Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста при овладевании английским языком в процессе игровой деятельности

Диссертант: Юдовина Юлия Борисовна
Год защиты: 2000
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Каменская В.Г.
Ведущее учреждение: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства
Место выполнения: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Оппоненты: Якунин В.А., Бардиер Г.Л.

ЮДОВИНА Юлия Борисовна

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОВЛАДЕНИИ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Значимость проблемы освоения иностранного языка дошкольниками особенно для педагогической психологии обусловлена тем, что овладение речью, в том' числе и иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного раз говора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей Пятилетний возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком (Е.И. Негневицкая (1986), В.С.Мухина (1986), Н.Д Гальскова (1994), З.Я. Футерман (1991)). Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте (А.А. Леонтьев, 1985), высокую степень развития фонематического слуха (Е.Ю. Протасова, 1990). Имеются данные, что речь усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой (Е.Ю. Протасова, 1990) Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени (Н.В Рыбакова, 1995).

Однако, педагоги-практики, практические психологи отмечают и негативные последствия интенсивного освоения иностранного языка, связанные с интеграцией двух символических систем. В связи с этим актуальным является изучение влияния освоения иностранного языка на становление интеллектуальных способностей ребёнка, в том числе вербальных.

Научная новизна данного исследования состоит в установлении количественных характеристик влияния освоения английского языка на развитие интеллектуальных, в том числе вербальных способностей детей дошкольного возраста при использовании методической системы преподавания, грамотно построенной с лингводидактической и психолингвистической точек зрения. Такая система, адаптированная для обучения детей 5-6 лет, была специально разработана для проведения настоящего исследования. Новизной данной работы является так же проведение лонгитюдного исследования влияния интенсивной символической деятельности в виде освоения английского языка на возрастное становление интеллектуальных способностей пятилетнего ребёнка.

Впервые надёжно подтверждена гипотеза о том, что начальное (фонетико-лексическое) освоение английского языка позитивно влияет как на вербальный, так и на невербально-образный интеллект ребёнка.

Показано, что более интенсивное развитие интеллектуальной системы ребёнка наблюдается в процессе обучения английскому языку с опорой на игровую деятельность.

Целью исследования явилось выявление психологически и педагогически значимых изменений количественных характеристик уровня развития вербальных способностей детей пяти-шестилетнего возраста в зависимости от особенностей и условий изучения английского языка

Исходная гипотеза исследования заключалась в следующих основных положениях:

1) успешное обучение английскому языку основано на определённом уровне интеллектуального развития ребёнка: чем выше уровень интеллектуальных, в том числе вербальных способностей ребёнка, тем быстрее и эффективнее освоение английского языка. Но существует и обратная связь;

2) обучение с использованием модифицированного «игрового» подхода эффективнее, чем обучение на основе урочного подхода Обучение английскому языку при использовании адекватных возрасту ребёнка подходов, основанных на игровых моментах в процессе активной речевой деятельности, имеет более высокую эффективность

Исходя из цели и исходной гипотезы, были сформулированы основные задачи исследования:

1) выбор моделей процесса речевого и интеллектуального развития, адекватных цели исследования и возрасту детей, на основе анализа разработанных в психологии, педагогике и лингвистике теоретических моделей;

2) формирование двух экспериментальных и одной контрольной групп испытуемых и анализ уровня интеллектуальных способностей, степени владения родным и английским языком детей первой и второй экспериментальных групп до обучения английскому языку;

3) разработка игрового подхода к методической системе преподавания английского языка как модификации существующего урочного подхода, адаптированной для обучения детей 5-6 лет;

4) проведение формирующего эксперимента по обучению английскому языку на базе двух различных подходов (в первой и второй экспериментальных группах: урочного и ИГРОВОГО);

5) выполнение контрольного среза по проверке развития интеллектуальных способностей и степени освоения английского языка в двух экспериментальных и одной контрольной группах детей;

6) исследование динамики развития интеллектуальных способностей испытуемых, анализ взаимосвязи развития вербальных и невербальных способностей с успешностью обучения английскому языку (в первой и второй экспериментальных группах).

Объект исследования динамика формирования речевых и невербальных способностей у детей пяти-шестилетнего возраста в процессе обучения английскому языку с использованием различных подходов.

Предмет исследования овладение английским языком и развитие интеллектуальных способностей детей старших групп четырёх муниципальных детских садов Выборгского района города Санкт-Петербурга. Общая численность детей составила 81 человек, из них 36 девочек и 49 мальчиков (5,6 лет ±0,8 на момент начала исследования).

Методы исследования: теоретический анализ предмета исследования, наблюдение, тестирование испытуемых, формирующий эксперимент; статистические методы обработки данных

Теоретическая значимость исследования

В работе получены количественные характеристики позитивного влияния обучения английскому языку на развитие вербальных и невербальных способностей пяти-шестилетних детей при использовании адекватных возрасту подходов к методике преподавания языка.

Практическая значимость исследования:

1) разработаны психологические основы оптимизации образовательного процесса в дошкольных учреждениях для занятий английским языком (с учётом особенностей индивидуального речевого опыта дошкольников и уровня их речевого развития);

2) основные результаты и выводы исследования могут быть использованы в базовых курсах по психологии («Педагогическая психология»), а также в курсе «Методика преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста», в спецкурсах и спец семинарах;

3) результаты исследования могут быть основой для разработки комплекса педагогических мер, направленных на формирование конструктивной методики преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста.

Достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью применяемых методик природе объекта исследования, его цели, задачам и гипотезе, применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Успешное освоение английского языка основано на определенном уровне развития интеллектуальных способностей ребёнка: чем выше уровень интеллектуальных способностей ребёнка, тем быстрее и эффективнее освоение английского языка. В свою очередь, освоение английского языка способствует дальнейшему развитию вербальных и невербальных способностей детей.

2) Данный процесс имеет достоверно высокую эффективность при использовании адекватных возрасту ребёнка подходов на базе его ведущей игровой деятельности в процессе активной речевой деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были доложены на международной конференции «Проблемы детской речи - 99» в РГПУ им. А.И. Герцена, на Всероссийской конференции «Природные и социальные условия интеллектуальной деятельности и развития» (17 — 19 апреля 2000 года), на юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию университета 21-31 марта 2000 года в ИТМО, на аспирантских семинарах, а также были использованы при чтении курса «Психодиагностика ребёнка дошкольного возраста» на факультете дошкольного образования.

Основные положения диссертации отражены в шести публикациях.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, общего заключения, обсуждения и выводов, списка литературы, включающего 219 наименования и приложения. Содержит 15 таблиц, 13 рисунков. Общий объём - 168 машинописных страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, приводится гипотеза исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

В Главе 1 приводится обзор имеющихся в литературе работ, связанных с темой данного исследования.

В параграфе 1.1. рассматриваются психологические представления об интеллектуальных способностях. Отмечаются признаки способностей, лежащих в основе определения, наиболее часто используемого специалистами (Теплов Б.М , 1961). Упоминается вопрос о психической сущности способностей (Шадриков В.Д., 1991).

В частности, замечено, что в годы детства обнаруживаются предпосылки будущих индивидуальных различий по способностям.

Очень заметны различия между детьми с ранним расцветом способностей по динамическим характеристикам умственной деятельности. Различия по этим динамическим свойствам выступают в своеобразии хода мыслительной деятельности. Обнаруживается, что высокое умственное развитие может достигаться при различных динамических особенностям

Интеллектуальное развитие ребёнка обусловлено сложным взаимодействием многих психологических факторов, в том числе в виде способностей, в каждом случае очень велика роль индивидуально-личностного своеобразия в способностях или характере, которое может существенным образом повлиять на последующее коллективное и личностное развитие.

В параграфе 1.2. проходит анализ формирования и развития речи.

По представлениям Л.С. Выготского (1956), а также Ф.Я. Юденича (1956) весь процесс передачи знаний и формирования понятий, который служит способом воздействия взрослого на ребенка, является стержневым процессом для умственного развития ребенка. Л С Выготский (1982) одним из первых высказал мысль, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов, и, что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи.

Существенный вклад в изучение той роли, которую играет речь в формировании психической деятельности ребенка, внесли исследования А.Н. Леонтьева (1987), А.В. Запорожца (1986), а также тесно связанные с ними исследования Д.Б. Эльконина (1958), Н.Г. Морозовой (1967), Л.С. Савиной (1979).

В параграфе 1.3. раскрывается вопрос о вкладе становления речи в развитие интеллекта.

Одним из первых значение речи для развития вербального интеллекта и личности ребенка стал изучать российский психолог Л.С. Выготский (1982). Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А. Люблинская (1966), А.Р. Лурия (1956), Н.Х. Швачкин (1976), Дружинин В Н.(1998), Зимняя Е.А. (1989), Тарасова Е.В. (1985), Карлинский А.Е. (1990) и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с сначала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности, так как речь - это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга" (А Р. Лурия, 1956, стр. 59).

В параграфе 1.4. рассматривается влияние речевых игр на развитие ребёнка дошкольного возраста.

В своих работах С.Л Рубинштейн (1989) подчеркивал роль игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие способностей ребенка Аналогичного взгляда придерживаются Л.А. Венгер (1985), Т.Н. Бабаева (1993), утверждая, что сама игра, преобразуясь, подводит ребенка к порогу учения. Именно в игре на первый план выступает соблюдение правил и установка на получение необходимого результата, что является предпосылкой для формирования учебной деятельности.

Игра, по мнению A.M. Бородина (1981), является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение.

Речевые (лингвистические) игры направлены на развитие голоса, выразительность речи, на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений. Пристрастие к этим играм — играм в слова у детей впервые отмечается к четырём годам. Приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п.

Лингвистические игры во всём их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п.), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - Способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно. динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятным другими - развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи - и что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую деятельность ребёнка.

В параграфе 1.5. исследуются роль иностранного языка в интеллектуальном развитии ребёнка и целесообразность обучения иностранному языку ребёнка 5-6 лет.

Несмотря на широкое развитие сети образовательных учреждений, где осваивается иностранный язык, очень часто появляются сомнения в том, не наносит ли ущерб интеллектуальному развитию ребёнка освоение английского или другого иностранного языка. Ответы на эти спорные вопросы можно частично получить, анализируя так называемый феномен билингвизма.

Параграф 1.6. посвящён речевому развитию ребёнка в условиях билингвизма. В России проблематика взаимодействии языков начала разрабатываться в русле лингвистической традиции, представители которой (Богородицкий В.Д 1981 Поливанов Е.Д , 1967, Щерба Л.В., 1960) впервые поставили вопрос о закономерностях взаимодействия языков при двуязычии и о прикладном значении их исследования. Неконтролируемое смешение двух языковых систем, игнорирование различий в семантике эквивалентных единиц и недостаточная развитость семантической базы в целом свидетельствуют о низком уровне речевого развития билингва. Высокий уровень речевого развития предполагает автономное порождение речи на каждом из языков, развитые и дифференцированные системы значений, отсутствие интерференции. Количественным показателем уровня владения языком может быть число ошибок, допускаемым билингвам в речи.

В параграфе 1.7. говориться о специфике обучения детей 5-6 лет иностранному языку. Бурное развитие международных связей, поездки российских детей за рубеж, их желание общаться со сверстниками, приезжающими из-за рубежа, обусловили необходимость более интенсивного и эффективного обучении детей иностранным языкам. Основной трудностью, с которой встречается преподаватель английского языка, является то, что любой иностранный язык в России преподаётся детям как иностранный, а не как второй язык.

В параграфе приводятся руководящие принципы методики преподавания английского языка. После анализа существующих в современной литературе сведений было сделано заключение об актуальности и важности разработки новых методических приёмов обучения дошкольников английскому языку, которые способствуют развитию вербальных и невербальных способностей.

Параграф 1.7. завершает первую главу выводами и выявлением экспериментальных задач

1. существует тесная взаимосвязь между развитием речи и мышлением. Ведь мысль возникает, формируется, развивается, сохраняется, передаётся, понимается в процессе речи, осуществляемой в процессе языка. Если рассматривать речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, можно выделить две неразрывно связанные функции речи - общения (коммуникативную функцию) и мышления, где речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития, благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т.д.,

2. оценивая исключительно важный вклад речевой деятельности в формирование интеллекта, мы согласны с позицией А.А. Люблинской (1966) в том, что не существует интеллекта независимо от речи, так называемого внеречевого интеллекта. Ребёнок, который не говорит, не в состоянии усваивать понятийную сторону речи и ориентироваться на неё в своём развитии;

3. благодатным условием для речевых проявлений вербальной способности и эффективным воздействием на качество детской речи является игра. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной) позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявлять интеллектуальные способности. Последние являются специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой;

4. исследования специалистов свидетельствуют о том, что для овладения ребёнком устной иноязычной речью наиболее благоприятным является период от 5 до 10 лет, когда, в целом, завершилось освоение родной речи. Но предлагаемые методики преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;

5. определено влияние двуязычия на мышление я взрослого. Человек, который свободно владеет двумя языками, получает возможность оперировать понятиями из другого языка, а это уже известная предпосылка для успешного протекания мыслительной деятельности, однако, влияние раннего освоения иностранного языка не изучено в полной мере, не выявлена также связь овладения вторым языком и развития интеллектуальных способностей.

В Главе 2 описана методика проведения исследования. В параграфе 2.1. приводится психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей.

В параграфе 2.2. раскрыты методические основы проведения занятий по английскому языку: два разных подхода преподавания английского языка детям дошкольного возраста, основные различия которых приведены в таблице № 1

Таблица №1

«Характерные отличия подходов преподавания английского языка в первой и второй экспериментальных группах».

Характерные

отличия

Первая экспериментальная группа (урочный подход)

Вторая экспериментальная группа (игровой подход)

1

2

3

Организация занятий

Классно-урочные занятия (дети сидят за партами)

Непосредственный контакт преподавателя с детьми (Преподаватель в кругу детей)

Обучение

Образование у ребенка определенного стереотипа от системы постоянно повторяющихся воздействий

Усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе, возможно одновременное использование всех дидактических средств

Общение

Дети - объект, преподаватель - субъект общения Межличностное общение между детьми практически отсутствует)

Наличие оперативной обратной связи, активное межличностное общение между детьми и детьми и преподавателем по существу это субъект - субъектные отношения

Двигательная активность

Отсутствует за исключением небольшой физкульт. зарядки в середине занятия

Преобладает и составляет 40 - 50 процентов занятия

Отношение детей к занятию

Английский язык - занятие

Отношение у детей разное от удовольствия до нежелания

Английский язык - новая игра

Все задания и «новые правила» дети принимают охотно

Конкретными задачами обоих подходов являются

- раннее развитие языковых способностей детей, обучение аудированию, работа с фонематическим материалом,

- развитие качеств речи (интонации, силы, выразительности, беглости и др. ),

- развитие речевого аппарата при помощи систематической работы над английским произношением у детей,

- развитие навыков межличностного общения. Весь предложенный материал по изучению английского языка в обеих экспериментальных группах был доступен для детей как по содержанию (понятен и эмоционально несложен), так и по форме (краток, прост и ясен по структуре)

Освоение языкового материала проходило с помощью упражнений, носящих учебно-коммуникативный и коммуникативный характер, что позволяло детям осуществить элементарное общение на английском языке.

Учитывая возраст детей, большую роль в активизации учебной деятельности играет широкое использование в учебном процессе упражнений с элементами соревнования, а также игровых приёмов обучения; при этом они носят речевой характер. Активно использовались речевые игры (например, разучивание рифмовки: Who are you? - I'm a bear. Who are you? -I'm a hare. Who are you? - I'm a dog. Who are you? - I'm a frog. Предлагается детям прослушать рифмовку и спросить, что они поняли. Обратить их внимание на похожие слова - рифмы. Закрепить хором. Произнести фразу и попросить детей ответить в рифму. Игра "Угадай-ка!" Один ребёнок закрывает глаза, остальные дети загадывают слово, которое нужно угадать. Например:

Дети: Shut your eyes! Open your eyes! Try to guess!

Ребёнок: Is it a cow?

Дети: No, it isn't

Ребенок: Is it a fish?

Дети: Yes, it is).

В этом же параграфе описаны методики психологических диагностик: адаптированная для детского возраста методика ассоциативного эксперимента (Каменская В.Г. и др., 1996), «Словесный анализ с опорой на зрительный образ» - (Карпова С.Н., Колобова И.Н., 1978); «Логическая классификация» - модифицированная методика (Лурия А.Р. - Карпова С.Н.); стандартизированная методика «Прогрессивные цветные матрицы» Дж. Равена, стандартизированная методика «Тест цветового предпочтения» М. Люшера

В параграфе 2.3. указаны методы статистической обработки результатов: непараметрический критерий U Манна - Уитни, корреляционный анализ.

В Главе 3 приводятся результаты исследования.

Оценка психоэмоционального состояния всех детей по тесту цветового предпочтения М. Люшера позволила сделать следующий вывод: дети как экспериментальных, так и контрольной групп находились в оптимальном физическом и эмоциональном состоянии до и после тестирования, так как ими были выбраны в качестве предпочтительных все основные цвета

В параграфе 3.3. описаны результаты констатирующего эксперимента.

Оценка достоверности отличий результатов тестов между детьми контрольной и экспериментальной групп показала, что между тремя группами в констатирующем эксперименте нет ни одного достоверного отличия в развитии вербальных способностей, что указывает на одинаковый уровень развития вербального интеллекта в начале изучения английского языка. Отмечены преобладающие невербальные способности у детей контрольной группы по сравнению со второй экспериментальной группой.

В контрольной группе (где не проводились занятия по английскому языку) были обнаружены достоверные сильные корреляционные связи между результатами выполнения тестов «Ассоциативный эксперимент» и «Логическая классификация», «Логическая классификация» и тестом Дж. Равена, а также между результатами выполнения тестов «Ассоциативный эксперимент» и тестом Дж. Равена, что свидетельствует об объединении почти всех изучаемых познавательных процессов в единую систему.

В первой экспериментальной группе (где занятия по английскому языку проводились с использованием урочного подхода) были обнаружены корреляционные связи между результатами выполнения тестов «Ассоциативный эксперимент» и «Логическая классификация», «Словесный анализ» и тестом Дж. Равена, что может быть отмечено как наличие существенной связи между основными вербальными и невербальными системами.

Во второй экспериментальной группе (где занятия по английскому языку проводились с использованием игрового подхода) значимых корреляций не было обнаружено.

Проведение корреляционного анализа результатов тестирования констатирующего эксперимента детей всех групп показало, что во второй экспериментальной группе вообще нет значимых корреляций, познавательные процессы не объединены в единую систему.

 В параграфе 3.2. описаны результаты контрольного среза. В контрольной группе были обнаружены достоверно сильные корреляционные связи между результатами выполнения тестов «Ассоциативный эксперимент» и «Логическая классификация», «Словесный анализ» и Равена, «Словесный анализ» и «Ассоциативный эксперимент», «Логическая классификация» и Равена, «Ассоциативный эксперимент» и Равена, что свидетельствует об усилении тенденций интеграции отдельных компонентов интеллекта в единую систему.

В первой экспериментальной группе были обнаружены достоверные сильные корреляционные связи между результатами выполнения тестов «Словесный анализ» и Ранена, «Логическая классификация» и «Ассоциативный эксперимент».

Во второй экспериментальной группе были обнаружены достоверно сильные корреляционные связи между результатами выполнения тестов «Логическая классификация» и «Равен», которые являются новыми связями, появившимися только после проведения формирующего эксперимента.

В параграфе 3.3. приведена сравнительная характеристика результатов тестирования, полученных в констатирующем эксперименте и контрольном срезе, которая показала.

1) в констатирующем эксперименте между двумя экспериментальными и контрольной группами не было ни одного достоверного отличия в развитии интеллектуальных способностей, что указывало на одинаковый уровень развития вербального интеллекта; имеется только одно достоверное отличие в развитии невербальных способностей детей контрольной группы по сравнению с детьми второй экспериментальной группы. В целом можно заключить, что в начале обучения английскому языку у детей второй экспериментальной группы были более низкие показатели интеллектуального развития;

2) в контрольном срезе между второй экспериментальной и контрольной группами наблюдаются достоверные отличия по результатам тестов «Логическая классификация», «Словесный анализ», Равена;

3) в контрольном срезе между первой экспериментальной и контрольной группами найдены достоверные отличия при выполнении теста Дж. Равена;

4) в контрольном срезе между второй и первой экспериментальной группами отмечены достоверные отличия по результатам всех тестов.

В параграфе 3.4. раскрыта эффективности, усвоения английского языка дошкольниками в зависимости от исходного уровня развития интеллектуальных способностей.

Был проведён корреляционный анализ , оценивающий степени связи освоения английского языка в середине и конце цикла занятий и уровня интеллектуальных способностей, который показал, что

между исходным уровнем развития интеллектуальных способностей (в констатирующем эксперименте) и степенью освоения английского языка имеются положительные связи (в середине цикла г. = 0,49, в конце обучения - 0,44). Обращает на себя внимание сильная положительная связь между степенью освоения английского языка в середине и конце обучения (г. = 0,66).

На основании статистической оценки изменения групповых значений освоения английского языка и корреляционного анализа можно сделать заключение о том, что эффективность освоения английского языка связана с уровнем развития интеллектуальных способностей.

В общем заключении обобщаются результаты экспериментальной части работы.

В Главе 4 полученные результаты обсуждаются с точки зрения их соответствия как имеющимся в литературе данным, так и гипотезе исследования, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Между тремя группами в констатирующем эксперименте нет ни одного достоверного отличия, что указывает на одинаковый уровень развития вербальных способностей.

2. Экспериментальные группы в процессе овладении иностранным языком значительно превзошли по развитию контрольную группу по всем показателям, выявляющим уровень развития интеллектуальных способностей (наиболее заметны отличия были получены в выполнении тестов «Ассоциативны эксперимент» и прогрессивные цветные матрицы Дж. Равена)

3. В контрольном срезе результаты выполнения интеллектуальных заданий детьми второй экспериментальной группы достоверно выше аналогичных результатов детей первой экспериментальной группы.

4. Степень эффективности освоения английской лексики положительно (г = +0,44) связана с исходным уровнем развития интеллектуальных способностей.

Таким образом, полученные данные подтверждают следующие положения:

1) успешное освоение английского языка основано на определённом уровне когнитивного развития ребёнка: чем выше уровень вербальных способностей ребёнка, тем быстрее и эффективнее освоение иностранного языка. В свою очередь, освоение способствует дальнейшему развитию вербальных способностей детей;

2) этот процесс имеет достоверно высокую эффективность при использовании адекватных возрасту ребёнка подходов на базе его ведущей игровой деятельности в процессе активной речевой деятельности.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

1. Успешность освоения английского языка в связи с особенностями интеллектуального развития детей // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: студенческие научные чтения. Выпуск 1 . — Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 52.

2. Влияние освоения английского языка дошкольником методом речевой игры на развитие его вербального интеллекта. // Герценовские чтения. - Санкт-Петербург, 1998. С. 49 -51 (В соавторстве с В. Г. Каменской).

3. Улучшение вербальных способностей детей в процессе обучения иностранного языка. // Юбилейная научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава, посвящённая 100-летию университета. Тезисы докладов. Часть 2. - Санкт-Петербург, 2000.

4. Влияние освоения иностранного языка на лексикон родного языка детей дошкольного возраста. // Проблемы детской речи - 1999. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 - 26 ноября 1999 года. - Санкт-Петербург, 1999 (в соавторстве с В. Г. Каменской).

5. Влияние освоения иностранного языка ребёнком ' дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. // Природные и социальные основания интеллектуальные основания' интеллектуального развития и деятельности. Материалы всероссийской конференции 17-19 апреля 2000 года. - Санкт- ""' Петербург, 2000 (в соавторстве с В. Г. Каменской).

6. Взаимоотношения материнского и второго языков у детей дошкольного возраста. // Северный Кавказ: история, политология, поликультурное образование. Материалы Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2000 года. Дагестанский государственный университет, Дагестанский научный центр. 2000 (в соавторстве с В.Г. Каменской).

Перейти к списку диссертаций