Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Динамическая организация интеллектуальной деятельности (нейропсихологической исследование)

Диссертант: Ениколопова Елена Владимировна
Год защиты: 1992
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.04 – Медицинская психология
Научный руководитель: Хомская Е.Д.
Ведущее учреждение: ИП РАН
Место выполнения: МГУ им. М.В. Ломоносова
Оппоненты: Чуприкова Н.И., Кашина Е.М.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

Ениколопова Елена Владимировна ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

Актуальность исследования. В решении проблемы динамической организации психических процессов одно из центральных мест зани­мает нейропсихологический подход, позволяющий изучать их мозговые механизмы и структурно-функциональные особенности.

Динамические характеристики интеллектуальной деятельности были предметом изучения в ряде нейропсихологических работ. В клас­сических нейропсихологических исследованиях нарушения динамичес­кой характеристик интеллектуальной деятельности изучались преиму­щественно на феноменологическом уровне (А.Р. Лурия. 1962, 1970; А.Р. Лурия. Л.С. Цветкова. 1966). Экспериментальные исследования данной проблемы немногочисленны (Е.Д. Хомская, М.О. Шуаре, 1978; М.О. Шуаре, 1986).

Одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлений в нейропсихологии является анализ межполушарной организации психи­ческих процессов. К настоящему времени накоплен большой материал, свидетельствующий о неоднозначности вклада левого и правого полу­шария, а также о необходимости взаимодействия полушарий при реа­лизации различных видов психической деятельности (А.Р. Лурия, 1973; Э.Г. Симерницкая, 1978,1985; A.В. Семенович, 1988,1991; Б.С. Котик, 1989, 1992; Е К. Корсакова, О.А. Долгополова, 1989; М.S. Gazzaniga, 1970,1989).

Представляется актуальным исследование динамической органи­зации интеллектуальной деятельности в контексте проблемы межполушарной  асимметрии  и  межполушарного  взаимодействия.

Нейропсихологические исследования показывают, что динамичес­кие характеристики интеллектуальной деятельности связаны с работой определенных мозговых систем, и прежде всего лобных долей мозга (А.Р. Лурия, 1962,1970,1982). При этом ведущая роль отводится левому полушарию. Вместе с тем, клинические Нейропсихологические наблюдения свидетельствуют о том, что имеется ряд особенностей в нарушении динамической организации интеллектуальной деятельности, которые обнаруживаются при поражении правого полушария (Л.И. Московичюте, 1982; М.О. Шуаре,198б). В целом вопрос с вкладе левого и правого полушария в обеспечение динамических аспектов интеллекту­альной деятельности остается недостаточно разработанным.

Существуют два направления в разработке этой проблемы. Первое направление представляет собой традиционный экспериментальный нейропсихологический подход, основанный на исследованиях, которые проводятся на больных с локальными поражениями левого или правого полушария головного мозга. Второе направление предполагает прове­дение исследования на здоровых испытуемых с учетом индивидуальных особенностей межполушарной организации функций, которые выявляют­ся на основании показателей, характеризующих моторную, зрительную и слухоречевую асимметрию (В.Е. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988; Б.С. Котик, 1989,1992; Е. Д. Хомская.1986; Ф.М. Гасимов,1992; М. Annett.1989, 1991; D. Kimura, 1987, 1989; N. Sakano, 1982). Этот подход позволяет устанавливать зависимость между типом межполу­шарной асимметрии, а также степенью ее выраженности и особеннос­тями интеллектуальных процессов (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.Б. Сироткина, 1988).

Актуальность перечисленных выше проблем вызывает необходи­мость разработки методов, позволяющих адекватно оценить динами­ческие характеристики интеллектуальной деятельности у здоровых испытуемых, лиц с пограничными расстройствами, а также больных с различными мозговыми дисфункциями.

Основной целью настоящей работы явилось изучение межполушарной организации динамических аспектов интеллектуальной деятель­ности в норме и у больных с локальными поражениями головного моз­га.

В основу данного исследования были положены следующие гипотезы:

- Динамические аспекты интеллектуальной деятельности являются неспецифическими характеристиками, которые могут проявляться при выполнении разных по содержанию видов деятельности и иметь особую мозговую организацию.

- В динамической организации интеллектуальной деятельности можно выделить регуляторный и скоростной аспекты, взаимосвязан­ные, но могущие иметь самостоятельное значение и различные мозго­вые механизмы.

- Левое и правое полушария головного мозга вносят различный вклад в обеспечение динамических характеристик интеллектуальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработка и апробация на здоровых испытуемых методов, направленных на изучение динамических аспектов интеллектуальной деятельности.

2. Изучение связи различных типов межполушарной асимметрий мозга в норме с динамическими характеристиками интеллектуальной деятельности.

3. Исследование динамических аспектов интеллектуальной дея­тельности у больных с поражением левого иди правого полушария головного мозга.

Объект и методы исследования. В исследовании принимали учас­тие 143 здоровых испытуемых и 79 больных с локальными поражениями головного мозга. Обследование больных проводилось в 3-ем отделе­нии Института нейрохирургия им. Н.Е. Бурденко РАМН (заведующий от­делением профессор Г.А. Габибов).

В работе апробированы и использованы три метода, позволяющие оценивать регуляторные и скоростные характеристики разной по содержанию интеллектуальной деятельности - счетной и вербальной ас­социативной. Все больные прошли полное нейропсихологическое ис­следование по системе методов, разработанной в школе А.Р. Лурия. У здоровых испытуемых определялся профиль латеральной организа­ции функций по показателям моторной, зрительной и слухо-речевой асимметрии.

Научная новизна и теоретическое значение работа. Получены новые данные о динамической организации интеллектуальной деятель­ности, имеющие значение как для общей психологии, так и для нейропсихологии.

Показана специфичность вклада левого и правого полушария го­ловного шага в обеспечение скоростных и регуляторных аспектов интеллектуальной деятельности. Установлено, что левое полушарие имеет преимущественное отношение к обеспечению скоростных компонентов и к регуляции как автоматизированных, так и сложных прог­рамм серийной интеллектуальной деятельности. Правое полушарие при­нимает участие в регуляции сложнопрограммируемых видов интеллектуальной деятельности.

Установлена связь между особенностями скоростных и регуляторных характеристик серийной интеллектуальной деятельности и ти­пом латеральной организации функций у здоровых испытуемых.

Разработаны методы количественной и качественной оценки ди­намических характеристик интеллектуальной деятельности.

Работа вносит определенный вклад в изучение проблемы мозговой организации динамических аспектов интеллектуальной дея­тельности.

Практическое значение работы. Предложенные в работе методы количественной и качественной оценки регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности могут использоваться для диагностики и разработки программ реабилитации больных с различ­ной мозговой патологией.

Результаты исследования открывают возможности   анализа   нейропсихологических аспектов проблемы диагностики пограничных сос­тояний.

Полученные в исследовании данные могут применяться при выявлении индивидуальных различий в связи с проблемами, решаемы­ми в области инженерной, педагогической, возрастной, спортивной психологии и т. д.

Материалы диссертации используются в курсе "Нейропсихология", читаемом на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Положения  диссертации,  выносимые  на защиту:

1. Левое и правое полушария головного мозга вносят специфи­ческий вклад в динамическую организацию интеллектуальной деятель­ности.

2. Поражение передних отделов левого полушария приводит к нарушению регуляторных и скоростных характеристик интеллектуаль­ной деятельности при выполнении как простых, автоматизированных, так и сложных программ.

Поражение передних отделов правого полушария приводит к нарушению регуляции преимущественно сложных программ, требующих переключения от одного типа операций к другому.

3. Преобладание признаков правосторонней асимметрии (домини­рование левого полушария) в норме обеспечивает высокие скоростные и регуляторные характеристики интеллектуальной деятельности.

4. Особенности регуляторных и скоростных характеристик ин­теллектуальной деятельности зависят от уровня автоматизированности и степени сложности семантической организации интеллектуальных операций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доло­жены и обсуждены на Ломоносовских чтениях  (Москва, МГУ, 1988 г.) Работа апробирована   на   заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в  июне  1992  года.

Содержание  диссертации отражено в  11  публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация  изложена на страницах  основного  текста и состоит из введения, пяти глав, зак­лючения, выводов, списка цитируемой литературы, включающего отечественных и иностранных  названий. Работа иллюстрирована 11 рисунками и 19 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цель и задачи диссертации, методы исследования, его новизна, тео­ретическая и практическая значимость, а также положения, выноси­мые на защиту.

В первой главе проводится анализ современного состояния проблемы динамической организации интеллектуальной деятельнос­ти, формулируются основные теоретические положения, на которых ба­зируется данное исследование.

Обосновывается положение о том, что каждый интеллектуальный акт, наряду с содержательным или операциональным составом, вклю­чает динамические характеристики. Операциональный состав интел­лектуальной деятельности соответствует конкретному содержанию и условиям стоящей перед субъектом задачи (вербальные, счетные, наглядно-образные операции и т.д.). Динамические аспекты интел­лектуальной деятельности являются общими, неспецифическими харак­теристиками, которые могут проявляться при выполнении любого за­дания (Е.Д. Хомская, 1985; М.О. Луаре, 1986).

Выделяются два основных аспекта динамической организации интеллектуальной деятельности. Во-первых, регуляторный, связанный с программированием, регуляцией последовательности операций в со­ответствии с заданной программой, контролем за полученными ре­зультатами. Во-вторых, временной, определяющий такие параметры как скорость, длительность, равномерность деятельности и т.д.

В настоящей работе основное внимание уделяется анализу регуляции последовательности операций, а также скоростным харак­теристикам интеллектуальной деятельности.

Представлен обзор работ, относящихся к разным направлениям, в которых анализируется проблема динамической организации психи­ческой деятельности.

В патопсихологических   исследованиях   показано,    что   при изучении мышления   недостаточно ограничиваться анализом образова­ния и распада понятий,  характеристикой интеллектуальных операций. Болезненные состояния   мозга   чаше   всего приводят к динамическим нарушениям мышления,    которые  могут проявляться в форме лабильно­сти,  инертности,  а также в виде  нарушения саморегуляции,  выражающейся в невозможности целенаправленной организации   своих   мысли­тельных действий (Б.В. Зейгарник, 1962,1986;  А.Б. Холмогорова, 1983). В других патопсихологических исследованиях   динамические   аспекты интеллектуальной деятельности изучаются  в  контексте проблемы работоспособности (Б.В. Зейгарник, 1962; В.М. Коган,  Э.А. Коробкова, 1967).

В дифференциальной психофизиологии исследования динамики посвящены изучению активности как одной из частных характеристик темперамента (В.Д. Небылицын,19б8; В.М. Русалов, 1979,1991). Экспе­риментальные данные позволили выделить в структуре активности три относительно независимые стороны: скоростную, эргическую и склон­ность к разнообразию действий (М.В. Бодунов,1977,1980; А.Р. Кудашев, 1988).

Динамические характеристики деятельности исследуются и в связи с проблемой функциональных состояний, опосредованных рабо­той неспецифических систем мозга ( Н.Н. Данилова, 1985 ).

Дается обзор нейропсихологической литературы, в которой представлены данные о мозговых механизмах динамической организа­ции психических процессов.

С регуляцией высших психических функций связывают третий структурно - функциональный блок мозга - блок программирования и контроля, мозговым субстратом которого являются лобные доли моз­га, их конвекситальная кора. При этом ведутся роль отводится ле­вой лобной доле (А.Р. Лурия, 1962; Е. Д. Хомская, 1966). Энергетическое обеспечение высших психических функций осуществляется с помощью первого структурно-функционального блока мозга, включающего медиобазальные отделы лобных долей, составляющих корковое звено нес­пецифической активирующей системы (левое полушарие), а также связанных с лимбической системой, опосредующей эмоционально-мотивационные процессы (правое полушарие).

Проводится анализ работ по проблеме межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, являющейся одной из центральных в современной нейропсихологии (В.Л. Бианки,1989; М.S. Gazzaniga, 1970, 1989; P. Satz, E. Strauss, H. Witaker, 1990; Б.С. Котик, 1989,1992 и др.).

Обосновывается необходимость изучения проблемы специфичности вклада левого и правого полушария мозга в обеспечение динамичес­ких аспектов интеллектуальной деятельности, формулируются цель, гипотезы и задачи исследования.

Во второй главе дается описание объекта и методов исследова­ния.

В работе представлены результаты исследования 143 здоровых испытуемых (79 мужчин и 64 женщины). Младшую возрастную группу

составили 104 испытуемых в возрасте  от  18 до 25   лет   -   студенты различных факультетов МГУ. В старшую возрастную группу вошли 39 испытуемых в возрасте 41-51 год с высшим и средним специальным образованием.

Было обследовано 79 больных с унилатеральными поражениями головного мозга, преимущественно лобной локализации - 36 больных с поражением левого полушария и 43 больных с поражением правого полушария. Расположение, объем и характер очагового поражения мозга был верифицирован методами рентгено-контрастного исследова­ния, компьютерной томографии и на операции. В группу больных вошли 42 женщины и 37 мужчин. 80% составили больные в возрасте от 25 до 55 лет. 47,5% больных имели высшее образование, а 44,3% - среднее и среднее специальное образование.

В работе  были использованы методы, направленные на исследо­вание динамических характеристик  разной по содержанию серийной интеллектуальной деятельности :

1)Серийный счет  в заданном темпе.

2)Серийный счет  в оптимальном и максимально быстром темпе.

3)Вербальные ассоциации в заданном темпе.

Применялись два варианта заданий различной степени сложнос­ти. В первом варианте испытуемые выполняли однотипные, постоянно повторяющиеся операции - серийное сложение или простые ассоциации (ответ словом-существительным на слово-стимул или словом-глаголом на слово стимул;. Эти задания представляли собой пример автомати­зированного вида интеллектуальной деятельности, в основе которого лежит простая программа.

Второй вариант требовал от испытуемого постоянного переклю­чения от одной операции к другой (чередование сложения и вычитания или слова-существительного и слова-глагола). Этот вариант представлял собой усложненную программу, предъявляющую повышенные требования к регуляторному аспекту интеллектуальной деятельности.

Наряду со сложностью программы, в эксперименте варьировалась скорость выполнения операций. В одних случаях скорость выполнения операций задавалась с помощью тахистоскопа (серийный счет) или магнитофона (вербальные ассоциации), т. е. точно дозировалось вре­мя, отведенное на выполнение каждой операции (от одной операции в 5 сек. до 1 операции в 2 сек). В других случаях скорость произволь­но регулировалась в соответствии с инструкцией, требующей выпол­нения задания в оптимальном или максимально быстром темпе (серий­ный счет).

Анализировались следующие показатели: а) среднее число пра­вильных ответов; б)среднее число ошибок; в)среднее число пропу­щенных операций; г) среднее число отказов; д) показатель произволь­ного ускорения. Проводился качественный анализ ошибочных ответов.

У здоровых   испытуемых   определялся  профиль  латеральной орга­низации функций на основании показателей моторной,    зрительной   и слухо-речевой асимметрии.

Все больные прошли полное нейропсихологическое исследование по системе методов, разработанной в школе А.Р. Лурия. Особое внима­ние уделялось оценке регуляторных и скоростных характеристик раз­личных видов деятельности (двигательной, перцептивной, мнестической, интеллектуальной и т. д.).

Обработка данных проводилась с использованием методов ста­тистического анализа. Достоверность оценивалась с помощью крите­рия Уилкоксона.

В третьей главе представлены результаты исследования здоро­вых испытуемых.

Изменение степени сложности программ и скорости предъявления стимулов позволило выделить параметры, характеризующие скоростные и регуляторные аспекты серийной интеллектуальной деятельности. По­лучены нормативные данные, отражающие способность к выполнению интеллектуальной деятельности в разных скоростных режимах, спо­собность к произвольному ускорению, к переключению от одной опе­рации к другой, а также способность к стабильному удержанию прог­раммы и контролю за полученными результатами.

Обнаружены возрастные и половые различия в скоростных и регуляторных характеристиках интеллектуальной деятельности (по ме­тодикам серийного счета). Старшая возрастная группа продемонстри­ровала более низкие показатели по сравнению с младшей. Анализ данных, полученных на младшей возрастной группе выявил тенденции к более продуктивному выполнению серийной интеллектуальной дея­тельности на высоких скоростях предъявления стимулов, и особенно в ситуации произвольного ускорения, у мужчин.

Методы оценки регуляторных и скоростных аспектов интеллекту­альной деятельности применялись при исследовании испытуемых с разным уровнем двигательной активности, которая определялась с помощью анкеты и специального теста В ситуации, когда испытуе­мые произвольно регулировали темп счетных операциях и в ситуации, когда темп счетных и вербально-ассоциативных операций задавался экспериментатором, испытуемые с высоким уровнем двигательной ак­тивности продемонстрировали более высокие показатели, характери­зующие регуляторный и скоростной аспекты интеллектуальной деятельности. Во время выполнения испытуемыми серийного счета с переключением в оптимальном и максимально быстром темпе анализи­ровались особенности регуляции сердечного ритма (по данным вариа­ционной пульсограммы), позволяющие оценить "физиологическую стои­мость" выполняемой интеллектуальной деятельности. Оказалось, что у испытуемых с высоким уровнем двигательной активности, обладающих высокими динамическими показателями интеллектуальной деятельнос­ти, результат достигался с меньшими физиологическими затратами, не вызывая утомления. Испытуемые с относительно низким уровнем двигательной активности, имеющие худшие динамические характерис­тики интеллектуальной деятельности, быстрее истощаются, о чем свидетельствуют физиологические показатели (И.В. Ефимова, Е.В. Ениколопова.1987).

Следующим этапом анализа особенностей регуляторных и скорост­ных характеристик интеллектуальной деятельности явилось исследо­вание здоровых испытуемых в разном функциональном состоянии. Оценка динамических характеристик интеллектуальной деятельности проводилась в двух ситуациях: после учебных занятий в семестре и сразу же после одного из экзаменов. В первой ситуации, по субъек­тивной оценке испытуемых (данные опросника САН), они находились в состоянии утомления. В ситуации после сдачи экзамена констати­ровалось состояние повышенного эмоционального напряжения. Резуль­таты исследования показали, что во всех вариантах, особенно на высоких скоростях предъявления стимулов, регуляторные и скорост­ные характеристики серийной интеллектуальной деятельности были выше в ситуации после сдачи экзамена, что может свидетельствовать о развитии продуктивной активации, способствующей эффективному выполнению деятельности  (Н.Н. Данилова,1985).

Апробация комплекса методов оценки динамических характерис­тик интеллектуальной деятельности на здоровых испытуемых разного возраста и пола, а также испытуемых с различным уровнем двига­тельной активности и разным функциональным состоянием показала возможности применения этих методов для решения целого ряда задач.

В четвертой главе описываются результаты исследования здоро­вых испытуемых с различным типом латеральной организации функций.

Изучение связи различных типов межполушарной асимметрии моз­га с особенностями регуляторных и скоростных аспектов интеллекту­альной деятельности проводилось на студентах - мужчинах в возрас­те 19-23 года

На основании показателей моторной, зрительной и слухо-речевой асимметрии определялся профиль латеральной организации функ­ций. Были отобраны две группы испытуемых. В первую вошли испытуе­мые с выраженными правосторонними признаками асимметрии по всем тестам, т. е. с доминированием левого полушария мозга. Во вторую были отобраны испытуемые с выраженным доминированием правого по­лушария по тесту дихотического прослушивания и разной степенью доминирования правого полушария по тестам на ведущую руку и ведущий глаз.

Усложнение программы и увеличение скорости предъявления сти­мулов выявило различия в успешности выполнения серийной интеллек­туальной деятельности между этими группами испытуемых по резуль­татам серийного счета. В группе "правшей" - испытуемых с устойчивым преобладанием признаков правосторонней асимметрии (т.е. с доминированием левого полушария мозга), возможности выполнения более сложных программ интеллектуальной деятельности при высоких скоростях предъявления стимулов и способность к произ­вольному ускорению выше, чем в группе с левосторонними признаками асимметрии. Число невыполненных операций , включающих пропуск од­ной или нескольких операций, существенно больше у испытуемых с левосторонними признаками асимметрии. Вместе с тем, число ошибоч­ных ответов несколько преобладает у испытуемых с правосторонними признаками асимметрии.

Применение методики вербальных ассоциаций в заданном темпе не выявило существенных различий по показателям, отражающим общую продуктивность деятельности (по числу выполненных операций). Можно отметить лишь незначительно выраженные тенденции к преобла­данию пропущенных операций в группе испытуемых с левосторонними признаками асимметрии и ошибочных ответов в группе "правшей".

Следовательно, высокие регуляторные и скоростные характерис­тики серийной интеллектуальной деятельности, в основе которой ле­жат автоматизированные счетные операции, у здоровых испытуемых связаны с преобладанием признаков правосторонней асимметрии.

В пятой главе даны результаты исследования больных с пораже­нием левого и правого полушария головного мозга.

В работе было проведено исследование больных с поражением преимущественно медиальных и медио-базальных отделов лобных долей мозга. В ряде случаев патологический процесс оказывал влияние на медиальные отделы теменных и височных долей мозга

На основании данных нейропсихологического исследования были отобраны две группы больных с поражением левого и правого полуша­рия мозга (соответственно 36 и 43 человека). У больных не наблюдалось признаков афазии, а также первичных нарушений счетных опе­раций. Все больные были правшами.

В ходе нейропсихологического исследования на качественном уровне  осуществлялся анализ скоростных и регуляторных аспектов двигательной, перцептивной, речевой, мнестической и интеллектуаль­ной  деятельности.

С помощью апробированных в настоящей работе методик серийной счетной и вербальной ассоциативной деятельности был проведен не только качественный, но и количественный анализ регуляторных и скоростных характеристик интеллектуальной деятельности.

Во всех экспериментальных ситуациях больные с локальными по­ражениями головного мозга продемонстрировали более низкие показа­тели по сравнению со здоровыми испытуемыми. Анализ результатов, полученных при исследовании двух групп больных с поражением лево­го и правого полушария, выявил следующие результаты.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при выполне­нии простого, автоматизированного варианта программы, требующего постоянного повторения однотипных операций, проявилась ведущая роль левого полушария в обеспечении регуляторных и скоростных ха­рактеристик интеллектуальной деятельности. У больных с поражением левого полушария продуктивность интеллектуальной деятельности ни­же, чем у правополушарных больных. Увеличение скорости предъявле­ния стимулов приводит у них к более выраженному возрастанию числа пропущенных операций и ошибочных ответов, среди которых преобла­дают ошибки в программировании счетной деятельности. Больные с по­ражением левого полушария мозга чаще, чем правополушарные отказы­ваются от дальнейшего выполнения задания, не выдерживая увеличения скорости предъявления стимулов. Эти больные демонстри­руют также более низкие показатели произвольного ускорения интел­лектуальной деятельности, чем правополушарные больные.

Использование сенсибилизированных программ, требующих перек­лючения от одного типа операций к другому, позволило уточнить роль правого полушария в обеспечении произвольной регуляции ин­теллектуальной деятельности. Для правополушарных больных харак­терно возрастание числа ошибок, связанных с нарушением программи­рования счетной деятельности, возрастание числа пропущенных операций, а также уменьшение показателя произвольного ускорения. В целом выявлены менее выраженные латеральные различия в регуляторных показателях серийной интеллектуальной деятельности по сравне­нию с простыми программами. Это может свидетельствовать о возрас­тании роли совместной работы полушарий.

При осуществлении вербальной ассоциативной деятельности про­явились те же тенденции, что и при выполнении счетной деятельнос­ти, но менее выраженные.

Сопоставление таких параметров как ошибочные ответы и пропу­щенные операции, позволяющих оценить степень и характер нарушения программирования и контроля при выполнении серийной счетной и вербальной ассоциативной деятельности, обнаружило ряд общих зако­номерностей.

У больных с поражением левого полушария, независимо от со­держательной стороны интеллектуальной деятельности, преобладали ошибки в программе, связанные с трудностями переключения, с инертным застреванием на отдельных звеньях программы.

Особенности серийной интеллектуальной деятельности у больных с поражением правого полушария заключаются в наличии большого числа пропущенных операций, отражающих ситуацию временной потери программы, особенно на высоких скоростях предъявления стимулов.

Таким образом, на основании полученных результатов можно го­ворить о специфичности нарушения регуляторных и скоростных харак­теристик интеллектуальной деятельности у больных с различными по латерализации локальными поражениями мозга.

В заключении обобщаются  основные  результаты, полученные в ра­боте.

В целом результаты подтверждают предположение о том, что ди­намические характеристики интеллектуальной деятельности являются неспецифическими и могут проявляться при выполнении различных по содержанию видов интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем, в работе показано, что особенности динамичес­ких характеристик интеллектуальной деятельности проявляются по-разному, в зависимости от уровня автоматизированности состав­ляющих ее операций, а также от степени сложности их семантической организации. Полученные закономерности были обнаружены при выпол­нении серийной счетной деятельности. В заданиях на вербальные ас­социации недостаточная автоматизированность и семантическая слож­ность вербальных операций позволяли выявлять менее выраженные тенденции.

Методика вербальных ассоциаций в заданном темпе дает богатый материал для анализа содержательного состава интеллектуальной де­ятельности, хотя в данной работе это не являлось предметом иссле­дования. Она может представлять интерес при изучении интеллекту­альных процессов, а также при разработке проблем, стоящих перед афазиологией. Выполнение вербальных ассоциаций в заданном темпе, т. е. в сенсибилизированных условиях, позволяет выявлять скрытые нарушения речевой деятельности. Так, были получены факты, свиде­тельствующие о трудностях актуализации глаголов преимущественно у больных с поражением передних отделов левого полушария.

В настоящем исследовании выделены два аспекта динамической организации интеллектуальной деятельности: регуляторный и ско­ростной, по-разному проявлявшиеся в зависимости от экспериментальной ситуации. Изменение степени сложности программ, а также ско­рости их выполнения позволило определить параметры, отражающие особенности скоростных и регуляторных аспектов серийной интеллек­туальной деятельности. Это дает возможность оценить способность к выполнению интеллектуальной деятельности в разных скоростных ре­жимах, способность к произвольному ускорению деятельности, к пе­реключению от одной операции к другой, к стабильному удержанию программы и контролю за полученными результатами.

Апробация комплекса методов оценки динамических характерис­тик интеллектуальной деятельности на здоровых испытуемых разного возраста и пола, а также испытуемых с различным уровнем двига­тельной активности и разными функциональными состояниями показала возможности применения этих методов для решения целого ряда за­дач, в частности, изучения латеральной организации регуляторных и скоростных аспектов интеллектуальной деятельности.

Данные, полученные на здоровых испытуемых с различным типом латеральной организации мозга, а также на больных с поражением левого или правого полушарий мозга, позволяют подойти к анализу межполушарной организации динамических аспектов интеллектуальной деятельности.

Результаты свидетельствуют о специфичности вклада левого и правого полушария в обеспечение регуляторных и скоростных аспек­тов интеллектуальной деятельности. Ведущая роль принадлежит левому полушарию. Вместе с тем показано, что при усложнении программ, т. е. повышении требований к регуляторным характеристикам, возрастает роль совместной работы полушарий.

Использование методов, представленных в работе, позволяет диагносцировать широкий спектр изменений динамических аспектов интеллектуальной деятельности - от индивидуальных различий и из­менений, связанных с пограничными состояниями, до выраженных на­рушений, наблюдающихся при различной мозговой патологии.

ВЫВОДЫ

1. Нейропсихологический подход к изучению динамической орга­низации интеллектуальной деятельности позволяет проанализировать ее регуляторные и скоростные аспекты, а также уточнить вклад ле­вого и правого полушария в их обеспечение.

2. Установлены различия в динамических характеристиках ин­теллектуальной деятельности у здоровых испытуемых, связанные с возрастом, полом, уровнем общей двигательной активности и функци­ональным состоянием.

3. У здоровых испытуемых обнаружена связь особенностей регу­ляторных и скоростных характеристик серийной интеллектуальной де­ятельности с типом латеральной организации мозга Испытуемые с преобладанием признаков правосторонней асимметрии (с доминированием левого полушария) демонстрируют более высокие скоростные по­казатели выполнения серийных счетных операций, а также показатели произвольного ускорения по сравнению с испытуемыми, обладающими левосторонними признаками асимметрии.

4. Выполнение простого варианта программы, требующего повто­рения однотипных, автоматизированных счетных операций, приводит к более выраженному снижению скоростных и  регуляторных показате­лей интеллектуальной деятельности при поражении передних отделов левого полушария, по сравнению с поражением тех же отделов право­го полушария.

5. При выполнении счетных заданий с усложненными программа­ми, требующими переключения от одного типа операций к другому, наблюдаются менее четкие латеральные различия по регуляторным и скоростным характеристикам интеллектуальной деятельности, свиде­тельствующие об участии в их обеспечении как левого, так и правого полушария.

6. Результаты исследования вербальной ассоциативной деятель­ности подтверждают тенденции, наблюдаемые при анализе счетной де­ятельности. Их меньшая выраженность указывает на зависимость динамических характеристик интеллектуальной деятельности от уровня автоматизированности и семантической сложности интеллектуальных операций.

7. Данные, полученные на норме и на больных с локальными по­ражениями головного мозга, свидетельствуют о том, что вклад ле­вого и правого полушария в динамическую организацию интеллекту­альной деятельности не одинаков. Левое полушарие является ведущим и опосредует скоростные и регуляторные характеристики как простых, автоматизированных,  так и сложных  программ. Правое  полушарие  прини­мает  участие  в  регуляции сложнопрограммируемых видов   интеллекту­альной деятельности,  приводящих к возрастанию роли совместной ра­боты полушарий.

8. Апробированные в работе методы анализа динамических характеристик интеллектуальной деятельности (регуляторных и ско­ростных) на модели серийных интеллектуальных операций могут быть использованы при диагностике индивидуальных различий, пограничных состояний, а также различных мозговых дисфункций.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Апробация методики серийного счета в заданном темпе // Тезисы к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Диагнос­тика нарушений и восстановление психических функций человека. - М., 1983 - С. 51-52. (Соавт. А.Д. Владимиров).

2. Взаимосвязь между профилем латеральности и способностью к произвольному ускорению интеллектуальной деятельности // Материа­лы к  I  Всесоюзной междисциплинарной школе-семинару "Охрана здоро­вья   леворуких   детей".  -  Ворошиловград.  -  1985.  -  С.  30.  (Соавт. Е. Д. Хомская,  И. В. Ефимова,  Е. Б. Сироткина ).

3. Произвольный контроль моторных и интеллектуальных функций при различных функциональных состояниях // Тезисы к Всесоюзной конференции "Проблемы многолетней психологической подготовки вы­сококвалифицированных спортсменов". - Харьков, 1986. - С. 163-164. (Соавт. Е. Д. Хомская, И.В. Ефимова).

4. Особенности регуляции сердечного ритма у студентов с  различным уровнем двигательной   активности   // Физиология  человека. - 1987.  Т.   13-  С.   859-861.(Соавт.   И. R Ефимова).

5. Влияние двигательной активности на адаптационные возмож­ности организма // Тезисы докладов научно-практической конферен­ции "Здоровье и массовая физическая культура". - Новосибирск, 1988.   -  С.  113. (Соавт.  И.В. Ефимова,  Е.Д. Хомская,  Е.В. Будыка).

6. Динамические  характеристики счетной и вербальной ассоциа­тивной деятельности у студентов с  разным уровнем двигательной активности //  Физкультура и здоровье  студентов. - М.: МГУ,  1988. -С.   141-147.

7. Методы изучения динамических характеристик интеллектуаль­ной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Новые методы нейропсихологического исследования. - М. ,19&9. - С. 51-62.

8. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Тезисы к VII съезду Общества психологов СССР. Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека. - М.,1989. -С 68-69.

9. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у больных с поражением левого и правого полушарий мозга // Клинические аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга. Тезисы докладов совещания-семинара - Минск, 1989, - С. 21-28.

10. Латеральные особенности регуляции временных характеристик интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии: Сб. науч. тр. - 54., 1991. - С. 222-232.

11. К проблеме экспериментального анализа динамических харак­теристик интеллектуальной деятельности // Б.В. Зейгарник и совре­менная психология. - М.: МГУ (в печати).



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика