Особенности конфликтных ситуаций и стратегий их преодоления в подростковом возрасте

Диссертант: Запесоцкая Ирина Владимировна
Год защиты: 2006
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Крупник Е.П.
Ведущее учреждение: Столичный гуманитарный институт
Место выполнения: Общеуниверситетская кафедра психологии МПГУ
Оппоненты: Веракса Н.Е., Проценко Л.М.

На правах рукописи

ЗАПЕСОЦКАЯ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Специальность 19.00.07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва — 2006

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на общеуниверситетской кафедре психологии

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Крупник Ефим Пинхусович

Официальные оппоненты

  • доктор психологических наук, профессор Веракса Николай Евгеньевич
  • кандидат психологических наук, доцент Проценко Леонид Михайлович

Ведущая организация Столичный гуманитарный институт.

Защита состоится 20.11.2006г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212. 154. 04 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, дом 3, корп. 3, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан 20.10.2006г.

Ученый секретарь диссертационного Совета Кисленко В. Я.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке вопросы изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления приобретают новое социально психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое звучание. Современные акценты в исследованиях способов преодоления конфликтных ситуаций определяются и приобретают многоуровневое содержание в логике изучения их онтогенетических механизмов.

Сложившиеся традиционные подходы в отечественной и зарубежной общей психологии, психологии развития, социальной психологии, определив концептуальные позиции в стратегии и тактике вопросов изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления, предполагают выход на анализ их содержания и механизмов с точки зрения современных реалий.

Противоречия социальной среды (экономические, нравственно-этические, ментальные и т. п.) особенно остро проявляются в кризисные периоды развития. Содержание противоречий формирует конфликтные ситуации и определяет механизмы их возникновения и протекания, а если учесть, что в любой возрастной критический период острота противоречий обостряется, то возникает определенная необходимость в поиске эффективных способов и приемов их преодоления.

Таким образом, актуальность изучения проблемы преодоления кризиса взросления обусловлена экономическими и социальными условиями, с одной стороны, а также потребностями воспитательного процесса, с другой.

Цель исследования заключается в анализе подросткового возраста, выявлении характерных для этого периода особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления.

Гипотеза исследования. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.

Задачи исследования:

  1. Методологический анализ особенностей конфликтных ситуаций и способов их преодоления в подростковом возрасте;
  2. Эмпирическое исследование особенностей конфликтных ситуаций в период подросткового кризиса;
  3. Эмпирическое исследование особенностей стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте;
  4. Сравнительный анализ способов преодоления и форм фрустрационных реакций в конфликтных ситуациях в границах подросткового возраста;
  5. Разработка типологии поведения преодоления конфликтных ситуаций (защитное, ситуативное, творческое) применительно к подростковому кризису;
  6. Разработка практических рекомендаций по осуществлению психокоррекционной работы с подростками, с позиции конструктивности преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.

Объектом исследования являются конфликтные ситуации и способы их преодоления.

Предмет исследования — особенности конфликтных ситуаций, характерных для подросткового возраста и способов их преодоления.

Методологической основой исследования является

  • Психология социальных ситуаций (К. Левин, Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, Т. Томашевский, М. Тышкова, С. Л. Рубинштейн.).
  • Психология онтогенетического развития (Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, B. C. Мухина, Г. И. Цукерман).
  • Психология кризиса (Caplan G, Lindemann Е., Moos R. N., Братусь Б. С., Василюк Ф. Е.).
  • Психология конфликта в онтогенетическом развитии (3. Фрейд, К. Левин, Фельдштейн Д. И., Л. И. Божович, Г. И. Цукерман).
  • Концепция психологической устойчивости личности (Е. П. Крупник).
  • Психология преодоления (Lazarus R. S., Folkman S, Г. Томе, Б. Ф. Поршнев, Анцыферова Л. И., Василюк Ф. Е., Нартова-Бочавер С. К., Т. Марушевский).

Организация и методы исследования. Эмпирическое психологическое исследование осуществлялось в течение 2000—2004 гг. в процессе комплексной психологической диагностики групп подростков, учащихся общеобразовательных школ и школы-лицея г. Курска.

В соответствии с задачами исследования к экспертному оцениванию привлекались различные категории взрослых, имеющих отношение к школьникам подросткового возраста: учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, вожатые, родители.

В исследовании использовались эмпирические (автобиографическое интервью, психодиагностический тест, опросники, экспертная оценка), обработки данных (математико-статистического анализа) и интерпретационные методы (Дружинин В. Н.), принятые в общей, возрастной и социальной психологии.

Проводимое исследование включало использование методов статистической обработки: сравнительных и корреляционных. Математическая обработка была направлена на выявление достоверности различий по анализируемым показателям. Различия определялись с помощью критерия φ* Фишера и UМанна-Уитни (Сидоренко Е. В.). Корреляционный анализ осуществлялся с использованием рангового коэффициента корреляции. Математическая обработка материала проведена на ПЭВМ IBM PC/XT с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA 6.0».

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке реализации системного подхода к изучению специфики конфликтных ситуаций в период подросткового возраста и способов их преодоления. В работе определено специфическое содержание и особенности структуры, а также выделены наиболее выраженные конфликтные ситуации подросткового возраста. Определены основные структурные механизмы функционирования стратегий преодоления конфликтных ситуаций в период подросткового кризиса. В исследовании соотнесены особенности фрустрационных реакций, как внутреннего уровня преодоления, и копинг-стратегий, как преодоления на внешнем, поведенческом уровне, в результате чего была предложена типология поведения подростков в конфликтных ситуациях: защитное, ситуативное, творческое.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях, а также способствовать дальнейшей разработке проблемы психолого-педагогической коррекции, связанной с таким сложным психологических феноменом, как способы преодоления конфликтных ситуаций в период подросткового кризиса.

Результаты исследования могут применяться в практической деятельности психологов, направленной на диагностику и коррекцию преодоления школьниками конфликтных ситуаций, характерных для подросткового возраста.

Материалы диссертации могут быть использованы также в лекционных курсах по детской психологии на психологических факультетах университетов, институтов повышения квалификации, на факультетах практических психологов.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Психологические особенности подросткового возраста определяют как специфику конфликтных ситуаций, так и особенности стратегий их преодоления, в результате чего реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
  2. Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения: а) защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения; б) ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; в) творческое, предполагающее осознанный выбор стратегий, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
  3. Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со специфическими способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях и значимо связана с формами фрустрационных реакций.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии с курсом педагогики Курского государственного медицинского университета.

Результаты различных этапов диссертационного исследования были представлены на 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы» (Москва, 2000г.), Первой Летней культурно-антропологической школы молодых ученых (Курск, 2001), Вторых Брудновских чтений (Курск, 2001), ежегодных (67—71-й) научных сессиях КГМУ и отделения медико-биологических наук центрально-черноземного научного центра РАМН (Курск, Курский государственный медицинский университет, 2002—2006гг.), III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно-практической конференции (Курск, 20—23 октября, 2003 г.), юбилейной научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ (Курск, Курский государственный медицинский университет, 2005г.), конференции с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины» (Санкт Петербург, Санкт-петербургский научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева, 2006г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 15 работ общим объемом 2,4 п. л.

Внедрение полученных результатов. По итогам исследования разработаны методические рекомендации по психологическому изучению конфликтных ситуаций подросткового кризиса, стратегий совладения.

Материалы диссертации нашли отражение в лекционных курсах для студентов факультета клинической психологии и аспирантов по психологии развития и психологии человека. Эти курсы разработаны и читаются автором диссертации в Курском государственном медицинском университете. Положения, выводы, рекомендации, а также конкретные методические приемы внедрены автором исследования в практику работы ряда общеобразовательных школ города (№3, №29, №32), центром психолого-медико-педагогической и социальной работы с детьми «Гармония».

Исследовательский материал может быть использован и уже используется педагогами-психологами г. Курска в психодиагностической, коррекционной работе социально-психологической реабилитации подростков.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 147 наименований, из которых 26 — на иностранном языке.

Основное содержание работы.

Во введении к диссертации показана актуальность выбранной темы, очерчена объектно-предметная область, выделены методологические основания, отмечены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены основная и вспомогательные гипотезы исследования, определены цели и задачи исследования, обозначены методы исследования.

В первой главе «Методологическое и теоретическое обоснование исследования конфликтного характера кризиса психического развития личности» представлен анализ различных теоретических подходов к пониманию проблемы кризиса в психологическом тезаурусе, определяются феноменологические характеристики кризиса в различных контекстах — как эмоционального переживания, как социальной ситуации, как проявления внутриличностного конфликта.

В первом параграфе проанализирован вклад различных научных направлений (Lindemann Е., Г. Олпорт Г., Каплан., Jacobson G. F, L. A. Hoff , 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон) в изучение проблемы кризиса: рассматриваются концепция Г. Олпорта, который одним из первых выдвинул тезис об обязательности психотравмирующего стимула для возникновения кризиса (травмирующими событиями или обстоятельствами могут стать вопросы пола, взаимоотношений со сверстниками, разрыв с родителями; в зрелом возрасте это болезни, крах семьи или служебной карьеры, разочарование в детях или разрыв с ними, крах системы жизненных ценностей), ему же принадлежит и наиболее раннее описание кризиса с точки зрения эмоционального переживания: большой эмоциональный заряд, генерализация на все особенности личности в целом, вплоть до полной их автономизации от личности, что может вести к частичной дезинтеграции последней. Е. Lindemann вносит идею о двойственном характере кризиса, предлагая различать нормальное протекание кризиса и патологическое. На благоприятный исход кризиса влияют такие факторы, как прошлый опыт индивида, касающийся его возможности справляться со стрессовыми ситуациями и уровень социальной поддержки в настоящем.

В гуманистической психологии (А. Маслоу) сделан акцент на индивидуальные силы и потенциал развития, что в настоящее время привело к формировнию отдельного направления в изучении кризисов — изучение ресурсов преодоления. L. A. Hoff предположила, что состояние кризиса может возникнуть не только в случае наличия травмирующей ситуации, но и при угрозе ее возникновения или угрозе потери чего-либо, что является важным или существенным для индивида (например, угроза развода), а также в случае нормальной смены социальных ролей (например, замужество), если индивид оказывается психологически неподготовленным к их выполнению. Таким образом, в зарубежной психологии накоплен достаточный опыт анализа кризиса и кризисных состояний, однако важной характеристикой его является ориентация на объяснение практических случаев и обеспечение процесса оказания психологической помощи. В исследованиях отечественных психологов, напротив, можно отметить методологически более глубокий уровень осмысления кризисной проблематики — детерминант возникновения, механизмов протекания и путей выхода.

В отечественной психологии теоретическая разработка учения о кризисах велась, прежде всего, в школе А. Н. Леонтьева с позиций теории деятельности (Леонтьев А. Н., Зейгарник Б. В., Братусь Б. С., Василюк Ф. Е., и др.), согласно которой кризисы возникают при появлении несоответствия между предметно-операционной и мотивационной сторонами деятельности. В школе В. Е. Мясищева (С. Б. Семичов) особое внимание уделяют необходимости социальной поддержки в период кризиса. Необходимо отметить две возможные трактовки обсуждаемого понятия: в настоящее время выделяются кризисы развития (онтогенетические, онтологические) и кризисы ситуации. Жизненные кризисы рассматривают в своих работах Донченко Е. К., Титаренко Т. М., Р. А. Ахмеров, понимая их как феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживаний человеком непродуктивности своего жизненного пути. Ситуативный аспект кризиса проработан значительно полнее, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исходя из более общего понимания ситуации, как сложного диалектического взаимодействия субъекта и его окружения (К. Левин), различные психологические школы специфически определяют кризисные ситуации. Рассмотрение кризиса как ситуации в отечественной психологии повторяет и продолжает работы западных психологов: особые жизненные ситуации (Литвинова Е. Ю.), кризисные ситуации (Загайнов P. M.), трудные ситуации (Данилова Е. Е.), нравственные критические ситуации (Вейсова З. А.). В указанном контексте, определяя типологию ситуаций, выделяют ситуации нормальные, трудные и критические (М. Тышкова, В. А. Ташлыков). Трудные ситуации относятся к типу ситуаций, характеризующемуся, в первую очередь отношением субъекта к ней. Таким образом, важным условием превращения ситуации в трудную является восприятие ситуации субъектом и степень ее значимости для него. В данном контексте критические ситуации, определяемые как «ситуации невозможности, то есть такие ситуации, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Василюк Ф. Е.), являются наибольшим проявлением «трудности» ситуации. Обращаясь к специфике возрастного кризиса, авторы отмечают такие параметры, как протяженность во времени и ярко выраженный конфликтный характер (С. Холл, А. Фрейд, Выготский Л. С., Э. Эриксон, Рубинштейн С. Л., Божович Л. И., Д. Б. Эльконин, B. C. Мухина, С. И. Лисина, Г. А. Цукерман и др.). Таким образом, возрастной кризис находит свое реальное проявление в конфликтных ситуациях, его сопровождающих.

Во втором параграфе обсуждаются основные подходы к определению особенностей протекания подросткового кризиса. Определяется роль кризиса в психическом развитии подростка, выделяется специфика конфликтных ситуаций, сопровождающих кризисный период жизни, обсуждаются реальные конфликтные ситуации, отражающие наиболее характерные особенности подросткового кризиса.

Осуществляя анализ понимания данного периода в таких плоскостях, как: определение движущей силы развития, закономерности возникновения кризисов, их характер, выделим три основные направления, определяющие роль подросткового кризиса.

Первое, представлено традиционными классическими зарубежными концепциями (3. Фрейд, А. Фрейд, С. Холл, П. Блосс, М. Мид, К. Левин и др.), — однозначно определяет необходимость подросткового кризиса и его негативный характер. В качестве источника развития авторы определяют как внутренние конфликты и противоречия (связанные с биологическим развитием индивида и особенностями функционирования личности (Freud A., Bios Р.), так и противоречия, связанные с социальной средой, которая, в выделенном аспекте, маргинализируя подростка, выступает как источник его развития и, соответственно детерминирует протекание возрастного кризиса (Hall G. S., Mead М., Левин К.). Негативный характер протекания кризиса определяется на основании наблюдения и сравнительного анализа поведения ребенка. Основная тенденция в указанной группе исследований — признание адаптивного характера возрастного кризиса при наличии выраженных регрессивных реакций. Второе направление связывают с современными зарубежными и рядом отечественных исследований (А. Бандура; В. Бенгстоун; Б. Густафсон; К. Кенистон, М. Реган, М. Кле, Д. Оффер, X. Ремшмидт, Дж. Коулмен), выполненных в рамках традиций когнитивно-бихевиоральной психологии. Общей характеристикой данного направления является отказ рассматривать кризис как самостоятельный феномен онтогенетического развития. В указанном контексте, развитие ребенка представляет собой процесс, который в определенных, патологических случаях принимает черты кризисного, негативного характера. Отечественные психологи, не отрицая факта существования подросткового кризиса, определяет таковым лишь отягощающие, нежелательные проявления переходного периода развития. Сторонники этой точки зрения, считают, что возникновение кризиса зависит от обстоятельств, сопровождающих переход от одного возраста к другому: в случае неблагоприятной ситуации (ригидная социальная ситуация, депривация новых потребностей), сопровождающей развитие ребенка (Божович Л. И., Давыдов В. В., Зинченко В. П., Миронов А. И., Эльконин Д. Б.). Третье направление представлено исследованиями, определяющими подростковый кризис как закономерный этап в развитии индивида (Э. Эриксон, Л. С. Выготский). Важной особенностью данного направления является понимание двойственности его характера, включающей переплетение прогресса и регресса, позитивного и негативного. Именно Э. Эриксон ввел в психологию понятие о нормативности кризисных переживаний. В своей теории, означивая задачи, решаемые каждым из возрастов, он определяет пути развития личности субъекта. Качества личности, приобретаемые человеком на каждом из этапов, играют роль личностных новообразований, решающую роль которых в протекании кризиса определяет Л. С. Выготский. Таким образом, на основании анализа можно сделать вывод о закономерности и нормативности возрастных кризисов, характеризующимися двойственностью процесса протекания; большинство исследований характеризуют период взросления как конфликтный; внутренней детерминантой развития личности подростка выступает рефлексия и связанное с ней самосознание.

Специфика конфликтных ситуаций определяется их ролью в период взросления. B. C. Мухина, определяя идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом, а обособление как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, рассматривает указанные процессы как механизм социализации и индивидуализации подростка в обществе. Также выделяют познавательную функцию конфликта, которая тесно связана с развитием рефлексии и выходит на первый план во второй фазе подросткового возраста — "фазе интересов" по Л. С. Выготскому. Рефлексию определяют как исследовательский акт, направленный человеком на себя как субъекта жизнедеятельности (Гуткина Н. И.). На основании дальнейшего анализа литературы были определены типичные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса: 1) взаимоотношения с родителями и взрослыми (Е. Б. Весна, Т. П. Гаврилова Т. В. Драгунова, В. Г. Кисловская, С. В. Ковалев, В. В. Ковалев, Е. А. Личко, В. Э. Пахальян и др.); 2) взаимоотношения со сверстниками (М. Э. Боцманова, А. В. Захарова, Я. Л. Коломинский, A. M. Прихожан и др.); 3) взаимоотношения со школой (А. Д. Андреева, Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Е. Н. Боденко, М. Н. Костикова и др.); 4) взаимоотношения с самим собой (Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Г. И. Цукерман и др.).

Третий параграф включает в себя анализ поведенческих реакций подростков в конфликтных ситуациях. Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова отмечают, что «стратегии поведения в значимых ситуациях — это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции». При рассмотрении психологического аспекта прохождения сложных жизненных ситуаций авторами выделяются такие механизмы, как выбор (Б. Ф. Поршнев, Л. С. Кравченко, Т. А. Загрузина и др.), переживание (Ф. Е. Василюк), осмысление своего места и своих особенностей (И. С. Кон, В. В. Столин, Т. В. Снегирева), столкновение внутриличностных противоречий (Е. С. Калмыкова, Е. Г. Злобина и др.), интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Батищев, Т. Б. Карцева).

Вводя в категориальный аппарат исследования понятие "coping behavior", мы определяем его как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» (С. К. Нартова-Бочавер). Стратегии преодоления принято рассматривать в содержательном контексте — Л. И. Анцыферова, опираясь на ценностно-смысловую теорию личности, выделяет эмоциональный и когнитивный компоненты преодоления; в рамках категории конструктивности-неконструктивности преодоления — Т. Марушевский выделяет два типа поведения, названные реалистичными и нереалистичными механизмами преодоления. Ф. Е. Василюк, рассматривая проблему преодоления критической ситуации, характеризует основные процессы переживания — "удачное" (совладание) и "неудачное" (защита), различая их по основным целям, характеру протекания и результатам.

При определении детерминант выбора поведенческих стратегий авторы указывают как внутренние, личностные характеристики — локус контроля, общий уровень невротической симптоматики (М. Petrovsky и J. Birkimer), уровень психологической устойчивости личности (Е. П. Крупник), маскулинность-феминность (Л. И. Анцыферова), способность к сознательной саморегуляции и мотивационные особенности (Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Данилова Е. Е.), стилевые особенности реагирования (социабельность и доминантность) (А. Г. Белов), так и индивидаульно-типологические особенности — типологические задатки (А. В. Брушлинский), а также характеристики социальной ситуации в которой находится подросток — формы социальной поддержки, когнитивная, инструментальная, эмоциональная, материальную помощь (Н. Sek).

Во второй главе «Эмпирическое обоснование исследования стратегий преодоления критических ситуаций в подростковом возрасте» дано концептуально-методологическое обоснование эмпирического исследования способов преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте, описан методический инструментарий, используемый для реализации поставленных в исследовании задач.

Эмпирическое исследование осуществлялось в течение 2000—2004 гг. в процессе комплексной психологической диагностики групп учащихся общеобразовательных школ и школы-лицея г. Курска. Групповое и индивидуальное обследование проводилось с детьми подросткового возраста 11—15 лет (учащиеся 6, 7 и 8 классов), общий объем выборки исследуемых составил 219 человек (148 учащихся общеобразовательных школ и 71 — учащихся школы-лицея).

В обследовании использовались эмпирические, теоретические и интерпретационные методы (Дружинин В. Н.), принятые в общей, возрастной и социальной психологии. Особое значение имели эмпирические методы исследования: наблюдение, интервьюирование, метод экспертной оценки, эксперимент, психодиагностические методы. С целью определения наиболее типичных для подростков конфликтных ситуаций и их особенностей был использован метод экспертной оценки. В пакет психодиагностических методик констатирующего эксперимента вошли: тест рисуночной ассоциации Розенцвейга, опросник копинг-стратегий; методика автобиографическое интервью.

В третьей главе «Эмпирический анализ содержания реальных конфликтных ситуаций и поведенческих реакций в ситуациях фрустрации» представлены результаты эмпирического исследования.

Структурный анализ конфликтных ситуаций осуществлялся данных экспертной оценки. Экспертам предлагалось оценить 42 предложенные ситуации по критериям: частота (как часто ситуация становится для подростка конфликтной), сила (возможность вариативного реагирования в рамках ситуации), значимость (рассматривается как высокий уровень значимости переживания, как психологической деятельности, и соответствует психологической зрелости подростка).

Экспертный анализ структуры конфликтных ситуаций в период подросткового кризиса был дополнен данными, полученными в ходе применения автобиографического интервью, целью которого было изучение представлений самих подростков о конфликтном характере реальных жизненных ситуаций (Таблица 1).

Количественный анализ ситуаций, наиболее часто определяемых подростками как конфликтные

Таблица 1.

Ситуации

Содержание

Колич. (%)

1.

Унижение со стороны сверстников

Носит объективный конфликтный характер. Определяется важностью процесса формирования самооценки в переходный период. Отражает значимость процесса общения, детерминированного статусной позицией в группе.

188

(85,8)

2.

Разные ситуации общения со взрослыми

Определяется «маргинальным» положением подростка, внутренним конфликтом между недостаточными возможностями и новыми потребностями подростка.

164

(74,8)

3.

Ситуации, связанные

Не несут объективно конфликтного характера.

145


с отношением к себе.

Отражают процесс формирования Я-концепции и рассогласования между ее компонентами, и степень ее осмысления.

(66,2)

4.

Переход из начальной в среднюю школу

Является дополнительным фрустрирующим фактором на фоне онтогенетических изменений.

115

(52,5)

5.

Вмешательство родителей в личную жизнь

Определяется стремлением подростка обозначить границы своего личного пространства.

101 (46,1)

6.

Отстаивание собственного мнения с родителями

Отражает процесс эмансипации от взрослых. Связана с формированием адекватной самооценки и уровня притязаний.

91

(41,5)

Представления о перечне ситуаций, определяемых как наиболее конфликтные, у подростков и экспертов совпали. Выявленные ситуации по своему содержанию отражают основные сферы жизни подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе.

Результат анализа содержания ситуаций для различных возрастных и тендерных групп, осуществленного с помощью методов сравнительной статистики (с использованием критериев φ* Фишера и UМанна-Уитни) показал, что достоверные различия отсутствуют, что свидетельствует о включенности в переживание кризиса и мальчиков, и девочек в равной степени. Для исследуемых подростков характерен атрибутивный уровень анализа конфликтной ситуации — представление о конфликте, как ссоре, выяснении отношений, которое обязательно сопровождается сильным аффектом, восприятие характера конфликта однозначно негативное. Описанный результат мы связываем с недостаточными возможностями когнитивного анализа у подростков для разрешения ситуации, однако спектр эмоциональных и поведенческих реакций достаточно широк и вариативен, что свидетельствует о начале процесса формирования рефлексивности сознания. Предположительно, именно переход от атрибутивного к рефлексивному уровню анализа будет выступать одним из механизмов преодоления подросткового кризиса.

Специфические для подросткового возраста конфликтные ситуации определяют особенности поведенческих реакций подростков. Общий анализ стратегий преодоления, используемых подростками, позволил, методом корреляционного анализа, выявить группы ситуаций, имеющих наиболее значимые интеркорреляционные связи. Были определены диады и комплексы (включающие от трех до пяти стратегий) способов преодоления.

Диады копинг-стратегий.

Таблица 2.

Название стратегий

Содержание

Плачу и грущу — говорю сам с собой

Эмоциональное отреагирование через горе с внешним проговариванием

Смотрю телевизор, слушаю музыку — воплю и кричу

Регрессивные реакции, снятие ответственности через более «ранние» формы поведения

Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев — обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого

Аффективное отреагирование с агрессией, направленной на себя и необходимостью безоценочной поддержки

Делаю что-то подобное — стараюсь расслабиться, оставаться спокойным

Отреагирование путем активных действий

Гуляю вокруг дома — гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

Развлечения, совместные занятия, общение

Ем или пью — гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

Физические нагрузки, требующие восстановления сил

Молюсь — прошу прощения или говорю правду

Признание греха, неправоты, обращение к более сильному с просьбой помочь разрешить ситуацию

В диады объединены стратегии, носящие разнообразный характер — это и аффективное отреагирование (как правило, носящие интрапунитивный характер, агрессия направляется на себя), и стратегии, связанные с физическими нагрузками, самостоятельной активностью, развлечениями. Более глубокий анализ позволяет говорить о защитной природе выявленных поведенческих реакций. Все они быстро снимают напряжение, путем смещения объекта с конфликтной ситуации вовне.

Комплексы копинг-стратегий.

Таблица 3.

Название

Содержание

Борюсь или дерусь с кем-нибудь — дразню кого-нибудь — схожу с ума — бью, ломаю или швыряю вещи

Аффективное отреагирование с разнонаправленной агрессией (как на других, так и на себя)

Мечтаю, представляю себе что-нибудь — рисую, пишу, читаю — стараюсь забыть

Детская «работа», направленная на вытеснение или подавление неприятных переживаний

Бегаю или хожу пешком — сплю — говорю с кем-нибудь.

Общение, физические нагрузки, требующие восстановления сил

В группу комплексов вошли стратегии, социально неприемлемого характера, разнообразная детская «работа», играющая терапевтическую роль, а также занятия, требующие физической нагрузки с последующим восстановлением физических сил.

Таким образом, представленная структура используемых стратегий позволяет определить ее функциональное значение как эмоционально-поведенческое отреагирование конфликтных ситуаций. В континууме «конструктивность — неконструктивность» указанные группы стратегий выступают как слабо адаптивные или неадаптивные.

Вводя в исследовательское поле категорию «разнообразия» используемых стратегий, мы понимаем его как количественный показатель стратегий, применяемых подростком для преодоления конфликтных ситуаций. Разнообразие используемых стратегий детерминировано индивидуально-типологическими и личностных свойствами характеризующими вариативность, гибкость и креативность поведенческих реакций школьников.

Типологический анализ влияния гендерных и возрастных детерминант на разнообразие и предпочтения стратегий преодоления позволил выделить основные типы стратегий преодоления: 1) стратегии знаемые, социально приемлемые, хорошо осознаваемые, используемые; 2) стратегии знаемые, социально неприемлемые, хорошо осознаваемые, неиспользуемые; 3) стратегии социально неприемлемые, неосознаваемые, но помогающие (иначе говоря, представленные в жизненном опыте, но используемые неосознанно); 4) стратегии незнаемые.

Разнообразие используемых стратегий у подростков ограничивается тремя первыми типами. Причем доля стратегий незнаемых составляет от 47% у учащихся 6 классов до 14% у учащихся 8 классов. Также отмечены значимые различия в использовании стратегий в группах мальчиков и девочек. У мальчиков чаще встречаются стратегии, в основе которых лежит физическая агрессия, а в группе девочек — вербальная. Данные результаты свидетельствуют, во-первых, о содержательной специфичности стратегий. Во-вторых, невысокий уровень разнообразия в сочетании с неконструктивным характером стратегий, образующих устойчивые поведенческие комплексы позволяет сделать вывод об общей тенденции к проявлению деструктивного характера поведенческих стратегий преодоления у подростков, что подтверждается высокой степенью субъективной конфликтности реальных жизненных ситуаций.

Выявленные особенности поведенческих стратегий преодоления конфликтных ситуаций в период подросткового возраста привели к необходимости исследования внутренних детерминант преодоления фрустрационных реакций. По результатам анализа особенностей фрустрационных реакций подростков, можно констатировать наличие склонности разрешать конфликтную ситуацию в форме обвинений, агрессии и требований, в наименьшей степени подростки рассматривают конфликт как следствие собственных недостатков или промахов. Значимо выше указанные реакции в группе учащихся шестых классов. В группах учащихся седьмых и восьмых классов доля экстрапунитивных и импунитивных реакций значимо не различается. Значимых различий в частоте использования тех или иных реакций в группах мальчиков и девочек не обнаружено. На уровне тенденции можно говорить о преобладании экстрапунитивных реакций у мальчиков.

На основании структурного анализа направленности реакций подростков в ситуациях фрустрации были определены две преобладающих группы: (Е>М>1) — 80 человек и (М>Е>1) — 60 человек.

Диаграмма 1.

Распределение групп по направленности реакции

Распределение групп по направленности реакции

В группу с преобладающими экстрапунитивными реакциями (Е>М>1) попали более 35% всех исследуемых школьников. В группу с преобладающими импунитивными реакциями при минимальном количестве интропунитивных попали 25,27% всех школьников.

Диаграмма 2.

Распределение групп по типу реакций

Распределение групп по типу реакций

На основании структурного анализа основных типов реакций подростков в ситуациях фрустрации было выделено 9 групп. Наиболее многочисленными оказались группы школьников, ориентирующихся в конфликтной ситуации на удовлетворение потребности (NP>ED>OD) — 104 человека и на самозащите (ED>NP>OD) — 95 человек. Так, группу шестиклассников (Таблица 4), где такие реакции значимо преобладают, в сочетании с экстрапунитивными реакциями, можно охарактеризовать как подростков, разрешающих трудные ситуации путем враждебности, агрессии, активного отстаивания своей правоты, обвинения других, источником же этого служит слабая, легко уязвимая личность, требующая постоянного подкрепления защитных реакций.

Среднегрупповые показатели по тесту Розенцвейга (N=219).

Таблица 4.


Кол-во

Направление реакции

Тип реакции


Е

I

М


OD

ED

NP

Все

21

Е>М>1

9,94

5,34

8,71

NP>ED>OD

2,96

10,41

10,61

6 кл.

75

Е>М>1

11,3

5,6

7,3

ED>NP>OD

2.7

12.2

8.8

7 кл.

69

Е>М>1

9,6

4,9

9,6

NP>ED>OD

2.41

9.3

12.21

8 кл.

75

М=Е>1

9,2

5,4

9,3

NP>ED>OD

3.2

9.4

11.1

Дев.

11

Е>М>1

9,66

5,51

8,81

NP>ED>OD

3,07

10,24

10,68

Мал.

10

Е>М>1

10,2

5,15

8,59

ED>NP>OD

2,85

10,59

10,54

Подводя итоги сравнительного анализа исследования групп подростков с разными типами и направленностью реакций, была установлена значимая прямая связь между рядом реакций по типу и направленности (Таблица 5).

Соотношение типов и направленности реакций у подростков

Таблица 5.


ED=NP>OD

ED>NP>OD

ED>OD=NP

ED>OD>NP

NP>ED=OD

NP>ED>OD

Е=М>1

-

-

-

-

-

0,0585

Е>1=М

-

0,1783**

-

-

-

-

Е>1>М

-

0,2285*

-

-

-

-

Е>М>1

-

0,1778**

-

0,105

-

-0,1517**

М>Е>1

-

-0,2173*

-

-

-

0,239*

М>1=Е

-

-

-

-

-

0,0585

М>1>Е

-

-

-

-

-

0,1384**

*p≤0,01;**p≤0,05.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии значимой связи между экстрапунитивной направленностью реакции (Е>1>М) и самозащитной формой преодоления ситуации (ED>NP>OD), а также между импунитивной направленностью (М>1>Е) и реакцией необходимо-упорствующего типа (NP>ED>OD), то есть, по мнению Розенцвейга, наиболее конструктивной формой разрешения конфликта.

Также была обнаружена отрицательная зависимость между импунитивной реакцией (М>Е>1) и эгозащитным ее содержанием (ED>NP>OD) и между экстрапунитивно направленной реакцией (Е>М>1) и реакцией с фиксацией на удовлетворении потребности (NP>ED>OD). Следовательно, у исследуемых школьников, защитное поведение проявляется в реакциях экстрапунитивнои направленности, а конструктивное, предполагающее доведение конфликтной ситуации до логического конца — импунитивной.

Исследование форм и стилей преодоления конфликтных ситуаций подросткового кризиса привело к необходимости содержательного соотнесения реальных способов совладания и особенностей фрустрационных реакций (Таблица 6). В результате была предложена типология форм совладания, используемых подростками в конфликтных ситуациях, такие, как: защитное поведение, ситуативное поведение, направленное на соблюдение норм или восстановление сил и конструктивные способы преодоления. Проведенный анализ взаимосвязей изучаемых показателей поведения подростка в конфликте позволил установить значимый уровень различий.

Распределение поведенческих стратегий совладания в подростковых группах (%).

Таблица 6.

Поведенческие стратегии

6 класс

Р(67)

7 класс

Р(78)

8 класс

Р(68)


м.

д.

Р


м.

д.

Р


м.

д.

Р


1. Защитное поведение

44

53


**

35

38


**

26

25


*

2. Ситуативное поведение

51

41

**

47

50

39

57

**

а) нормативное поведение

24

32

*

30

26

**

32

38

б) восстанавливающее поведение

27

9

*

27

21

27

26

3. Конструктивное преодоление

5

6

~

8

12

15

11

**

* — р≤0,01; ** — р≤0,05.

Полученные данные позволяют установить, что у подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях — конструктивное. Учитывая выявленные возрастные различия в преобладающих поведенческих типах, можно сделать вывод о снижении с возрастом поведенческих реакций защитного типа и увеличении конструктивного.

Проведенное исследование позволило обозначить содержательные параметры поведенческих стратегий. Защитное поведение характеризуется пассивностью и неосознанностью поведения. Способы преодоления данного типа насыщены эмоционально, часто близки по своей силе к аффекту. Подростки часто признаются, что в такие моменты не владеют собой, они совершают поступки, о которых впоследствии приходится сожалеть. Определены следующие формы стратегий: перемещение (перенос) агрессии, рационализация, использование ритуалов, заклинаний, отвлечение, фантазирование, отрицание, отказ, регрессия. Соотнеся указанные способы преодоления с содержанием фрустрационных реакций, можно указать следующие тенденции: в конфликтном взаимодействии в ситуациях, указанных как наиболее сильные и значимые, подростки, для которых характерны экстрапунитивные реакции с фиксацией на самозащите при минимальном количестве интрапунитивных проявляют также указанные выше защитные формы поведения. В ситуативных способах преодоления условно можно выделить две группы: а) неосознаваемое, активное (восстанавливающее) поведение, б) осознаваемое, пассивное (или нормативное) поведение. Восстанавливающее поведение направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией. Как правило, избыточное эмоциональное напряжение, или аффективное состояние становится препятствием, в такой ситуации возникает необходимость ее устранения.

Для подростков, которым присущ данный тип стратегий преодоления, характерными выступают интропунитивные реакции с фиксацией на препятствии и самозащите. Нормативное поведение характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, группе. В соответствии с ними подросток строит свое поведение в конфликтной ситуации. Это поведение является социально одобряемым. Эти реакции относятся к пассивному осознаваемому типу: подросток не принимает на себя ответственность за решение ситуации, он лишь подчиняется более опытному и авторитетному мнению — «все ушли, и я тоже», «у нас все списывают». Значимых различий в преобладании тех или иных фрустрационных реакций в данной группе выявлено не было. На уровне тенденций можно говорить о преобладании импунитивных стратегий с фиксацией на препятствии, и самозащите. Конструктивное поведение (творческое преодоление) характеризуется осознанным выбором стратегий, активным поведением подростка в овладении ситуацией, творческим характером используемых стратегий. Поведение, определяемое как конструктивное, характеризуется направленностью на достижение первоначальной цели. Подростки стремятся разрешить ситуацию с помощью собственных усилий. При этом учитываются как внешние обстоятельства, которые необходимо преодолеть, так и собственные возможности. Конструктивное овладение ситуацией проявляется в разнообразии стратегий. Немаловажным фактором является адекватность избираемой стратегии в соответствующей ситуации. Группа подростков, использующих конструктивные стратегии совладания наиболее малочисленная: в шестом классе — 5% от общего числа, в седьмом — 10%, в восьмом — 13%. Для подростков данной группы оказались характерны импунитивные реакции с фиксацией на препятствии.

Результаты, полученные в ходе психодиагностического исследования конфликтных ситуаций подросткового возраста и их преодоления, можно оценивать с точки зрения выявления наиболее общих закономерностей, причин формирования способов совладания, а также оценки основных возможных направлений последующего коррекционного воздействия.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования и формулируются основные выводы:

  1. Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.
  2. Для подростков характерен различный уровень осознавания, рефлексии конфликтной ситуации по возрастному (чем старше, тем выше) и тендерному признакам — девочки более склонны к вербализации конфликтных переживаний, поиску причин и путей выхода.
  3. В период подросткового кризиса наиболее выражены следующие конфликтные ситуации: унижение со стороны сверстников, переход из начальной в среднюю школу, отстаивание собственного мнения с родителями, вмешательство родителей в личную жизнь, разные ситуации общения со взрослыми, ситуации, связанные с отношением к себе. Будучи детерминированы взаимодействием процессов обособления и идентификации, указанные ситуации несут в себе рассмотренные выше проявления подросткового кризиса.
  4. В основе структуры используемых подростками копинг-стратегий лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное отреагирование.
  5. Особенностями фрустрационных реакций подростков является защитный и необходимо-упорствующий характер, а также экстрапунитивная направленность. Для школьников характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований.
  6. Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения:
  • защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения;
  • ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа;
  • творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.

7. Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях и значимо связана с формами фрустрационных реакций: защитное поведение значимо связано с экстрапунитивными эгозащитными реакциями, конструктивное — с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Конфликт как проявление подросткового кризиса и способы его преодоления. // Культура — Образование — Человек: материалы Первой Летней культурно-антропологической школы молодых ученых / Под ред. А. В. Репринцева. Курск. 2001. С. 81—87.
  2. Рефлексия как механизм психологической устойчивости личности учителя в период профессионального кризиса. // Проблема становления личности в образовательном процессе: Сб. науч. ст. /Под ред. Подымова Н. А., Подымовой Л. С. — Курск. 2000. С. 107—114.
  3. Творчество как механизм преодоления подросткового кризиса. // Развитие творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования: Материалы Вторых Брудновских чтений / Под ред. Мелихова Ю. Ф., Репринцева А. В. Курск. 2001. С. 85—90.
  4. Роль Я-концепции подростка в формировании копинг-стратегий. // Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Репринцева. Курск. 2000. С. 105—110.
  5. Механизмы преодоления подросткового кризиса. // Материалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы» /Сост. Д. Б. Богоявленская, Н. Е. Веракса, В. В. Грачев. — М., 2000. С. 147—149.
  6. Стратегии преодоления трудностей. // Труды 67-ой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук центрально-черноземного научного центра РАМН. В 2-х частях. Часть II. — Курск: КГМУ, 2002. — 416 с. С. 322—323.
  7. Переживание кризиса как психологического состояния. // Сборник работ 68-й итоговой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук центрально-черноземного научного центра РАМН. В 2-х частях. Часть II. — Курск: КГМУ, 2003. — 400 с. С. 278—279.
  8. Психотерапевтический аспект в работе с копинг-стратегиями. // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Матер. III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно-практической конференции (Курск, 20—23 октября, 2003г.) — Курск: КГМУ, 2004. — 271 с. С. 43—46.
  9. Исследование конфликтных ситуаций подросткового возраста и стратегий совладания с ними. // Сборник работ 69-й итоговой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук центрально-черноземного научного центра РАМН. В 2-х частях. Часть II. — Курск: КГМУ, 2004. — 433 с. С. 421.
  10. Способы преодоления конфликтов в период подросткового кризиса. Университетская наука: взгляд в будущее. // Сборник трудов юбилейной научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ. В 2-х томах. — Курск: КГМУ. 2005. — Т.2. С. 420—421.
  11. Конфликт как проявление подросткового кризиса и способы его преодоления. // Научные труды московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. // Сборник статей. — Москва, 2005. — 518 с. С. 200—210.
  12. Влияние Я-концепции личности на преодоление трудных ситуаций. Университетская наука: взгляд в будущее. // Сборник трудов 71-й конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ. В 2-х томах. — Курск: КГМУ, 2006. — Т. 2. — 404 с. С. 120—121.
  13. К вопросу о методологических основах психологической модели психотерапии. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. — СПб: Санкт-петербургский научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева, 2006. — 276 с. (В соавторстве с Василенко Т. Д., Никишиной В. Б.). С. 16—17.
  14. Принцип системности как методологическое основание построения психологической модели психотерапии. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. — СПб: Санкт-петербургский научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева, 2006. — 276 с. С. 17—18. (В соавторстве с Василенко Т. Д., Никишиной В. Б.).
  15. Смыслообразование как системообразующий фактор психологической модели психотерапии. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. — СПб: Санкт-петербургский научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева, 2006. — 276 с. С. 46—47. (В соавторстве с Василенко Т. Д., Никишиной В. Б.).
Перейти к списку диссертаций