Соотношение уровней общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

Диссертант: Митева Лидия Бонева
Год защиты: 1984
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Лисина М.И.
Ведущее учреждение: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина
Место выполнения: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР
Оппоненты: Ляудис В.Я., Коломинский Я.Л.

МИТЕВА ЛИДИЯ БОНЕВА

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена сопоставлению развития общения со взрослым и со сверстником у детей дошкольного возраста

Актуальность темы исследования определяется важностью для практики общественного воспитания детей выяснения особенностей развития общения ребенка - дошкольника со взрослым и сверстником и уточнения их места и роли в общем психическом развитии ребенка.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней обще­ние со взрослым рассматривается как ведущий фактор, обуславли­вающий возникновение и развитие общения сверстников. В работе вводится и разрабатывается понятие "уровня общения", которое до­полняет и развивает методы исследования общения.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволяют наметить научно-обоснованные практические рекомендация, которые обеспечат более эффективное влияние роди­телей и воспитателей детских садов на становление я развитие об­щения детей между собой, а также создать методики для диагностики развития общения.

Основным в работе является понятие "уровня общения". Уро­вень общения рассматривается как комплексная характеристика раз­витости самого общения как особой коммуникативной деятельности. Уровень развитости общения ребенка со взрослым и сверстником определяется по следующим параметрам: 1) выделенностъ общения из предметной деятельности; 2) способность к разным по содержа­нию и функциям контактам; 3) значимость общения для ребенка; 4) гибкость отношения к партнеру.

Гипотеза исследования состоит в следующем: а) общение со взрослым на протяжения всего дошкольного детства опережает по уровню своего развития общение со сверстником; б) с возрастом происходит сближение между уровнем общения со взрослым и со сверстником; в) уровень развития общения со взрослым и со свер­стником характеризуется разным значением составляющих его пара­метров общения.

Целью работы является определение уровней общения с взрос­лым и со сверстником и их сопоставление на разных этапах дошкольного детства. В ходе исследования решались следующие задачи:

1) выявить и сопоставить уровень общения ребенка с взрос­лым и со сверстником на разных этапах дошкольного возраста

2) исследовать возрастную динамику выделенных параметров общения в двух сферах коммуникативной деятельности детей с взрослым и сверстником;

3) охарактеризовать качественное своеобразие уровня общения с взрослым и со сверстником на основе выделенных параметров общения и их показателей.

Методика исследования состояла в наблюдении за поведением до
школьников в процессе взаимодействия с взрослыми и со сверстником в разных ситуациях, моделирующих основные виды деятельности детей дошкольного возраста. В экспериментах участвовали 50 детей от 8 до б лет из детских садов 744 и 530 г. Москвы и 70 г. Софии. С каждым ребенком проведено по 20 опытов. Всего было проведено
более 1000 опытов.

Результаты исследования состоят в следующем:

1) Общение со взрослым опережает в своем развитии общение со сверстниками; уровень общения со взрослым на протяжении всего до школьного возраста является более высоким, чем со сверстником.

2) С возрастом разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником сокращается и к концу дошкольного возраста у большинства детей уровень общения в обеих сферах сближается.

3) На протяжении дошкольного возраста происходят существенные сдвиги по всем рассматриваемым параметрам общения, при этом общение со сверстником развивается более интенсивно. К концу дошкольного возраста дети сознательно выделяют сверстника как предпочитаемого партнера по общению.

4) Общение дошкольников с взрослым и сверстником характери­зуется разным соотношением анализируемых параметров: показатели выделенности общения и  способности к личностным контактам являются более высокими в сфере общения со взрослыми; показатели значимости общения более ярко выражены в общении со сверстником

5) В общении со взрослым преимущественно развиваются содер­жательные аспекты общения, а при взаимодействии со сверстником - динамические.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем: а) впервые реализовано экспериментальное изучение уровня общения детей с взрослым и со сверстником по единой методике; б) введен и апробирован новый метод измерения общения через определение уровня его развитости; в) разработаны методики естественного эксперимента, позволяющие выявить количественное значение и каче­ственный состав параметров уровня общения; г) на основе количественного и качественного анализа получены новые сведения о возрастной динамике общения у дошкольников.

Достоверность установленных фактов обеспечена надежной статистической обработкой материала (корреляционный анализ, критерий знаков, парный критерий Вилкоксона).

Полученные результаты подвергались апробации путем участия автора в работе V и VI научных конференций болгарских аспирантов, обучающихся в СССР в 1981 и 1983 г.г. и II Конгресса болгарских психологов в 1982 году в г.Софии, обсуждения в Лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ Об­щей и педагогической психологии АПН СССР. Основное содержание диссертации отражено в трех публикациях автора, из которых одна - на русском языке.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последнее время внимание психологов все больше привлекают проблемы общения. В современной детской психологии ряд научных разработок указывает на важность общения ребенка с другими людьми для его общего психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В детской психологии выделяются две основные сферы общения ребенка – общение со взрослым и сверстниками. Возникновение и развитие общения ребенка со взрослым систематически исследуется в рамках концепции генезиса общения, разработанной А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной, начиная с младенчества и до конца дошкольного возраста. Основные вопросы, которые были рассмотрены в этих исследованиях, касались структуры и развития основных генетических форм общения ребенка с взрослым (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияния общения со взрослым на общее психическое развитие ребенка и на его отдельные стороны: на познавательную активность (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, С.Ю. Мещерякова, М.И. Лисина), на развитие речи (М.Г. Елагина, В.В. Ветрова, А.Г. Рузская), на формирование привязанности детей к взрослому (С.В. Корницкая, И.А. Кондратович, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина), на развитие самосознание детей (Н.Н. Авдеева, М.И. Лисина, И.Т. Дмитров, А.И. Силвестру), на развитие памяти и внутреннего плана действий в аспекте готовности детей к школьному обучению (Е.О. Смирнова, Г.И. Капчеля).

В последние годы в связи с проблемами, встающими перед совре­менным общественный воспитанием, все более интенсивно исследуется общение детей со сверстниками, которое занимает важное место в их жизни. Основные аспекты изучения советскими психологами особенностей контактов между детьми дошкольного возраста состоят в основном: в анализе динамики взаимоотношений между сверстниками (ЯЛ. Коломинский, Т.А. Репина и др.); в изучении особенностей взаимоотношений детей в зависимости от организации их совместной деятельности (В.В. Абраменкова, Ю.Я. Приходько и др.); в выявле­нии взаимосвязи общения ровесников с нравственным развитием их личности (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С. Г. Якобсон, Р.А. Курбанов). Вместе с тем, остается не до конца выясненным вопрос о роли общения ребенка с другими детьми в его психическом развитии, о его специфике и о факторах, обусловливающих становление общения сверстников. Некоторые авторы усматривают специфическую роль общения ребенка со сверстником в преодолении им своего замкнутого социального мира (семья, родные) и в усвоении опыта по налаживанию контактов с разными по возрасту людьми (А. Кемпинский, СЛ. Рубинштейн, Б. Спок).

В подавляющем большинстве работ общение дошкольников рассматривается как самостоятельная, уже сложившаяся действительность, изолированная от сферы общения со взрослым. Однако едва ли возможно понять основные закономерности и специфику общения дошкольников со сверстником вне контекста развития их общения с взрослым.

В ряде зарубежных исследований общение детей со сверстником рассматривается в связи с их общением с взрослыми. Так в психоаналитической литературе выдвигается тезис о компенсаторных отношениях между общением ребенка с взрослым и со сверстником (Джанис Гибсон, Х. Харлоу и М. Харлоу и др.).

Проблема влияния взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматривается представителями школы "социального научения" (У. Хартап, Д. Брайан). Результаты исследований, проведенных в русле этой концепции, показывают, что воздействия, идущие от взрослых и от сверстников, являются аддитивными. При этом взрос­лый, как источник "социального подкрепления" значительнее сверст­ника. По данным этих исследований, коммуникации детей со сверст­никами отличаются от коммуникаций со взрослыми только количествен­но. В поведенческой психологии ставятся вопрос о взаимодополняющей роли обеих сфер общения дошкольников. Однако такого рода позиции не позволяют раскрыть природу, место в роль каждой из рас­сматриваемых сфер общения дошкольников в их общей жизнедеятельности.

В лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР изучение роли, функции и специфики общения сверстников реализуется  методом систематического сопоставления развития общения между детьми с характеристиками общения ребенка с взрослым. Ис­следование общения с взрослым и сверстником осуществляется на основе единых исходных теоретических позиций, разработанных М.И. Лисиной. Они состоят в следующем: I) общение детей с взрослыми и сверстниками имеет единую природу; в то, в другое являет­ся особой коммуникативной деятельностью; 2) каждая сфера общения характеризуется своеобразным содержанием коммуникативной потребности; 3) становление гармонической личности ребенка требует оп­тимального развития у него общения как с взрослым, так а со сверстником, поскольку роль обеих сфер общения в общем психичес­ком развитии ребенка специфична и взаимообусловлена.

В данном коллективе развитие общения между сверстниками про­слеживается с первых месяцев жизни детей. Исследования показали, что на первом году жизни контакты между младенцами не являются общением, но подготавливают его (С.В. Корницкая, Л.М. Царегородцева). Качественное своеобразие потребностей и мотивов общения между детьми в раннем и дошкольном возрасте была предметом исследования в ряде работ (Л.Н. Галигузова, Р.И. Деревянко, Р.А. Смир­нова и др). Эти исследования показали, что потребности и моти­вы общения детей в двух сферах - с взрослым и сверстником - ана­логичны по содержанию (потребность во внимании и доброжелатель­ности, сотрудничестве, уважении, взаимопонимании и сопереживании; мотивы делового, познавательного и личностного характера). Вместе с тем они имеют и свою специфику. Если взрослый является об­разцом для подражания, источников тепла в доброжелательном цени­телем достижений ребенка, то сверстник, прежде всего, выступает как партнер по совместной игре и как "невидимое зеркало", обес­печивающее ребенку самопознание и самооценку (М.И. Лисина, А.И. Силвестру, Р.И. Деревянко). Если в общении со взрослым дошкольник присваивает (социально наследует) образцы деятельности, то в контактах со сверстником он апробирует эти образцы.

Однако сопоставление специфически особенностей отдельных па­раметров общения дошкольников с взрослым и сверстником (потреб­ностей и мотивов) не позволяет судить об относительной продвинутости у детей общения с взрослым и сверстником, о мере его развитости в целом в двух сферах. Отдельные экспериментальные факты, свидетельствующие о взаимосвязи общения сверстников с их общением со старшим партнером (Л.Н. Галигузова, Д. Б. Годовикова, И. А.Залысина, А.Э. Рейнстейн и др.) не позволяют в полной мере раскрыть и обосновать взаимосвязь двух сфер общения.

Необходимость получения общей и целостной картины развитости общения у дошкольников с взрослым и сверстником на протяжении первых семи лет жизни и проведение систематического их сопоставле­ния является остро актуальной научной задачей. Поставленная зада­ча требует адекватного метода исследования, позволяющего по единым показателям, на основе единых методических приемов и в целост­ном виде сопоставить степень развитости общения ребенка с взрос­лым и со сверстником, а также проследить их взаимосвязь.

При исследовании генезиса общения ребенка с взрослым использовалось понятие "формы общения" (М.И. Лисина) в качестве целостной его характеристики, описывающей его качественное своеобра­зие на каждом этапе развития (содержание коммуникативных потреб­ностей, ведущих мотивов, средств общения). Форма общения позволя­ет проследить этапы становления коммуникативной деятельности в связи с широким контекстом общей жизнедеятельности ребенка, с типом ведущей деятельности. Но в ней специально не выделяются и не прослеживаются функционально-динамические аспекты самого общения. Она и дает возможность представить общую картину развития коммуникативной деятельности, а именно: меру продвинутости ребенка в овладении этой деятельностью, а также меру направленности на парт­нера по общению. При сопоставлении двух сфер общения указанные аспекты приобретают большое значение. Это побудило нас разрабо­тать понятие "уровня общения", которое является комплексным выра­жением развитости самого общения, охватывающего ряд важных для его характеристики параметров.

Рассмотрим основные параметры общения, определяющие уровень
его развитости.         

1.Выделенность общения из предметной деятельности является стороной совместной деятельности людей и неразрывно связано с ней. Однако, общение нельзя свести к совместной деятельности.

Относительная автономность общения от предметной деятельности, его несводимость к совместным действиям, является важнейшим показателем меры сформированности коммуникативной деятельности. Поэтому первым показателем уровня развитости общения является параметр, характеризующий его автономность от предметной деятельности и от конкретной ситуации взаимодействия. Данный параметр отражает связи содержания общения с конкретной ситуацией и с кон­кретной предметной деятельностью ребенка. Он является показателем меры выхода общения за пределы ситуации, а также меры выделенности его в самостоятельную деятельность.

П. Способность к разным контактам. Данный параметр включал различение контактов детей как по содержанию, так и по функции. Опираясь на разработанные М.И. Лисиной формы общения ребенка со взрослым, в качестве основных содержательных типов контактов, мы рассматривали деловые, познавательные и личностные контакты. При этом наиболее высокий уровень развития общения характеризуется преобладанием личностных контактов, как самых сложных для до­школьников, отражающих наиболее высокую форму общения у них. По­этому, выясняя способность к разным по содержанию контактам, мы рассматриваем прежде всего способность к личностным контактам.

При выяснении способности к разным по функции контактам мы стремились определить, на сколько разнообразны обращении ребенка к партнеру и какие именно функции выполняют различные контакты, мы исходили из того, что развитое общение должно быть богатым и разнообразным по своему функциональному составу и включать в се­бя информативные, побудительные, контролирующие, оценочные и другие типы контактов.

III. Значимость общения для ребенка. При психологическом ана­лизе уровня развитости общения необходимо учитывать его субъективную значимость для ребенка, меру устремленности его к партне­ру. Данный параметр отражает степень напряженности потребности в общении и выражается в эмоциональной окрашенности общения, актив­ности субъекта, в степени удовлетворения ребенка взаимодействием с партнером. Все эти характеристики общения были включены нами в параметр значимости общения.

IV. Гибкость отношения к партнеру. Поскольку общение является особой деятельностью, направленной на другого человека (М.И. Лисина), необходимой характеристикой целостной картины общения должна быть мера этой направленности, определяющая степень учета одним партнером другого и его способность адаптировать свои ини­циативные акты к нуждам другого человека, степень выраженности отношения к нему как к субъекту. Этот параметр, характеризующий аспект направленности на другого человека мы обозначили как гиб­кость отношения к партнеру.

Выделенные аспекты общения охватывают как содержательные, так и динамические аспекты общения: параметр выделенности и способ­ности к личностным контактам характеризуют содержательную сторону общения, а параметры значимости общения, способности к разным по функциям контактам и гибкости отношения отражают его динамическую сторону. Указанные параметры, описывая различные аспекты общения, дают достаточно полную обобщенную картину уровня его развитости. При выявлении уровня общения мы исходили из того, что развитое об­щение характеризуется максимальным значением всех выделенных пара­метров. Определение конкретного уровня общения у отдельных детей проходило на основе соотнесения его показателей с этим максималь­но высоким уровнем развития общения.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с задачей исследования была разработана методи­ка, которая состоит из четырех ситуаций, имеющих характер игры или беседы. Основными экспериментальными ситуациями являлись: 1) совместная игра (дидактического типа) в сотрудничестве с парт­нером; 2) общение ребенка на фоне его индивидуальной деятельности (раскрашивание, рисование); 3) совместное рассматривание о партнером книжек, открыток и фотографий; 4) беседа на познавательные и лич­ностные темы. Во всех экспериментальных ситуациях партнером ребен­ка-испытуемого являлся взрослый (экспериментатор) и другой ребе­нок из той же группы детского сада. В отдельных экспериментальных ситуациях ребенок общался со взрослым, со сверстником и одновре­менно с двумя партнерами разного возраста. Экспериментальные си­туации имели несколько вариантов по содержанию предъявляемого ма­териала. Общение в отдельных ситуациях по-разному соотносилось с практической деятельностью. В совместных играх общение ребенка с партнером непосредственно переплеталось с совместной практической деятельностью и отражало взаимодействия, складывающиеся по ходу этой деятельности. В беседе предметная деятельность полностью отсутствовала, это была ситуация "чистого" общения. В остальных двух ситуациях практические взаимодействия между партнерами объек­тивно были несколько более ограниченными, чем в игре.

Описанные ситуации были выбраны для создания широкого диапа­зона условий общения ребенка с взрослым и сверстником. Вместе о тем, выбранные ситуации были максимально близки к реальным усло­виям деятельности и общения ребенка в группе детского сада.

В эксперименте участвовали дошкольники трех возрастных групп 8-4 лет, 4-5 лет и 5-6 лет.

Все речевые высказывания ребенка-испытуемого и его партнеров фиксировались, а в последствии были классифицированы на основании их адресованности к партнеру, содержания, функции, степени внеситуативности. Невербальные показатели параметра значимости обще­ния - интенсивность внимания к партнеру, эмоциональные проявления, степень удовлетворения общением, определялись в условных баллах по специально разработанным шкалам. Подученные результаты были под­вергнуты статистической обработке.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ

На основе количественного анализа полученных результатов нами выделены три уровня развитости общения у детей: низкий, средний и высокий. Эти уровни обнаруживаются в обеих сферах общения дошколь­ников. Основным критерием уровня развитости общения является сте­пень выраженности основных параметров общения ребенка, которую мы выявляли по сумме значений определяющих их показателей. Поскольку разные параметры общения характеризуют разные его аспекты, то мы рассматривали все четыре параметра как равнозначные. Уровень обще­ния (УО) является обобщенной картиной выраженности всех параметров, вместе взятых, на основе их количественных показателей, определяющих низкую, среднюю и высокую степень их развитости.

Результаты показали, что уровень общения ребенка с взрослым либо опережает УО со сверстником, либо совпадает с ним. Только у одного ребенка УО со сверстником опережал УО с взрослым.

Материалы исследования показывают, что с возрастом происходят существенные сдвиги в обеих сферах общения ребенка, которые отра­жаются в изменении представленности трех уровней общения у детей разных возрастных групп.

Таблица 1.

Количество детей (в %) с высоким, средним и низким УО с взрослым и сверстником в разных возрастных группах.

Возраст

В общении со взрослым

В общении со сверстниками

Высокий УО

Средний УО

Низкий УО

Высокий УО

Средний УО

Низкий УО

3-4

22

64

14

-

57

48

4-5

37

63

-

10,5

79

10,5

5-6

41

59

-

23,5

70,5

6

Всего

34

62

4

12

70

18

Полученные результаты показывают, что о возрастом число детей с высоким УО увеличивается, а количество детей с низким УО умень­шается. Эти данные подтверждают факт возрастного развития общения детей: чем старше ребенок, тем лучше у него развито общение с взрослым и сверстником по выделенным параметрам. Во всех возраст­ных группах количество детей о высоким УО с взрослым превышает количество детей с высоким УО со сверстником. Этот результат ука­зывает на то, что общение ребенка с взрослым опережает в своем развитии общение со сверстником. Однако, увеличение числа детей с высоким УО происходит более быстрыми темпами в сфере общения ре­бенка со сверстником.

Принципиально важным для сопоставления развитости двух сфер общения ребенка является вопрос о соотношении уровней общения с взрослым и со сверстником у отдельных детей из разных возрастных групп. В младшей возрастной группе у половины детей (50%) УО с взрослым превышал УО со сверстником, у остальных детей УО со взрослым и со сверстником был одинаковым. С возрастом постепенно увеличивается число детей, у которых УО с взрослым и со сверст­ником уравнивается. В средней возрастной группе количество детей с равным УО по отношению к партнеру-взрослому и сверстнику сос­тавляло 63%, а в старшей - число детей с равным УО в обеих сфе­рах составляло 65%. Этот факт показывает, что о возрастом УО ре­бенка с взрослым и со сверстником постепенно сближается, а в старшей группе у отдельных детей УО со сверстником уже превышал УО с взрослым.

Таким образом, сравнительный анализ У0 с взрослым и со сверстником показывает, что на протяжения всего дошкольного возраста в целом мера развитости общения детей со взрослым превышает их продвинутость в общении со сверстником. Общение со взрослым у до­школьников опережает в своем развитии общение со сверстником. Об этом свидетельствует как общее число детей, достигших высоких уровней в общении со взрослым и со сверстником, так и соотношение УО в этих двух сферах у отдельных детей во всех возрастных группах.

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Поскольку выбранные нами параметры характеризовали различные аспекты общения, необходимо было выяснять, какие именно стороны общения более интенсивно развиваются в общении со взрослым, а ка­кие со сверстником. Рассмотрим значение отдельных параметров и их показателей в двух сферах (табл. 2).

Таблица 2

Значения параметров общения у дошкольников в разных воз­растных группах в контактах со взрослым и сверстником

Возрастные группы

Параметры общения

Выделенность (количество внеситуативных высказываний      в %)

Способность к разным контактам (количество личн. контакт.в%)

Значимость в сумме по всем показателям (в баллах)

Гибкость (количество конструктивных контактов в %)

Взр.

Свер.

Взр.

Свер.

Взр.

Свер.

Взр.

Свер.

3-4

51

37

29

18

38

33

97

47

4-5

75

51

47

28

44,1

49,7

80

60

5-6

70

46

48

31

36,4

47,9

97

58

Всего

69

46

42

27

118,5

130,6

89

55

Параметр выделенности общения из предметной деятельности из­мерялся количеством высказываний, адресованных партнеру и не свя­занных с окружающей ситуацией и с предметной деятельностью. Воз­растная динамика этого показателя свидетельствует о том, что с возрастом общение все больше отделяется от предметной деятельнос­ти. Причем во всех возрастных группах внеситуативных и внедеятельностных высказываний значительно больше наблюдалось у детей в об­щении с взрослым, чем со сверстником. Особенно значительны эти различия в младшей возрастной группе: здесь все высказывания де­тей, адресованные сверстнику, включены в деятельность детей. В то же время, общаясь с взрослым, дети обсуждают темы, не связан­ные с их конкретной деятельностью. Все чаще их общение с взрос­лым приобретает характер самостоятельных эпизодов, увеличивающих­ся по протяженности во времени и по объему обсуждаемого материала. В старших возрастных группах показатели выделенности общения в двух сферах сближаются за счет резкого возрастания внеситуативных и внедеятельностных высказываний, адресованных сверстнику. Но и в старшей возрастной группе выделенность общения у детей больше выражена в общении с взрослым.

Параметр значимости общения отражает субъективную удовлетво­ренность ребенка общением, меру напряженности его потребности в общении. Он выражался в эмоциональной окрашенности контактов ре­бенка, в общей его активности, в отрешении продолжит взаимодей­ствие с партнером. Результаты экспериментов выявили у дошкольни­ков следующую возрастную динамику этого параметра в двух сферах общения. В младшей возрастной группе значимость общения с взрос­лым несколько выше, чем со сверстником. В средней и в старшей группе показатели значимости общения становятся заметно более выраженными в сфере общения со сверстниками. Особенно ярко это проявляется в эмоциональной насыщенности контактов детей и в об­щей активности, общения сверстников, все бурные проявления радос­ти и других эмоций были направлены на сверстника. Выявленная воз­растная динамика свидетельствует о том, что, начиная с 4-5 летнего возраста, ровесник выделяется как предпочитаемый партнер по общению.  

Способность к разным контактам анализировалась по двум направ­лениям: по линии содержания контактов и по функции этих контактов. Анализ содержания контактов детей показывает, что в сфере общения со сверстниками преобладающими являются деловые контакты на про­тяжения всего дошкольного возраста. У детей 3-4 лет в общении со взрослым также преобладают деловые контакты. В средней возраст­ной группе при общении со взрослым преобладающими являются личностные контакты; причем у половины всех испытуемых этой группы деловые, познавательные и личностные контакты были выражены в рав­ной степени. Такое соотношение контактов характерно и для дошкольников старшей возрастной группы. Несмотря на то, что относительное число личностных контактов со сверстниками с возрастом увели­чивается, доминирующим типом детских контактов с ровесниками ос­таются деловые контакты.

По функции в общении контакты детей были разделены на инфор­мативные, контролирующие, побудительные и оценочные. Преобладаю­щей функцией контактов с взрослым была информативная: дети либо сообщали взрослому нечто о себе, либо задавали познавательные вопросы, либо пытались выяснить что-либо со взрослым. В сфере об­щения со сверстником функции контактов были более разнообразными: здесь в равной мере встречались и побуждения к деятельности, и контролирующие высказывания, и оценки себя и партнера, и информа­тивные сообщения. В целом во всех возрастных группах функциональ­ный состав контактов детей со сверстником был богаче и разнообраз­нее, чем с взрослым.

Параметр гибкости общения выявлял степень ориентация на парт­нера и определялся соотношением конструктивных и негативных кон­тактов. В сфере общения со взрослым во всех возрастных группах преобладали конструктивные контакты (89%). Как правило, дети охот­но соглашались с предложениями взрослого, с его мнением, иногда сами предлагали различные формы совместной деятельности. Конфлик­тов с взрослыми практически не наблюдалось. В общения со сверст­ником картина была иная: негативные и конструктивные контакты встречались почти с одинаковой частотой. Среди конструктивных контактов преобладали активные предложения. Согласия с другим ре­бенком, встречались крайне редко. Дети либо вовсе не замечали пред­ложений другого ребенка, либо отвергали их, противопоставляя свои. Поэтому среди негативных контактов преобладали несогласия, между сверстниками достаточно часто наблюдались конфликты.

На протяжении дошкольного возраста по параметру гибкости про­исходят существенные сдвиги в сфере общения со сверстником. Боли в младшей возрастной группе у большинства детей преобладают нега­тивные контакты (до 70%), то в старших возрастных группах несог­ласий и конфликтов становится значительно меньше, а число конст­руктивных контактов соответственно увеличивается, меняются и пово­ды для конфликтов. Так младшие дети ссорятся в основном из-за игрушек, а старшие из-за недооценки сверстником умении ребенка или из-за несовпадения мнений по различным вопросам. В сфере общения со взрослым гибкость общения во всех возрастных группах остается на том же уровне, поскольку уже в младшей группе негативные контакты со взрослым практически отсутствуют. В целом, параметр гиб­кости был более выражен в сфере общения со взрослым, что свиде­тельствует о том, что дошкольник скорее ориентирован в своем поведении на взрослого, чем на сверстника. Однако динамическая сто­рона общения (количество предложений, возражений, конфликтов) значительно ярче выражена в общении со сверстником: общее число контактов со сверстником почти в два раза больше, чем со взрослым.

Таким образом, анализ возрастной динамики отдельных парамет­ров показывает, что их выраженность в двух сферах общения является различной. На протяжении дошкольного возраста наблюдаются суще­ственные изменения по всем рассматриваемым нами параметрам общения. При чем особенно значительные сдвиги происходят в сфере об­щения со сверстником.

Особый интерес представляют данные о взаимосвязи различных параметров в двух сферах общения у дошкольников, полученные мето­дом корреляционного анализа. Обнаружена значимая корреляция по параметрам выделенности общения и способности к личностным кон­тактам между сферой общения ребенка с взрослым и со сверстником (r = 0,48 и r =0,41). Учитывая тот факт, что значение этих пара­метров является более высоким в сфере общения с взрослым, нали­чие данной связи может свидетельствовать о том, что развитие со­держательной стороны общения с взрослым является ведущий факто­ром развития общения дошкольников.

Корреляционный анализ выявил отрицательную зависимость между параметрами значимости и способности к различным личностным кон­тактам в сфере общения ребенка со сверстником во всех возрастных  группах: младшей (r = - 0,53), средней (r = - 0,30) и старшей (r = - 0,44). Это по-видимому, может свидетельствовать о том, что    в сфере общения со сверстником отдельные аспекты общения могут находиться в противоречии: чрезмерная эмоциональная насыщенность и возбуждение в процессе общения (высокая значимость), могут тор­мозить проявление способности к личностным контактам.

Рассмотрение отдельных параметров показало, что выбранные на­ми аспекты общения имеют разную выраженность в двух сферах общения. Это обуславливает разный качественный состав обобщенных уров­ней общения детей со взрослым и сверстником. В сфере общения со взрослым высокий УО достигается за счет максимально выраженной выделенности общения и способности к личностным контактам (соответ­ственно 78% и 71% детей имеют максимально высокие для выборки значения по этим параметрам). В сфере общения со сверстником высокий УО в основном достигается за счет высокой значимости обще­ния. На протяжении всего дошкольного возраста высокая значимость, и в особенности эмоциональная насыщенность общения, является от­личительной особенностью контактов сверстников.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ

Качественный состав УО в нашей работе определяется через со­отношение различных параметров, входящих в него. Исследуемые па­раметры УО характеризовали два основных аспекта коммуникативной деятельности: это, во-первых, содержательную сторону общения, ко­торая выявлялась через параметры выделенности общения и способ­ности к разным по содержанию контактам; и, во-вторых, - функционально-динамическую сторону, которая характеризовалась параметра­ми значимости общения и способностью к разным по функциям контак­там. Выше уже упоминалось, что анализ отдельных параметров пока­зал, что эти аспект общения не коррелируют между собой и разви­ваются относительно независимо. Между тем, параметры, характери­зующие содержательную сторону общения, образуют устойчивую связь. Это позволило положить в основу качественного состава УО соотношение с содержательного и динамического аспектов общения. При опре­делении качественного состава УО мы выявили относительную продви­нутость данных аспектов общения у отдельных детей.

Такое рассмотрение позволило выделить четыре варианта УО.

1. Диффузный УО - отличался низким значением всех параметров и недостаточной развитостью как содержательной, так и динамичес­кой стороны общения. Этот уровень характеризовался включенностью общения в предметную деятельность, преобладанием деловых контак­тов, пассивностью и слабой эмоциональной насыщенностью общения.

2. Динамический УО - характеризовался максимальной выраженностью значимости общения (большой активностью, высокой эмоциональной насыщенностью общения, высокой степенью удовлетворения общением) и функциональным богатством и разнообразием контактов. Вместе с тем, на этом уровне относительно слабо была развита содержательная сторона общения. Общение тесно переплеталось с пред­метной деятельностью, в нем преобладали деловые контакты, его со­держание в основном отражало конкретную ситуацию взаимодействия, личностные и познавательные контакты были представлены мало.

3. Содержательный УО - характеризовался высокой внеситуатив­ностъю общения, относительной автономностью его от предметной деятельности, преобладанием познавательных и личностных контак­тов. Функционально-динамическая сторона общения на этом уровне была выражена значительно меньше: преобладали информативные по функции контакты, дети были довольно спокойны в общении, ярких эмоциональных проявлений почти не наблюдалось.

4. Гармонический УО - отличался высоким значением всех пара­метров. На этом уровне богатое содержание общения сочеталось с его яркой эмоциональной окрашенностью, высокой активностью ребен­ка и функциональным разнообразием контактов.

Выделенные варианты УО по-разному представлены в двух сферах
общения ребенка - со взрослым и со сверстником (см. табл. 3).

      
Таблица 3

Количество детей с разными вариантами УО в контактах со

взрослым и сверстником

Возрастные группы

Партнер

Варианты уровня общения

гармонический

содержательный

динамический

диффузный

3-4

взрослый сверстник

14

-

14

-

58

79

14

21

4-5

взрослый сверстник

16

16

58

5

26

79

-

-

5-6

взрослый сверстник

47

12

41

-

12

88

-

-

Всего

взрослый сверстник

26

10

40

2

30

82

4

6

Как видно из таблицы, в младшей группе в обеих сферах общения преобладает динамический УО. Относительно высокое развитие содер­жательной стороны общения наблюдается только у отдельных детей в сфере общения со взрослым. В средней возрастной группе выявлены существенные различия между разными сферами общения: если в обще­нии со взрослым преобладают содержательный УО, то по отношению к сверстнику доминирует динамический уровень. Аналогичная картина наблюдалась и в старшей возрастной группе, однако здесь уже около половины детей достигают гармонического УО в сфере общения со взрослым. Интересно, что в сфере   общения со сверстником содержательный УО практически отсутствует.

Соотношение четырех вариантов УО, различных по своему соста­ву, с высшим, средним и низшим уровнями общения, выделенным ра­нее по количественным критериям, показывает следующее: высшему УО в большинстве случаев соответствует гармонический уровень, а низшему - диффузный. Что касается среднего УО, то он охватывает как содержательный, так я динамический уровни общения.

Приведенные результаты позволяют сделать предположение, что развитие общения от диффузного уровня к гармоническому, или от низшего к высшему происходит по двум различным линиям: по линяй развития содержательной стороны и по линии развития динамической стороны общения. При чем развитие содержательной стороны происхо­дят в общении со взрослым, а динамической - в контактах со свер­стником. В сфере общения со сверстником переход от динамического УО к гармоническому осуществляется через обогащение детских кон­тактов новым содержанием, которое задается в сфере общения со взрослым. Развитие общение сверстников по линии обогащения содер­жанием, не снижая динамических характеристик общения, способству­ет его переходу на более высокий, гармонический уровень.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы проведенного исследования в целом подтверждают ги­потезу о том, что общение ребенка с взрослым опережает по уров­ню своего развития общение ребенка со сверстником. Возрастная ди­намике показывает, что чем младше ребенок, тем больше у него раз­рыв между уровнем общения с взрослый и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколь­ко сближается, но при этом общение со взрослым по основным пара­метрам опережает соответствующие показатели общения сверстников. Это может свидетельствовать о том, что общение с взрослым зада­вая "зону ближайшего развития", как бы подтягивает и ведет за собой общение сверстников.

Анализ полученных материалов позволяет по каждому  параметру наметить специфические особенности общения дошкольников со сверст­никами, качественно отличающие их от общения с взрослым. Особен­но ярко опережающее развитие общения детей с взрослым проявилось по параметрам выделенности общения из предметной деятельности и способности к разным по содержанию контактам. Несмотря на то, что в сфере общения со сверстником значение этих параметров с возрастом существенно возрастает, все же до конца дошкольного возраста преобладают деловые контакты, и общение детей значительно больше связано с их конкретной деятельностью, чем общение ребенка с взрослым.

Значительные отличия наблюдались также по функциям общения в двух сферах. Наши данные показали, что в общении с взрослым прежде всего происходит обмен информацией. В то же время в обще­нии детей между собой осуществляется активное взаимодействие в налаживание отношений между партнерами (об этом можно судить по преобладанию функций контроля над партнером, а также побудитель­ной и оценочной). Таким образом в общении сверстников наблюдается расхождение содержания и функции в осуществляемых контактах: со­вершая предметные действия, дети устанавливают отношения, обмени­ваются оценками, побуждают партнера к совместной деятельности и пр. По-видимому, общение сверстников, являясь деловым по своему содержанию, имеет функцию налаживания межличностных отношений. В этом, вероятно, состоит специфика общения сверстников.

Специфика общения сверстников заключается также в большей вы­раженности показателей значимости общения: высокая активность в общении, яркая эмоциональная окрашенность детских контактов, вы­сокая степень удовлетворенности общением со сверстником являются отличительными характеристиками общения детей между собой.

Различия общения с взрослым и со сверстником по параметру гибкости отношения к партнеру состоят в том, что в общении со взрослым ребенок в большей мере ориентирован на партнера, исклю­чительно редко выражает свое несогласие и строит свое поведение с учетом партнера. В общении со сверстником ребенок, напротив, стремится противопоставить свои мнения и желания точке зрения партнера, настоять на своем, что порождает наблюдаемые нами кон­фликты и несогласия. Установленный в опытах факт уменьшения с возрастом несогласий и конфликтов между детьми происходит, по-ви­димому, под влиянием взрослого, который учит ребенка яснее видеть личность сверстника, ориентирует поведение ребенка на другого человека.

Соотношение значений отдельных параметров позволило выделить четыре уровня общения, различных по своему качественному составу: диффузный, динамический, содержательный и гармонический. В сфере общения с взрослым значительно больше представлен содержательный УО, а в сфере общения со сверстником - динамический. Это может свидетельствовать о том, что качественной характеристикой общения сверстников является преобладание динамической стороны. Качест­венный состав УО с взрослым характеризуется преобладанием содер­жательной стороны общения. Значительное опережение уровня обще­ния с взрослым по параметрам, характеризующим содержательные ас­пекты общения, свидетельствует о том, что развитие содержатель­ной стороны общения задается взрослым. Именно взрослый дает то новое содержание, познавательное и личностное, которое расширяет и углубляет контакты детей и выводит их за пределы предметной деятельности и наличной ситуации. В этом, по-видимому, заключа­ется основной путь влияния взрослого на развитие общения сверст­ников.

Полученные результаты позволяют сделать некоторые предположе­ния относительно влияния взрослого и сверстника на психическое развитие ребенка. В системе отношений ребенок-взрослый задается содержание и направление психического развития, а в отношениях со сверстником складываются его энергетические и динамические аспекты. Если взрослый "ведет за собой развитие", то в общении сверстников возникают условия для саморазвития ребенка. Таким об­разом, формирование гармонической личности ребенка требует опти­мального развития общения как со взрослым, так в со сверстником, поскольку роль обеих сфер общения в общем психическом развитии различна.

Результаты исследования имеют практическое значение. Они поз­воляют наметить методические рекомендация по диагностике уровня развитости общения со взрослым и со сверстником и выявить ситуа­ция, обеспечивающие более эффективное развитие коммуникативной деятельности детей. На основе полученных материалов прочитаны лекция для директоров, методистов и воспитателей детских садов и для родителей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень общения с взрослым у дошкольников является более высокими и определяет уровень развития общения со сверстником.

2. С возрастом уровень развития общения в обеих сферах стано­вятся более высоким, причем сокращается разрыв между уровнем развития общения с взрослым и со сверстником. В старшем дошкольном возрасте увеличивается число детей с наиболее высоким, гармони­ческим уровнем развитости общения с взрослым и со сверстником.

3. Значение отдельных параметров уровня общения в двух сферах общения является различным. В общении с взрослым наиболее выра­женными параметрами являются выделенность общения из предметной деятельности, способность к разным по содержанию контактам и гибкость отношения к партнеру. В общении со сверстником ведущим параметром является значимость общения.

4. По соотношению развития содержательных и динамических ас­пектов общения выделяются четыре уровня развития общения: диффуз­ный, динамический, содержательный и гармонический. В сфере обще­ния с взрослым преобладает содержательный, а в сфере общения со сверстником - динамический уровень развития общения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

1. Некоторые психологические аспекты общения дошкольников со взрослым и со сверстниками. В сб.: материалы V научной конферен­ции болгарских аспирантов, обучающихся в СССР. - София, 1981. с. 163-174.

2. Уровень общения детей с трех до шести лет со взрослыми и сверстниками. - В кн.: Втори конгрес на психолозите в България, - (резюмета). - София, 1982. с. 166-167 (на болгарском языке).

3. Взаимоотношения между взрослыми и детьми. - Предучилищно въэпитание, 1983, № 2, с. 8-11 (на болгарском языке).

Перейти к списку диссертаций