Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ)

Диссертант: Мышкина Марина Сергеевна
Год защиты: 2004
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Психология личности
Научный руководитель: Забродин Ю.М.
Ведущее учреждение: Нижегородский государственный педагогический университет
Место выполнения: Центр повышения квалификации "Региональный социопсихологический центр"
Оппоненты: Кабардов М.К., Сураева Г.З.

Мышкина Марина Сергеевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ИНТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(сравнительный анализ)

Актуальность Современные психологические исследования личности позволяют обозначить «общий вектор движения к динамическому изучению человека, к осознанию его неразрывной связи с миром, в котором протекает его жизнедеятельность» (Д. А. Леонтьев), к исследованию его «внутреннего мира» как «индивидуально интерпретированного внешнего мира, в котором отдиффе-ренцированы функциональные области с разными уровнями значимости» (Л.И. Анцыферова). Детерминантами закономерного движения личности феноменально выступают мотивационно-смысловые образования личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.А. Петровский, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. Салливан). Они определяют направленность и динамику развития, уровень личностной зрелости (Л. И. Анцыферова, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин), способы и этапы субъективной, психологической переработки субъектом социальных ситуаций (Л.И. Анцыферова), главные и относительно постоянные отношения человека к основным формам его жизни  к миру, людям, самому себе (Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн).

Исследование характеристик личности, составляющих содержание моти-вационно-смысловой сферы, в психологической литературе рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.Н. Мясищева, Е.П. Ильина, А.В. Петровского, B.C. Мухиной, Д.И. Фелъдштейна . Основным является контекст развития личности, проявляющийся в качественных изменениях в сознании, самосознании и отражающийся в мотивационных и смысловых образованиях.

Формирование мотивационно-смысловых образований, анализ механизмов их развития представляет собой одну из ключевых проблем психологии личности, принадлежащих к кругу тех фундаментальных вопросов, которые являются наименее разработанными (Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, Я.З. Неверович, Е.В. Субботский). К их числу принадлежит проблема содержательного развертывания в онтогенезе мотивационно-смысловой сферы личности. Это отвечает запросам практики на изучение закономерного и уникального в развитии человека и позволяет осуществить дифференциально-психологический анализ, проследить динамику изменения индивидуальных особенностей личности на последовательных возрастных стадиях. Разработка психологических механизмов функционирования мотивационно-смысловых образований позволила бы решать социально востребованные проблемы образования и развития человека в контексте «усвоения опыта человеческой жизни, научения лучшему видению и решению своих жизненных проблем, увеличения доли человеческого регулирования поведения» (Ю.М. Забродин).

Одним из структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы личности является мотивационно-смысловая интенция, введенная Г.З. Сураевой. Мотивационно-смысловая интенция - это системное образование, определяющее область «значимого» личности и задающее ориентиры как ближайшего ее поведения и развития (на ближайшем интервале жизненного пути), так и дальнего будущего (на более отдаленных отрезках жизни). Актуальные мотивы реализуются в конкретных ситуациях настоящего личности, а мотивационно-смысловая интенция относится к целым классам ситуаций, которые могут наступить в будущем. Тем самым происходит осознанное мотивационное предвосхищение будущих ситуаций и подготовка к ним.

Мотивационно-смысловая интенция личности позволяет определить «потенциальные возможности субъекта» (Ю.М. Забродин). Особенно это относится к дошкольному возрасту, когда системы категорий и их структурные связи находятся в стадии формирования (Л.С. Выготский). Мотивационно-смысловая интенция личности позволяет также определить «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин). При этом исследований динамики этого движения, связанной с содержательными преобразованиями мотивационно-смысловой интенции в контексте половозрастных изменений, на сегодняшний день является недостаточным. Данное противоречие определило основной аспект нашей работы - половозрастной характер мотивационно-смысловой интенции у детей двух возрастных групп - старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Целью исследования явилось выявление мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного возраста, возрастных изменений и половых различий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Объектом исследования является мотивационно-смысловая сфера личности.

Предметом исследования - мотивационно-смысловая интенция детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, половые различия и возрастные изменения мотивационно-смысловой интенции детей данных возрастных групп.

Гипотезы исследования.

1. Мотивационно-смысловая интенция как структурная модель мотивационно-смысловой сферы детской личности появляется в старшем дошкольном возрасте.

2. В период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту происходят изменения в мотивационно-смысловой интенции личности.

3. Мотивационно-смысловая интенция имеет половую специфику: у мальчиков и девочек существуют различия в показателях родовидовой структуры, в содержании ее компонентов, в характере ее внутрисистемных связей.

Задачи:

1. Проанализировать основные подходы к изучению мотивационно-смысловой сферы личности в онтогенезе, в том числе в половом аспекте.

2. Определить и обосновать методологические принципы и методы исследования половозрастных изменений мотивационно-смысловой сферы личности, разработать и апробировать диагностический метод исследования мотивационно-смысловой интенции личности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить эмпирические закономерности возрастных изменений и половых различий мотивационно-смысловой интенции личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической базой  являются культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского; единая концепция человекознания Б.Г. Ананьева; теория отношений В.М. Мясищева; теоретические положения о мотивационно-смысловой детерминации активности личности Б.С. Братуся, Ю.М. Забродина, Д.А. Леонтьева; методологический подход к изучению осознаваемых аспектов мотивации Ж. Нюттена; системная модель периодизации онтогенеза Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; концепция полового диморфизма Б.Г. Ананьева, эволюционно-генетическая концепция дифференциация полов В.А. Геодакяна, концепция социальной и культурной обусловленности личности И.С. Кона.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, метод незаконченных предложений Ж. Нюттена, методика мотивационных предпочтений Л.И. Божович «Три желания», контентанализ письменных ответов школьников и зафиксированных вербальных ответов дошкольников, метод поперечных срезов, статистические методы обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение: определена структурная типология мотивационно-смысловой интенции, позволяющая рассматривать ее как исходную структурную модель мотивационно-смысловой сферы личности ребенка; выявлены направления изменений МСИ, дающие возможность исследования ее половой специфики и изменений в онтогенезе. В результате эмпирических исследований доказана возможность выявления МСИ методом контентанализа на начальном этапе ее возникновения - к концу старшего дошкольного возраста; выявлены возрастные изменения и половая специфика по всем направлениям анализа (типологическая структура МСИ, ее содержание, характер внутрисистемных связей между компонентами).

Практическое значение. Выявленные направления изменений МСИ могут быть использованы для определения влияния различных факторов среды на содержание мотивационно-смысловой интенции представителей разных возрастных групп, в педагогической и психологической практике при разработке коррекционных и развивающих программ по формированию и развитию мотивационно-смысловой сферы личности на разных возрастных этапах, в том числе и в половом аспекте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявление мотивационно-смысловой интенции личности возможно к концу старшего дошкольного возраста.

2. Возрастные изменения мотивационно-смысловой интенции на этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуются:

а) развитием ее родовидовой структуры;

б) изменением ее содержания;

в) изменением характера внутрисистемных связей между ее компонентами.

3. Мотивационно-смысловая интенция имеет половую специфику: у мальчиков и девочек существуют различия в показателях родовидовой структуры, в содержании ее компонентов, в характере ее внутрисистемных связей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета РСПЦ г. Самары, докладывались на третьей международной научно-практической конференции (Самара, 2000), на четвертой Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 2002), на семинаре «Гендерные исследования в системе культуры» (Самара, 2003), на научно-методическом совещании «Особенности дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти, 2003). Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме исследования.

Структура работы: введение, четыре главы, заключение, библиография, приложения.

Основное содержание диссертации.

Во введении обоснована актуальность исследования, выдвинута проблема, определены объект, предмет, цели, задачи, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации результатов.

В первой главе представлены основные теоретические подходы к исследованию мотивационно-смысловой сферы в контексте развития личности, обосновывается расширение типологии мотивационно-смысловой интенции как структурного компонента мотивационно-смысловой сферы личности.

В первом параграфе представлены основные теоретические подходы к

исследованию мотивационно-смысловой сферы личности в контексте развития личности, анализ временного фактора как интегрального показателя мотивационно-смысловой сферы, анализ старшего дошкольного возраста как хронологического этапа возникновения мотивационно-смысловой сферы личности.

Развитие личности характеризуется выделенными Л.С. Выготским признаками, включающими дифференциацию, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройке связей между сторонами объекта. Оно описывается индивидуальными интервалами (Ю.М. Забродин)  и  общевозрастными, онтогенетическими этапами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Г. Олпорт, Г. Салливан). Индивидуальные интервалы жизненного пути определяются спецификой взаимодействия субъекта в контексте отражения, планирования и регулирования, «изменения самим субъектом собственной индивидуальной судьбы» (Ю.М. Забродин). Они составляют «субъективную картину жизненного пути» (Б.Г. Ананьев). Данные интервалы характеризуются параметрами социального развития (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.А. Логинова), изменениями образа мира у человека на разных стадиях жизни в связи с уровнем осознания своих истинных побуждений (Л.И. Анцыферова, Ю.М. Забродин). Важнейшим показателем индивидуального развития личности является изменение ценностных ориентации, составляющих систему последовательных ступеней субъективной регуляции жизнедеятельности человека (Е.И. Головаха, Б.Левин, Н. Можаров, Г. Мошкова, А. Пажитнов, А.Г. Шмелев) в контексте специфического движения во времени (К.А. Абульханова-Славская, Д. Келли, К. Левин) в конкретно-исторических условиях (И.С. Кон).

Общевозрастные этапы характеризуются онтогенетическими закономерностями развития личности. Методологией их исследования является системный подход на основе понятия психологического возраста как показателя нормативного развития и единицы анализа онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин) с учетом фактора полового диморфизма (Б.Г. Ананьев).

Исследование характеристик личности в онтогенезе, составляющих содержание мотивационно-смысловой сферы, в психологической литературе рассматривается в контексте изменений системной организации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Запорожец), структуры и содержания базовых характеристик сознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), самосознания как системы индивидуальных личностных смыслов (B.C. Мухина), форм субъективности (А.Н. Лобок, В.И. Слободчиков). Мотивационно-смысловая сфера детерминирована социальными условиями, которые актуализируют мотивы как врожденные потенции (А. Маслоу). Она также обусловлена «общественным становлением личности» (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, Г. Салливан, Д.И. Фельдштейн), включением личности в систему общественных отношений (Б.Ф. Ломов), в результате чего происходит прогрессирующее опосредование смысловых ориентации социальными ценностями (Б.С. Братусь), образующими систему индивидуальных личностных смыслов (B.C. Мухина). А.Н. Леонтьевым выделены общие линии развития личности, определяющие характер изменений ее мотивационно-смысловой сферы: богатство связей с миром; степень иерархизированности деятельностей, их мотивов; общий тип строения личности как относительно устойчивой конфигурации главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий, жизненная перспектива, проявляющаяся в виде расширения действительности для человека не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего.

Как подчеркивает В.Н. Мясищев, сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Устремленность в будущее рассматривается в таких понятиях, как «жизненная перспектива» (Л. Франк), «временная перспектива» (К. Левин). Ж. Нюттен рассматривает временную перспективу как мотивационное образование. Временная перспектива характеризуется широтой временной локализации мотивационных и смысловых образований, целеустремленностью, осмысленностью планов (А.Н. Леонтьев, В Франкл), предполагает опережающую ориентировку на отдаленные социальные результаты собственных действий с учетом общественных норм (А. В. Запорожец). Развитие мотивационной сферы человека обнаруживает тенденцию к непрерывному расширению временной перспективы, начиная от повседневных потребностей и кончая жизненными целями и идеалами: сокращения временной перспективы свидетельствуют о нарушениях личностного развития (Б.С. Братусь, А.Б. Орлов, Н.Н. Толстых), ориентация на дальние цели способствует устойчивости личности (В. Франкл, В.Э. Чудновский). Чем шире временная сфера побуждения, тем богаче и основательнее интегрированное в нем психологическое содержание (М.Р. Гинзбург, Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский, Ж. Нюттенн). Временная локализация мотивационных и смысловых образований является одним из ведущих признаков возраста (Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, Н. Н. Толстых). Исследование Г.З. Сураевой выявило взаимосвязь мотивационно-смысловых образований с временным фактором как интегральным показателем мотивационно-смысловой сферы. Постоянно присутствуя в смысловом поле сознания, будущее является необходимым условием и механизмом развития (Б.С. Братусь), определяет его «вектор движения» (К. Левин) в различных периодах жизни (Ж. Нюттен).

Анализ теоретических подходов к развитию личности позволяет выделить общие показатели этого развития: преемственность содержания его этапов; рост социальной составляющей; процессуальную сложность и устойчивость личности как развивающейся целостности, что определяет содержание и хронологию возникновения мотивационно-смысловых образований. Логическим результатом является наше предположение о том, что уже к концу старшего дошкольного возраста происходит становление мотивационно-смысловой сферы. Об этом свидетельствуют особенности развитием детской личности в онтогенезе, соединенные с развитием внутренней позиции (Л.С. Выготский, B.C. Мухина), «возрастающая, проявляющаяся в разных областях и интегрирующаяся избирательность» отношений (В.Н. Мясищев); рождение социального Я в виде сознания себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений, порождающего потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность (Л.И. Божович). У детей старшего дошкольного возраста появляется соподчинение мотивов, являющееся самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника (А.Н. Леонтьев), как результат складывающейся к 7 годам индивидуальной мотивационной сферы (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин). Возникает личное сознание как осознание возможностей своих действий, личных качеств, места в системе общественных отношений (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Развитие нравственной и волевой сферы через развитие целенаправленности действий, установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом, возрастание регулирующей и планирующей роли речи в выполнении действий (И. В. Дубровина) способствует появлению «упорядоченного семантического пространства», регуляции поведения (Ю.М. Забродин). Развитие рефлективного и формального мышления (В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман) и воображения как целенаправленной деятельности, (A.M. Лобок, B.C. Мухина) обеспечивает развитие произвольности поведения, возрастающей способности ребенка к самодисциплине (Э. Эриксон).

Именно с этого момента ребенок начинает становиться личностью - точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них (В.И. Слободчиков), ребенок ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе (B.C. Мухина). Наблюдается отчетливый рост самосознания (Д.И. Фельдштейн), обогащение, изменение ведущих, доминирующих потребностей, своеобразная их иерархизация (А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев). В этом возрасте происходит вариативный диалог ребенка с культурой (А.М. Лобок), развитие самоидентификации, самоуважения, образа Я, расширение своей личности, формирование мировоззрения и активной воли, понимание себя через видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, оценка своих стремлений и будущих целей (Г. Олпорт). Становление отношений равенства, взаимности, формирование стереотипов и установок (Г. Салливан), персонализация как результат превращения различных деятельностных структур субъектности в содержание его представлений о себе (В.И. Слободчиков) позволяют говорить о структурной организации моти-вационно-смысловой сферы. Исследования подтверждают это предположение: наблюдается построение связной системы личностных смыслов в связи со значениями «Я - образа», самооценкой и самосознанием, ориентацией на свой пол как важнейший компонент самосознания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган И.С. Кон, B.C. Мухина, М.В. Осорина), ориентацией во времени (B.C. Мухина).

Таким образом, представленные теоретические позиции позволяют рассматривать старший дошкольный возраст как онтогенетический период, в котором происходит становление и первичное структурирование мотивационно-смысловой сферы личности как системы мотивационно-смысловых образований, интегрированных временной перспективой, динамика развития которой соответствует общим направлениям развития личности, что и определяет содержательное толкование наших гипотез.

Во втором параграфе показано, что на возрастном этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту происходит качественное изменение мотивационно-смысловой интенции (МСИ) как структурного компонента мотивационно-смысловой сферы личности. Это позволяет построить типологию МСИ, которую можно рассматривать как исходную структурную модель мотивационно-смысловой сферы личности ребенка.

Мотивационно-смысловая интенция личности, понятие которой введено и операционализировано Г.З. Сураевой на материале социокультурного исследования МСИ личности детей младшего школьного возраста, как системное мотивационно-смысловое образование определяет область «значимого» личности и задает ориентиры как ближайшего ее поведения и развития, так и дальнего будущего, характеризуя «пространство потенциальных возможностей движения субъекта в мире» (Ю.М. Забродин).

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что мотиваци-онно-смысловая интенция имеет содержательный, действенный и эмоционапь-но-отношенческий компоненты, характеризующиеся определенной временной локализацией. Содержательный компонент характеризуется со стороны выделения значимых для личности сторон действительности (объектов интенции)  предметов, субъектов или явлений (экзистенций) внешнего или внутреннего мира. Действенный компонент обусловлен расширением связей с миром, степенью иерархизированности мотивов деятельностей (А.Н. Леонтьев); он характеризуется готовностью к проявлению различного рода целенаправленной активности в виде избегания, стремления, созидания, разрушения, а также экстернальностью-интернальностью как характеристик внутренних и внешних причин, обусловливающих контролирование субъектом результатов действия.

Эмоционально-отношенческий компонент определяется избирательным характером отношений, который зависит от аффективных, смысловых переживаний личности в связи с воспринимаемой действительностью (В.Н. Мясищев), обусловленных реально существующими двумя знаками, двумя направленностями: взаимосодействием и противостоянием, объединением и разбеганием, сближением и конфронтацией (Ю.М. Забродин). Эмоционально-отношенческий компонент мотивационно-смысловой интенции характеризуется осознанностью личностью характера отношения к значимому, оценкой личностного смысла жизненных ситуаций человека (Г.З. Сураева).

Таким образом, в результате анализа соотношения содержательного, эмо-ционально-отношенческого и действенного структурных компонентов мотивационно-смысловой интенции личности, которые можно рассматривать в качестве структурной модели МСИ, мы предложили ее расширенную типологию. Дополнительно к выделенным Г. З. Сураевой девяти видам мотивационно-смысловой интенции нами были введены мотивационно-смысловые интенции рода по основанию действенной составляющей и мотивационно-смысловые интенции вида по основанию эмоционально-отношенческой составляющей. В результате структура МСИ включает в себя 6 родов и 12 видов (таблица 1).

Таблица 1. Структура мотивационно-смысловой интенции личности

Род МСИ

Вид МСИ

I

Предметная МСИ отношения

11

Предметная положительного отношения

12

Предметная отрицательного отношения

II

Предметная МСИ действия

ИЗ

Предметная действия экстернального типа

114

Предметная действия интернального типа

III

Субъектная МСИ отношения

015

Субъектная положительного отношения

III 6

Субъектная отрицательного отношения

IV

Субъектная МСИ действия

IV 7

Субъектная действия экстернального типа

IV 8

Субъектная действия интернального типа

V

Экзистенциальная МСИ  отношения

V9

Экзистенциальная положительного отношения

V10

Экзистенциальная отрицательного отношения

VI

Экзистенциальная МСИ действия

VI 11

Экзистенциальная действия экстернального типа

VI 12

Экзистенциальная действия интернального типа

Представление о том, что мотивационно-смысловая интенция является структурным компонентом мотивационно-смысловой сферы личности, позволяет осуществить анализ «истинной направленности человека во всех ее проявлениях, в том числе и недеятельностных, но психологически существенных» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский). Содержательное наполнение мотивационно-смысловой интенции в виде ее структурных компонентов позволяет исследовать динамику развития личности, ее потенциальные возможности через осознание отношений, имеющих смысл (В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен), включенных в область «значимого» (В.Г. Асеев), в «спектр предпочтений» (Ю.М. Забродин).

Родо-видовая структура мотивационно-смысловой интенции личности позволяет более полно и дифференцированно осуществить изучение мотивационно-смысловой сферы, динамику ее развития на любых интервалах жизненного пути, а также на общевозрастных этапах.

Во второй главе представлен теоретический анализ особенностей развития мотивационно-смысловой сферы личности, особенно в исследуемом возрастном периоде, с учетом фактора полового диморфизма. Предметом анализа явились: структура МСИ; особенности ее компонентов; взаимосвязь компонентов в структуре мотивационно-смысловой сферы.

В первом параграфе представлен анализ теоретических подходов к исследованиям изменений мотивационных и смысловых образований в онтогенезе, выдвигаются теоретические предположения о возможных возрастных изменениях мотивационно-смысловой интенции личности.

Развитие содержания и структуры мотивационной сферы личности рассматривается Л.И. Божович, ЕЛ. Ильиным, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, смысловая сфера личности исследуется Б.С. Братусем, Г.А. Вайзером, Д.А. Леонтьевым. С точки зрения А. Маслоу, чем старше человек и чем он выше поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее в создании своей судьбы. Характеризуя развитие мотивационной сферы личности в онтогенезе, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович в качестве главных его показателей выделяют постепенное увеличение числа потребностей, обогащение и изменение их содержания, постепенное приобретение ими сознательного и произвольного характера. Е.П. Ильин в качестве основных выделяет также такие структурные и содержательные изменения мотивационной сферы, как усложнение процесса мотивации и структуры мотива, расширение состава образующих мотив компонентов; замена рядопо-ложенности побуждающих к действиям и поступкам психических образований их иерархией, системностью; периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов; появление «отрицательных» мотивов. По мнению В.И. Ковалева, возрастные изменения в мотивационно-смысловой сфере проявляются в ее обогащении, изменении ведущих, доминирующих потребностей, своеобразной их иерархизации и детерминированы степенью включенности личности в систему общественных отношений.

Смысловая сфера личности в онтогенезе развивается по линии развития осознания своих смысловых ориентации (Д.А. Леонтьев, B.C. Мухина), становления рефлексии (В.И. Слободчиков), субъективности (A.M. Лобок), ценностных ориентации (Б.С. Братусь), образующих систему индивидуальных личностных смыслов (B.C. Мухина), прогрессирующего опосредования смысловых ориентации социальными ценностями (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев), направленности на цели, связанные с отдаленным будущим (Г.А. Вайзер), иерархиза-ции, интеграции и структурного усложнения смысловых ориентации (Д.А. Леонтьев). Изменения мотивационных и смысловых образований в онтогенезе характеризуются развитием будущей временной перспективы, описываемой критериями продолжительности и реалистичности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К. Левин, С.Л. Рубинштейн).

Анализ представленных теоретических позиций позволяет сделать вывод о том, что развитие в онтогенезе содержания мотивационно-смысловых образований, составляющих мотивационно-смысловую сферу личности, характеризуется расширением их состава, развитием временной перспективы, их интеграцией и иерархизацией, усложнением системы связей между ними. Это обусловливает особенности развития мотивационно-смысловой интенции как структурного компонента мотивационно-смысловой сферы. Как показано в исследовании Г.З Сураевой, мотивационно-смысловая интенция может быть операцио-напизирована в форме семантического пространства. Оно представлено моти-вационно-смысловыми категориями, выявляемыми методом контент-анализа речевой активности. Это позволяет нам предположить, что развитие речи ребенка, расширение у него словарного состава, овладение им языковыми формами приводит к расширению его семантического пространства. Это определяет особенности мотивационно-смысловой интенции, в том числе на возрастном этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. К ним мы относим ее структурные и содержательные преобразования, которые характеризуются изменениями: а) родовидовой структуры МСИ, б) ее содержания, в) характера связей между ее компонентами.

Изменение родовидовой структуры связано с возникновением/исчезновением родов и видов МСИ.

Преобразование содержания МСИ выражается: в изменении количества мотивационно-смысловых категорий в связи с появлением новых мотивационно-смысловых категорий, увеличении количества факторов их временной локализации, изменении количества мотивационно-смысловых единиц, определяющих содержание мотивационно-смысловых категорий.

Внутренняя структура как система связей между компонентами МСИ изменяется в зависимости от ослабления/усиления связей между ее компонентами, в том числе с временным фактором, изменения знака связи, исчезновения старых и образования новых связей.

Выделенные нами особенности развития мотивационно-смысловой интенции личности позволяют исследовать как ее половую специфику, так и возрастную динамику. В этом контексте особый интерес представляет возрастной период, охватывающий старший дошкольный и младший школьный возраст, характеризующийся становлением и развитием мотивационно-смысловой сферы и мотивационно-смысловой интенции личности как ее структурного компонента. Об этом свидетельствуют характеристики личностного развития детей старшего дошкольного возраста, представленные в первой главе, а также особенности личности детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон), изменения в структуре их самосознания (Е.П. Ильин, В.И. Слободчиков), развитие социальной перцепции (И.С. Кон, Ж. Пиаже, Г. Олпорт, Дж. Колмен), регуляции деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Славина), этнической идентификации (В.Ю. Хотинец), дальнейшее развитие половой идентификации (В.Е. Каган), а также мотивационно-смысловая интенции личности, выявленная Г.З. Сураевой у детей младшего школьного возраста.

Во втором параграфе представлен анализ теоретических концепций и подходов к исследованиям полового самосознания личности как детерминанты ее мотивационно-смысловой сферы.

Половая идентичность как результат половой дифференциации является характеристикой личности, обусловленной нормами и обычаями соответствующего общества и культуры и соединяющей онтогенез, половую социализацию и развитие полового самосознания (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон). Как в особом, «системном» свойстве в структуре личности (В .А. Петровский) в ней представлены биологические, психологические и социальные аспекты бытия человека. Биологические, анатомо-физиологические образующие пола являются базисными (Б.Г. Ананьев, В.А. Геодакян, В.А. Петровский, С. Холл, В. Штерн), закономерно определяющими различия в психологической сфере (Б.Г. Ананьев), обусловливая социальный пол как собственно тендерную характеристику личности.

Психологический пол представлен в самосознании и выражен в индивидуально-специфическом полоролевом поведении, разворачивающемся в онтогенезе (В.В. Абраменкова, А.И. Захаров, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.Б. Котова, А.Д. Кошелева, М.В. Осорина, Л.В. Пименова, Т.А. Репина, Б.И. Хасан). Теоретические положения Б.Г. Ананьева определили направление отечественных исследований в контексте объяснения функционально обусловленного различия мужских и женских ролей в обществе с позиции полового диморфизма как половой характеристики индивидных, первичных свойств человека, определяющих его личность. В русле онтогенетического аспекта психологического обретения пола выделяются этапы становления полового компонента самосознания: психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте и развивается на протяжении всей жизни человека (И.С. Кон, С. Миллер, B.C. Мухина). Возраст 6-7 лет знаменуется окончательным осознанием ребенком необратимости половой принадлежности (B.C. Мухина). Результаты эмпирических исследований межполовых различий в мотивационно-смысловой сфере личности на разных возрастных этапах (Л.А. Головей, В.В. Знаков, П.А. Ковалев, И.С. Кон, Н.Ф. Наумова, М.А. Слюсарянский О.А. Тырнова, Л.В. Усачев, О.Л. Усачева, Д.И. Фельдштейн) свидетельствуют о том, что пол как важнейший анатомо-физиологический фактор сказывается на проявлении личностных особенностей человека во всех последующих возрастных периодах. Детерминацию личности половыми факторами подчеркивает B.C. Мухина, говоря о том, что позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Это подтверждает, что мотивационно-смысловая сфера личности имеет половую специфику, которая проявляется на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, нами выделены следующие направления изучения мотивационно-смысловой интенции личности, анализ которых позволяет осуществить исследование изменений МСИ как в возрастном аспекте, так и в контексте полового диморфизма: структура МСИ; содержание МСИ; связи между ее компонентами. Такой подход определил содержание, цели и программу нашего эмпирического исследования.

В третьей главе представлены обоснование метода и отбор процедур исследования половозрастных особенностей мотивационно-смысловой интенции личности, характеризуется выборка. Основной акцент анализа мы делаем на выделенных во 2-й главе особенностях мотивационно-смысловой интенции, определяющих направления ее развития.

В первом параграфе рассматриваются методические подходы к изучению мотивационно-смысловой сферы личности, показано, что психосемантический метод наиболее полно отвечает задачам исследования мотивационно-смысловой сферы личности, так как позволяет выявить систему базовых значений субъективной категоризации объектов и явлений, изучить ее строение и особенности функционирования (Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев). Целью экспериментальной психосемантики является изучение субъективного се-тактического пространства как операционной модели мотивационно-смысловой структуры субъекта, реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которых происходит восприятие субъектом мира, себя, других. Это определяет ведущую роль психосемантического метода и метода контент-анапиза в изучении мотивационно-смысловой интенции личности (Г.З. Сураева). Контент-анализ позволяет на основе дифференцированности объема представлений и категоризации структурно-содержательных единиц текста исследовать содержание мотивационно-смысловых категорий всех компонентов МСИ, факторов их временной локализации.

В русле исследований сравнительного характера полученные количественные показатели анализируются с помощью метода поперечных срезов или сравнительно-возрастного метода исследований личности (Дж. Баттерворт, С. Миллер, Л.Ф. Обухова, М. Харрис). что обосновывает его как наиболее адекватно отвечающего целям и задачам половозрастного исследования мотивационно-смысловой интенции личности. Этот метод позволяет решить проблему эквивалентности измерений (С. Миллер) исключением возможности систематической ошибки отбора, связанной со смешением субъектных переменных и условий, через уравнивание потенциально значимых переменных, создание достаточного размера выборки, причисление по принципу случайности, контроль изначальных различий между испытуемыми.

Во втором параграфе характеризуется выборка, описывается содержание процедуры эмпирического исследования. Выборка состоит из детей двух возрастных групп: старшие дошкольники (6-7 лет) - 264 ребенка (123 мальчика, 141 девочка), посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Самары по типовой образовательной программе, и младшие школьники (9-10 лет) -238 учащихся (120 мальчиков, 118 девочек) общеобразовательных школ г. Самары. Исследование возрастных изменений и половых различий МСИ проводилось с марта по май 2002 года. Исследование дошкольников осуществлялось в индивидуальном, школьников - в групповом режиме.

Как показано в первой главе нашего исследования, степень усвоения ребенком старшего дошкольного возраста культурного языкового опыта позволяет ему осознанно пользоваться активными и пассивными грамматическими формами, отражая в них личный опыт. Это свидетельствует о возможности применения психосемантического метода и метода контент-анализа для исследования мотивационно-смысловой интенции старших дошкольников. Г.З. Сураева показала возможность применения метода контент-анализа к изучению МСИ личности у детей 9-10 лет. Это позволяет провести сравнительное исследование МСИ детей обеих возрастных групп, в том числе в контексте половых различий.

Изучение МСИ осуществляется методом контент-анализа ответов детей 6-7 лет на методику мотивационных предпочтений «Три желания» Л.И. Божо-вич и методику незаконченных предложений Ж. Нюттена для детей 9-10 лет (модификация Н.Н. Толстых). Контент-анализ полученных ответов осуществляется в соответствии с разработанной Г.З. Сураевой схемой, решающей задачу реконструкции наиболее предпочитаемых личностью направлений развертывания различных форм активности. В соответствие с ней суждения детей классифицируются по группам, отражающим содержательную (субъекты, предметы, экзистенции), эмоционально-отношенческую (положительное, отрицательное отношение) и действенную (избегание объекта, стремление к созиданию объекта, к получению объекта, к разрушению объекта; экстернальность /интернальность) составляющие мотивационно-смысловой интенции личности. В основе классификации суждений лежит их содержательная оценка и отнесение к определенным для данного массива суждений мотивационно-смысловым единицам, составляющим отдельные категории, объединенные в типы категорий. Последние определяются объектом мотивации и выражаются соответственно в типах категорий «Предметы», «Субъекты», «Экзистенции». Содержание включенных в их состав категорий также охватывает содержание эмоцио-нально-отношенческой и действенной составляющих. Основываясь на исследованиях экстернальности/интернальности через изучение используемых речевых форм, проведенных Г.З. Сураевой и М.М. Смирновой, экстернальность /интернальность как характеристика действенного компонента МСИ изучается нами методом контент-анализа используемых детьми пассивных и активных речевых форм. Временная перспектива анализируется через изучение разработанных Ж. Нюттеном временных факторов: школа, открытое настоящее, профессиональная подготовка (образование), профессиональная реализация (работа), личное будущее, историческое будущее. Валидность отнесения высказываний к соответствующим типам категорий, категориям, смысловым единицам устанавливается с помощью кодирования суждений детей другими экспертами.

Для изучения изменений типологической родо-видовой структуры МСИ осуществлялись следующие процедуры:

- измерение значимости мотивационно-смыслового образования через количество упоминаний данного образования от общего количества высказываний детей. Для количественных оценок степени развития данного мотивационно-смыслового образования его значимость представляется в баллах, коэффициентах значимости. Средний балл высчитывается по каждой возрастной выборке и внутри ее - по каждой половой группе: средний балл рода МСИ как сумма средних баллов ее видов; средний балл вида МСИ как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых категорий; средний балл мотивационно-смысловых категорий как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых единиц;

- определение иерархии представленности родов и видов МСИ в совокупных выборках дошкольников и школьников, в половых выборках внутри каждой возрастной группы, в совокупных половых выборках;

Изучение содержания МСИ. его возрастных изменений и половых различий осуществлялось методом сравнительного анализа количественных показателей (общее количество высказываний, а также количество содержательных единиц (категорий и тем), используемых детьми) и методом качественного анализа содержательного наполнения категорий и тем.

Половые различия внутри каждой возрастной группы между количественными показателями родов и видов МСИ, ее содержательных компонентов, мотивационно-смысловых категорий и единиц устанавливались с помощью t-критерия Стьюдента (p<0,05). Возрастные изменения количественных показателей родов и видов МСИ, ее содержательных компонентов, мотивационно-смысловых категорий и единиц устанавливались с помощью метода непарамег-рического сравнения двух независимых выборок Колмогорова-Смирнова (p<0,02), позволяющего выявить значимость тенденции к увеличению /уменьшению признака вне зависимости от объема сравниваемых показателей.

Исследование половых различий и возрастных изменений в характере связей между компонентами МСИ проводилось с помощью корреляционного анализа категорийной организации всех высказываний (Г.З. Сураева). Корреляции рассчитывались между количественными показателями родов и видов как структурных компонентов МСИ, а также между ними и показателями ее временных факторов. Характер устанавливаемых связей анализировался с помощью коэффициента-r линейной корреляции Спирмена (p<0,05); оценивался знак связи (положительный, отрицательный); сила связи оценивалась по шкале: очень сильные связи - 0,99-0,91; сильные - 0,89 - 0,51; средние - 0,50 - 0,41; слабые - 0,40 - 0,21; очень слабые - 0,20 - 0,00 (А.Д. Наследов). Для статистической обработки данных использовался пакет статистических программ SPSS 8.0 (Statistical Package for the Social Sciences - статистический пакет для социальных наук, версия 8).

В четвертой главе представлено обсуждение результатов эмпирического исследования половозрастных особенностей МСИ детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. В ходе исследования изучались а) структура МСИ; б) содержание МСИ; в) характер связей между компонентами МСИ.

В первом параграфе дается сравнительный анализ результатов эмпирического исследования половозрастных аспектов типологической структуры МСИ дошкольников и школьников, представленной в таблице 1.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников выявлена мотивационно-смысловая интенция (табл. 2) (жирным шрифтом здесь и далее в таблицах выделены значимые (p<0,02; p<0,05) расхождения между показателями). Таблица 2. Структура МСИ (средний балл) у дошкольников и школьников (p< 0,02).

I

1

2

II

3

4

III

5

6

IV

7

8

V

9

10

VI

11

12

дш

6,9

6,9

0

6,6

6,2

0,4

5,2

4,6

0,6

4,3

2,4

2,1

9,2

9,1

0,1

8,0

5,4

2,6

шк

8,9

84,

0,l4

8,9

6,1

7,8

13,8

10,9

7,9

11,9

1,1

10,9

22,2

17,7

4,8

18

3,5

14,1

p

0,01

0,01

0,02

0,01

0,3

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,03

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

0,01

Полученные данные свидетельствуют о том, что структура МСИ старших дошкольников представлена всеми родами и видами за исключением предметной МСИ отрицательного отношения, выявленной у младших школьников.

Сравнительный анализ МСИ мальчиков и девочек в дошкольной группе выявил значимые половые различия (p<0,05) показателей 1) субъектных МСИ: отношения (III), положительного отношения (III 5), действия (IV), предметной МСИ действия интернального типа (114) в сторону их существенного увеличения у девочек; 2) экзистенциальных МСИ: действия (VI), действия экстернального типа (VIII) в сторону их существенного увеличения у мальчиков (табл. 3).

Таблица 3. Структура МСИ (средний балл) у дошкольников (половой аспект) (p<0,05)

I

1

11

3

4

III

5

6

IV

7

8

V

9

10

VI

11

12

м

7,0

7,0

6,7

6,6

0,2

4,7

4,0

0,7

3,6

1,8

2,0

9,6

9.4

0.1

8,6

5,8

2.8

ж

68

68

64

49

OS

47

5 1

04

49

? 7

2,2

8,8

8,7

0,04

7,4

5,0

2,4

p

0,7

0,7

0,5

0,2

0,01

0,02

0,01

0,43

001

001

04

01

on

007

001

0,04

0,18

Сравнительный анализ МСИ мальчиков и девочек в школьной выборке выявил значимые половые различия (p<0,05) показателей субъектных МСИ: отношения (111), положительного отношения (111 5), действия (IV), действия интернального типа (IV 8) в сторону их существенного увеличения у девочек (табл. 4). Таблица 4. Структура МСИ (средний балл) у школьников (половой аспект) (p<0,05).

I

1

2

II

3

4

III

5

6

IV

7

8

V

9

10

VI

11

12

М

10 1

98

03

10 1

71

78

10,8

8,2

2.2

9,2

1,2

8,0

21,6

16,7

5.1

16.9

3.4

13,3

Ж

7,7

7,1

0,6

7,7

5,0

2,7

16,8

13,7

3,6

14,7

1.0

13,7

22,9

18,6

4,6

18,4

3,5

14,9

p

0,15

0,1

0,5

0,15

0,1

0,9

0,01

0,01

0,1

0,01

0,6

0,01

0,46

0,22

0,5

0,37

0,94

0,26

Во втором параграфе анализируются эмпирические исследования половозрастных аспектов содержания МСИ дошкольников и школьников.

Исследование содержания МСИ осуществлялось по количественным и качественным показателям, К количественным показателям относятся количество мотивационно-смысловых категорий и единиц; к качественным - их тематическое наполнение. Распределение количественных показателей содержания МСИ дошкольников и школьников, определяемого объектом мотивации и выражающегося соответственно в типах категорий «Предметы», «Субъекты», «Экзистенции», отражено в таблицах 5, 6.

Таблица 5 Распределение общего количества мотивационно-смысловых единиц и категорий МСИ у дошкольников и школьников (половой аспект).

Предметы

Субъекты

Экзистенции

Всего

М-сед

М-с кат

М-сед

М-с кат

М-сед

М-с каг

М-сед

М-с кат

Д шк

8

2

28

7

15

7

51

16

Шк

12

2

27

7

40

8

79

17

М дшк

8

2

19

7

15

7

42

16

Ж дшк

8

2

26

7

14

7

48

16

М шк

12

2

26

7

39

8

75

17

Ж шк

12

2

27

7

38

8

77

17

У дошкольников выявлена 51 мотивационно-смысловая единица и 16 мотивационно-смысловых категорий. У школьников выявлены 79 мотивационно-смысловых единиц и 17 мотивационно-смысловых категорий.

Анализ распределения мотивационно-смысловых единиц по типам категорий и категориям у дошкольников и школьников (таблица 6) позволил выявить возрастную специфику тематического наполнения содержания МСИ. Жирным шрифтом в таблице обозначены типы категорий (столбцы 1,6,9), содержание которых раскрывается через включенные в них группы категорий (столбцы 2 - 5, 6 - 7, 10 - 17):

1 Субъекты

9 Экзистенции

6 Предметы

2 Я, 3 Я/Семья, Семья/Я, 4 Я/Товарищи, Товарищи/Я. 5 Я/Другие, Другие/Я

7 Предметы мат мира 8 Природные объекты

10 Учеба, 11 Профессия, 13 Счастье успех, 14 Здоровье, 15 Смерть, 16 Политика, 17 Идеальное

Таблица 6 Количественное распределение мотивационно-смысловых единиц по типам категорий и категориям у дошкольников и школьников (половой аспект).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Дшк

28

8

11

3

6

8

6

2

15

4

5

1

0

1

1

1

2

Шк

27

7

7

6

7

12

7

5

40

10

8

2

3

4

3

5

5

М дшк

19

8

8

1

2

8

6

2

15

4

5

1

0

1

1

1

2

Ж дшк

26

8

11

3

4

8

6

2

14

3

5

1

0

1

1

1

2

М шк

26

7

7

6

6

12

7

5

39

9

8

2

3

4

3

5

5

Ж шк

27

7

7

6

7

12

7

5

38

10

8

1

3

4

3

4

5

У дошкольников выявлены 4 мотивационно-смысловые единицы, отсутствующие у школьников: категорий «Я», «Я-Семья», «Учеба».

У школьников выявлено появление новой мотивационно-смысловой категории «Счастье, успех», образованной новыми 5 мотивационно-смысловыми единицами, а также появление 29 новых мотивационно-смысловых единиц категорий «Семья-Я», «Я-Другие», «Я-Товарищи», «Предметы материального мира», «Объекты природного мира», «Учеба», «Развлечение, досуг», «Профессия», «Здоровье», «Смерть», «Политика», «Идеальное».

Временной фактор как интегральный показатель мотивационно-смысловой сферы также представлен в сознании детей старшего дошкольного возраста (табл. 7).

Таблица 7 Выраженность временного фактора у дошкольников и школьников

(средний балл) (р<0,02)

Школа

Откр настоящее

Профобразование

Работа

Личн будущее

История будущее

Дшк

0,53

10,87

0,00

0,28

0,79

0,00

Шк

8,52

16,93

0,25

1,36

7,30

1,96

p

0,01

0,01

0,03

0,02

0,01

0,01

У дошкольников выявлено четыре временных фактора «открытое настоящее», «личное будущее», «школа», «работа», а у школьников - шесть: к имеющимся у дошкольников добавляются «профессиональная подготовка (образование)» и «историческое будущее».

Количественное распределение мотивационно-смысловых единиц по типам категорий и категориям у мальчиков и девочек дошкольной и школьной групп, представленное в таблицах 5, 6, свидетельствует о половой специфике содержания МСИ детей обеих возрастных групп. Выявленные половые различия содержания МСИ связаны с разным количеством мотивационно-смысловых единиц: в дошкольной группе 42 у мальчиков, 48 у девочек; в школьной группе -75 у мальчиков, 77 у девочек.

Половые особенности содержания МСИ связаны с различными темами для мальчиков и девочек (табл. 6). В дошкольной группе выявлено наличие у мальчиков (отсутствие у девочек) 5 мотивационно-смысловых единиц категорий: «Я», «Я-Другие», «Товарищи-Я», «Учеба»; наличие у девочек (отсутствием у мальчиков) 10 мотивационно-смысловых единиц категорий: «Я-Семья», «Семья-Я», «Я-Другие», «Я-Товарищи», «Товарищи-Я». В школьной группе выявлено наличие у мальчиков (отсутствие у девочек) 9 мотивационно-смысловых единиц категорий: «Я-Семья», «Семья-Я», «Я-Другие», «Я-Товарищи», «Профессии». «Политика»; наличие у девочек (отсутствие у мальчиков) 9 мотивационно-смысловых единиц категорий: «Я», «Я-Другие», «Другие-Я», «Товарищи-Я», «Предметы», «Учеба», «Политика».

Выявлена половая специфика выраженности временных факторов (таблицы 8,9).

Таблица 8. Выраженность (средний балл) временного фактора у дошкольников (половой аспект) (p<0,05).

Школа

Открытое настоящее

Работа

Личное будущее

Мальчики

0,74

11,65

0,43

0,49

Девочки

0,29

10,09

0,13

0,51

p

0,02

0,01

0,01

0,13

В дошкольной группе показатели всех временных факторов существенно увеличены у мальчиков (табл. 8). В школьной группе половая специфика временной перспективы связана с существенным увеличением у девочек временных факторов «открытое настоящее», «школа» (табл. 9).

Таблица 9. Выраженность временного фактора (средний балл) у школьников

(половой аспект) (p<0,05).

Школа

Откр. настоящее

Профобразова-ние

Работа

Личное будущее

Истор.

будущее

м

6,93

14,78

0,27

1,64

6,82

2,16

ж

10,10

19,08

0,23

1,08

7,78

1,83

p

0,02

0,04

0,17

0,15

0,50

0,62

Выявлена иерархия мотивационно-смысловых предпочтений: у детей 6-7 лет это субъекты, экзистенции, предметы; у детей 10-12 лет это экзистенции, субъекты, предметы.

В третьем параграфе анализируются возрастные изменения внутрисистемной организации МСИ по параметру корреляционных связей между ее компонентами. Мы рассматриваем характеристики внутрисистемных связей в показателях числа, силы и значимости связей.

Данные эмпирического исследования и анализа корреляционных связей между компонентами МСИ, представленный в таблице 10, свидетельствуют о том, что между структурными компонентами МСИ в каждой возрастной группе установлены связи, часть из которых характеризуются как значимые с точки зрения ее статистической оценки по коэффициенту-r линейной корреляции Спир-мена (p<0,05). Именно эти связи подверглись количественно-качественному анализу. Таблицы значимых корреляционных связей между компонентами МСИ внутри каждой возрастной и половой группы приведены в диссертации.

Табл. 10.

Распределение корреляционных связей между компонентами МСИ

Общее кол-во связей

Значимые связи (p<0,05)

Кол-во полож связей (p<0,05)

Кол-во отр. связей (p<0,05)

0,99-0,51

0,50-0,21

0,20-0,00

0,50-0,21

0,20-0,00

Дшк

211

92

36

10

13

5

28

Шк

293

97

29

39

-

29

-

М дшк

211

92

43

11

10

14

14

Ж дшк

211

92

43

12

9

12

15

М шк

292

97

32

45

-

20

-

Жшк

293

97

33

35

-

29

-

Выявленные связи характеризуют взаимозависимость между всеми типологическими структурными компонентами МСИ, представленную в таблице 11

Табл. 11.

Распределение корреляционных связей между структурными компонентами МСИ у дошкольников и школьников (половой аспект).

Межродовые

Межвидовые

Родовидовые

Родовременные

Видовременные

Межвременные

Дшк

8

42

33

3

3

3

Шк

9

35

34

5

11

3

М дшк

8

31

36

7

8

2

Ж дшк

9

25

30

6

7

2

М шк

10

35

27

10

12

3

Жшк

8

43

30

6

9

1

Полученные данные свидетельствуют о перераспределении внутренних связей в структуре МСИ к младшему школьному возрасту в сторону существенного увеличения количества связей, характеризующихся наличием в них временных факторов — как между самими временными факторами, так и между ними и видами МСИ.

Анализ характера связей детей обеих возрастных групп позволяет выявить следующие тенденции', наличие общих по силе и знаку связей, изменение силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления, изменение знака связи с положительного на отрицательньш. Два последних показателя будут рассматриваться нами с точки зрения того, каким они выглядят у младших школьников. Характер связей МСИ старших дошкольников и младших школьников представлен в таблице 12.

Табл. 12.

Характер внутренних связей МСИ старших дошкольников и младших школьников.

Общие связи

Ослабевают у шк

Усиливаются у шк

Меняют знак у шк

всего

Свр фактором.

«+» 0,99-0,51

«-»0,21-0,00

«+» на «-»

«-» на «+»

39

9

18

12

8

10

9

3

Группа общих связей у старших дошкольников и младших школьников подтверждает наличие феномена МСИ и может рассматриваться как специфическая для возрастного интервала старший дошкольный - младший школьный возраст.

Сравнительный анализ данных позволяет также говорить о тенденции возрастных изменений во внутренней структуре МСИ, характеризующейся: 1) изменением силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления, 2) изменением знака связи. Анализ данных позволил выявить группы специфических связей для каждой возрастной группы (табл. 13).

Табл. 13.

Специфические для дошкольников и школьников группы связей между компонентами МСИ (половой аспект)

Общее количество

Положительные

Отрицательные

С временным фактором

У дшк

32

14

18

1

У шк

26

17

9

10

М дшк

28

13

15

6

Ж дшк

17

7

10

3

М шк

16

12

4

13

Ж шк

30

12

18

13

Как показано в таблице, к младшему школьному возрасту происходит увеличение числа связей между структурными компонентами и временным фактором МСИ, увеличение числа положительных и уменьшение отрицательных связей, что может рассматриваться как возрастная тенденция.

В четвертом параграфе анализируются половые различия во внутрисистемной организации МСИ по параметру корреляционных связей между ее компонентами. Мы рассматриваем характеристики внутрисистемных связей в показателях числа, силы и значимости связей.

В целом по общей выборке у девочек выявлено большее количество отрицательных связей между компонентами МСИ, у мальчиков - большее количество положительных связей, в том числе связей с временными факторами. Выявлены специфические группы связей для каждой половой группы внутри каждого возраста. Основными признаками половой специфики характера связей между компонентами МСИ являются: 1) изменение силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления

В дошкольной группе при равном количестве значимых связей выявлена практически единообразная картина распределения положительных и отрицательных связей разной силы для каждой половой группы, о чем свидетельствует незначительная разница между количеством положительных и отрицательных средних и слабых связей в подгруппах мальчиков и девочек (табл. 10). В школьной группе при равном количестве значимых связей количество средних по силе положительных связей МСИ девочек существенно меньше аналогичного показателя мальчиков; при этом количество средних по силе отрицательных связей МСИ девочек существенно превышает аналогичный показатель мальчиков (табл.10).

Выявленные связи характеризуют взаимозависимость между всеми структурными компонентами МСИ (таблица 11). Полученные данные свидетельствуют о специфической картине внутренних связей в структуре МСИ мальчиков и девочек в каждой возрастной группе. В дошкольной группе у -мальчиков выявлено значительное увеличение количества родо-видовых и видовых связей. В школьной группе у девочек выявлено значительное увеличение количества родо-видовых и видовых связей; при этом у мальчиков количество всех остальных внутренних связей, в том числе характеризующихся включением временных факторов, преобладает над аналогичными показателями у девочек.

Анализ характера связей между компонентами МСИ мальчиков и девочек позволяет выявить: наличие общих по силе и знаку связей, изменение силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления (табл. 14). Эти показатели будут рассматриваться нами с точки зрения того, каким они выглядят у девочек.

Табл. 14.

Характер внутренних связей МСИ дошкольников и школьников (половой аспект).

Общие связи

Ослаб, у девочек

Усилив. у девочек

Меняют знак у девочек

всего

С вр. факт.

«+» 0,99-0,51

«-» 0,2 1-0,00

«+» на «-»

«-» на «+»

Дшк

58

14

33

11

7

4

-

1

Шк

35

6

23

4

-

8

-

-

Основными признаками половой специфики характера связей между компонентами МСИ являются: 1) изменение силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления. При этом в дошкольной группе выявлены связи, характеризующиеся изменением знака связи с положительного на отрицательный (слабая отрицательная связь между экзистенциальными МСИ действия (VI) и действия интернального типа (VI12) у мальчиков меняется на среднюю положительную аналогичную связь у девочек); 2) наличие специфических для каждой половой группы внутренних связей (табл. 13).

В заключении приводятся выводы исследования:

1. Определена возможность выявления МСИ на начальном этапе ее возникновения - к концу старшего дошкольного возраста. Особенностью типологической родо-видовой структуры МСИ детей 6-7 лет является ее незавершенность. У дошкольников выявлено 4 временных фактора («открытое настоящее», «личное будущее», «школа», «работа»). Внутренняя структура МСИ дошкольников, измеряемая с помощью корреляционных показателей (количество, сила, знак связи), представлена вертикальными и горизонтальными разнообразными по силе и знаку специфическими связями между всеми ее компонентами.

2. Выявлены возрастные изменения МСИ на этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту по всем направлениям анализа (типологическая структура МСИ, ее содержание, характер внутрисистемных связей между компонентами). К младшему школьному возрасту происходит: завершение формирования родо-видовой структуры МСИ за счет появляения предметной МСИ отрицательного отношения; изменение содержания МСИ (с 51 до 79 мотивационно-смысловых единиц, с 16 до 17 мотивационно-смысловых категорий; с 4 до 6 временных факторов); меняется иерархия предпочтений мотивационно-смысловых объектов у дошкольников - субъекты, экзистенции, предметы, у школьников - экзистенции, субъекты, предметы; динамика внутрисистемных связей МСИ характеризуется увеличением количества связей между структурными компонентами и временным фактором МСИ, появлением связей между временными факторами «профессиональное образование», «историческое будущее» и МСИ всех родов и большинства видов, увеличением числа положительных и уменьшением числа отрицательных связей; ослабеванием связей с видами МСИ экстернального типа и усилением связей с видами МСИ ин-тернального типа. Выявленная группа общих связей для дошкольников и школьников может рассматриваться как специфическая для возрастного интервала старший дошкольный - младший школьный возраст.

3. Выявлена половая специфика МСИ по всем направлениям анализа (типологическая структура МСИ, ее содержание, характер внутрисистемных связей между компонентами). Типологическая структура МСИ девочек характеризуется значимо большими показателями всех субъектных МСИ отношения и действия; содержание МСИ девочек представлено большим количеством мотивационно-смысловых единиц, чем у мальчиков; при этом МСИ девочек представлено большим количеством мотивационно-смысловых единиц субъектных категорий, а МСИ мальчиков - экзистенциальных категорий; во внутренней структуре МСИ по показателям корреляционной связи у девочек выявлено большее количество отрицательных связей между компонентами МСИ, у мальчиков - большее количество положительных связей, в том числе связей с временными факторами; выявлены специфические для каждой половой группы В1гутренние связи.

4. Апробированная система методов позволяет выявить мотивационно-смысловую интенцию детей старшего дошкольного возраста, раскрыть особенности мотивационно-смысловой интенции личности и оценить ее возрастные изменения и половые различия. В целом, полученные эмпирические данные подтверждают выдвинутые гипотезы диссертационного исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать направления для дальнейшей работы, в числе которых - исследование МСИ в зрелом возрасте, изучение влияния на МСИ различных социокультурных факторов. Использование полученных результатов оказалось практически полезным при проектировании образовательного процесса для дошкольников и учащихся начальных классов школ Самарской области.

Публикации автора по теме диссертации:

Мышкина М.С. Сравнительный анализ взглядов воспитателей и психологов на конфликты в игровой деятельности дошкольников // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов III международной научно-практической конференции. Самара, 2000.

Мышкина М. С. (совместно с Клюевой Т.Н., Пахальяном В.Э.) Состояние психологического здоровья детей дошкольного возраста в условиях вариатив-ной образовательной среды // Прикладная психология. 2001, № 2.

Мышкина М.С. Особенности организации учебной деятельности первоклассников разного возраста и социального опыта // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Самара, 2002.

Мышкина М.С. Сравнительный анализ мотивационно-смысловой интенции личности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Вестник СФ МГУП. Выпуск 3. М, 2003.

Перейти к списку диссертаций