Особенности готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, проживающих в различных экологических условиях севера и Сибири

Диссертант: Шепко Елена Леонидовна
Год защиты: 1987
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Венгер Л.А., Прахин Е.И.
Ведущее учреждение: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии
Место выполнения: АПН СССР НИИ дошкольного воспитания
Оппоненты: Мухина В.С., Терехова Н.Т.
ШЕПКО Елена Леонидовна

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ, проживающих в различных экологических условиях севера и сибири

Сибирь и Крайний Север представляют собой районы, где в силу народнохозяйственной необходимости интенсивно растет на­селение. Демографические процессы характеризуются приточной миграцией людей на вновь осваиваемые территории, использование природных ресурсов которых осуществляется на протяжении многих лет. Стабилизация населения в зонах, представляющих для нашей страны сырьевую базу - задача государственной важности. Она может быть решена только при всестороннем познании скрытых резервов сохранения здоровья населения этих зон. Одним из таких резервов является предупреждение отклонений в развитии детей, которые в силу своих возрастных особенностей подвержены влиянию экстремальных факторов Севера и Сибири в значительно большей степени, чем взрослые. Усиление работы в этом направлении предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" от 27 августа 1982 года.

Начало систематического школьного обучения является мощной нагрузкой на детский организм. При недостаточном уровне функционального развития различных органов и систем, а также у детей, не достигших необходимой психологической готовности к обучению, начало школьных занятий может приводить к сниженной успешности в усвоении учебного материала и возникновению отклонений в состоянии здоровья. Особую остроту эти проблемы приобретают при начале обучения с 6 лет.

Актуальность темы исследования. Постепенный переход к обучению детей с билетного возраста, предусмотренный Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года, предполагает детальную проработку медицинских аспектов раннего обучения. Разработка конкретных диагностических критериев для определения возможностей ребенка без ущерба справиться с учебными нагрузками является одной из важнейших сторон проблемы. Несмотря на значительное число проведенных исследований, вопрос этот и по сей день не имеет однозначного решения, особенно в плане комплексного учета соматической и психологической готовности ребенка к систематическому обучению. Если состояние здоровья ребенка исследуется достаточно полно, то диагностика психологической готовности к школе либо не проводится вовсе, либо проводится без учета ее содержательной стороны.

Квалифицированная комплексная диагностика готовности к обучению особенно важна для детей, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера. В связи с воздействием на ребенка экстремальных факторов среды, социо- и биоритмов, характерных для Северных регионов, возникает своеобразие в функционировании различных органов и систем и организма в целом (В.П. Бисярина, В.Ф. Базарный, К.В. Орехов, Е.И. Прахин, Ж.К. Рапопорт и др.). Используемый в исследованиях последних лет экологический подход расширяет возможности выявления факторов, воздействующих на растущий организм, выделения групп риска и предрасположения (М.Я. Студеникин). В отношении различных аспектов соматического развития такое влияние изучено достаточно полно; в отношении психического развития ребенка, проживающего в экстремальных экологических условиях, данных практически нет.

Анализ имеющихся литературных данных об особенностях соматического развития, а также специфике функционирования ЦНС ребенка, проживающего на Севере, позволяет предположить, что имеется определенная специфика в уровне общей готовности ребенка к школьному обучению, обусловленная влиянием комплекса экологических и социальных факторов.

Это положение и составило рабочую гипотезу нашего исследования.

Однако, готовность к школьному обучению - сложное интегративное образование. Наряду с физической готовностью, она включает комплекс психологических качеств, относящихся к разным сторонам психического развития (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин).

В нашем исследовании мы остановились на показателях, ха­рактеризующих уровень соматического (физического и биологичес­кого) и умственного развития ребенка, а также уровень овладения предпосылками учебной деятельности.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей соматического и умственного развития старших дошкольников в различных экологических условиях Севера к Сибири и разработка рекомендаций по массовой диагностике их готовности к система­тическому обучению, выявлению факторов риска, снижающих возможность успешного усвоения школьной программы.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выбрать и апробировать диагностические методики, позволяющие производить массовую диагностику уровня соматического (физического и биологического) и умственного развития детей - основных показателей готовности их к систематическому обучению.

2. Изучить особенности соматического и умственного развития детей дошкольного возраста в плане определения готовности их к систематическому обучению.

3. Установить направленность влияния экологической ситуации на показатели готовности детей к школьному обучению.

4. Установить характер влияния процессов адаптации к условиям Крайнего Севера на физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста.

5. Выявить факторы "риска", предрасполагающие к снижению уровня готовности к обучению детей 6-7-летнего возраста, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири.

Методологической основой исследования явился экологичес­кий подход, позволяющий устанавливать зависимость функциональных изменений организма от комплекса факторов окружающей среды (К.В. Орехов) и изучать психическое развитие ребенка в широком контексте, включающем социальные аспекты.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что они впервые характеризуют уровень готовности к школьному обучению детей шестого и седьмого года жизни, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири, свидетельст­вуют о его особенностях, вызванных влиянием комплекса экологи­чески и социально обусловленных факторов.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении зависимости между уровнями соматического и умственного развития старших дошкольников, влияния акселерации и ретардации соматического развития на уровень психологической готовности к обучению.

Практическое значение исследования состоит в том, что предложенные схемы оценки общего уровня готовности детей к систематическому обучению могут использоваться при решении вопроса о возможности начала школьного обучения с 6 лет.

Полученные результаты дают возможность органам здравоохранения и народного образования усовершенствовать практику отбора детей для обучения с шести лет, учитывая не только состояние их здоровья, как это делается в настоящее время, но и уровень психологической готовности к обучению. Выявленные факторы риска для снижения уровня готовности к обучению могут способствовать совершенствованию системы профилактических мероприятий, которая должна строиться с учетом реальной распро­страненности этого явления в различных социально-экологических условиях.

Выявленное влияние обучения с 6-летнего возраста на умственное и соматическое развитие, а также некоторые показатели здоровья, позволило предложить более дифференцированную систему организации обучения детей с различным уровнем готовности к школе.

Внедрение. По результатам проведенных исследований Институтом медицинских проблем Севера СО АМН СССР разработаны методические рекомендации "Показатели соматопсихического развития детей дошкольного возраста, проживающих в экологических условиях Севера и Сибири, в оценке готовности их к обучению с 6-летнего возраста", которые внедрены в системе дошкольных учреждений Норильского ТПК.

Для оказания практической помощи населению при решении вопросов о возможности начала обучения детей с 6 лет в поликлинике Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР организован консультативный прием, включающий психологическую диагностику.

Апробация. Результаты работы представлены на краевой школе-семинаре молодых ученых "Проблемы здоровья населения региона Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока" (Шушенское, 1986), доложены Ученому Совету Института медицинских проблем Севера (1986, 1987), дважды обсуждались на заседании лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 3 работы.

Все исследования проведены лично автором в период участия его в комплексных экспедициях, организованных Институтом ме­дицинских проблем Севера СО АМН СССР при выполнении плановых заданий ГКНТ Совета Министров СССР (№ 29.01.06, № Гос. реги­страции 78079907), Государственной программы 0.69.06 (№ Гос. регистрации 039288), научной Программы "Север - экология человека региона Крайнего Севера", утвержденной Президиумом АМН СССР, протокол № 12, § I от 18.04.79 г., научно-практических программ "Пятилетка здоровья Норильского ТЕК" и "Пятилетка здоровья Дивногорска".

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов, 10 приложений, списка литературы (214 наименований советской и 32 зарубежной литературы). Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах печатного текста, включающего 30 таблиц, II рисунков.

Содержание работы

Во введении излагаются цель, задачи и рабочая гипотеза исследования, показана его актуальность, научная и практичес­кая значимость.

В первой главе диссертации дается характеристика основных показателей готовности детей 6-7 лет к систематическому обуче­нию, которая складывается из комплекса психических качеств (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин) и из определенного уровня соматического развития, включающего показатели физической и физиологической зрелости и общего состояния организма (М.В. Антропова, Е.К. Глушкова, Э.Ю. Гринене, С.М. Громбах, С.П. Ефимова, Ю.Ф. Змановский, В.Н. Кардашенко, Н.Н. Куинджи, 0.А. Лосева, Н.А. Матвеева, Т.С. Сорокина и др.).

Многочисленные исследования, проведенные психологами, фи­зиологами, гигиенистами, показывают, что дети, не достигшие нужного уровня психологической и соматической зрелости к 7-ми, а тем более, к 6 годам, не являются исключением (Т.П. Бобренко, А.Л. Венгер, Н.Т. Терехова и М.Ю. Кистяковская, А.П. Шмаргун и др.). Между тем, как отмечается всеми авторами, помещение не готового к обучению ребенка в условия школы чревато весьма отрицательными последствиями как для состояния здоровья, так и для успешности усвоения ребенком учебного материала.

В последние годы в нашей стране предпринят ряд исследований, направленных на разработку методик, позволяющих решать вопрос о готовности ребенка к обучению (М.В. Антропова, С.М. Громбах, Л.А. Жданова, В.Н. Кардашенко, А.А. Солнцев).

Соматическое развитие ребенка традиционно характеризуется по показателям его физического развития и биологического созревания различных органов и систем (Э.К. Андрюлис, В.В. Бунак, И. М. Воронцов, К.П. Дорожнова, Т.С. Криворучко, Е.И. Прахин).

Значительно хуже обстоит дело с диагностикой психологи­ческой готовности к школе. Для ее характеристики в применяемых ныне диагностических комплексах, предложенных гигиенистами, используются методики, не раскрывающие содержания этой готовности и, следовательно, не позволяющие оценить ее с качественной стороны (тест Керна-Йирасека и т.п.).

Следовательно, возникает проблема выбора таких показателей психологической готовности к обучению, которые, во-первых, отражают содержательную сторону этого процесса, а во-вторых, пригодны для массовой диагностики.

С целью решения этой задачи нами были проанализированы теоретические исследования известных советских психологов, посвященные генезису психологической готовности к обучению и основным ее компонентам (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин). Этот анализ позволил прийти к выводу, что психологическая готовность к школьному обучению носит сложный характер. Она включает ряд взаимосвязанных сторон, относящихся к мотивационно-личностной, познавательной, волевой сферам. Однако достаточно дифференцированной и объективной диагностике поддаются далеко не все аспекты психологической готовности к школе. Наиболее разработанными в настоящее время являются показатели, характеризующие умственное развитие ребенка и сте­пень овладения им элементами учебной деятельности. На них мы и решили остановиться, использовав методики, разработанные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская, Л.И. Цеханская).

Во второй главе охарактеризованы особенности соматического развития детей в экологических условиях Сибири и Крайнего Севера, полученные исследователями Севера (В.Ф. Базарный, В.П. Бисярина, Л.Б. Захарова, В.Т. Манчук, П.В. Мальцев, В.А. Неязов, К.В. Орехов, Г.С. Пономаренко, Е.И. Прахин, Ж.Ж. Рапопорт, С.В. Широкий). Данные, представленные в этих исследованиях, показали своеобразие функционирования различных органов и сис­тем ребенка, проживающего на Севере. Физическое развитие детей выступило как индикатор соответствия условий среды потребностям детского организма - сопоставление данных, полученных в разные годы (50-е и 70-е), позволило выявить значительные по­ложительные сдвиги, происшедшие в связи с улучшением условий жизни и питания, массовыми мероприятиями по профилактике рахи­та и детских инфекций, широким внедрением оптимальных двигательных режимов в практику дошкольных учреждений Севера (Т.И. Осокина и соавт.). Выявились, однако, и особенности соматического развития, проявляющиеся в увеличении количества детей с гетерохромным развитием - несовпадением темпов физического и биологического развития, несоответствием их календарному возрасту (К.В. Орехов, Е.И. Прахин).

Анализ данных о функционировании ЦНС ребенка, проживающего на Севере (Н.С. Арутюнова, С.А. Борисова, Н.В. Соколова, Р. Фрид, С.В. Широкий, Э.В. Широкая), позволил предположить, что воздействие экстремальных климатических условий может сказы­ваться и на психическом статусе ребенка и, следовательно, на уровне его готовности к школьному обучению.

В третьей главе диссертации описываются организация и методы изучения уровня соматического и умственного развития детей дошкольного возраста, которые применялись в нашем исследовании. С целью комплексного определения уровня готовности детей к школьному обучению нами было проведено обследование соматического (физического и биологического) развития детей в сопоставлении о показателями их умственного развития и овла­дения предпосылками учебной деятельности.

Контингент обследуемых состоял из здоровых детей пришлого населения Севера и Сибири, посещающих дошкольные учреждения не менее полугода. Оценка состояния здоровья осуществлялась высококвалифицированными врачами-педиатрами. Общее количество обследованных - 1294.

Физическое развитие детей изучалось по унифицированной методике (В.В. Бунак, Д.И. Арон и А.Б. Ставицкая). Из многочисленных методов оценки физического развития детей целям и задачам работы наиболее полно отвечали те, в которых учитывались особенности онтогенетической динамики соматометрических признаков и сочетание последних между собой (И.М. Воронцов). В качестве временного фактора использовались календарный и биологический возраст. Оценка биологического развития проводилась по соответствию количества прорезавшихся постоянных зубов нормативному, а также по коэффициенту соматической зрелости (В.Г. Ужви), филиппинскому тесту (Г. Гримм).

Умственное развитие детей изучалось с использованием комп­лекса методик, входящих в тест для оценки уровня умственного развития детей средних, старших и подготовительных групп дет­ского сада, разработанного Л.А. Венгером и его сотрудниками. Использовались два варианта методики - предметный - для детей, посещающих средние и старшие группы детских садов, и печатный, с заданиями типа "карандаш-тетрадь", для детей, посещающих подготовительные группы. Печатный вариант теста включал дополнительную методику, направленную на диагностику степени овла­дения предпосылками учебной деятельности. Часть детей, посе­щавших старшие группы, была обследована по модифицированному нами печатному варианту теста, который состоял из трех методик.

Детям, у которых проводилась диагностика степени овладения предпосылками учебной деятельности, дополнительно предъ­являлись задания из теста Керна-Йирасека.

Кроме того, ряд детей после заключения об уровне их умственного развития и готовности к обучению обследовался более углубленно - при этом использовались некоторые общепринятые прожективные методики, основанные на выборе и распределении, а также методики, широко используемые в патопсихологии.

Выборочно у детей изучалась умственная работоспособность методом корректурных проб (Н.Т. Терехова, М.Ю. Кистяковская).

На каждого ребенка нами заполнялась анкета, включающая вопросы о социальном статусе и состоянии здоровья родителей, особенностях протекания беременности и родов, раннего развития ребенка, сведения об условиях семейного воспитания и т.д. Ан­кета заполнялась также воспитателем той группы, которую посещал ребенок.

Массовые обследования детей проводились нами в период комплексных экспедиционных работ с участием высококвалифицированных специалистов-врачей в различных районах Крайнего Севера и Сибири. Районы, в которых было проведено обследование, могли быть объединены в 3 группы:

1. Большинство климатических факторов резко экстремально, социальные факторы, включающие в первую очередь условия воспитания в дошкольных учреждениях, адекватны возрастным потребностям, скоррегированы с учетом климатических особенностей.

2. Климатические факторы в зимний период резко экстремальны, условия воспитания в дошкольных учреждениях скоррегированы недостаточно, соответствуют имеющимся в средне-климатических зонах.

3. Экстремальные факторы не выражены, система охраны здоровья детей в дошкольных учреждениях достаточно совершенна, адекватна их возрастным особенностям.

Максимально уравняв условия, в которых проводилось обследование (случайная выборка детских садов в городах, сопоставимость сроков обследования), мы рассчитывали получить достоверную характеристику уровня готовности детей к обучению в различных экологических условиях Севера и Сибири. Полученные данные подверглись статистической обработке на ЭВМ "Искра-226" и "ЕС-1040" (анализ рядов распределения, корреляционно-регрессионный анализ, анализ связи качественных показателей).

В четвертой главе приводится характеристика выявленного нами уровня соматического развития детей, проживающих в различных экологических условиях.

Наши исследования подтвердили высокую распространенность гетерохронных вариантов соматического развития, которые расце­ниваются как относительно неблагоприятные. Количество детей с гетерохронными вариантами развития в различных регионах соот­ветствовало количеству отклонений в физическом развитии. Выяв­лена четкая онтогенетическая динамика - процент отклонений в соматическом развитии был достоверно выше у 6-летних детей (Р < 0,01). Объяснение этому мы видим в том, что в этом воз­расте проходит период первого вытягивания. Интенсивный рост ребенка сопровождается изменением пропорций тела. Прослежива­лись половые различия - количество отклонений в физическом развитии и гетерохронных вариантов развития было значимо выше у мальчиков, нежели у девочек. Это в наибольшей степени прояв­лялось у детей, проживающих в экстремальных условиях Севера. Объяснением для этого факта служит отмеченная многими иссле­дователями большая подверженность мужского организма влиянию неблагоприятных воздействий окружающей среды (И.А. Аршавский, А.П. Кирющенков, Ж.Ж. Рапопорт).

Было подтверждено наличие на Севере феномена акселерации, которая в большинстве случаев протекала своеобразно. Ускорение проявлялось только в отношении ростовых процессов, биологическое созревание при этом проходило нормальными темпами или об­наруживало тенденцию к ретардации. Количество детей с ускоренными ростовыми процессами достигало на Севере 16,4±4,9%.

Анализируя распределение показателей биологического созревания по количеству прорезавшихся постоянных зубов, коэффициен­ту соматической зрелости, филиппинскому тесту, мы установили, что нормативные показатели для детей, проживающих в Сибири и на Севере, отличаются от приводимых в литературе (Н.М. Данилкович, В.Г. Ужви, Г. Гримм). В связи с этим нами были разработаны нормативные региональные таблицы для оценки темпов прорезыва­ния постоянных зубов у детей различных половозрастных групп, а также нормативные величины коэффициента соматической зрелости.

Нами выявлены различные типы акселерации и ретардации соматического развития. На основании этого выделены группы детей, которые могут быть охарактеризованы как недостаточно готовые к обучению. Основанием для такого выделения является синхронное резкое замедление относительно нормативных величин показателей физического и биологического развития. К группе "риска" относятся дети с несовпадением темпов физического и биологического развития, несоответствием их календарному возрасту, так как по литературным данным подобные асинхронии сопровождаются ухудшением функционального состояния различных органов и систем (Р.А. Калившая, Д.Х. Нусбаум, Е.И. Прахин и др.).

Анализ влияния экологической ситуации на показатели соматического развития детей показал, что наибольшее значение име­ют два момента - выраженность экстремальных экологических фак­торов и уровень мероприятий, направленных на сохранение и раз­витие здоровья детей. Это выявилось при сопоставлении характе­ристик распределения детей в зависимости от комплексной оценки соматического развития в выделенных нами трех группах районов, в которых проводилось обследование.

Наибольшее количество отклонений в соматическом развитии выявлено в районах 2-й группы, где экстремальные климатические условия недостаточно корригируются социальными воздействия­ми, а наименьшее - в районах 3-й группы, где отсутствуют экстремальные климатические факторы. Районы 1-ой группы, в которых резкая экстремальность экологических факторов коррегируется социальными мероприятиями, занимают промежуточное положе­ние. Таким образом, полученные данные позволяют видеть пер­спективу улучшения соматического развития детей, проживающих на Севере, путем дальнейшей оптимизации процесса воспитания в дошкольных учреждениях, улучшения питания, подбора адекватных двигательных режимов.

Пятая глава диссертации посвящена изложению исследования уровня умственного развития детей в различных экологических условиях Севера и Сибири, а также изучения взаимосвязи между уровнями соматического и умственного развития.

Изучение особенностей умственного развития у детей, проживавших в экологических условиях Севера и Сибири, показало, что имеются некоторые качественные отличия в структуре показателей умственного развития детей от их структуры, характерной для средней полосы РСФСР. Они состоят в том, что дети, проживающие на Севере и в Сибири, на достаточно высоком уровне владеют перцептивными действиями - средние величины количественных показателей по ним превышают литературные данные. В отношении интеллектуальных процессов проявляется противоположная закономерность - количественные показатели, полученные детьми при выполнении заданий методик, направленных на диагностику наглядно-образного и логического мышления, ниже, нежели у их московских сверстников, причем в наибольшей степени это снижение проявляется при выполнении печатного варианта теста, который наряду с прочими требованиями предполагает достаточно высокий уровень произвольности. Задания печатного варианта теста по своей структуре приближаются к учебным задачам, следовательно, характеризуя уровень умственного развития как один из показателей готовности к систематическому обучению, мы можем констатировать некоторое снижение этого уровня у детей, проживающих на Севере и в Сибири. Наиболее сложные задания печатного варианта теста выполняются детьми, проживающими на Севере, хуже, чем детьми, проживающими в Сибири.

Сопоставление распределения показателей по выделенным нами группам районов не выявило достоверных различий между ними. Однако имеется тенденция к более высоким показателям в 1-й и 3-й группах, что соответствует распределению показателей соматического развития.

Нами была просчитана сопряженность уровней соматического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Анализ взаимосвязи варианта развития с показателями уровня умственного развития показал, что наибольшее количество детей со средними и высокими показателями наблюдается в группах с синхронным развитием. Гетерохронные и асинхронные варианты значимо чаще сопровождается низкими баллами общего уровня умственного развития. При тенденции соматического развития к ретардации в значительном числе случаев наблюдались непродуктивные типы выполнения заданий, что свидетельствовало о более низком уровне развития восприятия и мышления. Это находило свое отражение и в общем балле, характеризующем уровень умственного развития. При акселерации соматического развития ребенка в его интеллектуальном профиле наблюдались своеобразные "асинхронии", проявляющиеся в неравномерном развитии различных познавательных действий.

Таким образом, становится очевидным, что не только замедление темпов соматического развития, но и их ускорение должно явиться поводом к углубленной психологической диагностике уровня развития ребенка и учета имеющихся у него возможностей выдерживать нагрузки, связанные с началом обучения с 6 лет. Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами рабочую гипотезу о том, что для детей, проживающих в экологических условиях Севера, характерно существенное своеобразие как соматического, так и умственного развития. Значительная распространенность гетерохронных и асинхронных вариантов соматического развития может рассматриваться как показатель "риска" для возникновения сниженной готовности к обучению. Наши данные подтвердили, что существует сопряженность между соматическим и умственным развитием ребенка, сохраняющаяся и в старшем дошкольном возрасте.

Из всего вышесказанного логически вытекает необходимость введения для детей, проживающих на Севере, массовой диагностики соматического и умственного развития с целью определения уровня юс готовности к школьному обучению.

Изучению прогностической значимости результатов наших исследований, а также выделению четких диагностических критериев, которые могут использоваться при отборе детей для обуче­ния с 6 лет, посвящена шестая глава диссертации.

Проведенное нами сопоставление данных обследования детей с последующей успешностью их обучения по программе I класса показало, что используемый комплекс методик, диагностирующий уровень умственного развития, обладает высокой прогностической значимостью для последующей успешности школьного обучения. Коэффициент корреляции составил 0,63 при р < 0,001. Высокой прогностической значимостью обладает и методика, направленная на диагностику степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности - "графический диктант", причем эта методика является наиболее пригодной для массовой диагностики, которая должна проводиться при отборе детей в школу. Использование методики для детей, посещающих старшую группу детского сада, показало, что определенная часть детей уже в этом возрасте способна ориентироваться на предложенный способ выполнения задания. Однако при этом имеется определенный процент детей, который с графическим диктантом не справляется. Нами выявлены наиболее распространенные варианты его выполнения детьми 6 и 7тлетнего возраста, выделены типы непродуктивных решений, свидетельствующие о недостаточной готовности к обучению.

Сопоставление данных, полученных при обследовании детей по методике "Графический диктант", с результатами выполнения этими же детьми заданий теста Керна-Йирасека показало, что методика "Графический диктант" является более сложной для выполнения и, вместе с тем, значительно более прогностичной для дальнейшей успешности обучения, чем тест Керна-Йирасека. По нашему мнению, задания теста Керна-Йирасека могут использоваться лишь как дополнительные к графическому диктанту - в тех случаях, когда нет возможности более детально диагностировать общий уровень умственного развития ребенка.

В нашем исследовании вывод о сниженной психологической готовности к обучению делался на основании сочетания неуспешного выполнения методики "графический диктант" с низкими баллами уровня умственного развития.

Выяснилось, что количество детей, которые могут быть охарактеризованы как недостаточно психологически готовые к обучению, на Севере довольно велико, особенно среди 6-летних детей.

Таблица I

Распределение детей, психологически недостаточно готовых к обучению в различных районах Севера и Сибири (%)

Пол

Районы обследования

I группа

2 группа

3 группа

Шестилетние дети

Мальчики

27,7±4,9

37,5±8,1

19,0±5,8

Девочки

14,9±4,3

33,3±6,7

12,0±4,8

Семилетние дети

Мальчики

15,8±4.8

18,8±5,5

12,9±3,6

Девочки

10,5±4,1

16,7±4.6

10,7±3,4

Анализ полученных данных показал, что особенно значимые различия в уровне психологической готовности к обучению наблюдаются у 6-летних детей. Вновь четко проявилась выявленная ранее закономерность - там, где экстремальные экологические условия в достаточной мере скоррегированы социальными воздействиями, количество детей со сниженной психологической готовностью к обучению практически соответствует таковому в зоне, где экстремальные факторы не выражены. При достижении детьми 7-летнего возраста различия сглаживаются. Полученные данные подтверждают необходимость введения массовой психологической диагностики для определения возможности детей, проживающих на Севере, начинать обучение с 6 лет.

С целью изучения эффективности обучения детей с 6-летнего возраста в плане влияния его на умственное развитие и состояние здоровья ребенка, а также для выявления наименее обременительных для организма ребенка форм обучения с 6 лет, нами со­поставлены данные обследования детей, обучавшихся по программе нулевого класса в школе, по программе нулевого класса в детском саду и посещавших подготовительную группу детского сада. Выяснилось, что начало обучения с 6 лет в целом положительно сказывается на показателях уровня умственного развития детей достаточно подготовленных к школе. Наиболее благоприятным для ребенка, по нашим данным, является обучение его по программе нулевого класса в условиях детского сада.

Проведенное обследование дало нам основания выделить критерии, по которым ребенок может быть охарактеризован как готовые к обучению или отнесен к группе "риска", а также предло­жить дифференцированную систему для обучения детей о 6-летне­го возраста. По нашему мнению, дети с высоким уровнем готовности могут обучаться в нулевых классах школ, дети со сниженной психологической готовностью к обучению могут заниматься по программе нулевого класса в условиях детского сада. Дети, у которых уровень соматической и психологической готовности к обучению наиболее низок, могут оставаться в подготовительной группе детского сада и начинать систематическое обучение через год - в зависимости от достигнутого уровня готовности, либо в нулевом классе, либо в первом классе школы, занимающемся по принятой в настоящее время программе. Подобная дифференцирован­ная система могла бы положительно сказаться на успешности даль­нейшего обучения ребенка и уровне его здоровья.

Выявленный нами достаточно высокий процент детей, не достигающих необходимого уровня готовности к обучению, заставил нас проанализировать влияние на него различных экологически, со­циально и биологически обусловленных факторов.

Нами установлено, что крайне важное значение имеет переезд самого ребенка на Север, сопряженный с резким напряжением всех адаптационных механизмов. Появление различных неблагоприятных вариантов соматического развития, а также своеобразие в психическом статусе ребенка, проявляющееся у детей дошкольного возраста в сниженной готовности к систематическому обучению, более вероятно при длительности проживания на Севере до 3 лет, но особенно в течение 1-ого года. В дальнейшем количество детей с благоприятными вариантами развития увеличивается. Играет роль возраст, в котором ребенок переехал в экстремальные условия Севера. Наибольшее количество неблагоприятных вариантов соматического развития и низкого уровня умственного развития наблюдается в тех случаях, когда переезд ребенка на Север совпадает с возрастом от I до 2 лет. В целом же количество детей с низким уровнем умственного развития значимо ниже в группе детей, родившихся на Севере, по сравнению с приехавшими на Север.

Из этого мы сделали вывод о том, что психологическая готовность к обучению находится в зависимости от уровня адаптированности к конкретной экологической ситуации.

Проанализировав влияние биологически обусловленных факторов на уровень готовности ребенка к обучению, мы установили, что сниженная психологическая готовность к обучению чаще наблюдается у детей, родившихся от матерей в возрасте до 20 лет и от отцов старше 45 лет. Фактором "риска" является также сочетанная патология беременности и родов. Отрицательное воздействие этого фактора в большей степени проявляется у детей, проживающих в экстремальных условиях.

Из социально обусловленных факторов в наибольшей степени влияют на уровень психологической готовности к обучению два - длительность посещения ребенком дошкольного учреждения и условия семейного воспитания. Структура семьи, проживающей на Севере, высокая занятость родителей в производственном процессе ведут к определенному дефициту семейного общения с детьми. Тем большее значение приобретает воздействие, оказываемое на ребенка дошкольным учреждением. По нашим данным, если ребенок поздно начинает посещать детский сад, у него в недостаточной степени формируются навыки и умения, необходимые для учебной деятельности. В качестве фактора "риска" выступает также низкий уровень образования матери.

Фактический материал, послуживший основанием для выделе­ния биологически и социально обусловленных факторов "риска", приводится в приложениях к диссертации.

Выявленные нами факторы риска позволяют разрабатывать системы профилактических мероприятий для уменьшения количества детей с низким уровнем готовности к обучению. Основное значение для этого, на наш взгляд, может иметь создание более развернутой системы диспансерного наблюдения в дошкольных уч­реждениях и информация населения о таких факторах "риска", которые могут быть отнесены к управляемым.

Наблюдаемое своеобразие в показателях умственного развития у детей живущих на Севере требует разработки системы педа­гогических воздействий, направленных на усиление работы по умственному воспитанию дошкольников.

Выявившаяся в процессе исследования зависимость уровня готовности к обучению от оптимизации процесса воспитания в дошкольных учреждениях, во многом сглаживающей воздействие экстремальных условий Севера, позволяет наметить перспективы дальнейшей работы в атом направлении.

В заключении диссертации дается общий обзор полученных данных. На их основании производится оценка влияния различных экологически и социально обусловленных факторов на соматическое и умственное развитие детей дошкольного возраста в услови­ях Севера и Сибири, формирование их готовности к школьному обучению.

ВЫВОДЫ

I. Комплекс факторов, специфичных для экологической ситуации Крайнего Севера и Сибири, оказывает влияние на уровень готовности ребенка к обучению в школе. Результатом этого влияния является относительное увеличение количества детей, которые могут быть охарактеризованы как недостаточно готовые к обучению.

2. Снижение уровня готовности к школьному обучению в условиях Севера в значительной степени обусловлено высокой распространенностью неблагоприятных вариантов соматического развития, которые часто сопровождаются сниженной умственной готов­ностью к обучению.

3. Высокая распространенность асинхронных и гетерохронию: вариантов соматического развития, недостаточная степень овладения предпосылками учебной деятельности наиболее свойственны шестилетним детям.

4. Распространенность сниженной готовности детей к обуче­нию различна и зависит от выраженности экстремальных экологических факторов и уровня социальных коррекционных мероприятий. Социальным коррегирующим факторам принадлежит ведущая роль.

5. Переезд ребенка в экстремальные экологические условия Севера, вызывающий напряжение всех адаптационных механизмов, в большинстве случаев отражается на показателях его соматического развития и психологической готовности к обучение. Наиболее подвержены возникновению различных отклонений в состоянии здоровья дети в первый год после переезда на Север. Это находит отражение в их психологическом статусе.

6. Факторами риска, предрасполагающими к снижению уровня готовности здорового ребенка к школьному обучению, являются: возраст матери до 20 лет и возраст отца старше 45 лет (к моменту рождения ребенка), сочетанная патология беременности и родов, супергетерозиготность, низкая интенсивность занятий с ребенком в семье, начало посещения дошкольного учреждения после 4 лет, низкий образовательный уровень матери (неполное среднее образование).

Основные положения диссертации изложены в следующих печатных работах:

1. Влияние экологических условий Севера на соматопсихическое развитие детей (обзор литературы). - Красноярск, 1986. -12 с. (Рук. дел. во БНИИМИ МЗ СССР № Д-14077 от 6.8.1987 г.).

2. О сопряженности показателей физического, биологического и психического развития в общей характеристике состояния здоровья детей северных регионов Сибири // Формирование здоровья и профилактика его нарушений у детей. Сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 114-119 (в соавт. с Е.И. Прахиным).

3. Влияние акселерации на психическое развитие детей до­школьного возраста, проживающих в экологических условиях Севера // Проблемы здоровья населения региона Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. Тез. докл. краевой школы-семинара молодых ученых. - Красноярск, 1986. - С. 13-14.

Перейти к списку диссертаций