Чувствительность к подкреплению как фактор психологического здоровья детей и подростков

Диссертант: Кузнецова Валерия Борисовна
Год защиты: 2013
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.13 – Психология развития, акмеология
Научный руководитель: Слободская Е.Р.
Ведущее учреждение: Институт психологии РАН
Место выполнения: НИИ Физиологии Сибирского отделения РАМН
Оппоненты: Толстых Наталия Николаевна, Авдулова Татьяна Павловна

На правах рукописи

Кузнецова Валерия Борисовна

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПОДКРЕПЛЕНИЮ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

19.00.13 – Психология развития, акмеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2013

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук.

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент Слободская Елена Романовна

Официальные оппоненты: 

  • Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета
  • Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета

Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук

Защита состоится 23 мая 2013 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д – 850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан « » апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кулагина Ирина Юрьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности (И.В. Дубровина, 2009; Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / И.В. Дубровина [и др]., 2006). Основой психологического здоровья, по И. В. Дубровиной, является полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства (И.В.Дубровина, 2009). В последние годы специалисты отмечают ослабление психологического здоровья ребенка, что сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями – криминальным поведением несовершеннолетних, увеличением потребления психоактивных веществ подростками и пр. (А.Л. Арефьев, 2002; Л.Г. Борисова и др., 2005; И.В. Журавлева, 2002; S. Collishaw et al., 2004).

Психологическое здоровье в нашей работе рассматривается как уровневое континуальное качество, которое может быть оценено количественно: высокий уровень психологического здоровья характеризуется отсутствием психологических проблем и трудностей, низкий уровень – их значительной выраженностью. Психологические проблемы, вслед за Ахенбахом (T. Achenbach, 1991) и Гудманом (R. Goodman, S. Scott, 2005), мы разделяем на интернальные и экстернальные. Интернальные и экстернальные проблемы представляют более широкий круг проявлений, чем просто психические расстройства детского и подросткового возраста, и включают трудности в области эмоций, поведения, взаимоотношений и развития, не охваченные традиционными психиатрическими классификациями МКБ и DSM-IV (Р. Гудман, С. Скотт, 2008; P. Hill, 2006). Первый тип проблем характеризуется страхами, психосоматическими симптомами, тревожностью и депрессивностью, для второго типичны реакции, направленные вовне - делинквентное и агрессивное поведение (R. Goodman et al., 2005). Они препятствуют успешному развитию и могут привести к социальным и психологическим трудностям на протяжении всей жизни (M. Rutter, 1996).

Лонгитюдные исследования психологического здоровья свидетельствуют о том, что присутствие проблем устойчиво сохраняется в детстве и переходит во взрослый возраст (R. Goodman et al., 2000). Показано, что более половины случаев подросткового рецидивизма можно прогнозировать на основании агрессивного поведения ребенка в семилетнем возрасте (Р. Гудман, С. Скотт, 2008). Интернальные проблемы менее заметны, однако они также сопровождаются снижением самореализации и приспособленности, а также последующим формированием психосоматических симптомов. У 75% детей с расстройством поведения и у 45% детей с эмоциональным расстройством высокий уровень проблем сохранялся на протяжении многих лет (P. Graham, M. Rutter, 1973).

Согласно современным представлениям, устойчивость и изменения интернальных и экстернальных проблем обусловлены множеством факторов, среди которых наиболее важны биологические и средовые (M. Rutter, E. Taylor, 2006). Одна из наиболее влиятельных теорий в сфере изучения биологических основ психологического здоровья, а именно, свойств темперамента – это теория чувствительности к подкреплению (ТЧП) (P. Corr, 2008; G. Gray, 1989), ведущая начало от работ И.П. Павлова (1938) и его школы (В.Д. Небылицын, 1976; В.М. Русалов, 1979; Б.М. Теплов, 1957; Э.А. Голубева, 1997). Эта теория, разработанная на основе экспериментальных и клинических исследований, оказалась чрезвычайно ценной для объяснения индивидуальных особенностей (темперамента и личности), а также наиболее распространенных интернальных и экстернальных проблем детского и подросткового возраста (J. Bijttebier et al., 2009; C. Colder, R. O’Connor, 2004).

В ТЧП выделяют нейропсихологические системы, контролирующие эмоции, научение и мотивацию: систему торможения поведения (СТП), чувствительную к наказанию, и систему поведения приближения (СПП), чувствительную к вознаграждению. Понятия вознаграждения и наказания относятся к привлекательным и неприятным событиям в окружающей среде; на их основе формируются побудительные мотивации, имеющие универсальное биологическое значение и во многом определяющие поведение (P. Corr, 2009). Их использование в практике родительского воспитания опирается на значимость и эффективность вознаграждения и наказания для подкрепления желательного и уменьшения нежелательного поведения детей. Показано, что СТП лежит в основе интернальных проблем (страхов, тревоги, психосоматических симптомов), а СПП - в основе экстернальных (отклонений в поведении, гиперактивности и нарушений внимания) (C. Colder, R. O’Connor, 2004; H. Slobodskaya, 2007). Однако большая часть данных получена при однократном исследовании небольших выборок детей в условиях лаборатории либо при помощи самоотчетов подростков (C. Colder, R. O’Connor, 2004; P. Muris et al., 1999; P. Muris et al., 2005); сведения о значении индивидуальной чувствительности к подкреплению для развития психологического здоровья детей и подростков в широком возрастном диапазоне отсутствуют.

Средовые факторы также оказывают значительное влияние на развитие нарушений психологического здоровья. Существенную роль играет социально-экономический статус, включающий образование, профессиональный статус и уровень доходов родителей (T. Achenbach, L. Rescorla, 2007; K. Bourdon et al., 2005). Установлено значение размера семьи (L. Bergeron et al., 2000) и ее структуры для психологического здоровья ребенка. Факторы ближайшего семейного окружения ребенка изучены значительно меньше. В исследованиях последних лет выявлен вклад семейной атмосферы и методов воспитания (А.М. Захаров, 1997; J. Dunn et al.,1998; J. Farver et al., 2005; G. Margolin, E. Gordis, 2000; S. McMahon et al., 2003), социальной поддержки друзей и родственников (Р. Гудман, С. Скотт, 2008; J. Dunn et al., 1998). В российских исследованиях обнаружено, что социально-экономические факторы менее важны для психологического здоровья детей, чем в других странах (R. Goodman et al., 2000); значительно больший вклад вносили факторы ближайшего окружения, непосредственно влияющие на ребенка (Е.Р. Слободская и др., 2008). Однако данные, полученные в срезовых исследованиях, не позволяют судить о причинных влияниях. Лонгитюдные исследования интернальных и экстернальных проблем российских детей и подростков с применением стандартизованных количественных методов и оценкой биологических и средовых факторов практически отсутствуют.

Цель диссертационного исследования: изучить влияние чувствительности к подкреплению и средовых факторов на психологическое здоровье детей и подростков.

Объект исследования: психологическое здоровье детей и подростков от 3 до 18 лет.

Предмет исследования: связь чувствительности к подкреплению как индивидуальной характеристики темперамента с динамикой экстернальных или интернальных проблем как показателя отклонений психологического здоровья.

Общая гипотеза исследования:

Нарушения психологического здоровья в форме интернальных и экстернальных проблем у детей и подростков обусловлены чувствительностью к подкреплению и средовыми факторами риска и защиты.

Частные гипотезы:

  1. С возрастом уровень психологического здоровья возрастает;
  2. Высокая чувствительность к наказанию предрасполагает к нарастанию интернальных проблем;
  3. Высокая чувствительность к вознаграждению предрасполагает к нарастанию экстернальных проблем.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение устойчивости и динамики проблем психологического здоровья детей и подростков в лонгитюдном исследовании.
  2. Изучение динамики интернальных и экстернальных проблем в разных возрастных группах.
  3. Валидизация и адаптация родительского опросника для определения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей.
  4. Оценка прогностической значимости чувствительности к подкреплению и семейных факторов для динамики интернальных и экстернальных проблем у детей и подростков.

Теоретико-методологическим основанием исследования являются концепции психологии развития (И. В. Дубровина), учения о поведенческих проблемах (T. M. Achenbach, M. Rutter), их динамике в популяции (D. Magnusson, A. Caspi), множественных факторах риска и защиты психологического здоровья детей (Р. Гудман, С. Скотт, R. Plomin, M. Rutter), о темпераменте как факторе психологического здоровья детей и подростков (A. Thomas, S. Chess, M. Rothbart), биологически ориентированные концепции темперамента (Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын, И. П. Павлов, В. М. Русалов, Б. М. Теплов, H. Eysenck, M. Rothbart) и современные представления о биологической природе индивидуальности человека как основе нормального и отклоняющегося развития в теории чувствительности к подкреплению (P. Corr, J. Gray, L.D. Smillie).

Методы и методики исследования.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы. Для количественной оценки изучаемых характеристик использовались стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью: опросник «Сильные стороны и трудности» (Goodman et al., 2005) для оценки выраженности интернальных и экстернальных проблем, опросник «Стиль жизни» (Слободская и др., 2008) для оценки семейных характеристик, «Список индивидуальных особенностей ребенка» (Slobodskaya, Zupan?i?, 2010) для оценки личностных особенностей и адаптированный и валидизированный автором русский вариант родительского опросника чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей (Кузнецова, Слободская, 2010; Colder, O’Connor, 2004). Статистическая обработка данных производились с помощью статистических пакетов SPSS 19 и AMOS 17.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, применением стандартизованных, международно признанных методик, обладающих удовлетворительной валидностью, адекватными методами математического анализа, воспроизводимостью результатов в подгруппах испытуемых, а также сопоставлением полученных показателей с аналогичными данными других исследователей. Надежность результатов обеспечивалась повторными исследованиями, а также внутренней согласованностью шкал.

Процедура исследования. Был осуществлен сбор повторных данных на основе исследования, проведенного в 2003-2005 гг. Информация поступала в результате опроса родителей. Интервал между исследованиями составил от двух до пяти лет (M=3.3, SD=.8). Выборка первоначального исследования включала родителей 1908 детей от 3 до 18 лет из города Новосибирска и сельских районов Новосибирской, Оренбургской, Омской области и Алтайского края. Для повторного исследования из участников первого замера были отобраны родители детей и подростков, не достигших восемнадцати лет, имеющие координаты для связи. В результате в повторном исследовании участвовали 477 родителей (из них 90% - матери). Возраст детей при первом исследовании - от 3 до 14 лет, из них 124 дошкольника (3-6 лет), 245 младших школьников (7-10 лет) и 108 младших подростков (11-14 лет). Возраст детей при повторном исследовании - от 5 до 18 лет, из них: 19 дошкольников (3-6 лет) детей, 144 младших школьников (7-10 лет), 239 младших подростков (11-14 лет) и 75 старших подростков (15-18 лет). С учетом неравномерного интервала между исследованиями, дети могли остаться в своей возрастной группе или перейти в следующую возрастную группу, однако основной фокус нашего внимания был направлен на динамику проблем между первым и вторым исследованием. После завершения сбора данных при сравнении показателей первого и второго исследования была показана репрезентативность итоговой выборки по отношению к исходной.

Новизна исследования состоит в том, что впервые проведено лонгитюдное исследование психологического здоровья российских детей и подростков в широком возрастном диапазоне с использованием стандартизованных международно-признанных методов оценки распространенных экстернальных и интернальных проблем и их влияния на функционирование в важнейших сферах жизни.

Впервые изучена динамика экстернальных и интернальных проблем в процессе развития российских детей и подростков: установлена степень устойчивости уже имеющихся отклонений, наибольшая для экстернальных проблем, выявлена общая тенденция к благополучному развитию, а также специфическая динамика проблем в разных возрастных группах.

Адаптирован и валидизирован российский вариант родительского опросника для оценки индивидуальной чувствительности к подкреплению у детей, который обладает адекватными психометрическими характеристиками и может применяться от дошкольного до старшего подросткового возраста. Впервые установлены особенности чувствительности к подкреплению, связанные с полом и возрастом.

В литературе имеются данные о том, что поведение в раннем возрасте может быть прогностическим фактором проблем у взрослых (Asendorpf, 1990, 1993; Caspi et al., 1990), настоящее исследование указывает на то, что ключевую роль здесь могут иметь нейропсихологические системы, обеспечивающие чувствительность к подкреплению: впервые выявлено значение чувствительности к подкреплению для динамики интернальных и экстернальных проблем детей и подростков: чувствительность к наказанию является основным предиктором нарастания интернальных проблем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками), а чувствительность к вознаграждению вносила наибольший вклад в нарастание проблем с поведением, гиперактивности и экстернальных проблем в целом. Установлены средовые факторы развития психологического здоровья детей и подростков; показано, что вклад семейной атмосферы и сплоченность семьи являлись неспецифическими факторами защиты.

Впервые получены данные об устойчивости и изменениях психологического здоровья российских детей и подростков различных социально-экономических слоев населения сельской и городской местности и выявлены прогностические значимые характеристики ближайшего окружения. Отмечено, что в процессе развития устойчивые индивидуальные особенности постоянно взаимодействуют с факторами семьи, которые могут смягчать или усиливать воздействие биологических факторов на нормальное развитие, действуя, как правило, неспецифически. Результат развития зависит от исходного уровня проблем и сложных взаимодействий между внутренними и внешними факторами риска и защиты.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты расширяют представления о значении темперамента, в частности индивидуальной чувствительности к подкреплению, для благополучного развития детей и подростков, и механизмах возникновения наиболее распространенных проблем психологического здоровья. Имеющиеся данные о роли нейропсихологических систем поведения приближения и торможения поведения в процессах нормального и отклоняющегося развития дополнены сведениями о том, что чувствительность этих систем является одним из основных факторов устойчивости интернальных и экстернальных проблем.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования позволяют составить обоснованный прогноз развития наиболее распространенных проблем с учетом индивидуальных особенностей и условий развития. Полученные данные могут быть использованы для выявления детей и подростков с выраженным риском развития интернальных и экстернальных проблем, обусловленными индивидуальными особенностями и характеристиками ближайшего окружения, для разработки обоснованных программ профилактики и коррекции, учитывающих зарекомендовавшие себя в исследованиях факторы риска и защиты, и в работе практических психологов. Показана возможность применения результатов исследования для социальной политики и при разработке профилактических программ, опирающихся на выявленные факторы риска и защиты.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Предложена эмпирическая модель развития, учитывающая индивидуальные особенности нейропсихологических систем подкрепления и факторы ближайшего окружения. Развитие идет наиболее благоприятно при низкой чувствительности к подкреплению у детей и высокой сплоченности семьи; образование матери также способствует благополучию детей.
  2. Высокая чувствительность к подкреплению у детей и разлад в семье создают наибольший риск возникновения психологических проблем; при высокой чувствительности к наказанию наиболее вероятны эмоциональные проблемы и трудности в общении; сочетание высокой чувствительности к вознаграждению у ребенка и разлада в семье предрасполагает к проблемам с поведением и вниманием.
  3. По мере взросления детей уровень их психологического здоровья возрастает, экстернальный или интернальный характер проблем сохраняется; экстернальные проблемы имеют выраженную тенденцию к сохранению в течение продолжительного времени. С возрастом выраженность отклонений снижается, характеризуя благополучное развитие детей, однако динамика проблем в различных возрастных группах неодинакова.
  4. Чувствительность к подкреплению является основным предиктором динамики проблем психологического здоровья; чувствительность к наказанию предрасполагает к сохранению интернальных проблем, а чувствительность к вознаграждению - экстернальных проблем.
  5. Сплоченность семьи являлась неспецифическими факторами защиты психологического здоровья детей и подростков, независимо от содержания присутствующих у них проблем.
  6. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и награде у детей, валидизированный и адаптированный в ходе исследования, характеризуется хорошей обоснованностью и надежностью, конструктной валидностью и обладает дискриминантной валидностью в отношении пола и возраста и может использоваться для изучения темперамента детей по данным родителей в диапазоне от дошкольного до старшего подросткового возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены на межлабораторных семинарах и конкурсе молодых ученых НИИ физиологии СО РАМН (Новосибирск, 2007, 2009), а также были представлены на конференции «Роль психотерапии и консультирования в обществе перемен» (Новосибирск, 2007); межрегиональных научно-практических конференциях «Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте» и «Кризисные состояния детского возраста: психопатология, система помощи, профилактика» (Новосибирск, 2008); всероссийской конференции «Фундаментальные аспекты компенсаторно-приспособительных процессов» (Новосибирск, 2007), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны здоровья молодежи в современной технологической среде» (Брянск, 2007), 14-ой и 15-ой европейских конференциях по психологии личности (Тарту, Эстония, 2008; Брно, Чехия, 2010), заседании Общества исследований в области развития детей, проводящемся каждые два года (Денвер, США, 2009), 14-ой европейской конференции по психологии развития (Вильнюс, Литва, 2009), конференции Международного общества изучения индивидуальных различий (Лондон, Великобритания, 2011) и в публикациях автора.

Исследование проведено в рамках государственной темы «Индивидуальные и психосоциальные факторы психического здоровья и благополучного развития детей и подростков» (№ госрегистрации 01.02.00 950887), проводимой по программе фундаментальных научных исследований Российской академии медицинских наук на 2008-2012 гг. («Разработка фундаментальных проблем в области сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с учетом региональных особенностей территорий Российской Федерации»). Результаты диссертационной работы используются в лекционном курсе «Психосоциальное развитие личности» для студентов кафедры социальной работы и социальной антропологии факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета, Валидизированный и адаптированный в ходе диссертационного исследования Опросник чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению используется в исследованиях индивидуального развития детей и подростков: в работе психолога-педагога МКДОУ Детский сад № 485 города Новосибирска, а также в научно-исследовательской работе факультета клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 146 страницах текста, состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 232 работы, из них 49 отечественных источников, 183 - зарубежных, и включает 7 рисунков, 10 таблиц, 2 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представляются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Обзор литературы» обосновывает необходимость проведения исследования. Первый раздел посвящен анализу международно-признанных подходов к изучению психологического здоровья детей и подростков (Achenbach, Rescorla, 2001; Goodman et al., 2000), и включает в себя определение наиболее часто встречающихся проблем – интернальных и экстернальных (Гудман, Скотт, 2008; Achenbach, Edelbrock, 1978), и сведения об их распространенности в популяции (Goodman et al., 2005). Согласно международным конвенциональным критериям, проблемы психологического здоровья выделяют на основании репрезентативных исследований с помощью стандартизованных опросных листов и интервью, включающих перечень ключевых, по мнению экспертов, проблем развития; при этом примерно 80 % детей относят к норме, 10 % - на грани нормы, а 10 % имеют отклонения. В данном разделе дается обоснование лонгитюдного исследования проблем психологического здоровья детей и подростков для выявления биологических и средовых факторов риска и защиты (Гудман, Скотт, 2008; Rutter, 1994).

Во втором разделе вводится понятие факторов риска и защиты психологического здоровья детей и подростков, а также подробно рассматриваются выявленные в больших национальных исследованиях средовые факторы: социально-экономическое положение, структура семьи, место проживания и ближайшее семейное окружение ребенка - семейная атмосфера и методы воспитания (Борисова и др., 2005; Зубаревич, 2007; Овчарова, 2005; Рыбинский, 1996; Achenbach, Rescorla, 2007; Bourdon et al., 2005; Dunn et al., 1998; Farver et al., 2005; Green et al., 2005; Heyerdahl et al., 2004; Leon et al., 2007; Margolin, Gordis, 2000; Mathiesen, Sanson, 2000; McMahon et al., 2003; Meltzer et al., 2008; Rutter, 2000). Показано, что формальные социально-демографические характеристики изучены значительно лучше, однако вклад факторов ближайшего семейного окружения существенно больше. Сопоставимые российские данные о средовых факторах психологического здоровья российских детей и подростков практически отсутствуют.

В третьем разделе рассматриваются индивидуальные особенности как фактор психологического здоровья детей и подростков. Устойчивые особенности поведения имеют биологическую основу, проявляются с раннего возраста и стабильны на протяжении жизни (Caspi, Shiner, 2006). Показано, что многочисленные черты темперамента детей, выделенные разными исследователями (Чесс, Томас, 1994; Goldsmith et al., 1987; Strelau, 1999; Rothbart et al., 1995; Kagan et al., 1984), взаимосвязаны, и в их основе лежат фундаментальные биологические характеристики - торможение и импульсивность, проявляющиеся в поведении избегания и приближения, соответственно (Martin, Bridger, 1999). Эти свойства обусловлены особенностями нейропсихологических систем, выделенных в теории чувствительности к подкреплению (ТЧП): системы торможения поведения (СТП), чувствительной к стимулам наказания, и системы поведения приближения (СПП), чувствительной к стимулам вознаграждения (Грей, 1987; Corr, 2008; Gray, McNaughton, 2000; Smillie et al., 2006).

Понятия вознаграждения и наказания, используемые в ТЧП, относятся к привлекательным и неприятным событиям в окружающей среде; на их основе формируются побудительные мотивации, имеющие универсальное биологическое значение и во многом определяющие поведение на протяжении всей жизни (Corr, 2009). Подробно рассмотрены феномены торможения поведения (Asendorpf, 1990; 1993; Kagan et al., 1984; Kagan, 1989; Kagan, Snidman, 1999; Schwartz et al., 2003), а также импульсивного «расторможенного» поведения (Чесс, Томас, 1994; Caspi et al., 1990; 2003; Davidson, 2006; Eisenberg et al., 2004; Fowles, 2000; Kindlon et al., 1995; Rothbart, 2004). Показано существенное значение СТП и СПП для развития психологического здоровья детей и подростков и возникающих отклонений (Colder, O'Connor, 2004; Muris et al., 2005; Slobodskaya, 2007; Slobodskaya et al., 2003).

Во второй главе «Организация и методы исследования» отражена процедура эмпирического исследования динамики психологического здоровья детей и подростков. Описан процесс формирования выборки. Приведены подробные демографические и социально-экономические характеристики участников: место проживания, состав семьи, образование родителей и их профессиональный статус. Сравнение с не принявшими участие в повторном исследовании показало, что выборка исследованных детей репрезентативна.

При первом исследовании родителям предлагали заполнить опросник «Стиль жизни» (Слободская и др., 2008), оценивающий семейные характеристики (пол и возраст ребенка, размер и состав семьи, уровень образования и профессиональный статус родителей) и факторы ближайшего окружения (достаток, сплоченность семьи, семейное насилие, жесткость воспитания, помощь близких в заботах о ребенке, безопасность местожительства, проживание в городе или сельской местности и занятия ребенка спортом) и опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ, Goodman et al., 2005), диагностирующий распространенные экстернальные и интернальные проблемы детей. Первая часть опросника из 20 пунктов образует 4 шкалы: эмоциональные симптомы (тревоги и страхи), проблемы со сверстниками (трудности в отношениях и общении), проблемы с поведением (агрессивное, антисоциальное поведение) и гиперактивность с невнимательностью (сложности в регуляции активности и сосредоточении). Сумма вопросов опросника составляет общее число проблем. Вторая часть опросника из 5 вопросов оценивает влияние проблем на каждодневную жизнь ребенка в важнейших сферах жизни, таких как учеба и дружеские отношения.

При втором исследовании родители заполняли тот же самый комплект опросников и созданный автором русский вариант Родительского опросника чувствительности к наказанию и вознаграждению для детей (Кузнецова, Слободская, 2010). Шкала чувствительности к наказанию разработана в соответствии с понятием тревожности и предназначена для измерения индивидуальных различий в торможении поведения в ситуациях, характеризующихся новизной или возможностью неприятных последствий, а также беспокойством, вызванным угрозой наказания или неудачей. Шкала чувствительности к вознаграждению создана для оценки импульсивности - свойства, лежащего в основе поведения приближения, и включает вопросы, касающиеся денег и поиска новых ощущений, то есть ситуаций, где нужно проявлять активность для получения вознаграждения (Torrubia et al., 2001).

Статистический анализ данных. Изменения среднего уровня показателей оценивали с помощью Т-критерия для зависимых выборок с применением поправки Бонферрони. Для изучения структуры опросника применяли конфирматорный факторный анализ. Надежность шкал определяли с помощью коэффициента внутренней согласованности альфа Кронбаха. С помощью коэффициентов корреляций Пирсона оценивали устойчивость показателей психологического здоровья между двумя исследованиями, их связь с чувствительностью подкреплению, а также прогностические корреляции с семейными характеристиками. Эффекты возраста и семейных факторов изучали при помощи дисперсионного анализа MANOVA по F-критерию Фишера с последующими попарными сравнениями с помощью критерия Тьюки и многофакторного дисперсионного анализа ANOVA с повторными измерениями. Прогностическую значимость биологических и семейных факторов по отношению к психологическому здоровью изучали при помощи множественной регрессии под контролем возраста, пола и уровня проблем при первом исследовании.

Третья глава посвящена результатам диссертационного исследования. В первом разделе представлены результаты анализа динамики показателей психологического здоровья (Табл.1), показавшие, что наибольшей устойчивостью отличались экстернальные проблемы, и в особенности гиперактивность. Сравнение показателей психологического здоровья при первом и втором исследовании выявило снижение уровня гиперактивности, экстернальных проблем и общего числа проблем. Средний коэффициент корреляции оценок составил .42. Согласно критериям Коэна (Cohen, 1988) корреляции от .30 до .49 означают умеренную устойчивость, а .50 и более - высокую.

Таблица 1. Сравнение показателей психологического здоровья, полученных при первом и втором исследованиях

Шкалы опросника «Сильные стороны и трудности»

1-е иссл-е

M (SD)

2-е иссл-е

M (SD)

T-

критерий

r

Интернальные проблемы

2.43 (1.44)

2.40 (1.54)

.42

.40***

Эмоциональные симптомы

2.20 (1.94)

2.30 (1.96)

1.07

.40***

Проблемы со сверстниками

2.66 (1.63)

2.50 (1.74)

1.68

.26***

Экстернальные проблемы

3.43 (1.82)

3.04 (1.86)

5.08***

.60***

Проблемы с поведением

2.05 (1.71)

1.89 (1.70)

1.89

.44***

Гиперактивность

4.83 (2.49)

4.19 (2.58)

6.09***

.61***

Общее число проблем

11.72 (5.20)

10.88 (5.60)

3.36**

.51***

Влияние проблем на жизнь

2.79 (2.33)

3.13 (2.61)

2.59*

.37***

Примечание. *p < .05, **p < .01, ***p < .001. N = 466.

Наиболее устойчивы гиперактивность с нарушениями внимания, экстернальные проблемы и общее число проблем. Интернальные проблемы менее стабильны, особенно проблемы со сверстниками. И при первом, и при втором исследовании у мальчиков был значительно выше уровень гиперактивности, экстернальных проблем и их влияния на жизнь, чем у девочек, однако динамика проблем у детей разного пола не различалась.

Дисперсионный анализ с повторными измерениями показал, что динамика проблем психологического здоровья у детей разных возрастных групп (от дошкольного до младшего школьного возраста, от младшего школьного до младшего подросткового возраста и от младшего подросткового до старшего подросткового возраста) была неодинаковой. Уровень эмоциональных симптомов (F(2, 450) = 3.27; p=.039), а также интернальных проблем в целом (F(2, 452) = 3.54; p=.030) от дошкольного до младшего школьного возраста нарастал (рис. 1, А и Б). 

Далее см. полнотекст автореферата...


Полнотекст автореферата
Перейти к списку диссертаций