Формирование психолого-педагогической культуры родителей

Диссертант: Щербакова Светлана Николаевна
Год защиты: 1999
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Научный руководитель: Сластенин В.А.
Ведущее учреждение: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО
Место выполнения: Московский педагогический государственный университет
Оппоненты: Андриади И.П., Алексеева Л.С.

На правах рукописи

ЩЕРБАКОВА Светлана Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование психолого-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Однако в настоящее время отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Старые формы работы с родителями по совершенствованию их родительской культуры (педагогический всеобуч, педагогическое просвещение) постепенно сошли на нет, новые - только набирают свою силу. Нет четкого представления о феноменологии психолого-педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в современных условиях.

Построение концепции формирования психолого-педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопленного научно-исследовательского фонда.

Обобщая имеющиеся исследования, можно условно выделить в этой области несколько направлений:

1.    Исследования, направленные на изучение различных сторон профессионально-педагогической культуры (А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, И.Г. Безуглов, И.Д. Багаева, М.Я. Виленский, Т.В. Иванова, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова, В.В. Краевский, М.М. Левина, А.И. Мищенко, А.В. Мудрик, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин, В.А. Ситаров, В.Э. Тамарин, Н.Е. Щуркова, Е.И. Шиянов, Д.С. Яковлева и др.).

2.    Исследования, посвященные проблемам педагогики и психологии воспитания детей в семье (Ю.Б. Баскина, М. Буянов, А.Я. Варга, С.В. Ковалев, А.Д. Кошелева, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

3.    Исследования, связанные с изучением педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.)

4.    Исследования, раскрывающие проблемы формирования, повышения и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей различными социальными институтами: системой образовательных учреждений (Р.А. Анисимова, Н.Н. Буланова, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, И.Д. Ладанов, Р.В. Овчарова и др.), сферой социального (медико-психолого-педагогического) обслуживания (Ю.Е. Алешина, Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.Д. Кошелева, Н.Н. Стрельникова и др.).

Между тем, в настоящее время еще нет единства относительно содержания и структуры психолого-педагогической культуры родителей, не раскрыты ее строение, критерии и уровни. Научные исследования по формированию психолого-педагогической культуры малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях. Низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей все более приходит в противоречие с возрастанием роли семьи в социализации, развитии подрастающей личности.

Это противоречие определило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия формирования психолого-педагогической культуры родителей?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования: система психолого-педагогической поддержки и помощи родителям в воспитании и развитии детей.

Предметом исследования: процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

-      Раскрыть сущностные и структурно-уровневые характеристики психолого-педагогической культуры родителей.

-      Разработать организационно-управленческую модель формирования психолого-педагогической культуры родителей.

-      Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования психолого-педагогической культуры родителей.

-      Опираясь на результаты исследования, разработать программу и методические рекомендации по формированию психолого-педагогической культуры родителей.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что процесс формирования и функционирования психолого-педагогической культуры родителей будет успешным при условии, если:

-      процесс ее формирования выступает как целостный, системно организованный, непрерывный процесс, включающий в себя взаимодействие всех социальных институтов: систему государственных органов власти, воспитательно-образовательных учреждений, сферу социального и медицинского обслуживания (медико-психолого-педагогические центры помощи семье), религиозных организаций, средства массовой информации, неформализованные структуры и т.д.

-      каждый социальный институт создает условия для реализации внутреннего воспитательного потенциала родителей в решении проблем семейного воспитания;

-      учитываются психолого-педагогические условия эффективности формирования психолого-педагогической культуры родителей, которые заключаются в:

-      наличии соответствующих установок и ценностных ориентаций у родителей, направленных на коррекцию своих взаимоотношений с ребенком;

-      проявлении волевых, эмоциональных усилий с целью преобразования себя, ломки сложившихся стереотипов в процессе семейного воспитания;

-      готовности получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии.

Общую методологию исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений окружающего мира, о деятельностной и творческой сущности человека, понимания личности как объекта и субъекта общественных отношений. Исследование также опиралось на положения психологии о ведущей роли деятельности в формировании личности, об обусловленности внешних воздействий внутренними условиями личности.

Ведущим методологическим принципом исследования являлся культурологический подход, вскрывающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов и рассматривающий человека высшей ценностью общественного развития.

На уровне конкретной методологии основными принципами исследования выступали единство исторического и логического, единство системного и целостного подходов, единство личности, деятельности и культуры, единство теоретического и эмпирического.

Теоретическая основа исследования сложилась из общей теории культуры (А.И. Арнольдов, Е.М. Бабосов, В.С. Библер, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, В.А. Малахов, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов, В.Б. Чурбанов и др.), психологической теории личности (К.С. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), теории общения и отношений (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, Л.П. Петровская и др.)

Концептуальное значение в исследовании имели положения о психологических основах детско-родительских отношений (Ю.В. Баскина, Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.), о педагогике и психологии воспитания детей в семье и путях совершенствования психолого-педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, П.Ф. Каптерев, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.)

Решение поставленных задач и проверка исходных положений обеспечивались комплексом методов исследования: методами теоретического анализа философской, социологической, психологической, педагогической и медицинской литературы; диагностическими; праксиметрическими; экспериментальными, обсервационными, прогностическими и математическими методами.

Опытно-экспериментальной базой исследования были средние общеобразовательные школы №225 и №654 г. Москвы, №98 г. Челябинска. Исследованием было охвачено 103 человека (50 детей и 53 родителя).

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.) были проведены анализ и теоретическое исследование проблемы, определены цели и задачи работы, сделан анализ философской, психологической, педагогической и социологической литературы по теме исследования.

На втором этапе (1996-1997 гг.) была подвергнута первичной обработке и уточнена гипотеза исследования, проведен констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) были проанализированы результаты исследования, проведена апробация основных идей и положений, сформулированы выводы, завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическое значение:

-      описана и проанализирована феноменология психолого-педагогической культуры родителей в единстве аксиологического, информационно-содержательного и операционально-деятельностного компонентов;

-      разработана организационно-управленческая модель формирования психолого-педагогической культуры родителей;

-      выявлена и экспериментально обоснована совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования и развития психолого-педагогической культуры родителей;

-      получены, проанализированы и введены в научный оборот новые теоретические положения и эмпирические данные, позволяющие диагностировать и прогнозировать уровни развития психолого-педагогической культуры родителей, разработана и апробирована программа формирования и совершенствования родительской культуры;

-      существенно расширено предметное и объектное поле дальнейшего изучения психолого-педагогической культуры родителей.

Практическая значимость исследования:

-      содержащиеся в нем теоретические положения и выводы углубляют концептуальные представления о стратегии формирования психолого-педагогической культуры родителей с учетом современных задач государственной семейной политики;

-      предложена серия методик для диагностики и прогнозирования развития психолого-педагогической культуры родителей;

-      разработана и проверена опытным путем программа личностно-ориентированного формирования психолого-педагогической культуры родителей;

-      материалы проведенного исследования могут найти применение в массовой практике, а также дают возможность организации на его основе дальнейшего поиска путей и методов совершенствования процесса формирования психолого-педагогической культуры родителей.

Достоверность и надежность результатов выполненного исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, определяемых культурологическим подходом на аксиологическом, субъектно-деятельностном и личностно-творческом уровнях, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, сопоставимостью экспериментальных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

-      психолого-педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие детей, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, творческом владении психолого-педагогическими технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с детьми;

-      психолого-педагогическая культура родителей включает в себя аксиологический, информационно-содержательный и операционально-деятельностный компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой. Аксиологический компонент психолого-педагогической культуры родителей отражает систему их ценностных ориентаций, ответственность, любовь, уважение, признание личностного "я" ребенка, гуманистическую природу детско-родительских отношений. Информационно-содержательный компонент психолого-педагогической культуры родителей соединяет в себе систему знаний детско-юношеской психологии, формах и методах воспитания и развития ребенка в семье, знания об индивидуально-типологических особенностях личности своего ребенка. Операционально-деятельностный компонент психолого-педагогической культуры родителей отражает технологический уровень творческой самореализации родителей в процессе воспитания и развития ребенка в семье, включая разнообразные способы и приемы общения с ребенком, стиль взаимодействия с ним, реализацию рефлексивной позиции родителей в процессе детско-родительских отношений.

-      организационно-управленческая модель формирования психолого-педагогической культуры родителей обуславливает взаимодействие таких социальных институтов как государственные органы власти, система образовательных учреждений, сфера социального и медицинского обслуживания, средства массовой информации, религиозные организации, неформализованные структуры;

-      совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование психолого-педагогической культуры родителей;

-      непрерывность коррекционно-формирующей работы с родителями с целью повышения сензитивности к ребенку, нормализации системы требований и ожиданий, расширения сферы осознания психического и личностного развития ребенка;

-      наличие мотивации, соответствующих установок на преобразование и коррекцию неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, реализацию полученных в ходе совершенствования психолого-педагогической культуры родителей знаний в реальные дела и поступки;

-      проявление эмоционально-волевых усилий с целью ломки системы стереотипов воспитания и восприятия своего ребенка, закрепления духовно-нравственных установок в отношениях «родитель-ребенок»;

-      готовность получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии, выполнять все их рекомендации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы отражены в публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на научных семинарах на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета (октябрь 1995 года - сентябрь 1998 года), на заседаниях научной группы кафедры педагогики высшей школы МПГУ (октябрь 1997 года). Материалы исследования внедрены в практику работы ряда образовательных учреждений г. Москвы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена его проблема, охарактеризованы его цель, объект, предмет и гипотеза, сформулированы задачи, методология и методы, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы исследования психолого-педагогической культуры родителей" обоснованы методологические подходы к изучению феномена психолого-педагогической культуры родителей, раскрыто ее содержание, структура, определены параметры и показатели.

Во второй главе «Историография и современное состояние проблемы» проанализированы истоки и динамика формирования психолого-педагогической культуры родителей в настоящее время в России и за рубежом.

В третьей главе "Опытно-экспериментальная работа по формированию психолого-педагогической культуры родителей" обсуждаются результаты эмпирического исследования, где экспериментально подтверждены уровни психолого-педагогической культуры родителей, раскрыты стратегические направления и психолого-педагогические условия эффективности формирования психолого-педагогической культуры родителей.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.

В приложениях представлены опытно-экспериментальные материалы исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Психолого-педагогическая культура родителей - один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования - это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом. В поисках средств, обеспечивающих решение этой задачи, в исследовании был выбран культурологический подход, позволяющий наиболее точно и всеобъемлюще раскрыть феноменологию психолого-педагогической культуры родителей, выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления.

Следуя культурологическому подходу, исследование психолого-педагогической культуры родителей проходило на трех уровнях: аксиологическом (ценностном), субъектно-деятельностном и личностно-творческом.

Анализ теоретических положений, раскрывающий аксиологическую природу культурологического феномена, показывает, что человек усваивает только те социальные нормы, которые приобрели для него ценностное значение. Значимость для личности предметов, людей, знаний, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, мировоззренческой, интеллектуальной готовности личности преобразовывать мир предметный, социальный и свой внутренний мир. Автор исследования полагает, что каждый родитель усваивает созданную ранее культуру, культурные традиции, распределяет их, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, а также творит культуру, создает новое, формирует нового человека, вкладывает в него все свои знания, ценностное отношение к жизни, свою человеческую сущность. Это личностное проявление культуры родителей выражается в ценностном отношении к ребенку, в проявлении чувства родительской ответственности к процессу развития, воспитания и формирования подрастающей личности.

Рассматривая психолого-педагогическую культуру родителей на субъектно-деятельностном уровне, автор приходит к выводу, что, человек формирует свое "я", осуществляя процесс самореализации в культуре, раскрытия внутренних сущностных сил: потребностей, интересов, способностей, умений в конкретной деятельности, в том числе и педагогической. Любой результат деятельности родителей, возникающий в процессе воспитания и развития ребенка в семье, определенным образом характеризует тот или иной уровень их психолого-педагогической культуры.

Автор исследования подчеркивает, что в процессе педагогической деятельности происходит взаимообратный процесс: воспитывая ребенка, родители развиваются и совершенствуются сами, обновляются их ценности, изменяются качественные и количественные характеристики родительской культуры, реализуясь в способах, приемах воспитания ребенка, в стиле взаимодействия с ним. Эти положения отражают сущность психолого-педагогической культуры родителей на личностно-творческом уровне.

Анализируя личностно-творческую природу родительской культуры, автор исследования заключает, что потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. По мнению автора, желание родителей изменить себя, свое отношение к ребенку, стиль взаимодействия с ним, зависит от желания преобразовать себя в этой культуре. Процесс самореализации родителей в ходе педагогической деятельности - это итог сложного процесса самопознания и самоорганизации, это процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя, который отражается в способности родителей к рефлексии себя, своего поведения и поступков, самореализации и контролю своих чувств и состояний.

Методологический анализ феномена культуры родителей на аксиологическом, субъектно-деятельностном и личностно-творческом уровнях позволили раскрыть сущностно-содержательную сторону феномена психолого-педагогической культуры родителей.

В исследовании были выделены три компонента родительской культуры аксиологический, операционально-деятельностный и информационно-содержательный. Важность их обозначения была продиктована ценностью выделения параметров и показателей психолого-педагогической культуры родителей, на основании которых в опытно-экспериментальной части исследования определялся тот или иной уровень родительской культуры.

Так, для аксиологического компонента психолого-педагогической культуры родителей были выделены два параметра:

1)    тип родительского отношения к ребенку, который выражается в проявлении эмоциональной чувствительности в отношении к ребенку (материнской и отцовской любви, уважении и принятии ребенка, оценке его образа "я"), в проявлении чувства ответственности к процессу развития и воспитания ребенка в семье;

2)    способность родителей к рефлексии себя, своего собственного поведения и поступков, которая проявляется в определенной степени волевого самоконтроля, саморегулирования в ходе взаимодействия с ребенком, а также отражается в актуализации личностных качеств родителей, реализации творческих сил и способностей родителей в процессе воспитания и развития ребенка в семье.

Информационно-содержательному компоненту психолого-педагогической культуры родителей соответствовали три следующих параметра:

1)    наличие знаний у родителей об общих закономерностях психического развития детей, наличие объективных представлений о психологических особенностях различных возрастных периодов, понимание родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения в развитии ребенка;

2)    наличие знаний об индивидуально-типологических особенностях своего ребенка, знаний сильных и слабых сторон его личности, адекватная их оценка, умение прогнозировать их дальнейшее развитие, умение объективно соотносить свои требования с реальными возможностями и способностями ребенка;

3)    наличие знаний о целях педагогической деятельности, методах и приемах воспитания, возможных негативных последствиях применения неадекватных методов воспитания (наказания, поощрения, требований), а также знание о путях и способах организации деятельности ребенка, направленной на его всестороннее развитие.

Для характеристики операционально-деятельностного компонента психолого-педагогической культуры родителей были выделены два следующих параметра:

1)    способы и приемы общения родителей с детьми в ходе воспитательного воздействия: методы словесного воздействия (побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методы контроля, наглядного показа, поощрения, наказания.

2)    стиль взаимодействия с ребенком, который синтезирует в себе весь характер компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей и дает интегральную характеристику определенному уровню психолого-педагогической культуры родителей.

В результате научно-исследовательского поиска удалось сформулировать понятие психолого-педагогической культуры родителей, особенно подчеркивая актуальность ее психологического основания. Автор объясняет это тем, что любой педагогический способ, метод воздействия и взаимодействия с ребенком, любой шаг, предпринятый родителем в формировании и развитии его личности, крайне сложно осуществить без знания закономерностей психического развития ребенка, без понимания психических мотивов, которые составляют основание каждого поступка ребенка, без умения противостоять тем мифам и заблуждениям по поводу особенностей психического развития ребенка и методов воспитания, которые существуют в культуре наряду с научной психолого-педагогической системой взглядов.

Итак, автор исследования полагает, что психолого-педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.

По мнению автора, эффективность семейного воспитания, полноценное психическое и личностное развитие ребенка зависит от уровня психолого-педагогической культуры родителей, от степени сформированности тех или иных элементов ее структуры. Недостатки и пробелы компетентности родителей в вопросах семейного воспитания ведут к необходимости оказания квалифицированной помощи родителям в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью такой помощи является коррекция и устранение ошибок семейного воспитания, формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

В данном исследовании сделана попытка рассмотреть проблему формирования психолого-педагогической культуры родителей в историческом и современном аспектах.

Изучая проблему в историческом контексте, автор приходит к выводу, что вопросы формирования психолого-педагогической культуры родителей имеют глубокие корни. О необходимости "воспитания родителей" говорили выдающиеся педагоги, ученые разных исторических эпох, отражая каноны своего времени. В исследовании автор пытается проанализировать работы, затрагивающие проблему развития культуры родительства: исторический памятник русской культуры "Домострой", труды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и некоторых зарубежных авторов: Х. Жино, М. Джеймсона, Т. Гордона, Ю. Хамяляйнена и др.

Автор делает исторический экскурс в систему педагогического всеобуча, существующего в 70-80-е годы этого столетия, стараясь выявить положительные и отрицательные стороны этой широкой педагогической миссии, которые необходимо учитывать для обновления системы работы с родителями в эпоху социально-экономических преобразований.

По мнению автора, это возможно только при условии создания комплексной системы формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей, которая выражается в теснейшем взаимодействии всех социальных институтов, так или иначе влияющих на формирование психолого-педагогической культуры родителей. К ним относятся: система государственных органов власти (законодательные и исполнительные органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), система социального обслуживания (социально-психолого-педагогические центры помощи семье), здравоохранения (медико-педагогические центры, центры планирования семьи), средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, художественная, научно-популярная литература), система образования (детский сад, школа, вуз), религиозные организации, неформализованные структуры (прародительская семья, коллеги по работе, друзья, соседи) и т.д.

Автор делает попытку описать условия, которые должен создать каждый социальный институт, с тем, чтобы всякий родитель мог реализовать свой воспитательный потенциал в решении проблем семейного воспитания, совершенствовать и развивать свою психолого-педагогическую культуру.

Автор приходит к выводу, что в настоящее время рано говорить о какой-либо системе взаимодействия социальных институтов в ходе повышения родительской культуры. Вместе с тем они включены в этот процесс, пытаясь самостоятельно осуществить помощь родителям, расширить их воспитательный потенциал. Поэтому в данном исследовании представлена лишь модель, раскрывающая механизм взаимодействия данных социальных институтов.

Согласно этой модели, процесс целенаправленного формирования родительской культуры должен осуществляться, начиная с детского сада, когда с ребенком через игру отрабатываются роли матери, отца, формируются модели адекватных взаимоотношений в семье между самими родителями, а также между родителями и детьми. В школе этот процесс с каждой ступенью должен усложняться, реализуясь в ходе соответствующих курсов, типа "Семьеведение", "Этики и психологии семейных отношений". Молодые люди могут развивать свою культуру на специальных курсах для молодых родителей, молодой семьи, которые должны быть организованы в системе органов культуры, здравоохранения, образования. Став родителями, они могут обращаться за квалифицированной помощью в центры социально-психолого-педагогической помощи семье, центры планирования семьи и пр. Институты государственной власти федерального и регионального уровня, местных органов социальной защиты, образования, здравоохранения должны осуществлять идеологическую, экономическую, координационную работу по оснащению и поддержке деятельности детских садов, школ, центров социально-психолого-педагогической помощи семье. Последним они должны оказывать больше практической помощи, в частности, в вопросах размещения, укрепления материально-технической базы, обеспечения кадрами, поддержания их инициатив.

Центры, в свою очередь, осуществляя взаимодействие с другими социальными институтами, должны формировать "банки данных" по работе с семьями конкретного района; выявлять потребности и проблемы разных категорий семей в психолого-педагогической помощи; определять семьи, которые по объективным показателям нуждаются в педагогической и психологической поддержке, т.е. проводить типологизацию семей, регулярный анализ обращений, разработку рекомендаций для различных социальных институтов по профилактике кризисных явлений в семье; осуществлять поиск новых направлений работы по формированию воспитательного потенциала родителей, актуальных на данной территории и т.д.

При этом центрам необходимо тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями, где психолог, социальный педагог, воспитатель, классный руководитель ведут учет семей, имеющий наиболее проблемный характер, проводят регулярные беседы, консультации, а также направляют родителей в специализированные центры, семейные консультации для получения квалифицированной дефектологической, психотерапевтической помощи семье и детям. Таким образом, должен осуществляться непрерывный процесс взаимодействия всех социальных институтов, заинтересованных в поддержке и помощи семье в вопросах полноценного воспитания и развития подрастающего поколения.

В процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована "Программа работы с родителями по формированию их психолого-педагогической культуры". Она предполагала диагностическую и коррекционную работу с семьей, включающую индивидуальную и групповую формы.

Диагностическая работа позволила выявить уровень интеллектуального, психофизического, эмоционально-личностного развития детей. Кроме того, позволила определить уровень психолого-педагогической культуры родителей (ценностного отношения к ребенку, стиля взаимодействия с ним, ориентировки в психолого-педагогических знаниях и т.д.).

Коррекция отношения и поведения основывалась на анализе причин, вызывающих отклонения в развитии личности ребенка и взрослого, в ее отношениях с другими людьми. Развивающая и психокоррекционная работа с родителями предполагала собой целостную систему воздействия с привлечением психокоррекционных, учебно-методических приемов, осуществляемых через пролонгированное консультирование - "коррекцию случая", семинары-практикумы, лекции для родителей, библиотерапию.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа (контролирующий, формирующий и контрольный этапы). Совокупность методов исследования помогла условно выделить три уровня родительской культуры (высокий, средний, низкий). В соответствии с выделенными параметрами и показателями психолого-педагогической культуры родителей были даны качественные и количественные характеристики каждому уровню.

Было установлено, что для родителей с низким уровнем характерны следующие особенности. В отношении к ребенку такие родители воспринимают его незадачливым, непутевым, плохим; испытывают досаду, злость, раздражение по отношению к нему. Такие родители не в состоянии встать на место ребенка, видеть мир его глазами. Они практически не имеют знаний о законах психического и личностного развития ребенка и часто не желают перестраивать систему отношений с ребенком с целью преодоления негативных проявлений в возрастных кризисах. Такие родители слабо разбираются в сильных и слабых сторонах своего ребенка, а иногда их представления крайне неадекватны действительности, поэтому их требования к ребенку расходятся с его реальными возможностями. Нередко они не имеют представлений о способах и методах организации деятельности ребенка, предоставляя ему развиваться самому по себе. Контактируя с ребенком, родители с низким уровнем психолого-педагогической культуры редко хвалят его, чаще негативно оценивают его деятельность, проявляет неадекватную реакцию на успех ребенка, либо полное безразличие. Очень часто такие родители, взаимодействуя с ребенком, показывают свое неприятие его индивидуальных особенностей, сочетая с жесткими формами наказания, авторитаризмом, либо могут подчеркнуто игнорировать ребенка, порождая у него чувство ненужности, агрессии.

В исследовании было выявлено, что родители со средним уровнем психолого-педагогической культуры постоянно ощущают тревогу за ребенка, стараются оградить его от трудностей и неприятностей жизни, ребенок все время кажется им слабым и беззащитным. Для таких родителей характерно стремление к постоянному самоконтролю, они довольно ответственны, часто внутренне напряжены, им свойственно преобладание утомляемости и озабоченности. Знания закономерностей психического развития, возрастных кризисов у них довольно размыты. Родители имеют не всегда объективные представления о сильных и слабых сторонах личности своего ребенка или видят только сильные, либо слабые стороны его личности, испытывают трудности в прогнозировании дальнейшего развития личности ребенка, не знают каким образом можно организовать деятельность ребенка для его полноценного развития. Родители этой категории либо недооценивают, либо переоценивают реальные возможности ребенка. Одни из них спокойны, другие безразличны, третьи проявляют излишнее волнение и тревогу за успех или неуспех ребенка. Взаимодействуя с ребенком, могут следовать либеральному стилю, предоставляя ребенку свободу выбора, слабо контролируя его деятельность, или, наоборот, стремятся удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности.

Опытно-экспериментальная работа показала, что родителям с высоким уровнем психолого-педагогической культуры ребенок нравиться таким, какой он есть, они не стремятся активно "переделать" его, уважают его индивидуальность, стараются как можно больше времени проводить с ребенком, заинтересованы в его делах и планах, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, хорошо осведомлены о них. Родители доверяют ребенку, поощряют его самостоятельность. Они уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннего долга, активность и самостоятельность. Родители этой категории хорошо прогнозируют дальнейшее развитие всех сторон личности ребенка в соответствии с его реальными возможностями и способностями. Взаимодействуя с ребенком, такие родители часто используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельности ребенка, последовательны в требованиях к нему.

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы были апробированы три уровня сформированности родительской культуры. Качественная характеристика каждого уровня была наглядно отражена в "Карте-характеристике уровней психолого-педагогической культуры родителей", которая может найти практическое применение в процессе диагностики психолого-педагогической культуры родителей.

Определение соответствующего уровня психолого-педагогической культуры родителей на разных этапах исследования позволило проследить динамику ее развития, дать сравнительно-сопоставительный анализ, сделать выводы для дальнейшей научно-исследовательской и практической работы.

Количественно это отразилось в том, что на констатирующем этапе эксперимента высокому уровню психолого-педагогической культуры родителей соответствовало 11,3%, на контрольном этапе - 39,6%, среднему уровню соответствовало 50,9%, на контрольном этапе - 50,9%, низкому уровню - 37,7% и 9,4% соответственно.

Анализ динамики психолого-педагогической культуры родителей показал, что у большинства родителей уровень родительской культуры повышается при выполнении ряда психолого-педагогических условий.

Это происходит в том случае, если:

-      процесс формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей имеет системный и непрерывный характер;

-      родители проявляют волевые, эмоциональные усилия для повышения своей психологической и педагогической компетентности,

-      родители имеют духовно-нравственные установки, соответствующие ценностные ориентации с целью преодоления неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, ломки системы стереотипов воспитания;

-      родители настроены и готовы получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии, прилагают все свои силы для выполнения их рекомендаций.

Кроме того, было выяснено, следующее:

1)    в случае выполнения выше обозначенных психолого-педагогических условий происходят следующие изменения:

-      расширяется сфера осознания родителями особенностей психического и личностного развития ребенка; обнаруживаются посторонние привнесения, мешающие родителю эффективно общаться с ребенком (личные проблемы родителей, их характерологические, психофизиологические особенности, особенности взаимодействия с другими членами семьи);

-      начинает повышаться сензитивность к ребенку, нормализуется система требований и ожиданий, появляется уверенность в себе как в родителе;

-      вскрываются причины возникновения тех или иных трудностей воспитания и развития ребенка в семье, родителям дается "толчок"' к изменению себя и своего поведения в процессе взаимодействия с ребенком;

-      выявляется система стереотипов воспитания и восприятия своего ребенка, эта система становится менее жесткой за счет увеличения средств общения с ребенком, акцентирования внимания на различных сторонах его психического и личностного развития.

2)    в случае неполного выполнения психолого-педагогических условий уровень психолого-педагогической культуры родителей повышается, но в незначительной степени, ситуативно. Это проявляется в том, что уровень психолого-педагогической культуры родителей может значительно повышаться по одним показателям и слабо по другим.

Автор исследования замечает, что у многих родителей в ходе коррекционно-формирующей работы выросли показатели информационно-содержательного компонента психолого-педагогической культуры родителей, что отразилось в получении знаний о возрастных и психологических особенностях своего ребенка, расширении представлений о проблемах и сложностях, существующих в психофизиологической сфере ребенка, о необходимости развития и коррекции имеющихся у ребенка проблем, методах и приемах адекватного взаимодействия с ним. Вместе с тем, у таких родителей существенно ниже оказались показатели операционально-деятельностного компонента, не значительно увеличиваются показатели аксиологического компонента психолого-педагогической культуры. У одних родителей это выражалось в редких и слабых попытках изменить свой стиль взаимодействия с ребенком, способы и приемы общения с ним. У других родителей отмечались благоприятные стремления в изменении форм и методов общения с ребенком, но попытки изменить стиль взаимодействия были гораздо менее успешными, требовали более длительной психокоррекционной работы.

3)    в случае невыполнения обозначенных психолого-педагогических условий уровень психолого-педагогической культуры родителей оставался прежним (это касается особенно тех родителей, у кого уровень культуры был низким или средним). В этом случае, с сожалением пришлось констатировать, что проблемы воспитания и развития ребенка в семье остались нерешенными, продолжая негативно влиять на психическое и личностное развитие ребенка.

Проведенная теоретическая и опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:

1.    Непосредственный процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей, усвоение стереотипов воспитания и развития ребенка, начинается с самого детства в родительской семье, где и закладываются основы родительской культуры.

2.    Целенаправленный процесс формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей переживает стадию становления и реконструкции. В настоящее время делаются попытки для его реализации. Это происходит силами различных социальных институтов: государственных органов власти, воспитательно-образовательных учреждений, сферы социального обслуживания, средства массовой информации и системы здравоохранения и т.д. Но эти попытки разнородны, не систематичны, требуют единой, комплексной системы реализации.

3.    Процесс формирования психолого-педагогической культуры, коррекции отношения к ребенку и взаимодействия с ним необходимо проводить длительный период времени на основании различных программ работы с родителями, ориентированными на формирование и закрепление духовно-нравственных установок в отношениях "родитель-ребенок", ломки стереотипов семейного воспитания, развитие адекватных представлений об особенностях психического и личностного развития ребенка, способах и стилях взаимодействия с ним, т.е. комплексных программ, ориентированных на помощь семье в воспитании и развитии детей, исходя из специфики того или иного социального института.

4.    Важна тщательная разработка и апробация этих программ, а также продуманная система обмена опытом по их реализации во всех регионах России.

5.    Процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей должны проводить специалисты, квалифицированно подготовленные для работы с семьей: педагоги, воспитатели, социальные педагоги и психологи, медицинские работники. Необходимы специализированные программы для целенаправленной подготовки специалистов к работе с семьей, снабжение методическим инструментарием, качественной теоретической подготовкой.

6.    Следует пропагандировать возможность обращения к специалистам информационно-консультационных служб, воспитательно-образовательных, медицинских учреждений, устранять барьеры обращения за квалифицированной помощью, чтобы родители стремились к разрешению проблем, связанных с воспитанием и развитием детей в семье, стремились к изменению себя, развитию своей родительской культуры.

И последнее.

Автор исследования полагает, что выполненная теоретическая и опытно-экспериментальная работа дает положительный опыт, а также ответ на вопрос о возможности и необходимости целенаправленного формирования психолого-педагогической культуры родителей. Вместе с тем, обнаружен ряд новых проблем, которые требуют своего решения. В частности, в дальнейшем исследовании и расширении методов и технологий нуждается комплексная долгосрочная программа работы с родителями по формированию их психолого-педагогической культуры в условиях деятельности разных социальных институтов в период социальной нестабильности, поляризации общества.

Это позволяет наметить перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы по данной проблематике.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1.    Государственная социальная служба: становление и перспективы. // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Сб. Тезисов докладов и сообщений всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 10-11 сентября 1996 г. Вып. 3. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказской академии государственной службы, 1996. - с. 85-87.

2.    Некоторые аспекты реализации государственной семейной политики в России. // Власть и управление. - Вып. 1. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказской академии государственной службы, 1997 - с. 79-81.

3.    Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сб. Научных статей. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998. - с. 42-43.

Перейти к списку диссертаций