Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов

Диссертант: Белова Ольга Викторовна
Год защиты: 2013
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.05 – Социальная психология
Научный руководитель: Собкин В.С.
Ведущее учреждение: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Место выполнения: ФГНУ «Институт социологии образования» РАО
Оппоненты: Петровский Вадим Артурович, Кондратьев Юрий Михайлович

                                                                                            На правах рукописи

Белова Ольга Викторовна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

19.00.05 – социальная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт социологии образования» Российской академии образования

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Собкин Владимир Самуилович

Официальные оппоненты: 

  • Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии личности Высшей школы экономики
  • Кондратьев Юрий Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических проблем социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Защита состоится 23 мая 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д – 850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу:127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «_____» апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кулагина И.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена социально-психологическому анализу особенностей развития профессионального самоопределения студентов на этапе получения ими высшего педагогического образования. Основное внимание в ней сосредоточено на изучении следующих компонентов профессионального самоопределения: ценностные ориентации, мотивация профессионального выбора, педагогическая направленность, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности и жизненная перспектива. Особенности профессионального самоопределения анализируются относительно следующих основных факторов: курс обучения, учебный статус студента, его социальная принадлежность. Помимо этого рассматриваются такие факторы, как совмещение учебы и работы, участие в научно-исследовательской деятельности, оценка качества получаемого педагогического образования и особенности влияния специализации студентов.

Актуальность исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов педвузов определяется тремя основными контекстами: социальным статусом профессии учителя, процессом модернизации педагогического образования и спецификой студенчества как социально-психологической группы.

Сегодня социальный статус профессии учителя в российском обществе является крайне низким. Об этом свидетельствует такой субъективный показатель, как мнения молодежи и учителей о престиже профессии педагога, полученные по материалам многочисленных социологических исследований (А.Т. Гаспаришвили, Ф.Г. Зиятдинова, В.С. Собкин и др.). Низкий социальный статус профессии учителя отражает также и объективный показатель – уровень заработной платы работников сферы образования (по данным Российского статистического ежегодника за 2011 год). Важность вопросов, связанных с социальным статусом профессии учителя подчеркивается и на правительственном уровне (Доклад Государственного Совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» от 24.03.2006, Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 259, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.).

Чрезвычайно актуально изучение социально-психологических особенностей профессионального самоопределения будущих учителей в связи с процессами реформирования высшего педагогического образования. Знание о ценностных установках студентов в отношении профессии педагога является необходимым условием его эффективной модернизации. Кроме того, понимание особенностей содержания профессионального самоопределения на каждом из этапов его развития (1-й, 3-й, и 5-й курсы обучения) представляет особое значение в связи с обсуждением вопроса о переходе на модель двухуровневого образования.

Многие исследователи подчеркивают, что студенчество является особой социально-психологической группой, которая характеризуется специфическим набором ценностей, системой межличностных взаимоотношений, видом деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, Ю.М. Кондратьев и др.). Студенчество, как период активной социализации, является одним из важнейших этапов формирования профессионального самоопределения. В процессе получения высшего образования происходит овладение студентами новым видом учебной деятельности, вхождение в новую систему межличностных отношений, содержательное освоение выбранной профессии. Приобретенный социальный опыт формирует у студента другой взгляд на выбранную профессию, что отражается в изменении мотивов ее выбора, профессиональной направленности, представлении о необходимых для педагога профессиональных и личностных качествах, профессиональных планах.

Цель исследования заключается в выявлении и характеристике социально-психологических особенностей развития профессионального самоопределения студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.

Объектом исследования выступают социально-психологические особенности развития профессионального самоопределения студентов педагогических вузов.

Предметом исследования является динамика профессионального самоопределения студентов в процессе получения ими высшего педагогического образования.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что на этапе 3-го курса профессионализации в вузе значимо изменяется содержание профессионального самоопределения студентов: происходит переориентация с профессиональных и личностных мотивов получения профессии педагога на социальные, а также отказ значительной части студентов от работы учителем после окончания вуза.

Выдвинуты следующие частные гипотезы:

  1. Содержание профессионального самоопределения дифференцируется формальным статусом студента в группе, выраженным его учебной успеваемостью.
  2. Ценностные ориентации, мотивация профессионального выбора и жизненная перспектива дифференцируются такими социально-стратификационными факторами, как уровень образования и материальной обеспеченности родителей студентов.
  3. По мере обучения в вузе происходит усиление противопоставления представлений студентов об «идеальном» и «плохом» (обладающим низким уровнем профессионализма) педагогах, как по профессиональным, так и по личностным качествам.
  4. Изменение содержания профессионального самоопределения студентов связано с изменением их удовлетворенности качеством знаний, получаемых в вузе по педагогической профессии.
  5. Содержание профессионального самоопределения студентов обусловлено приобретенным опытом профессиональной педагогической деятельности на этапе получения высшего профессионального образования.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ подходов к исследованию профессионального самоопределения студентов и социально-психологических особенностей студенческой группы.
  2. Разработка инструментария исследования и проведение обследования (анкетирования) среди студентов 1-х, 3-х и 5-х курсов педагогических вузов.
  3. Анализ динамики изменения содержания профессионального самоопределения, удовлетворенности качеством получаемых в вузе знаний, особенностей совмещения учебы с работой и участия в научно-исследовательской деятельности.
  4. Выявление особенностей профессионального самоопределения студентов с разным учебным статусом («отличников» и «троечников»).
  5. Изучение особенностей ценностных ориентаций, мотивации профессионального выбора и жизненной перспективы в зависимости от социально-стратификационных факторов.
  6. Проведение специального факторного анализа, позволяющего выявить взаимосвязь учебного статуса, наличия опыта практической профессиональной деятельности, оценки образования, участия в научно-исследовательской работе с особенностями развития профессионального самоопределения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

понимание профессионального самоопределения как формы самоопределения личности (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А. Маслоу, Г.П. Ников, В.А. Петровский, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, Э. Эриксон и др.); концепция профессионального самоопределения личности (Е.И. Головаха, И.С. Кон, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, В.С. Собкин, Д. Сьюпер, Дж. Холланд, С.Н. Чистякова, В.Ю. Шегурова и др.); теоретические положения о студенчестве как социально-психологической группе (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ю.М. Кондратьев, Я.Л. Коломинский, В.Т. Лисовский, В.Я. Ляудис, П.А. Просецкий, М.Е. Сачкова и др.); представления о стадиальном процессе становления студента как личности и профессионала (Ю.Р. Вишневский, Э.Ф. Зеер, Ю.С. Колесников, Ю.П. Поваренков, Б.Г. Рубин, Э.Э. Сыманюк, И.И. Юматова и др.); подходы к изучению профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (А.М. Гендин, С.А. Зимичева, Н.В. Кузьмина, Н.И. Мешков, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, М.Г. Угарова, А.И. Щербаков, И.И. Юматова и др.).

Методы исследования:

  • опросник для студентов, который включает закрытые, шкальные и открытые вопросы, направленные на выявление особенностей их профессионального самоопределения (ценностных ориентаций, мотивации выбора профессии учителя и получения высшего педагогического образования, отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности, жизненной перспективы после окончания вуза), участия в научно-исследовательской деятельности, включенности в педагогическую практику и отношения к качеству знаний, получаемых по специальности;
  • статистические методы обработки полученных материалов исследования с помощью пакета SPSS Statistics 17.0

Экспериментальную базу исследования составляют 1496 студентов 1-х, 3-х и 5-х курсов двух московских педагогических вузов. Выбор перечисленных курсов основан на представлениях исследователей о стадиях развития профессионального самоопределения личности в вузе и студенчества как социально-психологической группы (Ю.Р. Вишневский, М.И. Дьяченко, Ю.М. Кондратьев, Д.Л. Меламед, Ю.П. Поваренков, М.Е. Сачкова и др.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование профессионального самоопределения студентов происходит в три этапа, на каждом из которых раскрывается своеобразие их отношения к выбранной профессии. На этапе 1-го курса обучения в вузе доминируют профессиональные мотивы получения профессии учителя, действительная педагогическая направленность и жизненная перспектива, связанная с работой по специальности, что позволяет говорить об удовлетворенности профессиональным выбором. На этапе 3-го курса среди студентов возникают сомнения в правильности выбранной профессии, о чем свидетельствуют изменение характера мотивационной структуры профессионального выбора и жизненной перспективы, а также снижение педагогической направленности. На этапе 5-го года обучения позиция значительной части студентов в отношении к профессии педагога характеризуется разочарованностью в ней, что подтверждается, в первую очередь, жизненной перспективой, не связанной с работой учителем.
  2. Учебный статус является существенным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения студентов. Студенты с высоким учебным статусом проявляют большую заинтересованность в содержании выбранной профессии и стремление к реализации педагогической деятельности, чем их коллеги с низким учебным статусом.
  3. Социальная принадлежность дифференцирует ценностные ориентации, мотивацию профессионального выбора и жизненную перспективу студентов. В целом полученные материалы свидетельствует о том, что образовательный статус родителей студентов играет более значимую роль в формировании профессионального самоопределения будущих учителей, чем материальный.
  4. Обнаруживается противопоставление образа «идеального» и «плохого» педагогов, которое значительно усиливается по мере обучения студентов в вузе. При этом дифференциация происходит как по профессиональным, так и по личностным качествам.
  5. Специфика содержания профессионального самоопределения студентов педагогических вузов взаимосвязана с особенностями их отношения к качеству получаемого образования. Положительное отношение к профессии учителя сопряжено с позитивной оценкой качества содержания педагогического образования, отрицательному же отношению к выбранной профессии соответствует критичность к получаемым знаниям по параметрам достаточности, систематизированности, фундаментальности и современности.
  6. Включенность студентов в педагогическую практику способствует проявлению более негативного отношения к качеству получаемых в вузе знаний.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные данные позволяют охарактеризовать 3-й курс обучения студентов педагогических вузов как этап, связанный с возникновением сомнений в сделанном профессиональном выборе, а не с усилением интереса к нему и учебной деятельности. Зафиксирована связь учебного статуса и оценки содержания получаемого образования с особенностями содержания профессионального самоопределения студентов педагогических вузов. Установлено, что приобретенный студентами опыт педагогической практики связан с повышенной критичностью при оценке ими качества получаемых в вузе знаний.

Теоретическая значимость исследования заключается в выделении трех этапов формирования профессионального самоопределения студентов, каждый из которых характеризуется своеобразием отношения к профессии учителя. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения третьекурсников, возникновение среди них сомнений в правильности выбора профессии учителя, являются прогнозом необходимости введения системы двухуровнего образования (бакалавриат и магистратура), которая даст возможность студенту совершить личностный выбор, самоопределиться в отношении дальнейшего профессионального пути. Полученные в исследовании данные позволяют существенно расширить представления о социально-психологических особенностях профессионального самоопределения студентов и социализирующей функции высшего образования в развитии личности.

Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для оптимизации процесса подготовки студентов педагогических вузов, а также для разработки и усовершенствования программ, направленных на модернизацию высшего образования. Разработанная для проведения данного исследования методика может быть использована с целью реализации мониторинговых опросов студентов различных вузов для изучения особенностей их отношения к выбранной профессии, оценки качества содержания получаемого в вузе образования, а также исследования вторичной занятости студентов. Полученные в ходе исследования материалы могут также применяться при чтении спецкурсов по профессиональному самоопределению для студентов, специализирующихся в области социальной психологии.

Достоверность полученных результатов обоснована использованием методов, соответствующих цели, объекту и предмету исследования; значительным объемом полученного в работе материала; его количественным (с использованием аппарата математической статистики) и качественным анализом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах на: Всероссийской научно-практической конференции «Россия: Приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь» (Москва, ноябрь 2006); XIV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: институциональные переходы в сфере образования» (Красноярск, апрель 2007); IV-м съезде психологов «Психология – будущему России» (Ростов-на-Дону, сентябрь 2007); XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, апрель 2008); V-м съезде психологов «Психология – будущему России» (Москва, февраль 2012). Результаты работы обсуждались на заседаниях Ученого Совета ФГНУ «Институт социологии образования» РАО. По результатам исследования опубликованы 13 печатных работ, в том числе одна монография и три статьи, изданные в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем основного текста составляет 169 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении раскрывается актуальность диссертационного исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цель, задачи и гипотезы исследования, обосновывается научная и практическая значимость, раскрываются теоретическая и методологическая основа исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения» проводится анализ психологической, социологической и социально-психологической литературы, посвященной проблематике профессионального самоопределения. В первом параграфе описываются основные направления ее исследования: изучение профессионального самоопределения в контексте профориентационной деятельности (Э.Ф. Зеер, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.); рассмотрение профессионального самоопределения как одного из видов самоопределения личности (С. Аш, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Д. Майерс, А. Маслоу, А.К. Маркова, С. Милграм, Г.П. Ников, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, Э. Эриксон и др.); понимание профессионального самоопределения как проявления профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, В.Ю. Шегурова и др.); изучение профессионального самоопределения в контексте социального самоопределения (Д.Л. Константиновский, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.С. Собкин, М.Х. Титма, Ф.Р. Филиппов, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др.).

Отмечается, что, несмотря на различные предметные области выделенных направлений исследования профессионального самоопределения, понимание сущности этого процесса у их представителей сходно – это осознание человеком своих собственных интересов и способностей, выбор конкретной профессии и дальнейшего образовательного пути в соответствии с ценностными ориентациями и мотивами.

Во втором параграфе осуществлен теоретический анализ работ, в которых раскрываются механизмы формирования профессионального самоопределения. В этой связи в содержании профессионального самоопределения учеными выделяются различные элементы: самосознание (Н.Н. Захаров, Г.П. Ников, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир) профессиональная направленность (П.А. Шавир), личный профессиональный план (Е.А. Климов), жизненная перспектива (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха), ценностно-нравственная составляющая (Н.С. Пряжников) и др. Помимо этого рассматриваются исследования американских психологов Д. Холланда и Э. Роу, в которых главными детерминантами профессионального самоопределения человека являются личностные особенности, социальное окружение и физиологические факторы.

На основе теоретического анализа подходов к изучению профессионального самоопределения и механизмов его формирования разработаны программа диссертационного исследования и опросник для студентов педагогических вузов.

Во второй главе «Студенчество как этап профессионального самоопределения» показано, что студенчество является специфической социально-психологической группой, которая отличается особой структурой ценностных ориентаций; видом деятельности; освоением новых профессиональных и социальных ролей; специфической системой внутригрупповых взаимоотношений (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, Ю.М. Кондратьев, В.Т. Лисовский, В.Я. Ляудис, П.А. Просецкий, М.Е. Сачкова и др.). Рассматривая студенческую группу как совокупный субъект деятельности и общения, особое внимание ученые уделяют анализу значимости статусной позиции студента в структуре межличностных отношений в группе и учебной деятельности (О.В. Андрианова, А.Э. Варчев, К.М. Гайдар, Е.Л. Козуб, Ю.М. Кондратьев, О.Б. Крушельницкая, Д.Л. Меламед, М.Е. Сачкова, В.С. Собкин, И.У. Юшваева и др.). С учетом этих положений в данном диссертационном исследовании анализируется роль формального статуса студента, отраженного уровнем его академической успеваемости, в формировании профессионального самоопределения.

Анализируются представления социальных психологов о социализации личности и ее основных этапах (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Е.М. Дубовская, В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, Т.Д. Марцинковская, Т.Г. Стефаненко и др.). Отмечается недостаток социально-психологических работ, посвященных изучению особенностей социализации в студенческом возрасте, несмотря на признание студенческой группы важной социально-психологической общностью, а высшего образования особым институтом социализации.

Отдельно во второй главе обсуждаются работы, посвященные развитию профессионального самоопределения студента на трех основных этапах: 1-м, 3-м и 5-м курсах (Д.А. Андреева, Ю.Р. Вишневский, Э.Ф. Зеер, В.И. Ковалева, Ю.С. Колесников, Б.Г. Рубин, Э.Э. Сыманюк, М.Г. Угарова и др.).

Выделяются основные направления исследования профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: в контексте профессионального развития личности (З.А. Абасов, А.М. Гендин, Н.И. Дроздов, С.А. Зимичева, Р.К. Малинаускас, Н.И. Мешков, М.И. Сергеев, В.А. Сластенин и др.); в связи с формированием у студентов ценностных ориентаций на этапе профессиональной подготовки (А.Ф. Амиров, К.Ш. Ахияров, И.С. Батракова и др.); с точки зрения влияния организации образовательного процесса в вузе (Г.И. Аксенова, А.М. Гендин, Н.И. Дроздов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, и др.). Подходы представителей этих двух исследовательских направлений к изучению и пониманию формирования профессионального самоопределения студентов педвузов использовались нами при создании программы и инструментария диссертационного исследования.

Третья глава «Эмпирический анализ динамики профессионального самоопределения студентов педагогических вузов» включает программу диссертационного исследования, описание и обсуждение полученных результатов, касающихся социально-психологических особенностей формирования профессионального самоопределения.

В первом параграфе предлагается схема изучения содержания профессионального самоопределения студентов педагогических вузов, построенная на основе анализа существующих теоретических и эмпирических исследований данной проблематики (см. схему 1). 

Далее см. полнотекст автореферата...


Полнотекст автореферата
Перейти к списку диссертаций