Психология развития коллективных отношений в учебной деятельности

Диссертант: Мильруд Радислав Петрович
Год защиты: 1976
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Яковлев В.А.
Ведущее учреждение: Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, кафедра психологии
Место выполнения: Тамбовский государственный педагогический институт, кафедра психологии
Оппоненты: Просецкий П.А., Богословский В.В.

Мильруд Радислав Петрович

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Материалы и решения XXV съезда КПСС определяют новый этап в сфере повышения уровня подготовка и воспитания специалистов идеологического плана. Основным его звеном является установка на формирование активной жизненной позиции, важного качества личности учителя.

Формирование будущего учителя осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности, что определяет важность исследования вопроса воспитания в процессе учения. В работах многих авторов поставлены и рассматриваются проблемы воспитания студентов в учебной деятельности (Л.К. Барков, Е.Д. Диренок, Т.Н. Калегиц, И.К. Ковбаса, Т.Д. Мангушев, В.Д. Мурашко, Т.В. Пелевина, Б.С. Рахманин, В.Н. Успенский, А.И. Щербаков и другие), однако до сих пор недостаточно разработанной остается проблема формирования нравственных отношений в учебном труде студентов.

В решениях ХХV съезда КПСС отмечено, что изучение вопро­сов совершенствования общественных отношений является одним из важных направлений научного поиска. Жизнь подтверждает правильность положения, выдвинутого выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко: «Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

Среди разнообразных сфер студенческой деятельности особое место занимает учебный труд. Эта деятельность является основ­ной в институте, главной сферой занятости студентов, обладает наибольшей личностной значимостью, поскольку связана с получением знаний по избранной специальности и осуществлением жизненных планов.

Все это повышает значение учебы в решении воспитательных задач, и поэтому процесс формирования коллективных отношений в учебной деятельности является важным и актуальным объектом исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

- данная задача впервые ставится в психологии высшей школы;

- осуществляется изучение психологической специфики раз­вития коллективных отношений в учебной деятельности, роли кол­лектива студенческой группы как опосредованного фактора возник­новения коллективных отношений в учении;

- проводится исследование общих и индивидуальных особен­ностей психологического механизма совершенствования нравствен­ных отношений в учебе.

Диссертантом защищаются полученные в ходе исследования выводы:

- о коллективных отношениях в учении как одном из главных факторов развития студенческого коллектива;

- об особенностях формирования коллективных отношений в учебной деятельности;

- об общих и индивидуальных чертах психологического меха­низма развития данных отношений.

Практическая ценность работы состоит в том, что рекомен­дации, которые вытекают из проведенного исследования, позволяют осуществить переход к научному управлению формированием коллек­тивных отношений в учении с учетом общих и индивидуальных осо­бенностей изученного психологического механизма. Методика констатирующего эксперимента дает возможность измерить формируемые личностные качества.

Основным выводом диссертации является положение о том, что знание психологического механизма перехода организуемых нравст­венных отношений в учении в личностные, позволяет эффективно использовать учебный труд в деле формирования многих ценных качеств личности студентов.

Апробация работы. По теме диссертации были сделаны сообще­ния на научных межвузовских конференциях в Орловском и Тамбов­ском педагогических институтах: «Особенности формирования коллективных отношений в учебной деятельности студентов», «Индивидуаль­ные особенности личности студентов и развитие коллективных отно­шений в учебной деятельности», «Роль коллектива студенческой группы в развитии коллективных отношений в учебной деятельности». В Воронежское отделение общества психологов было представлено сообщение «Факторы формирования коллективных отношений в учеб­ной деятельности студентов», которое было принято к опубликова­нию в материалах конференции.

Экспериментальный материал диссертации представлен в 16 таблицах и 1 графической схеме. Диссертация написана на 140 стра­ницах машинописного текста. Библиографический список включает 222 названия, из них 10 - на иностранном языке.

Материал диссертации размещен по главам в соответствии с логикой исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении показывается актуальность выбранной темы исследования, дается краткая аннотация содержания диссертации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В 1 главе – «Проблема, задачи и методы исследования» - анализируется состояние проблемы развития коллективных отношений в учебной деятельности на сегодняшний день, суммируются исходные теоретические позиции поиска, обосновываются задачи, методика исследования.

В трудах советских психологов мы находим указание на то, что в коллективной учебной деятельности формируются ценные качества личности. Так, А.И. Щербаков отмечает: «Коллективизм, трудолюбие и гуманизм как качества человеческой личности формируются в коллективной деятельности, в процессе общения людей. Такой деятельностью для студентов является, прежде всего, учебная деятельность». Изучается роль студенческой группы в процессе формирования коллективных отношений. На основании работ Я.В. Голубева, В. Грошева, Н.П. Добронравова, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конниковой, А. Лутошкина, И.Н. Николаева, Л. Уманского, Ф.Г. Хайрулина и других мы предположили, что для совершен­ствования нравственных отношений в сфере учения студентов важен качественный рост студенческого коллектива, который позволяет опосредованно влиять на процесс формирования коллективных отноше­ний в учении.

Для этого важно:

а) психологически объединить студентов близкой и понятной всем общей целью учебной деятельности;

б) наполнить ее конкретной общественной мотивацией;

в) создать коллективный настрой, направляющий всех участни­ков коллективной учебы на решение общих задач.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод о существовании еще одного направления исследова­ния - моделирования коллективных отношений непосредственно в сфере учебной деятельности. На основании работ С.И. Зиновьева, Р.А. Низамова, А.Ф. Малышева, К.Г. Марквардта и других мы сделали вывод, что необходимой предпосылкой организации коллективной учебной работы, воплощающей коллективные отношения, является создание такой ситуации, когда возникновение сотрудничества будет психологически обусловленным и студенты осознают, что кол­лективные отношения являются наилучшим способом решения поставленной задачи.

Анализ литературы по проблеме не мог считаться достаточно пол­ным без результатов экспериментальных исследований, проведенных на базе средней школы, где изучение процесса развития коллектив­ных отношений в учебной деятельности началось значительно раньше. Работы Л.И. Божович, З.И. Васильевой, Т.Е. Конниковой, В.В. Котова, А.Т. Куракина, Т.М. Николаевой, Л.Н. Новиковой, Л.И. Рувинского, В.А. Синицкой, И.М. Чередова, А.И. Щербакова, В.А. Яковлева и других позволили выделить вопросы, значимые для нашего исследования. Вместе с обеспечением качественного роста студенческого коллек­тива оказалось существенным исследовать способ организации групповых занятий. Ни одна из форм учебной работы не является универсальной для всех звеньев учебного процесса. Источником нравственного формирования является не метод организации занятий, а отношения, складывающиеся в процессе учебной работы. В ходе их развития важно создать условия для адекватной мотивации учебного труда, положительного переживания коллективной учебы, формирова­ния потребности в коллективной учебной работе; важна личностная значимость учебных достижений и положения в коллективе.

Обоснование гипотезы, задач исследования. Изучение ряда исследований (И.Б. Баткина, Л.И. Божович, В.И. Казачков, Н.И. Мака­ров, В.Ф.Пушкарев, Л.И. Рувинский, З.С. Сарыщева) показывает, что имеются веские основания для рассмотрения личностной позиции студентов как психологического регулятора включения в новые нравственные отношения. Главной гипотезой нашего поиска явилось следующее: успешное формирование коллективных отношений и общественной направленности в учебной деятельности зависит от личностной позиции, занимаемой студентами. Нравственные отноше­ния определяют формирование направленности личности каждого студента. Большим достижением советской психологии является постановка и изучение проблемы перехода объективных нравствен­ных отношений в субъективные, организуемых в личностные. В ряде случаев под термином «отношение» понимается объективная связь человека и предмета, одной личности с другой. В другой трактов­ке «отношение» - субъективная позиция по отношению к предметам, вещам, явлениям (В.В. Богословский, А.И. Щербаков). В нашем исследовании «отношение» трактуется как мотивированная психоло­гическая связь, которая изменяется и развивается в процессе взаимодействия субъекта и окружающей действительности. Под «коллективными отношениями в учебной деятельности» понимаются отношения сотрудничества и взаимодействия, требовательности друг к другу и взаимной ответственности, дружбы и товарищества в учебе. 

Главной задачей нашего исследования являлось изучение формирования коллективных отношений в учебной деятельности сту­дентов первого и второго курсов. Выбор курса для эксперимента был обусловлен тем, что важно изучить процесс развития коллек­тивных отношений в учении с момента их зарождения в условиях вуза и выяснить роль в формировании студенческого коллектива и ада­птации студентов. Практика воспитательной работы свидетельст­вует о том, что проблема формирования коллективных отношений в различных видах деятельности имеет определенные специфичес­кие особенности.

Учение, как деятельность специфичная, требовало прежде всего анализа таких особенностей. С их учетом можно было осуществить поиск условий оптимального развития коллективных отношений. В целях нашего исследования важно было осуществить психологичес­кую интерпретацию проводимой организаторско-воспитательной ра­боты. Это позволяло, с одной стороны, сделать вывод о психологическом эффекте использованных воспитательных мероприятий, с другой - проанализировать общие звенья психологического меха­низма развития коллективных отношений в учении. Это явилось второй важной задачей нашей работы. Третьей задачей исследования было изучение влияния личностной позиции и индивидуальных особенностей личности студентов на развитие коллективных отно­шений в учении. Известно, что создание объективных условий для развития коллективных отношений может не привести к переходу их в субъективные у отдельных студентов. Психологический меха­низм перехода имеет не только общие, но и индивидуальные черты. Изучение последних являлось необходимым звеном решения проблемы. Итак, задачами нашего исследования являлись следующие:

1. Изучить пути развития коллективных отношений в учебной деятельности студентов первого и второго курсов, их специфику.

2. Попытаться исследовать общие особенности психологичес­кого механизма перехода организуемых коллективных отношений в учебной деятельности студентов в личностные отношения.

3. Изучить влияние индивидуальных особенностей личности студентов на развитие коллективных отношений в учебной деятель­ности.

Решение перечисленных диалектически взаимосвязанных задач, на наш взгляд, дает возможность внести практические рекоменда­ции в научное управление развитием коллективных отношений сту­дентов в учебной деятельности, формированием личностных качеств студентов.

Методика исследования. В соответствии с поставленными зада­чами была разработана методика исследования. В основу ее было положено марксистско-ленинское учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений. «Это положение, - говорилось на научной конференции «XXIV съезд КПСС и развитие марксистско-ленинской теории», - должно быть исходным принци­пом в исследовании проблем человека».

Основным методом исследования был выбран формирующий эксперимент, который давал возможность создавать условия, спо­собствующие формированию необходимых нравственных отношений. В ходе исследования экспериментатор получая возможность осущест­вить психологический анализ этих отношений, исследовать динамику их развития. В связи с недостаточной разработанностью проблемы в целом, возникла необходимость вначале провести кон­статирующий эксперимент, чтобы определить особенности нравст­венных отношений в учебной деятельности. Он был осуществлен на 4 факультетах Тамбовского государственного педагогического института: иностранных языков, физико-математическом, историко-филологическом и географо-биологическом. В констатирующем эксперименте участвовало 352 испытуемых. Исследование проводи­лось следующими методами: наблюдением во всех его формах, что

позволяло собирать фактический материал в естественной для испытуемых обстановке; индивидуальными беседами, что давало возможность осуществить переход от списания к объяснению психо­логической сущности явления; анкетированием и опросом, позволявшими сделать вывод с распространенности психологического явления; социометрическим методом, который вскрывал картину внутриколлективных отношений; построением графиков и вычислением коэффициен­та корреляции по формуле, что позволяло убедиться в существова­нии зависимости между наблюдаемыми в ходе констатирующего эксперимента фактами.

Полученные предварительные выводы позволили перейти к организации формирующего эксперимента, что составило второй этап исследования. Эксперимент осуществлялся в течение 2 лет на факультете иностранных языков. Выбор факультета был обуслов­лен тем, что во-первых, в одной из экспериментальных групп за­нятия проводились диссертантом, во-вторых, изучение иностранного языка осуществляется в обстановке активного общения студентов, что способствует решению задачи формирования коллективных отно­шений. Для исследования были выбраны три группы I, а затем II курсов. Помимо трех экспериментальных групп, были выделены две контрольные.

В основе формирующего эксперимента лежало преднамеренное моделирование коллективных отношений в учебной деятельности. Особую сложность представляла разработка методики изучения пси­хологического механизма перехода организуемых нравственных отно­шений в личностные в сфере учебной деятельности. Критерием тако­го перехода мы считали формирование у испытуемых общественной направленности личности. Изучение процесса формирования общественной направленности у студентов в коллективной учеб­ной деятельности означало тем самым исследование психологического механизма развития коллективных отношений в учении. Для вывода о характере направленности личности после проведенного эксперимента мы считали существенным устойчивость и постоян­ство мотивов, их относительную независимость от изменчивых внеш­них обстоятельств, образование устойчиво доминирующей системы мотивации, изменение общего отношения к учению.

Вывод о развитии коллективных отношение в учебной дея­тельности и формировании общественной направленности делался на основе комплексного использования констатирующих методов, сходных с теми, что применялись в констатирующем эксперимен­те, а также экспериментальной ситуации «Помощь товарищу», ла­бораторного эксперимента «Пауза» с последующей математической обработкой полученных данных. Для оценки результатов формирую­щего эксперимента проводились начальный и заключительный срезы с использованием вышеперечисленных методов. В ряде случаев возникала необходимость убедиться в значимости выявленных различий между показателями срезов. Для этого применялась формула определения значимости различий средних.

Формирующий эксперимент проводился в 1972-1973, 1973-1974 учебных годах. К эксперименту были привлечены студенты I курса факультета иностранных языков в количестве 54 человек. Экспериментальное исследование с ними было продолжено на II курсе.

Всего в исследовании участвовало 406 студентов 4 факуль­тетов Тамбовского государственного педагогического института.

Во II главе – «Психологическая характеристика нравственных отношений в учебной деятельности» - анализируются материалы кон­статирующего эксперимента. Изучается специфика нравственных отно­шений в сфере учения, рассматривается роль различных факторов в процессе развития коллективных отношений в учебном труде.

Воспитание в учебной деятельности является сложной про­блемой. На этот процесс оказывает влияние множество факторов. В психолого-педагогических исследованиях глубоко изучено воз­действие на учащихся нравственных знаний, в то время как психологические особенности реализации нравственных отношений в практи­ческой учебной деятельности исследованы пока еще недостаточно.

При организации нашего исследования мы исходили из того, что создание благоприятных условий для развития коллективных отношений в учении могло быть успешным лишь при учете специфики нравственных отношений в учебной деятельности. Обнаружилось, что студенты с выраженной общественной направленностью не всегда исходили из общественных мотивов, когда дело касалось их учебы. В организованных экспериментальных ситуациях опыт коллективных отношений облегчал для таких студентов борьбу личного и общественного мотивов в пользу поступка «за кол­лектив». У испытуемых с неустойчивой и эгоистической направ­ленностью личности борьба общественных и личных мотивов оказы­валась более сложной (Т.Е. Конникова). Как показало исследова­ние, в учебной деятельности далеко не всегда имеется непосредственная зависимость собственных достижений от успехов группы. Полученные в учебе результаты не всегда сопереживаются как дело коллектива. Мотивы личного порядка имеют непосредственную действенную силу, а общественные мотивы в ряде случаев имеют отдаленный характер, что ослабляет их действенность.

В результате наблюдений удалось установить, что в группах, где на занятиях использовались коллективные формы работы, кол­лективные отношения входили в жизнь студентов, сотрудничество на занятиях становилось привычным и переносилось на внеаудитор­ную учебную деятельность. В основе этих отношений лежали мотивы коллективной значимости, а не только личной привязанности и выбора. Положительный эмоциональный настрой в коллективах оказал­ся выше, чем в других группах. Этому во многом способствовала коллективная учеба, которая нередко становилась источником положительных переживаний. Эмоциональный фактор способствовал укреплению развивавшихся между студентами коллективных отноше­ний и их дальнейшему развитию.

В группах с преимущественным использованием индивидуальных форм учебной работы коллективные отношения в учении были развиты слабее. В данных условиях студенты рассматривали учение как дело личной ответственности и заботы. В этих коллективах наблюдались случаи взаимопомощи в учебе, совместной подготовки к занятиям, однако в основе этих поступков нередко лежали не коллективистические мотивы, а личные симпатии, привязанность, давняя дружба. Эти отношения обычно были ограничены группой в два, реже - в три человека.

В исследовании обнаружено, что коллективные формы учебной работы, хотя и создают необходимые условия для психологического объединения студентов общей целью в выполняемой деятельности, процесс формирования отношений не является полностью однозначным и односторонним. В студенческих коллективах наблюдалась разная зависимость между формой организации занятий и уровнем развития коллективных отношений в учебной деятельности (см. график 1). В одних группах


коллективные формы работы с желанием принимались студентами, поддерживались ими. В других коллективах позиция студентов не была столь созвучна целям преподавателя, и получен­ные результаты оказались менее высокими. Особенности позиции студентов зависят в значительной мере от стадии развития студен­ческого коллектива. Данные, доказывающие это, отражены в таб­лице № 1.

Таблица №1.

Содержание суждения

количество ответов количество ответов "совершенно верно"

в %

количество ответов количество ответов "совершенно неверно"

в %

стадия развития коллектива

I

II

I

II

III

Добившись успеха в учебе,

стремлюсь достичь еще

больших результатов

-

33,3

62,5

-

-

-

Добившись успеха в учебе, радуюсь личным результатам

32,5

56,7

66,7

-

-

-

Добившись успеха в учебе, стремлюсь по­делиться знаниями с товарищами

25,0

50,1

66,7

-

-

-

При неудачах в учебе жду помощи от това­рищей

6,5

33,3

40,4

25,0

16,6

-

При неудачах в учебе обращаюсь к товарищам за помощью

25,0

50,1

84,5

12,5

-

-

В случае успеха това­рищей в учебе, радуюсь их результатам

25,0

33,3

66,7

37,5

-

-

Успехи товарищей в учебе не вызывают у меня никаких эмоций

37,5

16,6

-

62,5

72,4

83,4

Неудачи товарищей в учебе не вызывают у меня никаких эмоции

37,5

-

-

62,5

83,4

100,0

Неудачи товарищей в учебе вызывают у меня чувство тревоги за их результаты

25,0

33,3

89,6

37,5

-

-

Анализ нравственных отношений в экспериментальных коллек­тивах с использованием критериев стадий развития студенческого коллектива, разработанных на кафедре психологам Тамбовского государственного педагогического института, позволил прийти к важному выводу о том, что уровень развития коллектива академи­ческой группы является значимым фактором совершенствования лич­ностной позиции испытуемых и качественного роста коллективных отношений в учебной деятельности.

Психологический анализ взаимоотношений между студентами в процессе выполнения учебных заданий показывает, что нравствен­ные отношения в учении характеризуются рядом специфических особенностей. Главная особенность заключается в том, что уровень развития коллективных отношений в учебной деятельности студен­тов обычно отстает от уровня сформированности этих отношений в других сферах деятельности. Исходя из того, что успешное раз­витие коллективных отношений в учебной деятельности зависит от высокой стадии развития студенческого коллектива, при проведении исследования мы шли двумя путями: проводили организаторско-воспитательную работу непосредственно в сфере учения и содей­ствовали формированию коллектива в целом.

В 3 главе – «Психолого-педагогические особенности формирования коллективных отношений в учебной деятельности» - на осно­вании результатов формирующего эксперимента дается психологическая характеристика развития коллективных отношений в учебной дея­тельности, делается попытка изучить общие особенности психоло­гического механизма, перехода организуемых коллективных отношений в учении в личностные нравственные отношения.

Приступая к формированию коллективных отношений в учебной деятельности, мы исходили из ряда ранее изученных особенностей и закономерностей. Положительным фактором было то, что учеба в институте - это новый вид практической деятельности для испы­туемых, что облегчает совершенствование и даже перестройку сло­жившейся системы личностных отношений. Определить верное направ­ление поиска помогло указание В.И. Ленина о том, что идеологические отношения «прежде чем сложиться, проходят через сознание людей». Эта мысль находит развитие в психологических исследова­ниях (А.Н. Леонтьев, В.А. Яковлев).

Проведенная нами экспериментальная работа позволила сделать ряд выводов о психолого-педагогических особенностях формирования коллективных отношений в учебной деятельности студентов. Установ­лено, что более быстро и успешно в учебной деятельности развива­ются отношения, представляющие для студента личностную значимость. Ее становление определяется следующими факторами:

а) личностной значимостью получаемых в учебе результатов;

б) убеждением в полезности коллективного учебного труда для себя и товарищей;

в) положительными переживаниями отношений сотрудничества, требовательности и ответственности в учебе;

г) осознанием и переживанием личностной значимости нового коллективного требования.

В процессе эксперимента личностная значимость получаемых в учебе результатов бала свойственна всем испытуемым. Это ока­залось благоприятным условием успешного решения поставленной задачи, так как позволяло на базе учебных достижений формировать положительный опыт коллективных отношений в учении.

В процессе развития коллективных отношений в учебной деятель­ности мы стремились формировать убеждение в полезности коллектив­ного учебного труда для себя и товарищей. По мере формирования этого убеждения менялась личностная позиция, студенты начинали занимать активную позицию по отношению к сотрудничеству в учебной деятельности. Без убеждения в полезности коллективного учеб­ного труда они лишь формально участвовали в коллективных формах работы, фактически находясь в системе иных отношений.

Важным условием успешного развития коллективных отношений в учении является положительное переживание студентами отноше­ний сотрудничества и взаимодействия, требовательности и ответ­ственности, дружбы и товарищества в учебе. Положительные эмоции, сопровождающие коллективную учебную работу, способствовали укреплению возникающих коллективных отношений и являлись одним из сти­мулов их дальнейшего развития. Положительные эмоции делали кол­лективную учебную деятельность привлекательной для испытуемых. Поэтому экспериментальные занятия мы стремились проводить так, чтобы они вызывали положительные эмоциональные переживания сту­дентов.

Коллективные отношения в учебной деятельности не могли бы воз­никнуть без осознания и переживания личностной значимости нового коллективного требования - работать сообща. Требование работать сообща и лежащее в его основе коллективное мнение психологичес­ки объединяли студентов в процессе учебной деятельности. Это характерно для студентов, коллективное мнение для которых было личностно значимым. В условиях нашего эксперимента таких испы­туемых было большинство, и лишь отдельные члены эксперименталь­ных коллективов, находясь в системе иных, значимых для них неколлективных отношений, недостаточно считались с мнением това­рищей.

Перечисленные особенности отражают общий психологический механизм развития коллективных отношений в учебной деятельности в условиях их последовательного моделирования. Проведенное иссле­дование позволило дать психологическую характеристику формирова­ния коллективных отношений в учебной деятельности студентов.

В начале исследования две контрольные группы представляли собой коллективы, находящиеся на более высоком уровне развития, чем экспериментальные. Одна из групп была укомплектована выпуск­никами специальной школы с преподаванием ряда предметов на англий­ском языке. Вчерашние школьники были знакомы друг с другом до поступления в институт, многих из них связывали дружеские отноше­ния. Другая контрольная группа в неизменившемся составе пришла с подготовительного отделения, имея опыт совместной деятельности, зная особенности учебы в институте.

Экспериментальные группы находились в иных условиях. Студен­ты не были знакомы до поступления в институт. Коллектив в груп­пах к началу занятий находился на низкой стадии развития.

Спустя два года, нравственные отношения, моделируемые в учебной деятельности, превратились в коллективную норму поведения студентов экспериментальных групп. Эти отношения стали поддержи­ваться коллективным мнением, что превратило воспитание в двусто­ронний процесс. Усилия экспериментатора теперь поддерживались активной личностной позицией студентов. Отмечено совершенствова­ние нравственных отношений в учебной и других видах деятельности студентов экспериментальных груш, что видно из ответов на воп­рос «В каких видах деятельности наиболее полно сложились коллек­тивные отношения?», представленные в таблице 2. Эксперименталь­ные группы показали более высокий результат.

Таблица №2.

Ответы

Экспериментальные группы 32 чел.

До и после эксперимента в %

Контрольные группы 22 чел.

До и после эксперимента в %

Учебная деятельность (работа в аудитории и подготовка к занятиям)

9,4

85,3

13,6

18,2

Общественно-полезный труд в институте и городе

9,4

45,6

9,1

22,7

Работа в колхозе

59,4

65,6

50,1

63,6

Экскурсии и походы

9,4

56,3

9,1

9,1

Подготовка и проведение собраний, диспутов, общественные поручения

12,5

31,3

13,6

9,1

Художественная самодеятельность

6,3

34,3

4,6

18,2

Спортивная деятельность

12,5

59,4

9,1

13,6

Из приведенных данных следует, что совершенствование нрав­ственных отношений в учебной деятельности способствует качествен­ному росту коллективных отношений в академической группе.

Исследование показало, что первоначально в учебной деятельности целесообразно моделировать деловые отношения, в основе которых лежат деловые мотивы повышения уровня собственных зна­ний в коллективной учебе (З.И. Васильева, Т.Е. Конникова). Постепенно деловые отношения перешли в отношения подлинно коллективные гуманистические, отражающие систему новых, общественных мотивов. Произошло формирование общественной направленности в сфере учеб­ной деятельности. О нравственных качествах, проявляющихся в уче­бе, можно судить по данным таблицы 3.

Ответы

Экспериментальные группы 32 чел.

До и после эксперимента в %

Контрольные группы 22 чел.

До и после эксперимента в %

Коллективизм

-

79,4

9,1

16,2

Взаимная забота

3,1

64,6

18,2

16,2

Доброжелательность к товарищам

31,3

56,3

45,5

27,3

Добросовестность

45,6

87,5

45,5

72,7

Взаимная требова­тельность

-

45,6

13,6

9,1

Настойчивость

31,3

56,3

34,3

18,2

Критичность

28,2

51,3

31,8

29,1

Самокритичность

6,3

29,4

9,1

-

Индивидуализм

21,6

-

18,2

27,3

Отвечая на вопросы анкеты, студенты могли отметить несколько качеств. Общественная мотивация учебной деятельности проявлялась во время коллективной работы на занятиях, при совместной подготовке к занятиям, зачетам, в многочисленных случаях взаимопомощи, нередких фактах взаимообучения, то есть характеризовала всю систе­му учебной деятельности испытуемых студентов.

В ходе экспериментальной работы происходило изменение лич­ностной оценки объективных мотивов в учебной деятельности. Это проявилось, например, в эмоциональной реакции студентов на собственные результаты в учении, на успехи и неудачи товарищей, на коллективные показатели. В экспериментальных группах в отли­чие от контрольных, наиболее эмотивными являлись не только собственные оценки, но и учеба товарищей. Показательным было новое отношение к рецензированию ответов друг друга, в ходе которого студентами преследовалась цель оказать товарищу дейст­венную помощь.

Важным фактором, влияющим на формирование коллективных отношений, оказались индивидуальные особенности личности студентов.

В 4 главе – «Влияние индивидуальных особенностей личности студентов на развитие коллективных отношений в учебной деятель­ности» - на основе монографического изучения испытуемых анализируются индивидуальные особенности психологического механизма развития коллективных отношений в учебной деятельности.

В процессе исследования выяснилось, что проводимый формиру­ющий эксперимент не оказывал однозначного влияния на всех испытуемых. Сотрудничество в учебе становилось, по их словам, «праздником» для одних студентов. В коллективной учебной рабо­те они видели не только деловой, но и нравственный смысл. Других коллективная деятельность привлекала оживленной атмос­ферой, возможностью показать свои знания и повысить их уровень.

По-разному относились студенты к учебной работе друг с дру­гом. Одним сотрудничество с товарищем в учебе приносило удовлетворение, другие относились к подобным фактам нейтрально, поруче­ние выполнялось, если оно не мешало осуществлению мотивов лично­го содержания.

Формируемое коллективное мнение приобретало для студентов неоднозначный смысл. Некоторые члены экспериментальных групп находили в нем поддержку своим поступкам, другие испытуемые вынуждены были следовать новому коллективному требованию, стремясь сохранить свое положение в коллективе и не отстать от товари­щей. Для отдельных студентов требование товарищей противоречило их взглядам.

Процесс формирования коллективных отношений в учебной деятельности отличался у испытуемых и по длительности. Одни студенты относительно быстро включались в создаваемые отноше­ния. В других случаях требовались значительные усилия экспери­мента и немалое время, чтобы новые отношения стали поддерживать­ся активной личностной позицией их участников.

Обобщение данных наблюдений, анализа анкет, результатов опроса дало возможность выделить условно среди испытуемых подгруппы, студенты которых в каждом конкретном случае харак­теризовались определенной личностной позицией по отношению к коллективному учению - положительной, нейтральной и отрица­тельной. Личностная позиция, как показало исследование, отража­ла направленность личности испытуемых. В диссертации дается подробная психологическая интерпретация данных монографического изучения наиболее типичных представителей каждой подгруппы.

В экспериментальных группах первоначально было 12,5% сту­дентов с положительной активной личностной позицией по отноше­нию к коллективному учению и общественной направленностью личности. Через два года мы отметили формирование обществен­ной направленности в учебном труде у 75,0% испытуемых. В конт­рольных группах количество студентов с общественной направленностью равнялось 13,6% и не менялось в течение исследуемого периода.

У испытуемых с общественной направленностью и положитель­ной активной личностной позицией по отношению к коллективной учебе переход организуемых коллективных отношений в учебной деятельности в личностные осуществлялся наиболее быстро и легко. Для этого не требовалось вносить большие изменения в систему личностных отношений, достаточно было использовать имеющийся нравственный опыт. Чтобы обеспечить активность личностной пози­ции испытуемых, необходимо было сформировать убеждение в важнос­ти коллективного учебного труда для сплочения коллектива, повышения уровня знаний всей группы. Эти убеждения формировались в активной деятельности студентов и оказывали положительное влия­ние на характер деятельности. Испытуемым этой группы предлага­лось показать пример в коллективной учебе, давались поручения организовать сотрудничество, внимание привлекалось к положительным переменам, происшедшим в отношениях, в учебных показа­телях. Отношение к учебному труду начинало соответствовать создаваемым нормам после того, как у студентов формировалось убеждение в полезности коллективного учения для них самих и всего коллектива в благотворном влиянии новых отношений на развитие дружеских связей.

Исходя из того, что эти испытуемые постепенно начали про­являть устойчивое стремление работать коллективно, получали удовлетворение от процесса коллективной учебной деятельности и положительных результатов, стремились к все более высоким показателям, искали пути дальнейшего совершенствования совмест­ного учебного труда, мы сделали вывод о наличии у них потреб­ности в коллективной учебной деятельности. Развитие потребности обусловило устойчивый доминирующий характер новых мотивов. Коллективные отношения, ранее малосвойственные учению, начинали распространяться на эту сферу деятельности, становились главным фактором воспитания общественной направленности студентов.

Включая в коллективные отношения студентов с неустойчивой направленностью и нейтральной позицией по отношению к коллективному учению, мы ставили задачу показать, что новые отношения становятся коллективной нормой. Экспериментатор обращал внимание испытуемых на то, что все большее количество членов группы начи­нает поддерживать новые отношения, отмечались наиболее удачные приемы работы, найденные отдельными студентами. Использовалось коллективное мнение, которое направлялось против тех, кто пытал­ся уйти от ответственности перед коллективом за результаты учебы своей и товарищей. Предлагалось помочь товарищу, обратиться за помощью самому, организовать коллективную работу.

Нейтральная личностная позиция испытуемых мало способство­вала успешному развитию коллективных отношений в учении. Возможность изменить ее характер расширялась по мере того, как новые отношения начинали поддерживаться коллективным мнением. Из пассивных наблюдателей испытуемые превращались в участников создания новых отношений. Сами отношения также претерпевали изменения, из деловых переходили в гуманистические, подлинно кол­лективные. Они занимали все большее место в учебной деятельности, становились основой формирования общественной направленности.

В начале в экспериментальных группах было 78,1% испытуемых с неустойчивой направленностью личности, разнородной системой сложившихся нравственных отношений. Через два года их стало 25,0%. В контрольных группах первоначально количество студентов

с неустойчивой направленностью равнялось 77,3%, а через два года - 81,8%. У некоторых испытуемых в основе общественно-ценных мотивов учения лежало убеждение в важности для себя новых отно­шений. В ряде случаев удалось воспитать потребность в коллектив­ных отношениях. У этих испытуемых новые отношения и мотивы отли­чались наибольшей устойчивостью.

Наиболее сложно переход организуемых коллективных отношений в учебной деятельности в личностные осуществлялся у студентов с эгоистической направленностью. Личностная позиция испытуемых препятствовала их включению в систему коллективных учебных отношений. Главным методом, способным поколебать личностную позицию, являлся «взрыв». В процессе последующей работы мы стре­мились показать студентам пути развития новых отношений, создать условия для положительного переживания сотрудничества в учебе, поручить ответственную роль в организации коллективной работы. Вначале в экспериментальных группах было 9,4% студентов с эгоис­тической направленностью. Через 2 года мы не отмечали проявлений эгоизма у членов экспериментальных групп. В контрольных группах до эксперимента было 9,1% студентов с эгоистической направлен­ностью, через 2 года - 4,6%. Включение в систему коллективных отношений в учебной деятельности способствовало воспитанию у испытуемых общественно-ценных мотивов, идущих от сознательно поддерживаемого убеждения в важности для себя новых отношений.

Заключение. Поставленная в исследовании проблема является актуальной. Формирование коллективных отношений в учебной дея­тельности студентов составляет важную задачу на пути повышения качества подготовки педагога. Решение ее связано с изучением психологического механизма перехода организуемых коллективных отно­шений в учении в личностные нравственные отношения.

Следует учитывать, что характер формирования нравственных отношений в учебной деятельности в существенной мере определяется их спецификой. Поэтому возникает необходимость преднамеренно создавать их.

Организация коллективных отношений в учении может осуществ­лять как прямым, так и опосредованным путем. Наилучшие результаты возможны при единстве этих способов воздействия - организации кол­лективных отношений непосредственно в сфере учебы и повышения стадии развития студенческого коллектива. Совершенствование сис­темы коллективных отношений в учении, в свою очередь, способст­вует качественному росту студенческого коллектива в целом.

На базе личностной значимости деловых мотивов в учебной деятельности оказалось возможным создать систему общественных мотивов, если новые отношения приобретали личностную значимость. Вместе с формированием системы общественно-ценных мотивов в учении возрастало влияние коллективного мнения, которое психоло­гически объединяло студентов в решении познавательных задач.

Исследование показало, что успешное формирование коллектив­ных отношений во многом определяется личностной позицией студен­тов. Работа позволила установить, что она отражает опыт нравст­венных отношений и соответствует направленности личности.

Результаты эксперимента доказывают, что учебный труд, при правильной организации нравственных отношений, содержит большие возможности воспитания коллективности. Этому способствует дли­тельный, систематический и организованный характер учебного процесса. В плане практической воспитательной работы в вузе эксперимент доказывает целесообразность управления развитием коллек­тивных отношений в учебной деятельности студентов. Коллективные отношения в основной сфере деятельности студентов - учении - являются одним из главных факторов развития студенческого коллектива и нравственного формирования.

Проведенное исследование вызывает необходимость последующего изучения таких проблем, как влияние нравственных отношений в учебном труде на формирование профессионально-педагогических качеств будущего учителя. Это составит предмет дальнейшего поиска.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Особенности нравственных отношений в учебной деятельности и формирование личности студентов. Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Вып.1. Тамбов, 1973.

2. О формировании коллективистических отношений в процессе учебной работы. Вопросы методики воспитания студенческой моло­дежи. Вып.1. Тамбов, 1973.

3. Коллектив как фактор формирования нравственных отношений в учебной деятельности. Вопросы психологии воспитания. Вып.4. Тамбов, 1974.

4. Влияние коллективных отношений в учебной деятельности на развитие студенческого коллектива. Вопросы педагогики высшей школы. Тамбов, 1975.

5. Факторы формирования коллективных отношений в учебной деятельности студентов. Вопросы психологии обучения и воспита­ния. Известия Воронежского государственного педагогического инсти­тута. Т. 184, Воронеж, 1376.

6. Индивидуальные особенности формирования коллективных отношений в учебной деятельности студентов. Вопросы психологии воспитания. Вып.5. Тамбов, 1976.

Перейти к списку диссертаций