.Н.Непопалова был направлен на изучение процесса принятия решений в спорте как фактора психологического здоровья спортсменов. Были показаны объективные условия и субъективные факторы принятия решений в спорте, модели мыслительного процесса, уровни принятия решения (социально-организационный, социально-психологический и др.). Специальная психологическая помощь для повышения эффективности принятия решений включает в себя ориентацию на ценности конкретного спортсмена, формирование «внутренних опор», преодоление «психологических барьеров», психологическое моделирование предстоящей борьбы, создание психологической программы, формирование перцептивных и психомоторных эталонов, способствующих более быстрому принятию решения.

Ю.А.Хорева представила результаты исследования помеховлияющих факторов и индивидуально-психологических особенностей волейболистов. Было показано, что различные помеховлияющие факторы (предстартовое поведение противника, проигрыш 3 или более очков, замечания партнеров по команде, присутствие тренеров и т.п.) имеют корреляционную связь с какими-либо эмоциональными проявлениями спортсменов, негативно влияющими на игру (неуверенность в своих силах, отсутствие настроя на игру, чрезмерное волнение и др.).

В докладе Л.Е.Наконечной были описаны различия стрессового реагирования у спортсменок, занимающихся хоккеем на траве и единоборствами. Спортсменки-игровики (хоккей на траве) показывают среднюю скорость реакции ниже, при этом они реагируют безошибочно, в то время как единоборцы реагируют быстрее, но часто совершают ошибки. В стрессовой ситуации у единоборцев скорость реакции увеличивается, а у игровиков уменьшается, при этом ошибок у игровиков по-прежнему значительно меньше. Т.е. можно сказать, что занятие конкретным видом спорта стимулирует развитие определенных типов стрессового реагирования у спортсменов.

А.Е.Горовая рассказала о разработанной программе применения образов при подготовке юных спортсменов в двух видах спорта (футбол и прыжки в воду). Программа использования специальных когнитивных образов в сочетании с приемами эмоциональной саморегуляции значимо повысила эффективность спортсменов, позволив им улучшить выполнение соответствующих упражнений на 12% (прыгуны в воду) и 33% (футболисты).

На протяжении секции происходили бурные дискуссии, участники активно вовлекались в обсуждения результатов, полученных исследователями, и, в целом, секция была проведена чрезвычайно успешно.

Секция «Методы социально-психологического сопровождения клиентов профилактических и реабилитационных программ»

26 сентября 2011 года

Ведущий: И.А. Крашенинникова.

Организатор: «СПИД Фонд Восток-Запад» (AFEW)

На секции рассматривались вопросы медико-социального и психологического сопровождения различных групп население. Было отмечено, что данный тип помощи имеет очень широкое применение и может «вести» клиента программы, коллектив или отдельного человека с целью:

  • изменения ситуации, представляющей для клиента проблему;
  • выведения из кризисных или стрессовых ситуаций;
  • реализации задуманной цели;
  • улучшения финансового состояния;
  • нормализации отношений в семье;
  • гармонизация сексуальных отношений;
  • налаживания отношений в обществе;
  • восстановления здоровья, формирования здорового образа жизни;
  • cоздания здоровых условий работы или проживания;
  • самопознания и саморазвития.

Социальное сопровождение - это особый тип длительных взаимоотношений со специалистом.

На секции были сделаны доклады по следующим темам.

Ирина Крашенинникова сделала доклад на тему «Особенности проведения профилактических программ среди осужденных», в котором были высказаны следующие идеи, что основной задачей после освобождения человека из мест лишения свободы, в том числе является необходимость формирования у человека персонального контроля за рисками в кризисный момент. Причем кризисным моментом стоит считать и сам момент возвращения человека на свободу из мест лишения свободы, поскольку данный этап в большинстве случаев связан с такими аспектами ресоциализации как поиск жилья, работы, восстановление семейных отношений.

Большаков А.С. сделал доклад на тему «Исследование «психологической готовности» к становлению различных видов зависимого поведения», в котором исследовал подростков на предмет факторов способствующих формирования зависимости от курения. Одним из факторов риска способствующих формированию вредных привычек является высокий уровень социальных коммуникаций и социальных отношений среди сверстников.

Светлана Изамбаева представила проект социального сопровождения ВИЧ-позитивных женщин, у которых возникает большое количество как психологических так и социальных проблем. Одним из предложенных путей решения этих проблемы, является авторская 3-х ступенчатая программа адаптации к новых условиям. На основе метода социально-психологического тренинга, участницы программы получают сначала информация, потом меняют отношение и через эти изменения меняют свое поведение и жизнь в лучшую сторону.

Орлова М.О. сделала доклад на тему «Использование средств мобильной связи для удержания потребителей психоактивных веществ в программах профилактики ВИЧ в системе медико-социальной помощи». Одно из важных задач на которую направлен данный метод является снижение распространения ВИЧ-инфекции среди потребителей ПАВ через совершенствование работы персонала медицинских учреждений и учреждений социальной защиты для лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, а также укрепление взаимодействия государственных и негосударственных организаций в области лечения наркомании и ВИЧ/СПИДа. Участники секции отметили новизну данного проекта и интересным примером включения современных технологий в процесс медико-социального и психологического сопровождения.

Поводя итоги секции, ведущая Крашенинникова И.А. обратила внимание на существенно возросшую потребность психологических знаний в области медико-социального сопровождения, уже сейчас, по ее словам, очевидно, что только медицинских знаний недостаточно для того, чтобы помочь человеку решить возникшей проблемы в области здоровья.

Секция «Психологические аспекты физической культуры»

27 сентября 2011 года

Ведущие: Э.Г. Мартиросов, В.Г. Сивицкий.

На секции рассматривались вопросы психологического сопровождения спортивной деятельности, учебных процессов в области физической культура, а также вопросы мотивации в области физической активности и спорта. Отдельное внимание было уделено вопросам методологии исследований в области физической культуры и спорта.

По словам докладчиков секции, актуальность проблемы изучения данных аспектов обусловлена необходимостью формирования здоровых привычек, а также формирование поведения, направленного на сохранение и укрепления здоровья у всего населения. Кроме того, важным аспектом научных интересов докладчиков является психологическое сопровождение спортсменов. Этот интерес напрямую связан с тем, что результаты в спорте высших достижений напрямую зависят от психологического состояния спортсмена.

Подводя итоги секции, академик Мартиросов Э.Г. высказал мнение, что психологические исследования в области физической культуры и спорта сейчас очень важны, и их нужно продолжать. Необходимо исследовать и объяснить феномены и механизмы, связанные с практикой здорового поведения, мотивацией к занятиям физической культурой и спортом, повышению жизнестойкости спортсменов в стрессовых ситуациях, а также спорта высших достижений.

На секции были заслушаны доклады:

  • Е.К. Афанасьева «Проблема воли в психологии».
  • Т.В. Балыкина-Милушкина «Диагностика неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на эмоциональное состояние субъекта спортивной деятельности, посредством регистрации кожно-гальванической реакции».
  • К.А. Бочавер «Опросник определения спортивной мотивации (Sport motivation scale)».
  • А.И. Григорьев «Исследование мотивации школьников старших классов к занятиям физической культурой и спортом».
  • Петухова И.А., Пермякова И.Д. «Динамика мотивации на ранних этапах спортивной карьеры».
  • Шмарева Е.А. «Психологическое обоснование программы «На гребне творческой волны» творческого развития младших школьников средствами оздоровительного плавания».
  • И.Ю. Севалкин «Спортивно-оздоровительное направление работы Центра по реализации программы «ЛИДЕР» - союз интеллекта и спорта».

Секция «Психология здоровья в образовании»

27 сентября 2011 года

Ведущие: В.Н. Касаткин, А.А. Бочавер.

На секции выступило 9 докладчиков.

Первой выступила А.А.Бочавер с докладом о представлениях школьных учителей об их отношениях с учениками, о метафорах, отражающих эти представления, и об основных проблемах и ресурсах учителей в контексте профессиональных отношений. Обсуждались способы конструирования и воплощения власти в этих отношениях и их последствия для профессионального развития учителей в направлении самореализации или выгорания.

А.В.Ковалева представила результаты краткосрочного обучения студентов релаксации с помощью тренинга биологической обратной связи, и показала, что даже краткое обучение серьезно повышает навыки саморегуляции участников и положительно влияет на эффективность их когнитивных процессов.

В докладе Ю.Н.Белехова говорилось о значении самосознания в контексте здорового образа жизни. На примере литературных героев обсуждались перспективы тех или иных поведенческих расстройств с точки зрения саморегуляции и потенциал развитии навыков саморегуляции в разных возрастах. Так, идея, что после 3 лет навыки саморегуляции развивать уже поздно, вызвала оживленную дискуссию слушателей.

Совместный доклад Т.И.Гусарской и Г.А.Горбачевой был посвящен различным приемам распространения ценности здоровья среди учеников. В презентации были показаны возможности таких блоков взаимодействия психолога с другими участниками учебного процесса, как диагностический, мотивационно-просветительский, консультативный, проектный, экспериментальный и коррекционно-профилактический.

И.А.Савченко в своем докладе охарактеризовал основные компоненты профессионального выгорания у учителей, представил данные, согласно которым из 135 обследованных учителей у 81% выявлены отдельные симптомы выгорания, и сложившееся и выраженное выгорание присутствует у 47%. При обсуждении профилактики выгорания была показана необходимость соблюдения основных составляющих здорового образа жизни - разумной организации труда, активного отдыха, сбалансированного питания и полноценного сна.

Т.Н.Ле-ван представила педагогическую технологию формирования здорового образа жизни «психофизическая тренировка» (ПФТ), версии которой адаптированы для любого возраста. На настоящий момент существует 7 модификаций программ ПФТ – для нормализации деятельности вегетативной нервной системы, улучшения зрения, улучшения состояний опорно-двигательного аппарата, нормализации обмена веществ, нормализации артериального давления и др.

В докладе Ю.В.Корчагиной говорилось о компетентности педагогов в вопросах сохранения психологического здоровья школьников. Говорилось о том, что почти у всех учителей имеется опыт взаимодействия с людьми с зависимостями, часто они присутствуют в ближайшем окружении педагогов, в связи с чем тема профилактики зависимостей является чрезвычайно эмоционально нагруженной для учителей, им сложно соблюдать эффективную позицию относительно злоупотребления ПАВ в отношениях с учениками, они часто выбирают нейтрально-информирующий тип изложения материала, что не является оптимальной формой для профилактической работы. Подчеркивалась необходимость поддержки учителей в период преподавания связанных со сбережением здоровья предметов и помощи в прояснения собственной позиции педагогов относительно здоровьесбережения и, в частности, различных форм зависимости.

Доклад А.Ю.Коджаспирова был посвящен деятельности детского телефона доверия в контексте проблем здоровья. Около 13% обращений за год посвящены вопросам здоровья ребенка, в которые входят темы психического здоровья, аддикций, венерических заболеваний, беременностей и абортов, а также физического здоровья и развития в целом. Приводились отдельные выдержки из журнала детского телефона доверия. Обсуждались возможности детского телефона доверия как инструмента для снижения тревожности абонента, предоставления информации о медицинских специалистах, профилактических мероприятий и сбора информации.

Л.Д.Миллер в своем докладе обрисовала предварительные результаты обследования студентов на предмет последствий травматических ситуаций у студентов для их академической успеваемости и благополучия. Наиболее сильное субъективное воздействие на студентов оказывают, согласно результатам, болезнь и смерть близких, наличие в семье человека с эмоциональными проблемами, экономическая нужда, эмоциональное и сексуальное насилие.

В целом, на секции проблемы обсуждения здоровья и распространения здоровьесберегающих технологий обсуждались очень многогранно – в контексте работы центров психолого-медико-социального сопровождения, школ, вузов, детского телефона доверия, на уровне развития отдельных технологий и др.

Секция «Культура и здоровье»

27 сентября 2011 года

Ведущие: И.Б. Бовина, Е.Б. Березина.

На секции выступили четыре докладчика. Первой выступила Березина Елизавета Борисовна с докладом об обыденных представлениях о социально значимых болезнях, были представлены результаты исследования среди молодежи, и обсуждены проблемы эмоциональных аспектов представлений о болезнях у современных молодых людей.

Одинцова Мария Антоновна представила программу по формированию культурно одаренной личности, отмечено было всестороннее рассмотрение проблемы такого понятия как воспитание одаренности у молодежи, и роль здоровья в этом процессе. Интересный подход к визуализации результатов вызвал особый интерес аудитории.

Юнусова Руфина Альмировна в своем докладе подчеркнула важность получения обратной связи в процессе поведения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и представила результаты опроса среди школьников по проблемам здоровья. Интересным было то, что все школьники знакомы с зависимыми людьми, причем под зависимостью понимаются не только «традиционные» ее виды, такие как алкоголизм и курение, но и другие виды аддиктивного поведения (шопоголизм, соблюдение диет). Отмечены негативные последствия зависимого поведения, в том числе компьютерной зависимости.

Заключительным был доклад Бовиной Инны Борисовны «Здоровье и болезнь как социальные представления» о культурных аспектах представлений о здоровье и болезни. Обсуждались проблемы структуры и динамики представлений, различия их в разных культурах, понятия «сила» и «слабость» как призма понимания здоровья и болезни в русской культуре.

Во время свободной дискуссии обсуждались вопросы воздействия на молодежь с целью продвижения здорового образа жизни. Проблемы соотношения научного и обыденного знания в вопросах здоровья и болезни. Проблемы понимания подростками и молодежью собственной уязвимости в связи с ростом наркомании.

Секция «Социальная реклама и коммуникации в области здоровья как инструмент профилактики социально значимых заболеваний и продвижения здорового образа жизни»

28 сентября 2011 года

Ведущие: Е.Г. Алексеева, Е.В. Дмитриева.

Выступающие:

Алексеева Евгения Георгиевна, ст. н. сотрудник лаборатории «Психология здоровья» МГППУ; директор фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» «Влияние современных информационных технологий на поведение молодежи, ассоциированное с ВИЧ».

Алексеева Е.Г. в своем выступлении рассказала об основных результатах 5-летнего проекта, направленного на модификацию поведения молодежи в 10 регионах Российской Федерации в сторону более безопасного. В ходе проекта были осуществлены три массовые информационные кампании, были достигнуты значительные положительные изменения в поведении молодежи 15-29 лет. Были заданы два уточняющих вопроса.

Баркалова Оксана Георгиевна, заместитель директора фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» «Коммуникационные кампании как инструмент профилактики ВИЧ-инфекции и продвижения толерантного отношения к людям с ВИЧ среди взрослого населения РФ».

Баркалова О.Г. представила основные достижения массовых информационных кампаний в области воздействия на стигму и дискриминацию людей, живущих с ВИЧ, со стороны населения 10 регионов России. После проведенных информационных мероприятий значительно снизились неправильные представления о ВИЧ, улучшилось понимание того, что ВИЧ не передается бытовым путем. В целом опрошенные готовы более толерантно относиться к ЛЖВ. Вопросов по выступлению не было.

Евлампиева Татьяна Валерьевна, директор проекта «Танцуй ради жизни», менеджер фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» «Социальные медиа как инструмент защиты здоровья молодежи (на примере социальной сети ВКонтакте)»

Евлампиева Т.В. в своем выступлении продемонстрировала эффективность использования социальных сетей и новых медиа для передачи молодежи важной информации о защите здоровья и объединения активных пользователей интернета в единую сеть, позволяющую обмениваться опытом, достижениями и знаниями. Вопросов по выступлению не было.

Орлова Марина Олеговна, Менеджер программ по профилактике ВИЧ и наркомании, Фонд «Здоровье и Развитие» Фролов Сергей Анатольевич, директор программ, фонд «Здоровье и развитие» «Использование средств мобильной связи для удержания потребителей психоактивных веществ в программах профилактики ВИЧ и в системе медико-социальной помощи».

Орлова М.О. представила результаты программы сопровождения женщин – потребителей инъекционных наркотиков с помощью СМС-рассылки, которая была разработана с учетом потребностей целевой группы и в целом оказала женщинам эмоциональную поддержку и обеспечила их необходимой информаций. Было задано несколько уточняющих вопросов, а также участница секции задала вопрос, касающийся технического обеспечения программы.

Кондратьева Ирина Александровна, менеджер молодежных программ, фонд «Здоровье и развитие» «Комплексная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается».

Кондратьева И.А. представила многолетнюю программу фонда «Здоровье и развитие», направленную на формирование здорового образа жизни у подростков с помощью документальных фильмов, видеопродукции, интерактивных интернет-сервисов и др. Программа была воспринята целевой группой положительно, отмечается улучшение знаний подростков и их отношения к здоровому образу жизни. Было задано несколько впросов, касающихся содержания программы.

Базлова Татьяна Викторовна, менеджер проектов фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» «Эффективность социальных кампаний в СМИ для изменения информированности, отношения и поведения молодёжи».

Базлова Т.В. рассказала о программе фонда «ФОКУС-МЕДИА», посвященной вовлечению молодежи в деятельность общественных организаций по сохранению здоровья молодежи, в трех регионах России. Программа проводилась с помощью информационной кампании по отказу от вредных привычек (курение, употребление наркотиков, пива и крепкого алкоголя) и информирования о существующих в регионе общественных и некоммерческих организациях, которые активно привлекают волонтеров. Программа значительно улучшила знания молодежи о вредных привычках, побудила многих задуматься об отказе от курения и приема алкоголя. Кроме того, на 40 процентов повысилось количество молодых людей, участвовавших в работе местных НКО и общественных объединений. Вопросов по выступлению не было.

После представленных докладов состоялось обсуждение, участники конференции высказали заинтересованность в теме секции, согласившись с тем, что социальная реклама и коммуникации являются достаточно перспективным инструментом продвижения здоровья среди различных целевых групп населения, хотя и пока не очень часто используемым в этой области. Участники отметили необходимость исследований и публикаций в этой области.

Выводы: секция прошла успешно, вызвав интерес всех присутствующих участников конференции.

Секция «Профилактика аддиктивного поведения»

28 сентября 2011 года

Ведущие: В.В. Барцалкина, В.В. Аршинова.

В рамках секционного заседания обсуждались проблемы зависимого поведения: теоретические аспекты профилактики аддиктивного поведения, практика реабилитации людей с зависимым поведением, профилактика компьютерной зависимости, результаты научных исследований в области зависимого поведения и его профилактики.

В выступлении Аршиновой В.В. «Теории профилактики зависимого поведения» были раскрыты теоретические аспекты проблемы: направления научного знания в области зависимого поведения, история становления науки в области зависимого поведения, теории появления зависимого поведения в области психологии, структура теорий зависимости, психологические и психотерапевтические теории зависимости XX века, особенности структуры теорий профилактики зависимого поведения, классификация теорий профилактики зависимости, селективная профилактика зависимости, индикативная профилактика зависимости. Общие выводы выступления докладчик сформулировал следующим образом: современное знание в области зависимости обширно и представлено различными научными направлениями; сегодня преобладают психологические теории в области зависимости; совокупность научных теорий профилактики значительно преобладает над теориями возникновения зависимого поведения.

Коваль Т.В. в докладе «Исследование личностной сферы подростков, склонных к компьютерной зависимости» рассматривала как теоретические аспекты проблемы: основные виды компьютерной зависимости, основные симптомы компьютерной зависимости, что привлекает ребенка в компьютере, так и раскрыла результаты своего исследования. Цели исследования: выявление детей группы риска по развитию компьютерной зависимости и выявлению психологических особенностей детей, попадающих в эту группу. Выборка: учащиеся 7-11 классов школ СЗОУО, возраст – 12-17 лет. Всего в исследовании приняло участие более 600 подростков. В результате исследования были выявлены некоторые особенности подростков, входящих в группу риска, даны рекомендации по профилактике компьютерной зависимости.

Скитневская Л.В. «Разработка программы профилактики Фетального алкогольного синдрома» (содокладчики Балашова Т.Н., Волкова Е.Н., Шапкайц В.А., Исурина Г.Л.) раскрыла в своем выступлении феномен Фетального алкогольного синдрома, был сделан вывод, что ФАС/ФАСН не поддается лечению, поэтому разработка профилактических программ является, по сути, единственным возможным способом борьбы с этим заболеванием. Также в докладе раскрывалась стратегия профилактической работы в данном направлении.

В докладе Стеценко Е.Е. «Изучение событийной структуры автобиографической памяти и временные перспективы у больных алкоголизмом» рассказала о научном исследовании. Цель работы: изучение особенностей структурирования жизненного пути, особенности временной перспективы у больных алкоголизмом в сравнении со здоровыми испытуемыми. Общая гипотеза: существуют различия в событийной структуре временной перспективе у больных алкоголизмом по сравнению со здоровыми людьми. Экспериментальная группа: 20 больных алкоголизмом 2 стадии в возрасте от 24 - до 45 лет, из них 15 мужчин и 5 женщин. Контрольная группа: 20 здоровых испытуемых- 15 мужчин и 5 женщин в возрасте от 24 до 45 лет. Общий объем выборки- 40 человек. В результате исследования были получены следующие результаты: событийная структура здоровых людей более насыщена, чем событийная структура людей больных алкоголизмом; «позитивные события» в большей мере представлены у здоровых людей, чем у больных алкоголизмом; события, затронувшие такие сферы как «изменения в работе», «досуг», «люди», у здоровых испытуемых представлены большим количеством событий, чем у больных алкоголизмом; событийная структура жизненного пути у больных беднее количественно и качественно; во временной перспективе больных алкоголизмом выражено негативное прошлое и так же выявлена фаталистическое настоящее.

С рассказом о практике работы Христианского общественного благотворительного фонда «Новый свет» выступил Проценко Е.Н. Доклад сопровождался видеоматериалом, благодаря чему участники секции могли услышать мнения представителей различных организаций и самих поциэнтов о работе фонда.

В ходе обсуждения участники конференции высказали заинтересованность в теме секции, отметили важность профилактической и реабилитационной работы, актуальность научных исследований, вынесенных на обсуждение секции.

Круглый стол «Высшее профессиональное образование как средство для достижения максимального индивидуального успеха у субъектов с ОВЗ»

28 сентября 2011 года

Ведущие: Б.Б. Айсмонтас, Л.В. Черемошкина.

В работе круглого стола приняли участие специалисты факультета дистанционного обучения по направлению «Психология» Московского городского психолого-педагогического университета, участники конференции и студенты факультета дистанционного обучения МГППУ, лица с ограниченными возможностями здоровья, которые принимали участие в работе круглого стола в режиме on-line.

Вначале работы круглого стола Б.Б. Айсмонтас рассказал о том, каким образом организована работа на факультете дистанционного обучения по направлению «Психология» в МГППУ, о формах работы со студентами с ОВЗ.

Далее выступила Л.В. Черемошкина с докладом «Влияние Internet-деятельности на когнетивную сферу», в котором рассказала о результатах изучения когнетивных процессов учащихся разных возрастных групп, о видах Internet-деятельности, об отношении к сети Internet, о влиянии длительности и систематичности Internet-активности на учащихся. Также в докладе были обозначены пути минимизации негативного влияния сети Internet на подростков.

Вокруг доклада развернулась дискуссия на тему «Почему дети и подростки уходят в Internet», в обсуждении приняли активное участие и студенты, и участники конференции.

Еще одну актуальную тему – возможность получения качественного образования детьми, молодыми людьми с ОВЗ – затронула в своем докладе преподаватель, организатор практики факультете дистанционного обучения МГППУ. Было отмечено, что в настоящее время появилось больше возможностей для лиц с ОВЗ получить образование, но этого все-таки недостаточно, кроме того общее образование для детей с ОВЗ, как правило, оставляет желать лучшего. Докладчик рассказала о некоторых формах работы на факультете дистанционного обучения МГППУ. Откликом студентов на выступление явился рассказ о том что обучение на факультете способствует личностному развитию, повышает качество жизни в целом.

Деятельность факультета дистанционного обучения МГППУ выходит за рамки просто образовательной деятельности, для студентов предоставляется возможность организации летнего отдыха, просто внеучебного общения, по субботам работает Клуб общения студентов (on-line), проводятся творческие вечера, в планах виртуальный киноклуб, есть идея создания радиостанции для студентов. В основном, перечисленные идеи осуществляются силами студентов и по инициативе студентов.

В рамках круглого стола обсуждалась важность для студентов с ОВЗ поддержки родителей. На факультете дистанционного обучения планируется лекторий для родителей.

Обсуждался важнейший вопрос – трудоустройство лиц с ОВЗ после окончания университета. Как наиболее перспективная обсуждалась идея работы психологом – консультантом on-line, также поступило предложение освоения профессии логопеда.

О здоровье как ресурсе рассказал в выступлении В.Н. Касаткин, и даже если это ресурс небольшой, все-таки он есть. Для студента с ОВЗ важно перейти от мотивации избегания неудачи к мотивации успеха, в этом поможет умение ставить цель – как фокус внимания – и достигать ее. В.Н. Касаткин вышел с предложением о совместной работе лаборатории психологии здоровья и факультета дистанционного обучения и создании программы «Пик индивидуальных возможностей» для студентов с ОВЗ.

В заключении выступил представитель Департамента образования г. Москвы со следующими предложениями:

  • организовать совместную работу Департамента образования г. Москвы и МГППУ по информированию лиц с ОВЗ о возможностях обучения,
  • создать ресурсный центр по проблемам образования лиц с ОВЗ.

Работа круглого стола прошла оживленно при активной заинтересованности участников конференции и студентов.

Секция «Развитие потенциала здоровья у дошкольников и младших школьников»

29 сентября 2011 года

Ведущие: Е.А.Екжанова, И.А. Савченко.

В работе секции «Развитие потенциала здоровья у дошкольников и младших школьников» приняли участие более 70 человек. Выступили 7 участников. Выступавшие отметили, что секция, по-существу, явилась ядерным звеном конференции, поскольку дала работникам образовательных учреждений ориентиры в осуществлении здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Секция, начавшись как психолого-педагогическая, в ходе своей работы изменила свою детерминанту на психолого-физиологическую, поскольку докладчики предложили конкретные технологии, реально влияющие на укрепление психосоматического здоровья детей и подростков, развивающихся в разных социально-психологических условиях и имеющих разный уровень психофизического и умственного развития.

Как было отмечено во многих докладах, приоритет профилактических программ и тренинговых занятий позволяет интенсифицировать здоровьесберегающую деятельность всех субъектов образовательного процесса и укрепить ее технологическую составляющую. При этом на уровень технологии может и должна быть выведена также работа с родителями, которая является неотъемлемой частью системы по укреплению здоровья как подрастающего, так и старших поколений.

Важным аспектом всей работы в системе образования является раннее ее начало – с младенческого возраста, выделение двух блоков психолого-педагогической деятельности: формирование представлений о здоровом образе жизни и обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья, а также становление экологических и этико-мировоззренческих установок на общественном и социальном уровне.

Участники секции рекомендовали активнее разрабатывать профилактические и тренинговые программы для разных возрастных групп воспитанников и обучающихся, для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, усилить пропаганду семейных и здоровьесберегающих ценностей и создавать условиях для закрепления навыков здорового образа жизни в условиях образовательных учреждений.

Мастер-класс «История здоровья в нашем обществе: нарративные средства воплощения предпочитаемых историй»

29 сентября 2011 года

Ведущий: В.В. Москвичев.

В мастер-классе участвовало около 40 человек.

В ходе мастер-класса обсуждались различные идеи относительно здоровья в российском обществе, как подчеркивающие ценность здоровья («Здоровье не купишь», «В здоровом теле здоровый дух», «Пить и курить – здоровью вредить» и т.п.), так и альтернативные («Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет» и т.п.). В.В.Москвичев рассказывал о дискурсах и об их влиянии на личность, о различных, порой парадоксальных способах обращения людей со своим здоровьем. Далее при помощи используемой в нарративной практике техники экстернализации участники в парах расспрашивали друг друга по схеме, предложенной М.Уайтом для того, чтобы выявить влияние определенных конструкций и убеждений на жизнь человека. Последовательность вопросов стимулировала переход от обсуждения конкретных представлений участников о здоровье к эффектам этих представлений на самочувствие, самоощущение, успешность, продуктивность и другие аспекты жизни участников, к оценке этих эффектов, а затем – к обнаружению ценностей, которые лежат в основе тех или иных представлений.

Мастер-класс проходил очень оживленно, все участники были увлечены процессом. Завершился мастер-класс обсуждением впечатлений участников от проделанной работы и дальнейших возможностей их знакомства с нарративной практикой.

По итогам работы конференции была вынесена резолюция (Приложение 5), в которой были учтены все мнения, пожелания участников, поступившие в оргкомитет.

Специалисты, принявшие участие в конференции, по итогам работы получили сертификат участника (Приложение 6).

Выводы.

Во Всероссийской научно-практической конференции «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» приняли участие около трехсот человек из различных субъектов Российской Федерации, стран Ближнего Зарубежья и Европейских стран.

В рамках конференции был рассмотрен широкий круг вопросов психологии здоровья, наибольший интерес участников вызвало обсуждения таких проблем, как:

  • здоровье и болезнь с позиций различных областей знаний;
  • здоровьесберегающие технологии в современном образовании;
  • развитие психологии спорта;
  • максимальный индивидуальный успех у людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • профилактика социально обусловленных заболеваний.

В целом, конференция прошла успешно, запланированная программа была реализована в полном объеме. Участники оценили содержание конференции как логически выстроенное, продуманное, информативное, раскрывающее теоретические и практико-ориентированные подходы психологии здоровья. Практически все дискутируемые вопросы, как в рамках пленарных заседаний, так и в рамках секций, круглых столов, мастер-классов вызывали активный интерес и оживленное обсуждение участников конференции.

Зав. лабораторией психологии здоровья,
председатель Организационного комитета конференции,
д.м.н., профессор В.Н. Касаткин




Предлагаем Вам разместить на своем сайте новостной информер с постоянно обновляемой лентой предстоящих мероприятий по психологии, педагогике и смежным дисциплинам.