Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Диссертант: Щередина Наталья Иванова
Год защиты: 1998
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Научный руководитель: Дмитриев А.Е.
Ведущее учреждение: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Место выполнения: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
Оппоненты: Петрова В.И., Болотина Л.Р.

На правах рукописи

ЩЕРЕДИНА Наталья Ивановна

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Вопросы формирования творческой личности на протяжении многих лет являются актуальными. В современных условиях для дошкольного и начального обучения важно предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители и как творцы, как этого и требует реальная жизнь.

Исключительно важное место в системе обучения старших дошкольников и младших школьников занимают творческие работы. В связи с этим возникает необходимость осуществления исследований, направленных на определение условий, содержания и методов работы по активизации творческого потенциала, развития личности в процессе выполнения творческих работ, что позволит мобилизовать творческую активность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, овладеть более сложным материалом, развивать творческие способности и дарования.

Важное значение для нашего исследования имели теоретико-методологические подходы философов, социологов, психологов (Б.Г. Ананьев, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Д.В. Менжерицкая, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, И.Р. Страхов, Г.С. Сухобская, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Значительный вклад в разработку проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения внесли педагоги П.Р. Атутов, А.Е. Дмитриев, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, А.И. Савенков и др.

Соотнесение репродуктивной и творческой деятельности рассматривались Ю.К. Бабанским, З.И. Калмыковой, Б.И. Коротяевьм, И.Я. Лернером, В.В. Мерцаловой, И.Т. Огородниковым.

Проблема развития творческой активности рассматривалась в различных видах деятельности: в учебно-познавательной (В.И. Андреев, А.П. Аристова, П.И. Пидкасистый, В.С. Шубинский, Г.И. Щукина), в трудовой (Ю.К. Васильев, И.П. Волков, И.Б. Первин), в художественной (Ю.Б. Алиев, М.Н. Братухина, Н.А. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.А. Люблинская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова).

Творческая природа познания раскрыта в трудах В.С. Библера, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, Л.С. Занкова, Г.И. Щукиной и др.

В настоящее время выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных проблеме творческой деятельности детей (С.Ю. Болотова, Н.Ф. Вишнякова, В.Г. Иванов, Н.В. Клапанова, Ю.В. Науменко, Л.В. Орлова, Г.И. Патяко, Л.Н. Петрова, Н.В. Пьянкова, М.М. Рыбакова и др.).

Таким образом, анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке данной проблемы. Вместе с тем в теории обучения остаются мало исследованными еще многие вопросы. В частности, не раскрыты полно содержание и структура работ творческого характера применительно к старшим дошкольникам и учащимся начальной школы, недостаточно выявлены показатели и уровни готовности детей к выполнению творческих работ, не ясны педагогические условия эффективного проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Именно поэтому в практике работы дошкольных учреждений и начальных классов творческие работы организуются и проводятся бессистемно. Воспитатели и учителя испытывают затруднения в определении разновидностей работ творческого характера, структуры, динамики их усложнения.

Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Проблема исследования - каковы педагогические условия организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования - творческая познавательная деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - процесс организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Исходя из цели исследования, на основании анализа проблемы и результатов констатирующего эксперимента сформирована гипотеза исследования: успешность выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивается при условии осуществления педагогического руководства, предусматривающего поэтапную организацию и проведение творческих работ: раскрытия старшим дошкольникам и младшим школьникам значения творческой работы; ознакомления детей с содержанием, структурой творческой работы; актуализации знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения творческого задания; организации практической деятельности при выполнении творческих работ, проверки правильности выполнения творческой работы.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

1.    Раскрыть сущность творческой деятельности детей, содержание и структуру выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2.    Выявить показатели и уровни сформированности готовности старших дошкольников и младших школьников к выполнению творческих работ.

3.    Определить и экспериментально проверить педагогические условия поэтапного выполнения творческих работ в системе дошкольного и начального образования.

4.    Разработать учебно-методические материалы и рекомендации для студентов, стажеров, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов по данной проблеме.

Методологическую основу исследования составляют положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития; о социальной, творческо-деятельностной сущности личности; закономерностях формирования и развития человека; о ведущей роли деятельности и обучения в формировании творческой личности; общедидактическая концепция о репродуктивной и творческой деятельности, прогрессивные концепции гуманистической психологии и педагогики по развитию детского творчества.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован комплекс взаимообогащающих и дополняющих друг друга методов исследования: логико-исторический и системно-структурный анализ концептуальных подходов в творческом развитии детей; теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение массового педагогического опыта в преподавательской деятельности учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений; педагогическое наблюдение за учебным процессом; анкетирование детей, воспитателей, учителей; интервьюирование; опытно-экспериментальная работа, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя в группе адаптации дошкольников и преподавателя вуза; анализ школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, учебных программ по предметам); изучение продуктов творческой деятельности; статистическая обработка эмпирического материала.

Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение состояния творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, определение уровней сформированности готовности к выполнению творческих работ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста осуществлялось в дошкольных образовательных учреждений № 112, № 119, в Саранской городской гимназии № 12. Исследование проводилось в течение 1992-1998 годов и в своем развитии прошло три этапа.

Первый этап (1992-1993 гг.) - поисковый. Изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы творчества в теории и практике. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности готовности к выполнению творческих работ у старших дошкольников и младших школьников. Разработка научного аппарата исследования.

Второй этап (1992-1997 гг.) - опытно-экспериментальный. Уточнение и обогащение общей гипотезы исследования. Разработка системы мер, в результате чего выявлены педагогические условия организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы формирующего эксперимента.

Третий этап (1996-1998 гг.) - обобщающий. Коррекция, систематизация и обобщение результатов эксперимента. Проверка практических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов по реализации эффективного проведения творческих работ в системе обучения детей. Литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определены структурные и содержательные характеристики творческих работ применительно к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста; выявлены показатели, определены уровни сформированности готовности к выполнению творческих работ детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста; определены и экспериментально обоснованны педагогические условия поэтапного проведения творческих работ:

-      раскрытие старшим дошкольникам и младшим школьникам значения творческих работ;

-      ознакомление обучаемых детей с содержанием, структурой творческой работы;

-      организация практической деятельности при выполнении творческих работ;

-      проверка правильности выполнения работ творческого характера.

Практическая значимость состоит в том, что теоретически обоснованные, экспериментально проверенные и подтвержденные в практике учебно-воспитательной работы педагогические условия организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволяют значительно повысить уровень детьми освоения учебного материала. На основе проведенного исследования разработаны научно-методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, студентов педагогического вуза по организации и проведению творческих работ. Создана и прошла опытную проверку программа спецкурса, в которой нашли отражение теоретические выводы и рекомендации автора.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе педагогики преподавателями институтов и колледжей на занятиях и в педагогической практике, в программах курсов ИПК и ПРО.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены методологическим подходом, опирающимся на теоретическую концепцию о деятельно-личностном подходе к формированию личности, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической литературы, использованием взаимодополняющих и взаимообогащающих методов исследования, личным опытом работы в группе адаптации дошкольников и начальных классах; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций; подтверждением результатов в ходе их апробации; многолетней проверкой результатов исследования.

На защиту выносят положения:

1.    Сущностная характеристика творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2.    Показатели и уровни сформированности мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого компонентов готовности старших дошкольников и младших школьников к выполнению творческих работ.

3.    Педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации и проведения творческих работ в системе дошкольного и начального общего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на научно-методических конференциях МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1996, 1997, 1998), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы содержания дошкольного образования в условиях многофункциональной сети дошкольных учреждении» (Ульяновск, 1997), на Всероссийской научно-практической конференции «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (Саранск, 13-15 марта 1997 г.), на заседаниях аспирантского объединения и кафедр научных основ образования, педагогики и психологии дошкольного воспитания, педагогики и методики начального образования Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, на кафедре педагогики начального обучения МГПУ, на педсовете прогимназии № 119 и Саранской городской гимназии № 12. Материалы исследования используются в настоящее время воспитателями и учителями начальных классов вышеназванных образовательных учреждений.

Структура диссертации: в соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач и методов организации исследования, раскрываются научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы изложены теоретико-методологические основы исследования, анализируются различные направления трактовки понятия «творческая деятельность», раскрывается содержание и структура творческих работ, их роль в системе обучения старших дошкольников и младших школьников, даются разновидности работ творческого характера, рассматривается зависимость между видами творческих работ и формированием сложных учебных умений.

Анализ психолого-педагогической теории, практики работы современных дошкольных образовательных учреждений и начальных классов позволил определить, что выполнение творческих работ старшими дошкольниками и учащимися начальных классов содействует развитию их познавательных сил и способностей, памяти, внимания, мышления, воображения, речевой культуры, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным материалом. В исследовании обоснована взаимосвязь и взаимообусловленность процессов их развития.

В диссертации доказывается, что подготовка детей к успешному выполнению творческих работ должна осуществляться на протяжении всего срока обучения и воспитания старших дошкольников и младших школьников. Первоначальные основы творчества закладываются в дошкольном возрасте и развиваются при овладении общественно выработанными средствами деятельности в специально организованном процессе.

В диссертации обоснованно положение о том, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок 5-7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Творческие работы наиболее ярко проявляются в языковом творчестве и специфически детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способность к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Более благоприятные условия для организации и проведения творческих работ создаются в системе начального обучения и воспитания. Дети младшего школьного возраста любознательны, у них возникают определенные потребности к активной деятельности, стремление к самостоятельности, желание быстро научиться читать, считать, устно и письменно выражать свои мысли, стать хорошим, примерным учеником. Учащиеся начальной школы испытывают чувство радости, удовлетворения даже от незначительных успехов в учении, развитии, в физических, трудовых действиях, радуются успехам в самом процессе познания, рационального решения примеров, задач, выполнения упражнений заданий повышенной трудности, положительной реакции учителя, его одобрения, мотивационной оценки. Младшие школьники лучше воспринимают наглядное, яркое, трудное. Их мышление преимущественно чувственно-наглядное, конкретно-предметное, анализ носит наглядно-действенный характер. Дети имеют склонность быстро запоминать конкретные факты, явления, но затрудняются выделить в материале главное, существенное. Ученики имеют желание заслужить одобрение товарищей, получить хорошую, отличную оценку, стремление аккуратно выполнить учебные задания повышенной трудности.

При раскрытии основных видов творческих работ в системе обучения детей нами были использованы результаты исследований преподавателей кафедры педагогики начального обучения МПГУ.

В диссертации представлены следующие разновидности работ творческого характера:

1)    имеющие художественно-образную направленность (составление сказки, рассказа и т.д.);

2)    служащие цели приобщения детей к познавательно-практической деятельности (составление и решение задач, написание писем и т д.);

3)    связанные с техническим творчеством, конструкторско-технической деятельностью;

4)    приобщающие к опытнической работе, проведению простейшего эксперимента;

5)    творческая деятельность в области изобразительного искусства, музыки, художественного конструирования из дерева, бумаги, ткани.

В диссертации конкретизированы структурные и содержательные характеристики творческих работ. Данные работы рассмотрены как структурные элементы сложных умений высокого уровня и как содержательные - творческой деятельности в их целостном единстве. Выполнение их характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами. Работам творческого характера по всем изучаемым предметам присущи общие этапы, дидактические приемы их подготовки и проведения.

Структура выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в исследовании представляет собой совокупность устойчивых связей составляющих ее компонентов: мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого. Основными показателями сформированности готовности к выполнению творческих работ применительно к старшему дошкольному возрасту выступали предпосылки мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого компонентов деятельности, а именно: понимание важности подготовки к творческой деятельности, любознательность, наличие интереса к творческим работам в разных видах деятельности (в общении, игре, в учебном, физическом труде и т.д.); желание активно включаться в процесс выполнения творческих работ, освоенность способа выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфически детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению при выполнении работ; проявление настойчивости, старательности, добросовестности при выполнении работ творческого характера.

Показателями сформированности готовности к выполнению творческих работ применительно к детям младшего школьного возраста являются:

Мотивационный: осознание важности, значимости выполнения творческих работ, совершенствования получаемых в школе знаний, умений, навыков; повышенный интерес к творческим работам как к существенному компоненту учения; проявление тяготения к определенному виду деятельности, к учению по интересам, увлеченности в работе кружков, олимпиад, конкурсов.

Содержательно-операционный: проявление активности в процессе ознакомления с заданием, содержанием и структурой творческой работы; актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работы в определенной последовательности; внесение оригинальных, рациональных приемов в практическую деятельность при выполнении творческой работы, проявление высокой умственной активности, догадливости, сообразительности в процессе составления и решения примеров, задач, выполнении упражнений, графических работ, конструировании алгоритмов, опорных схем, написании сочинений, рассказов, сказок, составлении и решении нестандартных задач, проведении опытов, изготовлении изделий, участии в художественно-техническом конструировании; осуществлении самоконтроля.

Эмоционально-волевой: умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; проявление радости при успешном выполнении работы творческого характера.

Для учета уровня сформированности готовности к выполнению детьми творческих работ использовались учетные листы.

Ф.И.О.

Высокий «5»; показатели проявляются постоянно

Недостаточно высокий «4»; показатели проявляются в результате напоминания

Средний «3»; показатели проявляются не всегда

Низкий «2»; показатели проявляются редко или не проявляются

Пояснения

В ракурсе решения основных вопросов исследования, в частности, для изучения современного этапа применения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста нами широко использовались анкетирование, беседы с детьми, педагогами, наблюдение и анализирование занятий в детском саду и уроков в начальных классах, учебных пособий и методических рекомендаций, анализ выполнения проверочных работ. На основе многолетних наблюдений и аналитической работы удалось выявить как положительные стороны практики применения творческих работ на занятиях и уроках так и типичные недостатки в организации этого вида деятельности. Причины последних, как показали результаты бесед и анкетирования, итоги выполнения проверочных работ, могут быть сведены к следующим: в практике дошкольного и начального обучения детей не сложилась в должной мере преемственная система педагогического руководства организацией и проведением творческих работ, воспитатели и учителя слабо представляют разновидности работ творческого характера, структуру, динамику их усложнения, ощущают потребность в специальных методических разработках и рекомендациях по данному вопросу, они испытывают большие затруднения в осуществлении рационального сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности детей.

С учетом реального состояния исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного начального образования была проведена опытно-экспериментальная работа. Ее содержание, организация и результаты отражены во второй главе диссертации.

Во второй главе диссертации «Педагогические условия организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» отведено раскрытию основных путей реализации программы мер, направленных на повышение эффективности процесса организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее содержание, результаты основывались на следующих положениях:

1.    Обеспечение психолого-педагогической подготовки педагогов дошкольного и начального обучения к организации и проведению творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, ознакомление их с разновидностями творческих работ, рациональными методами руководства, процессом обучения детей успешному выполнению творческих работ.

2.    Соблюдение преемственности, единого подхода в педагогическом руководстве процессом организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Творческие задания детям вводились в определенной системе, по нарастающей степени трудности, обеспечивающие в процессе обучения переход детей на более высокий уровень готовности выполнения творческих работ, содержание творческих работ детей с каждым годом постепенно усложнялось, осуществлялось плавное комфортное, не ведущее ребенка к стрессу, нарастание доли самостоятельности и активности в процессе выполнения работ творческого характера.

3.    Осуществление педагогического руководства на каждом этапе процесса проведения творческих работ:

1)    На начальном этапе - раскрытие старшим дошкольникам и младшим школьникам значения творческих работ, их роли и места в учебно-познавательной деятельности, что рассматривается в диссертации как мотивационный компонент, показывающий детям перспективу предстоящей учебно-познавательной деятельности. У обучаемых детей формируется осознанное желание успешно выполнять творческие работы, направляемое стойкими познавательными и социальными мотивами. Для решения задач этого этапа была разработана адекватная им система приемов и методов. При этом учитывалась необходимость формирования мотивации у детей в течение всей познавательной деятельности, предполагалось нацеленность учебных тем на предстоящее выполнение творческих работ.

Важное значение при этом имело использование разнообразных педагогических ситуаций, конструирование которых имело целью воздействовать в первую очередь на мотивационный компонент, активизируя действия эмоциональных стимулов. Так применялись частично-поисковые задания для выяснения роли творческой работы в трудовой деятельности человека; самостоятельный поиск примеров практического применения творческой работы в труде взрослого; самонаблюдения детей.

При завершении выполнения творческой работы - сравнение ее результатов с намеченной целью, самоконтроль и самооценка.

Экспериментальная работа показала, что успешное выполнение творческих работ старших дошкольников и младших школьников зависит от организации активной, содержательной, творческой коллективной деятельности педагога и ребенка. Совместная творческая познавательная деятельность предполагала индивидуальные, групповые формы работы.

Наиболее эффективно решать поставленные задачи позволяло выявление педагогом тяготения ребенка к определенному виду деятельности, познавательного интереса, выходящего за пределы дошкольной и школьной программы и использование педагогами различных вариантов объединений детей в микрогруппы для совершенствования процесса выполнения творческих работ. К примеру, литературные задатки некоторых детей от 5 до 9 лет, легли в основу серьезных занятий с ними «сочинительством». Старшие дошкольники и младшие школьники вовлекались в работу кружков, олимпиад, викторин, творческих мастерских, ярмарок.

2)    Чтобы у обучаемых детей возникла не только потребность в выполнении творческих работ, но и уверенность в их успешном результате, на этом этапе происходило ознакомление старших дошкольников и младших школьников с содержанием и структурой творческой работы; актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения творческого задания; составление алгоритма выполнения различных видов творческих работ. Значительно расширена сфера пользования приемами аналитико-синтетической, поисковой деятельности при овладении детьми знаниями: участие детей в подготовке отчетов на проблемные вопросы, в диалоге, эвристической беседе, в подготовке ответов на вопросы типа: «почему?», «каким образом?», «в чем дело?», «кто точнее?», «кто больше?», умение детей выделить непонятный материал. К примеру: «Какие цветы нельзя рвать?», «У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?», «Какие звери летают?», «Птенцы какой птицы не знают своей матери?», «Какая из наших птиц быстрее всех летает?», «Назовите самую крупную птицу нашей страны?».

3)    На третьем этапе старшие дошкольники и учащиеся начальных классов включались в практическую познавательную деятельность, позволяющую не только овладеть знаниями и умениями в конкретной ситуации, но и перенести их в новые нестандартные условия. Использовалась система учебных заданий, упражнений репродуктивного и творческо-поискового характера, а именно пробных, тренировочных и творческих. В процессе изучения каждой темы в опытной работе на уроках предусматривался перечень учебных действий, соответствующий репродуктивной и творческой, познавательной деятельности детей:

Тема урока

Этапы учебного процесса

Репродуктивный уровень познавательной деятельности

Творческий уровень познавательной деятельности

Были созданы условия для проявления детьми высокой умственной активности, сообразительности, творческой инициативы при усвоении содержания предметов дошкольного и начального обучения. На воспроизводящем уровне познавательной деятельности осуществлялось количественное накопление базовой информации, необходимых данных для предстоящей творческой деятельности. В учебном процессе элементы творческой и нетворческой деятельности были взаимосвязаны и дополняли друг друга как самостоятельные уровни целостного учебного процесса.

4)    На этапе проверки правильности выполнения творческих работ широко используются творческие уроки и работы художественно-образного характера. Совместное создание и написание детьми «грамматических» сказок, задач сказочного содержания, стихов, показывают, что упражнения, как инициативные, представляют новый качественный уровень и интегрируют все предыдущие этапы работы.

Проведенный на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы срез свидетельствует о качественных изменениях в уровнях сформированности готовности детей к выполнению работ творческого характера.

Приводим полученные материалы в итоговой таблице 1.

Таблица 1

п/п

Виды проверочных творческих работ

Распределение младших школьников выпускных классов начальной школы по уровням сформированности готовности к выполнению творческих работ (в %)

Уровни

Экспериментальный

Контрольный

1.

Составление и решение нестандартных задач

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

30

42

28

35

45

18

12

2.

Сочинение по картине

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

28

45

27

34

46

8

12

3.

Составление программы детского утренника

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

31

45

24

30

48

6

16

4.

Изготовление по замыслу изделия из бумаги для детского сада

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

31

51

18

29

43

20

8

5.

Самостоятельное проведение опыта на уроке природоведения

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

21

55

24

34

40

16

10

6.

Рисунок на свободную тему

низкий

средний

незначительно высокий высокий

-

22

50

28

25

45

7

13

Проведенное нами исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы о целесообразности организации и проведения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Этот процесс станет более эффективным, если разработаны критерии и показатели мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого компонентов готовности к выполнению творческих работ; обеспечена преемственность в педагогическом руководстве организацией и проведением творческих работ старших дошкольников и младших школьников; определены и экспериментально проверены педагогические условия организации и проведения творческих работ.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, непосредственно касающихся анализируемой проблемы и требующих дальнейшего изучения. В частности, заслуживают рассмотрения вопросы организации и проведения творческих работ в средних классах общеобразовательной школы и установления преемственности этого процесса в начальных и средних классах школы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1.    Креативные способности учителя начальных классов как фактор развития творческого потенциала учащихся. // Современные проблемы психолого-педагогических наук; Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией чл.- корр. РАО проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. - С. 51-53.

2.    Условия эффективности творческих работ в системе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. Е.М. Евсевьева (материалы выступления). Ч. 2. - Саранск, 1996. - С. 7-9.

3.    Актуализация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в приготовительных группах. // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией чл.- корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 7. - Саранск, 1996. - С. 66-68. (в соавторстве с Л.В. Петруниной).

4.    Творческие работы учащихся в системе начального обучения. // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией чл. - корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 8. - Саранск, 1996. - С. 60-61.

5     Формирование интеллектуально-творческой компетенции детей старшего дошкольного возраста в приготовительных группах в школе. // Проблемы содержания дошкольного образования в условиях многофункциональной сети дошкольных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 апреля 1997 года. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. - С. 10-12.

6.    Развитие творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста (регионально краеведческий аспект). // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-15 марта 1997 года. - Саранск. / Ответственный редактор В.М. Макушкин. - Саранск, 1997. - С. 69-70.

Перейти к списку диссертаций