Формирование чувства общественного долга у старших дошкольников и младших школьников

Диссертант: Расулева Мухаббат Шакаримовна
Год защиты: 1986
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Вахидов М.В.
Ведущее учреждение: Ташкентский государственный университет им. В.И. Ленина
Место выполнения: НИИ педагогических наук им. Т.Н. Кары-Ниязова (лаборатория психологии) при МП Узбекской ССР
Оппоненты: Давлетшин М.Г., Бежанишвили Б.И.

РАСУЛЕВА Мухаббат Шакаримовна

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ДОЛГА

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Современный этап развернутого стро­ительства коммунистического общества выдвигает перед психологи­ческой и педагогической наукой все более высокие требования в отношении воспитания нового человека. Не случайно в специальных постановлениях партии и правительства по вопросам воспитания, в частности, в постановлениях ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979 г./, "Ак­туальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" Д983 г. и других поставлена задача повышения эффективности и качества работы по формированию у школьников прочных коммунистических убеждений, сознательного отношения к общест­венному долгу, единства сознания и поведения, активной жизнен­ной позиции.

В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы об­щеобразовательной и профессиональной школы" Д984 г./ с новой силой подчеркнуто, что "вся воспитательная работа должна стро­иться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и дей­ствия, слова и дела".

ХХVII съезд КПСС подчеркнул, что в современных условиях развитого социалистического общества возрастает роль субъектив­ного фактора, в основе которого лежит сознательное и ответст­венное отношение личности к общественному долгу. "Единство сло­ва и дела — важнейший принцип всей партийной и государственной деятельности - это непременное требование и к идейно-воспита­тельной работе".

Формирование чувства общественного долга у детей, будучи одной из ответственных задач советской семьи, школы и общест­венности, имеет специфические психологические особенности, ко­торые еще недостаточно изучены, не нашли отражения в соответст­вующих методических рекомендациях для работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Это обязывает психо­логическую и педагогическую теорию и практику активно искать наиболее эффективнее пути в средства воспитания у подраставше­го поколения высокого дознания и чувства общественного долга.

Учитывая актуальность проблемы, запросы практических работников, нуждающихся в научно обоснованных рекомендациях по дальнейшему совершенствованию процесса нравственного воспитания дошкольников и младших школьников в процессе учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности, а также недостаточное количество научных исследований по данной проблеме, мы избрали темой своего исследования: "Формирование чувства общественного долга у старших дошкольников и младших школьников".

Важное значение в рамках данного исследования приобретает попытка выявить основные психологические закономерности форми­рования чувства долга, психологически осмыслить некоторые цуги и средства его развития в условиях семьи, детского сада и на­чальной школы.

Объектом исследования являются старше дошкольники и млад­шие школьники.

Предмет исследования - формирование чувства общественного долга у старших дошкольников и младших школьников.

Цель доследования - выявление закономерностей формирования чувства общественного долга как морально-психологического ка­чества личности; поиски средств и условий, способствующих или затрудняющих его формирование у старших  дошкольников и младших школьников; определение некоторых тенденций этого процесса.

Научная гипотеза. В условиях развитого социализма проис­ходят заметные сдвиги в развитии чувства долга у дошкольников и младших школьников. Наиболее эффективное формирование чувст­ва долга у детей указанных возрастов возможно только в специ­ально организованной и целенаправленной многоплановой учебной и общественно-полезной деятельности в семье, дошкольных учреж­дениях и школе. Эффективность процесса формирования чувства долга заметно повышается при осознании детьми на соответствующем для данной возрастной группы уровне понятия о долге и при наличии реальных ситуация по осуществлению конкретных по­ступков на основе чувства долга.

В задачи данного исследования входит определение возраст­ных особенностей развития чувства общественного долга путем анализа конкретных условий, способствующих формированию данно­го качества у старших дошкольников и младших школьников, изуче­ние форм проявления чувства долга в указанных возрастных груп­пах, выявление степени осознанности общественного долга у де­тей в связи с формированием нравственных представлений ребен­ка и освоением правил общественного поведения; определение вли­яния чувства общественного долга на действия и поступки ребен­ка, на его поведение в целом.

В своей работе мы опирались на фундаментальные исследова­ния советских философов, психологов, педагогов и социологов по проблеме формирования чувства общественного долга.

Экспериментальной базой исследования били детские сады № 22,18,36 и школы № 24,41,92,99,102 г. Ташкента. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 159 дошкольников и 189 учащихся. Из них наиболее глубокому изучению подверг­лись 53 дошкольника и 63 учащихся по 21 в каждом из трех экс­периментальных классов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка на основе лонгитюдного исследования про­следить динамику и преемственную связь в развитии чувства дол­га у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; экспериментально проверены пути, средства и условия планомерного формирования данного качества у детей указанных возрастных групп. На основе экспериментальной работы установлено,что наиболее эффективным средством развития данного качества у уча­щихся является включение их в совместную общественно-полезную работу.

Практическое значение исследования связано с возможностью использования его результатов в воспитании старшее дошкольников и младших школьников. Методические приемы, предложенные в рабо­те, содержат в себе возможности дальнейшего развития теорети­ческих и практических положений о путях, формах и методах фор­мирования чувства общественного долга у детей старшего дошколь­ного и младшего школьного возраста.

Достоверность исследования подтверждается опытно-экспери­ментальной работой, итоги которой свидетельствуют об эффектив­ности апробированной методики формирования чувства долга у старших дошкольников и младших школьников.

Апробация работы. Основные полонения и результаты исследо­вания доложены и обсуждены на Всесоюзных /1973 г./ и республи­канских педчтениях /1972,1974,1976,1978,1981,1984 гг./, на Республиканских семинарах психологов /г.Андилан - 1974,1982, 198З гг.; г.Бухара - 1976,1982 гг.; г.Ташкент - 1978,1980, 1982 гг./, на лекциях в Центральном институте повышения квали­фикации учителей им. К.Д. Ушинского, в Ташкентском институте усо­вершенствования учителей, на Республиканских курсах по повыше­нию квалификации дошкольных работников он /г. Ташкент/, на заседании отдела педагогики и психологии Узбекского научно-исследо­вательского института педагогических наук им. Т.Н. Карн-Ниязова.

Внедрение результатов исследования. Методика и результа­ты исследования используются дошкольными учреждениями и школа­ми республики, в госпединститутах г. Ташкента при проведении семинаров-практикумов по обучению и воспитанию школьных работ­ников, воспитателей, родителей.

Результаты работы использовались в многочисленных высту­плениях по республиканскому телевидению (1977-1984 гг.), где автор был ведущим программы "Консультация для родителей", в систематических публикациях на страницах газет под рубрикой "На семейный совет" ("Тошкент окшоми") и т.п.

Положения, выносимые на защиту, можно сформулировать сле­дующим образом:

Чувство долга можно и нужно формировать еще в дошкольном возрасте путем целенаправленного воздействия на познаватель­ную и эмоционально-волевую сферу деятельности детей. В отноше­нии старших дошкольников правомерно говорить о чувстве долга как развивающемся качестве личности.

Эффективность формирования данного качества у младших школьников тем выше, чем больше выражена преемственность в це­ленаправленном его формировании в условиях семьи и детского сада.

В процессе формирования чувства долга необходимо разви­тие у детей в органическом единстве представлений и знаний о долге, связанных с ними чувств и качеств воли.

Структура и объем диссертация. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литера­туры. В работе имеется 8 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во "Введении" обосновывается актуальность тени, раскрыва­ется степень ее разработанности и научная новизна диссертационной работы, излагаются цель, предмет, задачи, гипотеза ис­следования, его методологические основы и научно-практическая значимость.

Первая глава "История и теория вопроса исследования" посвящена раскрытию марксистско-ленинского понимания категории долга и его отражению в психологической, педагогической и философской научной литературе.

В § I этой главы освещается проблема чувства долга в тру­дах ученых и мыслителей Востока (Лбу Наср Фароби, Ибн Сина, А.Навои и др.), а также педагогов, работавших в Туркестанском крае (Х.Х.Ниязи и Л.Авлони).

Во § 2 первой главы "Понятие о чувстве долга как морально-психологическом качестве. Его структура" раскрывается содержа­ние понятия "чувство долга", дается его определение, показыва­ется связь данного качества с другими качествами личности.

Из всех определений, имеющихся в психолого-педагогеческой литературе, нам представляется наиболее правильным рассмотре­ние чувства долга как такого качества личности, которое выра­жает ее потребность сознательно я неуклонно выполнять предъявляемые к ней обществом требования, являющиеся обязанностями каждого из его членов.

Поскольку чувство долга является развивающимся качеством личности, то, приступая к исследованию, мы определили содержа­ние этого качества применительно к возрасту старших дошкольни­ков и младших школьников как:

I) понимание необходимости выпол­нять "Правила октябрят";

2) принятие этих правил как своих собственных;

3) желание выполнять эти правила;

4) реальное испол­нение их в условиях воспитательных воздействий педагогов и кол­лектива класса;

5) переживание при этом чувства удовлетворения.

В § 3 указанной главы дается анализ психологических работ, прямо или косвенно относящихся к проблеме исследования, в част­ности, Н.В. Андриановой, Г.Д. Бандзеладзе, Л.И. Божович, М.В. Вахидова, М.Н. Волокитиной, Л.С. Выготского, Г.Г. Гаприндашвили, П.П. Зимина, Р.Н. Ибрагимовой, А.Г. Ковалева, Т.О. Ковригиной, И.М. Краенобаева, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, З.И. Равкина, С.Л. Рубшштейш, Л.С. Славиной, В.А. Токаревой, Д.Н. Узнадзе Д.Б. Эльконана.П.М. Якобсона и др.

Анализ литературы показал, что исследование преемственной связи в формировании чувства общественного долга у старших до­школьников и младших школьников не было предметом специального изучения ни в одном из исследований, что делает изучение этого вопроса необходимым и целесообразным.

В § 4 излагаются цели, задачи и методы исследования. По­скольку цели в задачи уже указывались в "Общей характеристике работы", то при освещении содержания данного параграфа остано­вимся лишь на методах исследования.

При разработке методики     исследования ставилась цель отобрать такие методы и приемы, которые позво­ляли проследить формирование чувства долга не изолированно, пне характеристик целостной личности ребенка и тех конкретных условий, в которых он живет и формируется, а в связи и в зави­симости от них:

- в контексте развития его сознания, воли и других ка­честв, от которых неотделимо чувство долга;

- в связи с действиями и поступками ребенка, в которых эти качества формируются, проявляются и получают дальнейшее развитие;

- в связи с характером воспитательных воздействий, оказы­ваемых на ребенка семьей, детским садом и школой.

Отбор и разработка методик определялись необходимостью исследовать процесс формирования чувства общественного долга, его качественные изменения по мере развития личности ребенка в пределах старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование включало в себя два этапа - информационно-диагностический и формирующий, на каждом из которых решались частные задачи, необходимые для раскрытия основных задач.

На информационно-диагностическом этапе задача состояла в том, чтобы выявить у старших дошкольников и младших школьников их представления о долге, связанные с отношениями долженство­вания чувства и волевые качества, проявляемые в деятельности, и на этой основе наметить основные направления работы по фор­мированию у этих детей чувства долга.

На формирующем этапе задачей исследования являлось про­слеживание изменений, происходящих в представлениях старших дошкольников и младших школьников о долге под влиянием систе­мы работы по формированию чувства долга. На этом же этапе не­обходимо было выяснить, как эти изменения отразились на их поведении, а также выявить этапы и формы проявления чувства долга у детей указанных возрастных групп.

Дня решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы:

I) изучение личных дел испытуемых;

2) наблю­дение за деятельностью и поведением детей в детском саду и на уроках, во время самоподготовки в группах продленного дня и занятиях во внеурочное время;

3) анализ письменных работ;

4) беседы с дошкольниками и учащимися, воспитателями, классны­ми руководителями, учителями и родителями;

5) сопоставление данных наблюдения с данными, полученных с помощью других ме­тодов;

6) психолого-педагогический эксперимент;

7) создание затруднительных жизненных ситуаций с нравственным содержанием.

В качестве примера затруднительной ситуации, использованной для выявления чувства долга у детей, можно привести следующую:

Детям сообщалось о предстоящей интересной прогулке (в сад, в кукольный театр и т.д.). В живой, увлекательной скорые рас­сказывалось, что они там увидят. Затем в группу приводили ма­лыша, сообщая, что его не с кем оставить. Перед детьми ставил­ся вопрос: "Как быть? Всей хочется идти на прогулку, а за малышом нужно присмотреть". Затем прослеживалось поведение детей в созданной "критической" ситуации.

Во второй главе "Формирование чувства общественного долга у старших дошкольников" основное внимание уделено следующим во­просам: выявлению конкретных представлений о долге у старше; дошкольников; выделению на основе их обобщения наиболее галеч­ных групп детей, характеризующихся областью представлений о долге, сопоставлению представлений о долге с поведением стар­ших дошкольников, выявлению труни, отличающихся друг от друга по степени корреляции имеющихся представлений о долге а пове­дения. В итоге были выявлены 3 группы детей.

К первой группе были отнесены старшие дошкольники, для ко­торых было характерно единство   между представлениями о своих обязанностях и фактическим их выполнением.

Вторую группу составила старшие дошкольники, у которых иногда   наблюдалось расхождение между представлениями о долге и их реализацией в практической деятельности и поведении.

К третьей группе были отнесены дети, у которых часто проявлялось такое расхождение.

С детьми каждой аз выделенных групп работ по формированию чувства долга проводилась в течение двух лет. Она была на­чата в старшей группе детского сада я продолжена с этими же дошкольниками в подготовительной груше.

Анализ представлений старших дошкольников о долге показал, что дети в этом возрасте, разумеется, еще не пользуются поня­тием "общественный долг", хотя и понимают смысл предъявляемых к ним требований, оперируя понятиями "надо", "обязан". В круг обязанностей, которые они считают нужным выполнять, входят:

I) оказание помощи родителям по дому;

2) помощь товарищам;

3) выполнение данного обещания;

4) выполнение поручений воспи­тателя;

5) вежливое обращение со старшими, употребление "вол­шебных слов" ("пожалуйста", "спасибо" и др.) в разговоре с ни­ми;

6) хорошее поведение в общественных местах;

7) "говорить всегда правду";

8) "честно поступать".

Таким образом, предста­вления об обязанностях, на основе которых в более старшем воз­расте будет формироваться понятие о долге, у старших дошколь­ников имеются. Однако не у всех наших испытуемых эти представ­ления были в одинаковой мере полными: одни дети называли по 3-4 обязанности, другие - всего 1-2.

Имеющиеся у старших дошкольников представления о долге не были достаточно действенными, что объясняется недостаточным опытом переживаний и волевого поведения, связанным с отношени­ями долженствования.

Причина ограниченных представлений старших дошкольников о долге кроется, на наш взгляд, в недостаточном проведении целе­направленной работы по формированию чувства общественного дол­га у детей в условиях детского сада, а также в семье.

В реферируемой главе освещаются основные направления вос­питательных воздействий на испытуемых с целью развития у них представлений о долге в связанных с ними чувств и волевых ка­честв.

Об изменениях в представлениях старших дошкольников об общественном долге мы судили по следующим основным параметрам:

I) количеству указанных старшими дошкольниками обязанностей, вкладываемых ими в представление о долге;

2) содержанию обя­занностей, выделяемых старшими дошкольниками;

3) действеннос­ти имеющихся у них представлений о долге.

Об изменениях в чувствах, связанных с отношениями должен­ствования, и проявлений волевых качеств старших дошкольников и судили по степени глубины и частоте их проявления в конкрет­ных поступках, в условиях затруднительных   ситуаций.

В процессе опытной работы по формированию чувства долга у детей, которая проводилась семьей и детским садом, у старших дошкольников произошли заметные изменения в представлениях о долге. Они стали шире, полнее. Так, число обязанностей, вкла­дываемых детьми в представление об общественном долге, увели­чилось в среднем у представителей 1-8 группы о 3,22 (в начале исследования) до 6,6 (в конце его), во второй - соответствен­но с 2,7 до 5,7, а у испытуемых третьей группы - с 1,84 до 4,62 обязанностей, причем эти представления стали носить более действенный характер, о чем свидетельствует поведение детей в условиях затруднительных ситуации. Оказываясь перед выбором между "хочу" и "надо", большинство испытуемых экспериментальных групп поступало в соответствии с долгом. Собранный факти­ческий материал был подвергнут математической обработке, ре­зультаты которой представлены в таблице.

Исследование показало, что в процессе первоначального становления чувства долга у детей можно условно выделить три стадии развития этого качества.

Первая стадия формирования чувства долга у детей старшего дошкольного возраста связана с семейным укладом. Формированию этого качества способствует наличие в семье твер­дого режима, требовании взрослых к выполнению детьми определен­ных обязанностей по дому, контроль родителей и других старших членов семьи за выполнением младшими своих обязанностей.

Вторая стадия формирования чувства долга осу­ществляется в основном в детской саду, в разнообразной деятель­ности детей, где, по сравнению с домашними условиями, она упо­рядочена в большей степени в соответствии с режимам. Отличие второй стадии формирования чувства долга от первой состоит в том, что у детей уже появляется желание я стремление к выпол­нению общественно-полезных заданий. Этому во многом способст­вуют различные занятия в детском саду и активное взаимодейст­вие детей между собой. Она действуют, всходя из определенных правил, стараясь показать себя о лучшей стороны и соответст­вовать требованиям взрослых. Все это приводит к обогащению чувства долга новыми элементами (стремлением выполнить дело хорошо, заботой о коллективных интересах и т.д.).

Третья   стадия   формирования чувства долга в основном относится к периоду поступления ребенка в школу. На этой стадии чувство долга становится стимулом моральный дей­ствий.

Таблица № I

Результаты математической обработки данных о соотношении представлений о долге в поступков старших дошкольников в затруднительных ситуациях.

Основные

Гру

I группа

II группа

III группа

статист.

ппы

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

величины

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

m

эксп.

3,22

6,60

1,90

5,58

2,70

5,70

1,86

4,64

1,84

4,62

0,73

3,50

контр.

3,22

3,52

1,86

2,50

2,64

3,00

1,94

1,88

1,67

2,28

0,88

1,16

эксп.

0,36

0,72

0,23

0,46

0,24

0,47

0,30

0,56

0,20

0,27

0,23

0,36

E

контр.

0,40

0,55

0,49

0,24

0,34

0,26

0,46

0,36

0,36

0,20

0,17

0,14

эксп.

0,08

0,11

0,06

0,09

0,09

0,14

0,07

0,10

0,06

0,07

0,06

0,08

δ

контр.

0,08

0,09

0,09

0,06

0,07

0,08

0,09

0,08

0,08

0,06

0,05

0,05

В конце второй главы даются выводы по формированию этого качества у старших дошкольников:

1. Чувство общественного долга, несмотря на его сложную психологическую структуру, начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. Она формируется прижизненно в процессе социализации ребенка под влиянием целепаправленных воспитатель­ных воздействии на него в семье и дошкольном учреждении.

2. Чувство долга первоначально формируется в семье под влиянием взрослых. Ведущую роль в его формировании у старших дошкольников играет подражание старшим.

3. У детей, не посещающих детский сад, чувство долга фор­мируется иначе и несколько медленнее, чем в детском саду, по­скольку в условиях семьи таковая даль да сформулирована в ка­честве специальной психолого-педагогической задачи. В форми­ровании чувства долга в семье существенную роль играют трудо­вые традиции узбекской семьи.

4. В ходе эксперимента выявлено три группы детей, отлича­ющихся друг от друга по степени корреляции между имевшимися у них представлениями о долге и его выполнением. Изменились и чувства, связанные с представлениями о долге. Они стали глуб­же, устойчивее, действеннее.

В третьей главе "Формирование чувства долга у младших школьников" излагаются данные об изменениях в знаниях о долге, чувствах, связанных с ними, и волевых качествах, которые про­изошли в процессе целенаправленной экспериментальной работы по формированию чувства долга у учащихся I-III классов.

В § I этой главы обобщается фактический материал, полу­ченный в ходе экспериментальной работы с младшими школьниками на констатирующем этане. Среди этих испытуемых были две экспе­риментальные группы: одна, из них состояла из детей, с которыми работа по формированию чувства долга была начата еще в дет­ском саду, а затем продолжена в начальных классах; другую экс­периментальную группу составили испытуемые, у которых целена­правленнее формирование чувства долга началось лишь с' момента поступления в школу.

Собравши до начала экспериментальной работы материал по­казал, что имеющиеся у учащихся знания о долге различны по полноте, глубине и действенности. По этим критериям были вы­делены три группы испытуемых.

На констатирующем этапе исследования в экспериментальном классе представители первой группы знали в среднем 5,30, вто­рой - 4,04, третей - 2,68 конкретных обязанностей. В контрольном классе их количество соответственно составило 4,86; 3,65; 2,76 обязанности. Среди выделяемых обязанностей преобладали такие, как "надо хорошо учиться", "вести себя хорошо", "уметь трудиться", "быть дисциплинированным", "слушаться учителя" и другие. Эти представления были почти одинаковыми у учащихся как экспериментальных, так и контрольных классов. Для этих представлений были характерны - недостаточная полнота и глубина, слабая действенность. Лишь у учащихся I группы знания о долге носили действенный характер. У представителей же двух других групп (особенно III-ей группы) они не были действенными. Среди мотивов учебной деятельности у учащихся преобладали непосредственный интерес и принуждение. При этом у представителей 1-й группы имели место мотивы непосредственного интереса к учению, а у учащихся III-ей группы - принуждение со стороны родителей и учителей. Чувство долга в учебной мотивации не было представле­но как действенный мотив.

Связанные со знаниями о долге чувства учащихся носили си­туативный характер (особенно у представителей II и III групп).

В этом же параграфе изложены задачи дальнейшей работы с испытуемыми по развитию у них знаний о долге, связанных с ни­ми чувств и волевых качеств, по накоплению положительного опы­та поведения в соответствии с мотивом долга.

В § 2 данной главы освещаются основные направления систе­мы воспитательных воздействий, включавшей в себя работу по развитию у учащихся званий о долге, чувств, связанных с ними, по формированию общественно значимых мотивов, прежде всего, мотива долга. Первостепенное место в этой системе занимала ор­ганизация такой деятельности младших школьников, в которой они могли приобрести опыт соответствующего поведения.

Экспериментальная работа по формированию чувства долга у младших школьников велась в трех направлениях:

I. попользова­лось содержание учебного материала, при изучении которого пе­ред учащимися ставилась вопроса, связанные с понятием общест­венного долга;

2. положительные поступки учащихся всегда полу­чали соответствующую оценку окружающих (взрослых и сверстников) и тем самым вызывали у них положительные эмоциональные пере­живания;

3. создавались затруднительные ситуации, в которых учащиеся должны были проявить формируемое качество. Такие си­туации использовались также с целью выявления сформированности чувства долга у учащихся.

Проведенное исследование показало, что в ходе экспериментальной работы произошли положительные изменения у представи­телей всех трех экспериментальных групп. Прежде всего, сущест­венно расширились и углубились их знания о долге. В них нашли отражение наиболее существенные обязанности ("хорошо учиться", "беречь школьное имущество", "оказывать взаимопомощь", "береж­но относиться к зеленым насаждениям", "активно участвовать в общественных мероприятиях класса, школы" и др.), составляющие содержание ученического долга. Если в начале I класса предста­вители 1-й группы указывали в среднем 5,3 конкретных обязан­ностей, то к моменту окончания 1-го класса она выделяли в среднем уже 12,6 обязанностей. Учащимися II-ой группы в I классе вы­делялось 4,04 обязанностей, а к концу III-его класса их количест­во увеличилось до 8.

Представители III-й группы указывали в среднем соответственно 2,7 (в начале исследования) и 7,03 обязанностей (в конце его)

Знания учащихся о долге стали не только полнее, но и дей­ственнее, о чем наглядно свидетельствовало поведение школьни­ков в затруднительных ситуациях. Оказываясь перед выбором меж­ду поступками по долг/ или каким-либо другим мотивам, учащиеся поступали в соответствии с долгом.

В процессе экспериментальной работы стали глубже, устой­чивее а действеннее нравственные чувства учащихся, которые в свою очередь положительно влияли на действенность знаний о долге. В частности, заметное развитие получили чувство коллективизма, радость за успех общего дела, чувство непримиримое к недостаткам одноклассников, огорченнее по поводу их неудач и др.

Произошли заметнее сдвиги в развитии волевых качеств млашеклассников. Среди проявляемых волевых качеств выделялись целеустремленность, самостоятельность, исполнительность, настойчивость, решительность. Многие учащиеся добровольно отказывались во имя долга от удовлетворения других личных желаний.

В § 3 этой главы дается сопоставительный анализ изменений в знаниях о долге, в связанных с ними чувствах, в мотивах по­ведения старших дошкольников и учащихся начальных классов к концу экспериментальной работы. Это сопоставление проводилось в 3-аспектном плане:

I. сравнивались результаты формирования чувства долга у старших дошкольников и младших школьников.

2. проводилось сопоставление данных о проявлении чувства дол­га у одних и тех же испытуемых в начале и конце эксперименталь­ной работы.

3. сопоставлялись данные экспериментальных и конт­рольного классов.

Сопоставительный анализ данных по формированию чувства долга показал, что младшие школьники и старшие дошкольники от­личаются по объему и содержанию имеющихся у них представлений и знаний о долге. Если у дошкольников эти представления ограни­чены игровой деятельностью и преобладают в сфере взаимоотноше­ний со старшими и сверстниками, то у младших школьников уже формируются знания о долге, которые охватывают сложную область учебной, трудовой и общественно—полезной деятельности. При этом у младших школьников эти знания приобрели более опреде­ленный, систематизированный характер по сравнению с дошкольни­ками. В них видное место стали занимать обязанности, имевшие непосредственное отношение к учебной деятельности; необходи­мость хорошо учиться, хорошо вести себя на уроках, не опазды­вать в школу, помогать одноклассникам, быть непримиримыми к подсказкам, списыванию и т.д. Эти требования долга стали для них не только знаемыми, но и выполняемыми.

Если в старшем дошкольном возрасте проявляются лишь пер­воначальные формы чувства общественного долга, и нравственные поступки ребенка мотивированы актуальной ситуацией, часто не осознаваемой, то у младших школьников эти формы поведения уже определяются в большинстве случаев внутренними побуждениями и осознаются как моральные требования.

Более эффективные результаты по формированию чувства дол­га оказались у тех младших школьников, с которыми эксперимен­тальная работа была начата еще в дошкольном возрасте. У этих детей к концу опытной работы глубина, устойчивость и действен­ность чувств били выше, чем у их сверстников, с которыми ана­логичная работа была начата лишь в школе. Это особенно относилось к чувствам коллективизма, дружбы, справедливости, радости за успех общего дела и своих товарищей, огорчения по поводу неудач одноклассников.

Сопоставительный анализ данных о проявлении чувства дол­га у одних и тех же испытуемых в начале и конце экспериментальной работы позволил выявить изменения в качественном и коли­чественном составе первоначальных экспериментальных групп. Первая груша, т.е. группа учащихся, у которых имело место един­ство знаний о долге и поведения в соответствии с ними, состави­ла 26 человек. Это на 10 человек больше, чем было в начале экс­периментальной работы. Во вторую группу вошли 25 школьников, т.е. на 4 человека увеличилось число учащихся, у которых лишь иногда наблюдалось расхождение между знаниями о долге и пове­дением. Наконец, третью группу составили 12 человек, в то вре­мя как к началу экспериментального исследования в ней было 26 человек, т.е. более, чем вдвое сократилось число учащихся, у которых чаще всего наблюдалось отсутствие единства между зна­ниями о долге и поведением.

Этот переход был связан не только с количественным изме­нением состава групп, но и качественно иными проявлениями в поведении.

В сопоставительном плане показательны факты поведения испытуемых в затруднительных ситуациях в начале и конце экспе­риментальной работы.

Полученные в ходе экспериментальной работы данные были подвергнуты математической обработке, результаты которой от­ражены в таблице № 2.

Если в начале исследования во многих "критических" ситу­ациях имела место промежуточная стадия, на которой многие из учащихся длительное время не могли решать, каким поступать, то в конце экспериментальной работы она поч­ти отсутствовала (у представителей 1-й группы) или была слабо выражена (у представителей II-ой и III-ей  групп). Борьба противо­борствующих мотивов имела кратковременный характер, В конце эксперимента чувство долга стало желаемым для учащихся качест­вом. Об этом наглядно свидетельствовала факты возросшей ини­циативы в поведении и деятельности по велению долга.

Сопоставление знаний о долге учащихся контрольного и экспериментальных классов позволяет сделать вывод в пользу последнего.

Таблица № 2

Результаты математической обработки данных

о соотношении представлений о долге и поступков младших

школьников в затруднительных ситуациях

Основные

Гру

I группа

II группа

III группа

статист.

ппы

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

представ. о долге

поступ. в затр. сит.

величины

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

в нач. эксп.

в кон. эксп.

m

эксп.

5,30

12,60

2,98

6,10

4,04

7,96

2,57

6,00

2,68

7,03

1,48

5,11

контр.

4,86

6,21

2,76

3,41

3,65

5,12

1,65

2,77

2,76

3,58

1,23

1,90

эксп.

0,76

2,27

0,53

1,04

0,52

1,61

0,24

0,73

0,48

0,76

0,31

0,80

E

контр.

0,45

0,44

0,20

0,33

0,79

1,41

0,83

0,29

0,51

0,67

0,27

0,45

эксп.

0,10

0,18

0,09

0,12

0,09

0,16

0,06

0,10

0,09

0,13

0,07

0,11

δ

контр.

0,08

0,08

0,05

0,07

0,11

0,15

0,11

0,06

0,10

0,11

0,06

0,08

Так, если в начале исследования в экспериментальных клас­сах представители 1-й группы знали в среднем 5,30, II-ой - 4,04, III-ей группы - 2,68 конкретных обязанностей, а в контрольном классе соответственно 4,86; 3,65; 2,76 обязанности, то в кон­це исследования в экспериментальных классах учащиеся 1-й груп­пы знали 12,55, II-ой - 7,96, III-ей группы - 7,03 обязанностей, в то время как в контрольном классе соответственно 6,21; 5,12; 3,58 обязанности. Эти данные показывают, что знания учащихся экспериментальных классов о долге заметно увеличились по объему.

Следует также отметить, что, если учащиеся эксперименталь­ных классов к концу исследования ответственно и добросовестно выполняли обязанности как в области учебной, так и общественной деятельности, то в контрольном классе часто не наблюдалось единства в выполнении учебных и общественных обязанностей.

Знания о долге у учащихся контрольного класса оказались также менее действенными. Особенно слабо действенными оказа­лись знания учащихся контрольного класса о необходимости ока­зывать помощь в учебе одноклассникам. У учащихся же эксперимен­тальных классов произошли положительные сдвиги в их отношении к учению, труду и общественной работе. Абсолютное большинство из них проявляли сознательное и ответственное отношение к уче­бе.

Поскольку одним из критериев сформированности чувства уче­нического долга у учащихся является их отношение к учебе, то, на над взгляд, целесообразно сравнить результаты успеваемости в экспериментальном и контрольном классах. Успеваемость экспериментальных классов повысилась к концу исследования до 97,1% ,  96,2%, 96,6% (вместо 87.9% , 87,45%, 88,2%  в начале его), а в контрольном - до 92,7% (вместо 89,2%).

При этом число отличников в экспериментальных классах в конце исследования увеличилось в 4 раза по сравнению с его на­чалом и более, чем в 2 раза по сравнению  с контрольным классом.

Прослеживание отдаленных результатов проведенной работа по формированию чувства долга у наших испытуемых показало, что и в старших классах учащиеся экспериментальных классов были одними из лучших в шкалах по успеваемости, дисциплине, напол­нению общественных поручений, во взаимоотношениях с учителями, родителями и друг с другом.

В "Заключении" излагаются основные итоги исследования, формулируются его выводы:

1. Старшие дошкольники и младшие школьники отличаются по объему и содержанию имеющихся у них знаний о долге. У старших дошкольников эти представления в основном связаны с игровой деятельностью и ограничены областью взаимоотношений со старши­ми, сверстниками и младшими детьми. У младших же школьников имеются более полные знания о долге, относящиеся к многоплано­вой деятельности (учебной, трудовой, общественной) и в ней формируемые.

2. В старшем дошкольном возрасте являются ограниченными не только представления о долге, но и формы проявления чувст­ва долга. Нравственные поступки ребенка мотивированы актуаль­ней ситуацией, часто не осознаваемой. В младшем школьном воз­расте эти формы поведения уже определяются в большинстве слу­чаев внутренними побуждениями и осознаются как моральные тре­бования.

3. В процессе формирования чувства долга у младших школь­ников в условиях "критических" ситуаций имеет место промежу­точная стадия борьбы мотивов. Первоначально она носила ярко выраженный характер. К концу экспериментальной работы она или отсутствовала (у представителей 1-й группы), или   была слабо выражена (у представителей II-ой и III-ей групп), причем борьба противоборствующих мотивов носила кратковременный характер.

4. В конце экспериментальной работы чувство долга стало для   большинства учащихся (в основном для представителей 1-Е групп) желаемым качеством, о чем наглядно свидетельствовали факты возросшей у них инициативы в поведении и деятельности по велению долга.

5. Формирование чувства долга у детей старшего дошколь­ного и младшего школьного возраста оказывается наиболее эффек­тивным при проведении целенаправленной систематической работы по расширению и углублению их знаний о долге, чувств, связан­ных, с ними, и накоплению положительного опыта поведения детой в соответствии с ними.

По итогам проведенного исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации, которые нашли отражение в спе­циальной публикации "Психологические аспекты нравственного воспитания школьников".

Основное содержание диссертации отражено в следующих ра­ботах автора:

1. Формирование чувства общественного долга 7 учащихся 1-2 классов. - В кн.: Формирование верности общественному дол­гу у учащихся. Изд-во Укитувчи, Ташкент, 1968, с.7-18 (на узб. яз.).

2. Совместная работа школы и семьи по формированию чувст­ва общественного долга у учащихся младших классов. - Ученые записки УзНИИП. Новая серия, гуманитарная, Выпуск I. Ташкент, 1971, с.83-89 (на узб. яз.).

3. Формирование чувства долга. Совет мактаби, 1971, № 8, с.58-60 (на узб.яз.).

4. Воспитание чувства долга у учащихся 1-II классов. - В кн.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Тез. докл. /Минск, 28-31 марта 1973 г.), М.:НИИ общей и педагогической психологии при АПН CCIP, 1973. выпуск 2, часть 1. с. 17-20.

5. Развитие чувства долга у учащихся младших классов. - Ученые записки УзНИИПН, Новая серия. Психологическая. Выпуск 4. Ташкент, 1973, с.80-92 /на узб. яз./.

6. Развитие чувства долга у дошкольников. - Фан ва турмуш /"Наука и жизнь"/, 1980, № II, с. 15-17.

7. Формирование чувства общественного долга у старших до­школьников и младших школьников. - Совет мактаби, 1986,№ 10, с.23-28;

8. Психологические аспекты нравственного воспитания школь­ников. - Методические рекомендации. Ташкент. УзНИИПН, 1986, 20 с. (в соавторстве).

Перейти к списку диссертаций