Детская психология
 

Психолого- педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков

Диссертант: Вислова Аминат Даняловна
Год защиты: 2001
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Обухова Л.Ф.
Ведущее учреждение: ПИ РАО
Место выполнения: МГУ им. Ломоносова факультет психологии
Оппоненты: Колесов Д.В. Барцалкина В.В.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

Вислова Аминат Даняловна

Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков

Исследование посвящено изучению психолого-педагогических и социальных аспектов формирования и профилактики наркогенной зависимости у детей и подростков.

Актуальность темы исследования. Специфические условия современного этапа развития общества, социальная дезадаптация значительной части населения провоцирует рост динамики потребления наркотиков. Существующая система мер противодействия наркотизму в силу различных причин носит непоследовательный характер и неадекватна реальному положению дел. Главная особенность ситуации заключается в том, что пробле­ма наркомании получает все большее распространение среди подрастающего поколения.

На основе данных социологических исследований, анализа общественного мне­ния, материалов средств массовой информации, проведения конференций, совещаний, дискуссий можно констатировать ряд факторов, способствующих социальному отягоще­нию наркогенной ситуации. Это сведение проблемы немедицинского потребления нарко­тиков к проблемам здравоохранения и правоохранительных органов; омоложение возрас­та, с которого начинается приобщение к наркотикам; рост числа потребителей наркотиков, особенно, среди подростков и молодежи; появление нового социального феномена - молодежной наркоманической субкультуры, которая "воспроизводит" и распространяет молодежный наркотизм; неопределенность и отсутствие научно обоснованной концепции формирования здорового образа жизни.

В государственном докладе "Наркомания — угроза нации" (1998 г.) отмечается, что за последние годы количество потребителей наркотиков в России возросло в 3,5 раза и, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотиками, может пре­высить уровень в три миллиона человек к началу XXI века. Учитывая возрастную катего­рию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.

Признавая актуальность проблемы наркомании в современном мире и провозгла­сив 1991-2000 годы десятилетием по борьбе с потреблением наркотиков, Генеральная Ас­самблея ООН предложила всем странам принять комплексные национальные программы по профилактике наркомании. Учитывая необходимость обеспечения охраны здоровья населения, государственной и общественной безопасности страны в России принят закон о профилактике наркомании. Данный закон призван приостановить тенденцию развития наркомании и содействовать сохранению психического, физического, духовно-нравственного здоровья населения.

В обществе растет осознание того, что профилактика наркомании должна стать приоритетной задачей, а для этого необходимо максимально раннее выявление симптомов психологической предрасположенности к употреблению наркотических веществ в школь­ном возрасте. В последние годы все большее внимание ученых привлекают вопросы профилактики наркомании у детей младшего школьного возраста и предпринимаются попыт­ки моделирования наиболее эффективных форм и методов формирования антинаркогенной установки у данной категории детей.

Идеи антинаркогенного воспитания детей получили развитие в работах ряда оте­чественных и зарубежных ученых (В.В. Барцалкина 1990, 1995, В.В. Гульдан 1989, 1990, 1991, Д.В. Колесов 1998, 1999, J.Moskovitz, 1989, В. Sprunger, 1993, М. Zuckerman,1979 и др.

Несмотря на многолетние исследования личности наркозависимых, мотивации и психологической готовности к употреблению наркотиков, поло-возрастных особенностей наркоманов необходимо отметить недостаточную изученность вопроса о причинах, способствующих формированию установки на употребление наркотических веществ. В связи с тенденцией омоложения начала "наркогенной карьеры" особую актуальность приобрета­ет исследование уровня информированности детей 9-10 лет о наркотиках для организации профилактической работы по формированию устойчивости в ситуации наркогенного соблазна.

Цель исследования - выявление факторов, способствующих распространению наркомании среди подрастающего поколения Кабардино-Балкарии.

Объект исследования - психолого-педагогические и социальные факторы возникновения установок на потребление наркотиков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - информированность детей 9-10 лет о наркотиках и ее влияние на принятие решения об употреблении наркотиков; отношение учителей началь­ной школы к проблеме наркомании среди учащихся.

Организация исследования. Базой исследовательской работы служили общеоб­разовательные школы Майского, Прохладненского, Черекского районов республики и го­рода Нальчика, подразделения наркологической службы и правоохранительных органов республики, а также государственные структуры, занимающиеся проблемами молодежи.

Гипотезы исследования. Опираясь на статистические данные различных мини­стерств и ведомств о распространении наркомании в Кабардино-Балкарии среди молоде­жи, мы выдвинули следующие предположения о причинах этого явления:

  1. Учащиеся получают большой объем разнообразных сведений о наркотиках из разных источников, однако среди них преобладает информация, способствующая приобщению к наркотикам. Восприятие младшими школьниками информации, получаемой о наркотиках, имеет свои специфические особенности и не соответствует традиционным представлениям учителей и родителей. Младшие школьники знают, что взрослые ждут от них осуждения наркотиков и на аналогичный вопрос могут давать отрицательный ответ, но это не отражает их истинного отношения к наркогенным веществам. Истинное их отношение в основном определяется информацией, которую они получают от сверстников, из видеофильмов и телепередач.
  2. Учителя понимают опасность наркомании, но их представления довольно абстрактны; они недооценивают уровень информированности школьников и возможность их раннего приобщения к наркотикам; не владеют знаниями и современными технологиями ведения профилактической работы. Поэтому учителя не умеют правильно формировать антинаркогенную устойчивость у детей.   Отсутствие систематической профилактической работы в школе "восполняется" некачественной информацией о наркотиках, которую учащиеся получают из других источников, выполняющих инициирующие и провоцирую­щие функции формирования установки на первую пробу наркогенного вещества.
  3. Отсутствует единая стратегия ведения антинаркотической работы в государственных структурах, занимающихся проблемами наркомании, не проявляется взаимопонимание и преемственность в ключевых вопросах общего для них дела.

Задачи исследования:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Характеристика социально-экономических факторов, которые детерминируют распространение наркоманов в Кабардино-Балкарии.
  3. Разработка и апробация вопросников для сбора информации в государственных структурах о наркогенной ситуации в республике; для выявления предрасположенности к употреблению наркотиков у младших школьников; для анкетирования учителей с целью выявления уровня их осведомленности, но различным аспектам наркомании; для активных наркоманов, проходящих наркологическое лечение; для учителей - об особенностях развития и обучения в школьном возрасте  подростков-наркоманов, состоящих на нарко-учете.
  4. Анализ и статистическая обработка результатов исследования и формулирова­ние предложений для разработки рекомендаций по формированию устойчивости детей к наркотическим веществам.

Методы исследования определялись обозначенными задачами и гипотезами исследования и включали: анализ психологических, педагогических, медицинских, социологических литературных источников по проблеме наркомании; анкетный опрос учащихся, учителей и наркоманов; целенаправленные наблюдения и беседы с учителями, нарколога­ми и сотрудниками правоохранительных органов; сбор и обобщение материалов государ­ственных органов и общественных организаций.

Для проверки достоверности данные исследования, проведенного среди младших школьников, учителей, а также активных наркоманов, были подвергнуты компьютерной обработке с использованием метода математической статистики критерия факторного ана­лиза х2

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в выявлении факторов, существенно влияющих на формирование риска наркогенного заражения младших школьников в условиях Кабардино-Балкарии. Установлено, что дети уже с 9-10 лет обладают преимущественно односторонней информацией о нарко­тиках и наркоманах, которая преобладает над информацией, получаемой от учителей и ро­дителей. Характер и содержание информации, сообщаемой учащимся сверстниками и старшими школьниками, отличаются от назидательнопоучительной, но не отражающей реальной картины наркотизма информации, получаемой от учителей.

На основе полученных данных обнаружен феномен дистанцированности сведений о наркотиках, получаемых детьми в зависимости от места жительства (центр и периферия).

Информированность детей о наркотиках в сельских районах ниже. Данное обстоятельство может быть объяснено наибольшей сохранностью традиционных специфических этиче­ских норм нравственного поведения в наиболее удаленных от центра районах, что служит неким буфером на пути наркотизации и играет роль нравственного тормоза перед общеми­ровым, общероссийским информационным натиском, сопровождающимся ломкой при­вычных стереотипов поведения.

Сформирован подход к пониманию факторов, обусловливающих формирование негативного отношения к наркотикам и риск приобщения к ним. При этом результаты исследования позволят в дальнейшем определить роль каждого фактора в выработке опре­деленного стиля поведения формирующейся личности в плане ее устойчивости к наркотизму.

Положения, выносимые на защиту:

  1. К основным факторам, влияющим на формирование установки, на потребление наркотиков младшими школьниками, относятся отсутствие целенаправленной работы по антинаркотическому просвещению и воспитанию; доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и старших школьников, ориентирующих на безопасность малых доз и "легких" наркотиков.
  2. Выявленные в результате исследования поверхностные представления младших школьников о наркотиках и их опасности являются результатом отсутствия системы взаимодействия учителей и родителей в вопросах профилактики наркомании.
  3. Выяснение того, как понимается (или не понимается) проблема наркомании в обыденном сознании людей  разных возрастных групп (младших школьников, учителей, подростков-наркоманов) Кабардино-Балкарии открывает возможность коррекции невер­ных представлений, позволяет формировать у подрастающего поколения новые установки, исключающие риск саморазрушающего поведения и обеспечивающие способность веде­ния здорового образа жизни.
  4. Показана необходимость не только введения научно-обоснованных программ деятельности по профилактике аддиктивного поведения среди детей и подростков, но и разработка их с учетом этнокультурных особенностей населения различных регионов Рос­сии, в том числе Северного Кавказа.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заклю­чается в выработке рекомендаций психолого-педагогического и социального плана с уче­том местной специфики. Результаты могут быть использованы для разработки программ по формированию у детей и подростков социально-приемлемых форм поведения и навы­ков ведения здорового образа жизни.

Полученные материалы могут быть рекомендованы учителям школ для использо­вания в организации воспитательной работы, а также в процессе обучения учителей в педколледжах и институтах, в системе подготовки социальных работников.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробиро­ваны на совместном заседании кафедр возрастной и педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (апрель 2001 г.), на кафедре теории и методики социальной работы Кабардино-Балкарского госуниверситета (январь 2001 г.), в докладах на научно-практических конференциях Международной Лиги трезвости и здоровья (Москва, 1998-2001); на научно-практической конференции "Молодежь за мир и согласие на Северном Кавказе" (Нальчик, 2000т); на республиканской научно-практической конференции "Ак­туальные проблемы воспитания личности в современных условиях" (Нальчик, 1999г) ; на заседаниях правления Ассоциации здорового образа жизни КБР (1998-2000гг).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. В тексте представлены 6 таблиц и 7 гистограмм, иллюстрирующих эмпирическое содержание исследования. Диссертация изложена на 168 страницах. Библиография состоит из 160 наименований, из них 24 на иностранных языках.

Основное содержание диссертации.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, представлены гипотезы и методы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Формирование наркозависимости как психологическая пробле­ма" - проанализирована специальная литература, касающаяся основных аспектов изучае­мой проблемы. В данной главе рассматриваются исследования наркозависимости в об­щей, социальной, медицинской и возрастной психологии.

Подчеркивая важную роль психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, Т.И. Петракова ( 1999) утверждает, что мотивация, связанная с конкрет­ными ситуациями, несущими негативные переживания, играет важнейшую роль в форми­ровании активизации особого "состояния готовности" к употреблению наркотических ве­ществ. К определяющим факторам обращения к наркотикам относятся социальные и психологические условия жизни, факторы группового влияния, непосредственное психофизиологическое воздействие наркотиков, вызывающее состояние удовольствия или удовле­творённости.

Изучению личностных черт, характерных для наркозависимых несовершеннолет­них, посвящены работы А.А. Коломеец (1989), Н.Г. Найдёновой (1989), Ю.П. Лисицына и П.И Сидорова (1990) и др. По их мнению, личности наркомана присуще сочетание неко­торых психологических особенностей, таких как: несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие социально значимых установок, низкий самоконтроль, психическая неуравновешенность, установка на быстрое удовлетворение потребно­стей при минимальных затратах усилий, а также неопределённость жизненной перспекти­вы, нарушение психологических адаптивных механизмов. Всё это может вести к стремле­нию изменить своё психическое состояние.

Роли социальной группы как фактора приобщения к наркотикам уделяется особое внимание в работах А.Е. Тарас (1987), В.Е. Смирнова (1988), С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.А. Мотынги (1997) и Д.В. Колесова(1999). Значимость социальной группы в зарождении наркотического влечения настолько велика, что многие исследователи рассматривают в качестве его причины подражание или прямое принуждение со стороны наркофильного окружения.

Многие учёные сходятся во мнении, что потребление наркотиков является результатом "социального научения". Знакомство с наркотиками начинается с дружеских кон­тактов с их потребителями. Первое употребление (обычно слабых наркотиков) происходит в кругу знакомых. Господствующими являются мотивы любопытства и приспособле­ния к своей возрастной группе. Продолжение употребления наркотиков определяется тем, что первое употребление не вызывает отрицательных эмоций или даже даёт такие поло­жительные эффекты, как признание и принадлежность к группе. В некоторых случаях уже первая проба ведёт к эйфории, которая быстро становится главным фактором продолже­ния приёма того или иного вещества. Понятие "социальная микросреда" раскрывается в трудах А.А. Портного и И.Н. Пятницкой (1971).

Значимость первичных мотивов и последовательность приобщения к наркотиче­ским веществам, а также процесс формирования психофизиологической зависимости раскрываются в исследованиях И.Г. Уракова (1990), Т.И. Петраковой (1997), С.В. Березина с соавторами (1997).

Патопсихологический подход к проблемам наркозависмости основан на концепции А.Е Личко (1983) о различных типах акцентуации характера в подростковом возрасте. Он выявил, что риск ранней наркотизации поведения повышен у подростков неустойчивого и гипертимного типов. Для них характерно тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям и неизведанным переживаниям. Для шизоидных подростков привлекательны те средства, которые способствуют аутистическому фантазированию или служат "коммуникативным допингом". Эпилептоидная акцентуация предопределяет больший риск само­разрушающего поведения - патологическое влечение развивается быстро и проявляется сильно. Конформный тип акцентуации проявляется у тех подростков, которые легко подпадают под чужое влияние и некритически оценивают установки неформальных групп. А.Е. Личко пишет, что подростки с истероидными чертами "могут пасть жертвой собственных притязаний на исключительность", доказывая, что им "всё нипочём", и они всех могут "перепить" и всё "перепробовать".

Трудностям подростка, находящегося "на перекрёстке" возрастов, посвящены ра­боты В.В. Барцалкиной (1990), С.В Кривцовой (1997), Л.С. Алексеевой (1998). При этом В.В.Барцалкина акцентирует внимание на внутренние и внешние причины истоков ранней наркотизации. Она рассматривает феномен наркотизма в неразрывной связи с возрастны­ми, индивидуальными особенностями, а также специфическими условиями социальной среды, в которых развивается личность.

Во второй главе - "Психологические принципы и программы профилактики наркомании среди подростков" - изложены основные принципы и подходы к профилактике наркозависимости. В главе приводится анализ современных программ формирования социально адекватного поведения подростков. Особую значимость в профилактике наркомании и других форм девиантного поведения среди детей и подростков имеет формирова­ние здорового образа жизни. Отмечено, что в системе ценностных ориентации подростков их собственное здоровье ещё не занимает заметного места. Именно поэтому у них отсут­ствуют знания, навыки и стратегии поведения, ведущие к здоровью и успешной самоак­туализации. На основе изучения типичных для учащихся стратегий понимания здорового образа жизни Г.К. Зайцев (1995) пришел к выводу о том, что для современных школьников характерно многообразие односторонних взглядов. Субъективные модели понимания школьниками здорового образа жизни базируются либо на традиционных "режимных" подходах, которые насаждаются чаще всего в назидательной, категоричной форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, либо на новых критериях здо­рового образа жизни, связанных со свободой выбора средств удовлетворения потребно­стей. Практическая деятельность школьников по формированию собственного здоровья носит бессистемный характер.

В исследовании, проведенном среди учителей, Г.К. Зайцев (1995) выявил их низкую компетентность в понимании здорового образа жизни. При наличии традиционного восприятия сущности здорового образа жизни, учителя не придерживаются провозглашаемых правил. В качестве главного критерия здорового образа жизни ими избирается не поведе­ние человека, а состояние его здоровья. Именно поэтому данный подход нуждается в целесообразной коррекции.

Среди основных принципов психолого-педагогического воздействия в процессе профилактики наркомании специалисты указывают на принцип индивидуализации педа­гогического воздействия и дифференцированного подхода в ходе антинаркотической пропаганды, на принцип поэтапности, системности и последовательности в профилактической работе и др.

Из современных подходов к профилактике наркозависимости следует выделить информационный подход, как наиболее распространенный. Он повышает уровень знаний учащихся о наркотиках, об их опасности и негативных последствиях употребления. Дру­гой подход основан на аффективном (эмоциональном) обучении, он формирует у уча­щихся умение распознать свои чувства и управлять ими. Обучение направлено на повы­шение самооценки, определение значимых жизненных ценностей, формирование способ­ностей справляться со стрессом и т.п. Третий подход основан на роли социальных факто­ров, он включает тренинги, направленные на формирование сопротивления социальному давлению, использует ролевые игры. Еще один подход основан на формировании жизнен­ных навыков. Это один из наиболее успешных подходов, он базируется на методах моди­фикации поведения и психотерапии, способствующих созданию внутренних механизмов саморегулирования и самоконтроля. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности, признан наиболее эффективным для групп высокого риска и форм девиантного поведения, он опирается на призыв "Сделай здоровый выбор!".

Анализ зарубежных программ по профилактике наркомании среди подростков показывает наличие в их основе одной из трёх психологических моделей.

  • I. Модель "знание -установки" основана на том, что наличие знаний о негатив­ных последствиях наркомании влечёт формирование отрицательной установки и их не­приятие. Однако знание и установки не всегда обнаруживают взаимосвязь и адекватность воздействия на поведение в дальнейшем.
  • II. Модель "ценности - принятие решения " опирается на самопонимание, умение удовлетворять потребности и приспосабливать своё поведение.
  • III. Модель социальной компетенции или психосоциального научения основана на том постулате, что злоупотребление психоактивными веществами происходит в силу от­сутствия у людей психосоциальных навыков. В развитие данной модели разработаны три психосоциальные техники:
  • моделирование типов поведения, стимулирующих здоровый образ жизни;
  • обучение системе навыков сопротивления социальным влияниям, способствующим употреблению алкоголя и наркотиков;
  • обучение внутри личностным и жизненным межличностным навыкам.

Ведущие исследователи в области проблем наркотизма сходятся во мнении о том, что вопрос об эффективной научно обоснованной программе профилактики наркомании вей ещё остаётся открытым в нашей стране. При этом следует отметить, что серьёзные ис­следования, направленные на изучение вопросов профилактики различных форм аддиктивного поведения среди несовершеннолетних проведены В.В. Гульданом (1991), О.Л. Романовой (1993). Работа Л.Х. Казакова (1992) посвящена проблеме профилактики раннего наркотизма, в ней рассматриваются факторы, обусловливающие начало нарко­генной карьеры, а также меры, необходимые для их профилактики.

Учёные настаивают на необходимости ведения научно обоснованной целенаправленной работы по профилактике наркомании среди школьников.

В третьей главе - "Социально-экономические детерминанты возникновения и распространения наркотической зависимости представлена характеристика социальноэкономического положения и тех негативных процессов, которые способны инициировать развитие наркотизма в Кабардино-Балкарии.

Уровень жизни и занятость населения являются основными маркерами распространения наркомании в республике. Наблюдается дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. На долю наиболее обеспеченного населения (10%) прихо­дится большая часть денежных доходов - 23,6%, в то время как на долю менее обеспечен­ного (10%) наименьшая часть - 3,1%. При этом актуальными проблемами являются про­блемы занятости в связи с тем, что Кабардино-Балкария традиционно относится к регионам с трудоизбыточным населением. Следует отметить, что к началу 90-х гг. численность трудовых ресурсов составляла около 420 тыс. человек при наличии рабочих мест в количестве до 280 тыс. человек. Рабочими местами не были обеспечены 100 тыс. граждан. Свыше половины трудоспособных жителей сельских районов пополнили ряды безработ­ных. На этом фоне численность работающих за пределами своего места жительства дос­тигла 70 тыс. человек. Отметим также, что службы занятости обладают ограниченными возможностями по трудоустройству граждан. Общая численность безработных к концу 2000 г. составила 93тыс. человек экономически активной части населения республики.

Перечисленные особенности роста безработицы, низкие показатели оплаты труда и ряд других параметров, отражающих неблагоприятные тенденции развития ситуации, аккумулируют значимость социальной помощи населению. Однако приходится констатировать малоутешительный факт о том, что 47% населения республики в 1999г. имели дохо­ды ниже прожиточного минимума и постоянно увеличивалось число нуждающихся в со­циальной помощи.

Наблюдается тенденция роста числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Групповые проявления наркопреступности заметно возрастают. В республику во всё больших объё­мах поступают "тяжёлые" наркотики опийной группы и их синтетические аналоги, изготовленные промышленным способом. За последние годы, количество изъятого у торгов­цев героина возросло более чем в пять раз. Из привлекаемых к ответственности за престу­пления, связанные с наркоманией только некоторые состоят на учёте с диагнозом "нарко­мания".

Увеличивается количество несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Среди данной категории доля лиц, нигде не работающих и не учащихся составляет подавляющее большинство.

В республике имеется собственная сырьевая база для производства наркотиков растительного происхождения, которая состоит из очагов дикорастущей конопли и незаконных посевов опийного мака.

На протяжении последних 10 лет прослеживается тенденция замещения наркоти­ков растительного происхождения производных конопли на более жёсткие - экстракци­онный опий и героин. В целом, в структуре наркорынка преобладают экстракционный опий, маковая солома и производные конопли.

Уровень выявляемости больных наркоманией крайне низкий. При общем росте употребления психоактивных веществ отмечается уменьшение численности больных наркоманией, токсикоманией. Деятельность наркологии по профилактике не поддаётся рассмотрению. Отсутствие различных типов учреждений, а также небольшой спектр оказываемых услуг минимизирует возможности больного в получении квалифицированной по­мощи, ограничивает её доступность. За добровольной помощью обращаются редко, хотя специализированную наркологическую помощь в республике можно получить только в данной службе. Многие больные ищут варианты решения проблем за пределами республики. Процент охваченных лечением наркоманов составляет меньше половины от подле­жащих. Большинство наркоманов попадает на лечение принудительно и отсутствует положительная установка, осознанное решение на преодоление зависимости. Основная мас­са наркоманов не ставит перед собой перспективной цели излечиться. За наркологической помощью обращаются при угрозе "ломки". Они не порывают с наркоманской группой и возвращаются туда же до очередного кризиса со здоровьем.

Большинство активных наркоманов, состоящих на учете, впервые начали употреб­лять наркотики с 16 лет. Самый ранний возраст совершения пробы обнаруживается в воз­расте 13-14 лет. Употребление наркотиков начинается с курения гашиша. Он более дешё­вый, доступный и его можно изготовить кустарным способом из листовой конопли. Этот вид наркотика наиболее популярен для лиц из малообеспеченных семей.

Вследствие расширения спектра употребляемых наркотических веществ растут и способы их введения. Чем старше наркоман, тем чаще начинают преобладать препараты опийной группы. Соответственно начинает преобладать и способ внутривенного введения наркотика. Отмечаются также случаи употребления героина.

У одной трети обследуемых по настоянию родителей подростков в возрасте 16-18 лет подтверждается наличие факта употребления наркотических веществ. Среди младших подростков традиционно практикуется вдыхание паров бензина, летучих органических растворителей. Популярными среди подростков становятся таблетированные лекарствен­ные препараты (димедрол, тромал, коддакт и др.). Приобщение к наркотикам происходит в большинстве случаев по месту проживания. Чаще всего подростки употребляют нарко­тики на улице.

Организация помощи наркозависимым не отвечает современным требованиям и динамике развития ситуации. Отсутствует системность, комплексность и последователь­ность мер противодействия наркомании.

В четвёртой главе - "Антинаркотическая информация как фактор формирования антинаркотической устойчивости" - изложены результаты основного эмпирического исследования уровня информированности младших школьников о наркотиках и отношения к ним; влияние информации на выбор решения "за" или "против" наркотиков в ситуации риска; а также характерных особенностей школьного развития несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества и роли учителя в развитии антинаркотической установки у школьников.

В экспериментальном исследовании приняло участие 500 учащихся младших клас­сов в возрасте 9-10 лет и 693 учителя средних общеобразовательных школ. Для решения исследовательских задач использовались анкеты, разработанные Институтом возрастной физиологии РАО с некоторыми нашими дополнениями, а также опросные листы, специ­ально разработанные нами для данной диссертационной работы. В ходе эксперимента применялись методы наблюдения и интервью, позволившие получить наиболее полную информацию по изучаемой проблеме.

Анкетирование позволило выявить, что учащиеся младших классов обладают достаточной информацией о наркотиках. Опрошенные дети перечислили свыше 10 наименований наркотических веществ (анаша, конопля, кокаин, марихуана, гашиш, героин, морфин, мак, крэк, ЛСД и др.). При этом более четверти детей не знают названии наркотиков. Однако обнаружено, что почти половина опрошенных знает о способах употребления наркотиков. По мнению школьников, наиболее популярной формой потребления наркоти­ка является его внутривенное введение. Значительное число исследованных категориче­ски отрицает наличие пробы каких-либо наркотических веществ и утверждает, что не бу­дет его пробовать. Лишь немногие школьники проявляют неуверенность или же пишут, что попробуют наркотик при определённых условиях.

Основной причиной возможного экспериментирования с наркотиком в дальней­шем, школьники называют: любопытство (6,3%); чтобы стало интересно, прошла скука (2,3%); чтобы не считали "слабаком" (2,1%); чтобы не обидеть того, кто предлагает нарко­тик (0,4%).

Подавляющее большинство учащихся считает, что к наркотику быстро привыкают и от него трудно отказаться. Высоко оценивается также риск ухудшения здоровья вслед­ствие потребления наркотиков. Школьники утверждают, что наркотики представляют ре­альную опасность: для всех людей (64,5%); для людей со слабой волей (11,3%); для боль­ных, ослабленных людей (10,5%); только для детей (9,4%). По мнению почти трети опро­шенных опасным для здоровья являются многочисленные пробы, а для 25% - одна проба наркотика. Половина школьников испытывает к наркоманам чувство жалости, в то время как 35% находят их неприятными, 15,5% - проявляют безразличие.

На наличие опасности в ближайшем окружении школьников указывают следующие данные, свидетельствующие о том, кем является знакомый наркоман: знакомый взрослый (47,6%); старший знакомый(35,9%); ровесник(11,7%).

Главными причинами употребления наркотиков дети называют следующие: не мо­гут бросить, раз начав (63%); им не повезло, они несчастны (27,2%); им нечем заняться (20,8%); чтобы стало интересно жить (18%).

Данные анкетирования показали, что ведущими носителями информации о нарко­тиках для школьников являются средства массовой информации, печатные издания, учи­теля и друзья. Меньше всего сведений об аспектах наркотизма дети получают от родите­лей. Часть школьников считает, что человеку необходимо знать о наркотиках и наркома­нах, в то время как другие не видят в этом необходимости. Большинство школьников-участников опроса не желает получать сведения о наркотиках.

С целью изучения побудительных мотивов приобщения к наркотикам, влияния ин­формации на выбор решения "за" или "против" в ситуации наркогенного заражения мы обследовали 24 активных наркомана в возрасте 20-29 лет, проходящих лечение в наркологической службе.

Выяснилось, что подавляющее большинство (83%) к моменту приобщения к наркотикам было осведомлено о том, что наркомания - болезнь, вызванная употреблением нар­котиков, однако вероятность заболеть с первой пробы допускали только 25%. Респонденты - наркоманы начинали свой дебют в подростковом возрасте, когда притягательным яв­ляется поиск стимулов, создающих гедонический риск. Очевидно, этим можно объяснит низкий показатель среди наркоманов предполагаемой опасности одной пробы. Почти по­ловина наркоманов предполагала, что можно перестать употреблять наркотики, если только захотеть. До начала употребления наркотиков 96% обследованных знали наркома­нов и основной причиной их потребления полагали отсутствие значимого занятия и инте­реса к жизни. Ведущим мотивом первой пробы наркотика 88% респондентов назвали же­лание удовлетворить любопытство. Вероятно, что информация о наркотиках и наркома­нах, которой владели опрошенные, была односторонней, несвоевременной и поэтому не предотвратила ситуацию наркогенного соблазна. Примечательно, что 92% наркоманов убеждены в том, что дети должны получать правдивую информацию о наркотиках, начи­ная с младшего школьного возраста. Опрос наркоманов подтвердил наше предположение о том, что в ситуации наркогенного давления среды при отсутствии сформированной ус­тойчивости перед соблазном создаётся высокий риск наркоманического дебюта.

Для выявления характерных особенностей становления пронаркогенной личности нами проведено исследование, направленное на изучение школьного развития шести несовершеннолетних (16-17 лет), впоследствии приобщившихся к психоактивным веществам. Школьных учителей просили рассказать о том, какими запомнились обследуемые подростки. В беседе выявлялась информация о материальной обеспеченности и социаль­ном положении родителей; об отношении к учебной, трудовой деятельности; о взаимно личностных и поведенческих проявлений: внушаемость, упрямство, настойчивость, потребность во внимании, признании своего образа "Я", тяга к приключениям, увлекаемость необычным и новым, особенности проведения досуга и другие параметры. Анализ результатов этой части исследования позволяет судить о том, как подросток-наркоман относился к школьному сообществу, об особенностях процесса социализации и формирования жизненных принципов.

Информация, полученная от учителей показывает, что у значительной части несовершеннолетних обнаруживалась слабая мотивация к учёбе и трудности школьной адаптации. Данные свидетельствуют о том, что у большинства подростков не наблюдалась эмоциональная привязанность к родителям, и значимость семейных отношений сущест­венно не выражалась. Можно констатировать, что наличие школьной дезадаптации, психоэмоциональной лабильности, акцентуаций характера, а также переживание психотравмирующих ситуаций обусловили определённый риск наркоманического дебюта. В данном случае приём наркотических веществ явился следствием изъянов развития личности.

Педагогический процесс является наиболее значимым в профилактике наркомании среди школьников. Другие социальные институты или семья не могут подменить учителя в решении ответственной задачи формирования здоровой личности. Отношение к нарко­генной информации школьников во многом определяется характером восприятия данной информации самим учителем и способом её подачи школьникам. Важной психологиче­ской задачей остаётся недостаточная изученность вопроса о роли учителя в развитии антинаркогенной установки у школьников.

В ходе исследования, проведённого среди учителей общеобразовательных школ, представлялось важным их мнение о "допустимости - недопустимости" различных форм наркотизма. Анализ полученных результатов свидетельствует об отсутствии у учителей чёткого представления об опасности психостимулирующих веществ и необходимости проведения с ними соответствующей работы, формирования устойчивых оценочных суждений. Попытка выявить пол, возраст и социальное положение наркомана "глазами" педагогов оказалась малорезультативной. Более половины опрошенных не смогли определить характерные признаки "типичного" наркомана. По мнению остальных, в социальном "портрете" наркомана преобладают черты неблагополучности: 20,1% "видят" его безработным; 17,7%- не имеющим семью. Учителя проявляют отрицательное отношение к нар­команам. Однако нейтральная оценка им даётся учителями в возрасте до 40 лет.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что абсолютное большинство учителей получает информацию об аспектах наркотизма случайно (81,1%) и лишь 5,5% ищут её целенаправленно. Ранжирование ответов учителей о наиболее раннем возрасте, когда возможно приобщение детей к наркотикам, выявило, что чем моложе педагог, тем более ранний возраст называется им. При этом отмечается большой разброс в определении возрастных границ начала употребления наркотиков - от 7 до 17 лет; треть опрошенных проявила явную неосведомлённость, уклонившись от ответа. По мнению учителей, решающими в приобщении детей к наркотикам являются влияние рекламы, любопытство, неблагополучная семья, избыток свободного времени, условия социума, а также влияние сверстников, имеющих опыт употребления наркогенных веществ.

Почти половина опрошенных сходится во мнении о том, что профилактикой наркомании должна заниматься семья. При этом учителя определяют оптимальный возраст начала профилактической работы: с 6-8 лет - 30,6%; с 9-11 лет - 18,5%; с 12-14 - 16%; с дошкольного возраста - 12,8%. В качестве основных профилактических форм работы учителя называют беседы и лекции. Они проявляют недостаточную осведомленность об уровне информированности детей о наркогенных веществах и затрудняются определить, при каких обстоятельствах может произойти проба.

Приведем два примера воспоминаний учителей об учащихся, которые стали наркозависимыми вскоре после окончания школы.

К. Наталья. 17 лет

По характеристике учителя была очень способной ученицей. Добросовестно относилась к учебе, занималась на 4 и 5. Проявляла познавательный интерес, активно посещала различные кружки и секции. Отличалась развитым чувством ответственности, своевре­менно и охотно выполняла все школьные поручения. Стремилась быть во всем успешной, но лидерскими качествами не обладала. Любые неудачи переживала болезненно. Отноше­ния с одноклассниками были ровные, хорошие. Сопереживала тем, у которых возникали проблемы, старалась оказать им помощь.

Умела управлять своими эмоциями, но нередко проявлялось упрямство. Всегда пыталась делать все по-своему. Как правило, приходилось долго переубеждать в нецелесообразности того, что делала. Настаивала на своей точке зрения и трудно соглашалась на иной взгляд. Требовалось аргументированною и терпеливо доказывать, почему лучше по­ступить по-другому. На эту же черту характера акцентировала внимание и мать Натальи, которая все время посещала школу. В целом, никаких конфликтов, связанных с учебой или дисциплиной у Натальи до окончания 10 класса не было. В 11 классе стала пропускать за­нятия в школе. Часто стали ее видеть в компании взрослых мужчин, которые приходили к ней в школу. Ее трудно было не заметить и не выделить среди сверстниц — красивая, стройная и высокая девочка.

Наталья является единственной дочерью. Живут вдвоем с матерью. Отца нет. Семья характеризуется атмосферой взаимопонимания, сбалансированностью интересов в удовлетворении духовных и материальных потребностей. Мать держала дочь в строгости и жестко контролировала ее. В разговоре часто упоминала, что старается одевать, обувать свою дочь "чтоб не была хуже других". Для этого занималась коммерческой деятельно­стью.

После окончания средней школы Наталья стала заниматься индивидуальной тру­довой деятельностью вместе с матерью.

Характеристика нарколога.

Доставлена в наркологический диспансер в сопровождении матери и участкового инспектора милиции в связи с употреблением наркотиков: мать увидела у нее упаковку наркотического препарата (тромал) и обратилась к участковому.

Близкий друг девушки - опийный наркоман. И попав под влияние его и других наркоманов, иногда не ночевала дома. Нередко приходила домой в состоянии эйфории, но категорически отрицала факт употребления наркотиков.

Психологическое тестирование выявило, что Наталья вступает в контакт адекват­но, однако скрытна и эмоционально лабильна. Инфантильна. Целенаправленные интересы не дифференцируются. Мыслительные операции сохранены. Все психологические задания выполняет с первого предъявления. Память сохранна. Уровень обобщения высокий. Темп работы быстрый.

Выросла в неполной семье. Живет с матерью, отца не признает. Прервала общение с ним после того, как он избил ее в связи с жалобой матери на поведение дочери. После окончания 9 класса нигде не работала и не училась. Стала общаться с сомнительной компанией. Мать ригидная, склонна к аффективным реакциям, бескомпромиссна с дочерью, в связи с чем в семье часто бывают скандалы.

В приобщении к наркотикам ведущую роль сыграли гиперопека в семье, психологическая неустойчивость к психотравмирующим факторам, а также пребывание в компа­нии наркоманов.

Б.Руслан. 17 лет

По характеристике учителя поступил в первый класс неподготовленным ребенком. С самого начала складывались проблемные отношения с окружающими. Отличался замкнутостью, самоустраненностыо. Не проявлял интереса к учебным занятиям и другим делам школы. Более того, отмечались настораживающие реакции на процесс обучения: если не хотел писать, то мог положить голову на парту и сидеть так до конца урока; если же не хотел читать, то закрывал лицо руками и смотрел сквозь пальцы; на отказ дать ему книгу или ручку реагировал очень бурно — начинал бегать, прыгать или топать ногами. На очень подчеркнуто-тактичную просьбу учителя писать со всеми детьми отвечал довольно странно — начинал потихоньку по одному вырывать листки тетради. Избегал контакта с одноклассниками, учителем. Любая форма воздействия, кроме ласки, вызывала безудерж­ную истерию, агрессивность. Уже во втором классе о нем знала вся школа.

В подростковом возрасте начал водиться с ребятами, которые не только имели школьные проблемы, но и часто попадали в различные, неприятные истории, не ночевали дома, беспризорничали. Был уличен в воровстве неоднократно. Болезненно реагировал на любые замечания. Мог позволить себе сквернословие, употребление нецензурных выражений в адрес учителя. При малейшем возбуждении проявлял резкость, агрессивность. Часто отсутствовал в школе, игнорировал внешкольные мероприятия. Пропусков, связан­ных с какими-либо серьезными заболеваниями не наблюдалось. Периодически переводили в разные школы. После 8 класса исчез из поля зрения педагогов.

Родился в полной семье. Семья характеризуется как неблагополучная, малообеспеченная. Двое детей. У Руслана есть старшая сестра, которая обучалась в той же школе и ничего примечательного за ней не замечалось. Взаимоотношения в семье носили автори­тарный характер. Отец никогда не бывал в школе. Попытки пригласить его в школу были безуспешными. Мать всячески ограждала учителей от встречи с ним. Часто приходила в школу и напоминала сыну: "Ты понимаешь, что сделает отец, если узнает об этом?". Заочное мнение об отце сложилось как об очень деспотичном человеке. Соседи расценивали взаимоотношения родителей как напряженные, конфликтные. Мать скрывала от отца проблемы сына.

Характеристика нарколога. Доставлен в наркологическую службу Комиссией по делам несовершеннолетних в связи с употреблением димедрола, тазепама и других лекарственных таблеток. Привлечен к уголовной ответственности за хищение чужого имуще­ства по сговору с группой лиц. В настоящее время находится в розыске.

Значимой причиной возникновения наркомании явились неблагополучная семья и связь с антисоциальной группой.

Для проверки гипотезы однородности полученные результаты исследования, проведённого среди учащихся младших классов, учителей, а также активных наркоманов, проходящих наркологическое лечение, были подвергнуты компьютерной обработке с использованием метода математической статистики - критерия хи-квадрат (х2) Однородность означает примерно одинаковое распределение частот ответов данных групп опра­шиваемых на обозначенный вопрос. Отсутствие однородности указывает на значительное отклонение некоторых частот ответов от среднего значения по всем группам данного раз­биения. Понятие «большое количество» и «малое количество» понимаются как большое или малое по отношению к некоторому среднему значению по всем группам разбиения. Основными факторами, влияющими на неоднородность, являются возрастной фактор и фактор неосведомлённости.

Заключение

Процесс реформирования общественно-политической и социально- экономиче­ской сфер России повлек существенные изменения не только в иерархической структуре государственного устройства, но и затронул еще недавно казавшиеся незыблемыми кано­ны общественных, семейных, личностных ценностей, вопросы этнокультурной идентифи­кации.

Неблагоприятные тенденции в различных сферах общественной жизни негативно отражаются на физическом и психическом здоровье населения и являются серьезным испытанием на жизнестойкость. Отчуждение от труда и нищета, как следствие потери работы, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищенность, чувство униженности и ненужности, отсутствие законных способов удовлетворения потребностей стали следствием социально - экономической нестабильности и причиной проявления различных форм саморазрушающего поведения. Социальная "неприкаянность", вынужденное изменение образа жизни и социального статуса порождают рост психологической напряженности. Исследователи отмечают состояние хронического стресса у 75% россиян.

В процессе адаптации личности к быстро меняющимся условиям социальной сре­ды трансформируются и поведенческие реакции. Постоянные психотравмирующие ситуа­ции, эмоциональная деривация приводят к стойким личностным изменениям. Психоло­гические защитные механизмы адаптации к экстремальным воздействиям среды приобре­тают формы нетерпимости.

Специфические особенности современного положения населения Кабардино-Балкарии связаны с влиянием долговременных негативных факторов, порожденных Чеченской войной. В силу своего геополитического расположения республика оказалась в зоне повышенного риска на пути пересечения интересов России и Чечни как "между молотом и наковальней".

Похищение людей, принадлежащих к той же (кавказской) культуре и жестокое обращение с ними, с одной стороны, пребывание в республике семей-беженцев из Чечни, с другой стороны, а также участие военнослужащих из Кабардино-Балкарии в составе российских войск в Чечне - несовместимы с нормами традиционных межэтнических отношений на Кавказе - это далеко неполный перечень факторов, существенно влияющих на ка­чественные изменения в общественной жизни республики. Тревожная ситуация сопрово­ждается маркировкой в общественном сознании понятия "лицо кавказской национально­сти" как синонима слова "бандит", актуализируя процесс этнической идентификации.

При этом положение в республике определяется сосуществованием двух разнона­правленных форм ориентации в формировании стереотипа поведения: "вестернизация" жизни повлекла потребность в овладении новыми формами культуры с характерной рационализацией для одних и повергло других в интенсивный поиск способов сохранения социокультурной самоидентификации. "Вторжение" чуждых основным параметрам национальной ментальности ценностей способствует "размыванию" этнокультурных традиций. На этом фоне общероссийские проблемы проявляются с удвоенной силой при отсут­ствии внятных перспектив. Настораживающим фактором является "привыкание" населе­ния к манифестации патологических процессов в диаде "человек - жизненные условия". Этим во многом объясняется ориентация психологического времени личности в "про­шлое", поскольку в "сегодня" она испытывает значительное социальное давление.

Натиск указанных экстремальных воздействий на человека провоцирует массовую алкоголизацию и употребление наркотических веществ как средств адаптации личности к жестким условиям среды. И эти явления носят характер эпидемии. Усилия, предпринимаемые государством и обществом в данном направлении недостаточны и неадекватны реальному положению.

События, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления и коррекции основных подходов к феномену наркотизма, выработке инновационных технологий, а также освоения международного опыта в условиях российской действительности с учетом транскультуральных аспектов.

Многогранность и многосложность проблем наркомании требует дальнейшего научного изучения. Данная диссертационная работа посвящена обследованию необходимости ведения профилактики наркомании, начиная с младшего школьного возраста.

Полученные в исследовании результаты демонстрируют, как отражается феномен наркотизма в обыденном сознании разных социально-возрастных групп: школьников, учителей, наркоманов. Углубленное изучение того, как понимается в обществе проблема наркомании открывает новые возможности для коррекции неверных представлений, позволяет сформировать установки, исключающие риск саморазрушающего поведения, обеспечивает ведение культурного, здорового образа жизни.

В ходе исследования выяснено, что у младших школьников имеются определен­ные представления о наркотиках и наркоманах, однако они носят абстрактно-поверхностный характер и не являются частью собственных убеждений. Уровень инфор­мированности учителей об аспектах наркотизма характеризуется неопределенностью и не­однородностью, что свидетельствует об их неподготовленности к ведению антинаркогенной работы. Полученный фактический материал дает основание считать, что учителя не обладают современными формами и методами профилактики наркомании среди школьни­ков. Выявленные данные позволяют констатировать, что дети и подростки должны полу­чать достоверную информацию о наркогенных веществах, начиная с 9-летнего возраста. Они должны обучаться знаниям, умениям и навыкам, гарантирующим устойчивость в ситуации давления наркогенной среды. Эти вопросы должны решаться профессионально и своевременно.

Мы убедились в том, что сообщать ребенку каждое новое сведение нужно именно в тот момент, когда он готов воспринять его, т.е. когда любопытство его возбуждено в сильной степени каким-нибудь предметом и в собственной душе его возникают вопросы по поводу этого предмета. При этом обсуждение вопросов о наркотиках с детьми требует особой деликатности и умения. Успешная деятельность учителя может быть обеспечена, если она проводится на принципах доверия и гуманизма.

В связи с этим совершенно очевидна необходимость разработки и внедрения, профилактических антинаркотических программ, рассчитанных на разные возрастные группы. Несомненно, внедрению любых просветительских, воспитательных программ по преду­преждению наркотизма должно предшествовать обучение учителей методам их использо­вания. Немаловажную роль при этом играет поддержка предпринимаемых инициатив со стороны общества. В этом случае трудно переоценить возможности средств массовой ин­формации в решении этих задач. Как правило, традиционным "камнем преткновения" в реализации профилактических программ остается проблема их финансирования. Очевид­но, что в этом плане особое значение приобретает изучение опыта зарубежных стран, где действуют механизмы стимулирования различных фондов, фирм, компаний, государст­венных и общественных организаций, а также частных лиц на оказание поддержки анало­гичным проектам, направленным на сохранение и преувеличение здоровья детей, подрост­ков и молодежи по принципу "Здоровой нации - здоровая молодежь".

Нам представляется, что результаты исследований подтверждают необходимость не только организации научно-обоснованной программной деятельности по профилактике аддиктивного поведения среди детей и подростков, но и разработки их с учетом этнокультуральных особенностей различных регионов России, в том числе и Северного Кавказа.

Выводы

  1. Для современной Кабардино-Балкарии характерно тяжелое социально экономическое положение населения, которое особенно неблагоприятно сказывается на молодежи. Среди молодежи особенно велик процент безработных, досуг которых не организован, а знания о вреде наркогенных веществ недостаточны. В связи с этим молодежь становится наиболее уязвимой категорией в плане приобщения к наркотизму. В республике отсутствует система взаимодействия учителей, родителей и работ­ников правоохранительных органов в борьбе с наркоманией. Более того, нарастает острота общей криминогенной ситуации, связанной с распространением наркомании и деятельно­стью наркобизнеса. В структуре преступности доминируют тяжкие и особо тяжкие пре­ступления (ст. 228, ч. 2, 3, 4).Во все больших объемах в республику поступают тяжелые наркотики опийной группы и их синтетические аналоги, изготовленные промышленным способом. Кроме того, в республике имеется своя собственная сырьевая база для произ­водства наркотиков из растительного сырья.
  2. Обследованные нами школьники успешно справляются с вопросами анкеты о наркотиках и демонстрируют довольно высокий уровень знаний в сфере наркотизма. Поч­ти половина опрошенных знает и о способах употребления различных наркотических ве­ществ. Основной причиной начала употребления наркотиков учащиеся называют любопытство. Вместе с тем, соглашаясь с утверждением о том, что наркотик представляет серь­езную опасность, эту опасность к себе они не относят. Обращает на себя внимание также сочувственное отношение многих учащихся к наркоманам.
  3. Учащиеся получают информацию о различных аспектах наркомании из разных источников. При этом нередко они не могут назвать характер этого источника. Следует отметить также, что учащиеся имеют более детальные знания о наркотиках, чем учителя: знают, какие наркотики употребляются, знают причины приобщения к ним. Вместе с тем, они не имеют понятия о том, как отказаться от предложения попробовать наркотик, если его предложат.
  4. У большинства обследованных учителей Кабардино-Балкарии отсутствует чет­кое представление об опасности психостимулирующих веществ. Они демонстрируют яв­ную неосведомленность о различных аспектах наркотизма. Более половины опрошенных учителей затруднились определить типичные пол, возраст и социальное положение наркоманов, а также другие отличительные их признаки. Многие учителя считают, что употреб­ление наркотиков наиболее характерно для 20-30-летних и не знают о том, что некоторые дети начинают приобщаться к ним уже с 8-10 - лет.
  5. По мнению двух третей обследованных учителей среди наркоманов преоблада­ют неблагополучные люди: они не знают о том, что потреблять наркотики начинают нередко и вполне "благополучные" дети и подростки. При этом, чем моложе сам педагог, тем более ранний возраст первой пробы наркотика учащимися он называет.
  6. Весьма характерный и настораживающий факт, выявленный нами при опросе учителей: негативное отношение к наркомании типично для учителей более старшего возраста, молодые учителя явно более терпимы к этому явлению.
  7. Многие обследованные учителя затрудняются определить источник и характер получаемой учащимися информации о наркотиках. Им не известно отношение детей и подростков к наркотикам, они не могут определить, при каких обстоятельствах и где мо­жет произойти первая проба наркотического вещества. Они не знают, как реагировать наситуацию обнаружения факта "экспериментирования" учащегося с наркотическим вещест­вом.
  8. В профилактике наркомании учителя используют устаревшие и мало результативные беседы и лекции. Утверждая, что проводят профилактику наркомании, они не мо­гут описать содержание, формы и методы ее проведения и не знают даже, в какой допол­нительной информации они нуждаются для этой работы.
  9. Обследование активно потребляющих наркотики подростков и взрослых пока­зало, что к моменту первых проб разговоры о наркогенных веществах не вызывали у них чувства страха или опасения. Основными причинами начала употребления наркотика они полагали любопытство и отсутствие какого-либо интересного занятия. Никто из них не получал своевременной информации о наркотиках от родителей: информация поступала в основном от приятелей и была в пользу потребления. Об опасности наркотических ве­ществ они знали, но сдерживающего влияния на них это не оказало, поскольку, во-первых, эту опасность они не соотносили с собой лично и, во-вторых, значительная часть инфор­мации была в пользу наркотиков. Начиная пробовать наркотические вещества опрошен­ные, ставшие наркоманами, считали, что при желании можно всегда прекратить их прием.
  10. Выяснилось, что ни родители, ни учителя не сыграли реальной профилактиче­ской роли в предотвращении потребления детьми и подростками наркотических веществ, тогда как их приятели и знакомые наркоманы оказали на учащихся явно приобщающее к наркомании влияние.
  11. Для эффективной профилактики наркомании среди детей и подростков необходимо объединение антинаркогенных усилий государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, центров медико-психолого-педагогической помощи, психологических служб школ и др., учет социально-психологической специфики, а также региональных особенностей наркотизма.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

  1. О некоторых особенностях социально-психологической помощи семьям с наркогенными проблемами// Вестник КБГУ. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 4. г. Нальчик, 1999,с.16-18.
  2. Об информированности детей младшего школьного возраста о наркотиках/ Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях. Мат. респуб. научно-практ. конференции, г. Нальчик, 2000, с. 44-46.
  3. Детерминанты наркоманического дебюта//Вестник КБГУ. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 5. г. Нальчик, 2000, с. 57-59.
  4. Некоторые психолого-педагогические аспекты профилактики наркомании среди несовершеннолетних// Трезвость и культура, 2000, №3, с. 24-27


Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика