Детская психология
 

Сенсорное воспитание учащихся начальных классов школ слепых в условиях трудового обучения

Диссертант: Моргулис И.С.
Год защиты: 1965
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.00 - Педагогические науки
Научный руководитель: Нет данных по руководителю
Ведущее учреждение: Н.
Место выполнения: Н.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail
МОРГУЛИС И.С.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ СЛЕПЫХ В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Слепота оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В связи с утратой зрения возникает целый ряд от­клонений в физическом и психическом развитии детей. Осо­бенно страдают сенсорные функции: восприятие, саморегули­рование и самоконтроль движений, ориентировка в простран­стве. В связи с этим слепые дети испытывают трудности при усвоении знаний, умений, навыков и при выполнении трудо­вых процессов.

Целым рядом исследований показано, что слепые дети обладают большими потенциальными возможностями разно­стороннего развития. Под влиянием специального обучения и воспитания происходит успешное развитие компенсаторных процессов, что способствует нормализации психического раз­вития слепых детей (исследования М.И. Земцовой, Ю.А. Ку­лагина, Н.С. Костю чек, В.С. Сверловая и др.).

В условиях специального обучения, в связи с развитием процессов компенсации нарушенных или недоразвитых функ­ций формируется и совершенствуется познавательная деятель­ность и личность слепого ребенка в целом. В процессе актив­ной деятельности ребенка развиваются приемы и способы слухового, тактильного и мышечного восприятия. Это обес­печивает успешное взаимодействие ребенка с окружающей средой, в которой он активно действует и усваивает общест­венный опыт.

Сенсорное воспитание слепого ребенка наиболее успешно осуществляется в процессе' трудовой деятельности, имеющей воспитательное и познавательное значение. Исходя из поло­жения о том, что сенсорные функции развиваются в тесной связи с формированием высших психических процессов, сред­ства педагогического воздействия в условиях обучения труду должны иметь системный характер и быть направлены на раз­витие всех сторон личности ребенка.

В условиях трудового обучения и воспитания создаются предпосылки для разностороннего развития восприятия, про­странственных представлений, мышления и практических действий.

Применяя рациональные приемы и методы трудового обу­чения и воспитания, можно существенным образом изменить ход сенсорного развития детей, предупредить возникновение вторичных отклонений, обусловленных слепотой, и облегчить формирование высших форм познавательной деятельности.

Однако в условиях существующей практики труд как важ­ное дидактическое средство сенсорного воспитания ребенка мало используется. На уроках труда в младших классах шко­лы слепых не уделяется должного внимания развитию сенсор­ных функций у детей, недостаточно активизируется мыслительная деятельность, не создаются благоприятные условия для воспитания самостоятельности при выборе материалов и инструментов, приемов и методов работы, последовательности операций и т.д. В некоторых школах широкое распростране­ние имеют работы по шаблону, т. е. чисто механические исполнительские действия учащихся (вышивание по наколо­тым точкам, вырезывание фигур по трафарету и т. д.). Значи­тельное количество работ выполняется по показу или деталь­ной словесной инструкции учителя, исключающей возможно­сти для самостоятельного выбора наиболее рациональны приемов работы, оценки размеров, форм и проч.

Механически подражательный характер работы учащихся не создает трудовых ситуаций, активизирующих мыслитель­ную деятельность детей, развивающих способы и приемы раз­личения признаков и свойств предметов, приемы самоконтро­ля и само регуляции рабочих движений. Рассматривая тру­довой процесс с точки зрения его компонентов—исполнительского и сенсорного—можно считать, что в некоторых школах уроки труда в начальных классах, в основном, направлены на развитие первого. В процессе трудового обучения перед сле­пыми детьми часто не ставится задача точной передачи в изделии существенных признаков образца. При таких требо­ваниях к качеству работы дети не стремятся детально и тща­тельно обследовать предмет-образец, выявить его характерные признаки, не развивают приемы анализа и синтеза.

Характерным недостатком практики трудового обучения является слабая связь уроков труда с общеобразовательными предметами, а также недостаточная интеллектуализация трудовых процессов. Это выражается в неправильном построе­нии трудовых заданий, в которых перед учащимися не ста­вится определенная умственная задача. Задания в большин­стве случаев не предусматривают использование общеобразо­вательных знаний и жизненного опыта детей.

Одной из причин этих недостатков является отсутствие должного внимания со стороны учителей к вопросам сенсор­ного и умственного развития детей в процессе трудового обу­чения. Это в значительной мере объясняется недостаточной научной разработанностью этого вопроса.

В данном исследовании делается попытка выяснить осо­бенности развития сенсорных функций у слепых детей млад­шего школьного возраста в связи с трудовым обучением; определить условия, способы и приемы трудового обучения, которые бы содействовали успешному формированию осяза­тельного восприятия, микро ориентировки слепых детей, а так­же способствовали развитию высших форм познавательной деятельности, повышению активности и самостоятельности, имеющих решающее значение для сенсорного воспитания.

Диссертация выполнена на основе экспериментального исследования осязательного восприятия, связанного с опери­рованием предметами, материалами и инструментами в усло­виях трудовой деятельности, а также на основе эксперимен­тального обучения некоторым видам труда, имеющим значе­ние для сенсорного воспитания слепых детей. При анализе экспериментальных материалов были использованы данные из практики работы трех школ слепых Украинской ССР и лич­ный десятилетний опыт работы автора в школе слепых.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключе­ния и списка использованной литературы.

II. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачами данной работы являются следующие:

1. Исследование состояния развития сенсорных функций учащихся I—IV классов школы слепых и вычленение на этой основе особенностей, связанных с их трудовой подготовкой.

2. Определение условий, в которых сенсорное воспитание слепых детей будет осуществляться наиболее успешно, что будет содействовать лучшему усвоению знаний и формирова­нию у них умений и навыков.

3. Внесение усовершенствований в содержание и методы трудового обучения в начальных классах школы слепых, предосматривающих использование средств активного воздействия на сенсорное развитие детей и преодоление отрицательных последствий слепоты.

Для решения первой задачи нами изучалось восприятие учащимися форм, размеров, фактуры предметов, которыми они оперируют в условиях трудовой деятельности. Особое внимание уделялось выяснению роли сложных психических процессов, с помощью которых слепой ребенок познает мате­риал и инструменты и ориентируется при выполнении тру­довых операций.

Исследование состояния развития сенсорных функций сле­пых детей шло по двум направлениям. Первое, основное— анализ продуктов деятельности ребенка, способов и приемов изготовления изделий, и второе—анализ предметной и про­странственной микро ориентировки учащихся.

Дидактическим материалом для исследования состояния сенсорного развития служили объекты, предусмотренные программой по трудовому обучению для начальных классов школы слепых и предметы быта детей.

Для решения второй задачи было проведено специальное обучение. С этой целью нами была разработана методика, включающая систему трудовых заданий, связанных с конструктивной деятельностью, лепкой, моделированием. Исполь­зовались также некоторые виды изобразительной деятельно­сти, направленной на развитие пространственных представлений слепых детей в процессах труда.

Трудовые задания применялись в разных условиях, при которых труд детей рассматривался как целенаправленная и мотивированная деятельность, связанная с рядом опосредствованных моментов (планирование трудового процесса, изу­чение различных сторон объектов труда и т. д.). Это отличается от так называемой сенсомоторной культуры, применяемой длительное время в школах слепых. Сенсомоторная культура была направлена на формирование элементарных функций осязания в отрыве от высших форм познавательной деятельности и системы трудового обучения и воспитания.

Сравнение различных подходов к организации и проведе­нию трудового обучения позволило вычленить наиболее бла­гоприятные условия для сенсорного воспитания.

В качестве основного метода исследования был избран психолого-педагогический эксперимент, который проводился в 2-х школах Украины два года. Эксперимент состоял из двух серий. Первая серия экспериментов имела своей целью выявление состояния сенсорного развития младших школьников. Она состояла из нескольких заданий, направленных на распознавание предметов по их признакам (материал, форма,, размер), на исследование действий с инструментами и пред­метной ориентировки учащихся. Испытуемые изготовляли различные предметы из пластилина и картона без опоры на непосредственное осязательное восприятие. Это давало осно­вание судить об уровне развития у них предметных представ­лений. Изучались также особенности микро ориентировки с целью выяснения зоны наибольшей точности движений обеих рук на рабочем месте.

Вторая серия экспериментов была направлена на выявление содержания, методов и приемов, способствующих сенсорному воспитанию учащихся. Она состояла из экспери­ментальных уроков труда, проводимых нами на протяжении двух лет в I—IV классах школы слепых. Применяя различные виды трудовой деятельности (лепку, конструирование, аппли­кационные работы), мы пытались проследить влияние каж­дого из них на формирование сенсорного опыта учащихся.

Использование различных видов трудовой деятельности было Связано с широким применением знаний учащихся и их опыта. Экспериментальное обучение на уроках труда проис­ходило в тесной связи со всей работой, проводимой в школе с целью ознакомления учащихся с окружающей действитель­ностью (на экскурсиях, предметных уроках, опытном пришкольном участке и др.). С целью проверки некоторых поло­жении методики использовался лабораторный эксперимент. Для выяснения передового опыта учителей труда проводился анализ уроков в Киевской, Житомирской и Славянской шко­лах слепых. Установление эффективности предложенных нами методов и приемов работы происходило путем проведения практических работ в экспериментальных классах и контрольных группах.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Исследование состояния развития сенсорных функций у слепых детей;

В результате исследования выявлены отклонения в раз­витии сенсорных функций у слепых детей.

В процессе различения материалов слепые дети допустили ряд ошибочных определений. Материалы, экспонируемые испытуемым, характеризовались достаточным количеством информативных для слепых детей признаков, имеющих смыслоразличительное значение, однако они не были в полной мере реализованы. Это объясняется недостаточным развитием у детей способов и приемов оперирования материалами и вы­явления на данной основе их признаков и свойств. Однако главная причина ошибок в узнавании материалов заклю­чается в сложности осуществления анализа и синтеза качеств и свойств материалов.

На таблице 1 показаны результаты исследования процесса узнавания материалов слепыми детьми. Испытуемым предъ­являлись квадратные пластинки одинаковых размеров, изго­товленные из различных материалов.

Таблица 1

Узнавание материалов слепыми детьми (в %%)

Количество учащихся

Количество случаев правильного узнавания материалов

Бумага

Картон

Фанера

Стекло

Пластмасса

Кожа

Жесть

Медь

Алюминий

82

100

98.7

97.5

97.5

73.1

65.8

58.5

21.9

7.3

Анализ данных таблицы и ошибок испытуемых показы­вает, что различение материалов зависит:

1) от доступности отдельных свойств материалов рецепции слепого;

2) от наличия опыта в различении материалов и сформированности у учащихся нужных действий.

На стадии более расчлененного осязательного восприятия материалов решающую роль играют дифференцировки толщ ин, фактуры, веса, а также возможности соотносить призна­ки воспринимаемого материала с признаками других, ранее воспринятых материалов.

Вопрос об эффективности узнавания материалов слепым ребенком сводится к выявлению с помощью осязания необходимых чувственных признаков объекта. Однако недостаточ­ное использование всех сохранных анализаторов, бедность средств и методов оперирования материалами и, наконец, не­дооценка фактуры и веса материала, как важнейших сигналь­ных показателей предмета, являются причинами недостатка чувственного опыта учащихся школ слепых.

С целью выяснения особенностей осязательного восприя­тия форм нами было предпринято исследование, результаты которого позволяют констатировать сложность протекания этого процесса у слепых детей младшего школьного возраста. Они испытывают значительные затруднения в узнавании и воспроизведении сложных геометрических форм даже в том случае, если они скомбинированы из элементов, знакомых испытуемым. Узнавание геометрических форм предполагает наличие у детей сформированного умения вычленить с по­мощью осязания в обследуемой фигуре ее составные части, элементы. Это оказывается возможным тогда, когда в сенсор­ном опыте ребенка есть достаточно отчетливые образы формы, позволяющие ему путем мысленного сопоставления их с объ­ектом, успешно анализировать, воспринимать предметы.

В эксперименте проявился низкий уровень чувственной оценки размеров геометрических фигур, что выразилось в их несоблюдении при воспроизведении испытуемыми экспонируе­мых образцов.

В предметной и пространственной ориентировке у слепых детей возникает необходимость различения размеров, являю­щихся существенными признаками предметов и пространства. В этом отношении представляет значительный интерес срав­нительное экспериментальное выяснение вопроса об уровне дифференцировки размеров у слепых и зрячих детей. В ре­зультате проведенных экспериментов не обнаружилось суще­ственной разницы в представлениях о размерах у слепых и зрячих школьников. У тех и других в преобладающем боль­шинстве случаев наблюдалась недооценка длины отрезков. Однако интерпретация мышечных ощущений, при помощи которых слепой ребенок производит оценку размеров, сопря­жена с некоторыми трудностями. Эти трудности объясняются относительной бедностью предметных и пространственных представлений у слепых детей и невозможностью самопроверки подкрепления их при помощи зрения. Однако широкие возможности компенсаторного замещения функций и исполь­зование сохранных анализаторов (тактильного и двигательного) позволяют слепому ребенку успешно дифференцировать размеры.

В эксперименте выяснилось, что в условиях воссоздающей деятельности, сочетающейся со словом, повышается точность дифференцировки размеров слепыми детьми.

На таблице 2 показаны результаты эксперимента по опре­делению длины отрезка слепыми и зрячими детьми.

Таблица 2

Средняя величина ошибки в зависимости от длины отрезка (в см)

Группа испытуемых

Характер задания

Длина отрезка

2см        4см         6см         8см           10см

зрячие

Определение длины отрезка

Воспроизведение отрезка

0,5          1,5         1,9           2                1,8

0,9          1,5         1,6           2,3             2,8

слепые

Определение длины отрезка

Воспроизведение отрезка

0,4          0,5         1,1          1,3                1,6

0,4          0,5         0,4          0,4                0,5

Анализ данных эксперимента показывает некоторое соот­ветствие между различением размеров слепыми детьми с по­мощью осязания и зрячими, осуществляющими его визуально. Недооценка длины и возрастающая величина ошибки в зави­симости от увеличения длины отрезков, имеющие место в равной мере и у слепых, и у зрячих при определении разме­ров, подтверждают положение о соответствии зрения и ося­зания.

Рецепторные возможности ученика школы слепых позво­ляют ему дифференцировать размеры. В одном случае функ­цию подкрепления выполняет остаточное зрение, в другом— слово и действие.

Нами исследовалось также состояние микро ориентировки и точности движений у слепых детей.

Одним из объективных показателей уровня развития тру­довых движений у детей является состояние их умений и навыков работы с инструментами (молотком, клещами, от­верткой и др.). Наличие этих учений и навыков у детей свидетёльствует о том, что они усвоили общественно - выработанные способы действия, которые запечатлены в данном инстру­менте.

Исследование показало, что слепые дети с трудом осуще­ствляли действия, связанные с определением направления движения инструмента, нахождением точки приложения рабо­чей части инструмента, т. е. в действиях, составляющих сен­сорный компонент данного вида деятельности. Наличие этих трудностей объясняется тем, что дети не овладели приемами тактильного и кинестетического самоконтроля и саморегули­рования трудовых движений в работе с инструментами. По­этому возникает необходимость в том, чтобы в процессе обу­чения слепых детей навыкам работы с инструментами форми­ровать у них обобщенные представления о действиях с ними. Это, очевидно, можно достичь путем всестороннего ознаком­ления с различными инструментами на основе непосредствен­ного обследования их, выделения основных признаков, груп­пирования по конструктивным признакам и по способам дей­ствий. При этом важное значение имеет усвоение детьми знаний о материалах, для работы с которыми предназначен инструмент.

Исходя из положений И. М. Сеченова о взаимодействии зрительного и двигательного анализаторов в ориентировке и учитывая нарушение его у слепых, мы пытались выяснить роль осязательного самоконтроля при движении правой и ле­вой рук у ребенка, который лишен возможности пользоваться при рабочих движениях зрительным восприятием. Мы пытались также показать, какие возникают трудности при выполнении движений у слепых детей.

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет констатировать, что у слепых детей выражена функциональ­ная асимметрия обеих рук. В процессе обучения формируется точность движений обеих рук, но интенсивнее идет совершен­ствование движений правой руки. Одновременно формируется функциональная асимметрия, разница в точности правой и ле­вой рук возрастает.

В процессе обучения в связи с трудовой и игровой деятель­ностью у слепых детей возникает потребность в разделении функции между правой и левой руками. Правая рука более совершенствуется на исполнительских функциях, левая—на оценочно-контрольных функциях. В связи с этим точность дви­жений правой руки улучшается. Однако это улучшение неодинаково в разных рабочих зонах. Наличие зон наибольшей точности движений у слепых детей обусловлено жизненной практикой. Именно в этих зонах слепому ребенку приходится чаще всего ориентироваться в связи с выполнением трудовых движений в процессе обучения.

Преимущественное развитие точных движений правой руки у слепых детей свидетельствует о неправомерной ранней спе­циализации рук у учащихся младших классов. Рука у слепого ребенка — универсальный орган, выполняющий, кроме рабочих, ряд оценочных, контролирующих функций. Поэтому в процессе обучения, особенно в начальных классах, важное значение имеет развитие кинестезии обеих рук с целью увели­чения познавательных и трудовых возможностей слепого ребенка.

При выполнении трудовых движений у слепых детей ре­шающую роль играют именно приемы самоконтроля и само­регулирования движений, которые обеспечиваются с помощью тактильного чувства и кинестезии.

Таким образом, в процессе трудового обучения механиче­ские упражнения в движении рук у слепого ребенка не имеют столь решающего значения, как развитие сенсорных функций. Главную роль в трудовых действиях играют сенсорные компо­ненты. В связи с simm основное внимание педагогов должно быть направлено на формирование сенсорного опыта детей, связанного с овладением приемами и способами тактильного и кинестетического самоконтроля, самооценки и саморегулиро­вания трудовых движений.

При лепке, конструировании предметов из бумаги, моде­лировании дети имеют дело с многообразными предметами, с которых они снимают копии. Этот факт предполагает нали­чие у детей образа предмета. Возникает вопрос: имеют ли слепые дети достаточно расчлененное представление о пред­метах, которыми они оперируют?

Исследование показало, что у слепых детей недостаточен запас конкретных представлений, вследствие чего у них огра­ничены возможности варьирования признаками уже знакомых предметов и создания представления о новом предмете на ос­нове комбинации этих признаков.

В эксперименте выявился низкий уровень развития у сле­пых детей умений обследовать предмет, а вследствие этого и значительные пробелы в его отражении. У испытуемых недо­статочно сформированы осязательные приемы обследования предмета, нет системы и последовательности в «обозрении», не выработано умение обследовать предметы по определен­ному плану, предусматривающему вычленение наиболее суще­ственных признаков. Отнесение предмета к родовой категории не представляет для детей трудностей. Сталкиваясь с необ­ходимостью более тонкой дифференциации предмета, дети испытывают затруднения. Это объясняется тем, что на данном этапе познания сигнальное значение получили признаки, интерпретация которых требовала не только совершения бо­лее сложных мыслительных операций, но и значительно более богатого сенсорного опыта.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в про­цессе предметной ориентировки слепого ребенка огромное зна­чение приобретают мыслительные операции, направленные на вычленение в предмете основных смыслоразличительных при­знаков.

Наличие у ребенка обобщенных представлений о призна­ках предметов способствует формированию дифференцирован­ного образа объекта деятельности.

Ограниченные возможности восприятия слепыми детьми всего многообразия окружающих их предметов и явлений дей­ствительности, очевидно, требуют уделять главное внимание в обучении выяснению и надлежащей оценке тех признаков, которые определяют практическое назначение предмета и являются наиболее существенными для его характеристики, а не усвоению лишь формы отдельных предметов. При этом необходимо соотносить отмеченные признаки с подобными им в других предметах. Таким путем возможно создание обоб­щенных признаков, наличие которых у слепого ребенка значи­тельно облегчит процесс формирования образа предмета.

Таким образом, наши исследования показали, что слепые дети испытывают затруднения в осуществлении анализа и синтеза признаков предметов. Эти затруднения возникают в связи с ограничением их возможностей и способностей целост­но и одновременно обозревать предметы и выделять сущест­венные признаки. Трудности в формировании образов объек­тов труда вызывают иногда неадекватные представления о трудовых действиях.

Анализ практики трудового обучения в школе показывает, что главную причину недостатков сенсорного развития детей следует искать в несовершенстве методов развития высших форм познавательной деятельности, в игнорировании роли труда как важного средства разностороннего развития слепого ребенка, в недооценке его самостоятельности и активности. Для конструктивного решения задач сенсорного воспитании слепых детей средствами труда возникает необходимость несения изменений в содержание, методы и условия их обучения и сообразно со специфическими особенностями позна­вательной деятельности слепых детей использовать труд как важнейшее средство формирования сенсорных функций.

2. Результаты исследования путей сенсорного воспитания учащихся школ слепых в условиях трудовой деятельности

Слепые дети обладают огромными возможностями разно­стороннего развития и обогащения сенсорного опыта. Для успешного развития сенсорных функций слепых детей в усло­виях трудовой деятельности необходимо:

а) совершенствование методического мастерства педаго­гов, осуществляющих руководство процессом усвоения уча­щимися знаний, трудовых умений и навыков;

б) совершенствование трудового обучения в направлении использования более эффективных с точки зрения сенсорного Воспитания видов трудовой деятельности, предусматриваю­щих связь с общеобразовательными предметами и с воспи­танием.

Исследованию были подвергнуты два вопроса: организа­ция умственных действий учащихся при выполнении ими практических заданий и приемы активизации познавательной деятельности слепых детей в процессе обучения труду. Выбор этих вопросов для исследования позволял, по нашему мнению, рассматривать различные виды трудовой деятельности, применяемые в процессе экспериментального обучения, в их дидактическом значении.

В процессе экспериментального обучения учащиеся изго­товляли различные изделия из пластилина и картона, работали с деревянным и картонным конструктором. В ходе выпол­нения трудовых заданий широко использовались измеритель­ные приборы (линейка с рельефными велениями и циркуль). Для выяснения эффективности различных форм руководства деятельностью учащихся применялись словесные и письмен­ные инструкции, чертежи. В индивидуальном эксперименте исследовалось эффективность работы учащихся по образцу и по словесной инструкции.

Трудовые задания подбирались таким образом. Чтобы в ходе их выполнения у ребенка возникала необходимость ''использовать свой опыт, знания по различным учебным предметам. Решение практической задачи находилось в зависимости от осуществления ребенком мыслительных операций.

Таким образом, трудовые задания организовывали" - вею деятельность ребенка, требуя определенного соединения в ней интеллектуальных, сенсорных и практических действий.

Наши исследования путей сенсорного воспитания учащих­ся школ слепых в условиях трудовой деятельности направлю на определение основных исходных положений методики обучения, руководствуясь которыми педагог сможет построить учебный процесс таким образом, чтобы создать оптимальные условия для обогащения сенсорного опыта слепых детей неза­висимо от конкретного содержания учебного материала. Тру­довые задания и методика обучения имели многозначный ха­рактер, т. е. были направлены на развитие различных свойств личности ребенка.

Как показали наши исследования, формирование измери­тельных действий учащихся в трудовой деятельности являет­ся одним из эффективных средств сенсорного воспитания слепых детей.

Измерительные действия способствуют получению ребенком информации об объекте познания и труда. Это положи­тельно влияет на формирование образа объекта труда и ска­зывается на качестве изделия.

При анализе изделий, изготовленных учащимися в ходе экспериментального обучения, вычленялись параметры, со­блюдение которых предусматривало применение разнообразных форм сенсорного самоконтроля Соблюдение этих параметров определяло оценку изделий. Количество положительно оцененных изделий составило на первом занятии 9,5%; на втором—44,9%; на шестом—57,4%. Приведенные цифры ука­зывают на то, что у учащихся значительно повысился эффект работы за счет усовершенствования осязательного самоконтроля.

В процессе измерительной деятельности создаются благо­приятные условия для использования в труде знаний учащихся по общеобразовательным предметам, различных умений и навыков, а также умственных действий слепых детей.

В процессе измерительной деятельности у слепых- детей успешно происходит формирование пространственных представлений, уточняются имеющиеся представления о предметах и улучшаются мышечные дифференцировки их размеров и форм.

Соблюдение пространственных характеристик изделий, изготовленных в начале экспериментального обучения, имело место в 22,2% всех случаев. В конце экспериментального обучения эти же показатели составили 72,2%. При этом показатели возросли по всем параметрам, что убедительно обнару­жилось при проведении контрольной работы, целью которой было выяснение влияния измерительной деятельности на формирование пространственных представлений учащихся (таблица 3).

Таблица 3

Соблюдение формы, лесенки

Соблюдение параллельности в расположении деталей

Соблюдение одинаковых размеров однотипных деталей

Соблюдение одинаковых расстояний между однотип­ными деталями

95,8%

87, 5%

75,0%

54,1%

Таким образом, измерительная деятельность способствует формированию у слепых детей разнообразных способов и приемов обследования предметов и практических действий по их изготовлению. При этом особо важное значение приобре­тает повышение осознанности и планомерности познаватель­ных и трудовых действий ребенка.

Положительное влияние измерительной деятельности на сенсорное развитие ребенка в значительной степени зависит от содержания инструкции. Инструкция влияет на выбор ме­тодов и приемов познавательной и трудовой деятельности, а тем самым и на развитие самостоятельности и конструктивных способностей слепого ребенка.

В ходе наших опытов произошло определенное развитие речи учащихся. В процессе ознакомления с инструкцией и ее реализации, при обследовании образцов, словесной оценке качества своих изделий дети усваивали новые термины, уточ­няли конкретное содержание уже знакомых понятий, что положительно влияло на обогащение активного словаря и на осознанность отражения объектов.

Важную роль в формировании образа объекта труда иг­рает работа с аппликацией. Исследование показало, что в ходе работы с аппликацией обследование предметов в значительной мере осуществляется в процессе практических действий. Необходимость выбора деталей, соответствующих конфигурации образца, активизи­рует мыслительную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков образца и соотнесение их с признаками деталей. Аппликация также включает элементы конструктив­ной деятельности, заключающиеся в наличии определенной конструктивной задачи (воспроизведение образца) и в выборе способов ее решения. Вместе с тем, аппликационные работы являются эффективным средством для формирования умения осуществлять анализ объекта, целенаправленный отбор нуж­ных деталей и синтез разрозненных признаков в целостный об­раз, т. е. средством внешнего моделирования.

В процессе экспериментального обучения у учащихся выра­батывались рациональные приемы обследования предметов, что способствовало формированию представлений о них и в связи с этим упрощалось воспроизведение. Приступая к вкладыванию фигуры, учащиеся устанавливали постоянное положение образца и своего изделия, в результате чего улуч­шалось обследование обоих. Дети уяснили, что от полноты выявления признаков образца зависит качество изделия и оценка его экспериментатором. Поэтому они стали вниматель­нее и более продолжительно обследовать образцы и изделия с целью установления их тождественности. Учащиеся начина­ли изготовление аппликации из элементов, имеющих наиболее выраженные признаки (опорные ориентиры), а затем перехо­дили к элементам более сложным. Увеличилось количество случаев предварительного вкладывания фигуры.

Решающее значение для повышения эффективности вос­приятия и, следовательно, качества воспроизведения, имели средства и приемы, направленные на формирование у ребенка образа объекта. Поэтому мы большое внимание уделяли руко­водству процессом обследования. Во время экскурсий, при обследовании натуральных объектов и графических изобра­жений широко использовались знания учащихся о данных предметах, сообщались новые сведения, предлагалось оперировать обследуемым предметом и т. д.

В результате такой работы каждый разрозненный чувственный сигнал приобретал смысловое значение и укладывался как компонент в целостный образ объекта.

Таким образом, словесные указания и разъяснения в знак меде восполняют отсутствие зрительного наблюдения и в сочетаний с практическими действиями учащихся способствуют успешному формированию образа объекта деятель Аппликации различных предметов, изготовленные уча в процессе экспериментального обучения, характери­зуются возросшим соответствием образцам

В деятельности учащихся значительно возросла роль пла­нирования. Если в начале экспериментального обучения учащийся отбирали детали в мере установления их отсутствия, а не пытались учесть целостный образ моделируемого объекта при подборе деталей, то во время выполнения контрольной работы 76% испытуемых предварительно составили фигуру. В процессе обучения у учащихся сформировано также умение планировать, свою деятельность, опираясь в ней на образ объекта.

В процессе экспериментального обучения отчетливо выяснилась роль слова в формировании у слепых детей образа предмета Установлено, что качество воспроизведения слепы­ми детьми предметов и актуализация их представлений находятся в правой зависимости от методов и приемов обследования объектов, в частности, от степени участия слова в этом процессе.

Исследование показало, что осуществление целенаправленной и сознательной практической деятельности учащихся по j руководством педагога является важным условием формиро­вания адекватных образов предметов в процессе трудового обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделав следующие выводы:

1. Анализ содержания трудового обучения показал, что в школе слепых не уделяется должного внимания сенсорном манию учащихся, что отрицательно сказывается на фар осязательного восприятия, предметной и простиран микро ориентировке. Все это обедняет ход психиче­ского развития детей и не способствует подготовке их к жизни и труду.

2. Исследование состояния развития сенсорных функций у слепых детей показало недостатки в дифференциации признаков предметов (факторы, формы, размеров, веса) имеющие смыслоразличительное значение признаки, характеризующие объекты труда и инструменты, слабо " детьми в процессе предметной и пространственной орден и робки. Это объясняется недостаточным развитием у детей способов и приемов осязательного восприятия и практического оперирования объектами труда и инструментами. Выяснилось, что у детей обеднен запас конкретных представлений об обоб­щенных признаках предметов—сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять мысленное сопоставление образа с вос­принимаемым объектом. В связи с этим иногда возникает неадекватность представлении и трудовых действий. В про­цессе обследования предметов недостаточно вовлекаются кранные анализаторы ребенка, это затрудняет выявление не­которых важных признаков предмета

3. Исследование показало, что, обследуя предметы, слепые дети недостаточно используют свой жизненный опыт и знания по общеобразовательным предметам. В обследовании отмеча­лось недостаточная осознанность и планомерность в осущест­влении действий и в приемах анализа и синтеза

4. Результаты проведенных экспериментов показали, что при целесообразной организации трудового обучения и воспи­тания, предусматривающего обогащение трудовых заданий интеллектуальным содержанием, повышается активность и самостоятельность учащихся, вырабатываются тонкие дифференцировки характерных признаков предмета, совершенст­вуются приемы анализа и синтеза, обогащается опыт слепых детей.

В условиях экспериментального обучения в связи с приме­нением разнообразных способов и приемов обследования объектов труда и привлечением в процесс познания знаний, жизненного опыта учащихся увеличивается приток информации о предд1етах, материалах, инструментах. В процессе разностороннего обследования предметов и воспроизведения их в трудовой деятельности происходит формирование у стен \имении вычленять в объекте существенные признаки, несущие основную информацию о предмете

5. Важным видом деятельности, положительно влияющим на сенсорное развитие, являются измерительные действия ребенка в процессе труда. Измерительные действия выступают как одна из форм включения в практическую Деятельность мыслительных операций, знаний и индивидуального опыта. При помощи измерительных действий слепой ребенок получает точные сведения о величине предмета, соотношении его частей, т.е. приобретает информацию, играющую важную роль в формировании образа объекта деятельности. В измери­тельной деятельности уточняются и закрепляются пространст­венные и предметные представления ребенка, что способст­вует обогащению его сенсорного опыта.

6. Важным дидактическим средством сенсорного воспита­ния слепого ребенка являются различные виды трудовой дея­тельности, предусматривающие моделирование образа пред­мета. В частности, аппликационная деятельность создает бла­гоприятные условия для процесса анализа и синтеза признаков предметов. Дидактическая ценность аппликацион­ной деятельности зависит от того, насколько подготовлен ре­бенок к восприятию и воспроизведению плоскостных изобра­жений. Широкое и всестороннее ознакомление ребенка с натуральными предметами в естественной обстановке, обсле­дование моделей и муляжей под руководством педагога способствует осознанию ребенком связи между объемными и плоскостными изображениями и усвоению логики последних.

Исследование показывает, что трудовое обучение и воспи­тание является могучим фактором развития сенсорных функ­ций. Оно создает благоприятные условия для преодоления недостатков в формировании осязательного восприятия пред­метов, в развитии самоконтроля рабочих движений, в форми­ровании приемов анализа и синтеза у слепых детей.

Основные материалы диссертационной работы доложены автором и одобрены на научно-практических конференциях и семинарах работников школ слепых УССР в 1963—1965 гг.

Опубликованные работы по теме диссертации

1. Исследование состояния сан. Тезисы докладов второй научно-сорного развития слепого ре- практической конференции по вопросам специальной педагогики 13—16 июня 1963 г. Изд. «Радянська школа», К., 1963, (на укр. языке).

2. Трудовое обучение в школе. Журн. «Призыв» УГОСа, К., 1963. № 17, Изд. ЦП

3. Исследование микро ориентировки и точности движений у слепых детей. Рефераты докладов третьей науч­ной конференции по вопросам де­фектологии аспирантов и молодых специалистов. Изд. «Просвещение», М., 1964.

4 Формирование измеритель­ных действий как одного из средств сенсорного развития слепого ребенка. Тезисы докладов на республикан­ской психологической конференции. Изд. «Радянська школа», К., 1964 (на укр. языке).

5. Общественно полезная работа учащихся школы слепых. Сб. Учебные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 253 «Вопросы учеб­но-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих», Л., 1964.

6 Значение сенсорных компо­нентов в двигательной ори­ентировке слепого ребенка. Сб. «Специальная школа», вып. 3, Изд. «Просвещение», М , 1964.

7. Роль аппликационных работ в сенсорном развитии слепо­го ребенка. Сб. «Вопросы дефектологии», вып. 1. Изд. «Радянська школа», К., 1965 (на укр. языке).



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика