Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов

Диссертация на сайте psychlib.ru : http://psychlib.ru/mgppu/disers/KrasnovaVV/KSt-d-174.htm
На правах рукописи
Краснова Виктория Валерьевна
СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЙ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
19.00.13 – Психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2013
Работа выполнена на кафедре клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Холмогорова Алла Борисовна
Официальные оппоненты:
- Вачков Игорь Викторович доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
- Печникова Леонора Сергеевна кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Ведущее учреждение: Институт психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Защита диссертации состоится «28» февраля 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051,г. Москва,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «___» января 2013 г.
Секретарь диссертационного совета И.Ю. Кулагина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и новизна исследования. В студенческом возрасте наиболее высок риск манифестации психической патологии в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса, являющимися важными факторами эмоциональной дезадаптации (В.Ф. Войцех, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова, Е.Д. Красик, Б.С. Положий, Е.А. Крюков, Т.Л. Крюкова, М.В. Москова, и др.).
Как отмечалось на XVI конгрессе Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья, который состоялся в 2011 г. в Москве, нервно-психические расстройства лидируют по распространенности среди других в студенческой популяции. Существует целый ряд факторов, ведущих к эмоциональной дезадпатации и психическим расстройствам у студентов: частое недосыпание, истощение, академические задолжности, трудности самоорганизации и несформированность конструктивных копинговых стратегий, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, деструктивные интерперсональные отношения, невозможность обеспечить свою жизнь и др. Как показывают исследования, особенно высоки риски у студентов в середине процесса обучения – на третьем курсе, когда наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора конкретного направления, темы исследовательской работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных партнерских отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем, которые осложняются ценностями сдержанности, силы, успеха и совершенства, принятыми в современном обществе. Эти ценности способствуют социальной изоляции, возникновению негативных установок по отношению к эмоциям, трудностям переработки эмоционального напряжения и получения социальной поддержки (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова).
Исследование, проведенное в различных московских вузах в 2006 году, показало, что более 30% студентов третьего курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, а наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16 % (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Д.А. Горшкова, А.М. Мельник). Более половины студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова). В связи с этим встает вопрос о факторах, затрудняющих успешное совладание с жизненным стрессом у студентов или, наоборот, содействующих поддержанию психического здоровья в столь трудный период.
Обучение в вузе тесно связано с социальным взаимодействием. Такое явление как социальная тревожность способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни и обучения студентов. Анализ литературы позволяет говорить о том, что от успешности интерперсональных отношений зависит эмоциональное благополучие молодых людей (Р.Д. Тукаев, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петрова, и др.).
Социальная тревожность - это состояние выраженного эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства, которые возникают в ситуациях общения с другими людьми и связаны, прежде всего, с возможностью негативной Социальная тревожность в студенческой популяции стала важной темой исследования западных психологов (Ф. Зимбардо). Человеку, склонному к социальной тревоге, в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Зачастую эти опасения беспочвенны, однако нередко получается так, что из-за своей тревоги студент действительно не способен действовать эффективно в присутствии других людей. Даже при отсутствии каких-либо признаков негативной оценки со стороны окружающих, он приходит к мнению, что он не эффективен и его осуждают. Избегая ситуаций, связанных с повышенной тревогой, такой студент лишает себя возможности установить близкие доверительные отношения, развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен на успешное взаимодействие и общение. В студенчестве негативные последствия высокой социальной тревожности могут особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянного взаимодействия с другими студентами и преподавателями. Избегающее поведение, неспособность обратиться за помощью приводят к прокрастинации и отставанию в учебном процессе (Н.Г. Гаранян). Таким образом, социальная тревожность может стать серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека (А.Б. Холмогорова, Л.Н. Якубова, Д.А. Горшкова и др.)
Цель исследования: изучение распространенности и выраженности социальной тревожности у студентов и ее влияния на трудности в социальных контактах и обучении
Задачи исследования:
- Аналитический обзор исследований социальной тревожности, эмоциональной дезадаптации, стресса и совладающих стратегий у студентов.
- Оценка уровня социальной тревожности и выраженности эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии, тревоги и суицидальной направленности у студентов в середине процесса обучения.
- Оценка уровня академического и интерперсонального стресса и способов совладания с ним у студентов в середине процесса обучения.
- Исследование связи уровня социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии, в том числе суицидальной направленности и общей тревожности.
- Исследование связи социальной тревожности и трудностей в учебном процессе в виде стресса и экзаменационной тревожности, а также совладающих стратегий поведения.
- Исследование связи социальной тревожности с качеством интерперсональных нарушений (степенью социальной поддержки, размером социальной сети, типом привязанности в интерперсональных отношениях и стилем семейных коммуникаций).
- Валидизация методики Шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale, D.Watson, R.Friend, 1969) для оценки выраженности социальной тревожности.
Теоретико-методологические основания:
Теоретико-методологическими основами данного исследования являются концепция социальной поддержки, теория привязанности Дж. Боулби, системный подход, многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра А.Б.Холмогоровой, Н.Г. Гаранян.
Объект исследования: эмоциональная и социальная дезадаптация в студенческой популяции.
Предмет исследования: связь социальной тревожности с эмоциональной дезадаптацией, трудностями в учебном процессе и нарушениями интерперсональных отношений у студентов.
Гипотезы:
- Высокий уровень социальной тревожности связан с выраженной эмоциональной дезадаптацией в виде симптомов депрессии, включая суицидальную направленность, а также с общим уровнем тревоги.
- Высокий уровень социальной тревожности связан с выраженными трудностями в процессе обучения (академический и интерперсональный стресс, экзаменационная тревожность) и выбором неконструктивных способов их преодоления (прокрастинации, избегания и др.).
- Высокий уровень социальной тревожности связан с интерперсональными нарушениями в виде низкого уровня социальной поддержки и сужения социальной сети у студентов.
- Высокий уровень социальной тревожности связан с дисфункциональным стилем коммуникации в родительской семье.
Процедура исследования: исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проводилось популяционное исследование степени выраженности социальной тревожности и общего эмоционального неблагополучия а также выявлялась связь социальной тревожности с трудностями в учебном процессе. Второй этап заключался в системном исследовании связи социальной тревожности и качества интерперсональных отношений, включая уровень социальной поддержки, размер социальной сети, тип привязанности в отношениях с партнером и характер коммуникации в родительской семье.
Обследованные группы: всего было обследовано 553 студента третьих курсов гуманитарных специальностей московских вузов.
Достоверность результатов обеспечивается применением комплекса методик, включающего надежные и валидные опросники, а также структуированные интервью
Методический комплекс включает 13 методик:
Для оценки уровня социальной тревожности: Шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale, D.Watson, R.Friend); Шкала страха негативной оценки (Fear of Negative Evaluation, D.Watson, R.Friend); Краткая шкала социальной фобии (BSPS, J.R.T. Davidson, et al).
Для оценки степени выраженности эмоционального неблагополучия: Шкала депрессии (BDI, A.Beck et al; адаптация Н.В. Тарабрина); Шкала тревоги (BAI, A.Beck et al.; адаптация Н.В. Тарабрина, 2001).
Для оценки трудностей связанных с учебным процессом: Опросник недавних жизненных событий у студентов (P.M. Kohn, K.D. Lafreniere, M.Gurevich; адаптация Н.Г. Гаранян); Шкала СОРЕ (C.S. Carver, M.F. Scheier, J.K.Weintraub; адаптация Н.Г. Гаранян, П.А. Иванов); Шкала экзаменационной тревожности (I.G. Sarason; адаптация Н.Г. Гаранян). Шкала академической прокрастинации (С. Lay; адаптация Н.Г. Гаранян).
Для оценки качества интерперсональных отношений: Опросник социальной поддержки (E.Sommer, G.Fydrich; адаптация А.Б. Холмогорова, Г.А. Петрова); Структурированное интервью «Московский интегративный опросник социальной сети» (А.Б. Холмогорова); Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова); Тест на тип привязанности в интерперсональных отношениях (C.Hazan, P.Shaver; адаптация А.Б.
Положения, выносимые на защиту
- Социальная тревожность у студентов тесно связана с симптомами эмоционального неблагополучия. У студентов с высокими показателями социальной тревожности степень эмоционального неблагополучия в виде симптомов тревоги, депрессии и суицидальной направленности значимо выше, чем в группе студентов и с низкими показателями социальной тревожности.
- Социальная тревожность у студентов тесно связана с трудностями в учебной деятельности и неконструктивными способами их преодоления. Группа студентов с высоким уровнем социальной тревожности отличается от группы с низким уровнем социальной тревожности достоверно более высокими показателями по уровню академического, интерперсонального и общего повседневного студенческого стресса, а также повышенной частотой использования неконструктивных способов совладания со стрессом, включая прокрастинацию. У них также более выражены учебные трудности в виде экзаменационной тревожности, чем в группе студентов с низким и средним уровнем социальной тревожности.
- Показатели качества интерперсональных отношений у студентов с высоким уровнем социальной тревожности значимо ниже по сравнению со студентами с низким и средним уровнями социальной тревожности. Высокий уровень социальной тревожности у студентов связан со значимым снижением уровня социальной поддержки как эмоциональной, так и инструментальной, и с сужением социальной сети. Для них характерны интерперсональные отношения с ненадежным (чаще всего амбивалентным) типом привязанности.
- Стиль коммуникаций в родительской семье является одним из факторов формирования социальной тревожности. Наиболее важными предикторами высокой социальной тревожности являются элиминирование эмоций, высокий уровень индуцирования тревоги и недоверия к людям со стороны родителей.
Теоретическая значимость и научная новизна настоящего исследования заключается в расширении и конкретизации представлений о роли социальной тревожности в возникновении социальной и эмоциональной дезадаптации в молодом возрасте. Впервые в отечественной психологии исследована, проанализирована и доказана связь социальной тревожности с трудностями в учебе и интерперсональных отношениях.
Практическая значимость исследования: разработан методический комплекс для диагностики уровня социальной тревожности, обоснована важность учета социальной тревожности как мишени психологической помощи студентам, направленной на улучшение качества их интерперсональных отношений и снижения общего уровня стресса в период обучения. Результаты исследования могут быть также использованы в процессе психологического консультирования родителей, у которых дети являются студентами, а также при чтении курса по психологии для педагогов. Также они могут быть включены в учебные программы по социальной психологии развития, возрастной психологии и клинической психологии.
Апробация и внедрение результатов исследования: Основные результаты исследования были обсуждены, апробированы и получили поддержку на IX Городской межвузовской конференции «Молодые ученые — московскому образованию» (2010 г.), Х и ХI Межвузовских научно-практических конференциях «Молодые Ученые – Московскому образованию» (2011 и 2012 гг.)
Кроме того, полученные эмпирические результаты и выводы, основанные на их интерпретационном анализе, были представлены и обсуждены на заседании кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ (2010-2012). Основные результаты исследования, а также зафиксированные в его рамках закономерности и зависимости используются в образовательном процессе, осуществляемом на факультете психологического консультирования МГППУ по следующим дисциплинам: «Клиническая психология», «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия», «Эмпирические исследования в клинической психологии».
По материалам исследования опубликовано 2 статьи и 6 наборов тезисов, в том числе и на английском языке.
Структура работы: работа изложена на 174 страницах, состоит из введения, двух частей, шести глав, выводов, заключения, списка литературы (из 268 наименований, 167 из которых на английском языке) и приложения. Работа содержит 28 таблиц и 6 диаграмм.