Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Следовые процессы в зрительном анализаторе человека при произвольном запоминании точечных световых раздражителей

Диссертант: Ермакова Ирина Владимировна
Год защиты: 1981
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.02 - Психофизиология
Научный руководитель: Чуприкова Н.И.
Ведущее учреждение: МГУ им. М.В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра высшей нервной деятельности
Место выполнения: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии
Оппоненты: Лебедев А.Н., Махлах Е.С.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

ЕРМАКОВА Ирина Владимировна

СЛЕДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗРИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗАТОРЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОИЗВОЛЬНОМ ЗАПОМИНАНИИ ТОЧЕЧНЫХ СВЕТОВЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Одной из актуальных проблем психологии и психофизиологии является проблема, связанная с изучением успешности запоминания. Успешность запоминания зависит от многих факторов. К этим факторам можно отнести следующие: I)наличие мнемической направленности на запоминание, 2)характер деятельности, в процессе которой достигается запоминание, 3)использование мнемических приемов, 4)характер предъявляемой информации и временные параметры ее предъявления, 5)мотивация, 6)индивидуальные особенности субъекта, запоминающего информацию, 7)функциональное состояние мозга, 8)окружающая обстановка (шумовые аффекты и т.д.) и другие.

В настоящее время внимание многих исследователей направлено на изучение особенностей запоминания и его успешности при наличии мнемической направленности на запоминание (произвольное запоминание). Актуальность изучения произвольного запоминания определяется тем, что оно представляет собой проявление сознательного управления человеком своей памятью. Одним из путей выявления особенностей запоминания при наличии мнемической задачи является сравнительный • анализ произвольного и непроизвольного запоминания. В ряде психологических исследований были выявлены условия, при которых наличие мнемической направленности способствовало более успешному запоминанию, и, наоборот, условия, при которых отсутствие установки на запоминание приводило к лучшему запоминанию. В настоящее время оформилось новое направление, связанное со сравнительным анализом физиологических механизмов произвольного и непроизвольного запоминания, которые все еще мало изучены. Настоящая работа выполнена в русле этого последнего общего направления.

Цель исследования. Целью работы явилось изучение некоторых особенностей и закономерностей локальных следовых эффектов в зрительном анализаторе человека при произвольном запоминании местоположения точечных световых стимулов. Для определения характера влияния мнемической направленности на локальные следовые изменения в зрительном анализаторе человека. Проводился сравнительный анализ следовых эффектов при произвольном запоминании и пассивном восприятии одинаковых сигналов. Для выявления именно влияния мнемической направленности на запоминание условия экспериментов были максимально упрощены: для восприятия и запоминания предъявлялся несложный материал в виде точечных световых вспышек в количестве не дольше 4-х. Перед испытуемыми либо стояла задача на запоминание местоположения вспышек, либо она отсутствовала. Исследования проводились как при непосредственном воспроизведении, так и при отороченном воспроизведении местоположения предъявляемых вспышек,

Научная новизна работы. В экспериментальной работе на основе метода тестирования локальной возбудимости в отдельных пунктах зрительного анализатора, разработанного в лаборатории В.И.Бойко, изучалась зависимость выраженности и длительности локальных следовых эффектов от разного количества (от I до 4-х) и от разной сложности световых сигналов при их произвольном запоминании и пассивном восприятии. Получили, что I)выраженность и длительность локальных следовых эффектов при произвольном запоминании больше, чем при пассивном восприятии, 2) при произвольном запоминании следовое повышение возбудимости увеличивается при усложнении конфигурации световых сигналов, при пассивном восприятии этого не наблюдается, 3) как при произвольном запоминании, так и при пассивном восприятии была выявлена обратная зависимость следового повышения возбудимости от количества вспышек на малых интервалах тестирования: чем больше Число вспышек, тем меньше выражен следовой эффект. Были выявлены и другие отличия и сходства следовых аффектов, касающиеся, в частности, наличия колебаний локальной возбудимости. Помимо этого в работе впервые проводилось изучение особенностей следовых эффектов, при долговременном произвольном и непроизвольном запоминания одного и того же комплекса из 4-х вспышек.

Теоретическое значение работы. Объяснение полученных данных было проведено в русле концепции о второсигнальных управляющих импульсах - межцентральных импульсациях, возникающих в словесных отделах коры и изменяющих возбудимость в непосредственных проекциях (Е.И. Бойко,1964; Н.И. Чуприкова,1967 и другие). Лучшая выраженность в длительность локальных следовых эффектов при произвольном запоминании трактуются как результат воздействия положительных второсигнальных импульсов, повышающих возбудимость в тех пунктах зрительного анализатора, куда адресовались вспышки, подлежащие запоминанию. Полученные данные также указывают на значение неспецифической активации яри произвольном запоминании.

Практическое значение работы. Изучение произвольного запоминания имеет практическое значение для оптимизации процессов обучения. Сравнительный анализ следовых эффектов при произвольном и непроизвольном запоминании дает возможность определить те условия, при которых наиболее оптимальным является тот или иной вид запоминания, выявить особенности каждого вида запоминания, определить их длительность. Изучение следовых аффектов при долговременном запоминании дает возможность определить некоторые особенности и временные параметры Процесса консолидации следов памяти. На основе полученных данных могут быть разработаны приемы для диагностики возрастных и индивидуальных особенностей следовых аффектов при произвольном запоминании, а также для диагностики их нарушений в дефектологии и клинике.

Апробация работы. Полученные данные докладывались на 10-й конференции молодых ученых Биологического факультета МГУ (1979 г.), На конференции аспирантов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1981 г.), на отделе общей психологии НИИ общей и педагогической психологии (1980 г., 1981 г.). Содержание работы отражено в 4 публикациях.

В экспериментах участвовали 65 человек в возрасте ох 19 до 30 лет. Было проведено 425 экспериментов. Все эксперименты проводились индивидуально с каждый испытуемым. В работе описаны результаты 9 серий экспериментов, из них 2 серии проводились совместно со старшим лаборантом лаборатории сенсорных процессов Т. Изюмовой. При обработке материала использовался критерий t Стъюдента, а также модифицированный критерий t Съюдента. Обработка материала проводилась в вычислительном центре НИИ ОПП и вручную.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений. В тексте диссертации имеется 10 таблиц, 15 рисунков. В приложениях представлено 12 таблиц, два фотоснимка экспериментального прибора.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе дается краткий литературный обзор разных направлений изучения произвольного запоминания.

В советской психологии основное направление в исследовании памяти связано с изучением влияния деятельности на протекание процессов запоминания. Подчеркивая направленный характер всякой деятельности, А.А.Смирнов (1948) указывает, что направленность определяет собой и особенности запоминания. Так, когда непосредственным источником запоминания является сознательное намерение запомнить, запоминание представляет собой особый вид психической деятельности - произвольное запоминание. В том же случае, когда мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей, запоминание называется непроизвольным. Большое внимание в психологии уделяется сравнительному анализу произвольного и непроизвольного запоминания и выявлению тех условий, при которых каждый вид памяти оказывается наиболее продуктивным. В работах зарубежных психологов (Дж. Дженкинс,1933;И. Зальцман, Е. Нельмарк, 1953; Л. Постман,1957 и др.) было показано, что при одинаковых способах предъявления в воспроизведения одной и той же информации произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Однако, в исследованиях советских психологов А.А.Смирнова (1948,1966) и П.И.Зинченко (1961) были выявлены условия, при которых, наоборот, непроизвольное запоминание оказалось продуктивнее произвольного. Эти условия были связаны с более активными и содержательными способами работы с материалом при непроизвольном запоминании, чем при произвольном. Был сделан вывод, что характер деятельности в некоторых случаях более значим, чем мнемическая направленность. В работах А.Н. Шлычковой (1978, I960) указывается на преимущество непроизвольного запоминания в условиях отсроченного воспроизведения (I неделя) в случае, когда и произвольное и непроизвольное запоминание сопровождались активным мыслительным действием.

Природа и характер произвольной памяти достаточно сложны и до конца не раскрыты. Для раскрытия механизмов наблюдаемых феноменов памяти большое значение имеют психофизиологические и нейропсихологические подходы к изучению особенностей произвольного запоминания и к сравнительному анализу произвольного и непроизвольного запоминания.

Рядом авторов (А.Р. Лурия,1973; Ж. Барбизе,1977; Н.П. Бехтеревой,1980 и другими) было показано участие разных структур головного мозга в процессе произвольного запоминания. Большое значение придается лобным долям головного мозга (А.Р. Лурия,1974; Е.Д. Хомская,1977 и др.), поражение которых приводит к нарушению целенаправленной мнестической деятельности. Много исследований посвящено проблеме специфики участия правого и левого полушарий в произвольном запоминании. Приводятся данные, показывающие, что поражение левого полушария ведет преимущественно к нарушениям произвольного запоминания, поражение правого - к нарушениям непроизвольного запоминания (Е.Д.Хомская,1980 и др.).

Большой интерес представляют исследования Э.А. Голубевой (1975,1980) и ее сотрудников (С.А. Изюмовой,1980; Н. Я. Большуновой,1981 и др.), посвященные изучению связи произвольного и непроизвольного запоминания со свойствами нервной системы. Было показано, что относительно более успешное произвольное запоминание по сравнению с непроизвольным в большей степени характерно людям инертным, инактивированным, со слабой нервной системой, и, наоборот, у людей лабильных, активированных, с более сильной нервной системой была обнаружена относительно лучшая продуктивность непроизвольной памяти. Было установлено также, что непроизвольное запоминание более успешно у испытуемых с относительным преобладанием первой сигнальной системы, в то время как более успешное произвольное запоминание связано с относительным преобладанием второй сигнальной системы.

В исследованиях Э.А. Голубевой (1975,1980) и Г.А. Аминева (1972) отмечается, что произвольное запоминание протекает в условиях менее активных неспецифических влияний, чем успешное непроизвольное запоминание. В связи с этим большой интерес представляют работы по изучению соотношения уровня активации и следов памяти (Е. Уолкер, 1958; Д.Берлайн с coaвт.,I966; Р. Каплан с соавт.,1969 и др.).

И в психологии, и в психофизиологии можно выделить подходы, трактующие произвольное запоминание как произвольный контроль за потоком поступающей информации. Интерес представляет концепция Р. Аткинсона (1980), которую можно рассматривать как психолого-кибернетический подход к разработке этой проблемы. Исследования многих авторов указывают на связь произвольных функций с развитием второй сигнальной системы (И.П. Павлов,1949; Е.И. Бойко,1961; Н.И. Чуприкова,1067,1С80; Л.Г. Воронин, В.Ф. Коновалов,1976 и др.). Н.И. Чуприкова (I960) подчеркивает, что, если с психологическое точки зрения в психологических терминах высшим регулятором произвольных актов является сознание, то о физиологической точки зрения в физиологических терминах - это второсигнальный уровень процессов высшей нервной деятельности.

В работах Е.И. Бойко (1961,1964), Н.И. Чуприковой (1967), Т.Н. Ушаковой (1979) было показано, что вторая сигнальная система может значительно облегчать процесс коркового замыкания. На основании экспериментальных исследований было сделано заключение, что высшая регулирующая функция второй сигнальной системы осуществляется за счет влияния словесных сигналов на локальные изменения возбудимости анализаторов первой сигнальной системы.

Интерес представляют также нейрофизиологические исследования (С.Н. Раева,1979, Н.П. Бхтерева,I960 и др.), указывающие, что под действием словесных стимулов при выполнении человеком целенаправленной психической и двигательной деятельности происходит возникновение нелокальных сдвигов в корковых и подкорковых структурах мозга человека. Делается вывод о существовании в мозге человека специализированной системы преднастройки и реализации некоторых опосредованных речью целенаправленных форм деятельности.

Цель настоящего исследования - изучение физиологических особенностей произвольного запоминания в русле представления о второсигнальных управляющих импульсах. Настоящая работа является продолжением изучения механизмов произвольного и непроизвольного запоминания путем выявления и анализа локальных следовых процессов в зрительном анализаторе человека при предъявлении точечных световых стимулов, проводимого ранее в исследованиях Н.И. Чуприковой (1967, 1968) и Н.П. Локаловой (1976,1979).

В конце первой главы сформулированы задачи исследования: I) изучение выраженности и длительности локальных следовых процессов в зрительном анализаторе человека при произвольном кратковременном запоминании местоположения разного числа точечных световых стимулов (от I до 4) на интервалах тестирования от 0,6с до 38с; 2)изучение зависимости  выраженности следовых эффектов от усложнения предъявляемой для запоминания информации; 3)сравнительное изучение особенностей локальных следовых эффектов, возникающих при наличии мнемической задачи на запоминание предъявляемых световых вспышек и при отсутствии этой задачи; 4) выявление характера следовых изменений в зрительном анализаторе человека при долговременном произвольном и непроизвольном запоминании заданного комплекса вспышек на больших интервалах времени (до 30-40 дней).

Во второй главе, состоящей из двух разделов, дается описание методики исследования. Первый раздел посвящен принципиальной методике исследования. В этом разделе разбирается основные теоретические положения, лежащие в основе метода. Во втором разделе дано описание конкретной методики исследования.

Примененный метод, который был разработан сотрудниками лаборатории, возглавляемой Е.И .Бойко (Е.И. Бойко,1964; Н.И. Чуприкова, 1967,1979; М.М. Власова,1965; Т.Н. Ушакова, 1979), представляет собой метод тестирования локальной возбудимости в зрительном анализаторе человека, основанный на регистрации и сравнении времени двигательной реакции (ВР) испытуемых в ответ на тестирующие стимулы. Этот метод является модификацией традиционного физиологического метода парных стимулов.

В настоящей работе была применена следующая схема метода: перед испытуемыми находилась на расстоянии 50-60 см панель с 36-ю маленькими электрическими лампочками, образующими шесть горизонтальных и шесть вертикальных пересекающихся рядов, диаметр лампочки соответствовал 1° угла зрения, расстояние между ними - 10°, яркость вспышек около 12 нит, длительность вспышек - 100мс. По предупредительному звуковому сигналу испытуемый фиксировал взором центральную точку панели, обозначенную крестиком. Указательные пальцы правой и левой рук он помещал на кнопки реактивного ключа. Через 2с после звукового сигнала на панели пульта вспыхивало разное количество сигнальных ламп (от I до 4-х в разных сериях), местоположение которых испытуемый, согласно словесной инструкции, должен был запомнить и через определенные промежутки времени воспроизвести на панели пульта путем нажатия на кнопки около сигнальных ламп. В контрольных сериях по изучению следовых эффектов при пассивном восприятии вспышек испытуемый не должен был запоминать и воспроизводить предъявляемые вспышки. Через интервалы времени после первых (кондиционирующих) вспышек предъявлялись вторые (тестирующие) вспышки. В ответ на тестирующие вспышки испытуемый как можно быстрее нажимал на кнопку реактивного ключа правым или левым указательным пальцем, последнее зависало от количества тестирующих вспышек.

Принципиальным моментом метода являлось то, что тестирующие вспышки подавались либо в те же места панели, что и кондиционирующие, либо в другие. Пункты адресации кондиционирующих вспышек в зрительном анализаторе были названы "рабочими", все остальные - "индифферентными". Сравнивая абсолютные значения времени реакции испытуемых в ответ на тестирующие вспышки, адресуемые в "рабочие" пункты зрительного анализатора (ВР1) со временем реакции в ответ на тестирующие вспышки, адресуемые в "индифферентные" пункты (ВР2), судили о локальных различиях функционального состояния в этих пунктах.

Для количественной оценки степени изменения возбудимости в "рабочих" пунктах зрительного анализатора рассматривали относительные значения времени реакции (ВРстн.) в % на каждом интервале тестирования у каждого испытуемого и средние относительные значения времена реакции ( ) по группе в целом:   , где n - число испытуемых.

Если BP1<BP2, то BPотн. <100. Это означает, что в "рабочих" пунктах зрительного анализатора наблюдается повышение возбудимости по сравнению с "индифферентными" пунктами. Такое повышение возбудимости в "рабочих" пунктах было названо положительным следовым эффектом. Если BP1>BP2, то BPотн.> 100. На ваш взгляд, это может указывать либо на понижение возбудимости в тестируемых пунктах анализатора, либо на тормозное взаимодействие деятельностей, вызываемых воздействием кондиционирующих и тестирующих стимулов. И в том, и в другом случае можно говорить о тормозном следовом аффекте.

Всего было проведено 9 серий экспериментов, из них 5 серий были посвящены изучению следовых изменений в зрительном анализаторе при произвольном запоминании вспышек и 4 серии - при пассивном восприятии вспышек. Серии по изучению следовых процессов при произвольном запоминании считались основными, серии при пассивном восприятии - контрольными.

Третья глава диссертации посвящена описанию первых пяти серий экспериментов, в которых изучались положительные и тормозные следовые эффекты при произвольном запоминании в пассивном восприятии разного количества световых вспышек (от I до 4-х).

Первая серия экспериментов была направлена на изучение следовых эффектов при произвольном запоминании местоположения одной и двух вспышек. Предъявлялись следующие последовательности вспышек: одна-одна, две-две, одна-две, две-одна (на первом месте - количество кондиционирующих вспышек, на втором – число тестирующих вспышек. Тестирование проводилось через следующие интервалы: 0,6с, 2с, 4с,8с,16с,20с,30с,38с. В ответ на тестирующие одиночные вспышки часть испытуемых нажимала на реактивный ключ правой рукой, в ответ на парные - левой; другая часть испытуемых, наоборот, на одиночные -левой, на парные - правой. посла двигательной реакции испытуемые воспроизводили на панели пульта местоположение и количество кондиционирующих вспышек, которые, согласно словесной инструкции, подлежали запоминанию.

Вторая серия  экспериментов отличалась от первой серии тем, что изучение следовых эффектов проводилось при произвольном запоминании испытуемыми трех и четырех вспышек, Предъявлялись следующие последовательности вспышек: три-три, четыре-четыре, три-четыре, четыре-три. Условия проведения экспериментов были такими же, как и в первой серии. В этой серии одни испытуемые нажимали на кнопку реактивного ключа в ответ на три вспышки правой рукой, в ответ на четыре - левой, другие испытуемые, наоборот, в ответ на три вспышки - левой, в ответ на четыре – правой.

Третья серия была связана с изучением следовых эффектов при пассивном восприятии одной и двух вспышек. Все кондиционирующие и тестирующие вспышки и программы их предъявления фиш аналогичны таковым в первом эксперименте. Тестирование проводилось через 0,6с, 2с, 4с, 8с. От первой серии эта серия отличалась тем, что испытуемые не должны были запоминать и воспроизводить местоположение и количество кондиционирующих вспышек. Согласно словесной инструкции, испытуемый не должен был обращать внимание на кондиционирующие вспышки, а должен был смотреть на центральную точку панели. В ответ на тестирующие вспышки испытуемые, как и в первой серии, осуществляли двигательную дифференцировку.    

B четвертой серии в отличие от третьей следовые эффекты изучались при пассивном восприятии трех и четырех вспышек. Условия проведения экспериментов были такими же, как и в третьей серии. Тестирование проводилось через 0,6с, 2с, 4с, 8с, 20с. Программы предъявления вспышек были аналогичны таковым во второй серия.

По описанию третьей и четвертой серий видно, что третья серия была контрольной по отношению к первой серии, четвертая - контрольной по отношению ко второй серии.

В случае, когда количество тестирующих вспышек совпадало с количеством кондиционирующих вспышек (например: одна-одна, три-три и т.д.), такие последовательности вспышек назывались одноименными, в том же случае, когда количество тестирующих вспышек на одну вспышку было больше (одна-две, три-четыре) или меньше (две-одна, четыре-три) количества кондиционирующих, такие последовательности , назывались разноименными. В описанных выше сериях местоположение тестирующих вспышек либо полностью совпадало с местоположением кондиционирующих вспышек, либо частично совпадало, либо местоположение тестирующих вспышек было отлично от местоположения кондиционирующих вспышек.

Анализ полученных данных показал, что при предъявлении одноименных последовательностей вспышек (одна-одна, две-две, три-три, четыре-четыре) как при произвольном запоминании, так и при пассивном восприятии кондиционирующих вспышек ВР1 в подавляющем большинстве было меньше, чем BP2, то есть наблюдался положительный следовой эффект. При предъявлении разноименных последовательностей вспышек, когда количество тестирующих вспышек било больше количества кондиционирующих (одна-две, три-четыре), и при произвольном запоминании, и при пассивном восприятии имел место тормозный следовой эффект. В случае, когда количество тестирующих вспышек было меньше количества кондиционирующих (две-одна, четыре-три), при пассивном восприятии имел место тормозный следовой эффект, при произвольном запоминании - следовой эффект, обозначенный как колеблющийся из-за выраженных колебаний этого эффекта по сравнению с другими следовыми аффектами. За одно колебание принят переход от BPотн.<100 к BPотн.>100 и опять к ВРотн. <100. На рис.1 приведены примеры тормозных и положительных следовых эффектов, полученных пои произвольном запоминании и пассивном восприятии трех вспышек (последовательности вспышек три-четыре, три-три).

При анализе положительных следовых эффектов при произвольном запоминании и при пассивном восприятии разного количества вспышек были выявлены как сходные, так и отличительные черты. К сходным чертам можно отнести следующие: 1)положительные следовые эффекты и при произвольном запоминании, и при пассивном восприятии наиболее выражены на малых интервалах тестирования (0,6с - 2с), а при увеличении интервалов тестирования имеют тенденцию к затуханию /рис.1,А/; 2)в обоих случаях был выявлен колебательный характер следовых эффектов, который наиболее был выражен .при предъявлении двух вспышек, а наименее - при предъявлении одной вспышки; 3)и при произвольном запоминании, и при пассивном восприятии выраженность положительных следовых эффектов на малых интервалах тестирования находится в обратной зависимости от количества вспышек: чем больше вспышек (в нашем случае до 4-х), тем меньше выражен следовой эффект. Объяснение последнего факта было связано с предложенной Н.И. Чуприковой (1967) гипотезой об отрицательно-индукционном взаимодействии между одновременно возникшими очагами повышенной возбудимости.

Рис.I Динамика и выраженность положительных (А) и тормозных (Б) локальных следовых эффектов при произвольном запоминании (сплошная линия) и пассивном восприятии (пунктирная линия)точечных световых вспышек(последовательности вспышек"три-три,"три-четыре").На оси абсцисс - время в сек, на оси ординат - средние относительные значения времени реакции (BPотн. %).3а 100 % приняты ВР2. Заштрихованная часть - статистически значимая область.

К отличительным чертам можно отнести следующие: выраженность, длительность и колебательность положительного следового эффекта при произвольном запоминании больше, чем при пассивном восприятии» Так, наименьшее статистическое значение ВРотн. при произвольном запоминании - 86,3, при пассивном восприятии - 90,9 (чем меньше ВРотн., тем лучше выражен положительный следовой аффект). Наибольшая статистически значимая длительность следовых процессов при произвольном запоминании - 20с, при пассивном восприятии -  8с. При подсчете количества перепадов в % к общему числу измерений у всех испытуемых получили: ори произвольном запоминании одной вспышки – 8%, при запоминании двух вспышек - 1б%, при запоминании трех и четырех вспышек - I2,5%; при пассивном восприятии одной вспышки - 6,2%, двух вспышек - 12,2%, трех и четырех вспышек - 10,3%.

При анализе тормозных следовых эффектов также были выделены сходные и отличительные черты. К сходным чертам можно отнести один, единственный факт: возникновение тормозного следового эффекта в обоих случаях при предъявлении последовательности вспышек "три-четыре"/рис.1,Б/. Этот тормозный следовой эффект при произвольном запоминании был более выраженным (ВРотн.=109,9) и более длительным (до 8с), чем при пассивном восприятии (ВРотн. =108,5, длительность до 4с).

Задача пятой серии экспериментов состояла в том, чтобы путем некоторого изменения методического приеме проверить результаты, полученные в описанных выше сериях. В пятой серии изучались следовые аффекты при произвольном запоминании одной и двух вспышек в условиях отсутствия дифференцировочной двигательной реакции в ответ на разное число вспышек. Испытуемые на любое число вспышек нажимали на кнопку реактивного ключа указательным пальцем правой руки. Остальные условия экспериментов этой серии были аналогичны таковым в первой серии.

При сравнении результатов, полученных в пятой серии, с результатами первой серии была выявлена схожая картина "поведения" следовых эффектов. Однако, положительные, тормозные и колеблющиеся следовые эффекты   при тестировании простой двигательной реакцией были выражены хуже, чем при дифференцировочной реакции в ответ на тестирующие вспышки. В работе рассматриваются возможные причины этого явления.

Двигательная дифференцировка вспышек в первых четырех сериях проводилась по той причине, что одной из задач исследования являлось сравнение следовых эффектов ори произвольном запоминания со следовыми эффектами, выявленными ранее в экспериментах Н.П. Локаловой (1976) при непроизвольном запечатлевании вспышек в условиях осуществления двигательных дифференцировок.

Четвертая глава диссертации посвящена описанию шестой и седьмой серий, цель которых - изучение положительных следовых аффектов при предъявлении четырех вспышек, образующих разные комбинации.

В шестой серии исследовалась динамика и выраженность положительных следовых процессов при произвольном запоминании четырех вспышек, которые, если их последовательно соединить, образовывали или простые геометрические фигуры (ромбы, прямоугольники, параллелограммы, квадраты) - первая подсерия, или образовывали неправильные фигуры, трудные для вербализации, классификации и более трудные для запоминания - вторая подсерия. В ответ на тестирующие вспышки испытуемые осуществляли двигательную дифференцировку. Тестирование проводилось черва 2с,4с,8с 16c. В этой серии так же, как и в первой, второй и пятой сериях испытуемые по окончания двигательной реакции воспроизводили местоположение предъявленных комплексов вспышек.

Седьмая серия отличалась от шестой серии только тем, что испытуемые не должны были запоминать и воспроизводить на панели пульта местоположение кондиционирующих вспышек. Эти серия экспериментов была посвящена изучению положительных следовых эффектов при пассивном восприятии четырех вспышек, образующих разные комбинации.

Рис.2 Положительные следовые эффекты при произвольном запоминании (А) и пассивном восприятии (Б) упорядоченных комплексов вспышек (сплошная линия) и менее упорядоченных комплексов вспышек (пунктирная линия). На оси абсцисс - время в сек, на оси ординат - ВРотн. %. За 100% принято ВР2. Заштрихованная часть - статистически значимая область.

Анализ результатов, полученных в шестой и седьмой сериях, показал, что при произвольном запоминании следовые эффекты при предъявлении вспышек в виде неправильных фигур выражены лучше, чем следовые эффекты при предъявлении вспышек в виде упорядоченных фигур. При пассивном восприятии такого различия обнаружено не было/рис.2/,

В обеих сериях был проведен дополнительный, более дифференцированный анализ следовых эффектов, полученных в первой подсерии. Отдельно рассматривались следовые эффекты при предъявлении 1)прямоугольников и ромбов, 2) параллелограммов, 3) незамкнутых фигур, напоминающих буквы Г и У.

Пятая глава диссертации посвящена описанию восьмой и девятой серий. Цель этих экспериментов - проследить за "поведением" следовых процессов при значительном удлинении интервала тестирования (до 30-40 дней)1. Нас интересовало, выявляются ли какие-либо локальные следовые эффекты при долговременном запоминании, а если выявляются, то каковы их особенности.

В восьмой серии экспериментов изучались локальные следовые аффекты после 10-кратного предъявления одного и того же комплекса вспышек. Тестирование проводилось сразу же после 10-ти разового предъявления комплекса вспышек (примерно через 3-5 мин после первоначальной подачи вспышек), через час, через день, через 6-7 дней и через 30-40 дней после многократного предъявления заданного комплекса вспышек. В качестве заданного комплекса вспышек использовался комплекс из четырех вспышек, образующих при последовательном соединении прямоугольник. В ответ на предъявление заданного комплекса вспышек испытуемые нажимали на кнопку реактивного ключа указательным пальцем правой руки.

В девятой серии экспериментов выявлялись следовые изменения возбудимости при произвольном долговременном запоминании того же комплекса вспышек, который в восьмой серии предъявлялся несколько раз. В этой серии этот комплекс вспышек первоначально предъявлялся один раз. Согласно словесной инструкции, испытуемые должны были запомнить этот комплекс вспышек. Тестирование проводилось так же, как и в восьмой серии: через 3-5 мин., через час, день, через 6-7 дней и через 30-40 дней после предъявления заданного комплекса вспышек.

При анализе следовых эффектов, полученных в этих сериях, были выявлены как сходные, так и отличительные черты. К сходным чертам можно отнести следующие: I) колебательный характер следовых эффектов как при произвольном, так и при непроизвольном долговременном запоминании заданного комплекса вспышек; 2) средне-групповая картина выявленных колебаний следового аффекта в обоих случаях была одинаковой: повышение возбудимости через 3-5 мин. после предъявления заданного комплекса вспышек (3-5 мин. - то время, которое понадобилось в восьмой серии для 10-ти разового предъявления заданного комплекса, в девятой серии - для предъявления 10 "индифферентных" комплексов вспышек), понижение возбудимости через час, через день и через 6-7 дней после предъявления вспышек и опять повышение возбудимости, но ухе через 30-40 дней после предъявления заданного комплекса вспышек. Понижение возбудимости в обоих случаях наиболее выражено через час после предъявления вспышек.

К отличительным признакам можно отнести следующие:  при произвольном запоминании во всех случаях больше, чем  при непроизвольном запоминании. Это означает, что следовое повышение возбудимости лучше выражено при непроизвольном запоминании, а следовое понижение возбудимости, наоборот, лучше выражено при произвольном запоминании. Статистическая значимость выраженности следовых эффектов при непроизвольном запоминании больше, чем при произвольном, что указывает на большую групповую стабильность выявленных следовых эффектов при непроизвольном запоминании, чем при произвольном.

Необходимо отметить, что в обеих сериях испытуемых дважды просили воспроизвести заданный комплекс вспышек: первый раз - через 3-5 мин. после первоначального предъявления вспышек (т.е. по окончании первого эксперимента в обеих сериях), во второй раз через 30-40 дней (т.е. по окончании пятого эксперимента в этих сериях). Во всех случаях испытуемые правильно воспроизводили заданный комплекс вспышек. Это указывало на то, что заданный комплекс вспышек запоминался, но только в восьмой серии он запоминался непроизвольно, а в девятой - произвольно.

В заключении дано общее обсуждение полученных результатов. Сравнительный анализ полученных данных при произвольном запоминании и пассивном восприятии точечных световых стимулов показал, что локальные положительные следовые эффекты при произвольном запоминании лучше выражены и более длительны, чем при пассивном восприятии аналогичных комплексов вспышек. Особенности локальных положительных следовых эффектов при произвольном запоминании и их отличие от локальных положительных следовых эффектов при пассивном восприятии были связаны нами с включением при произвольной регуляции положительных второсигнальных управляющих импульсов (ПВУИ) – особой формы межцентральных импульсаций, возникающих  в словесных отделах коры и локально повышающих возбудимость в непосредственных проекциях (Е.И. Бойко,1964; Н.И. Чуприкова.1967). ПВУИ можно рассматривать как специально человеческий механизм анализа и синтеза сигналов. При избирательном, локальном повышении возбудимости в определенных пунктах зрительного анализатора в результате влияния ПВУИ поступающие раздражители, во-первых, выделяются на фоне остальных, во-вторых, связываются и синтезируются между собой.

Было получено, что усложнение конфигураций предъявляемых четырехчленных комплексов вспышек приводит к усилению выраженности локального положительного следового эффекта при произвольном запоминании этих комплексов. При пассивном восприятии такого различия не наблюдается. Предположили, что лучшая выраженность следового эффекта при запоминании более сложных комплексов вспышек связана с усилением неспецифической активации, способствующей повышению возбудимости в соответствующих пунктах зрительного анализатора. Так как такое различие в выраженности следовых эффектов наблюдалось нами только при наличии мнемической задачи на запоминание и отсутствовало при пассивном восприятии тех же комплексов вспышек, то мы предполагаем, что в данном случае наблюдается особая форма регуляции неспецифической активации, осуществляемая с помощью речевой системы. Как отмечает Е.Д. Хомская (1972), эта форма регуляции работы неспецифической системы составляет специфику "человеческих" форм функционирования неспецифической системы. В работах Е.Д. Хомской (1972) и А.Р. Лурия (1974) указывается, что эта форма регуляция обеспечивается нисходящими связями префронтальной коры с нижележащими стволовыми образованиями.

В наших экспериментах также были выявлены локальные тормозные следовые эффекты, природа которых достаточно сложна. Анализ полученных тормозных следовых эффектов при произвольном запоминании и их сравнение с тормозными следовыми эффектами при пассивном восприятии дата возможность выдвинуть несколько предположений относительно их природы. В настоящее время мы не пришли к единому объяснению полученных тормозных следовых эффектов.

При изучении следовых эффектов при долговременном запоминании был выявлен колебательный характер полученных эффектов: следовое повышение возбудимости сменялось следовым понижением возбудимости, за которым опять шло следовое повышение возбудимости. Колебательность следовых эффектов была выявлена и при изучении локальных положительных следовых эффектов на коротких интервалах тестирования (до 38с). Причем колебательный характер следовых эффектов был больше выражен при произвольном запоминании вспышек, чем при их пассивном восприятии.

Колебательный характер следовых процессов при произвольных реакциях неоднократно отмечался в ряде экспериментальных работ (Г.А. Аминев,1972; С.Н. Раева,1977; Н.А. Аладжалова с соавт.,1979; Е.Д. Хомская,1979; А.Т. Бондарь,1979; Л.Г. Воронин с соавт.,1980; А.Н. Лебедев,1980 и др.). Л.Г. Воронин с соавт. (1980) отмечают, что колебательный характер следовых процессов отражает запечатление в памяти всей сложной картины возбуждающе-тормозящего взаимодействия разных следов друг с другом. Можно предположить, что выявленный нами колебательный характер локальных положительных следовых эффектов на коротких интервалах тестирования не является случайным, а отражает определенное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в пунктах зрительного анализатора, куда адресовались вспышки. Возможно, что более выраженный колебательный характер следовых процессов при произвольном запоминании вспышек по сравнению с пассивным восприятием вспышек отражает лучшее закрепление информации.

Что касается макроколебаний следовых эффектов при долговременном запоминании, то, возможно, что выявленная волна процессов повышения и понижения возбудимости также отражает закрепление информации, но на другом уровне, на уровне долговременного запоминания. Мы придерживаемся того предположения, которое ранее было сделано Л.Г. Ворониным и В.Ф.Коноваловым (1976), что период затруднения воспроизведения информации, который наиболее выражен через час после образования временной связи, связан о процессом консолидации, и полагаем, что наблюдаемое нами понижение возбудимости через час, через день и через 6-7 дней после предъявления вспышек отражает процесс консолидации (т.е. переход информации из кратковременной памяти в долговременную). По данным некоторых авторов (Л.П. Латаш, I968 и др.), кратковременная память длится в пределах часа. В связи с этим возможно, что полученное вами наибольшее понижение возбудимости через час после предъявления информации отражает начальные стадии перехода информация из кратковременной памяти в долговременную.

В заключении был также проведен сравнительный анализ локальных положительных и тормозных следовых аффектов при произвольном запоминании вспышек и пассивном их восприятии на коротких интервалах времени (от 0,6с до 38с) с локальными положительными и тормозными следовыми аффектами, выявленными в своих экспериментах Н.П. Локаловой (1976, неопубликованные данные). В отличие от наших экспериментов, в экспериментах Н.П. Локаловой кондиционирующие вспышки служили сигналами дифференцировочной двигательной реакции. Задача на запоминание кондиционирующих вспышек не ставилась. Выраженность положительных следовых эффектов в условиях двигательной дифференцировки в ответ на кондиционирующие вспышки была больше, чем при произвольном запоминании этих вспышек. Так, максимальное значение ВРотн.  при двигательной дифференцировке - 76, в то время как при произвольном запоминании - 86,3. Для объяснения полученного факта было выдвинуто несколько возможных предположений.

ВЫВОДЫ

1. Применение метода тестирующих реакции, когда тестирующие вспышки дифференцировались по количеству, выявляет, что при произвольном запоминании местоположения одновременно предъявленных вспышек маленьких электрических ламп в количестве от I до 4-х и при их пассивном восприятии в зрительных проекциях вспышек имеет место затухающее во времени локальное следовое повышение возбудимости. Оно проявляется в том, что время тестирующих реакций на вспышки, местоположение которых полностью совпадает с местоположением кондиционирующих вспышек, короче, чем время тестирующих реакций на вспышки, адресуемые к "индифферентным" пунктам зрительного анализатора.

  1. Длительность локального следового повышения возбудимости зависит от числа одновременно предъявляемых вспышек: и при произвольном запоминании, и при пассивном восприятии вспышек наименьшая длительность следового эффекта  при предъявлении одной вспышки, наибольшая - при предъявлении трех вспышек.

  1. Выраженность и длительность локального следового повышения возбудимости больше при произвольном запоминании местоположения вспышек, чем при их пассивном восприятии. Максимальный интервал, на котором при предъявлении трех вспышек имеет место статистически значимое локальное повышение возбудимости, составляет при произвольном запоминании 20с, при пассивном восприятии - 8с.

  1. На коротких интервалах тестирования (0,6с и 2с) выраженность локальных положительных следовых эффектов в последействии как произвольно запоминаемых, так и пассивно воспринимаемых вспышек находится в обратной зависимости от их количества: чем больше вспышек ( в нашем случае до 4-х), тем хуже выражен следовой эффект.

  1. Выраженность локального следового повышения возбудимости ври произвольном запоминании местоположения четырехчленных комплексов вспышек зависит от сложности предъявляемых раздражителей: чем сложнее для классификации и вербализации, четырехчленный комплекс вспышек, тем лучше выражен положительный следовой эффект. При пассивном восприятии вспышек такого различия не наблюдается;

  1. В диапазоне тестирования от 0,6с до 38с наблюдаются отдельные периоды, когда локальное повышение возбудимости в последействии кондиционирующих вспышек сменяется локальным следовым понижением возбудимости. Таких перепадов возбудимости больше при произвольном запоминании вспышек и меньше при их пассивном восприятии.

  1. Когда местоположение тестирующих вспышек частично совпадает с местоположением кондиционирующих вспышек, а число последних на одну вспышку больше, чем первых (последовательности вспышек "одна-две", "три-четыре") как при произвольном запоминании, так и при пассивном восприятии вспышек выявляются тормозные следовые эффекты» Они проявляются в том, что время тестирующих реакций на вспышки, частично совпадающие по местоположению о кондиционирующими вспышками, длиннее, чем время реакций на вспышки, адресуемые к "индифферентным" пунктам.

  1. Выраженность и длительность тормозных следовых эффектов больше при произвольном запоминании, чем при  пассивном восприятии вспышек. Статистически значимая длительность тормозного следового эффекта при предъявлении последовательности вспышек "три-четыре" в условиях произвольного запоминания кондиционирующих вспышек равна 8с, в условиях пассивного восприятия - 4с.

  1. Применение метода тестирующих, реакций на больших интервалах времени (3-5 мин.,1 час, I день, 6-7 дней, 30-40 дней) после предъявления комплекса вспышек, подлежащего запоминанию, выявило, что через 3-5 мин. и через 30-40 дней в зрительных проекциях вспышек имеет место локальное повышение возбудимости по сравнению с другими участками зрительного анализатора. А через I час, через I день и через 6-7.дней в проекциях вспышек выявляется локальное понижение возбудимости. Такая же картина имеет место и после 10-ти разового предъявления того же комплекса вспышек в условиях его пассивного восприятия и непроизвольного запоминания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ ABTOPA:

I. Динамика следовых процессов в зрительном анализаторе человека при произвольном запоминании местоположения одиночных и парных вспышек. - В сб.: 10-я конференция молодых ученых биологического факультета МГУ. М. ,1979, с.88-90. (Рукопись деп. в ВИНИТИ 5 окт. 1979, № 3506-79 ДЕП).

2. Зависимость динамики следовых процессов в зрительном анализаторе человека от количества произвольно запоминаемых вспышек. - Психологический журнал, М.,1981, т.2, № I, с.120-126.

3. Следовые процессы при произвольном запоминании точечных световых стимулов. - Вопросы психологии, М., 1981, № 2, с.122-126.

4. Динамика следовых процессов в зрительном анализаторе человека при непроизвольном долговременном запоминании световых сигналов» - В сб.: Личность и индивидуальность в психологическом исследовании. М.,1981, с.43-49. (Рукопись деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика" М-ва просвещения СССР и АПН СССР 5 окт. 1981, № 52-81 ДЕП).



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика