Роль эмоционально-нравственных отношений в самоорганизации поведения подростков

Диссертант: Онищенко Галина Ивановна
Год защиты: 1989
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Боришевский М.И.
Ведущее учреждение: Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина
Место выполнения: НИИ психологии УССР
Оппоненты: Галузинский В.М., Титаренко Т.М.
ОНИЩЕНКО  ГАЛИНА ИВАНОВНА

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В САМООРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность.  На современном этапе развития  нашего  общества возрастает роль человеческого фактора в решении  социально-экономических  задач,  в  перестройке  всех  сторон  общественной жизни.  Развитие  активности,  самостоятельности,  эмоциональной  отзывчивости личности является необходимым условием реализации  поставленных  задач. Человек должен  бить  готов  сознательно  определять  свое  отношение к действительности,  осуществлять  обоснованный нравственный выбор, проявлять гуманность  и сочувствие к окружающим людям.

Проблема самоорганизации  нравственного поведения личности является  одной  из ключевых  проблем психологии  воспитания. Данной  проблеме посвящено  значительное число исследований.  Однако,  несмотря на это,  ее  по праву можно  отнести к разряд наименее разработанных. Это,  в частности,  относится к вопросу о роли и  месте  эмоций и чувств регуляция нравственного поведения  человека.  Исследования психологов свидетельствуют,  что,  формируя социально ценные  эмоционально-нравственные  отношения ребенка,  способность к сочувствию, и  тем самым закладываем основы нравственного поведения развивающейся личности»  воспитываем доброту и человечность.

С  точки  зрения становления психологических механизмов саморегуляции  и  самоорганизации нравственного поведения личности,  особое место  принадлежит подростковому возрасту,  который характеризуется качественно новым уровнем развития самосознания.  Это  определяло наш выбор в качестве испытуемых учащихся-подростков.

Объектом нашего исследования выступает связь  эмоционально-нравственных отношений подростков с самоорганизацией их нравственного поведения.

Предметом исследования являются особенности гуманных эмоциональных отношений учащихся-подростков,  определяющие уровень  о я; «организации нравственного поведения.

Цель исследования состоит в  изучении гуманных эмоциональных отношений подростков и выявлении психолого-педагогических условий, при которых  эти  отношения  обеспечивают  эффективную самоорганизацию нравственного  поведения.

В работе  было выдвинуто  предположение, что  эмоционально-нравственные  отношения подростков,  формируя психологическую готовность к нравственному поведению,  обусловливают добровольность и  самостоятельность  следования моральным нормам,  действенность и устойчивость нравственных отношений,  лежащих  в  основе  самоорганизации поведения. Роль  эмоционально-нравственных  отношений в самоорганизации поведения  зависит  от уровня  их развития,  определяемого соотношением важнейших характеристик  (направленности  и устойчивости),  а также  от взаимосвязи  и  взаимодействия данных отношений с другими механизмами  самоорганизации поведения  подростков.  Очевидно,  чем выше уровень развития эмоционально-нравственных отношений,  тем в  большей степени они  положительно влияют на готовность подростков следовать моральным нормам.

Для проверки выдвинутых предположений  и реализации цели  исследования нами  решались  следующие  задачи:

1.  Изучить основные характеристики  эмоционально-нравственных отношений,  динамику их развития у подростков.

2.  Выявить уровни развития  гуманных эмоциональных отношений и их связь  с  готовностью к нравственному поведению у подростков.

3.  Исследовать психологические условия,  способствующие активизации  роли  эмоционально-нравственных отношений в  самоорганизации поведения подростков.

Методика исследования. Для решения поставленных в исследовании задач нами  применялись методы наблюдения,  беседы,  анкетирования,  методики  оценки,  взаимооценки,  социометрии,  проективные методики неоконченных рассказов  и  предложений,  цветометрия.  Базовой методикой исследования является модифицированная методика неоконченных рассказов  (Т.П. Гавриловой),  содержащих скрытый моральный выбор.  Она применялась самостоятельно  и в  сочетании  с цветовыми  заданиями.  Мы исходили  из того,  что нравственные отношения проявляются прежде всего в  ситуациях морального выбора.  Методика цветометрии - соотнесения определенных объектов  или заданного содержания  с цветовыми выборами  - помогла выявить малоосознаваемые  эмоционально-нравственные отношения  испытуемых.  Методика цветометрии,  разработанная на основе методики цветописи А.Н. Лутошкина,  применяется нами впервые для изучения гуманных эмоциональных отношений подростков.  Подготовка эмпирических данных к анализу и  интерпретации осуществлялась  с помощью методов математической статистики.  В процессе  преобразующего  эксперимента  использовалась методика проблемно-поискового  стимулирования, групповые  беседы и  дискуссия.

Научная новизна исследования  заключается в раскрытии роли гуманных  эмоциональных  отношений как фактора  самоорганизации нравственного поведения подростков.  Прослежена динамика  развития данных отношений в подростковом возрасте,  изучены вида гуманных  эмоциональных отношений  (сорадость-сочувствие)  и  показано  их влияние  на самоорганизацию нравственного поведения подростков. Выделены уровни развития  эмоционально-нравственных отношений  и  изучена их  связь  с уровнями сформированности готовности к нравственному поведению у школьников.  Определены условия формирования гуманных эмоциональных отношений учащихся.

Теоретическое  значение  исследования  заключается в том,  что установление роли эмоционально-нравственных отношений в самоорганизации поведения подростков способствует развитию теоретических взглядов на процесс присвоения личностью общественно  значимых ценностей и преобразование моральных норм во внутренние регуляторы ее нравственного поведения.  Полученные в исследовании данные об эмоциональных механизмах самоорганизации нравственного поведения является определенным вкладом в разработку общетеоретической проблемы соотношения сознания  и поведения,  рационального я эмоционального в психическом развитии личности,  а также освещают один из аспектов методологической проблемы активности  сознания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке  и апробации психолого-педагогических приемов диагностики в формировании гуманных  эмоциональных отношений учащихся подросткового  возраста. Полученные  в  исследовании данные  о возрастных и  индивидуальных особенностях развитая эмоциональных механизмов самоорганизации нравственного поведения подростков положены в основу методических рекомендаций для педагогов по  организация воспитательной работы с учащимися. Материалы  диссертации  используются на занятиях  со  студентами Киевского госпединститута иностранных языков  с целью совершенствования их  подготовки  к  педагогической  деятельности.

На  защиту выносятся следующие  основные положения:

Эмоционально-нравственные  отношения  имеют неоднозначную связь с  уровнем готовности к нравственному поведению,  обусловленную важнейшими характеристиками данных отношений.  Высокий уровень развитая  гуманных  эмоциональных отношений определяет эмоциональную готовность  подростков  к альтруистическому,  а  низкий уровень  - к  эгоистическому  поведению.

Эмоционально-нравственные  отношения как компонент готовности личности  к  моральному поведению включают  эмоциональные  отношения различной  степени  обобщенности.  Согласованность  и  обобщенность  данных  отношений являются  существенной предпосылкой дальнейшего развитая  эмоционально-нравственных  отношений  учащихся и условием  их действенности.

Основными факторами формирования эмоционально-нравственных отношений подростков выступают эмпатические переживания, осознанность данных отношений и характер взаимоотношений с окружающими.

Апробация исследования  осуществлялась  в форме  докладов  и  сообщений:  на межвузовской конференции  молодых ученых и  специалистов (Киев,  1981  г.),  на семинаре молодых психологов Белоруссии  и Украины  "Психологические проблемы идейно-нравственного  воспитания молодежи"  (Минск,  1986  г.),  на отчетных научных конференциях НИИ  психологии УССР  (Киев,  1986  г.  и  1989  г.),  на 2 Всесоюзной конференции по  экспериментальной  психологии  (Львов,  1988  г.)  и  на Всесоюзной конференции  "Психология  практике  обучения и  воспитания"  (Москва, 1988  г.).  На основе  материалов  диссертационного исследования подготовлено методические  разработки  по  совершенствованию  деятельности классного руководителя  и формированию эмоционально-нравственных отношений подростков,  рекомендованные к внедрению в  практику работы школы Министерством народного  образования УССР.  Результаты исследования апробированы в выступлениях и лекциях для учителей и родителей г. Киева и Киевской обл.,  в разделе аннотированной тематики лекций для педагогов  и воспитателей  "ХХУП съезд КПСС  и актуальные проблемы воспитания молодежи",  в статьях  и  тезисах.

Публикации.  Содержание  и результаты исследования отражены в 10  публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация  состоит из  введения, глав,  заключения,  списка  использованной литературы.  Общий  объем- 176 страниц машинописного текста.  В ней  имеется 12  таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность тема,  научная новизна исследования,  доказывается его теоретическая и практическая  значимость,  выявляются  объект,  предмет,  формулируются цель,  гипотеза и задачи исследования,  дается краткая характеристика методов.

В  первой главе  "Психологический анализ проблем эмоциональной регуляции нравственного поведения личности"  рассматриваются  проблемы регулятивной функции  эмоций,  роль  эмоциональных отношений в  самоорганизация нравственного поведения личности,  развитие  эмоциональных механизмов  самоорганизации  нравственного поведения в  онтогенезе, формулируются гипотеза,  задачи исследования и описывается методика.

Многие авторы указывают,  что эмоции могут выступать в качестве мотивов поведения личности  (Вилюнас В.К., Додонов Б.И.,  Ковалев Л. Г., Шингаров Г.Х., Якобсон П. И.  и др.). В других исследованиях эмоциям отводится вспомогательная роль,  она не рассматриваются как составляющие мотивов или,  тем более, как сами мотивы (А.Н. Леонтьев).

Некоторые зарубежные авторы, изучающие проблемы эмоций,  признают за ними преимущественно функции энергетизации и не рассматривают их как фактор становления сложных социальных форм поведения личности  (В. Кэнон,  П. Жане,  П. Фресс и др.).  Иной точки зрения придерживаются представителя дифференциальной теории эмоций,  определяющие их как центральное личностное  образование и основное мотивационное ядро поведения личности  (К. Изард, С. Томкинс и др.).

Анализ литература показал, что за эмоциями в целом признаются  функции саморегуляции,  осуществляемые на различных уровнях функционирования индивида: физиологическом,  психологическом и социально-психологическом. Регуляция на социально-психологическом уровне наименее изучена.

В своем исследования мы  исходам из того,  что чувства могут выступать мотивами поведения личности и мотив можно рассматривать как эмоциональное отношение.  Отношение понимается рядом исследователей как готовность,  условие,  основание, внутренне определяющее поведение человека (А.А. Бодалев,  Е.С. Кузьмин,  В.Н. Мясищев, Т.М. Ньюкомб,  В.А. Ядов  и  др.).  Исходя  из  этого,  отношение можно рассматривать  как основу самоорганизации поведения личности.

Специфика нравственной регуляции  поведения на личностном уровне обусловила повышенный интерес исследователей к изучению психологических механизмов саморегуляции  и  самоорганизации нравственного поведения  (Бобнева Н.И.,  Боришевский Ц.И., Момов В.,  Крутецкий В.А., Зосимовский А.В.,  Титаренко А.И.,  Чеснокова И.И. и др.).  Требование  самоорганизации нравственного поведения вытекает из особенностей функционирования морали в  обществе  и  объективно существующих индивидуальных различий субъектов морального поведения.

Под самоорганизацией нравственного поведения личности мы понимаем совокупность внутренних условий,  обеспечивающих  ее  осознанное,  самостоятельное,  добровольное следование моральным нормам в поведении.  Самоорганизация предполагает психологическую готовность человека поступать нравственно.

По мнению многих исследователей  эмоции,  чувства являются как бы пусковым механизмом реализации нравственных установок личности и выступают связующим звеном процессов,  обеспечивающих совершение поступка  (Антонов Д.В.,  Божович Л.И.,  Василюк Е.В.,  Дубко В.Л., Ковалев А.Г.,  Титаренко А.И.,  Шингаров Г.Х.  и  др.).  Основываясь на подходах к  этой проблеме Боришевского И.И.,  Додонова Б.Ч.,  Вилюнаса В.К., Яценко А.И.  мы считаем,  что устойчивые  эмоционально-нравственные  отношения,  выступающие мотивами поступков человека,  очевидно будут  определять нравственную направленность  его  поведения.

Возрастной аспект изучения эмоционально-нравственных отношений и  их роли в нравственном поведении личности представлен в работах Галяутдиновой С.И., Гавриловой Т.П.,  Запорожца А.В., Кулъчицкой  В.И.,  Котырло В.К.,  Титаренко Т.М.  и др.  В подростковом возрасте складывается психологическая готовность личности к самоорганизации поведения,  формируется способность совершать нравственные поступки  (Боришевский  М.И.,  Залесекий Т.Е.,  Кон И.С.,  Кртецкий В.А., Лернер И.Я.,  Мальковская Т.Н.,  Проколиенко Л.Н.,  Татенко В.А.  и др.).

Наряду с возрастными психологическими особенностями,  значительное влияние на развитие  эмоционально-нравственных отношений подростков могут оказывать их индивидуальные особенности,  в частности, складывающийся тип общей эмоциональной направленности личности (Додонов Б.И.),  личный опыт нравственного поведения (Божович Л.И., Неверович Я.З.,  Трусов В.П.  и др.),  общение со сверстниками и взрослыми  (Петровский А.В.,  Абраменкова В.В.  и др.).  Важной предпосылкой формирования эмоционально-нравственных отношений подростков является эмпатия (Гаврилова Т.П.), в частности,  ее личностные формы.

Испытуемыми в нашем исследовании были учащиеся-подростки 5-х  - 6-х классов массовых школ.  Всего в исследовании принимало участие 205 школьников.

Во второй главе "Развитие  эмоционально-нравственных отношений как фактора самоорганизации нравственного поведения подростков" анализируются  данные  исследования особенностей эмоционально-нравственных отношений подростков,  роль этих отношений в самоорганизации нравственного поведения учащихся.

При исследовании особенностей эмоциональных гуманных отношений подростков изучались компоненты данных отношений,  их соотношение, согласованность,  а такие согласованность эмоционально-нравственных отношений разной степени обобщения.

Эмоциональные гуманные отношения подростков исследовались в предполагаемых ситуациях общения,  в частности,  в ситуациях морального выбора,  что позволило выявить мотивационные аспекта (предполагаемое действие на основе  эмпатического переживания,  его мотивировка) и непосредственные отношения (эмпатические и межличностные)  к другим людям,  определить их взаимосвязь.  Сопоставление особенностей   развития эмоциональных гуманных отношений  с поведением,  дало возможность выявить их действенность,  влияние на актуальную готовность подростков следовать норме чуткости.

Анализ полученных данных показал,  что  с возрастом испытуемых увеличивается тенденция поиска компромиссного решение конфликтной ситуации со взрослым. Развитие мышления позволяет старшим подросткам уходить от проблемы выбора,  находя компромиссные решения.  При условии удовлетворения потребности ребенка конфликт разрешается. Большинство компромиссных решений предлагали девочки.  В  этом проявлялись  половые различия в развитии  эмоционально-нравственных  отношений  подростков.

В целом у учащихся 5-х  и 7-х классов преобладают гуманные  эмоциональные  отношения к взрослому  (65,5% и  56% соответственно), однако многие испытуемые  проявляли  эгоистическую реакцию сопереживания в  одном из  вариантов решения предлагаемой  ситуации или дали компромиссные ответы.  В обеих возрастных группах выявились также  испытуемые,  у которых  отмечается рассогласование  предлагаемого решения ситуации и  ого мотивировки.

Анализ  данных  исследования показывает наличие  большого числа рассогласований между действием испытуемых в  ситуации морального выбора  и  мотивировкой данного действия.  Это  свидетельствует о рассогласованности  эмоционального  отношения,  выраженного в  действия,  и  его рационального  объяснения,  осознания.

Процент рассогласований  к 7-му классу несколько  снижается  (соответственно 52% и  34,5%).  С  возрастом изменяются  также качественные характеристики  рассогласований.  Если  в  5-м  классе наблюдается рассогласование  преимущественно между выбором  альтруистического  способа действия и  его  эгоистической мотивировкой  (иногда мотивировкой смешанного  типа,  сочетающей  эгоистический  и  альтруистический мотивы), то в 7-м классе  отмечается противоположная  тенденция.  Семиклассники,  выбирая  эгоистический или компромиссный  способ решения ситуации, приписывают  себе  альтруистические  мотивы.

Изучение  эмпатических реакций подростков на неблагополучие сверстника показало,  что эмоционально-нравственные  отношения к  сверстникам,  в особенности к друзьям,  более  сформированы,  чем ко взрослым.  Bo-первых,  они  имеют  более выраженную альтруистическую направленность  (84% испытуемых дали  альтруистическое решение).  Это можно объяснить  тем,  что подростки  очень дорожат  общением со  сверстниками, их дружбой,  а также  наличием более четких нравственных критериев, опенок в  данной  сфере взаимоотношений.

Во-вторых, эмоциональные гуманные отношения подростков к сверстнику в ситуации его неблагополучия более согласованы - эмпатические переживания адекватно осознаются. Только у 9%учащихся 5-го класса и 6% учащихся 7-го встречается рассогласование  направленности  эмпатического действия  и  его мотивировка.  Данные  эмоционально-нравственные  отношения школьников  относительно  согласованы по уровням обобщения.  Тек,  если расхождения в решениях  ситуаций по  отношению к взрослому вообще  и  близкому взрослому  составляла в 5-и классе  31,5%,  а  в 7-м – 41%,  то  несовпадения в решениях по отношению друг к другу вообще  и  своему другу значительно меньше  - соответственно  3,5% в  5-м классе  и  6,5%  - в 7-м.

При  сходстве в выборе  действия  мотивировки  его  у младших  и старших  подростков несколько отличаются Проявление  чуткости  в  5-х и 6-х классах опосредуется,  прежде  всего,  дружеским  отношениями. Мотив дружбы как основание  сочувствия к ровеснику встречается в 5-м классе  в 23%,  в  6-м классе  -  в 22,5%  случаев.

Большая  осознанность и обобщенность  эмоционально-нравственных отношений  семиклассников  проявляется  в  том,  что  определяющими  мотивировками  их выбора альтруистического  способа действия являются другие факторы:  самоосуждение провинившегося,  личностные  качества общающихся  (только 9%  семиклассников  мотивируют  проявление  сочувствия к ровеснику дружбой  с  ним).  Можно отметить также,  что  эмоционально-нравственные  отношения  "сочувствия - сопереживания"  подростков  с  возрастом все  больше  опосредуются  их моральными.  знаниями,  особенностями развития  когнитивных процессов,  рациональной моральной оценкой.

Эмоционально-нравственные  отношения  сочувствия к  ровеснику являются  более  устойчивыми,  чем  отношения  сорадости,  рациональный и  эмоциональный компоненты  этих  отношений  более  согласованы.  Соотношение  действий  и мотивов  подростков в  ситуации успеха  сверстника менее  однозначны,  чем в  ситуации  неблагополучия.  Рассогласованность  встречается не  только при выборе  эгоистического  способа  действия,  но  и  альтруистического.

Эмоциональные гуманные отношения,  эмпатия тесно  связаны с межличностными взаимоотношениями, с  отношением к людям.  Выявлены возрастные различия  между младшими и  старшими подростками  в  их  эмоциональных отношениях к сверстнику в предполагаемой  ситуации конфликта  "вообще"  и  в  случае личного участия.

У пятиклассников к сверстнику "вообще" преобладает положительное  эмоциональное  отношение,  эмансипированное  от нравственного  содержания  ситуации,  в которой он действует.  В  случае же предполагаемого личного участия в конкретной  ситуации конфликта с ровесником, отношение  испытуемых меняется на противоположное  (также  относительно независимо от нравственной оценки  собственного поведения  и  поведения  сверстников).

В 7-м классе  эмоциональное  отношение учащихся изначально определяется содержанием ситуации и нравственной оценкой поведения персонажей.  Влияние рационального компонента сказывается также на эмоциональной самооценке старших подростков:  на месте провинившегося героя они оценивают себя значительно ниже,  чем друга,  осуждают "свой" поступок.  Это свидетельствует о том,  что сознательно усвоенные критерии должного поведения определяют непосредственные эмоциональные отношения ребят данного возраста как к сверстникам,  так и к себе.

Как показал анализ экспериментальных данных,  эмоциональные отношения подростков к близкому взрослому в целом положительные и довольно устойчивые.  Существенных различий в данных эмоциональных отношениях учащихся разных классов не выявлено.  Отношение к близкому взрослому даже в конфликте с ним в основном более устойчивое, чем к тому,  кто в данной ситуации нейтрален,  однако не определяет направленности эмпатии подростков.

Различия в непосредственных эмоциональных отношениях к другому у младших и  старших подростков определяются в значительной степени ситуацией и объектом общения.  С возрастом наблюдается гуманизация отношений подростков к взрослому (в  случае  его неблагополучия) и к сверстнику - в ситуации успеха.  У школьников 5-го класса чаще, чем у семиклассников,  возникают отрицательные переживания к сверстнику в  ситуации его успеха при доминировании в общем альтруистической эмпатии.  Семиклассники же  склонны "хуже"  относиться к  сверстнику в случае его вины,  проявляя при этом готовность к примирению (сочувствие).  Таким образом,  учащимся 5-го класса,  в ситуации учебного  соревнования и учащимся 7-го класса в ситуации проступка друга сложнее  совершить моральный выбор.  По-видимому,  соответствующие  ситуации для младших и  старших подростков являются более  значимыми.

У пятиклассников обнаружена положительная корреляционная связь между  их эмоциональными  отношениями сорадости-зависти в ситуации успеха друга и проявлением чуткости в поведении.  Наиболее выраженной у учащихся 7-го класса оказалась связь чуткого поведения и  сочувствия-сопереживания сверстнику в  случае  его неблагополучия.

Для более детального изучения связи эмоционально-нравственных отношений и поведения подростков нами были  определены уровня развития эмоциональной готовности и уровни  сформированности гуманного поведения.  Уровни выделялись  с  помощью ведущих характеристик  - направленности и устойчивости,  опирающихся на  согласованность.  Эмоциональная готовность к чуткому поведению определялась  на  основе  обобщенных данных  о  сочувствии-сопереживании  и сорадости-зависти у подростков.

Эмоционально-нравственные  отношения,  проявляющиеся в поведении большинства испытуемых,  имеют альтруистическую направленность.  С возрастом увеличивается  определенность  и устойчивость  эмоциональных гуманных отношений.  Так,  если у учащихся 5-х классов неоднозначные  неустойчивые  эмоционально-нравственные  отношения наблюдались у 44,6%,  то у ребят 7-х классов - только у 16,1%.  Устойчивость  эмоциональных гуманных отношений  семиклассников возросла  за  счет углубления  их альтруистической направленности,  однако выделилась  также группа  испытуемых  (6,4%)  с  относительно устойчивыми  эгоистическими эмоциональными  отношениями.

Характерным для всех подростков является неустойчивость чуткого  поведения.  С возрастом,  в отличие  от  эмоционально-нравственных отношений оно не становится устойчивее,  наоборот - неустойчивое поведение встречается у 58,5% испытуемых  5-х классов и 77,6%  испытуемых .7-го класса.  Эта тенденция связана с  гуманизацией форм поведения старших подростков,  как  за счет развития альтруистических  эмоциональных отношений,  так и процессов самоконтроля,  когнитивных компонентов готовности к чуткому поведению. В целом уровни развития гуманных  эмоциональных отношений подростков  соответствуют уровням сформированности гуманного поведения,  что свидетельствует об  организующей роли  эмоционально-нравственных  отношений в формировании гуманного поведения школьников.

Индивидуальные различия в связи  эмоциональных гуманных  отношений и поведения проявились как в  значительных расхождениях между уровнями развития,  так и в  совпадении высших уровней развития  (низших не обнаружено)  у некоторых  испытуемых учащихся средних классов.

Третья глава  "Психолого-педагогические условия активизации роли эмоционально-нравственных  отношений в  самоорганизации поведения подростков"  посвящена изучению условий формирования эмоциональных механизмов  самоорганизации нравственного поведения подростков.  Как важнейшие условия были выделены характер межличностных  отношений, альтруистическая эмпатия,  овладение  операционными компонентами нравственного  поведения,  осознанность и уровень развития эмоционально-нравственных отношений.

Индивидуальная работа с  подростками предполагает учет уровня развития их  эмоционально-нравственных отношений.  При достаточно развитых  и  действенных  отношениях предусматривается в первую очередь развитие  теоретического нравственного  сознания,  а также волевой сферы и  навыков  адекватного  проявления гуманных  отношений.

У учащихся  с  низким уровнем развития гуманных эмоциональных отношений прежде всего следует формировать альтруистические отношения эмпирического уровня нравственного сознания - непосредственные альтруистические  переживания и  стремление к  самосовершенствованию.  Негуманная позиция учащихся включает  эгоистически направленные  отношения и неприятие  окружающих.  Эгоизм и  отрицательное  отношение к людям взаимосвязаны,  но для решения воспитательных задач важно знать, что  именно является первопричиной  сформировавшейся нечуткости.

Наше  исследование  показало,  что  эгоистические  эмоциональные  отношения,  как  правило,  не  осознаются подростками.  Помощь в осознании подлинных мотивов своего поведения,  возникающих переживаний могут послужить  толчком .для изменения нравственной позиции школьников. В ходе формирующего  эксперимента выявилось,  что если  с учащимися не ведется  специальная работа,  направленная на развитие их гуманных эмоциональных отношений,  то для значительной части подростков даже в восьмом классе  (до 20-22%,  в основном мальчиков)  гуманистический аспект взаимоотношений между людьми и соответствующие моральные нормы,  не являются предметом осознанного отношения.

Учитывая роль теоретического уровня сознания и нравственном развитии  подростков и его влияние па становление эмоционально-нравственных отношений как компонента убеждений,  был проведен цикл  занятий,  который имел своей целью формирование  гуманных  эмоциональных  отношений учащихся посредством развития их нравственного  сознания  и  самосознания.  В ходе  проведения  занятий  использовалась  приемы проблемно-поискового  стимулирования,  эмоциональной вовлеченное» те участников,  игра,  задания по изучению себя.  В результате  проведенных занятий выявлена гуманизация  эмоционально-нравственных  отношений и  поведения у 17,2% учащихся 5-го  и у 16% учащихся 7-го класса.

Осознание ценности  гуманного  отношения к людям и к  себе,  его роли во взаимоотношениях  с окружающими вызвало у учащихся соответствующее  эмоциональное  отношение к  норме  гуманности  и желание  ей следовать  s  своем поведении.  Самоисследование  старших подростков, размышление о  своих нравственных качествах,  чертах характера,  сопоставление  своих качеств с требованиями  окружающих,  способствовало развитию самосознания испытуемых  (самокритичности,  чувства вины, стыда,  стремления к  самосовершенствованию),  что является важным условием   повышения роли  эмоционально-нравственных  отношений в  самоорганизации нравственного  поведения учащихся-подростков.

В заключении подводятся основные итоги изучения связи эмоционально-нравственных отношений и самоорганизации поведения подростков, намечаются пути дальнейшей разработки проблемы.

Эмоционально-нравственные  отношения участвуют  в  самоорганизации  нравственного поведения подростков  посредством формирования психологической готовности к нравственному поступку.

Нами  были выделены четыре уровня эмоциональной готовности подростков  к  чуткому поведению  в  общении  со  сверстниками.  Выделены также, четыре уровня  самоорганизации нравственного поведения подростков,  свидетельствующие  об  общей готовности поступать гуманно.  В целом уровни  эмоциональной готовности  и уровни  самоорганизации поведения  соответствуют друг другу,  однако, у некоторых учащихся  отмечается расхождение,  что  обусловлено  индивидуальными особенностями школьников.

Эмоциональная  готовность,  представляя собой внутреннее  побуждение,  основанное на личной  значимости для учащегося нормы чуткости, эмпатических переживаниях,  определяет  добровольность  и  действенность реализации  этой нормы в  поведении школьников.

Роль  эмоционально-нравственных  отношений в  самоорганизации нравственного поведения подростков обусловлена особенностями данных отношений.

Первую группу составляют  особенности,  характерные  для подросткового возраста в целом:  большая определенность  (согласованность, осознанность)  эмоциональных  гуманных отношений к сверстникам,  чем ко  взрослым;  наличие  выраженной  эмоциональной готовности к альтруистическому поведению в общения со  сверстниками;  неоднозначная связь эмпатии  непосредственного  эмоционального  отношения к другому.

Ко  второй группе  относятся особенности  эмоционально-нравственных отношений учащихся-подростков разных классов.  К старшему подростковому возрасту растет  осознанность  этих отношений,  готовность к выбору компромиссного  способа действия в конфликтных  ситуациях со сверстникам и взрослыми,  меняется значимость различных ситуаций и соответствующих им видов  эмпатии в  самоорганизация  гуманного повеления.  В  самоорганизации чуткого повеления младших подростков ведущими являются сорадость-зависть,  а старшие - сочувствие-сопереживание  сверстнику.

Третью группу особенностей определяют индивидуальные различия в развитии  эмоциональных гуманных отношений подростков.

Выделены основные факторы,  способствующие развитию гуманных эмоциональных отношений подростков:  эмпатия,  общение и моральные знания.  Применение активных методов работы с  подростковым коллективом - дискуссий,  игр,  проблемных ситуаций,  специальных упражнений -позволяет,  опираясь на указанные факторы,  повысить роль  эмоционально-нравственных  отношений в  самоорганизации нравственного поведения учащихся.

Перспективы исследований  данной  проблемы мы видим в  дальнейшем изучении  эмоциональных механизмов  самоорганизации нравственного поведения детей разного возраста,  в определении уровней  самоорганизации поведения с учетом эмоциональной готовности  следовать моральным нормам,  в разработке  теоретических  основ  и практических рекомендаций по  применению методов психологического воздействия в формировании эмоционально-нравственных  отношений учащихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1.  Особенности проявления нравственных чувств у подростков // Воспитание,  обучение  я психическое развитие:  Тезисы паучник  сообщений  советских  психологов  к У!  Всесоюзному  съезду  общества психологов СССР.  - И.,  1983,  - Ч.З.  - C.G67-C38.

2.  О  соотношении эмоционального  и рационального когтпочрнтов нравственных отношений  подростков //  Эмоционально-волевая регуляция поведения и  деятельности:  Тезисы докладом.  Симферополь, 1983.  - С.  81-62  (в  соавт.).

Б.  Некоторые  особенности нравственных убеждений подростков // Психология.  - Вып.  23.  - Киев,  1984.  - С.32-40  (на укр.яз.) (в соавторстве).

4.  Эмоционально-нравственные  отношения подростков.  Развитие эмоционально-нравственных  отношений  подростков  как  компонента убеждений // Развитие  нравственных убеждений школьников.  - Киев:  Рад. школа,  - 1986  -  с.  91-104.

5.  Воспитание нравственных чувств молодежи // ХХУ11 съезд об актуальных проблемах воспитания молодежи.  Аннотированная тематика лекций.  - Киев:  Знание,  - I986.  - С.78.

6.  К проблеме  регулятивной функции  эмоций в  психологии //  Эмоциональная регуляция учебной  и  трудовой деятельности:  Тезисы докладов.  - Одесса.  - 1986.  - С.29.

7.  Эмоционально-нравственные  отношения  подростков как  фактор развития  их  самосознания // Психологические  особенности  самосознания  подростков в учебно-воспитательном процессе:  Методические рекомендации / Под ред.  М.И. Боришевокого.  - Киев.  - РУМК.  - 1987. - С. 11-13  (на укр.языке).

8. Совершенствование деятельности классного руководителя: Методические рекомендации /Под ред. В.М. Пискуна. - Киев. - РЛПС.- 1987. - 30 с.  (в соавт.).

9.  Что  влияет  на эффективность воспитательной работы // Радянська школа,  - 1988. С.  556-61.  (на укр.языке)  (в  соавторстве).

10. Развитие  эмоционального  компонента регуляции нравственного поведения подростков // Проблемы возрастной психологии:  Тезисы  докладов ХП съезду общества психологов.  - М.,  1989.  -с.  86-87.

Перейти к списку диссертаций