Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах)

Диссертант: Задорина Елена Николаевна
Год защиты: 1994
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Матюшкин А.М.
Ведущее учреждение: Российский университет дружбы народов
Место выполнения: ПИ РАО
Оппоненты: Пономарев Я.А.., Борисова Е.М.

ЗАДОРИНА Елена Николаевна

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 (в музыкальной и математической школах)

Методологические основы исследования.

Актуальность исследования.

В настоящее время в психологии резко усилился интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одаренных учащихся.

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, ее диагностики и особенностей ее развития являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев. Н.С. Лейтес) и, что одаренность является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е. P. Torrance, F.J. Monks, К.A. Heller, J.S. Renzulli, J.F. Feldhusen и др.).

Для исследования структуры высокой одаренности принципиальное значение имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Ю.А. Кулюткин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, М.Г. Ярошевский и др.), общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.С. Лейтес, Б.Ф. Ломов, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо). Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков).

В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одаренности: разрабатываются многофакторные модели одаренности: (J.P. Guilford, J.S.Renzulli, F.J. Monks, L.F. Feldhusen, K.A. Heller и др.), изучаются возрастные особенности развития одаренности (Н.С. Лейтес), развитие познавательной активности (В.С. Юркевич). Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование. Разработаны программы: междисциплинарного дифференцированного обучений детей "Одаренный ребенок" (S.N. Kaplan, Н.Б. Шумакова), "Лидерство" (D. Sisk, Е.Л. Яковлева).

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности.

В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте (И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова, Е.И. Шебланова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е.С. Белова, И.П. Ищенко, К.В. Тарасова).

Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными (методики диагностики интеллекта Станфорд-Бине, Векслера, Г.Дж. Айзенка, прогрессивные матрицы Равена; тест творческого мышления П. Торренса; тесты креативности Д.Б. Богоявленской; Школьный Тест умственного развития, разработанный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиных, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой под руководством К.М. Гуревича, и др.) создаются новые методики, например, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (И.С. Аверина. Е.И.Цебланова. Е.Н. Задорина). Все это дает реальную возможность достаточно надежно выявлять уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей и школьников.

При этом целый ряд проблем до сих пор остается недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей по типу одаренности и т.д.

Творческое развитие в сопоставлении с развитием интеллекта и специальных способностей учащихся специализированных школ для одаренных детей не было до сих пор предметом многостороннего исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.

Все вышесказанное обусловливает актуальность изучения интеллектуального и творческого развития учащихся специализированных школ.

Основу исследования составили следующие теоретические положения:

1. Творчество составляет центральное звено и психологический механизм развития одаренных детей и учащихся, проявляющийся в креативности, успешности учения, типах и уровнях интеллекта (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин).

2. Принципиальное значение для развития одаренности имеет обучающая среда, которая предлагается в системе школьного обучения. Динамика развития одаренности зависит от программ и методов обучения, от особенностей личности учителя.

3. Общая одаренность и специальные способности развиваются в определенном единстве. Общая одаренность является основой для развития специальных способностей и в процессе обучения реализуется в них (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Теплов, В.А. Крутецкий, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес).

4. Творческие способности рассматриваются как сложное образование, включающее не только тип и уровень интеллекта, но и личностные особенности. При этом особое значение имеют эмоциональные и мотивационные характеристики индивида, система его ценностей, Я-концепция в целом.

Предмет исследования - особенности развития одаренных школьников, обладающих музыкальными и математическими способностями, обучающихся в специальных школах.

Цель исследования - выявление динамики творческого и интеллектуального развития школьников, обучающихся в музыкальных и математических школах.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие одаренных учащихся, обладающих математическими и музыкальными способностями, характеризуется специфическими различиями показателей интеллекта, креативности, специальных способностей и конкретными соотношениями значений этих показателей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Подготовить методический аппарат для диагностики уровня интеллектуального и творческого развития учащихся.

2. Подготовить методики для выявления уровней развития специальных (музыкальных и математических) способностей учащихся на основе анкетирования учителей.

3. Проанализировать возрастные особенности развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей у учащихся младшего, подросткового и старшего школьного возраста.

4. Выделить основные типы проявления одаренности по соотношению интеллекта, творческого потенциала и специальных способностей у учащихся различных возрастных групп в музыкальной и математической школах, используя метод кластерного анализа.

Методы исследования:

1. Срезовый эксперимент, включающий использование комплекса диагностических методик для исследования творческого и интеллектуального развития учащихся младшего, подросткового и старшего школьного возраста музыкальной и математической школ (тест творческого мышления П. Торренса; прогрессивные матрицы Равена).

2. Экспертный опрос учителей для определения уровня развития специальных (музыкальных и математических) способностей учащихся.

3. Анкетирование учителей и родителей для выявления оценок интеллектуального и творческого развития учащихся; анкетирование учеников для определения самооценки способностей, их интересов, личностных качеств.

4. Беседы (интервью) с учителями и родителями для определения особенностей учебной деятельности учащихся, их интеллектуального и творческого развития, соотношения специальных способностей и особенностей личности учащихся.

5. Качественный и количественный анализ полученных данных в том числе с помощью методов математической статистики (кластерный анализ и др.).

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам; изучением относительно большой выборки учащихся школьного возраста; применением качественного анализа в сочетании со статистическими методами обработки полученных результатов. Исследование проводилось в музыкальной школе им. Гнесиных, в математических школах №2 и №706 г. Москвы и физико-математического интернате №18 при МГУ. В эксперименте приняли участие 130 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет.

Новизна исследования состоит в анализе связи интеллектуального и творческого развития в зависимости от возрастных этапов и типов специального обучения. Впервые выявлена динамика креативности на различных возрастных этапах (младший школьный, подростковый и старший школьный возраст) в условиях специального обучения. Проведено сопоставление динамики развития креативности с динамикой развития специальных (музыкальных и математических) способностей. На основе кластерного анализа выделены типы одаренности у учащихся различных специализированных школ.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе взаимосвязи между интеллектуальным и творческим развитием ребенка в зависимости от типов способностей и специальных систем обучения.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологами и учителями музыкальных и математических школ для диагностики и развития интеллекта и творческого потенциала учащихся и дифференциации обучения.

Апробация результатов исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО (1988 - 1994), на научно-практических конференциях (Гродно, 1990; Москва, 1991; Севилья, Испания, 1992; Юбилейная сессия Психологического института РАО, Москва, 1994). Материалы исследования использовались для проведения консультаций родителей и учителей, работающих с одаренными учениками в специализированных школах.

Положения, выносимые на защиту:

1. К старшему школьному возрасту количество учащихся с высоким уровнем специальных способностей увеличивается как в музыкальной, так и в математической школах.

2. Обнаружена тенденция к снижению креативности к старшему школьному возрасту. Хотя снижение креативности наблюдается у всей обследуемой выборки, более отчетливо оно проявляется у учащихся музыкальной школы.

3. Имеются существенно различные тенденции в развитии интеллектуальных способностей у учащихся разного типа специальных школ: а) в математической школе наблюдается увеличение количества учащихся с высоким уровнем интеллекта к концу школьного обучения; б) в музыкальной школе количество учащихся с высоким уровнем интеллекта к концу школьного обучения уменьшается.

4. Кластерный анализ полученных данных указывает на существование трех основных типов одаренности: интегрированного, креативного, интеллектуально-профессионального.

Структура диссертации.  Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения списка литературы и приложений.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется предмет, цель и гипотеза исследования, формулируются задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации "Основные подходы к пониманию одаренности" посвящена анализу теоретических подходов к пониманию феномена одаренности в отечественной и зарубежной психологии, анализу исследований развития одаренности в школьном возрасте, особенностей творческого и интеллектуального развития учащихся в зависимости от возрастных особенностей.

В настоящее время одаренности рассматривается как многоаспектное, многоуровневое понятие (G. Gallagher, J.P. Guilford, J.S. Renfculli, Е.P. Torrance, J.F. Feldhusen, К.A. Heller, A.M. Матюшкин). Разрабатываются несколько подходов к идентификации и исследованию одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности (J.S. Renzulli. Ch. Spearman, L.L. Teurstoun, E. P. Torrance, J.F. Feldhusen. K.A.Heller, A.M.Матюшкин). В разрабатываемых концепциях выделяются несколько факторов одаренности: когнитивные, личностные и социально-психологические.   

Долгие годы в отечественной психологии одаренность определялась прежде всего как высокий уровень развития общих и специальных способностей (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, С.Я. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.).

Одаренность в исследованиях Н.С. Лейтеса рассматривается как совокупность всех способностей личности. Качественное своеобразие одаренности раскрывается в особенностях усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию, в творческой природе достижений. Н.С. Лейтесом выделяются два основных фактора одаренности - умственная активность и саморегуляция; анализируются возрастные особенности развития одаренности и выдвигается идея о сензитивных периодах развития.

В настоящее время разрабатывается идея исследования природы одаренности на основе понимания творчества как общей предпосылки к развитию творческого потенциала личности (концепция творческой одаренности А.М. Матюшкина). По мнение автора творческий потенциал, составляя наиболее важную характеристику одаренности, определяет темп и направление развития личности. Одаренный ребенок, по мнению А.М. Матюшкина, всегда характеризуется высоким творческим потенциалом.

Основной детерминантой творческого потенциала является исследовательская (познавательная) потребность, которая составляет основу познавательной мотивации и доминирует у одаренного ребенка над другими типами мотивации (Ю.С. Юркевич). Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой исследовательской активности. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление перцептивных и сенсорных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков), составляющих первичные знания ребенка о мире. Исследовательская активность обеспечивает продуктивные Формы мышления, результаты которых выражаются в порождении и решении проблемных ситуаций (А.В. Брушлинский, В.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Исследовательская активность проявляется у одаренных детей как широкая любознательность по отношению ко всему новому для ребенка (М.И. Лисина, Дж. Берлайн).

В исследованиях по проблеме одаренности выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одаренного ребенка, отмечаются их преимущества почти по всем параметрам. Однако, при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий (Т.P. Torrance, J.F. Feldhusen. F.J. Monks и др.). Проведенные исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребенка, значительная роль среди которых отводится его окружению - семье, сверстникам, школе.

В последнее время проведены исследования по развитию специальных способностей: онтогенез музыкальных способностей (К.В. Тарасова), личностные особенности развития музыкальных способностей (В.Г. Ражников, Г.С. Тарасов), особенности развития математических (В.А. Крутецкий, И.В. Дубровина, V. Burjan, G.Kalmbach, I.Kinski) и художественных (Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская) способностей и др.

Таким образом, на основе анализа современных направлений в исследовании одаренности можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время представления об одаренности как врожденном и сугубо интеллектуальном явлении сменились новыми теоретическими концепциями, в которых одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом, и на которое оказывают влияние как природные, так и средовые факторы.

2. Наряду с высоким интеллектом важным фактором, центральным звеном одаренности является творчество, развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализацию.

3. Основой одаренности является творческий потенциал личности, который характеризуется доминированием познавательной мотивации, быстрым темпом психического развития, высокой сензитивностью к новому, стремлением к творчеству.

4. Одаренность развивается в процессе жизни человека, при этом большое влияние на развитие одаренности оказывает социальное окружение, специальные условия (программы обучения).

Во второй главе "Обоснование проблемы и методов исследования интеллектуального и творческого развития у учащихся специализированных школ раскрывается представленный в диссертации подход к изучению творческой одаренности у учащихся школьного возраста и описывается комплекс методик и методов, которые были использованы для решения поставленных задач.

Главной задачей исследования являлся возрастной и типологический анализ творческого и интеллектуального развития. Разработка данной проблемы включает несколько аспектов:

- выявление творческих способностей учащихся музыкальных и математических школ в различные возрастные периоды;

- изучение особенностей соотношения творческого и интеллектуального компонентов одаренности и специальных способностей на различных возрастных этапах школьного обучения;

- анализ особенностей развития познавательной сферы одаренных детей в связи со спецификой обучения.

На разных этапах экспериментального исследования использовался комплекс методов.

На первом этапе исследования было проведено групповое диагностическое тестирование, в ходе которого выявлялся уровень интеллектуального и творческого развития учащихся трех возрастных групп (младший школьный возраст, подростковый и старший школьный возраст) и двух типов специализированных школ - музыкальной и математической. Диагностический комплекс методик включал тест творческого мышления П. Торренса (форму А) и прогрессивные матрицы Равена (усложненный вариант).

Для диагностики творческих способностей учащихся использовался невербальный тест творческого мышления П. Торренса (форма А). Тест адаптирован и стандартизирован в лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо. Тест рассчитан на детей от 5 лет и старше и состоит их 3-х заданий: "Конструирование картинки", "Завершение картинок" и задание с использованием 30 пар параллельных линий для составления изображений. Основными факторами, учитываемыми при оценке выполнения заданий, являются продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность идей. При выполнении теста учитывается скорость работы учащихся: на выполнение каждого задания отводится 10 минут, таким образом, процедура тестирования занимает 35-45 минут. Тестирование учащихся проводилось групповым методом.

Суммарный результат (коэффициент креативности) складывается из четырех показателей (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность) по всем трем заданиям. Эти общие баллы представляют собой "сырую" оценку показателей творческого мышления и интерпретируются в соответствии с нормами, разработанными П. Торренсом для школьного возраста. Для сравнения результатов учащихся в одной возрастной группе, а также для сопоставления результатов учащихся разных возрастов и типов школ, "сырые" баллы переводились в значения Т-шкалы, которая имеет среднее значение (М), равное 50. Частотное распределение значений показателя креативности разбивалось на квартили. Каждому квартилю был сопоставлен свой уровень развития креативности.

В исследовании  использовался   тест   Дж. Равена - прогрессивные  матрицы  (усложненный вариант), который предназначен для выявления понимания и владения абстрактными понятиями,  выявления отношений между абстрактными фигурами. Данный тест позволяет измерить общий фактор интеллекта. Матрицы Равена могут  использоваться для учащихся с любым уровнем речевого развития, независимо от влияния социокультурного и языкового фона.

Данный вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 2-х серий. Первая серия представлена 12 задачами, на решение которых отводится 10 минут. По результатам решения первой серии испытуемым предлагается 2-я серия заданий, состоящая их 36 задач, на решение которых отводится 40 минут. Обработка результатов выполнения теста заключается в подсчете количества правильно решенных задач. Каждое правильное решение оценивается 1 баллом. Общая сумма полученных баллов переводится в перцентили, учитывая возрастные нормы. Частотное распределение значений показателя интеллекта разбивалось на квартили. Каждому квартилю был сопоставлен свой уровень развития интеллекта.

На втором этапе исследования было проведено анкетирование учителей по специальным предметам для выявления уровня развития специальных способностей учащихся, учителей по общеобразовательным предметам и родителей для выявления особенностей творческого развития учащихся, анкетирование учеников по выявлению самооценки способностей и особенностей развития их познавательной сферы.

Выявление уровня развития специальных способностей учащихся проводилось методом экспертного опроса с помощью анкет, разработанных нами на основе имевшихся в литературе данных о структуре музыкальных (Б.М. Теплое, К.В. Тарасова, И. А. Левочкина) и математических (В.А. Крутецкий) способностей.

Анкета на выявление музыкальных способностей включает в себя пять основных показателей музыкальности: слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность, логическое мышление (умение вычленять структуру музыкального произведения).

Экспертам-учителям математической школы предлагалось оценить следующие компоненты математических способностей учащихся: способность к формализации математического материала, способность обобщать математический материал, способность к оперированию числовой и знаковой символикой, способность к последовательному логическому рассуждению, способность мыслить свернутыми структурами, способность к обратимости мыслительного процесса, гибкость мышления, математическая память на обобщения, способность к пространственным представлениям. Каждый компонент специальных способностей оценивался по пятибалльной системе.

Суммарный показатель уровня развития специальных способностей определялся суммой выставленных учителями баллов за каждый критерий. Частотное распределение значений показателя специальных способностей строилось отдельно для каждого типа школ и разбивалось на квартили. Каждому квартилю был сопоставлен свой уровень развития специальных способностей.

С помощью специального опросника (текст дается в приложении), включающего 34 вопроса преимущественно закрытого типа, было проведено анкетирование родителей и учителей по общеобразовательным предметам. Вопросы позволили получить необходимую информации о творческом развитии учащихся, их интересах, познавательной деятельности, их отношениях со сверстниками, взрослыми.

Специальный опросник для учащихся подросткового и старшего школьного возраста позволил выявить систему интересов учащихся в момент анкетирования, их интересы в более раннем возрасте, планы на будущее, их самооценку способностей, оценку некоторых личностных качеств. В результате были получены сведения, которые легли в основу индивидуальных "портретов" одаренных детей.

На заключительном этапе исследования проводился качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных с применением статистических методов. Для выявления типологических характеристик соотношения творческого и интеллектуального развития и специальных способностей в различных возрастных группах учащихся применялся метод кластерного анализа.

В третьей главе "Экспериментальное исследование возрастных особенностей творческого и интеллектуального развития одаренных учащихся с музыкальными и математическими способностями" проанализированы результаты исследования, дана характеристика возрастных и индивидуальных особенностей творческого развития учащихся разного типа школ; обсуждаются возрастные особенности развития интеллекта и специальных (музыкальных и математических) способностей. Рассматриваются особенности соотношения творческого и интеллектуального развития и специальных способностей в различные возрастные периоды учащихся музыкальных и математических школ.

Результаты диагностического тестирования учащихся музыкальной школы показали, что с возрастом коэффициент креативности снижается: среднее значение креативности у учащихся II класса музыкальной школы - 57,0; у учащихся VI класса – 53,1; у учащихся IX класса – 50. Компонентный анализ развития креативности позволил выявить причины снижения креативности за счет снижения таких ее показателей как скорость, гибкость, оригинальность. Повторное измерение креативности у учащихся музыкальной школы (через год) подтвердило выявленную тенденцию: креативность к концу школьного обучения снижалась (у учащихся младшего школьного возраста среднее значение креативности равно 66,1; у подростков – 57,3; у учащихся старшего школьного возраста среднее значение креативности равно 55,7).

Количество учащихся с высоким и средним уровнем развития креативности в музыкальной школе к концу школьного обучения снижается (соответственно от 27% до 21% и от 52% до 26%), а с низким уровнем креативности значительно увеличивается (от 21% до 53%).

У учащихся математической школы тенденция к снижению креативности выражена менее отчетливо, чем в музыкальной школе. Повторное измерение креативности (через год) у учащихся математической школы подтвердило тенденцию к снижению креативности к концу школьного обучения, выявленную среди учащихся музыкальной школы (в первый год измерения среднее значение креативности у учащихся VI класса равно 57,0; у учащихся IX класса – 63,7; при повторном измерении среднее значение креативность у подростков равно 66,1, у старших школьников – 62,6). Снижение креативности происходит за счет снижения таких ее показателей, как скорость, гибкость, оригинальность.

В математической школе к 9-му классу уменьшается количество учеников со средним уровнем креативности (от 80% до 40%) и увеличивается с высоким и низким уровнем (соответственно от 15% до 45% и от 5% до 15%).

Полученные данные позволяет сделать вывод о наличии общей тенденции к снижению креативности к концу школьного обучения у учащихся специализированных школ. Факт возрастного снижения креативности отечен в исследованиях П. Торренса, который объяснял это расширением опыта, с одной стороны, и значительным увеличением числа шаблонов, с другой стороны. Тот факт, что маленькие дети более творческие, чем взрослые, заложен в систему подсчета результатов по тесту творческого мышления П. Торренса. Эти же представления отмечаются в исследованиях А.М. Матюшкина.

Хотя возрастное снижение креативности наблюдается у всей выборки школьников, наиболее отчетливо эта тенденция проявилась у учащихся музыкальной школы. По всей вероятности, к возрастному снижению креативности в данном случае добавляется специфика обучения в школах данного типа, где особое внимание уделяется исполнительским навыкам учащихся (технике исполнения). Более благоприятная картина у математиков вызвана, вероятно, тем обстоятельством, что математические способности в большей степени предполагают нестандартность, гибкость мышления, поиск необычных идей. Эти характеристики наряду с другими входят в структуру математических способностей, выявленную В.А. Крутецким.

Необходимо отметить и тот факт, что на общем фоне снижения креативности как в музыкальной, так и в математической школах выделяется ряд учеников, которые противостоят общей тенденции. У них наблюдается подъем творческих возможностей (в диссертации приведены психологические "портреты" данных учащихся). В музыкальной школе количество таких детей увеличивается к концу школьного обучения: во II классе их 23% в YI – 24% и в IX классе они составляют ЗЗ%. В математической школе количество учеников, у которых наблюдается подъем креативности, составляет в YI классе - 39%, в IX - 12%.

Специальный анализ конкретных ситуаций психического развития показывает, что в отдельных случаях имеются благоприятные факторы (как в школе, например, индивидуальная работа с учителем, так и дома), которое стимулируют развитие творческой деятельности учащихся.

Анализ результатов исследования особенностей интеллектуального развития среди учащихся музыкальной и математической школ выявил существенно различные тенденции. В музыкальной школе к концу школьного обучения уменьшается количество учащихся с высоким уровнем интеллекта, при этом значительно увеличивается количество учеников с низким уровнем интеллектуального развития. Во II классе с низким уровнем интеллектуального развития выявлено 24% учащихся, с высоким - 20%. В IX классе с низким уровнем интеллектуального развития – 58% учащихся, с высоким уровнем интеллекта учащихся не обнаружено.

В математической школе к концу обучения не выявляются ученики с низким уровнен развития интеллекта (в VI классе с низким уровнем интеллекта 10% учеников, в IX классе таких учеников не выявлено), а увеличивается количество учеников со средним уровнем интеллекта (в VI классе они составляют 40%, в IX – 50%). В данной выборке остается постоянное количество учеников с высоким уровнем развития интеллекта и составляет половину испытуемых в подростковом и старшем школьном возрасте.

Существенно различные тенденции в интеллектуальном развитии среди учащихся музыкальной и математической школ можно объяснить спецификой способностей и особенностями обучения в школах данного типа. Кроме того, имеются определенные данные (Ch. Spearman), указывающие на тесную связь математических способностей с общим интеллектом.

Как и следовало ожидать, позитивная динамика обнаружена в отношении специальных способностей. Анализ результатов исследования показал, что и в музыкальной и в математической школах к концу школьного обучения значительно сокращается количество учеников с низким уровнем развития специальных способностей и увеличивается количество учащихся с высоким и средним уровнем. В музыкальной школе в младшем школьном возрасте количество учеников с низким уровнем специальных способностей составляют 31%, в старшем школьном возрасте 31%. С высоким уровнем развития специальных способностей во II классе обнаружено 21%. В IX – 33%, со средним уровнем развития специальных способностей во II классе – 48%, в IX классе – 56% учащихся.

В математической школе количество учеников с низким уровнем развития математических способностей составляет в VI классе 33%, в IX – 13%; с высоким уровнем в VI классе – 29% учеников, в IX 23%; со средним уровнем развития математических способностей в VI классе 38% учащихся, в IX классе – 64%.

Одной из задач данного исследования является анализ соотношения творческого и интеллектуального развития и специальных способностей на различных возрастных этапах. Метод кластерного анализа, использованный для решения данной задачи, позволил выделить три основных типа одаренности, условно названных интегрированным, креативным (в двух вариантах: креативно-профессиональный и креативно-интеллектуальный) и интеллектуально-профессиональным.

Интегрированный тип характеризуется высоким уровнем развития всех трех исследуемых параметров - творческого и интеллектуального развития и специальных способностей. Учащиеся, вошедшие в данную группу (около 16% от всей выборки), характеризуются высокой академической успеваемостью (среднее значение по группе – 4,46). В качестве примера в диссертации даются психологические "портреты" Владика Б. и Антона Г. (Портретные характеристики, приведенные в диссертации, составлены на основе полученных результатов психологического тестирования и дополнены данными анкетирования и бесед с родителями, учителями по специальным и общеобразовательным предметам и непосредственно с учениками).

Креативный тип одаренности в нашей выборке представлен в двух вариантах: 1) при высоком уровне развития креативности наблюдается высокий уровень развития специальных способностей (креативно-профессиональный тип) и 2) высокий уровень развития креативности сочетается с высоким уровнем интеллекта (креативно-интеллектуальный тип). Учащиеся, вошедшие в группу креативного типа (примерно 32% от всей выборки) характеризуются средней академической успеваемостью (среднее значение 4,06). В качестве примера в диссертации приводятся психологические портреты Ани В., Яши К., Валеры П. и др.

Для интеллектуально-профессионального типа характерны высокий уровень развития интеллекта и специальных способностей. Учащиеся этой группы (самой малочисленной - всего около 12,5% от всей выборки) характеризуются самой высокой академической успеваемостью (среднее значение 4,69) и самыми высокими результатами по тесту Равена. В диссертационном исследовании в качестве примера приводятся психологические портреты Ильи Ш., Тани К.

Учащиеся, не вошедшие в группы вышеуказанных типов, были отнесены к типу, условно названному ординарным. Этот тип составил около 407 от всей выборки и встречался в двух возможных вариантах: 1) средний уровень развития креативности при низком уровне интеллектуального развития и специальных способностей и 2) средний уровень развития интеллекта при низком уровне развития креативности и специальных способностей. Учащиеся данного типа характеризуются хорошей академической успеваемостью. Для выделения ординарного типа имеется ряд оснований: во-первых, нельзя забывать, что испытуемыми являются уже отобранные дети и низкий уровень развития исследуемых параметров в данной выборке соответствует довольно высокому уровню для средних общеобразовательных школ; во-вторых, мы исследовали только три параметра одаренности, не ставя своей задачей исследование личностных факторов одаренности. Возможно, эти учащиеся могли бы проявить себя в других сферах деятельности, которые нами не исследовались.

Количественный анализ соотношения выделенных типов одаренности показывает существование противоположных тенденций в школах с разным типом обучения. В музыкальной школе к концу школьного обучения исчезает интегрированный тип. В тоже время значительно увеличивается количество учеников с креативно-профессиональным и интеллектуально-профессиональным типом.

В математической школе к концу школьного обучения в два раза увеличивается количество учеников с интегрированным типом. Немного уменьшается количество учеников с интеллектуально-профессиональным типом, совсем исчезает креативно-профессиональный тип, но увеличивается количество учеников с креативно-интеллектуальным типом (см. таблицу 1).

Данные о количественном распределении типов одаренности демонстрируют довольно парадоксальную картину: в музыкальной школе к IX классу практически исчезают учащиеся с интегрированным типом проявления одаренности, а в математической - количество таких учащихся возрастает в 2 раза. Возможно это зависит от особенностей обучения в музыкальной школе, основной задачей которого является развитие профессиональных (специальных) творческих качеств учащихся.

Таблица  1

Характеристика распределения типов одаренности

Тип одаренности

Музыкальная школа

Математическая школа

II класс

VI класс

IX класс

VI класс

IX класс

1. Интегрированный

25%

9%

-

11%

23%

2. Креативный

- креативно-профессиональный

13%

17%

38%

39%

-

- креативно-интеллектуальный

8%

13%

-

17%

24%

3. Интеллектуально-профессиональный

4%

13%

25%

17%

12%

Примечание: в таблице опущены данные по ординарному типу.

Представленная типология соотношения различных параметров одаренности не является устойчивой, что соответствует литературным данным. Результаты Мюнхенского лонгитюдного исследования одаренности продемонстрировали крайне индивидуализированную структуру одаренности.

В целом полученные результаты показывают, что при наличии общих тенденций в обоих типах школ имеются и принципиальные различия: в музыкальной школе ярче проявляется тенденция к снижению креативности, в математической школе интеллектуальные и творческие моменты тесно взаимосвязаны.

По результатам исследования разработана система индивидуального консультирования для учителей школ, в которых проводилось исследование.

В заключении диссертации формулируются выводы, сделанные на основе проеденного исследования:

1. Обнаружена позитивная динамика в развитии специальных способностей. Количество учащихся с высоким уровнем развития специальных способностей к концу школьного обучения возросло как в музыкальной, так и в математической школе.

2. Применение метода кластерного анализа позволило выделить основные типы соотношения креативности, интеллектуального развития и специальных способностей. Четко выделяются три основных типа: интегрированный, креативный, интеллектуально-профессиональный.

3. К старшему школьному возрасту в музыкальной школе увеличивается количество учеников. С креативно-профессиональным и интеллектуально-профессиональным типами одаренности, а в математической школе увеличивается количество учеников с интегрированным и креативно-интеллектуальным типами, что можно объяснить усилением профессиональной (специальной) ориентации к концу обучения в обоих типах школ.

4. Выявлена тенденция к снижение общей креативности к концу школьного обучения. Эта тенденция наблюдается во всех группах учащихся, но более выраженный характер она имеет среди учащихся музыкальной школы. На фоне возрастного снижения в старшем школьном возрасте наблюдается тенденция к дифференциации учащихся по креативности. Выделяется ряд учеников, у которых не только сохраняется, но и повышается креативность.

5. Определены существенно различные тенденции в развитии общего интеллекта среди учащихся музыкальной и математической школ: среди учащихся с математическими способностями с возрастом увеличивается количество учеников с высоким уровнем развития общего интеллекта, а среди учащихся с музыкальными способностями количество учеников с высоким уровнем общего интеллекта с возрастом уменьшается. По-видимому, это можно отнести за счет специфики способностей и особенностей обучения.

Основное содержание  диссертации отражено в публикациях:

1. Исследование креативности у учащихся специализированных школ. - Рукопись депонирована в ОЦНИ "Школа и педагогика" МП СССР и АПН СССР. № 351-90. деп. от 05.11 90. - 12 с.

2. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальной школы // Новые исследования в психологии. 1991. N1. С.39-44.

3. Классификация учащихся специализированных школ по различным параметрам одаренности // Новые исследования в психологии. 1991. N2. С.32-34.

4. Development of creativity of musically gifted children // Vth European Conference on Developmental Psychology. Seville. Spain. September 6-9. 1992. P.701.

5. Development of Creativity Thinking on Mathematically gifted Students II Developmental Psychology in a changing Europe: VIth European Conference on Develoraental Psychology. Bonn. 1993. P.147.

Перейти к списку диссертаций