Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США

Диссертант: Цветкова Светлана Николаевна
Год защиты: 2000
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Научный руководитель: Джуринский А.Н.
Ведущее учреждение: Московский государственный социальный университет
Место выполнения: Московский педагогический государственный университет
Оппоненты: Вербицкий А.А., Савина С.Л.

ЦВЕТКОВА Светлана Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ И НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ АНГЛИИ И США

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе успехи каждой страны в развитии экономики, социальной сферы и культуры в огромной мере зависят от интеллектуального потенциала, инновационной, творческой мобильности населения. В этих условиях все более осознается необходимость создания наиболее благоприятных возможностей для развития способностей одаренных и талантливых детей.

В нашей стране проводится определенная педагогическая работа с одаренными и талантливыми детьми. Осуществляется дифференциация обучения школьников, действуют факультативы и кружки, устраиваются конкурсы и олимпиады.

Педагогами Англии и Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты определенные позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров.

Нашими педагогами на протяжении многих лет ведется изучение англоамериканской школы и педагогики. Отдельные психологические аспекты проблемы детской одаренности рассматривались в трудах исследователей, мышления и общего интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, 3.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная и другие), психофизиологических основ индивидуальных различий (В.Д. Небылицын, Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприкова и многие другие), общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, В.П. Дружинин, О.М. Дьяченко, В.А. Крутецкий, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков).

Относительно целостно и всесторонне проблемы детской одаренности исследовалось в советский период известным отечественным психологом Н.С. Лейтесом.

Для более глубокого понимания подходов к выявлению и обучению одаренных детей особое значение имели исследования А.И. Савенкова, посвященные развитию продуктивного мышления одаренных детей. Важную роль в формировании современных педагогических подходов к решению задач воспитания и обучения одаренных детей сыграли исследования в области дидактики школы (А.Е. Дмитриев, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и многих других), педагогической психологии (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, АВ. Запорожец, Д.Б. Эльконин), исследования проблем развития творческих качеств учителя (С. И. Архангельский, Т.И. Воронова, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин). Они показали конкретные возможности развития умственных способностей учащихся на основе модернизации содержания образования и применения новых, более эффективных методов обучения.

Большую помощь в теоретическом осмыслении проблемы оказало изучение трудов отечественных исследователей школы и педагогики развитых западных стран – Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, В.П. Лапчинской, 3.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, В.Я. Пилиповского и других.

В работах М.А. Мельникова, И. Унт теоретически обоснована необходимость применения разнообразных методов дифференцированного обучения для повышения эффективности работы школы со всеми категориями учащихся.

В процессе работы над темой исследовании также были изучены труды англоамериканских педагогов - основоположников педагогической психологии С. Берта, Ф. Гальтона, Ч. Спирмена, монографии современных педагогов и психологов Г. Айзенка, Ф. Вернона, Н. Вуда, О.Гопкинсона, Э. Огилви, Ф. Пейнтер, Н. Темпеста, Е. Уоллис, Д. Фримен, в которых освещаются проблемы отбора и обучения одаренных детей. Также были изучены и труды американских политических и общественных деятелей (Э. Бойера, Дж. Джавитса, С. Марленда), педагогов - теоретиков (В. Барба, Н. Генри, Г. Пассоу и других). Особое значение для разработки нашей проблемы имели работы современных американских педагогов и психологов ( Дж. Галлахера, Б. Кларк, Дж. Кокс, Дж. Рензулли, П. Торренса, Дж. Фельдхьюсена и других), которые помогли выявить основные психолого-педагогические концепции одаренности в школьной практике, охарактеризовать систему отбора и обучения одаренных детей в США.

Богатый теоретический и фактологический материал по теме диссертации представляют общественно-политическая и педагогическая пресса Интересную информацию в научном и практическом плане дали специальные журналы "Gifted Education International", "British Journal of Educational Studies"," The Times Educational Supplement"', "Educational Leadership" и другие.

Значительный интерес также представляют работы отечественных специалистов, занимавшихся проблемой выявления и обучения одаренных учащихся в школах Англии и США (Сергеевой Н.И., Тищенко Е.Г., Тартарашвили Т.А.)

Школа и педагогика Англии и США рассматривается на многих уровнях, для каждого из которых характерны свои подходы, акценты и приоритеты. Характерная особенность проблематики работы заключается в том, что по многим вопросам выявления и обучения одаренных детей существуют большие разногласия. Это объясняется в первую очередь их чрезмерной сложностью, противоречивостью и широким многообразием, а также недостаточной теоретической разработанностью в мировой науке.

Исходя из социально - педагогической актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности в отечественной науке, наличия привлекательных подходов к ее решению в англо- американской педагогике, нами выбрана тема настоящего исследования - «Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США».

Объектом исследования является процесс обучения детей в начальной и неполной средней школе Англии и США.

Предметом исследования является теория и практика отбора и обучения талантливых детей в начальной и неполной средней школе Англии и США.

Проблема исследования каковы теоретические и практические условия отбора и обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Предмет и цель исследования определили его конкретные задачи.

- изучить основные социальные концепции, влияющие на процесс обучения одаренных детей в Англии и США,

- выявить основные концептуальные подходы к разработке содержания программ для одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США,

- на основе анализа практики отбора и обучения младших школьников в школах Англии и США дать оценку ее педагогических последствий.

При реализации этих задач мы стремились выявлять те элементы в практике обучения одаренных английских и американских школьников, которые могут представлять позитивный интерес для российской школы.

Методологической основой исследования является общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета разнообразных факторов и предполагающий исключение односторонности в подборе и оценке фактов. Мы опирались также на методологический принцип единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, который указывает на необходимость изучения истории объекта, его современного состояния и перспектив развития.

Основными методами исследования явились систематизация и сопоставительный анализ разнообразных источников: законодательные акты по образованию, официальные документы Министерств образования Англии и США; учебные планы и программы, материалы тестирования, учебников и учебно-методических пособий; статистические данные; монографическая и периодическая литература англо-американских и отечественных авторов.

Исследование проводилось в течение 1996 - 1999 годов и в своем развитии прошло три этапа.

На первом этапе (1996 - 1997 г.г.) проанализировано современное состояние проблемы, изучались труды и документы англо-американских педагогов и психологов, политических и общественных деятелей. На основе анализа литературы и потребностей массовой практики была определена проблема исследования и другие параметры работы. В самом общем и первоначальном виде была обозначена логика исследования, в частности, спроектированы его основные этапы. К концу первого этапа исследования диссертантом были собраны и обобщены эмпирические результаты, отражающие состояние проблемы обучения одаренных младших школьников в школах Англии и США.

На втором этапе (1997-1998 г.г.) проводилась глубокая проработка материала по проблеме идентификации одаренных младших школьников в школах Англии и США.

На третьем этапе (1998-1999 г.г.) был продолжен анализ опыта англоамериканских педагогов и психологов, направленный на выявление педагогических условий отбора и обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

1. Определены основные концепции, влияющие на процесс обучения одаренных детей в Англии и США.

2. Выявлены концептуальные подходы к разработке содержания программ для одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США.

3. Охарактеризованы современные психолого-педагогические теории, положенные в основу практической работы с одаренными детьми в начальной и неполной средней школе Англии и США.

4. Выделены тенденции развития системы обучения одаренных младших школьников в Англии и США (рост числа школ, обучающих малышей; создание для них специальных отделений и потоков; применение ускоренного обучения и курсов "расширения" и "обогащения» программы).

5. Раскрыта процедура выявления одаренных младших школьников, описаны соответствующие диагностические методики (наблюдение, анкетирование, тестирование и другие).

6. Охарактеризована специфика содержания образования и методов обучения

талантливых младших школьников США и Англии (рост числа обязательных учебных предметов; усиление внимания к естественно-технологической подготовке; углубление дифференциации обучения; повышение роли "активных" методов обучения, современных технических средств).

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации материалы о процедуре выявления одаренных младших школьников, практике составления соответствующих учебных программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, формах и методах обучения одаренных в специальных и обычных школах США и Англии могут быть использованы отечественными специалистами при разработке организационных, общедидактических и методических проблем.

Данные по отбору и обучению школьников младшего и среднего возраста в Англии и США могут быть включены в лекционные курсы по сравнительной педагогике, а также в программу повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов исследования определены применением научных методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, опорой на методологические принципы диалектического сочетания количественного и качественного анализа, сопоставления полученных выводов с опытом российских педагогов.

Апробация исследования. Основные положения и выводы проведенного исследования изложены в опубликованных работах, докладывались автором на научных конференциях в Москве (1997-1999г г), Рязани (1999г), Туле (1997г). Основные положения, выносимые на защиту:

1 Основными концепциями, влияющими на процесс обучения одаренных детей в Англии и США, оказались теория взаимодействия биологических и социальных факторов при определяющем влиянии среды на формирование умственных способностей – П. Броудфут, Д. Гопкинсон, С. Дениссон, Б. Саймон, М.Харди, теория жесткой генетической детерминированности, где генетические факторы ставят границы развития умственных способностей учащихся – Г. Бэнток, Ф. Верной, Г. Уилсон и др., вероятностная теория развития личности, где уровень интеллекта ребенка ставится в зависимость от социального статуса семьи – Б. Блум, Д. Фримен и др., социально бихевиористские концепции когнитивного научения, где природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения- А. Огаатс, К. Фишер, Р. Фейерштейн и др.

2 Принципиально существенными подходами к разработке содержания программ для одаренных в начальной и неполной средней школе Англии и США служат идеи Дж. Гилфорда «Структура интеллекта», Б. Блума «Таксономия целей обучения», Дж. Рензулли «Три вида обогащения учебной программы», Ф.Уильямса «Модель когнитивно-аффективного поведения», которые нацеливают составителей программ уделять больше внимания каждому одаренному или талантливому ребенку Концептуальные модели определяют параметры, по которым строится программа, и выделяют тем самым элементы, подлежащие наблюдению и оценке.

3 Основными методиками выявления одаренных детей в школах Англии и США являются наблюдение, анкетирование, тестирование, разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка.

4 Основными методами обучения талантливых детей в начальной и неполной средней школе Англии и США служат активные методы обучения «исследовательский метод», «метод мозговой атаки» и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения Общий объем работы 203 страницы машинописного текста.

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется проблема исследования, его цель, предмет и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы, выявляется ее новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Английские и американские педагоги о психолого-педагогических основах обучения одаренных детей" раскрываются основные подходы к изучению развития психики и интеллекта ребенка, рассматриваются теоретические модели и концепции обучения одаренных детей.

Во второй главе "Практика обучения одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной и неполной средней школе Англии и США" анализируется система дифференцированного обучения в начальной и неполной средней школе Англии и США, раскрывается система отбора одаренных детей в начальной англо-американской школе, рассматриваются содержание, методы и организация обучения одаренных детей в исследуемых странах.

В заключении проведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Парадоксальная совмещенность в человеческом интеллекте универсальности и гетерогенности привела педагогов Англии и США к проблеме разрешающих возможностей индивидуального познания.

Констатация ими культурной природы интеллекта заострила ряд других вопросов, связанных с механизмами устройства и функционирования индивидуального интеллекта Например, почему в идентичной культурной среде люди с примерно одинаковым уровнем социализации, тем не менее , думают по-разному, о разном и с качественно разной результативностью. За счет чего, испытывая столь мощный культурный прессинг, человек может выходить за пределы культурных влияний, перестраивая традиции, занимаясь контрсамообразованием, радикально меняя значение устоявшихся языковых категорий. Именно такой тип поведения англо-американские педагоги рассматривают как показатель интеллектуальной одаренности.

Опыт английской и американской общеобразовательной школы показывает, что успешное развитие одаренного ребенка обеспечивается, в первую очередь, за счет изменения качественных показателей его учебной деятельности. Важнейшим условием таких качественных изменений является специальная работа по развитию основной характеристики одаренного ребенка - продуктивного мышления.

Решение этой проблемы на дидактическом уровне потребовало от педагогики США и Англии разработки комплекса общих, теоретических положений. Важнейшими из них являются концепции одаренности и методологические подходы к обучению и развитию одаренных детей. Разработка таких концепций и подходов означало рассмотрение генезиса представлений об одаренности в истории педагогики и психологии.

В работе проведен анализ большинства современных концепций одаренности в США и Англии ( Дж. Рензулли, П. Торренса, А Танненбаума, Дж. Фельдхьюсена и многих других).

Наиболее популярной концептуальной моделью одаренности Англии и США является "Малая модель человеческого потенциала" Дж. Рензулли. Ее ядро составляют 3 характеристики: мотивация, ориентированная на задачу, креативность и выдающиеся способности.

Эта модель показывает, что потенциальные возможности одаренных и талантливых детей не могут быть реализованы без изменения содержания обучения, организации усвоения и методов преподавания.

В модифицированном варианте эта модель присутствует в ряде других теоретических разработок (Д.Фелъдхьюсена, А. Танненбаума, П. Торренса и мн.др. )

В 1996 году Ф. Монксом была предложена концепция одаренности, названная им мультифакторной моделью одаренности. Ф. Монкс ввел понятие "исключительные способности", оставив предложенные Д Рензулли "мотивацию" и "креативность". Понятие "исключительные способности" характеризует внешнюю сторону одаренности; "мотивация" ориентируется на задачу ; "креативность" - качества, необходимые для творчества.

Эти компоненты Ф, Монкс представляет в виде трех пересекающихся окружностей, как у Д. Рензулли, но исключает из своей модели четырехугольник, который символизирует благоприятную окружающую среду (Д. Рензулли). Ф. Монкс заменяет его микросредовым треугольником - "семья-школа-сверстники".

Данная модель привлекает своей универсальностью, она характеризует одаренность и на общем уровне, свойственной теории и также позволяет объяснить ее частные проявления в различных сферах (специальная одаренность). В сущности, данная модель представляет собой модифицированный и дополнительный вариант концепции Дж. Рензулли. Выступающий в качестве основного дополнения треугольник: семья-школа-сверстники, акцентирует внимание на аспекте развития одаренности.

На основе концептуальной модели разрабатываются цели, принципы, содержание, методы и формы образовательной деятельности. Наиболее популярные варианты решений педагогических проблем обучения одаренных детей в Англии и США представлены в работе Л. Блума "Таксономия целей обучения"; принципы создания учебных программ для одаренных изложены в работах X. Пассова, М. Карне, Д. Рензулли, Д. Сиск и др.; модели содержания образовательной деятельности ("Аффективно- когнитивная модель" Ф. Уилъямса и др.).

Одной из наиболее весомых моделей обучения одаренных детей является, на наш взгляд, модель Д Рензулли " Три вида обогащения учебной программы". Ее автор отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями.

Приведенные модели оказались солидной теоретической основой для решения практических проблем обучения талантливых школьников.

В системе обучения одаренных детей в Англии и США есть немало положительного. Большого внимания заслуживает работа английских и американских учителей, работников многих общественных формирований по выявлению и отбору одаренных детей, базирующаяся на тщательном наблюдении за развитием способностей и успеваемостью учащихся со стороны кураторов групп, специальных тьюторов, консультантов - психологов, родителей, а также на широком применении контрольных листов, опросников, анкет.

Значительный интерес представляет использование различных видов диагностики одаренности, включая тестирование интеллекта, определение творческих способностей.

Проблема тестов в педагогике Англии и США решается неоднозначно. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:

1) тесты не измеряют природный интеллект;

2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;

3) возможно натаскивание на выполнение тестов;

4) отбор на основе тестирования ставит в невыгодное положение детей трудящихся, иммигрантов.

Значительная часть англо-американских педагогов, однако, считает, что, несмотря на свойственные тестам недостатки, их использование дает учителю, сочетающему этот метод с тщательным наблюдением, важную информацию об интеллектуальных резервах учащихся. Прежде чем использовать тот или иной тест, учитель должен оценить его пригодность в зависимости от целей применения. Если учителю необходимо отобрать одаренных детей из группы разного уровня способностей, то задания теста должны быть разными по трудности. Тест не должен быть узко возрастным. Нужно, чтобы он учитывал разные аспекты способностей, иначе приходится применять несколько различных тестов. Многолетний опыт английской и американской школы, как позитивный, так и негативный, свидетельствует, что нельзя полагаться на них как на единственное средство определения уровня умственных способностей детей. Выход видится в системном и продуманном применении разнообразных методов, их целесообразном сочетании.

Содержание образования в школе Англии и США стало в последние годы объектом нововведений и реформ. Школа рассматривается теперь как стартовое звено в системе непрерывного образования, важнейший этап, на котором должны усваиваться знания, навыки и умения, необходимые в процессе обучения. Англо-американские педагоги единодушно придерживаются мнения, что учебные программы для младшего школьного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. Эти отличия не сводятся просто к большему объему осваиваемого материала или более высоким темпом учебно-познавательного процесса. Предполагается, что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение.

Американский ученый К. Купер выделил четыре принципа, по которым программа обучения талантливых отличается от регулярной программы:

1) знания высокоспециализированы, связаны с проблемами реального мира, представляет исключительный интерес для данного учащегося;

2) учащийся практически сам производит знания, а не потребляет их;

3) учитель должен быть одновременно менеджером, содействуя учащемуся в поисках специальных необходимых источников и ресурсов; руководителем, который задает трудные вопросы, помогает учащимся открывать знания вместо постижения их традиционным способом; брокером, который содействует учащимся в поиске высокоспециализированной аудитории, которая разделяет его интерес и уровень знаний по теме;

4) творчество подлинное, а не умозрительное, никак не связанное с реальным миром.

Таким образом, программа на более высоком уровне, предназначенном для одаренных детей, ориентирована на глубокое теоретическое осмысление учебного материала и имеет выход на практическое применение научных знаний.

По всем разделам программы намечены конкретные цели обучения (attainment targets), включающие как усвоение знаний, так и привитие разнообразных умений и навыков Например, задачи обучения по первому разделу программы "Многообразие жизни" предполагает знание учащимися разнообразия животного и растительного мира, ответствующих классификаций, взаимозависимости, циркуляции энергии, развития и движения материи, воздействия человека на окружающую его среду.

В Англии и США ведется активный поиск путей повышения эффективности обучения одаренных детей, обобщается опыт работы с данной категорией учащихся в школах на основе применения разнообразных форм и методов дифференциации как одного из средств создания оптимальных условий для обучения детей с разным складом интеллекта.

Дифференцированное обучение издавна практиковалось в школах Англии и США. Но теперь характер дифференциации несколько меняется. Особый акцент делается на дифференциацию по способностям, что нашло свое отражение в разработке "уровней обучения". Все школьники в возрасте от 7 до 16 лет (возраст обязательного обучения) занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по предмету на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самых высоких уровнях обучения.

Работа по уровневой дифференциации обучения в Англии и США составляет основу глубокой реформы школы и позволяет повысить эффективность обучения всех категорий учащихся. В отличие от российской школы, где эта работа находится еще на начальном этапе (проведение теоретических исследований и постановка первых экспериментов), в Англии и США уровневая дифференциация стала делом педагогической практики.

В соответствии с основными положениями новой программы содержание образования структурируется по нескольким уровням, на которых школьники обучаются в зависимости от способностей, успеваемости. Одаренные дети получают возможность работать на самом высоком уровне Уровневая дифференциация дополняется профильной, что намного повышает эффективность одаренных детей. Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся, обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов. В частности, мобильное, гибкое внутриклассное группирование создает благоприятные условия для обучения детей разных уровней способностей.

Богатый опыт накопили английские и американские педагоги в организации специальных занятий для одаренных детей, основанных на расширении программ, а также в проведении разнообразных конкурсов и соревнований, которые проходят как в отдельных школах, так и в региональном, общенациональном масштабе. Необходимым условием расширения является занимательность программ, поскольку довольно часто на разнообразные занятия сверх программы приглашаются одаренные школьники, у которых уже сложилось негативное отношение к обычным школьным занятиям. Поэтому возникает необходимость путем повышения занимательности и внесения элементов фантазии поднять степень мотивации учащихся, дать стимул для развития их интересов в той или иной области знаний.

В начальных и неполных средних школах Англии и США решение задач повышения эффективности обучения одаренных детей идет путем применения активных методов обучения, где в центре процесса обучения находится школьник, активно познающий различные области знаний, усваивающий все новые умения и навыки, развивающий свои творческие способности. Это позволяет осуществить, в частности, так называемый "исследовательский метод", в основе которого лежит формирование активной творческой личности, способной к самостоятельной "исследовательской" деятельности. Это в какой-то мере нужно в настоящее время всем учащимся, но для" одаренных привитие умений и навыков исследователя приобретает особое значение. Развитие качеств исследователя начинается в школах Англии и США еще на ступени начального образования, когда дети проявляют в любом виде деятельности особую любознательность, стремление испытать многие предметы в действии, узнать устройство и принцип простейших механизмов, исследовать природные и физические явления и т.д. Эти особенности психического развития детей раннего школьного возраста активно используются педагогами.

В школах Англии и США считается, что более адекватно потребности одаренных детей могут быть обеспечены при помощи "сеттинга" (setting - деление на "сеты", группы), который основан на группировании детей в процессе обучения с учетом успеваемости по отдельным предметам. Один и тот же учащийся может быть в первом "сете" по математике и в последнем "сете" по английскому языку.

Заслуживает внимания поиск английских и американских педагогов в области активизации обучения и развития творческого мышления учащихся, ознакомления их с методами наук, привития умений и навыков, а также интереса к исследовательской деятельности. Представляется целесообразным заимствование опыта англо-американской школы по применению специальных учебных пособий, алгоритмов и программ работы одаренных учащихся в обычном классе, проектного обучения, позволяющего развить и использовать на практике разнообразные навыки обработки информации, а также опыт использования технических средств с целью повышения эффективности обучения одаренных детей.

Для российской системы педагогического образования поучителен опыт разработки специальных программ подготовки учителей для работы с одаренными детьми, функционирующих при педагогических колледжах и в системе повышения квалификации Англии и США.

При известных успехах в деле выявления и обучения одаренных детей школа Англии и США сталкивается с рядом противоречий и трудностей. Один из сложных вопросов, представляющий исключительную важность для развития всей системы образования, состоит в том, как рационально совместить повышение уровня образования всех учащихся со специальной подготовкой одаренных. Анализ истории и современных тенденций в развитии школьного образования Англии и США показал, что интеллектуальные критерии отбора на практике часто подменяются социальными, что ведет к сохранению социальных привилегий в системе образования и ущемляет права и интересы неимущих. Не получили до сих пор четкого решения и многие вопросы, носящие более конкретных характер следует ли одаренных детей в процессе обучения обособлять или необходимо обеспечить для них более насыщенные программы в рамках обычного класса, какой путь эффективнее - ускоренный темп прохождения обычной программы или предоставление более насыщенных программ, как привести в соответствие уровень требований к умственной нагрузке одаренных детей с их психолого - физическими особенностями, каким должно быть соотношение общего и специального в программе обучения одаренных детей и т.д. Решение этих, как и многих других сложных вопросов обучения одаренных детей, предполагает дальнейшую разработку теоретических исследований и практических экспериментов.

Реформы образования, происходящие в разных условиях и с разным успехом в США, Англии, России могут и должны взаимообогащать позитивный опыт различных систем образования, развивая при этом тенденцию к интернационализации в современном мире.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Обучение одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной школе Англии и США// Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета - М Прометей, 1999 - С 158-164.

2. Педагогическая основа обучения одаренных детей // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы тезисы международной научно-практической конференции. Часть П. - М, 1997 - С 84-87

3. Характерные черты умственной одаренности детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей "Научный поиск в решении проблем учебно - воспитательного процесса в современной школе". - Выпуск Ш.М. Промели, 1998 - С 129-130

4. Подготовка учителя к формированию ценностных ориентации одаренных младших школьников // Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века Тезисы докладов Международной научно-практической конференции - Тула, 1997 -С 156-157

5. Современный зарубежный опыт обучения и воспитания одаренных детей // Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М,1998 -С 197-199

6. Развитие творческих способностей одаренных младших школьников // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга. Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции - Йошкар-Ола МГПИ, ЧД 1998 - С 133 -134

7. Использование элементов самостоятельной работы в процессе формирования способностей одаренных младших школьников // История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. Под ред. Р.С. Бозиева и А.В. Овчинникова - М Педагогика, 1998 -С 77-78

8. Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно - практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998 -С 94-95

9. Формирование способностей в процессе развития творческой личности // Свобода выбора в условиях реализации идей педагогики ненасилия. Сборник статей и материалов Всероссийской научно - практической конференции по педагогике ненасилия / Под ред. АГ. Козловой, В.Г. Маралова, В.А. Сатарова - Санкт-Петербург, 1998 -С 229-231

10. Формирование позитивной Я - концепции одаренных младших школьников // Теоретические основы и вариативные технологии позитивной "Я - концепции". Материалы Российской научно - практической конференции - Рязань, 1999 -С 56-57

11. Учитель и одаренные дети // Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы - основа фундаментальной подготовки специалиста. Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции "VI Рязанские педагогические чтения" - Рязань, 1999 -С 97-98

Перейти к списку диссертаций