Диагностика психологической готовности студента ВУЗа к предпринимательской деятельности

Диссертант: Токов Расул Хаджимуссаевич
Год защиты: 2005
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Китов А.И.
Ведущее учреждение: Пятигорский государственный лингвистический университет
Место выполнения: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия
Оппоненты: Озеров В.П., Шидакова Ф.М.

На правах рукописи

Токов Расул Хаджимуссаевич

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Предпринимательство в современных условиях России выдвигается на первый план в качестве наиболее экономически продуктивной формы хозяйствования. И для этого имеются все основания; практика показывает, что вложения средств в недвижимость дает отдачу до 14%, в технологии - 40%, а в человека - до 300% (!). Подтверждением этому является и то, что история знает немало людей, которые сумели, начав жизнь с полунищенского существования, выйти на самый высокий уровень благосостояния. И главным средством достижения цели почти во всех случаях было предпринимательство. Высокая экономическая привлекательность предпринимательства порождает массовое увлечение этим способом хозяйствования. При этом люди зачастую не учитывают, что для организации собственного дела требуются вполне определенные качества и свойства личности. В этой связи возникает проблема подготовки населения к предпринимательству.

По мнению зарубежных ученых, такого рода подготовку следует начинать в возрасте трех лет, когда многие дети уже пытаются вести обменные операции со сверстниками. Однако редкая российская семья может похвастать ранним включением детей в реальную хозяйственную практику. Так, на вопрос «Сообщаете ли вы детям размер семейного бюджета?» 63 % родителей ответили «Нет», а 37% - «Да». На другой вопрос: «Советуетесь ли с детьми, как расходовать зарплату?» - 25% сказали «Иногда», 19% - «Да», и 56% - «Нет».

Если формирование предпринимательских знаний важно для детей, начиная с раннего возраста, то для студентов, после окончания вуза фактически выпадающих из государственной системы образования, важно вдвойне. Как известно, молодежь ныне почти вся увлечена идеей занятия предпринимательством, но тайна обогащения человека за счет предпринимательства для большинства студентов остается покрытой мраком. Из-за отсутствия практики прогнозирования предпринимательских способностей намечается - с одной стороны рост упущенных возможностей в общественном и частном хозяйстве (в тех случаях, когда у студента действительно имеются задатки предпринимателя), с другой напрасная растрата психологических, материальных и временных ресурсов (в случае, когда студент приступает к предпринимательству, не обладая нужными психологическими характеристиками). Ранний прогноз предпринимательских задатков, полученный до окончания вуза, позволит избежать заблуждений и приступить к поиску своего естественного, а не внушаемого, призвания. Особенно это важно для студентов выпускных курсов, когда образование фактически завершается и встает вопрос о выборе жизненного пути и способа материального самообеспечения.

Названные обстоятельства позволяют сформулировать проблему исследования: каковы психологические аспекты готовности студентов к предпринимательству? Обоснование и диагностика психологической готовности студента к предпринимательству составляет цель исследования.

Объектом исследования являются психологические условия предпринимательства.

Предметом исследования выступают диагностические процедуры оценки психологической готовности студентов выпускных курсов к предпринимательской деятельности.

Гипотезы исследования: эффективность предпринимательской деятельности личности зависит от совокупности его личностных характеристик, которые могут быть выявлены посредством диагностических процедур в процессе вузовской подготовки.

Диагностика психологической готовности студента к предпринимательской деятельности будет успешной, если: уточнить сущность предпринимательской деятельности; выявить психологические условия предпринимательства, обратив особое внимание на психологические условия зарождения и развития предпринимательства в России; определить психологические условия готовности студента к предпринимательской деятельности и предложить адекватные диагностические процедуры определения такой готовности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.    Осуществить историко-психологический обзор зарождения и развития предпринимательства в России: выявить психологические особенности предпринимательства в дореволюционной России, в Советском союзе и в постсоветской России.

2.    Проанализировать теоретические и эмпирические исследования, посвященные психологии предпринимательства, психологическим характеристикам личности и деятельности предпринимателя в современных условиях, выделить их сущность и структуру.

3.    Дать характеристику диагностических процедур выявления и прогнозирования предпринимательской успешности, разработанных отечественными и зарубежными авторами.

4.    Раскрыть и обосновать условия психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности.

5.    Исследовать, опробовать и теоретически обосновать диагностические процедуры измерения психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: историко-психологические работы А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; труды отечественных и зарубежных психологов по психологии личности и деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., А.Г. Асмолов, У. Джеймс, А.И. Донцов, Зинченко В.П., А. Маслоу, К. Левин, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс. С.Я. Рубинштейн, А. Смит, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм и др.); исследования по психологии предпринимательства (Г.К. Гинс, Т.Ю. Базаров, Ю.П. Ветров, А.Л. Журавлев, А.Д. Карнышев, А.И. Китов, И.Б. Котова, А.Б. Купрейченко, В.Н. Петриевский, В.П. Позняков, М.Б. Рамазанов, Н.А. Рыбакова, С.А. Харитонов, А.В. Филипов и др.); теоретические основы диагностических процедур (А.А. Бодалев, В.В. Столин, А.А. Деркач, А.Г. Кукосян, В.Н.Дружинина, Дж. Гудвин).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по изучаемой проблеме, тестирование, констатирующий эксперимент, метод экспертных оценок, а также сравнительно новый метод разрешения проблемных ситуаций (студенту предлагается социально-экономическая ситуация для самостоятельного анализа и принятия решения).

База исследования: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия и Карачаево-Черкесский государственный университет. В исследовании приняли участие 237 студентов 5-х курсов.

Положения, выносимые на защиту.

1.    Российское предпринимательство прошло противоречивый путь, параллельно с политическими и экономическими реальностями изменялись и психологические условия предпринимательства, тем не менее предпринимательство как социально-экономическое явление оказалось неистребимым.

2.    Необычайная живучесть предпринимательства в любых социально-экономических условиях объясняется наличием психологически активных, предприимчивых людей, характеризующихся необычайной энергичностью и новаторской направленностью, которые не свойственны основной массе населения.

3.    Предприимчивость как свойство личности опирается на врожденные задатки, которые включают в себя следующие основные характеристики личности: особо чуткое отношение к чужой (и своей) собственности; способность создавать наиболее оригинальные хозяйственные комбинации сил и средств, приносящие наивысший доход в любых социально-экономических условиях; непрерывная энергичность мышления и действий, высочайшее чувство времени; способность действовать в условиях неопределенности, идти на разумный риск, принимать решения под свою экономическую и социальную ответственность; эффективная коммуникабельность.

4.    По своей психологической сущности предпринимательство является разновидностью повседневной деятельности предприимчивых людей, вырастающей до уровня смысла и образа жизни человека; элементы предприимчивости могут обнаруживаться еще в детском возрасте, но более высоко диагностируются у студентов старших курсов вуза.

5.    Чтобы начать реально действовать в задуманном направлении, надо добиться мысленного представления всей картины будущей ситуации, связанной с предпринимательскими намерениями. Подобное внутренне видение ситуации является тем главным психологическим условием, которое необходимо для успешного старта предпринимательской деятельности.

6.    Проведенный нами анализ показывает, что обнаружить, измерить и идентифицировать предприимчивость студентов, в приемлемой для практического использования форме, можно при помощи предлагаемых в диссертации методик. Но максимально эффективными для диагностики предпринимательских способностей и формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности являются методики самостоятельного проектирования предпринимательской деятельности.

Научная новизна заключается в том, что: уточнена психологическая сущность предпринимательства; теоретически исследованы основные этапы развития предпринимательства в России и определены соответствующие им психологические особенности; раскрыты психологические особенности современного предпринимательства; выделена модель личности предпринимателя как основа диагностических процедур; выявлена потребностная ориентация студента на предпринимательство; раскрыта психологическая сущность готовности студента к предпринимательской деятельности; определены психологические условия готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что проведена систематизация источников исследования по психологическим условиям зарождения и развития предпринимательства в России; уточнена возрастная дифференциация предприимчивости личности; определены критерии эффективности формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: исследованы и теоретически обоснованы методики диагностики и оценки предприимчивости студента; раскрыты содержание, механизмы и формы диагностики готовности студентов к предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

Практическая значимость исследования. Определен и дополнен комплекс систематизированных методов диагностики психологической готовности к предпринимательской деятельности студентов, который интегрирован в курс «Основы частного предпринимательства». Материалы исследования могут быть использованы в работе практических психологов при диагностике предпринимательских способностей личности, могут представлять интерес для предпринимателей, студентов и преподавателей вузов при разработке курсов по психологии предпринимательства.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций: применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур; достаточным объемом выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Карачаево-Черкесской государственной технологической академии; докладывались на научно-практических конференциях; издано учебно-методическое пособие «Психологические условия зарождения и развития предпринимательства в России».

Основные положения исследования легли в основу курса «Основы частного предпринимательства», который читается на выпускных курсах всех факультетов Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Основные диагностические процедуры, предлагаемые автором, использованы при разработке курса «Психология менеджмента» для студентов факультета психологии Карачаево-Черкесского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи, отмечается научная новизна работы, приводятся основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Психологические условия зарождения и развития предпринимательства в России» определены психологические особенности российского предпринимательства в дореволюционной России, анализируются психологические последствия запрета предпринимательства в Советском Союзе, а также, психологические трудности возрождения предпринимательства в постсоветской России.

Во второй главе «Психологическая характеристика личности и деятельность предпринимателя» выделена модель личности типичного предпринимателя как основа диагностических процедур; раскрыты сущность и значение психологического фактора в предпринимательской деятельности; анализируется возрастная дифференциация предприимчивости личности.

В третьей главе «Теоретическое обоснование эмпирических процедур диагностики студенческой предприимчивости» исследуется потребностная ориентация студентов на предпринимательство, раскрывается сущность диагностической концепции предприимчивости студента; обосновывается диагностика экономически значимых характеристик личности; даются приемлемые в практической деятельности методики диагностики и оценки студенческой предприимчивости.

В заключении даны обобщенные результаты, изложены выводы.

В приложении приводятся материалы дополняющие и обогащающие диссертационное исследование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Психологические особенности предпринимательства в дореволюционной России. В целом предпринимательство в дореволюционной России, начиная с древнейших времен, неуклонно развивалось. В его истории можно выявить три тесно взаимосвязанных этапа.

К первому этапу развития предпринимательства можно отнести время, когда наиболее инициативные люди додумались обменивать дары богатейшей природы страны на товары, которые по природно-климатическим и экономическим условиям в России производиться не могли - то было время Великого Новгорода и зарождения и развития знаменитого торгового маршрута «из варяг в греки». В психологическом плане предпринимательство в те времена было уделом лиц особо одаренных по критерию безудержной устремленности к нововведениям, романтическим приключениям, врожденной склонности к нестандартному образу жизни, к новаторству и непрерывному творчеству, связанному с риском не только для собственности, но и для самой жизни.

Второй этап развития дореволюционного российского предпринимательства начинается во времена Ивана Грозного, когда Россия приступила к освоению Урала, Сибири и продолжался до отмены крепостного права. Предпринимательство, ранее державшееся на кустарном производстве и торговле, проникает в промышленность, создаются фабрики и заводы, но преобладает все еще горнорудное производство, добыча и переработка сырьевых ресурсов. По мере обогащения первых предпринимателей вырисовываются два психологических вектора в умонастроениях населения. С одной стороны, формируется негативное отношение к успешным предпринимателям. С другой стороны, опыт успешных предпринимателей по психологическим механизмам подражания порождает стремление понять смысл и механизмы успешного хозяйствования.

Третий этап начинается после отмены крепостного права и достигает наивысшего экономического расцвета к 1913-1914 годам. В этот период предпринимательство в России стало мощным явлением и смогло обеспечить расцвет всех отраслей экономики (по темпам роста промышленной продукции и производительности труда Россия опередила быстро развивающиеся США и вышла на первое место в мире). Для этого этапа характерно массовое вовлечение населения в хозяйственную самодеятельность - с психологической точки зрения это означает, что население России адаптировалось к рыночной экономике, внутренне приняла ее реалии, используя их, активно и продуктивно строило свою хозяйственную деятельность.

Психологические последствия запрета частного предпринимательства в Советском Союзе. Экономическая эффективность хозяйственной деятельности, а также место предпринимательства и самого предпринимателя в обществе, определяется наличием трех слагаемых: психологических ресурсов хозяйствующей личности, частной собственности и экономической свободы. Любое покушение хотя бы на один из трех параметров наносит предпринимательству непоправимый ущерб, а общество лишает могущественных источников экономического процветания. Эти теоретические соображения, проистекающие из анализа дореволюционного российского предпринимательства, наглядно подтвердились на опыте преобразований, осуществленных в Советском Союзе.

Психологические ресурсы личности - понятие сложное, объединяющее все многообразие характеристик предпринимателя, которые составляют исходное условие успешности его деятельности. Специалисты в области предпринимательства единодушно утверждают, что они, эти ресурсы, свойственны далеко не каждому человеку. В их основе лежат врожденные задатки, сущность которых пока недостаточно выявлена.

Оригинальное объяснение роли наследственности в жизнедеятельности человека дает концепция доктора Чампиона Курта Тойча, который на основе тридцатилетнего изучения проблемы пришел к следующему выводу: «Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций». Исходя из этой теории - ОВН предпринимателя, надежно передается из поколения в поколение, хотя оно может быть утрачено кем-то из потомков по ряду причин. Специфическая его особенность - этот дар природы в сколько-нибудь крупном виде достается крайне ограниченному контингенту людей. Чтобы убедиться в этом, попытаемся произвести некоторые арифметические расчеты (см. сноску)[1]. Вот и получается, что Основное Внутреннее Направление (ОВН) предпринимателя присуще, в различной степени выраженности, никак не более чем 10% населения. Исключи эти 10% населения из хозяйственной практики - экономика общества понесет невосполнимые потери. Именно это случилось в Советском Союзе.

Собственность. Одним их первых шагов Советской власти было принудительное лишение собственности предпринимателей различных специализаций - промышленников, аграриев, коммерсантов, представителей свободных профессий, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Уничтожение частной собственности лишило население интереса к продуктивной хозяйственной самодеятельности и вынуждало бросить привычные занятия и идти на наемную работу к государству. Активно проводилась люмпенизация населения, изоляция от всех способов легального материального самообеспечения, что приводило к утрате стремления материальной самодеятельности. Насильственное создание групповых форм труда и хозяйствования исключало из системы стимулирования личный, частный, индивидуальный интерес, что ограничивало хозяйственную инициативу работника, как бы «размазывало» ответственность за количество и качество труда. Более того, формировалась ненависть к преуспевающим в материальном отношении гражданам, в особенности к предприимчивым людям, пытающимся искать дополнительный приработок самостоятельно.

Из анализа опыта первых предпринимателей России видно, что успех в этом деле во многом обусловлен не только задатками, которые даются от рождения только немногим, но и свободой действий в социально-экономическом пространстве. Социально-экономические условия хозяйствования в СССР оказывались, как известно, неблагоприятными.

В свете влияния экономической свободы на эффективность предпринимательской деятельности, небезынтересна динамика изменений хозяйственной политики большевиков. Сначала проведено насильственное обобществление частной собственности, устранение собственников предприятий и опытных предпринимателей, введен так называемый военный коммунизм. Когда выяснилось, что эта система разорительна для страны и неудобна для трудящихся, решили вернуться к прежней системе хозяйствования, предварительно назвав ее Новой Экономической Политикой (НЭП), которая по существу оказалась старой, дореволюционной практикой. Это дало высочайший экономический эффект, резко повысило жизненный уровень в стране, что не понравилось большевикам - концу 20-х годов от НЭП отказались и ввели «социалистическую систему хозяйствования», которая с несущественными изменениями просуществовала до 80-х годов прошлого столетия.

Психологические трудности возрождения предпринимательства в постсоветской России. Психологическую трудность можно определить как препятствие, помеха к естественному функционированию психических явлений, сопровождающих деятельность человека. Психологические трудности могут быть вызваны как внешними, исходящими из среды обитания, так и внутренними, связанными с психическим статусом самого человека, обстоятельствами. В нашем исследовании мы будем иметь в виду главным образом психологические трудности, порождаемые внешними обстоятельствами, т.е. факторами социально-экономической среды, которые непрерывно меняются с течением времени. С этой точки зрения можно говорить о трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, но все же относительно специфических периодах новейшей истории предпринимательства в России.

Первый период - переход России к рыночным отношениям начатый во второй половине 80-х годов прошлого столетия вызвал к жизни сложные психологические коллизии. События того периода наиболее чувствительно затронули интересы групп людей, которые распоряжались государственной собственностью (партийно-советская верхушка (с самого верха вплоть до районного звена); хозяйственные руководители предприятий; высшие офицеры правоохранительных органов; работники государственных органов управления; работники торговли и сферы обслуживания; руководители общественных организаций (женских, ветеранских и т.д.) и бюрократизированной науки). За годы Советской власти они срослись с партийным руководством и всецело завладели государственной собственностью. Чтобы перевести экономику на рыночные рельсы, надо было расколоть этот монолит и вырвать госсобственность из их рук.

Первым серьезным шагом на этом пути были введенные в практику выборы руководителей. Предполагалось, что выборы вынудят руководителей повернуться лицом к персоналу, восстановить утраченную «связь с массами». Однако надежды не оправдались. Рядовые труженики, прежде никогда реально не участвовавшие в подборе и назначении руководителей - решали предпочесть требовательным профессионалам-управленцам «своих людей», под началом которых можно рассчитывать на «особое» отношение к себе. В такой психологической ситуации кандидаты соревновались не в поиске путей повышения эффективности экономики предприятия, а в угождении избирателям, а требовательные к себе и к подчиненным кандидаты теряли всяческую надежду занять на предприятии заслуженное руководящее кресло, снижался менталитет опытных руководителей.

Еще одна трудность передачи госсобственности в частные руки, заключалась в том, что к тому времени мало кто по своей психологической настроенности был готов стать собственником и начать предпринимательскую деятельность. Инициативу освоения рыночных отношений взяли на себя в основном экономические диссиденты Советской власти, создавшие в свое время теневую экономику. Так начался второй период постсоветской экономической истории России.

При этом основной массе граждан свойственны пессимистические, сковывающие социально-экономическую активность, чувства: неопределенности ситуации; неизвестности; неуверенности в завтрашнем дне, которая имеет градации - от сомнений до чувства обреченности; нестабильности, хрупкости условий жизни; предчувствие своей ненужности и утраты социального статуса; предоставленности самому себе; ностальгии по плановому ведению хозяйства; неприятия рыночных реальностей из идеологических соображений; озлобленности; утраты доверия к власти; страха за семью; осознания неравенства стартовых условий; принудительного навязывания рыночных отношений; недостатка знаний о рынке; ощущение разрыва привычных человеческих отношений.

Но, среди населения присутствует небольшая группа оптимистов, возлагающая большие надежды на рыночные отношения; им импонируют: свобода для хозяйственной самостоятельности; возможность самореализации; улучшение материальных и культурных условий жизни; восстановление связи между трудом и уровнем благосостояния; перспективы для детей.

Третий период постсоветской истории российского предпринимательства связан с тенденцией усиления государственного контроля предпринимательства, ревизией предпринимательских организационных форм, сложившихся прежде. В настоящее время крайне трудно делать сколько-нибудь глубокий психологический анализ состояния и перспектив предпринимательства - ибо основные экономические идеи высшего руководства находятся в процессе реализации и их результаты еще не проявили себя достаточно наглядно. Можно только сказать, что руководство страны всячески поддерживает предпринимательство, хотя успехи в этом направлении еще незначительны и противоречивы.

Модель личности предпринимателя как основа диагностических процедур. Чтобы измерить, что бы то ни было, необходимо иметь единицу измерения, т.е. некоторый образец, с которым сравнивается, сопоставляется измеряемый объект. Таким образцом для предпринимательства служит модель типичного предпринимателя. Это не значит, что он идеален во всех отношениях, образец в смысле примера, заслуживающего безусловного подражания - это усредненный вариант, встречающийся в практике хозяйствования чаще других.

Возраст. Конечно же, возникнув в раннем возрасте, склонность к предпринимательству достигает зрелости только с течением времени, т.к. требует от человека приобретения значительного социально-экономического опыта, чтобы начать реальную предпринимательскую деятельность. Это происходит в возрасте 30-35 лет у мужчин и 35-39 лет у женщин.

Семейное положение. Типичный предприниматель чаще всего человек семейный.

Образование. Исследователи и сами предприниматели своей практикой убедительно доказали, что прямой связи между школьными знаниями и институтским образованием, с одной стороны, и успехами человека в бизнесе не существует (выдающиеся американские магнаты - Эндрю Карнеги, Генри Форд и др. - не имели даже среднего образования).

Предпринимательские знания и умения. Принципиально отличие системы знаний и умений предпринимателя от вузовского образования заключается в том, что традиционный тип информации, получаемой в учебных заведениях, добыт другими людьми, а бизнесмен добывает нужные ему знания из самой жизни, из социальной практики. Знания, получаемые таким образом, носят название «неявных знаний», в смысле не выявленных ранее, добываемых здесь, сейчас и конкретным предпринимателем. Но предпринимателю мало добыть «неявное знание», конкретизирующее его традиционное образование, ему следует преобразовать его в «живое знание», которое пригодно для внедрения в собственную предпринимательскую практику.

Полное и точное определение системы умений и знаний, необходимых предпринимателю, вряд ли возможно из-за великого многообразия проблем, решаемых им, и условий, в которых он действует. Соответственно, обучить студентов в вузе настолько, чтобы после получения диплома они сразу открыли свое дело, не удастся. К этому можно добавить: начав создавать предприятие, вчерашний студент сам выбирает из усвоенных знаний такие, которые больше всего помогут ему справиться с задачей.

Предпринимательская деятельность. Для начала предпринимательской деятельности предпринимателю надо преодолевать не только собственную привязанность к привычной работе и укладу жизни, но и сопротивление многих окружающих людей (в т.ч. должностных лиц, контролирующих его деятельность). Поэтому, чтобы начать реально действовать в задуманном направлении, надо добиться мысленного представления всей картины будущей ситуации, связанной с предпринимательскими намерениями - подобное внутренне видение ситуации, сложившейся при создании своего дела, является тем главным психологическим условием, которое необходимо для успешного старта предпринимательской деятельности.

Психологический фактор в предпринимательстве. Предпринимательство, как и любая другая деятельность человека, развертывается под влиянием одной из потребностей.

Первым импульсом, который «напоминает» о начале актуализации потребности личности, является нужда и ее осознание. По своей сущности она обнаруживает себя в форме психического состояния беспокойства, неудовлетворенности, дефицита, «сбоя» в жизнедеятельности, отвлекающего внимание от того, чем занят человек в этот момент времени.

Нужда как слагаемое потребности по мере «наполнения» социальным содержанием из окружающей среды образует идеальное ядро будущей деятельности (ИЯД), включающее в себя: знания и умения личности, ориентированные на удовлетворение данной потребности; привычный, сложившийся в опыте уровень притязаний, а также основные слагаемые будущей деятельности - цель, мотивы, способы действий. Сформировавшееся идеальное ядро деятельности (ИЯД) затем развертывается в реальную деятельность. В результате выстраивается полная структура деятельности следующего вида: нужда - притязания - знания и умения - представление о ситуации в целом - решение действовать - цель - мотив - способы действий - результат деятельности - коррекция нужды - удовлетворение нужды - завершение деятельности.

Эта схема может стать привычной, если ситуация, в которой действует человек, осознается подобной сама себе. В этом случае в предприимчивости нет необходимости. Если жизненная ситуация претерпела существенные изменения, предприимчивость как свойство личности оказывается затребованной и активность преобразуется в предпринимательство.

Существует множество вариантов групп качеств, приписываемых успешным предпринимателям, каждый автор (Т.К. Гинс, см.: М.Г. Лакуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Смаростин, Л.Г. Скамай) дает свое толкование им. Анализ большого массива точек зрения на совокупность качеств, необходимых успешному предпринимателю, произведенный нами, позволяет утверждать, что нет жестко ограниченной системы качеств личности, присущих каждому преуспевающему бизнесмену. Но общим для всех предпринимателей является одно единственное свойство - предприимчивость, содержание которого до настоящего времени никому исчерпывающе не удалось раскрыть. Мы будем исходить из того, что предприимчивость включает в себя, по меньшей мере, следующие пять важнейших характеристик личности:

1.    Особо чуткое отношение к собственности (чужой и своей) как к священной и неприкосновенной, неуклонное стремление непрерывно приумножать свою, не выходить за рамки установленных правовых и моральных норм, соблюдение этических правил конкуренции в хозяйственной деятельности.

2.    Способность создавать наиболее оригинальные хозяйственные комбинации сил и средств, приносящие наивысший доход в данных конкретных социально-экономических условиях и практически успешно реализовать предпринимательские замыслы.

3.    Непрерывная энергичность мышления и действий, высочайшее чувство времени, вынуждающее человека быть всегда в состоянии четко отслеживать ход хозяйственной жизни, поддерживать высокую бдительность.

4.    Способность продолжать эффективную деятельность в условиях неопределенности, при необходимости идти на разумный риск, принимать решения под свою экономическую и социальную ответственность, в любой ситуации обеспечивать непрерывное управление.

5.    Умение обеспечивать успешное деловое сотрудничество с органами государственной власти, средствами массовой информации, общественностью, персоналом, деловыми партнерами, не осложнять во вред делу взаимоотношения с конкурентами.

Таковы основные особенности психологического фактора в предпринимательской деятельности.

Возрастная дифференциация предприимчивости личности. Существуют три условия, выполнение которых обязательно для начинающего предпринимателя: рабочий стаж, жизненный опыт и финансовая поддержка. Но, если успех предпринимательской деятельность зависит от личностных качеств начинающего предпринимателя, то в этой связи возникает вопрос: как рано обнаруживают себя предпринимательские склонности хотя бы в простейших формах?

Отношение к собственности. Ребенок без особого участия родителей, без их старания, спонтанно проявляет зачатки чувства собственности (чувство «мое») почти на первом году жизни. Ребенок связан с «моим» настолько сильно, что попытка выпросить у него что-либо редко заканчиваются успешно. Но уже в тот период жизни заметно, что дети переживают психическое состояние «мое» с различной глубиной и силой привязанности. Это дает основание предполагать, что эти проявления поведения могут опираться на различные анатомо-физиологические «базы» мозга, т.е. они могут быть врожденными, передаваемыми по наследству. Воспитание может их маскировать, либо усиливать, объективировать более выпукло, но что в их основе лежат какие-то механизмы наследственности, отрицать нет оснований.

Еще в этом возрасте особое внимание родителей должно быть обращено на осознание ребенком того факта, что между «моим» и «чужим» есть принципиальная разница, «моим» можно распоряжаться по своему усмотрению, а «чужое» - запретно, на него нельзя претендовать без ведома хозяина. Когда появится чувство «чужого», можно приучать ребенка к тому, чтобы он мог отдавать нечто свое другому, делиться с кем-то без надежды на встречное вознаграждение. Только после усвоения умения делиться, можно переходить к элементарным операциям обмена. Поначалу обмениваемые вещи не могут быть равноценными в экономическом смысле: ребенок может обменять дорогостоящий велосипед на дешевую, но яркую игрушку. Приучение к экономическому равноценному обмену происходит весьма трудно: даже не у всех взрослых способность к этому развита достаточно высоко. Причина в том, что цена вещи в житейской практике определяется главным образом острой потребностью личности, нуждающейся в этой вещи, это маскирует экономическую ценность вещи эмоциональным отношением к ней.

В экономическом воспитании будущего предпринимателя важную роль играет как можно ранее освоение детьми функций денег. По мнению отечественных и зарубежных ученых этого следует добиться в дошкольном возрасте - к 5-6 годам. В развитых зарубежных странах детям начинают давать деньги, начиная с трех лет. Особое внимание при этом обращают на то, чтобы связать в сознании детей деньги с той или иной формой общественно полезной социальной активностью. Это помогает детям осознать, что деньги нужно зарабатывать, а даром их нельзя получить. Уже здесь формируются зачатки предпринимательских знаний.

Для понимания возрастных особенностей предпринимательства представляет интерес возрастные теории многих авторов (Э. Эриксон и др.), их нельзя полностью спроецировать на предпринимательскую деятельность, но ценность выявленных общих возрастных особенностей отрицать нельзя. В частности, исследование 139 человек, проведенное Беркли позволило сделать вывод, согласно которому детский возраст - это время формирования ведущих поведенческих характеристик, которые в дальнейшем принципиально не меняются или меняются крайне редко и несущественно[2].

Конечно, определенные изменения в предприимчивости личности с возрастом происходят (их еще предстоит выявить), тем не менее, точных возрастных «показаний» для занятия предпринимательством не существует, и чем раньше начнется экономическое воспитание человека, тем больше у него шансов на правильное формирование предпринимательских знаний.

Потребностная ориентация студента на предпринимательство. Потребности являются источником активности личности, поэтому для понимания мотивов поведения и деятельности человека необходимо изучение его потребностей. Это особенно важно для экономической сферы жизнедеятельности, основной функцией которой является удовлетворение потребностей людей.

Пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу дает только теоретическое представление о динамике потребностной ориентации человека, но не дает практических указаний о том, как с ее помощью разобраться в потребностном фонде конкретного индивида, не содержит методики измерения этого фонда. Для создания процедуры измерения потребности, надо сначала найти ее эмпирические компоненты, которые пригодны для количественной оценки. Исходя из этих соображений, для каждого уровня пирамиды А. Маслоу Скворцов В.В. определил три компоненты потребности (таким образом, получается 15 компонентов потребностного фонда индивида), что дает суммарный перечень характеристик потребностей личности, которые поддаются эмпирическому измерению.

Физиологические потребности в этой методике могут быть приблизительно представлены тремя следующими характеристиками поведения и деятельности человека: зарабатывать на жизнь; обеспечить себе материальный комфорт; покупать хорошие вещи. Эта тройка, конечно, отражает не сами естественные потребности, которых бесчисленно много, много настолько и настолько они разнообразны, что никто еще не пытался составить их перечень или хотя бы более или менее приблизительную классификацию. Указанные выше три фактора, если можно так сказать, являются поведенческими представителями физиологических потребностей в социальном поведении человека, как бы объективируют зарождающиеся на физиологическом уровне нужды в форме поведенческих паттернов, призванных их удовлетворить.

Потребности в безопасности представлены такими поведенческими характеристиками, как: обеспечить себе будущее; упрочить свое положение; избегать неприятностей. Созвучнее всего потребности в безопасности - «избегать неприятностей».

Социальные потребности - соответствующие им параметры поведения (быть понятым другими; иметь хороших собеседников; иметь теплые отношения с людьми) приблизительно отражают внешние проявления потребности в общении.

Потребности в уважении представлена следующими поведенческими паттернами: добиться признания, уважения; повысить уровень мастерства и компетентности; обеспечить себе положение, влияние.

Потребность самовыражения и роста отражают в поведении три соответствующих стремления: развивать свои силы и способности; стремиться к новому, неизведанному; заниматься делом, требующим полной отдачи.

Все перечисленные выше стремления индивида должны попарно сравниваться друг с другом, начиная сверху донизу. Результаты всех сравнений испытуемый должен фиксировать в определенном порядке. Исследовательская практика показала, что эта методика работает продуктивно, адекватно измеряет важные параметры потребностей, что позволяет определить какие преимущественные направления в своей деятельности изберет человек (Заполненный тест «Потребностный профиль личности» представлен в диссертации).

Как соотносятся потребности личности со склонностью к предпринимательству? Например, неудовлетворенность потребности в самореализации может быть мощным источником повышенной активности для предпринимательской деятельности, хотя запредельная потребность такого вида способна толкать индивида и на путь ненормативной предприимчивости и порождать антиобщественное экономическое поведение. С этой точки зрения частичная неудовлетворенность этой потребности намного предпочтительнее, чем полная неудовлетворенность.

Диагностическая концепция студенческой предприимчивости. Выделяемая для психодиагностики переменная, должна иметь теоретический смысл в соответствующей отрасли науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. В качестве такой переменной в нашем исследовании избрана психологическая готовность личности к предпринимательству, проявляющаяся первоначально в предприимчивости личности в повседневно социальной практике, которая, при наличии благоприятных условий в последующем возрастает до уровня предприимчивости успешного предпринимателя. Теоретические основы и общие диагностические процедуры в психологической науке разработаны довольно основательно (см. теоретико-методологическую основу исследования), но, диагностика предпринимательской склонности студентов, с присущими ему лично (и ему только) индивидуально-психологическими особенностями, еще мало привлекает внимание психологов.

Наиболее близкой к такому подходу представляется типология людей, которую разработал Эрих Фромм и опубликовал в книге «Бегство от свободы». Он приводит четыре типа ориентации человека: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная. Все эти ориентации Э. Фромм считает «неплодотворными» в том смысле, результат их реализации на практике не дает негативный социально-экономический и психологический эффект. К «плодотворным» он относит ориентации, основанные на глубоком и эффективном знании себя и других людей, позитивном эмоциональном отношении, способном разрушить психологические преграды, отделяющие людей друг от друга, готовности и умения успешно реализовать свои субъективные возможности. Как нам представляется, такое резкое разделение ориентации на два полюса, противоположных друг другу, само по себе непродуктивно. Тем не менее, типология Э. Фромма дает некоторые теоретические основания, полезные для диагностики психологической готовности студента к предпринимательской деятельности.

Не менее ценна, в целях нашего исследования, типология индивидуально-психологических особенностей студента В.Т. Лисовского. В качестве критерия классификации он взял преимущественно внешние проявления внутреннего мира индивида, и выделил 11 типов студентов: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусств, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, творческий, богемный.

Исходя из классификации В.Т. Лисовского, только два типа студентов могут рассчитывать на успешную предпринимательскую деятельность («профессионал» и «старательный»), хотя заняться ею в разных формах могут все за некоторым исключением («общественник» и «лентяй»).

Проведенный нами обзор показывает, что обнаружить, измерить и идентифицировать предприимчивость студентов, а также, объективировать их, в приемлемой для практического использования форме, весьма сложно. В этой связи возникает необходимость в разработке диагностических процедур измерения психологической готовности студентов к предпринимательству.

Диагностика экономически значимых характеристик личности и деятельности предпринимателя. Потребность в предпринимательстве, если она достаточно развита, обнаруживает себя в поведении и деятельности в самых различных формах (в диссертации проанализировано 14 предпринимательских стилей, в том числе и те, которые препятствуют плодотворной деятельности предпринимателя).

Для предварительной оценки профессиональной пригодности студентов к предпринимательской деятельности нами использованы тесты («Оценка предпринимательских способностей», «Готовность к риску», «Способны ли вы самостоятельно вести дело?», опросник для оценки поведения человека в условиях конфликта). Как известно, никакой тест не дает абсолютно точных ответов, но таковы наиболее типичные для практической деятельности методики диагностики и оценки предприимчивости личности.

Предпринимательство в личных планах студентов на будущее. И все же к 23 годам, типичному возрасту окончания вуза, у будущих предпринимателей должны быть какие-то особенности личности, свидетельствующие о будущей предпринимательской карьере. Чтобы выявить эти особенности, мы предложили 237 студентам трех профилей подготовки (юристы, экономисты, инженеры) пять взаимосвязанных ситуаций, в которых следовало определиться, как поступить в каждом из этих случаев.

Ситуация. После окончания вуза студент устраивается на работу по одному из трех следующих вариантов: на государственную службу, в частную фирму или открывает свое собственное дело (единолично или с кем-либо). По каждому из этих вариантов, студентам предлагаются методики типичных ситуаций, сопутствующих выбранному типу деятельности, которые требуют самостоятельного анализа и принятия решений.

Всего подобного рода позиций проанализировано 1185 (по пять позиций каждого из 237 обследованных студентов).

Предпринимательство как основной род работы выбирают около 32% обследованных. При этом они предпочитают различные формы предпринимательства (предпринимательство и только; сочетание предпринимательства с наемной работой; предпринимательство только по специальности; предпринимательство не по специальности (чаще всего в сфере обслуживания); участие в групповом предпринимательстве в целях облегчения финансовых трудностей). В диссертации приводятся наиболее типичные мнения студентов, предпочитающих заниматься в будущем предпринимательством.

Государственная служба как основной вид послевузовской работы. На это ориентируется около 70% всех обследованных студентов. При этом предпочитают различные варианты (часть студентов, ориентированных на госслужбу, надеются на возможность сочетания госслужбы и предпринимательства; часть, что с приобретением жизненного опыта откроют свое дело). Типичные позиции студентов, выбирающих государственную службу, так же представлены в диссертации нашего исследования, хотя здесь, возможно, наличие интересной психологической информации.

Результаты использованных в исследовании диагностических процедур сведены в таблицу № 1.

Исходя из этих данных, можно заключить:

-      наиболее эффективными для диагностики предпринимательских способностей и формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности являются методики самостоятельного проектирования предпринимательской деятельности. Полученные с их помощью данные довольно близки к истине: во-первых, из общего количества начинающих предпринимателей разоряется каждый третий (в нашем случае 11,5 из 32); во-вторых, из общей численности населения успешные предприниматели составляют в среднем около 10% (в нашем исследовании - 9,8).

-      у студентов выпускных курсов склонности к предпринимательской деятельности высоко развиты.

Таблица № 1. Диагностика готовности студентов к предпринимательству.

№ п/п

Диагностические процедуры

Склонность к предпринимательству (% от общего кол-ва)

1.

Потребностная ориентация студента на предпринимательство

61,2

2.

Тестирование («Оценка предпринимательских способностей», «Готовность к риску», «Способны ли вы самостоятельно вести дело?», опросник для оценки поведения человека в условиях конфликта)

32,0

3.

Самостоятельное проектирование предпринимательской деятельности студентом

- выбрали предпринимательство как основной род деятельности

32,0

- не справились с проектированием предпринимательской деятельности

11,5

- справились более или менее с проектированием предпринимательской деятельностью

10,7

- успешно справились с проектированием предпринимательской деятельностью

9,8

В перспективе мы планируем исследование психологических характеристик конкурентоспособности предпринимателей и разработку соответствующих диагностических процедур измерения.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1.    Токов Р.Х. Психологические условия зарождения и развития предпринимательства в России / Учебно-методическое пособие. - Черкесск: КЧГТА, 2003- 2,8 п.л.

2.    Токов Р.Х. Человеческий фактор в управлении домохозяйством // Сборник тезисов 3 межрегиональной научно-практической конференции «Современная маркетинговая компетентность в российском предпринимательстве». - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2004 - 0,1 п.л.

3.    Токов Р.Х. Маркетинговые возможности в сфере домохозяйств // Сборник тезисов 3 межрегиональной научно-практической конференции «Современная маркетинговая компетентность в российском предпринимательстве». - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2004 - 0,1 п.л.

4.    Токов Р.Х. Психологический фактор в предпринимательстве // Сборник тезисов Межрегиональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи». - Черкесск - Нижний Архыз: МОСУ, 2005. - 0,1 п.л.

5.    Токов Р.Х. Модель типичного предпринимателя как основа диагностических процедур. - М.: ВИНИТИ, 2005- 0,6 п.л. (в печати).

6.    Токов Р.Х., Китов А.И. Потребностная ориентация студента на предпринимательство // Сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе». - Карачаевск: КЧГУ, 2005. (в печати)-0,1 п.л.



[1] Население России ныне составляет более 140 миллионов человек. Для удобства расчетов округлим эту цифру до 150 000 000 (нам не нужны абсолютно точные данные, поскольку речь пойдет лишь о наиболее заметных тенденциях). Как стало известно недавно, в России 88 тысяч долларовых миллионеров (округлим и эту цифру до 90). Если разделим теперь 150 000 000 на 90 000, то получим около 1666 человек, только один из которых стал долларовым миллионером. Поскольку выше мы округлили в большую сторону, здесь поступим наоборот; будем считать, что в России ныне из 1500 граждан долларовым миллионером является один-единственный счастливчик. Есть, правда, еще олигархи, но их намного меньше что-то около 20-25. К благополучным можно отнести и представителей среднего класса - где-то около 4 -5% населения. Всего получается около 10 %.

[2] Прослеживались жизнь и путь развития каждого ребенка, родившегося в 1928 год - в детстве испытуемые и их родители обследовались раз в год, в отрочестве и после с ними проводились развернутые интервью раз в 10 лет. Наблюдения продолжались в течении 40 лет.

Перейти к списку диссертаций