Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности

Диссертант: Платон Каролина Николаевна
Год защиты: 1984
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Дубровина И.В.
Ведущее учреждение: АПН СССР
Место выполнения: Ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии
Платон Каролина Николаевна

Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. ХХVI съезд КПСС обосновал необходимость комплексного подхода к проблемам всестороннего развития личности, адекватного и целенаправленного формирования нового человека. Эта задача применительно к психологической науке предполагает широкое развитие исследований, раскрывающих закономерности психического развития личности на основных этапах онтогенеза. К комплексу этих проблем относятся и проблема формирования у человека процессов межличностного восприятия, а также изучение условий, влияющих на его точность и полноту. Термин "восприятие" используется в данном случае как синоним понятий "познание", "понимание", направленных на качества и внутренние состояния других людей.

В советской психологии с наибольшей полнотой изучена возрастная динамика развития межличностного восприятия, описаны этапы его становления, вскрыты содержательные особенности тех понятий, которые используются школьниками разных возрастных групп в процессе восприятия окружающих. Исследовалось то влияние, которое оказывает расширение взаимодействия школьника с окружающими людьми и развитие учебной деятельности на содержание формирующихся у него понятий о личности другого человека; выяснились отдельные особенности восприятия субъектом другой личности, обусловленные некоторыми специальными основаниями: полом, профессией, позицией человека, принадлежностью к той или иной социальной общности и др. (А.А. Бодалев, 1982; Б.А. Еремеев, 1975; Я.Л. Коломинский, I960; И.С. Кон, 1980; В.Н. Князев, 1981; О.Г. Кукосян, 1979; В.Е. Куницына, 1968; ВН. Панферов, 1969; В.П. Трусов, 1973 и др.).

В то же время индивидуально-типические особенности межличностного восприятия, важность изучения которых неоднократно подчеркивалась в советской психологической литературе (К.А. Абулъханова-Славская, 1983; А.А. Бодалев, 1977), остаются недостаточно исследованными. Нередко указывается, что точность и полнота межличностного восприятия влияют на характер отношений человека с окружающими людьми, адекватность его поведения, успешность процессов саморегуляции и т.д. Между тем, факторы, от которых в какой-то степени зависят самые точность и полнота восприятия - например, межиндивидуальные различия в структуре  той суммы смысловых представлений, с помощью которых человек оценивает окружающих, в особенностях ее иерархического строения, в способах переработки знаний о других людях, - сравнительно недавно стали вызывать интерес у исследователей. Одна из таких важных личностных характеристик получила название "когнитивной сложности=простоты" (Y. Kelly, 1955; J. Bieri, 1955; D. Bannister, 1960; W. Crichett, 1965; E. Cioatā, 1977; S. Marcus, A. Catina, 1980; А.Г. Шмелев, 1983 и др.).

В детской и возрастной психологии работы по этой проблеме полностью отсутствуют. Отсюда вытекает важность преодоления данного пробела.

Цель настоящего исследования - изучение индивидуально-типических особенностей восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности и таких факторов, как значимость определенной сферы взаимодействия с окружающими и знак эмоционального отношения субъекта к воспринимаемому лицу.

Основным объектом исследования были подростки V-VII кл. (80 человек) и учащиеся IX кл. (40 человек) 642-й московской школы.

Научная новизна работы состоит в следующем;

1. Впервые предметом экспериментального исследования становятся особенности восприятия подростками значимых окружающих в зависимости от когнитивной сложности как структурно-динамической личностной характеристики.

2. Результаты исследования дополняют и конкретизируют ранее известные положения о преимущественной ориентации подростка на сверстника и роли общения с ним. Вместе с тем, получены новые данные, показывающие, что такие факторы, как возраст значимых окружающих и знак эмоционального отношения к ним подростков, оказывают разный эффект на межличностное восприятие в группах когнитивно простых и когнитивно сложных испытуемых.

3. Установлены индивидуально-типические различия в возрастной динамике восприятия окружающих когнитивно простыми и когнитивно сложными подростками.

4. Работа дает новые операциональные средства в исследовании традиционных проблем психологии подростка.

На защиту выносится положение о том, что межличностное восприятие подростков характеризуется индивидуально-типическими особенностями, обусловленными когнитивной сложностью как структурно-динамической характеристикой личности. Эти особенности специфически проявляются в восприятии значимых окружающих когнитивно простыми и когнитивно сложными испытуемыми в зависимости от двух факторов - возраста воспринимаемых лиц и знака эмоционального отношения к ним подростков.

Практическая значимость работы связана с ее психодиагностическим аспектом. Методические приемы работы и ее результаты, выявившие индивидуально-типические особенности межличностного восприятия подростков, обусловленные когнитивной сложностью личности, могут быть использованы в практике воспитания подростков, в коррекпионном педагогическом воздействии, в практике профессионального отбора и профессиональной ориентации. Особую актуальность результаты работы приобретают в связи с перспективами развития школьной психологической службы.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на научно-практической: конференции: "Актуальность и практическая значимость диссертационных исследований аспирантов" НИИ общей и педагогической психологии в I960 г.; на заседании лаборатории психического развития и воспитания в юношеском возрасте НИИ общей и педагогической психологии в 1983 г. Материалы исследования использовались в чтении лекций по психологии подростка учителям ИУКУ МП Молдавской ССР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации иллюстрирован 13 рисунками и 33 таблицами.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Постановка проблемы и задачи исследования. Работы советских психологов, посвященные изучению межличностного восприятия в школьном возрасте вообще в в подростковом в частности, свидетельствуют, что существуют определенные изменения в восприятии и понимании другого человека детьми, находящимися на разных ступенях сингенетического развития. Анализ психологической литературы, посвященной этому вопросу, показывает, что с возрастом происходит постепенный переход от описания и оценки отдельных действий и поступков окружающих к прямым указаниям на присущие им личностные свойства и качества, к развитым обобщенным формам восприятия личности другого человека (А.А. Бодалев, 1982; А.С. Васильева, Г.Ф. Ивончик, 1975; В.А. Крутецкий, 1965; С.В. Кондратьева, 1976; Ж. Лендел, 1979 и др.).

Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самовосприятия, которое с возрастом также становится и более обобщенным, и более дифференцированным (И.О. Кон, 1979; M.П. Пикельникова, 1980; Н.К. Чеснокова, 1977 и др.).

Складывающиеся у человека представления о себе и других людях оказывают воздействие на его поведение, влияют на характер его отношения к окружающим. В этой связи определенный теоретический и практический интерес представляют исследования, предмет которых - содержание образов и понятий о себе и других, формирующихся в ходе учебного процесса у его участников: учителей и учащихся (А.А. Бодалев, 1968; Н.В. Кузьмина, 1967; Е. Лендел, 1978; М.Ф. Хижуховская, 1975). Данные, полученные в этой специальной области исследований, вскрывают особенности межличностного восприятия двух названных категорий людей, обусловленные, по мнению авторов, разной степенью сформированности их как субъектов труда, познания и общения.

Изменения, характеризующие развитие понимания одним человеком другого, в большой степени обусловлены ростом опыта общения ребенка с окружающими людьми. Так, на протяжении школьного возраста, происходит постепенное увеличение выделяемых в личности окружающих особенностей; школьники все чаще замечают стороны личности, ранее  ускользавшие от их внимания; расширяется и круг качеств, выделяемых при характеристике каждой из сторон личности; изменяется также значение, которое воспринимающий придает той или иной стороне личности другого человека.

В наибольшей степени вышесказанное относится к подростковому возрасту. Как известно, одна из главных тенденций этого возраста - эмансипация подростка от взрослых, рост того значения, которое приобретает в его жизни сверстник и общение c ним (Л.И. Божович, 1968; М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, 1976; И.О. Кон, 1979; В.Н. Лозоцева, 1977; Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, 1967). Общение с товарищами выделяется в этом возрасте в совершенно особую деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познание самого себя в сравнении с ним. "Эмпирическая база", на основе которой может быть сформировано более глубокое знание другого человека, в связи с этим существенно расширяется. Это приводит к тому, что содержание понятий о личности другого человека у подростка значительно обогащается, становится более  глубоким и объемным (А.А. Бодалев, 1982).

Как видно, в исследованиях советских психологов, направленных на изучение межличностного восприятия школьников, плодотворно разработаны разные стороны той проблемы.

В то же время, некоторые индивидуально-типические особенности межличностного восприятия, обусловленные относительно устойчивыми характеристиками познавательных процессов личности, в частности, так называемым "когнитивным стилем", остались значительно менее изученными.

Понятия перцептивный и когнитивный стили были выделены и разработаны в связи с попытками выявить и описать некую типологию процессов восприятия и познания, устойчиво проявляющуюся при ре­шении разными людьми перцептивных и  когнитивных задач.

Авторами, разрабатывающими данную проблему, "когнитивный стиль" определяется как совокупность специфических способов оперирования с информацией, отражающих то, как она принята, переработана и интерпретирована субъектом (P. Warr, 1970). Таким образом, "когнитивный стиль" относится к процессуальным особенностям познавательной деятельности, будучи связанным с ее специфическими приемами и способами, рассматриваемыми относительно независимо от самого содержания деятельности.

В современной, психологии выделен ряд относительно самостоятельных по психологическому содержанию параметров перцептивно-когнитивного стиля (R. Yardner, 1953, R. Yardner, A. Morarty, 1968; N. Israel, 1966; F. Holzman, Y. Klein, 1954; H. Witkin, 1955). Большинство авторов, расценивая стиль как структурную характеристику личности подчеркивают его устойчивость и делают вывод относительно диагностического значения данной характеристики: проявившись в перцептивно-когнитивной сфере, она оказывается параметром, имеющим более общее значение, связанным с присущими личности способами регуляции собственных аффектов, с некоторыми свойствами ее самооценки, с особенностями ориентации человека в социальном окружении (H. Witkin, 1965).

В зарубежной психологии перцептивно-когнитивные стили интенсивно изучаются также и в связи с проблематикой межличностного восприятия (M. Argile, 1967, F. Heider, 1958; R. Tagiuri, 1954). При этом, однако, в некоторых исследованиях исходное понимание когнитивного стиля как структурной личностной характеристики иногда почти полностью утрачивается. В качестве общего начала остается лишь сам термин "стиль".

В советской психологии "стилевой" подход в какой-то мере нашел воплощение в исследованиях индивидуального стиля деятельности, изучаемого в связи с основными свойствами нервной системы (Е.А. Климов, 1969; B.C. Мерлин, 1964; В.Д. Небылицын, 1976).

В последнее время появились работы, исследующие: взаимосвязь когнитивного стиля и обучаемости (В.А. Колга, 1976); соотношение когнитивных и эмоциональных характеристик индивидуальности (А.И. Палей, 1983); особенности общения в связи с когнитивным стилем личности (И.П. Шкуратова, 1983), а также природу межиндивидуальной вариативности когнитивного стиля (М.С. Егорова, 1983).

Исследуемое в нашей работе понятие "когнитивная сложность" (альтернатива - простота) - один из параметров когнитивного стиля.

Проблема когнитивной "сложности-простоты" в межличностном восприятии образовала самостоятельную обширную область исследований, родоначальником которой явился Дж. Келли, автор так называемой теории личностных конструктов (Y. Helly, 1956).

Среди последователей этого направления (J. Adams-Webber, 1969; D. Bannister, 1960; J. Bieri, 1955; A. Catina, 1979; E. Cioata, 1977; W. Croccett, 1965; F. Norris, 1970; P. Warr, 1970) большое внимание уделялось самой психологической интерпретации понятая "когнитивная сложность". Этим понятием обозначаются межиндивидуальные различия в размерности индивидуального пространства межличностного восприятия. Под размерностью понимаются различные по своей степени многомерность, дифференцированность, структурная интеграция тех смысловых представлений, которые используются человеком при оценивании окружающих.

Показателю "сложность-простота" приписывается очень большое значение в исследованиях данного направления.

Так, Дж. Бири (J. Bieri, 1966) связывает его с точностью предвидения субъектом поведения окружающих. Индивиды со сложной или простой когнитивной структурой по-разному реагируют и в ситуациях, содержащих противоречивую информацию об одной и той же личности: если когнитивно простые субъекты в этих условиях оказываются более склонны к нормативный оценкам, то когнитивно сложные - проявляют способность к пониманию внутреннего мира другого человека (P. Warr, 1970). Уровень когнитивной сложности обусловливает и многомерность отражения. Когнитивно сложные субъекты, например, несколько амбивалентны по отношению к другим. Сравнительно с когнитивно простыми, они реже делят людей на "хороших" и "плохих"; их когнитивная система позволяет видеть в одном и том же человеке и положительные, и отрицательные качества. Из сказанного можно заключить, что когнитивно сложные индивиды более восприимчивы к усвоению противоречивой информации о других людях (W. Crocket, 1965).

В исследованиях когнитивной сложности ряд авторов приходят к выводу, что данная характеристика достаточно устойчивая личностная черта.

Вместе с тем, анализ психологической литературы, посвященной данной проблеме, показывает, что в зависимости от определенных условий восприятие, индивидом некоторой части окружения может относительно изменяться по степени своей сложности.

Известно, например, что чувствует некая зависимость между относительной сложностью межличностного восприятия и знаком эмоционального отношения субъекта к воспринимаемому лицу. Литературные данные по этому поводу довольно противоречивы. По данным Е. Чоатэ (E. Cioata, 1977), "неприятные" окружающие, потенциально стимулирующие стресс, воспринимаются проще, чем "приятные" ("неприятным" приписывается большее количество отрицательных личности черт). Одну их возможных причин простоты восприятия "неприятных" окружающих автор видит в работе защитных механизмов.

Другими авторами (M. Jruin, Y. Tripoldi, J. Bieri, 1967) установлено, что лица, оцениваемые испытуемыми как "непривлекательные", воспринимаются более дифференцирование, сравнительно с "привлекательными". Этот факт объясняется стремлением субъекта избежать возможных конфликтов в общении с людьми, вызывающими отрицательное эмоциональное отношение, что повышает его интерес к ним.

Важна и другая установленная закономерность, проявляющаяся в том, что межличностное восприятие становится сложнее по мере того, как индивид приобретает опыт общения с окружающими (W. Crockett, 1965). Иначе говоря, когнитивная сложность в какой-то степени  является функцией опыта взаимодействия субъекта с объектов восприятия и значимости последнего (Y. Miller, J. Bieri, 1965; A. Catina, 1979).

Нам кажется, что все эти внешне противоречивые данные может примирить между собой тезис о том, что когнитивная сложность - структурно-динамическая характеристика личности. Сказанное предполагает возможность существования в простой когнитивной системе как целом отдельных динамических подсистем, характеризующихся относительной когнитивной сложностью, и наоборот. Сложность - простота восприятия в отдельных подсистемах как раз и  может выступать функцией таких динамических факторов, как значимость для субъекта воспринимаемых лиц, знак эмоционального отношения к ним и пр.

Таким образом, в качестве центральной гипотезы, мы предположили, что межличностное восприятие подростков характеризуется индивидуально-типическими особенностями, обусловленными когнитивной сложностью-простотой как структурно-динамической личностной характеристикой.

Далее, мы предположили, что указанные зависимости - связь сложности восприятия с такими факторами, как значимость определенной сферы взаимодействия и знак эмоционального отношения субъекта к воспринимаемому лицу, - будут специфическим образом проявляться в подростковом возрасте.

Известно, что основное новообразование подросткового возраста связано с изменением установок подростка по отношению к двум категориям значимых окружающих: сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, 1968; М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, 1976; Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, 1967). Существенное влияние, которое оказывают значимые окружающие на формирование основных образований личности, процесса познания других людей, а также самопознания, отмечается многими исследователями. При этом авторы (В.Н. Князев, 1981; Н.Б. Шкопоров, 1980) подчеркивают, что круг значимых других и специфика взаимодействия с ними предполагает наличие не только позитивных окружающих (тех, кто эмоционально положительно воздействует на субъекта восприятия), но и негативных.

На этом основании в качестве объекта восприятия нами были выделены четыре категории окружающих: "положительный" и "отрицательный" взрослый и сверстник.

Сказанное позволило построить некоторые частные гипотезы: 1) восприятие подростками взрослых и сверстников будет характеризоваться различным уровнем сложности и динамика данных различий должна претерпевать изменение по мере роста значимости для подростка общения со сверстником и самого сверстника как такового; 2) зависимость сложности межличностного восприятия от позитивного и негативного эмоционального отношения субъекта к другому человеку также должна проявляться неодинаково при восприятии подростком сверстников и взрослых: в виду высокой значимости сверстника, положительное или отрицательное отношение к нему подростка может оказаться фактором нейтральным для степени сложности восприятия.

Если знание общевозрастных тенденций развития позволило достроить указанные гипотезы, то проявление индивидуально-типических различий в зависимости от условий, поставленных в исследованни, оставалось для нас не ясным. Можно было лишь ожидать, что Восприятие "положительных" и "отрицательных" сверстников и взрослых в группах когнитивно простых и когнитивно сложных испытуемых будет иметь свою специфику.

Выделенные гипотезы определили круг исследовательских задач: 1. Выделить в каждой возрастной параллели испытуемых (V, VII, IX классы) группы когнитивно простых и когнитивно сложных подростков;

2. Выявить различия в восприятии когнитивно простыми и когнитивно сложными подростками окружающих в зависимости от двух факторов: а) возраста воспринимаемых лиц; б) знака эмоционального отношения к ним испытуемых.

3. Проследить возрастную динамику восприятия "положительных" и "отрицательных" сверстников и взрослых в группах когнитивно простых и когнитивно сложных испытуемых (в диапазоне V-IX классов).

Методика исследования. Основной методический инструмент, с помощью которого проводилось исследование, - Ролевой классификационный тест, разработанный Дж. Келли (1955) и адаптированный соответственно цели и задачам нашей работы.

Испытуемому предлагался список, состоящий из двадцати лиц, составляющих наиболее значимое его окружение (ближайшие родственники, друзья, привязанности, авторитеты, лица, отвергающие субъекта и отвергаемые им самим, он сам и т.д.). Эти лица предварительно были сгруппированы в триады, поочередно предъявляемые испытуемому. Пользуясь методом триадического сравнения, он должен был назвать существенное качество, в отношении которого двое ив трех схожи между собой и в то же время отличаются от третьего. Зафиксировав выделенный признак, испытуемый формулировал затем и качество, противоположное по смыслу первому.

Таким образом, формулировалось 20 биполярных признаков, или по терминологии автора - конструктов, глубоко индивидуальных по своему содержанию (под личностным конструктом понимается симультанная констатация сходства и различия неких реалий).

В ходе работы с каждой из триад испытуемый оценивал в отношении выделенного конструкта всех значащихся в списке людей. Оценка производилась по пятиступенчатой шкале, где позиция 5 соответствовала качеству сходства, а позиция 1 - качеству отличия в их наиболее интенсивном выражении.

Матрица теста состояла из колонок, соответствующих лицам, указанным в списке (или фигурам), и рядов, соответствующих выделенным конструктам и заполненных шкальными оценками.

Обработка данных проводилась двумя методами. Первый метод (кластерный анализ) был направлен на выявление особенностей структурирования а) системы конструктов, используемых индивидом при восприятии окружающих, и б) его социального окружения. Обработка проводилась в ВЦ АН МССР по стандартной программе Калифорнийского университета (Health sciences computing facility, 1975).

Второй метод определял уровень сложности-простоты восприятия подростками каждого лица (E. Cioată, 1977).

В результате обработки данных во всех возрастных параллелях были выделены когнитивно простые (группа А) и когнитивно сложные (группа Б) испытуемые.

Структурные особенности межличностного восприятия в группах испытуемых А и Б.

1) При анализе результатов кластеризации конструктов мы учитывали: а) уровень сходства каждой пары конструктов; б) количество связей между всеми конструктами; в Количество образованных кластеров; г) содержание, на базе которого образованы кластеры.

Данные кластерного анализа свидетельствуют, что структуры личностных конструктных систем испытуемых группы А и группы Б существенно отличаются друг от друга по всем выделенным параметрам.

Можно говорить, по крайней мере, о двух противоположных типах структур. Первый тип, условно названный "монолитным", характерен для когнитивно простых испытуемых. Он отличается высоким уровнем сходства каждой пары конструктов и густой сетью связей между ними. Как правило, это приводит к образованию одного основного, очень широкого кластера, объединяющего весьма различные по своему значению конструкты. Структура в целом является малодифференцированной.

Структура второго типа, условно названная "членистой", характерна для когнитивно сложных испытуемых. Она отличается низким уровнем сходства между конструктами, малым количеством связей .между ними, выделением нескольких (4-5) кластеров, каждый из которых объединяет конструкты, отражающие содержательно определенную группу качеств. Указанные особенности свидетельствуют о большей самостоятельности каждого кластера (а также образующих их конструктов) и, значит, о большей многомерности, дифференцированности восприятия испытуемых.

Анализ возрастной динамики структур показывает, что к старшему школьному возрасту организация конструктной системы в обеих группах несколько изменяется. Эти изменения в группе А сводятся к образованию в рамках одного широкого кластера содержательно определенных "гнезд", а в группе Б к выделению ядерных конструктов, занимающих "верхушку" в иерархической организации конструктной системы. В обоих случаях эти изменения свидетельствуют о некотором упорядочении конструктной системы как целого.

2) При анализе особенностей структурирования социального окружения в восприятии испытуемых мы учитывали: а) степень сходства каждой пары фигур; б) количество фигур, включенных в кластеры; в) количество образованных кластеров; г) основание, на базе которого происходит объединение фигур; д) общую эмоциональную, положительную или отрицательную, окраску кластеров; е) возраст воспринимаемых лиц, вошедших в кластер.

Обработка полученных данных также  показала, что испытуемые группы А и группы Б отличаются рядом противоположных черт.

Так, когнитивно простые испытуемые всех возрастных параллелей на высоких уровнях сходства объединяют большое число лиц в относительно малое количество кластеров. Основой объединения выступает, как правило, собственное эмоциональное отношение испытуемых к воспринимаемым лицам: "положительные" и "отрицательные" окружающие четко образуют разные кластеры. При этом в одном кластере нередко отзываются лица разного возраста.

Когнитивно сложные испытуемые дифференцируют окружающих, разбивая их на большое число относительно мелких групп (кластеров, а внутри кластеров - на "гнезда"). Знак эмоционального отношения к воспринимаемым лицам не оказывает заметного влияния на объединение их но сходству: в одном кластере нередко оказываются лица как с положительной, так и с отрицательной эмоциональной нагрузкой. В качестве заметного признака, на основе которого различаются окружающие, выступает возраст окружающих.

Полученные данные позволили выявить и некоторые общие особенности той и другой группы. Так, большинство и когнитивно простых и когнитивно сложных испытуемых идентифицируют себя с положительными сверстниками. В V-VII-IX классах их число составляет соответственно 70%, 81%, 83% в  группах когнитивно простых испытуемых и 76%, 79%, 59% - в группах когнитивно сложных. Правда, эта общевозрастная особенность имеет специфические проявления в каждой из групп: испытуемые группы А на высоких уровнях сходства идентифицируют себя с широким крутом сверстников, акцентируя сходство между (ссорой и ими ; испытуемые группы Б, уподобляя себя лишь некоторым сверстникам, в то же время как бы подчеркивают и собственное отличие от них (идентификация осуществляется на более низких уровнях сходства). При этом, когнитивно простые подростки нередко используют в качестве "модели" для идентификации и положительных взрослых, а когнитивно сложные в некоторых случаях - сверстников, которые несут отрицательную эмоциональную нагрузку.

Еще одна общая особенность обеих групп: к IX классу доля взрослых среди тех, с кем идентифицируются испытуемые, заметно возрастает. Причем, в качестве "модели", с которой испытуемые усматривают свое сходство, выступают уже не столько близкие родственники, сколько иные "значимые другие".

Особенности восприятия взрослых и сверстников в группах испытуемых А и Б и его возрастная динамика.

1) Выявляя различия, которыми характеризуется восприятие окружающих когнитивно простыми и когнитивно сложными подростками в зависимости от двух факторов - возраста воспринимаемых лиц и знака эмоционального отношения к ним испытуемых, мы использовали усредненные по группам А и Б статистические веса отдельных фигур. Высокий вес свидетельствовал о простоте, а низкий - о сложности ее восприятия. Следует отметить, что применительно к группе А (когнитивно простые испытуемые) можно говорить лишь об относительной сложности восприятия отдельных фигур, а к группе Б (когнитивно сложные испытуемые) - дашь об относительной его простота.

Анализ результатов, отражающих степень сложности восприятия окружавшие в зависимости от их возраста, выявил в группах когнитивно простых и когнитивно сложных подростков как ряд общих особенностей, так и некоторые специфические отличия:

а) возраст "отрицательных" окружающих является фактором, нейтральным для степени сложности их восприятия: "отрицательные" взрослые и сверстники воспринимаются испытуемыми обеих групп всех возрастных параллелен с одинаковым уровнем сложности (различия статистически не достоверны);

б) возраст "положительных окружающих существенным образом отражается на сложности межличностного восприятия: "положительные" взрослые воспринимаются подростками с дольше простотой, чем "положительные" сверстники (р <0,01 - V кл.; р <0,05 - VII кл.(гр.А) и р< 0,05 - V кл.; р<0,01 - VII кл. (гр. Б)).

При этом, анализ полученных результатов обнаруживает, что природа указанного различия в группах испытуемых А и Б не одинакова. В группе когнитивно простых подростков различия в восприятии положительных взрослых и сверстников происходят за счет идеализации "положительного" взрослого и чрезмерной упрощенности его восприятия; в группе когнитивно сложных подростков указанные различия являются результатом большей сложности восприятия положительного сверстника.

Анализ данных, отражающих то влияние, которое оказывает на сложность восприятия окружающих знак эмоционального отношения к ним испытуемых, показывает, что по своему эффекту оно лишь частично совпадает в группах испытуемых А и Б.

Восприятие взрослых зависит от знака эмоционального отношения к ним испытуемых, обусловливая в случае позитивного отношения - простоту, а в случае негативного - сложность восприятия. Действие данной закономерности распространяется как на когнитивно простых, так и на когнитивно сложных испытуемых, но с разной степенью интенсивности и последовательности. В группе А она отмечается во всех возрастных параллелях (р<0,01), наиболее ярко проявляясь у подростков. Данные V-VII классов свидетельствуют об идеализации позитивного взрослого: чрезмерная упрощенность восприятия выступает как аффект "ореола", который создается вокруг его фигуры. В группе когнитивно сложных данная закономерность проявляется с меньшей выраженностью. Относительная простота восприятия связана здесь, главным образом, с фигурами позитивных взрослых, образующих отдаленное окружение подростка (р<0,05). Что касается лиц, с который испытуемых связывает более интенсивная практика общения, - членов семьи, то здесь позитивное эмоциональное отношение с меньшей последовательностью отражается на простоте восприятия: к старшему школьному возрасту, например, оно усложняется настолько, что почта достигает степени сложности восприятия "отрицательных" фигур.

Знак эмоционального отношения к сверстникам в группе когнитивно простых испытуемых также влияет на степень сложности их восприятия, обусловливая его простоту по отношению к "положительным" сверстникам к относительную сложность - по отношению к "отрицательным" (р <0,05 - V кл.; р<0,01 - VII, IX кл.).

Совершенно другая картина в группе когнитнвно сложных испытуемых. Восприятие всех сверстников, независимо от эмоционального отношения к ним, здесь одинаково сложно (различия в воспринятии "положительных" в "отрицательных" фигур статистически не достоверны). Знак эмоционального отношения в этом случае оказывается фактором, нейтральным для сложности восприятия.

Подводя итог этой части исследования, можно заключить, что в группе когнитивно простых испытуемых знак эмоционального отношения к другому человеку имеет решающее значение, обусловливая, в случае позитивного отношения, простоту, а в случае негативного - относительную сложность восприятия. В группе когнитивно сложных подростков указанная зависимость проявляется лишь частично - при восприятии некоторых взрослых, уступая доминирующее значение другой - зависимости от возраста воспринимаемых лиц. Как видно, для испытуемых данной группы значимость определенной сферы практики и отношений (в данном случае, общения со сверстниками) и интенсивность взаимодействия с окружающими оказываются решающим фактором, стимулирующим сложность межличностного восприятия.

2. Анализ возрастной динамики межличностного восприятия велся в двух направлениях. Выявлялось развитие восприятия: а) ближайшего окружения испытуемых (мать, отец, брат, сестра, лучший друг я т.д.); б) более  отдаленного окружения (обобщенные фигуры "положительного" взрослого; "положительного" сверстника; "отрицательного" взрослого; "отрицательного" сверстника).

а) Полученные данные свидетельствуют, что в группе испытуемых А восприятие взрослых относительно усложняется не только от V к IX классу, но и от V к VII (р <. 0,05), а также от VII к IX (р < 0,01). При этом следует отметить, что хотя от года к году восприятие взрослых относительно усложняется, тем не менее в финале его показатели не превышают того абсолютного уровня, который в восприятии сверстников существовал о самого начала. Если говорить о восприятия сверстников, то здесь от V к IX классу не происходит нарастания его сложности (возрастное различия статистически не достоверны).

Сопоставление данных разных возрастных групп когнитивно сложных испытуемых свидетельствует о существенных изменениях в сложности восприятия как взрослых (р<0,05), так и сверстников (р < 0,05), от подросткового к старшему школьному возрасту.

а) Анализ динамики степени сложности, с которой воспринимается более отдаленное окружение в группах когнитивно простых испытуемых, указывает на нарастание от V к IX классу относительной сложности восприятия только "положительного" взрослого (р < 0,01) - Что касается "положительного" сверстника, "отрицательного" взрослого, "отрицательного" сверстника, то их восприятие от V к IX классу не становится существенно более сложным (различия статистически не достоверны).

Анализ показателей когнитивно сложных испытуемых свидетельствует о существенных изменениях от V к IX классу в сложности восприятия всех воспринимаемых категорий окружающих: "положительного" взрослого (р < 0,05), "положительного" сверстника (р < 0,01), "отрицательного" взрослого (р<0,05) , "отрицательного" сверстника (р<0,05).

Таким образом, представление даяние позволяют сделать вывод, что с возрастом (в пределах V - IX классов) восприятие окружающих усложняется в обеих группах испытуемых. Однако природа этих изменили различна. В группе когнитивно простых испытуемых развитие восприятия происходит за счет лишь относительного нарастания сложности восприятия "положительных" взрослых (особенно фигур, отражающих близкие родственные отношения). Точнее было бы сказать, что оно перестает быть столь упрощенным, каким было раньше. В группах когнитивно сложных испытуемых с возрастом увеличивается дифференцированность восприятия всех категорий окружающие.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Полученные данные подтвердил исходное предположение, согласно которому восприятие подросткам значимых окружающих характеризуется индивидуально-типическими особенностями, обусловленным когнитивной сложностью-простотой как структурно-динамической личностной характеристикой.

2. Индивидуально-типические особенности межличностного восприятия подростков проявляются прежде всего в структурных его особенностях. Для когнитивно простых испытуемых характерны  нерасчлененность, слитность системы личностных конструктов, малая дифференцированность в структурировании социального окружения; для когнитивно сложных - многомерностъ системы личностных конструктов, дифференцированное восприятие социального окружения.

3. В обеих группах испытуемых в качестве общевозрастной особенности выявлена преимущественная ориентация на сверстника (сравнительно со взрослым) как на значимого другого. Вместе с тем, эта общая особенность имеет специфические проявления в каждой  из групп: когнитивно простые подростки идентифицируют себя о широким кругом сверстников, акцентируя сходство между собой к всеми ими; когнитивно сложные - уподобляют себя лишь некоторым сверстникам, подчеркивая в то же время собственное отличие от них.

4. Сложность-простота межличностного восприятия в относительной степени выступает и как функция возраста воспринимаемых лиц, а также знака эмоционального отношения к ним испытуемых. Зависимости, которые здесь обнаруживаются, обусловлены, с одной стороны, общевозрастными закономерностями развития личности в подростковом возрасте, с другой - когнитивной сложностью как устойчивой личностной характеристикой. Как показали результаты, в ряде случаев особенности межличностного восприятия подростков, обусловленные общевозрастными закономерностями их развития, могут как бы "перекрываться" индивидуально-типическими. В группе когнитивно сложных подростков с высокой степенью сложности воспринимаются почти все категории окружающих, за исключением "положительных" взрослых, которые составляя отдаленное окружение испыуемых. В группе когнитивно простых подростков с относительной сложностью воспринимаются только "отрицательные" лица, тогда как "положительные" - даже сверстники - воспринимаются просто.

5. Возрастная динамика межличностного восприятия в обеих группах также имеет свою специфику. В группах когнитивно простых испытуемых относительно усложняется (точнее, перестает быть упрощенным) главным образом восприятие "положительного" взрослого; в группах когнитивно сложных - увеличивается днфференцированность восприятия всех выделенных в исследовании категорий окружающих.

6. Полученными результатами подтверждается важность изучения не только общевозрастных закономерностей развития личности школьника, но также  тех ее особенностей, которые обусловлены индивидуально-типическими различиями. Знание этих особенностей выступает необходимым условием индивидуального подхода к учащимся, актуальность которого возрастает сегодня в связи с задачей повышения качества обучения и воспитания, поставленной Проектом реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих печатных работах автора:

1. Некоторые особенности восприятия личности сверстников и взрослых в среднем и старшем школьном возрасте. Депонировано в ОДНИ "Школа и  педагогика" Мин-ва просвещения СССР и АПН СССР. - М., 1983, вып. 4.

2. Взрослые и сверстники в восприятии подростков. - Педагогул советик (Советский педагог), 1983, № 11, с.56- 57 (на молд. яз.).

3. Возрастная динамика восприятия сверстников и взрослых школьниками. Депонировано в ОЦНИ "Школа и педагогика" Мин-ва просвещения СССР и АПН СССР - М., 1983, вып. 5.

4. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия подростками сверстников и взрослых (в соавторстве). - В сб.: Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1984, с. 69-80.

5. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности (в соавторстве). - Новые исследования в психологии. - М. ,1984,№ 1 (30) (в печати).

Перейти к списку диссертаций