Влияние особенностей структуры самосознания подростка на мотивацию самовоспитания

Диссертант: Землянухин Владимир Петрович
Год защиты: 1990
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Фельдштейн Д.И.
Ведущее учреждение: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина
Место выполнения: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии
Оппоненты: Ляудис В.Я., Крылов А.Н.

ЗЕМЛЯНУХИН Владимир Петрович

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА НА МОТИВАЦИЮ САМОВОСПИТАНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется тем, что включение каждого члена общества в процесс совершенствования всех сфер об­щественных отношений немыслимо без всестороннего самосовершенствования человека, его постоянного саморазвития, самовоспитания. Отсюда особую актуальность приобретает исследование характера становления самосознания подростка, направленности его мотивационной сферы, влияющих на формирование личностного самоопределе­ния, включения в этот процесс собственной активности, выражающейся в деятельности самовоспитания. Вместе с тем процессы формирования самосознания подростка относительно мало изучены. В основной массе посвященных этой теме работ акцент делается на анализ когнитивных сторон самосознания. При этом функционально­му аспекту проявлений самосознания уделяется больше внимания, чем структурному, типологическому, что не позволяет представить всесторонне и целостно картину развития самосознания растущего человека на этапе перехода от детства к взрослости, определить влияние особенностей структуры формирующегося самосознания подростка на мотивацию саморазвития, самосовершенствования.

Объектом нашего исследования явился процесс самовоспитания в старшем подростковом возрасте.

Предметом исследования стала мотивация самовоспитания подростка, ее обусловленность характером происходящих в этом возрасте психологических изменений, формирующейся структурой самосознания.

Цель работы состояла в выявлении взаимосвязи уровня развития самосознания и особенностей структуры его основных компонентов с выраженностью мотивации самовоспитания подростка, определении типологических проявлений этой взаимосвязи в процессе личностного самоопределения.

Гипотеза доследования состояла в предположении, что становление в подростковом возрасте личностной целостности сопровождается определенной социально-психологической дезадаптированностью, преодолеваемой в ходе личностного самоопределения, направление которого зависит от особенностей личностных психологических симптомокоплексов, в структурах которых особое значение приобрета­ет степень развития самосознания и мотивация самовоспитания.

Достижение поставленной цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения ряда конкретных задач:

1. Раскрыть основные противоречия в структуре самосознания подростка отражающие сложность становления его личностной цело­стности и стимулирующие социально-психологическую дезадаптированность.

2. Определить типологические проявления психологических симптомокомплексов личностных свойств подростков, взаимосвязь в них компонентов структуры самосознания, направленности мотивационной сферы личности, мотивации самовоспитания.

3. Выявить влияние этих проявлений на индивидуальные особен­ности направленности и динамики процессов личностного самоопреде­ления, включения в него деятельности самовоспитания.

Методологическую основу исследования составляют марксистко-ленинские положения о социальных детерминантах формирования личности, ее сознания и самосознания. В ходе выполнения работы автор опирался на теоретические положения, разработанные в советской и зарубежной психологической науке по вопросам самосознания и самовоспитания.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплексного метода исследования, включавшего три группы методик, направленных на изучение разных сторон объекта исследования. Использование методик изучения личностных особенностей подростков, уровня их социально-психологической адаптированности, особенностей структуры самосознания, направленности мотивационной сферы личности составляло основу избранного метода. Статистическая обработка пол ученного в ходе эксперимента материала проводилась на ЭВМ с использованием корреляционного, кластерного и факторного анализов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что аналитически рассматривается обусловленность выраженности мотивации самовоспитания личностными особенностями подростка. Выявлены полярные варианты симптомокомплексов личностных качеств в зависимости от уровня социально-психологической адаптированности; определены типологические характеристики про­цессов личностного самоопределения подростков, связанные с особенностями развития самосознания, направленности мотивационной, сферы личности; установлены и описаны урозни развития мотивации самовоспитания, связанные с различные вариантами симтомкомп-лексов личностных качеств; в соответствии с уровневым строением самосознания выделены формы активности субъекта, влияющие на процесс формирования мотивации самовоспитания.

Практическая ценность исследования состоит в том, что выявленная типология процессов личностного самоопределения подростков обеспечивает педагогов-практиков и школьных психологов необходимыми ориентирами при организации воспитательного процесса, коррекционной деятельности, позволяет определять оптимальные формы и метода целенаправленной работы по разлитию соответствующих компонентов структуры самосознания детей. Выявленные автором типичные симптомокомплексы личностных качеств подростков позволяют предполагать наличие соответствующих внутренних противоречий в процессе личностного самоопределения и достижения психоло­гической целостности, определяющих направление развития этих процессов; описывать связь уровня развития самосознания с направленностью мотивационной сферы, мотивацией самовоспитания; ориентируясь на индивидуальные особенности подростков, исполь­зовать резервы их активности в деятельности самовоспитания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подростковый возраст характерен формированием психологи­ческих новообразований, способствующих преодолению сопровождаю­щей этот переломный период социально-психологической дезадаптированности. Важнейшим из них является самосознание. Структура основных компонентов самосознания влияет на характер решения за­дачи достижения психологической целостности на новом уровне раз­вития и на собственную активность подростка в этом процессе.

 2. Личностное самоопределение подростка как самоопределение относительно социо-культурных ценностей связано с формированием "Образа-Я". Реализация функции целеполагания "Образа-Я" на уров­не личности связана с построением программы ее развития. Побуди­тельная сила этой программы - мотивация, тесно связана с особен­ностями структуры формирующегося самосознания, с симптомокомплексом личностных качеств подростка.

3. Несмотря на индивидуальное своеобразие протекания про­цессов личностного самоопределения в подростковом возрасте, су­ществуют его типологические проявления, связанные с характером соотношения таких личностных особенностей как уровень развития самосознания, направленность мотивационной сферы, собственная активность подростка, отражающаяся в мотивации самовоспитания.

4. Оптимальные пути реализации потенциала развития личности связаны с диагностикой уровня развития самосознания, особеннос­тей структуры его основных компонентов, создающих необходимые предпосылки для выбора эффективных путей реализации активности подростка как во внешней  деятельности, так и деятельности по са­моразвитию, самовоспитанию.

Базой исследования явились общеобразовательные школы г. Мос­квы № 23 , 361   в которых было обследовано 50 подростков-учащихся 7-8 классов. Для исследования были взяты классы с различным уровнем развития коллектива и различным стилем педагогического руководства.

Апробация результатов исследования проводилась путем докла­дов автора на Всесоюзных научно-практических конференциях НИИ общей и педагогической психологии (1986, 1987, 1988 гг.), Все­союзной конференции, посвященной развитию прикладных психологи­ческих разработок и исследований в Красноярском государственном университете (1986), выступлений на педсоветах школ, где про­водилось исследование, на заседаниях методологического центра, школьной психологической  службы г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка  литературы. Текст иллюстрирован 30 таб­лицами и 6 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЁРШШЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации рассматриваются основные теоре­тические подходы к проблеме самосознания и его роли в формирова­нии личности, вопросы структуры самосознания, анализируются та­кие его составляющие как  самопознание, самооценка, само регуляция, отражаются особенности итогового результата работы самосознания -"Образа-Я". Особо прослеживаются закономерности развития самосоз­нания в подростковом возрасте, выделяются мотивирующие функции самосознания. Специальному анализу подвергнуты проблемы самовос­питания и особенности его мотивации у подростка.

Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как особого процесса человеческой психики, нап­равленного на саморегулирование поведения, своих действий в струк­туре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к ceбe. В работах, посвященных изучению самосознания, характеризуются его инвариантные и изменяющиеся компоненты, прослеживается динамика  и этапы формирования, усложнения способов самопознания, анализируется структура и ее основные компоненты, связанные с когнитивной, эмоциональной и регуляционной сферами личности.

Анализ становления самосознания связан с выделением определенных стадий и фаз его развития. При этом различные исследова­тели выделяют неодинаковое количество таких стадий, каждая из ко­торых имеет своп специфику и своеобразные взаимосвязи с развитием личности (И.С. Кон, В.С. Мерлин, И.И. Чеснокова и др.). Уравнивая концепция развития не только самосознания, но и личности в целом выдвинута Э. Эриксоном. Пять существенных признаков организации самосознания выделены В.В. Столиным, при этой уровень самосознания определяется особенностями активности человека являющегося однов­ременно организмом, социальным индивидом, личностью. Эти целост­ные системы подчинены принципам уровневой организации и процессы самосознания, его интеграционные образования имеют качественное своеобразие в каждой из них. На высшем личностном уровне актив­ность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореали­зации в различных областях человеческой культуры и развертывает­ся с помощью ориентации на свои собственные способности, возмож­ности, мотивы. Собственное "Я", черты, качества оценивается в от­ношении к мотивам, выражающий потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Например, исследуя "Образ-Я" А.Н. Крылов в качестве ведущей его функции выделял целеполагание, дополнительной - функцию ори­ентировки. При приобретении "Образом-Я" функции целеполагания на уровне личности, формируется "личностная" программа развития, ак­туализируется деятельность по самовоспитанию, в которой самосоз­нание является ведущим фактором, определяющим с одной стороны программу, а с другой - побудительную силу этой программы - моти­вацию. Наибольшее выражение этот процесс приобретает в подростко­вом возрасте. Причем мотивирующие функции самосознания могут иметь различное происхождение. Они могут корениться, как отмечал В.В. Столин, в представлениях об "идеальном Я" и быть связанными с нравственными категориями, являться отражением рас согласованности "настоящего Я" и "будущего Я". Структуры самосознания, участвуя в целеобразовании влияют на подбор целей, служащих достиже­нию мотива, которые согласуются с "Образом-Я", служат формой са­моконтроля, влияют на развитие тех или иных черт, на развитие личности в целом.

Подростковый возраст является критическим периодом в психи­ческом развитии личности ребенка, существенным для гене за само­сознания. Особенностью уровня развития самосознания в подростко­вом возрасте является то, что компоненты структуры самосознания -самопознание, самонаблюдение, само отношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потреб­ностей личности. Степень развития этой потребности влияет на фор­мирование нравственных качеств личности, являясь одной из предпо­сылок становления ее нравственной устойчивости.

Смена ведущего мотивационного комплекса в подростковом воз­расте происходит на протяжении относительно короткого промежутка времени, отражая значительные перестройки в направленности личнос­ти, что приводит к определенной социально-психологической дезадаптированности подростка. Преодоление ее осуществляется в процессе личностного самоопределения, которое в возрастной психологии вы­деляется в качестве центрального феномена подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). При этом самосознание выступает условием сознательного, направлен­ного развития и совершенствования личности, перестройки и организации всего ее внутреннего мира. Высшей формой само регуляции лич­ности является самовоспитание, которое может быть эффективным только в том случае, когда подросток способен адекватно оценить себя и найти наиболее правильные способы самосовершенствования.

Во второй главе диссертации описаны организация, программ и методы исследования. Исследование проводилось в двух классах в течении двух лет во время обучения подростков в 7 и 8 классах. Для сбора эмпирического материала использовались три группы мето­дик. Первая группа связана с выявлением уровня социально-психоло­гической дезадаптированности подростков. Вторая - с определением структуры самосознания, уровня развития важнейших его компонентов. Третья - с определением направленности мотивационной сферы личнос­ти и выраженности мотивации самовоспитания. В соответствии с классификацией методов Б.Г. Ананьева организационными методами у нас являются сравнительный и вариант комплексного. Методами интерпретации полученного материала являются варианты структурного метода логически вытекающие из метода количественной (математико-статистической) обработки данных и качественного анализа (дифференциация и типологизация полученного материала).

При построении исследования диссертант исходил из трехкомпонентного строения самосознания включающего когнитивную (самопознание), аффективную (самооценка), поведенческую (само регуляция) составляющие. Самосознание является внутренние фактором уп­равления процессами самовоспитания. Действие этого фактора зави­сит от уровня развития и соотношения вышеуказанных составляющих самосознания. Являясь осознанным отношением к своим способностям, чертам личности, потребностям, мотивам поведения и др., самосознание определяв» возможности эффективной само регуляция и само изменения. С особенностями психической само регуляции в подростковом возрасте связано и решение проблемы социально-психологической дезадаптации, вызванной перестройкой личностной структуры. 'Мотивация самовоспитания предопределяет включение собственной активности подростка в процесс личностного самоопределения. Выявление влия­ния на нее уровня развития самосознания, особенностей его структуры составило основное содержание данного исследования.

Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. В то же время "Образ-Я" является важным фактором детерминации поведения, де­ятельности человека и процесса само отношения, самопознания, само регуляции. Решение вопросов диагностики и интерпретации данных экспериментального исследования самосознания находится в зависимости от контекста теоретических представлений о строении "Образа-Я" и процесса самосознания в целом. В отечественной и зарубежной литературе существует множество исследований, посвященных анализу строения самосознания и особенностей его процесса (В. Грошей, Е. Дикстейн, И.С. Кон и В.А. Ядов, О.В. Столин, И.М. Чеснокова и др.).

Установлено, что разноплановые представления о себе могут от­носиться к разным сферам проявления человека. Они дифференцируются либо по сферам проявления   личности, либо по какому-то иному существенному признаку. Построение системы методов, адекватных за­даче нашего исследования потребовало использования принципов со­ветской психологии для подбора экспериментальных методов при реше­нии конкретных прикладных задач, в том числе: принципа всестороннего и полного исследования предмета, принципа объективности, заключающегося в опосредованности познания предмета исследования, принципа применения методов близких по предметной направленности, но разных по форме, что особенно влияет на увеличение валидности каждого отдельного метода, достоверности и надежности полученных результатов в следствии их взаимодействия.

При помощи методики СПА (социально-психологическая адаптированность) К. Роджерса, AСO (анкета самооценки) В. Грошека, шкалы локуса контроля, методики самооценки Дембо-Рубинштейн, методики определения направленности мотивационной сферы В. Хоннига было получено 33 показателя, которые по всей выборке были составлены в матрицу и подвергнуты математической обработке. Обработка проводилась на ЭВМ с использованном t-критерия для вычисления значимости различий статистических совокупностей. Применялись корреляционный и кластерный анализ, а также факторный анализ по методу главных компонент с последующим ортогональным вращением по принципу ВАРИМАКС.

В третьей главе приводятся результаты исследования и интерпретация полученных экспериментальных данных. В целях выявления типологических проявлений исследуемых психологических особенностей проводилась проверка значимости различий средних значений по­казателей разных статистических совокупностей. На первом этапе обработки мы брали группы мальчиков и девочек, суммарно по общей выборке и отдельно по классам, и классы в целом. Взятые нами для изучения два класса (условно их обозначим А и Б ), различаются как по уровню развития коллектива (выше в А), так и по стилю педагогического руководства ( в А - демократический, в Б - либеральный ).

Сравнение суммарных показателей классов дало различие на уровне 5% статистической значимости по основным шкалам характерезущим социально-психологическую дезадаптированность. Для подростков класса Б оказалось характерно неприятие себя по сравне­нию с подростками класса А (5%), эмоциональный дискомфорт (5%), наличие психологических защит (5%). У подростков класса А преоб­ладает интернальный локус контроля (Л.В структуре самосозна­ния по показателям, характеризующим основные компоненты, статис­тически значимых различия не оказалось, но их соотношение свиде­тельствовало, что у более дезадаптированных подростков класса Б был выше показатель по самопознания и ниже по самооценке и само регуляции. Показатели мотивационной сферы имели более значимые различия. У более адаптированных подростков класса А выше мотивация самовоспитания (5%). На таком же уровне значимости различия у них преобладает индивидуалистическая направленность мотивационной сферы. Некоторое преобладание в групповой направленности у подростков класса Б.

При сравнении выборок мальчиков и девочек суммарно по обоим классам статистически значимое различие оказалось по шкалам интернальности - экстернальности и наличия - отсутствия "осознания себя". На уровне 5% для девочек более характерна экстернальность и "отсутствие осознания себя". В структуре самосознания значимых различий также не оказалось, но у девочек проявилась тенденция превышения самопознания над самооценкой и само регуляцией, которая, в предыдущем сравнении, была характерна для более дезадаптированной группы. Более значительные различия в мотивационной сфере. У мальчиков - преобладание по всем видам направленности, вше показатель мотивации самовоспитания. В групповой и общественной направленности мотивационной сферы различие достигает уровня 1%.

Наибольшее количество различия показателей проявилось при сравнении данных мальчиков-подростков класса А и Б. На уровне IX у подростков класса Б вше показатели: дезадаптированности, не­приятия других, подчинения, эмоционального дискомфорта, наличия психологических защит. На уровне 5% по шкалам: неприятия себя, экстернальности, неуверенности в себе, разобщенности. Выделяя в качестве главного критерия различия социально-психологическую дезадаптированность, можно сказать, что у мальчиков-подростков она проявляется более сильно, шире и глубже затрагивает структуру лич­ности. Это, в свою очередь, свидельствует о достаточно тяжелом психологическом состоянии дезадаптированных подростков (высокие показатели неврозодиагностической шкалы AСO) и значительной про­блематичности достижения внутренней целостности. Среди показате­лей основных компонентов структуры самосознания статистически зна­чимых различий нет, но относительное превышение этих показателей у подростков класса А. Значимых различий нет и в показателях мотивационной сферы, но в целом мотивация самовоспитания преобладает у подростков класса А, также как и индивидуалистическая и общественная направленность мотивационной сферы. У подростков класса Б преобладание групповой направленности.

В сравнении показателей девочек обоих классов различие вновь связано с показателем интернальности - экстернальности. Интернальность более характерна для девочек класса А. Выявленная тенденция превышения самопознания над самооценкой и само регуляцией проявилась у девочек класса Б. По мотивации самовоспитания девочки класса А значительно превосходят своих сверстниц из класса Б. Различие достигает 1% уровня значимости. Превосходство также в индивидуалистической и общественной направленности.

В проведенных сравнениях показателей мальчиков и девочек внутри классов выяснилось, что по показателю социально-психологической адаптированности в классе А превосходят мальчики, в классе Б - девочки. 3 классе А различие связано со следующими показа­телями: у мальчиков выше адаптированность и приятие себя (IsO, интернальность и эмоциональный комфорт (5%).Тенденция превышения самопознания над самооценкой и само регуляцией, которую мы назвали "пассивной формой самосознания" в данном сравнении проявилось у девочек. Показатели мотивационной сферы по всем видам направлен­ности и мотивация самовоспитания выше у мальчиков. В классе Б большая адаптированность проявилась в преобладании у девочек сопутствующей ей системы показателей. У них вше: отсутствие защит (1%), приятие себя, доминирование (ой), но у них выше показатель экстернальности (5%). Для выборки девочек характерна пассивная форма самосознания. Показатели мотивационной сферы соответствуют сравнению девочек и мальчиков класса А, т.е. по всем видам направ­ленности и мотивации самовоспитания у мальчиков преобладание на уровне 1% статистической значимости различил. Большая адаптированность девочек и этом классе это результат большая внешней активности, что отражается и на атмосфере в классе - девочки не только более уверены в себе, но и бесцеремонны, крикливы, пренебрежительно говорит о ребятах-подростках.

По результатам первого этапа обработки экспериментальных дан­ных можно отметить следующее: из системы используемых нами показалелей наиболее значимым и обобщенным оказался критерий различия по уровню социально-психологической адаптированности. Более адаптированными явились подростки из класса со сравнительно высоким уровнем развития коллектива и демократическим Стилей педагогичес­кого руководства. Анализируя проявления исследуемых наш психоло­гических особенностей можно отметить, что у адаптированных подростков проявляется относительно более высокий уровень развития основных компонентов самосознания, хотя он и не достигает статистически значимого уровня на данном возрастном этапе. Выяснилось, что для структуры самосознания более дезадаптированных подростков характерно такое соотношение его компонентов, при котором показатель самопознания превышает показатели самооценки и само регуляции, что, в сочетании с низкой величиной мотивации самовоспитания, мы охарактеризовали как проявление "пассивной" формы самосознания. Различие но уровню мотивации самовоспитания было наиболее выражен­ным и динамичным, достигая уровня статистически значимого преобладания у более адаптированных подростков. У них также более выра­жена индивидуалистическая и общественная направленность мотивационной сферы, тогда как у дозадаптированных - групповая. У мальчиков мотивация самовоспитания более выражена, Чем у девочек, у которых она соотносится с интервальным локусом контроля.

На втором этапе обработки был применен корреляционный и кластерный анализ. Корреляция проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Анализ матрицы интеркорреляций проводился по методу корреляционных плеяд на уровнях 1% и 5% статистической значимости. Результаты этого этапа обработки позволили установить типологические особенности проявления связи показателем личностных свойств подростков, структуры самосознания, направленности мотивационной сферы, уровня развития мотивации самовоспитания. Пo сравнению о первым этапом обработки данных, на котором различия выявлялись в заранее определенных группах, это позволило выделить в общей выборке группы подростков, объединенные сходством в структурах их показателей, провести дифференциацию этих структур с целью выявлении их системообразующих признаков.

Нa основе корреляционного анализа в обоих классах выделились по три группы подростков, объединенных признаками наличия положительных или отрицательных корреляций в системах показателей, или отсутствия тех и других. В классе Б в первую группу, объединенную наличием положительных корреляций вошло 8 подростков, во вторую группу, у представителей которой также были статистически значимые уровни связи показателей, входило 9 подростков. Остальных 9 можно отнести в третью группу для которой характерно отсутствие корреляций в системах показателей или низкие уровни связи с представителями первых двух групп. Эти группы имели полярные свойства - имея положительные корреляции внутри себя, имели ста­тистически значимые отрицательные корреляции между собой. Третья группа занимала как бы промежуточное положение между ними.

В классе А - аналогичная картина. Выделились три группы. В первую вошло 7 подростков, во вторую - 8, в третью - 9. Между группами существовали аналогичные классу Б корреляционные отно­шения, что позволяло сделать вывод о существовании общих законо­мерностей связи свойств в используемой систем показателей. На этом этане обработки било получено самое общее представление о характере соотношения исследуемых психологических особенностей и проведена дифференциация подростков на три основные группы в каждом классе.

Более полную и детальную картину дал кластерный анализ. По­лученное дерево кластеризации дает возможность определить уровни связи систем показателей, выделить группы или кластеры этих  связей, определить меру их близости, что имеет значение для  проведения сравнительного анализа и составления индивидуальных психологических характеристик на каждого подростка. Кластерный анализ, дав более  картину связей структур показателей, в целом подтвердил наличие выявленных в корреляционно анализе групп подростков. Изучение характерных особенностей и психологи­ческого содержания систем показателей у представителей выделившихся групп, их качественный анализ проводился на следующем эта­пе обработки полученных данных.

На третьем этапе этой обработки был проведен факторный ана­лиз, 3 связи о том, что нас интересовали закономерности связи системы показателей в данных выборках, для факторного анализа была использована Я-техника. При факторизации выделилось восемь факто­ров, исчерпывающих 83,5% суммарной дисперсии. На основании крите­рия Г. Кайэера все восемь факторов являются статистически значимы­ми и использовались для качественного анализа. Каждый фактор мы рассматривали как отдельный симптомокомплекс психологических свой­ств, в структурах которых находятся в определенной связи исследу­емые особенности и, который, имеет соответствующий вес в системе показателей подростков. В динамическом аспекте такой симптомоком-плекс может представлять психологическую предпосылку для направ­ления процессов личностного самоопределения при преодолении внут­ренних противоречий и достижения психической целостности.

В структурах выделившихся факторов в обоих классах есть сходство и различие. Сходные варианты факторов использовались для выявления типичных симптомокомплексов личностных особенностей характерных для данного возраста. Различия могут отроить специфику тех условий в которых идет становление личности подростка, со­циально-психологических феноменов влияющих на его социальную адаптацию. 3 частности в классе Б выделились следующие факторы:

Первый фактор "Острая дезадаптированность" (34.6% дисперсии), характерны высокие значения показателя деэадаптированности и со­путствующих ему показателей неприятия себя, эмоционального дискомфорта, подчинения и т.п. Отрицательные величины имеют все ос­новные компоненты структуры самосознания. Низкая выраженность мотивации самовоспитания.

Второй фактор "Интернальный личностный стиль (15,3,4). Наибольший вес у показателя интернального локуса контроля. В структуре самосознания вес сачорегуляции, низки? самопознания. мотивация самовоспитания достаточно выражена в индивидуалистической направленности.

Третий фактор "Уход от проблем" (7,8/5). Высокие весе, показать ля отсутствия психологических защит, отсутствия оценки. В тоже время удовлетворенность собой, отсутствие "пройденных ситуаций". Низкие величины показателей" структуры самосознания. Отрицательное выражение имеет мотивация самовоспитания.

Четвертый фактор "Индивидуалистическое самоутверждение" (7,1%). Характерны высокие веса показателей самостоятельности, стремления к лидерству. Присутствует также неуверенность в себе, самокритика, разобщенность, высокий вес самооценки, низкий само регуляции, отрицательный самопознания. Большой вес мотивации самовоспитания в сочетании с индивидуалистической направленностью мотивационной сферы.

Пятый фактор "Отрицание тревоги" (5,8%). Высокий вес показателя "проблемных ситуаций" и уверенность в себе, высокая самооценка. Другие компоненты структуры самосознания имеют низкие веса. Отрицательное значение мотивации самовоспитания.

Шестой фактор "Коллективистическое самоопределение" (5,4%). Соотношение шкал неприятия себя, эмоционального дискомфорта, внутренней разобщенности и т.п. с осознанием себя, самокритичностью. Низкие показатели компонентов самосознания, мотивация самовоспитания имеет большую величину, преобладая по групповой и общественной направленности.

Седьмой фактор «Конформизм» (4%). Сочетание шкал имеющих высокие веса: неприятие других и подчинение. Достаточно выражена дезадаптированность, дискомфорт, неуверенность в себе и пр. В структуре самосознания высокий вес самооценки, низкий само регуляции, отрицательный самопознания. Значительная представленность мотивации самовоспитания в индивидуалистической и групповой направленности.

Восьмой фактор "Актуальность самоопределения" (3,4% высокий вес показателя доминирования, наличия "проблемных ситуаций", разобщенности. Высокая самооценка, отрицательное значение самопознания, низкое - само регуляции. Наибольшее из всех факторов значение показателя мотивации самовоспитания особенно в индиви­дуалистической и общественной направленности мотивационной сферы.

Сравнение факторных структур классов А и Б проводилось на основе анализа соотношения в них исследуемых психологических особенностей и взаимосвязи их с величиной мотивации самовоспитания в каждом факторе. С этой целью мы сгруппировали факторы в зависимости от выраженности в них мотива самовоспитания (см. таблицы I и 2).

Наибольшего уровня мотивация самовоспитания достигает в симптомокомплексах отраженных факторами: "Актуальность самоопределения", "Коллективистическое самоопределение", "Индивидуа­листическое самоопределение", "Проблемность самоопределения", Отрицательный вес она имеет в структурах факторов: "Отрицание тревоги", "Уход от проблем", "Подчинение". Противоречиво пред­ставлена мотивация самовоспитания в факторе "Конформизм".

Таблица I.

Распределение мотивации самовоспитания в факторной структуре класса А

Группа

№ фактора

Фактор

Мотив самовоспитания

1

4

6

Индивидуалистическое самоутверждение

Проблемность самоопределения

0,348

0,322

2

8

Групповое самоопределение

0,286

3

1

5

Острая дезадаптированность

Интернальный личностный стиль

0,093

0,055

4

3

2

7

Подчинение

Уход от проблем

конформизм

-0,068

-0,267

-0,575

Таблица 2.

Распределение мотивации самовоспитания в факторной структуре класса Б

Группа

№ фактора

Фактор

Мотив самовоспит .

I

8

6

Актуальность самоопределения

Коллективистическое самоопределение

0,618

0,454

II

7

2

Конформизм

Интервальный личностный стиль

0,294

0,234

III

4

I

индивидуалистическое самоутверждение

Острая дезадаптированность

0,199

0,069

IV

5

3

Отрицание тревоги Уход от проблем

-0,112

-0,147

Связь мотивации самовоспитания с уровней развития самосоз­нания и спецификой его структуры имеет ряд особенностей. Отсут­ствие мотивации самовоспитания характерно для таких симптомокомплексов в которых самосознание имеет низкий уровень развития по всем основным компонентам. В симптомокомплексах с высоким весом мотивации самовоспитания можно выявить специфику структуры самосознания, отражающую особенности внутренних противоречий личности, что, в. свою очередь, может определять направление воспита­тельной и коррекционной работы, выбор средств и способов разви­тия тех или иных психологических черт, компонентов самосознания.

Получив индивидуальные веса факторов в системе показателей подростков, мы составили их ранговое распределение, что позволило определить наиболее характерные симптомокомплексы личностных качеств для каждого подростка. Оказалось, что выделившиеся в корреляционном анализе полярные группы подростков имеют также разную представленность по ряду факторов, что позволяет соотносить представителей разных групп с качественными показателями содержания факторов и определять выраженность у них исследуемых психологи­ческих особенностей. Имея величины мотивации самовоспитания в системе факторов и распределение факторов в структуре показате­лей подростков, типологические особенности этой структуры на основании критерия адаптированности - дезадаптированности, мы можем проводить анализ связи мотивации самовоспитания с исследу­емыми психологическими свойствами.

В классе Б, в первой группе факторов, содержащих высокие уровни мотивации самовоспитания (с.д. табл. 2), представители первой и второй групп подростков имеют полярную представленность. Так в шестом факторе "Коллективистическое самоопределение" высо­кие веса имеют представители так называемой "дезадаптированной" группы, и соответственно низкие - "адаптированные". В 8 факторе "Актуальность самоопределения" на первых местах находят­ся "адаптированные", на последних - "дезадатированные". Своеобразие данной ситуации заключается в том, что подростки обоих групп имеют в системах своих показателей факторы, содержащие высокие уровни мотиваций самовоспитания, но сформированные на разных основаниях.

Сравнение шкал имеющих наибольшие вес в шестом и восьмой фактора показывает", что для "дезадаптированных"', помимо сопутствующих показателей, как например: "неприятие себя", "эмоциона­льный дискомфорт", "внутренняя разобщенность" и др., характерно "подчинение", подтверждаемое отрицательной величиной показателя "доминировали". Высокий уровень имеют шкалы "осознание, оценка себ " и отрицательная самооценка. Для "адаптированных" характерна положительная самооценка и тенденция доминирования. У "дезадаптированных" более выражена общественная направленность; у "адаптированных" - индивидуалистическая. Распределение величины мотивации самовоспитания, полученное методом прямой самооценки, показало ее соответствие распределению шестого фактора. На осно­вании этого можно сделать вывод, что мотивация самовоспитания у представителей разных групп подростков связана с типологическими особенностями структур личностных симптомокомплексов в которых различную выраженность имеют такие личностные свойства как актив­ность - пассивность, адаптированность'- дезадаптированность, до­минирование - подчинение, направленность мотивационной сферы, уровень развития и особенности структуры самосознания и др.

В мотивации самовоспитания значительное проявление имеет критерий "стремление к лидерству - подчинении". Для обоих факторов входящих в эту группу: "Уход от проблем" и "Отрицание тревоги" характерны низкие показатели по всем видам направленности мотивационной сферы, что может отражать и соответствующий личностный потенциал в деятельности самосовершенствова­ния и представлять предпосылку для выбора направления личностно­го самоопределения, характер которого может выражаться названи­ями самих факторов. Соотношение входящих в их структуры шкал: "проблемные ситуации", "отсутствие осознания себя", "удовлетво­ренность собой", " высокая самооценка" и т.п. может подтверждать его положение.

Специфику основа ли, на которых могут формироваться личност­ные стратегии, подчеркивает полярная представленность в этих фак­торах выявленных типологических групп подростков. В факторе "Уход от проблем" высокие места имеют "дезадаптированные", а в "Отрица­нии тревога" - "адаптированные". Таким образом, выявленные факто­ры можно рассматривать не только с качестве отдельных симптомокомплексов личностных свойств, но и как тенденции имеющие системный характер, являющиеся предпосылками для формирования направлений «процессов личностного самоопределения подростков.

На выделенных этапах обработки и анализа, данных экспериментального исследования в различной степени проявлялось действие различных критериев по которым можно было проводить дифференциацию изучаемых психологических свойств и выявлять их типологичес­кие проявления у подростков. Действие этих критериев можно соот­носить с различными уровнями анализа человека и связывать с феноменами, проявляющимися на уровнях индивида, социального индивида, личности. Так на первых этапах анализа в качестве такого обобщенного критерия можно выделить активность - пассивность от которого в значительной степени зависят проявления адаптированности. Например, в классе Б более активные девочки более адаптированы, хотя по показателям структуры самосознания и мотивации самовос­питания уступают мальчикам. Действие этого критерия можно отнес­ти к проявлениям индивидной сферы, как самого глобального и обобщенного. В дальнейшем, при анализе личностных качеств подростков, от которых зависело решение проблемы социально-психологической адаптации и достижения психологической целостности, различия во многих факторах соотносились с показателем доминирования - подчи­нения, который, в свою очередь, был связан с комплексом личностных особенностей, определявших характер и направление процессов решения внутренних проблем.

Оптимальное их решение связано не только с учетом типологических особенностей подростков, но и с выявлением тех индивиду­альных психологических противоречий отражающихся в самосознании, которые связаны с уровнем анализа личностной сферы. С целью их выявления на четвертом этапе обработки экспериментальных данных нами была проведена кластеризация совокупности выявленных в ходе исследования так называемых "проблемных ситуаций", т.е. тех положений методик СПА. и AGO, которые вызывали затруднения у подростков при тестировании, что свидетельствовало с их субъективной психологической значимости для них.

Выявилось, что наибольшее количество "проблемных ситуаций" характерно для группы "дезадаптированных" и что специфика кластеров "проблемных ситуаций" отражает также типологические особенности, характеризующие картину внутреннего мира подростка, осо­бенности проблематики достижения психологической целостности. В результате кластеризации всей совокупности "проблемных ситуаций" в каждом классе, выделились их группы, объединенные определённым базисным положением. Например, в классе Б выделились две структуры имеющие в своих основаниях два психологически полярные поло­жения. В первую входили положения, объединявшие отдельные группы на более высоком уровне связи. К их числу относились: "У меня красивая фигура", "Я непринужденно и свободно выражаю свои чув­ства", "Считаю себя интересным человеком", "живу правилами и убеждениями других, я часть целого", "Всегда сдерживаю обещания", "Л ответственный человек, на меня можно положиться". Ко второй структуре относились: "мало убеждений, которые были бы действительно моими", "Сомневаюсь, что могу понравиться девочкам (маль­чикам)", "Чувствую себя униженным", "Я выбит из колеи, не могу собраться", "Часто портиться настроение, находит уныние". Каждое их этих положений объединяет от нескольких до десятка других, которые дают более детальную картину кластера. Если рассматри­вать эти структуры как симптомокомплексы внутренней проблемати­ки, то в основе первой лежит положение, отражающее ее содержание - "Люблю состязание, борьбу". В основе второй - "Я прячу свое лицо под маской, чтобы окружающие не догадались какой я на самом деле".

Поскольку данные положения вызывали затруднения у подрост­ков, то можно сказать, что симптоматика первого комплекса отра­жает проблемность открытого самоутверждения, активной деятельности, борьбы, а второго - состояние психологической дезадаптированности, маскировки внутренних состояний разобщенности, эмоци­онального дискомфорта. Специфика данного уровня анализа связана с конкретными психологическими проблемами подростка, его внут­ренние противоречиями, картина которых отражает личностную сфе­ру феноменов самосознания, непосредственно связанных с процесса­ми личностного самоопределения, направления которого можно опре­делить при соотнесении во шкалой: "открытое самоутверждение, борьба - уход от борьбы, маскировка". Эти направления процессов личностного самоопределения соотносятся с выявленными группами подростков, причем первый комплекс "проблемных ситуаций" свой­ственен "адаптированным", второй - "дезадаптированным.

По совокупности результатов всех видов примененных анализов, выявленных критериев типологических проявлений исследуемых пси­хологических особенностей и результатов других методов исследо­вания нами были составлены психологические характеристики на представителей каждой группы в обоих классах. Для учебно-воспи­тательных целей такие характеристики составлялись на каждого принимавшего участие в исследовании подростка.

Например, класс Б: Сергей Ш. - представитель группы "дезадаптированных". Ранговые веса факторов в структуре его показа­телей были следующими (Л= 26):  "Острая дезадаптированность" - I, "Интернальный личностный стиль" - I, "Уход от проблем" - I,  "Ин­дивидуалистическое самоутверждение" - I, "Отрицание тревоги" -26, "Актуальность самоопределения" - 25. В структуре самосознания, высокие показатели по самопознанию, само регуляции, средние по' самооценке, высокий показатель мотивации самовоспитания, особенно в индивидуалистического и групповой направленности. Сергей хорошо учиться, до 7 класса активно занимался общественной ра­ботой.  В 7 классе его социометрический статус резко упал. Он сам устранился от общественной работы. Состояние социально-психологической дезадаптированности и остроту внутренних проблем Сергею мешает преодолеть пассивная форма личностного самоопределения, уход от борьбы. Интервальный локус контроля и высокая мо­тивация самовоспитания представляют предпосылки для эффективной самовоспитательной деятельности.

Сергей М. - представитель "промежуточной" группы. Ранговые веса лекторов характеризуются средним положением в общей выборке. Наиболее высокий уровень имеет фактор "Острой дезадаптированности" - 8. Наиболее низкий - "Актуальность самоопределения 20. Средними величинами показателей характеризуется структура основ­ных компонентов самосознания. Низкая мотивация самовоспитания. Преобладает групповая направленность мотивационной сферы. Для Сергея М. также характерна пассивная форма личностного самоут­верждения, экстернальность. Отсутствует стремление к целенаправ­ленной и систематической самовоспитательной деятельности. Это связано и с его общей низкой активированностью мотивационной сферы. Увлекается рисованием, но ведущим мотивом при этом явля­ется стремление произвести эффект.

Юля К. - представитель группы "адаптированных". Ранговые веса наиболее значимых факторов в системе показателей:  "Актуаль­ность самоопределения" - I, "конформизм" - 4, "Отрицание трево­ги" - 6, "Острая дезадаптированность" - 26, "уход от проблем" 26, " коллективистическое самоопределение" - 26.  высокие показа­тели в структуре самосознания самопознания и само регуляции, средняя самооценка,   мотивация самовоспитания низкая по всем видам направленности мотивационной сферы. Юля активная,  деятельная, контактная девочка. Уверена в ceбe, непринужденно держится. Для нее характерна активная форма личностного самоопределения.

Свое отношение к самовоспитанию выразила так, что ей нет необхо­димости этим занижаться, но приняла активное участие в практических занятиях по аутотренингу и показала достаточную легкость ов­ладения навыками само регуляции.

Таким образом, подростковый период развития связан с изменением личностной психологической структуры и сопровождается определенной степенью социально-психологической дезадаптированности, преодолению которой способствуют формирующиеся новый уровень развития самосознания и разворачивающиеся процесс» личностного самоопределения.

Мотивация самовоспитания, отражающая собственную активность подростка при решении проблемы самоопределения взаимосвязана с уровнем развития самосознания.

На социально-психологическую адаптированность влияют соци­ально-психологические феномены:  уровень развития коллектива, стиль классного руководства, психологический микроклимат, взаимоотноше­ния между мальчиками и девочками и др. У более адаптированных подростков   мотивация самовоспитания в целом выше.

У подростков с низкой   мотивацией самовоспитания, с выраженной социально-психологической дезадаптированностью и проблематичностью достижения внутренней психологической целостности про­является такое соотношение основных компонентов самосознания, при котором самопознание превышает самооценку и саморегуляцию ("пассивная форма самосознания").

Для подростков с высокой мотивацией самовоспитания характер­на индивидуалистическая и общественная направленность мотивационной сферы, для подростков с низкой мотивацией групповая.

Личностные особенности подростков, уровень развития само­сознания", направленность мотивационной сферы образуют симптомокомплексы личностных свойств,  влияющих на появление социально-психологической дезадаптированности, пути и формы ее преодоления в процессе личностного самоопределения.

Если в структурном отношении такие симптомокомплексы отража­ют проблематику достижения внутренней   целостности я психологичес­кие личностные основания, на которых строится эта целостность, то в динамическом отношении они являются предпосылкой определенного направления личностного самоопределения, в котором, в той или иной степени задействуется собственная активность подростка связанная с мотивацией самовоспитания.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Изучение вистами установок у трудных подростков // Проб­лемы повышения эффективности воспитания учащихся: Тезисы докла­дов краевой конференции р. Красноярск, 1982. С. 53-57.

2. Влияние особенностей структуры самосознания старшего подростка на мотив самовоспитания // Развитие прикладных психологических исследований и разработок: Тэаисы докладов и сообще­ний научно-практической конференции г. Красноярск - Москва. 1935. С. 143-145.

3. Влияние уровня развития социальной ответственности старшего подростка на мотив самовоспитания // Психологические условия формирования социальной ответственности у школьников. / Под ред. Л.Р. Гинсбурга, М., 1987. С. 79-83.

4. Исследование уровня притязаний у подростков // Изучение психического развития и воспитания учащихся / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987, С, 56-60.

5. Влияние особенностей структуры самосознания подростка на мотив самовоспитания // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII въезду Общества психологов СССР. Москва. 1989. С. 128-129,

Перейти к списку диссертаций