Взаимовлияние профессиональных намерений ставших школьников и их межличностных отношений

Диссертант: Горбатенко Таисия Михайловна
Год защиты: 1985
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Петровский А.В.
Ведущее учреждение: Ростовский Государственный университет им. М.А. Суслова
Место выполнения: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии
Оппоненты: Кудрявцев Т.В., Донцов А.И.

Горбатенко Таисия Михайловна

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и новизна. Коммунистическая партия и советское правительство придают огромное значение профессиональному обучению и воспитанию школьников. Так, на XXУI съезде КПСС говорилось о необходимости усиления работы по профессиональной ориентации юношества[1]. Одним из главных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы также является коренное улучшение постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в школе.[2] Поставленные перед педагогической наукой задачи делают особенно актуальными исследования старшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходят коренные изменения социального положения школьников, готовящихся стать полноправными членами общества.

Для повышения эффективности профориентационной работы среди школьников, необходимо глубоко изучать и постоянно учитывать в практической педагогической деятельности все факторы, влияющие на формирование профессиональных намерений школьников, на выбор ими жизненного пути. Это делает особенно актуальным исследование профессиональных намерений школьников как таких мотивов поведения, при которых отчетливо осознаются не только условия, но и средства для достижения профессиональной перспективы.[3] Формирование у школьников профессиональных намерений является одной из основных целей профориентационной работы.

А.А. Бодалев и В.М. Мельников отмечают, что "нуждается в незамедлительном расширении тематика диссертаций, ориентирующих исследователей на раскрытие психолого-педагогических механизмов … формирования у них (учащихся – Т.Г.) направленности на активное участие в производственном труде[4]. А.М. Матюшкин и Н.В. Кузьмина, анализируя состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии, также считают, что в настоящее время очень мало исследований, раскрывающих психологические закономерности формирования жизненных планов старших школьников[5].

Актуальность избранной теми исследования определяется и необходимостью специального изучения межличностных отношений старшеклассников, которые, с одной стороны, взаимосвязаны с профессиональными намерениями школьников, а с другой стороны, сами по себе являются важным фактором совершенствования и по­вышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Исследование взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений старшеклассников представляется актуальным и с точка зрения дальнейшей разработки общетеоретических проблем коллектива и личности в связаны с планом научных исследований лаборатории "Психология личности" НИИ Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (название проблемы: «Исследование основ психологии личности». Регистрационный номер 01820068643).

Данная работа является первой попыткой системного анализа взаимовлияния профессиональных намеренна старших школьников и их межличностных отношений, проведённого с помощью теоретически нового подхода к исследованию межличностных отношений - социально-психологической теории коллектива и личности, разрабатываемой А.В. Петровским и его сотрудниками.

Новизна поставленной проблемы определила и необходимость разработки нового методического аппарата. Специально для данного исследования разработана новая математическая процедура, дозволяющая анализировать структуру межличностных отношений в классе, выделяя в нём относительно замкнутые и сплоченные подгруппы. Приведены в соответствие с целями данного исследования и модифицированы другие, уже применявшиеся ранее методы исследования.

В диссертационном исследовании получены существенно ноше данные касающиеся формирования профессиональных намерений, дина­мики межличностных отношений и впервые раскрыт механизм их старших классах.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования являлось изучение взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений в старших классах. Необходимо было:

1. Доказать, что в старших классах актуальной и действенной становится длительная временная перспектива;

2. Доказать, что старшие классы диссоциируют на подгруппы в соответствии с профессиональными намерениями учащихся;

3. Изучить механизм взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений (скрытую внутригрупповую профориентационную деятельность) и его роль для уточнения и коррекции жизненных планов старших школьников.

Для этого требовалось разрешить ряд исследовательских задач:

1. Проанализировать научную литературу по теме диссертации, выдвинуть и обосновать общие и частные гипотезы исследования;

2. Разработать адекватный методический аппарат, позволяющий получить достоверные и надежные экспериментальные данные;

3. Отобрать экспериментальные классы и организовать исследование, позволяющее получить данные о динамике социально-психологических параметров класса в течение года;

4. Провести конкретное эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные результаты, сделать выводы и предложить практические рекомендации.

Положения, выносимые на защиту. В исследовании выявлено тесное взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений, их системная взаимосвязь. Так, в старших классах, на конечных этапах обучения в школе, актуальной для учащихся становится длительная временная перспектива, связанная с их профессиональными намерениями и играющая на конечных этапах роль реально действующего мотива.

Влияние перспективы последующей профессиональной деятельности обнаруживается в том, что в старших классах формируются подгруппы, состоящие из учащихся, выбравших одинаковую профессию. Иными словами, старшие классы диссоциируют на подгруппы в соответствии с профессиональными намерениями школьников.

Исследование социально-психологических параметров класса в целом и сформировавшихся внутри него подгрупп показывает, что к концу обучения уровень развития образовавшихся в классе подгрупп выше, чем класса в целой: ценностно-ориентационное единство, определенное в среднем по подгруппам, имеющимся в классе значительно выше, чем ценностно-ориентационное единство определяемое в среднем по классам в целом; число референтных для школьника лиц, во включающей его подгруппе, значительно выше, чей по классу в целом. Наиболее сильное изменение социально-психологических параметров наблюдается к концу десятого класса.

Проведенное исследование позволило выявить механизм взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отноше­ний старшеклассников. Так, в девятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности ещё недостаточно актуальна, определяющую роль играют межличностные отношения старшеклассников, которые опосредствуют выбор ими своей будущей профессии. В десятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности становится более актуальной и действенной, а сами профессиональные намерения более определенными и стабильными по содержанию, они начинают играть определяющую роль по отношению к межличностным отношениям школьников.

Практическая значимость исследования. Усиление роли профессионального обучения, предусмотренного реформой школы, резко повышает и практическую значимость работы по профориентации и формированию профессиональных намерений школьников. Полученные данные свидетельствует о том, что в старших классах стихийно формируются подгруппы, состоящие из школьников, выбирающих оди­наковые или близкородственные профессии. Формирование таких подгрупп носит массовый характер и, следовательно, должно непременно учитываться при проведении учебно-воспитательной работы в классе. Диссоциация классов на подгруппы в соответствии с профессиональными намерениями требует дифференциации и специализации обучения и воспитания старшеклассников. В диссертации выявлен механизм взаимовлияния профессиональных намерений в межличностных отношений старшеклассников. Полученные данные позволяют говорить о наличии скрытой внутригрупповой профориентационной деятельности, которая оказывает существенное влияние на формирование профессиональных намерений и выбор жизненного пути старшеклассников. Учёт этой деятельности дает возможность предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности и качества профориентационной работы в старших классах. Самостоятельную практическую значимость представляют разработанные при подготовке диссертации методы исследования. Материала, полученные при подготовке диссертации представляли практический интерес и были внедрены в учебный процесс.

Апробация работы. Основные результаты исследования были обобщены и доложены на научной сессии лаборатории "Психология личности" НИИ ОШ АПН СССР (Москва, 1983 г.), результаты отдельных этапов работы докладывались на II-й Всесоюзной конференции по педагогической психологии (Тула, 1982 г.), на областной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 1982 г.). Результаты исследования опубликованы в 7 научных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы я приложений; содержит 144 страницы текста и включает: I фотографию, 21 таблицу, 5 рисунков; список литературы на 13 страницах содержит 125 наименований работ авторов; приложения на 29 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава I. "Анализ литературы по проблеме взаимовлияния профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений". Анализ литературы показал, что целый рад авторов рассматривает профессиональные намерения как мотив, определяющий самые разнообразные виды активности старших школьников. Действительно, на конечных этапах обучения, в старших классах, происходит сдвиг мотивов, обратный по своей динамике "сдвигу мотива на цель". Из только понимаемого мотива, мотив получения профессии становится реально действующим мотивом – целью" (А.Н. Леонтьев). Вступая как реально действующий мотив, профессиональные намерения приводят к изменению учебной активности старшеклассников, которые начинают оценивать свои школьные знания в соответствии с перспективой будущей профессиональной деятельности; к изменению интереса к учебным предметам, связанным с предполагаемой будущей профессией; к изменению взгляда на общественные явления и жизнь в целом; к изменению ценностных ориентации, отношений к родителям и учителям. Отмечается также влияние профессиональных намерений на содержание и структуру межличностных отношений в старших классах. Экспериментальные данные приводимые этими авторами представляются и достоверными и убедительными. В то же время другие авторы рассматривают сами профессиональные намерения как результат активности старшеклассников. А именно, отмечается, что на формирование профессиональных намере­ний оказывают влияние социально-психологические особенности учащихся, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, в том числе и межличностные отношения старшеклассников. В подтверждение этого также приводятся достоверные и убедительные данные. Иными словами, в научной литературе имеют место две концепции взаимосвязи профессиональных намерений и межличностных отношений старших школьников, каждая из которых подтверждается экспериментальными данными и представляется правильной. Такое положение может возникнуть только в том случае, если профессиональные намерения и межличностные отношения старших школьников являются элементами единой системы, характеризующейся наличием как прямых, так и обратных связей. Только в этом случае профессиональные намерения могут иметь двойственную связь с межличностными отношениями и выступать, с одной стороны, как их внешняя объектив­ная причина, мотив, а с другой стороны, как формируемое в межличностных отношениях следствие активности школьников.

Системный анализ межличностных (субъект – субъектных) отношений старшеклассников и их отношений к перспективе профессиональной деятельности (субъект – объектных отношений), проведенный с позиций теории деятельностного опосредствования, позволяет теоретически раскрыть механизм их взаимного влияния.

Проведенный анализ литературы позволил выдвинуть и обосновать следующие гипотезы:

Основная гипотеза: В старших классах имеется тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных отно­шений: на конечных этапах обучения, когда цель учебной деятельности практически достигнута, межличностные отношения старших школьников не только влияет на их профессиональные намерения, но и определяются соотношением имеющейся и перспективной целей деятельности.

Основная гипотеза была конкретизирована в ряде частных гипотез.

Частная гипотеза I. На конечных этапах обучения актуальной для старшеклассников становится длительная временная перспек­тива, связанная с их профессиональными намерениями.

Частная гипотеза 2: Влияние перспективы последующей профессиональной деятельности обнаружится в том, что в старших классах будут формироваться подгруппы из учащихся, выбирающих одинаковые или близкородственные профессии.

Частная гипотеза 3: На конечных этапах обучения выраженность социально-психологических параметров образующихся в классе подгрупп повышается, что обнаружится как в усилении ценностно-ориентационного единства отдельных подгрупп по сравнению с ценностно-ориентационным единством класса в целом, так и в увеличении числа референтных для школьника лиц в тех подгруппах, в которые он включен, по сравнению с числом референтных лиц в классе в целом.

Частная гипотеза 4: Механизм взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений старших школьников не однозначен для девятых и десятых классов. В девятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности еще недостаточно актуальна, детерминирующую роль играют межличностные отноше­ния старшеклассников, которые опосредствуют выбор ими своей будущей профессии. В десятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности становится актуальной и действенной, а сами профессиональные намерения определенными и стабильными по содержанию, они начинают играть детерминирующую роль по отношению к межличностным отношениям школьников.

Глава 2. "Методы, организация исследования и выбор экспериментальных групп". Для экспериментального изучения процессов взаимовлияния профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений необходимо было разработать целый ряд новых методов или модифицировать известные, приспособив их к исследованию данной возрастной категории испытуемых, к жестко заданным условиям проведения эксперимента в реальных школьных классах.

Для выявления существующих в классе подгрупп был разработан формализованный метод, основанный на принципах численной таксономии, который позволяет определять существующие в классе подгруппы, не задавая заранее ни их число, ни количество членов подгруппы. В каждой выделенной подгруппе анализировались предполагаемые будущие профессии её членов. В тех подгруппах, в которых имелись школьники с одинаковыми предполагаемыми профессиями, рассчитывались вероятности их случайного объединения в одну подгруппу. В том случае, если вероятность случайного объединения была меньше 0,05 считалось, что объединение данных людей в одну подгруппу носит не случайный характер, а закономерно обусловлено взаимовлиянием межличностных отношений и профессиональных намерений школьников.

Дня изучения актуальности и действенности временной профессиональной перспективы старшеклассников использовалась специально разработанная проективная методика, предусматривающая написание сочинения по картинке по предложенному плану.

Для исследования социально-психологических параметров выделенных подгрупп и класса в целом использовались методики, разработанные в рамках теории деятельностного опосредствования:

- для определения ценностно-ориентационного единства – методика разработанная Р.С. Немовым;

- для выявления значимого круга общения – методика разработанная Е.В. Щедриной;

- для исследования мотивации межличностных выборов - методика разработанная В.А. Петровским.

С целью контроля установочного реагирования старшеклассников использовалась специально разработанная шкала. Кроме того исследовалось влияние социального окружения и взаимное влияние школьников на формирование профессиональных намерения.

При обработке полученных в исследовании данных использовались современные методы математической статистики.

Исследование проводилось на учащихся восьмых – десятых классов средних школ г. Ростова-на-Дону №№ 35,43,50,55 (в течение 1981-83 учебных годов). В основном обследовании приняло участие 717 учащихся, всего 27 классов: 9 восьмых, 9 девятых, 9 десятых классов. Из них 567 человек, 18 классов (9 девятых, 9 десятых) обследованы повторно.

Исследование проводилось в два этапа: в начале и в конце учебного года. Такая организация исследования была необходима для того, чтобы проследить динамику профессиональных намерений, межличностных отношений старшеклассников и их взаимосвязь.

Проведенная методическая работа, позволившая создать новые надежные методики исследования и приспособить к решению задач данного исследования ухе известные методики, надежность которых экспериментально доказана; большое количество обследованных учащихся и классов; обеспечивающих репрезентативность выборок; специальная организация обследования в два этапа; использование современных методов статистического анализа; применение специально разработанного метода, направленного на контроль достоверности ответов учащихся – все это обеспечило получение научно достоверных результатов исследования.

Глава 3. "Результаты исследования взаимовлияния профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений". Исследование временной профессиональной перспективы показало, что уже в начале девятого класса для 28% школьников актуальной становится длительная временная перспектива, связанная с окончанием школы и выбором жизненного пути. В дальнейшем, по мере приближения к окончанию школы, количество таких школьников неуклонно растет по закону близкому к линейному, достигая 46% к концу десятого класса. Таким образом выдвинутая гипотеза о том, что на конечных этапах обучения актуальной становится длительная временная перспектива, связанная о профессиональными намерениями школьников в выбором жизненного пути старшеклассников подтвердилась. Эти становящиеся актуальными перспективно-отнесенные мотивы, наряду с имевшимися мотивами, начинают регламентировать всю активность старшеклассников, в том числе и их межличностные отношения, что приводит, в свою очередь, к различным изменениям групповой активности, например, к динамике микрогрупповой дифференциации классов.

В диссертационном исследовании получены данные, которые свидетельствуют о том, что во всех, без исключения, обследованных восьмых, девятых и десятых классах имеются подгруппы, сформированные по признаку одинаковой последующей деятельности. В восьмых классах создается особая психологическая ситуация, при которой часть школьников, собирающихся оставаться в школе, предвидит перспективу дальнейшего совместного обучения; другая часть восьмиклассников, собирающихся уходить из школы, пред­видит перспективу скорого разрыва отношений со своими одноклассниками. Установлено, что межличностные отношения в подгруппах и в классе в целом детерминируются содержанием перспективы дальнейшего обучения. Члены класса, предполагающие продолжение совместного обучения в школе, образуют наиболее плотные подгруппы, характеризующиеся наибольшим числом взаимных выборов; члены класса, предполагающие продолжение учебы вне школы, не образуют подгрупп с максимальной плотностью. Эти школьники вообще образуют подгруппы в два раза реже, чем те, которые собираются оставаться в школе (19% и 40% соответственно). Нередко они не входят ни в какую подгруппу и не поддерживают тесных межличностных отношений с одноклассниками.

Девяти- и десятиклассники в отличие от восьмиклассников уже более четко представляют себе свою будущую профессию. Это дало возможность выявить влияние на межличностные отношения старшеклассников не только перспективы обучения, но и их профессиональных намерений. Полученные данные позволяют утверждать, что в девятых и десятых классах формируются подгруппы школьников, выбирающих одинаковые профессии, вероятность случайного образования таких подгрупп крайне мала, что свидетельствует о не случайном объединении школьников в эти подгруппы. Анализ количества таких подгрупп показал, что к концу обучения, когда перспектива окончания школы становится более актуальной и действенной, количество подгрупп, включающих школьников, выбирающих одинаковые или близкородственные профессии, увеличивается, становится максимальным к концу десятого класса. Рассмотренная динамика микрогрупповой дифференциации класса может быть понята, исходя из предположения о влиянии на межличностные отношения учащихся их профессиональных намерений, что подтверждается и данными, полученными при исследовании социально-психологичес­ких параметров класса.

Исследование ценностно-ориентационного единства учащихся старших классов показало, что микрогрупповая дифференциация классов приводит и к ценностно-ориентационной дифференциации. Это проявляется в том, что ценностно-ориентационное единство, определенное как среднее по существующим в классах подгруппам (0,27 + 0,31) для всех исследованных классов в 1,5-2 раза выше, чем ценностно-ориентационное единство определенное для класса в целом (0,16 + 0,18); различия значимы на уровне Р < 0,01.

Исследование значимого круга общения показало, что количество референтных друг для друга лиц, включенных в подгруппы, состоящие из школьников, выбирающих одинаковые профессии, составляет 38% 4- 46%, что значительно выше, чем количество референтных лиц, имеющихся за пределами этих подгрупп – среда оставшихся членов класса (18% - 22%; различия значимы на уровне Р < 0,01. Исследование ценностно-ориентационного единства в старших классах и значимого круга общения позволило раскрыть содержание и конкретные формы взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений школьников. Кроме этого, в связи с тем, что значения показателя референтности группы для каждого её члена и ценностно-ориентационного единства являются социально-психологическими критериями уровня развития группы, можно сделать вывод о том, что уровень развития возни­кающих в классе на конечных этапах обучения подгрупп, где вдет скрытый от глаз окружающих процесс взаимного профессионального' ориентирования, выше, чем класса в целом.

Проведение обследования в начале и в конце учебного года позволило получить данные, касающиеся механизма взаимовлияния профессиональных намерений старшеклассников и их межличностных отношений. Для этого были проанализированы различные варианты формирования подгрупп школьников, выбирающих одинаковые профессии, имевшие место в девятых и десятых классах. Установлено, что для девятых классов более характерным вариантом формирования подгрупп школьников, выбирающих одинаковые профессии является изменение профессиональных намерений (тенденция к изменению профессиональных намерений, охватывающая 51% учащихся девятых классов, ослабевает в десятых классах, составляя всего 29%); для десятых классов возрастает роль перехода школьников из подгруппы в подгруппу (в девятых классах тенденция к измене­нию подгрупп охватывает 19% учащихся, а в десятых классах она усиливается и составляет 35%). Более детальный анализ экспериментальных данных даёт дополнительный материал, подтверждающий отмеченную динамику профессиональных намерений и межличностных отношений в девятых и десятых классах. В большинстве случаев в девятых классах изменение профессиональных намерений школьников происходит таким образом, что новые профессиональные намерения совпадают с профессиональными намерениями других, включенных в данную подгруппу членов класса. В десятых классах наибольший процент школьников вообще не изменяет к концу учебного года ни подгруппы, ни профессиональных намерений. Сформированные подгруппы, включающие школьников, выбирающих одинаковые профессии, стабилизированы в большей степени, чем в девятых классах. Однако в них продолжаются процессы перехода школьников в другие подгруппы и изменения профессиональных намерений. Теперь основной тенденцией является процесс перехода школьников из подгруппы в подгруппу с сохранением своих прежних профессиональных намерений. При этом у таких школьников профессиональные намерения чаще всего совпадают с профессиональными намерениями чле­нов той подгруппы, в которую они включаются. На основании полученных данных можно выделить два основных этапа формирования подгрупп.

На первом этапе происходят принятие норм данной профессии членами подгруппы. Сформированная в процессе общего обсуждения и принятая норма будущей профессии выполняет роль положительной обратной связи, которая способствует выбору соответствующих профессиональных намерений у членов подгруппы и препятствует членам подгруппы отказываться от выбранной профессии. Те члены подгруппы, которые не приняли данную профессию или изменили профессиональные намерения, рассматриваются остальными членами подгруппы как нарушители внутригрупповых норм и, как следствие этого, отношения между ними будут нарушаться. Этот этап выбора членами подгруппы одинаковой будущей профессии протекает в основном в течение девятого класса.

На втором этапе происходит переформирование подгрупп. Оно характеризуется тем, что члены уже в основном сформированной подгруппы, не принявшие профессию, ставшую в ней нормой, выходят из этой подгруппы и включаются в другую, где выбранная ими профессия считается нормой, а в том случае, если таких подгрупп нет, они образуют новую, или остаются не включенными ни в одну из подгрупп членами класса. Этот этап протекает в основной в течение десятого класса.

Исследование механизма формирования подгрупп школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения, позволило уточнить характер взаимосвязи и взаимовлияния межличностных отношений и профессиональных намерений старшеклассников.

Межличностные отношения (субъект – субъектные) и отношения к будущей профессии, профессиональные намерения (субъект – объектные отношения) связаны в единую систему, в которой, в зависимости от конкретных условий обучения в старших классах, ведущую роль начинает играть тот или иной элемент. Так, в девятых классах, когда перспектива окончания обучении ещё далека, формирование у школьников представлений о будущей профессии и жизненном пути (субъект – объектные отношения) опосредствуются межличностными (субъект – субъектными) отношениями школьников. Система разворачивается в виде субъект – субъект – объектной. Межличностные отношения школьников играм здесь определяющую роль в формировании профессиональных намерений и выборе жизненного пути.

В десятых классах, когда перспектива окончания обучения становится максимально действенной, когда выбор будущей профессии и жизненного пути в основном совершен, т.е. когда у школьников сформированы субъект – объектные отношения, они начинают опосредствовать межличностные (субъект – субъектные) отношения старшеклассников. Главным становится другой элемент системы, которая разворачивается в виде субъект – объект – субъектной. Иными словами, на данном этапе, профессиональные намерения старше­классников, выбор ими жизненного пути начинают играть определяющую роль в межличностных отношениях школьников.

Таким образом, межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников находятся в тесной взаимосвязи, оказывая друг на друга как прямое, так и обратное влияние в зависимости от конкретных условий обучения. Учет этого взаимовлияния представляет практический интерес в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса в старших классах.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Анализ литературы позволил установить, что проблему формирования профессиональных намерений старшеклассников необходимо рассматривать в более широком контексте формирования у школьников мотивации учебной деятельности. В старших классах, на конечных этапах обучения в школе, актуальными реально действующими мотивами учебной деятельности становятся перспективно-отнесенные мотивы, связанные с профессиональными намерениями учащихся. Авторами, исследовавшими процесс формирования профессиональных намерений, отмечалось, что одним из факторов, определяющих содержание профессиональных намерений, являются межличностные отношения учащихся; с другой стороны, сами межличностные отношения определяются профессиональными намерениями старших школьников. Это возможно в том случае, если профессиональные намерения и межличностные отношения старших школьников являются элементами единой системы. Раскрыть сложный, системный характер взаимовлияния профессиональных намерений в межличностных отношений старшеклассников позволяет использование современного концептуального аппарата теории деятельностного опосредствования межличностных отношений.

2. Экспериментальное исследование взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений старшеклассников показывает, что в старших классах формируются относительно замкнутые и сплоченные подгруппы, состоящие из учащихся, выбирающих одинаковые профессии, то есть, старшие классы диссоциируют на подгруппы в соответствии с профессиональными намерениями их членов. Исследование социально-психологических параметров классов в целом и образовавшихся внутри них подгрупп показывает, что к концу обучения уровень развития подгрупп выше, чем класса в целом: ценностно-ориентационное единство, определенное в среднем по подгруппам, имеющимся в классе, значительно выше, чем ценностно-ориентационное единство, определяемое в среднем по классам в целом; число референтных для .школьника лиц во включающей его под груше, значительно выше, чем по классу в целом. Наиболее сильное изменение социально-психологических параметров наблюдается к концу десятого класса.

3. Проведение исследования в два этапа, в начале и в конце учебного года, позволило выявить механизм взаимовлияния профессиональных намерений и межличностных отношений старшеклассников. В девятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности ещё недостаточно актуальна, определяющую роль играют межличностные отношения старшеклассников, которые опосредствуют выбор ими своей будущей профессии. В десятых классах, когда перспектива профессиональной деятельности становится более актуальной и действенной, а сами профессиональные намерения более определенными и стабильными по содержанию, они начинают играть определяющую роль по отношению к межличностным отношениям старшеклассников.

Данные, полученные в диссертации, имеют практическое значение г могут быть использованы в целях совершенствования профориентационной работы и учебно-воспитательного процесса в старших классах школ, а также на старших курсах профессионально-технических училищ, техникумов, вузов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, автора:

1. Влияние перспективы последующей деятельности на межличностные отношения старшеклассников. – В кн.: Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов II-й Всесоюзной конферен­ции по педагогической психологии в г. Туле, 28-30 сентября 1982 г. М., 1982, с. 18-19.

2. Действенность перспективных целей в активной жизненной позиции личности. – В кн.: Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений ХХУI съезда КПСС. – г. Ростов-на-Дону, 1982, с.143-145.

3. Социально-психологические особенности конечного этапа достижения учебной цели. – В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы научных сообщений советских психологов к УI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч.2. М., 1983, с. 359-360.

4. Детерминация межличностных отношений целью деятельности в учебных группах. – В кн.: Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1983, № 1, с. 66-69.

5. Диагностика и особенности проявления установочного реагирования старшеклассников. – Ростов-на-Дону, 1983. 9с. - Рукопись представлена Ростовским гос. пед. ин-том. Деп. в ИНИОН АН СССР 13 октября 1983 г., № 14084.

6. Межличностные предпочтения в выбор жизненного пути старшеклассников. – Ростов-на-Дону, 1983. 12 с. – Рукопись представлена Ростовским гос. пед. ин-том. Деп. в ИНИОН АН СССР 13 октября 1983 г., № 14085.

7. Методика определения структуры Малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов. – Вопросы, психоло­гии, 1984, № 4, с. 112-118 (в соавторстве).



[1] Материалы ХХУI съезда КПСС. – М.:Политиздат, 1981, с. 181.

[2] Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». – В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПС 10 апреля 1984 г.М.: Политиздат, 1984, с. 25 – 31.

[3] Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976, с. 115.

[4] Бодалев А.А., Мельников В.М. Анализ тематики диссертационных исследований по психологии, защищенных в 1976-1981 гг. – Вопросы психологии, 1982, № 3, с. 35-41.

[5] Матюшин А.М., Кузьмина Н.В. Современное состояние и задачи возрастной и педагогической психологии. – Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 5-15.

Перейти к списку диссертаций