Динамическая организация интеллектуальной деятельности (нейропсихологической исследование)
(НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В решении проблемы динамической организации психических процессов одно из центральных мест занимает нейропсихологический подход, позволяющий изучать их мозговые механизмы и структурно-функциональные особенности.
Динамические характеристики интеллектуальной деятельности были предметом изучения в ряде нейропсихологических работ. В классических нейропсихологических исследованиях нарушения динамической характеристик интеллектуальной деятельности изучались преимущественно на феноменологическом уровне (А.Р. Лурия. 1962, 1970; А.Р. Лурия. Л.С. Цветкова. 1966). Экспериментальные исследования данной проблемы немногочисленны (Е.Д. Хомская, М.О. Шуаре, 1978; М.О. Шуаре, 1986).
Одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлений в нейропсихологии является анализ межполушарной организации психических процессов. К настоящему времени накоплен большой материал, свидетельствующий о неоднозначности вклада левого и правого полушария, а также о необходимости взаимодействия полушарий при реализации различных видов психической деятельности (А.Р. Лурия, 1973; Э.Г. Симерницкая, 1978,1985; A.В. Семенович, 1988,1991; Б.С. Котик, 1989, 1992; Е К. Корсакова, О.А. Долгополова, 1989; М.S. Gazzaniga, 1970,1989).
Представляется актуальным исследование динамической организации интеллектуальной деятельности в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологические исследования показывают, что динамические характеристики интеллектуальной деятельности связаны с работой определенных мозговых систем, и прежде всего лобных долей мозга (А.Р. Лурия, 1962,1970,1982). При этом ведущая роль отводится левому полушарию. Вместе с тем, клинические Нейропсихологические наблюдения свидетельствуют о том, что имеется ряд особенностей в нарушении динамической организации интеллектуальной деятельности, которые обнаруживаются при поражении правого полушария (Л.И. Московичюте, 1982; М.О. Шуаре,198б). В целом вопрос с вкладе левого и правого полушария в обеспечение динамических аспектов интеллектуальной деятельности остается недостаточно разработанным.
Существуют два направления в разработке этой проблемы. Первое направление представляет собой традиционный экспериментальный нейропсихологический подход, основанный на исследованиях, которые проводятся на больных с локальными поражениями левого или правого полушария головного мозга. Второе направление предполагает проведение исследования на здоровых испытуемых с учетом индивидуальных особенностей межполушарной организации функций, которые выявляются на основании показателей, характеризующих моторную, зрительную и слухоречевую асимметрию (В.Е. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988; Б.С. Котик, 1989,1992; Е. Д. Хомская.1986; Ф.М. Гасимов,1992; М. Annett.1989, 1991; D. Kimura, 1987, 1989; N. Sakano, 1982). Этот подход позволяет устанавливать зависимость между типом межполушарной асимметрии, а также степенью ее выраженности и особенностями интеллектуальных процессов (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.Б. Сироткина, 1988).
Актуальность перечисленных выше проблем вызывает необходимость разработки методов, позволяющих адекватно оценить динамические характеристики интеллектуальной деятельности у здоровых испытуемых, лиц с пограничными расстройствами, а также больных с различными мозговыми дисфункциями.
Основной целью настоящей работы явилось изучение межполушарной организации динамических аспектов интеллектуальной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями головного мозга.
В основу данного исследования были положены следующие гипотезы:
- Динамические аспекты интеллектуальной деятельности являются неспецифическими характеристиками, которые могут проявляться при выполнении разных по содержанию видов деятельности и иметь особую мозговую организацию.
- В динамической организации интеллектуальной деятельности можно выделить регуляторный и скоростной аспекты, взаимосвязанные, но могущие иметь самостоятельное значение и различные мозговые механизмы.
- Левое и правое полушария головного мозга вносят различный вклад в обеспечение динамических характеристик интеллектуальной деятельности.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Разработка и апробация на здоровых испытуемых методов, направленных на изучение динамических аспектов интеллектуальной деятельности.
2. Изучение связи различных типов межполушарной асимметрий мозга в норме с динамическими характеристиками интеллектуальной деятельности.
3. Исследование динамических аспектов интеллектуальной деятельности у больных с поражением левого иди правого полушария головного мозга.
Объект и методы исследования. В исследовании принимали участие 143 здоровых испытуемых и 79 больных с локальными поражениями головного мозга. Обследование больных проводилось в 3-ем отделении Института нейрохирургия им. Н.Е. Бурденко РАМН (заведующий отделением профессор Г.А. Габибов).
В работе апробированы и использованы три метода, позволяющие оценивать регуляторные и скоростные характеристики разной по содержанию интеллектуальной деятельности - счетной и вербальной ассоциативной. Все больные прошли полное нейропсихологическое исследование по системе методов, разработанной в школе А.Р. Лурия. У здоровых испытуемых определялся профиль латеральной организации функций по показателям моторной, зрительной и слухо-речевой асимметрии.
Научная новизна и теоретическое значение работа. Получены новые данные о динамической организации интеллектуальной деятельности, имеющие значение как для общей психологии, так и для нейропсихологии.
Показана специфичность вклада левого и правого полушария головного шага в обеспечение скоростных и регуляторных аспектов интеллектуальной деятельности. Установлено, что левое полушарие имеет преимущественное отношение к обеспечению скоростных компонентов и к регуляции как автоматизированных, так и сложных программ серийной интеллектуальной деятельности. Правое полушарие принимает участие в регуляции сложнопрограммируемых видов интеллектуальной деятельности.
Установлена связь между особенностями скоростных и регуляторных характеристик серийной интеллектуальной деятельности и типом латеральной организации функций у здоровых испытуемых.
Разработаны методы количественной и качественной оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности.
Работа вносит определенный вклад в изучение проблемы мозговой организации динамических аспектов интеллектуальной деятельности.
Практическое значение работы. Предложенные в работе методы количественной и качественной оценки регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности могут использоваться для диагностики и разработки программ реабилитации больных с различной мозговой патологией.
Результаты исследования открывают возможности анализа нейропсихологических аспектов проблемы диагностики пограничных состояний.
Полученные в исследовании данные могут применяться при выявлении индивидуальных различий в связи с проблемами, решаемыми в области инженерной, педагогической, возрастной, спортивной психологии и т. д.
Материалы диссертации используются в курсе "Нейропсихология", читаемом на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Левое и правое полушария головного мозга вносят специфический вклад в динамическую организацию интеллектуальной деятельности.
2. Поражение передних отделов левого полушария приводит к нарушению регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности при выполнении как простых, автоматизированных, так и сложных программ.
Поражение передних отделов правого полушария приводит к нарушению регуляции преимущественно сложных программ, требующих переключения от одного типа операций к другому.
3. Преобладание признаков правосторонней асимметрии (доминирование левого полушария) в норме обеспечивает высокие скоростные и регуляторные характеристики интеллектуальной деятельности.
4. Особенности регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности зависят от уровня автоматизированности и степени сложности семантической организации интеллектуальных операций.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на Ломоносовских чтениях (Москва, МГУ, 1988 г.) Работа апробирована на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в июне 1992 года.
Содержание диссертации отражено в 11 публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на страницах основного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка цитируемой литературы, включающего отечественных и иностранных названий. Работа иллюстрирована 11 рисунками и 19 таблицами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность работы, определяются цель и задачи диссертации, методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе проводится анализ современного состояния проблемы динамической организации интеллектуальной деятельности, формулируются основные теоретические положения, на которых базируется данное исследование.
Обосновывается положение о том, что каждый интеллектуальный акт, наряду с содержательным или операциональным составом, включает динамические характеристики. Операциональный состав интеллектуальной деятельности соответствует конкретному содержанию и условиям стоящей перед субъектом задачи (вербальные, счетные, наглядно-образные операции и т.д.). Динамические аспекты интеллектуальной деятельности являются общими, неспецифическими характеристиками, которые могут проявляться при выполнении любого задания (Е.Д. Хомская, 1985; М.О. Луаре, 1986).
Выделяются два основных аспекта динамической организации интеллектуальной деятельности. Во-первых, регуляторный, связанный с программированием, регуляцией последовательности операций в соответствии с заданной программой, контролем за полученными результатами. Во-вторых, временной, определяющий такие параметры как скорость, длительность, равномерность деятельности и т.д.
В настоящей работе основное внимание уделяется анализу регуляции последовательности операций, а также скоростным характеристикам интеллектуальной деятельности.
Представлен обзор работ, относящихся к разным направлениям, в которых анализируется проблема динамической организации психической деятельности.
В патопсихологических исследованиях показано, что при изучении мышления недостаточно ограничиваться анализом образования и распада понятий, характеристикой интеллектуальных операций. Болезненные состояния мозга чаше всего приводят к динамическим нарушениям мышления, которые могут проявляться в форме лабильности, инертности, а также в виде нарушения саморегуляции, выражающейся в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий (Б.В. Зейгарник, 1962,1986; А.Б. Холмогорова, 1983). В других патопсихологических исследованиях динамические аспекты интеллектуальной деятельности изучаются в контексте проблемы работоспособности (Б.В. Зейгарник, 1962; В.М. Коган, Э.А. Коробкова, 1967).
В дифференциальной психофизиологии исследования динамики посвящены изучению активности как одной из частных характеристик темперамента (В.Д. Небылицын,19б8; В.М. Русалов, 1979,1991). Экспериментальные данные позволили выделить в структуре активности три относительно независимые стороны: скоростную, эргическую и склонность к разнообразию действий (М.В. Бодунов,1977,1980; А.Р. Кудашев, 1988).
Динамические характеристики деятельности исследуются и в связи с проблемой функциональных состояний, опосредованных работой неспецифических систем мозга ( Н.Н. Данилова, 1985 ).
Дается обзор нейропсихологической литературы, в которой представлены данные о мозговых механизмах динамической организации психических процессов.
С регуляцией высших психических функций связывают третий структурно - функциональный блок мозга - блок программирования и контроля, мозговым субстратом которого являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора. При этом ведутся роль отводится левой лобной доле (А.Р. Лурия, 1962; Е. Д. Хомская, 1966). Энергетическое обеспечение высших психических функций осуществляется с помощью первого структурно-функционального блока мозга, включающего медиобазальные отделы лобных долей, составляющих корковое звено неспецифической активирующей системы (левое полушарие), а также связанных с лимбической системой, опосредующей эмоционально-мотивационные процессы (правое полушарие).
Проводится анализ работ по проблеме межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, являющейся одной из центральных в современной нейропсихологии (В.Л. Бианки,1989; М.S. Gazzaniga, 1970, 1989; P. Satz, E. Strauss, H. Witaker, 1990; Б.С. Котик, 1989,1992 и др.).
Обосновывается необходимость изучения проблемы специфичности вклада левого и правого полушария мозга в обеспечение динамических аспектов интеллектуальной деятельности, формулируются цель, гипотезы и задачи исследования.
Во второй главе дается описание объекта и методов исследования.
В работе представлены результаты исследования 143 здоровых испытуемых (79 мужчин и 64 женщины). Младшую возрастную группу
составили 104 испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет - студенты различных факультетов МГУ. В старшую возрастную группу вошли 39 испытуемых в возрасте 41-51 год с высшим и средним специальным образованием.
Было обследовано 79 больных с унилатеральными поражениями головного мозга, преимущественно лобной локализации - 36 больных с поражением левого полушария и 43 больных с поражением правого полушария. Расположение, объем и характер очагового поражения мозга был верифицирован методами рентгено-контрастного исследования, компьютерной томографии и на операции. В группу больных вошли 42 женщины и 37 мужчин. 80% составили больные в возрасте от 25 до 55 лет. 47,5% больных имели высшее образование, а 44,3% - среднее и среднее специальное образование.
В работе были использованы методы, направленные на исследование динамических характеристик разной по содержанию серийной интеллектуальной деятельности :
1)Серийный счет в заданном темпе.
2)Серийный счет в оптимальном и максимально быстром темпе.
3)Вербальные ассоциации в заданном темпе.
Применялись два варианта заданий различной степени сложности. В первом варианте испытуемые выполняли однотипные, постоянно повторяющиеся операции - серийное сложение или простые ассоциации (ответ словом-существительным на слово-стимул или словом-глаголом на слово стимул;. Эти задания представляли собой пример автоматизированного вида интеллектуальной деятельности, в основе которого лежит простая программа.
Второй вариант требовал от испытуемого постоянного переключения от одной операции к другой (чередование сложения и вычитания или слова-существительного и слова-глагола). Этот вариант представлял собой усложненную программу, предъявляющую повышенные требования к регуляторному аспекту интеллектуальной деятельности.
Наряду со сложностью программы, в эксперименте варьировалась скорость выполнения операций. В одних случаях скорость выполнения операций задавалась с помощью тахистоскопа (серийный счет) или магнитофона (вербальные ассоциации), т. е. точно дозировалось время, отведенное на выполнение каждой операции (от одной операции в 5 сек. до 1 операции в 2 сек). В других случаях скорость произвольно регулировалась в соответствии с инструкцией, требующей выполнения задания в оптимальном или максимально быстром темпе (серийный счет).
Анализировались следующие показатели: а) среднее число правильных ответов; б)среднее число ошибок; в)среднее число пропущенных операций; г) среднее число отказов; д) показатель произвольного ускорения. Проводился качественный анализ ошибочных ответов.
У здоровых испытуемых определялся профиль латеральной организации функций на основании показателей моторной, зрительной и слухо-речевой асимметрии.
Все больные прошли полное нейропсихологическое исследование по системе методов, разработанной в школе А.Р. Лурия. Особое внимание уделялось оценке регуляторных и скоростных характеристик различных видов деятельности (двигательной, перцептивной, мнестической, интеллектуальной и т. д.).
Обработка данных проводилась с использованием методов статистического анализа. Достоверность оценивалась с помощью критерия Уилкоксона.
В третьей главе представлены результаты исследования здоровых испытуемых.
Изменение степени сложности программ и скорости предъявления стимулов позволило выделить параметры, характеризующие скоростные и регуляторные аспекты серийной интеллектуальной деятельности. Получены нормативные данные, отражающие способность к выполнению интеллектуальной деятельности в разных скоростных режимах, способность к произвольному ускорению, к переключению от одной операции к другой, а также способность к стабильному удержанию программы и контролю за полученными результатами.
Обнаружены возрастные и половые различия в скоростных и регуляторных характеристиках интеллектуальной деятельности (по методикам серийного счета). Старшая возрастная группа продемонстрировала более низкие показатели по сравнению с младшей. Анализ данных, полученных на младшей возрастной группе выявил тенденции к более продуктивному выполнению серийной интеллектуальной деятельности на высоких скоростях предъявления стимулов, и особенно в ситуации произвольного ускорения, у мужчин.
Методы оценки регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности применялись при исследовании испытуемых с разным уровнем двигательной активности, которая определялась с помощью анкеты и специального теста В ситуации, когда испытуемые произвольно регулировали темп счетных операциях и в ситуации, когда темп счетных и вербально-ассоциативных операций задавался экспериментатором, испытуемые с высоким уровнем двигательной активности продемонстрировали более высокие показатели, характеризующие регуляторный и скоростной аспекты интеллектуальной деятельности. Во время выполнения испытуемыми серийного счета с переключением в оптимальном и максимально быстром темпе анализировались особенности регуляции сердечного ритма (по данным вариационной пульсограммы), позволяющие оценить "физиологическую стоимость" выполняемой интеллектуальной деятельности. Оказалось, что у испытуемых с высоким уровнем двигательной активности, обладающих высокими динамическими показателями интеллектуальной деятельности, результат достигался с меньшими физиологическими затратами, не вызывая утомления. Испытуемые с относительно низким уровнем двигательной активности, имеющие худшие динамические характеристики интеллектуальной деятельности, быстрее истощаются, о чем свидетельствуют физиологические показатели (И.В. Ефимова, Е.В. Ениколопова.1987).
Следующим этапом анализа особенностей регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности явилось исследование здоровых испытуемых в разном функциональном состоянии. Оценка динамических характеристик интеллектуальной деятельности проводилась в двух ситуациях: после учебных занятий в семестре и сразу же после одного из экзаменов. В первой ситуации, по субъективной оценке испытуемых (данные опросника САН), они находились в состоянии утомления. В ситуации после сдачи экзамена констатировалось состояние повышенного эмоционального напряжения. Результаты исследования показали, что во всех вариантах, особенно на высоких скоростях предъявления стимулов, регуляторные и скоростные характеристики серийной интеллектуальной деятельности были выше в ситуации после сдачи экзамена, что может свидетельствовать о развитии продуктивной активации, способствующей эффективному выполнению деятельности (Н.Н. Данилова,1985).
Апробация комплекса методов оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности на здоровых испытуемых разного возраста и пола, а также испытуемых с различным уровнем двигательной активности и разным функциональным состоянием показала возможности применения этих методов для решения целого ряда задач.
В четвертой главе описываются результаты исследования здоровых испытуемых с различным типом латеральной организации функций.
Изучение связи различных типов межполушарной асимметрии мозга с особенностями регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности проводилось на студентах - мужчинах в возрасте 19-23 года
На основании показателей моторной, зрительной и слухо-речевой асимметрии определялся профиль латеральной организации функций. Были отобраны две группы испытуемых. В первую вошли испытуемые с выраженными правосторонними признаками асимметрии по всем тестам, т. е. с доминированием левого полушария мозга. Во вторую были отобраны испытуемые с выраженным доминированием правого полушария по тесту дихотического прослушивания и разной степенью доминирования правого полушария по тестам на ведущую руку и ведущий глаз.
Усложнение программы и увеличение скорости предъявления стимулов выявило различия в успешности выполнения серийной интеллектуальной деятельности между этими группами испытуемых по результатам серийного счета. В группе "правшей" - испытуемых с устойчивым преобладанием признаков правосторонней асимметрии (т.е. с доминированием левого полушария мозга), возможности выполнения более сложных программ интеллектуальной деятельности при высоких скоростях предъявления стимулов и способность к произвольному ускорению выше, чем в группе с левосторонними признаками асимметрии. Число невыполненных операций , включающих пропуск одной или нескольких операций, существенно больше у испытуемых с левосторонними признаками асимметрии. Вместе с тем, число ошибочных ответов несколько преобладает у испытуемых с правосторонними признаками асимметрии.
Применение методики вербальных ассоциаций в заданном темпе не выявило существенных различий по показателям, отражающим общую продуктивность деятельности (по числу выполненных операций). Можно отметить лишь незначительно выраженные тенденции к преобладанию пропущенных операций в группе испытуемых с левосторонними признаками асимметрии и ошибочных ответов в группе "правшей".
Следовательно, высокие регуляторные и скоростные характеристики серийной интеллектуальной деятельности, в основе которой лежат автоматизированные счетные операции, у здоровых испытуемых связаны с преобладанием признаков правосторонней асимметрии.
В пятой главе даны результаты исследования больных с поражением левого и правого полушария головного мозга.
В работе было проведено исследование больных с поражением преимущественно медиальных и медио-базальных отделов лобных долей мозга. В ряде случаев патологический процесс оказывал влияние на медиальные отделы теменных и височных долей мозга
На основании данных нейропсихологического исследования были отобраны две группы больных с поражением левого и правого полушария мозга (соответственно 36 и 43 человека). У больных не наблюдалось признаков афазии, а также первичных нарушений счетных операций. Все больные были правшами.
В ходе нейропсихологического исследования на качественном уровне осуществлялся анализ скоростных и регуляторных аспектов двигательной, перцептивной, речевой, мнестической и интеллектуальной деятельности.
С помощью апробированных в настоящей работе методик серийной счетной и вербальной ассоциативной деятельности был проведен не только качественный, но и количественный анализ регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности.
Во всех экспериментальных ситуациях больные с локальными поражениями головного мозга продемонстрировали более низкие показатели по сравнению со здоровыми испытуемыми. Анализ результатов, полученных при исследовании двух групп больных с поражением левого и правого полушария, выявил следующие результаты.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при выполнении простого, автоматизированного варианта программы, требующего постоянного повторения однотипных операций, проявилась ведущая роль левого полушария в обеспечении регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности. У больных с поражением левого полушария продуктивность интеллектуальной деятельности ниже, чем у правополушарных больных. Увеличение скорости предъявления стимулов приводит у них к более выраженному возрастанию числа пропущенных операций и ошибочных ответов, среди которых преобладают ошибки в программировании счетной деятельности. Больные с поражением левого полушария мозга чаще, чем правополушарные отказываются от дальнейшего выполнения задания, не выдерживая увеличения скорости предъявления стимулов. Эти больные демонстрируют также более низкие показатели произвольного ускорения интеллектуальной деятельности, чем правополушарные больные.
Использование сенсибилизированных программ, требующих переключения от одного типа операций к другому, позволило уточнить роль правого полушария в обеспечении произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Для правополушарных больных характерно возрастание числа ошибок, связанных с нарушением программирования счетной деятельности, возрастание числа пропущенных операций, а также уменьшение показателя произвольного ускорения. В целом выявлены менее выраженные латеральные различия в регуляторных показателях серийной интеллектуальной деятельности по сравнению с простыми программами. Это может свидетельствовать о возрастании роли совместной работы полушарий.
При осуществлении вербальной ассоциативной деятельности проявились те же тенденции, что и при выполнении счетной деятельности, но менее выраженные.
Сопоставление таких параметров как ошибочные ответы и пропущенные операции, позволяющих оценить степень и характер нарушения программирования и контроля при выполнении серийной счетной и вербальной ассоциативной деятельности, обнаружило ряд общих закономерностей.
У больных с поражением левого полушария, независимо от содержательной стороны интеллектуальной деятельности, преобладали ошибки в программе, связанные с трудностями переключения, с инертным застреванием на отдельных звеньях программы.
Особенности серийной интеллектуальной деятельности у больных с поражением правого полушария заключаются в наличии большого числа пропущенных операций, отражающих ситуацию временной потери программы, особенно на высоких скоростях предъявления стимулов.
Таким образом, на основании полученных результатов можно говорить о специфичности нарушения регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности у больных с различными по латерализации локальными поражениями мозга.
В заключении обобщаются основные результаты, полученные в работе.
В целом результаты подтверждают предположение о том, что динамические характеристики интеллектуальной деятельности являются неспецифическими и могут проявляться при выполнении различных по содержанию видов интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем, в работе показано, что особенности динамических характеристик интеллектуальной деятельности проявляются по-разному, в зависимости от уровня автоматизированности составляющих ее операций, а также от степени сложности их семантической организации. Полученные закономерности были обнаружены при выполнении серийной счетной деятельности. В заданиях на вербальные ассоциации недостаточная автоматизированность и семантическая сложность вербальных операций позволяли выявлять менее выраженные тенденции.
Методика вербальных ассоциаций в заданном темпе дает богатый материал для анализа содержательного состава интеллектуальной деятельности, хотя в данной работе это не являлось предметом исследования. Она может представлять интерес при изучении интеллектуальных процессов, а также при разработке проблем, стоящих перед афазиологией. Выполнение вербальных ассоциаций в заданном темпе, т. е. в сенсибилизированных условиях, позволяет выявлять скрытые нарушения речевой деятельности. Так, были получены факты, свидетельствующие о трудностях актуализации глаголов преимущественно у больных с поражением передних отделов левого полушария.
В настоящем исследовании выделены два аспекта динамической организации интеллектуальной деятельности: регуляторный и скоростной, по-разному проявлявшиеся в зависимости от экспериментальной ситуации. Изменение степени сложности программ, а также скорости их выполнения позволило определить параметры, отражающие особенности скоростных и регуляторных аспектов серийной интеллектуальной деятельности. Это дает возможность оценить способность к выполнению интеллектуальной деятельности в разных скоростных режимах, способность к произвольному ускорению деятельности, к переключению от одной операции к другой, к стабильному удержанию программы и контролю за полученными результатами.
Апробация комплекса методов оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности на здоровых испытуемых разного возраста и пола, а также испытуемых с различным уровнем двигательной активности и разными функциональными состояниями показала возможности применения этих методов для решения целого ряда задач, в частности, изучения латеральной организации регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности.
Данные, полученные на здоровых испытуемых с различным типом латеральной организации мозга, а также на больных с поражением левого или правого полушарий мозга, позволяют подойти к анализу межполушарной организации динамических аспектов интеллектуальной деятельности.
Результаты свидетельствуют о специфичности вклада левого и правого полушария в обеспечение регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности. Ведущая роль принадлежит левому полушарию. Вместе с тем показано, что при усложнении программ, т. е. повышении требований к регуляторным характеристикам, возрастает роль совместной работы полушарий.
Использование методов, представленных в работе, позволяет диагносцировать широкий спектр изменений динамических аспектов интеллектуальной деятельности - от индивидуальных различий и изменений, связанных с пограничными состояниями, до выраженных нарушений, наблюдающихся при различной мозговой патологии.
ВЫВОДЫ1. Нейропсихологический подход к изучению динамической организации интеллектуальной деятельности позволяет проанализировать ее регуляторные и скоростные аспекты, а также уточнить вклад левого и правого полушария в их обеспечение.
2. Установлены различия в динамических характеристиках интеллектуальной деятельности у здоровых испытуемых, связанные с возрастом, полом, уровнем общей двигательной активности и функциональным состоянием.
3. У здоровых испытуемых обнаружена связь особенностей регуляторных и скоростных характеристик серийной интеллектуальной деятельности с типом латеральной организации мозга Испытуемые с преобладанием признаков правосторонней асимметрии (с доминированием левого полушария) демонстрируют более высокие скоростные показатели выполнения серийных счетных операций, а также показатели произвольного ускорения по сравнению с испытуемыми, обладающими левосторонними признаками асимметрии.
4. Выполнение простого варианта программы, требующего повторения однотипных, автоматизированных счетных операций, приводит к более выраженному снижению скоростных и регуляторных показателей интеллектуальной деятельности при поражении передних отделов левого полушария, по сравнению с поражением тех же отделов правого полушария.
5. При выполнении счетных заданий с усложненными программами, требующими переключения от одного типа операций к другому, наблюдаются менее четкие латеральные различия по регуляторным и скоростным характеристикам интеллектуальной деятельности, свидетельствующие об участии в их обеспечении как левого, так и правого полушария.
6. Результаты исследования вербальной ассоциативной деятельности подтверждают тенденции, наблюдаемые при анализе счетной деятельности. Их меньшая выраженность указывает на зависимость динамических характеристик интеллектуальной деятельности от уровня автоматизированности и семантической сложности интеллектуальных операций.
7. Данные, полученные на норме и на больных с локальными поражениями головного мозга, свидетельствуют о том, что вклад левого и правого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности не одинаков. Левое полушарие является ведущим и опосредует скоростные и регуляторные характеристики как простых, автоматизированных, так и сложных программ. Правое полушарие принимает участие в регуляции сложнопрограммируемых видов интеллектуальной деятельности, приводящих к возрастанию роли совместной работы полушарий.
8. Апробированные в работе методы анализа динамических характеристик интеллектуальной деятельности (регуляторных и скоростных) на модели серийных интеллектуальных операций могут быть использованы при диагностике индивидуальных различий, пограничных состояний, а также различных мозговых дисфункций.
Список работ, опубликованных по теме диссертации1. Апробация методики серийного счета в заданном темпе // Тезисы к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Диагностика нарушений и восстановление психических функций человека. - М., 1983 - С. 51-52. (Соавт. А.Д. Владимиров).
2. Взаимосвязь между профилем латеральности и способностью к произвольному ускорению интеллектуальной деятельности // Материалы к I Всесоюзной междисциплинарной школе-семинару "Охрана здоровья леворуких детей". - Ворошиловград. - 1985. - С. 30. (Соавт. Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. Б. Сироткина ).
3. Произвольный контроль моторных и интеллектуальных функций при различных функциональных состояниях // Тезисы к Всесоюзной конференции "Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов". - Харьков, 1986. - С. 163-164. (Соавт. Е. Д. Хомская, И.В. Ефимова).
4. Особенности регуляции сердечного ритма у студентов с различным уровнем двигательной активности // Физиология человека. - 1987. Т. 13- С. 859-861.(Соавт. И. R Ефимова).
5. Влияние двигательной активности на адаптационные возможности организма // Тезисы докладов научно-практической конференции "Здоровье и массовая физическая культура". - Новосибирск, 1988. - С. 113. (Соавт. И.В. Ефимова, Е.Д. Хомская, Е.В. Будыка).
6. Динамические характеристики счетной и вербальной ассоциативной деятельности у студентов с разным уровнем двигательной активности // Физкультура и здоровье студентов. - М.: МГУ, 1988. -С. 141-147.
7. Методы изучения динамических характеристик интеллектуальной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Новые методы нейропсихологического исследования. - М. ,19&9. - С. 51-62.
8. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Тезисы к VII съезду Общества психологов СССР. Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека. - М.,1989. -С 68-69.
9. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у больных с поражением левого и правого полушарий мозга // Клинические аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга. Тезисы докладов совещания-семинара - Минск, 1989, - С. 21-28.
10. Латеральные особенности регуляции временных характеристик интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии: Сб. науч. тр. - 54., 1991. - С. 222-232.
11. К проблеме экспериментального анализа динамических характеристик интеллектуальной деятельности // Б.В. Зейгарник и современная психология. - М.: МГУ (в печати).