Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся сельской школы

Диссертант: Осин Алексей Константинович
Год защиты: 2000
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Научный руководитель: Гуртовой Е.С., Цветкова А.Т.
Ведущее учреждение: Нижегородский государственный педагогический университет
Место выполнения: Шуйский государственный педагогический университет
Оппоненты: Самойленко П.И., Муравьев Е.М.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

ОСИН АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. 12 октября 1999 года коллегия Министерства образования России во главе с министром В.М. Филлиповым приняла федерально-региональную программу "Развитие системы образования на селе". Цель программы - разработка комплексного нормативно-правового, организационно-управленческого, учебно-методического обеспечения развития образования на селе, сельской школы как особого социокультурного явления общественной жизни и организационной части единого образовательного пространства страны. Это говорит о важности проблем сельской школы и актуальности исследований, проводимых на ее базе.

Сельская школа является одним из основных очагов просвещения, воспитания и духовного воздействия на всех сельских жителей. Свое воздействие на дела хозяйства сельская школа оказывает, воспитывая и подготавливая новое сельское поколение, в том числе и молодые кадры для сельского хозяйства (М.П. Гурьянова). Задача сельской школы растить, обучать и воспитывать ребят, ориентировать их сознание таким образом, чтобы они чувствовали и понимали причастность к делам и судьбам своего родного села или деревни, чтобы они были готовы активно участвовать в производственных делах колхозов и совхозов, в экономическом и культурном развитии своих населенных пунктов. Задача состоит в том, чтобы выпускники сельских школ не только были сориентированы на активную работу в родных местах, но и были готовы практически включиться в работу.

Оценивая работу сельских основных школ Верхнеландеховского района Ивановской области как образовательных систем с позиций акмеологии, можно констатировать, что налицо проблема неготовности выпускников продолжать свою учебную деятельность в других образовательных системах. На наш взгляд, основа этой проблемы находится в отсутствии или низкоуровневой сформированности мотивации к учебной деятельности и невладении или владении на низком уровне приемами самоорганизации учебной деятельности у учащихся малокомплектной школы. Обучив учителя сельской школы основам формирования мотивации и самоорганизации учащихся средствами своего предмета, можно, тем самым, решить ряд других побочных проблем.

Учитывая значимость и многоаспектность проведенных исследований по проблеме формирования мотивации и самоорганизации, следует тем не менее отметить, что в них недостаточно уделено внимания изучению особенностей формирования мотивации и самоорганизации в условиях сельской малокомплектной школы. В соответствии со складывающейся социокультурной ситуацией это вступает в противоречие с необходимостью обеспечения общеобразовательной подготовки школьников. В настоящее время перед педагогической наукой стоит задача определения новых подходов к процессу обучения в условиях дифференциации средних учебных заведений.

Необходимо ответить на вопрос: какой должна быть система деятельности сельского учителя, чтобы обеспечить успешное формирование мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников, в том числе средствами физики и математики.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования "Педагогическая система формирования мотивации и самоорганиазции учебной деятельности у учащихся сельской школы", которое является частью комплексного педагогического исследования по проблеме "Теоретические основы методики формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников".

Гипотеза исследования заключалась в следующем: система деятельности учителя будет давать положительные результаты в формировании мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников (5-9-е классы), если учебно-воспитательная работа будет строиться в соответствии с разработанной педагогической системой, включающей совокупность трехуровневых задач формирования указанных свойств личности учащихся, педагогические принципы, основные формы, методы и средства дидактической реализации этого процесса, и обеспечивающей эффективное обучение физике и математике в 5-9-х классах.

Общая цель исследования: разработать педагогическую систему формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся сельской основной школы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в 5-9-х классах базовой сельской школы, ориентированный на формирование у учащихся мотивации и самоорганизации их учебной деятельности.

Предмет исследования: формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у сельских школьников в процессе изучения физики и математики (5-6, 7-9 классы).

Реализация темы исследования предполагала решение следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по диссертационной проблеме.

2. Выявить условия и особенности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся девятилетней сельской школы.

3. Разработать модель педагогической деятельности учителя сельской школы, обеспечивающую продуктивное формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у сельских школьников.

4. Проверить разработанную нами теоретическую модель на уроках физики и математики в сельской школе.

5. Разработать дидактическое обеспечение процесса формирования мотивации и самоорганизации учения, включающее средства психолого-педагогического и методического воздействия, основные формы занятий и виды организации деятельности учения школьников на уроках по естественно-математическим предметам.

За теоретическую основу нашего исследования взяты положения психологии и педагогики о развитии мотивации и самоорганизации учебной деятельности (Г.И. Щукина, А.К. Маркова, Н.С. Копеина и др.); концепция формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности посредством развития мотивационно-самоорганизационных состояний (А.Т. Цветкова); система научных воззрений по проблемам сельской школы (А.Е. Кондратенков, Е.М. Осовский, С.А. Рогачев, Н.А. Морозова и др.); идея интеграции педагогического процесса в сельской школе (Гуртовой Е.С.).

В исследовании для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; монографическое наблюдение; лонгитюдное изучение и последующее обобщение передового позитивного педагогического опыта учителей физики и математики по развитию мотивации и самоорганизации учения; качественный и количественный анализ полученных данных с помощью методов математической статистики; разработка теоретической модели деятельности учителя по возбуждению мотивационно-самоорганизационных состояний на уроках физики и математики; педагогический эксперимент с планомерными соответствующими измерениями (анкетирование, шкалирование, анализ продуктов творческой деятельности);

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется:

рядом выявленных условий и особенностей процесса формирования мотивации и самоорганизации у учащихся сельской малокомплектной школы;

- разработанной педагогической системой деятельности сельского учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников на уроках математики и физики.

- разработке теоретических представлений о возможности формирования мотивации и самоорганизации учащихся средствами учебных предметов на материале сельской школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке дидактического обеспечения процесса формирования мотивационно-самоорагнизационных состояний учащихся в естественных условиях обучения на уроках физики и математики.

Апробация работы и внедрение ее опытно-экспериментальных результатов в практику осуществлялось в ходе преподавательско-исследовательской деятельности в Барановской, Шатуновской и Симаковской основных, Верхнеландеховской и Мытской средних школах Верхнеландеховского района Ивановской области. Основные результаты экспериментальной работы и ее теоретические положения были изложены: 1) на заседаниях методического объединения преподавателей учебных предметов естественно-математического цикла школ Верхнеландеховского района Ивановской области; 2) на ежегодных августовских педагогических конференциях учителей школ Верхнеландеховского района Ивановской области; 3) на научно-практических конференциях: "Теория и практика современного образования" (Тула, 1997 г.); "Естествознание как учебный предмет в вузе и школе" (Н-Новгород, 1997 г.); "Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике" (Москва, 1997 г.); "Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики /педвуз, общеобразовательная школа/" (Москва, 1998 г.); "Динамика педагогического образования от института к университету" (Тула, 1998 г.); "Социальная психология - XXI век" (Ярославль, 1999 г.); "Проблемы повышения качества подготовки учителя" (Шуя, 1999 г.); 4) в дискуссии по проблемам сельской школы (Шуя, 1998 г.); 5) на ежегодных педагогических чтениях "Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы - основа фундаментализации подготовки специалиста" (Рязань, 1999 г.); 6) на заседаниях кафедры акмеологии (Шуя, 1996-1999г.г.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Система педагогической деятельности сельского учителя по формированию мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников.

2. Условия и особенности формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся девятилетней сельской школы.

3. Дидактическое обеспечение данного процесса, включающее описание основных форм занятий (уроки подготовки к выпускным экзаменам по предметам, уроки-практикумы, уроки с ролевыми играми детей и др.), видов организации деятельности (самостоятельные работы с сельскохозяйственным содержанием, экспериментальные задания, самоконтроль, дифференцированные контрольно-зачетные работы и др.), описание методов и приемов, средств психолого-педагогического и методического воздействия.

Структура и основное содержание диссертации.

Структура диссертации состоит из пяти компонентов: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной проблемы, раскрыт теоретический аппарат. В частности, определены понятия "педагогическая система", "сельская малокомплектная школа", "мотивация учения", "самоорганизация", перечислены особенности малокомплектной сельской школы.

Так, педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в условиях последующей системы. Главным критерием оценки педагогической системы являются показатели вхождения выпускников данной системы в последующую (Н.В. Кузьмина).

Сельская малокомплектная школа, рассматриваемая нами как педагогическая система, это: образовательное учреждение, расположенное в сельской местности или считающейся таковой; школа, имеющая в структурных звеньях образовательного маршрута менее двух класс-комплектов на параллели; учебное заведение, содержащее в каждом класс-комплекте не более 15 детей; школа, в которой педагогический коллектив насчитывает не более 10 человек; школа, в которой учебно-воспитательный процесс имеет прикладную, чаще сельскохозяйственную, направленность. В дальнейшем по отношении к сельской школе мы будем употреблять термин "образовательная система".

Под мотивацией понимается система соподчиненных и взаимосвязанных мотивов деятельности, сознательно определяющих линию поведения личности (С.Л. Рубинштейн, В.И. Ковалев, В.Г. Асеев, B.C. Ильин, О.С. Гребенюк). Как показали последние исследования 90-х годов, мотивация неразрывно связана с самоорганизацией личности (Н.М. Пейсахов, Н.С. Копеина, А.Т. Цветаева), под которой понимается "совокупность мотивационно-личностных и индивидуальных свойств субъекта", которая воплощается в приемах и результатах деятельности (Н.С. Копеина).

В совокупность особенностей сельской школы включены: особая близость села к -природной зоне, специфика сельскохозяйственного производства региона, слабая развитость сети внешкольных культурно-просветительских учреждений, малая укомплектованность классами и малочисленность детского контингента, малочисленность педагогического состава, близость местожительства и обширность родственных связей селян, разобщенность территории школьного микрорайона, малочисленность руководства школы, недостаточная материально-техническая база. Эти особенности, порожденные природно-территориальными, финансовыми, административными, социальными и многими другими факторами, влекут за собой специфические особенности в организации учебного процесса в сельской школе, две из которых - усиление роли дифференциации и интеграции как учебной информации, так и процесса обучения в целом.

Далее во введении обозначены предмет и объект, показаны методы исследования, новизна, теоретико-практическая значимость работы, сформулированы выносимые на защиту положения, дано описание апробации работы.

В первой главе "Мотивация и самоорганизация учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема" рассмотрен вопрос о сущности мотивации и самоорганизации учения в историческом развитии психологии, дидактики и частных методик (методики преподавания математики и физики). В § 1.1. "Проблемы мотивации и самоорганизации в истории развития науки" показан анализ исторического становления указанной проблемы и пути ее решения в психологии, дидактике и методике; представлены результаты теоретического анализа мотивационного и самоорганизационного аспектов в содержании комплексных психолого-педагогических задач, стоящих перед учителями математики и физики в разные годы. Исследования в психологии (Э. Торндайк, А.Х. Маслоу, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, М.В. Матюхина, В.В. Давыдов, А.К. Маркова и др.), в дидактике (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, B.C. Ильин, Г.И. Щукина, Г.А. Бокарева, Г.И. Кириллова, Л.П. Каткова, З.П. Шабалина и др.), легли в основу построения систем преподавания учебных предметов, направленных на воспитание интереса к учению, активизацию учебной деятельности учащихся (И. Арнольд, М.О. Косинский, С.И. Шохор-Троцкой, А.В. Цингер, Н.П. Кашина, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, А.И. Павлов, Н.И. Билибин, В.Я. Гебель и др.). Эти поиски, ведущиеся с целью реализовать внутренние возможности учеников, заинтересовать их, приохотить к учению, создали предпосылки и условия для исследования в контексте проблемы мотивации и самоорганизации учебной деятельности.

В последние два десятилетия в качестве путей развития мотивации и самоорганизации можно отметить интеграцию, компьютеризацию, алгоритмизацию и т.п., направленность на жизненную действительность, социальные изменения.

В § 1.2. "Психолого-педагогические предпосылки формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьника" сформулированы, обобщены и конкретизированы основные положения в психологии, дидактике и частных методиках по избранной проблеме, на которые мы опираемся в диссертационном исследовании: 1) мотивация и самоорганизация формируются у учащихся в результате возбуждения психических состояний, адекватных элементам учебной деятельности: сосредоточение внимания, ориентировка в деятельности, постановка цели, стремление к ее достижению, контроль и самооценка результатов; 2) внимание поддается совершенствованию в процессе активной мыслительной деятельности; 3) воспитанию ориентировки в работе служат: схематизация, алгоритмизация, осведомление ученика о ситуации; 4) целеполагание как состояние модернизируется в результате обучения учащихся приемам и умениям ставить цели; 5) формированию адекватной самооценки способствуют: комментированное оценивание учителем школьников, рецензирование устных и письменных ответов, оценивание учащимися собственных работ по известным критериям; 6) изменения в характере мотивации и самоорганизации наблюдается в результате изменения внешних условий и отношения ребенка к ним.

В параграфе особое внимание уделено анализу теоретических аспектов формирования и развития у учащихся мотивационно-самоорганизационных состояний, адекватных структурным элементам их учебной деятельности в процессе усвоения физико-математических знаний и средствами учебных предметов физики и математики, совершенствования профессионально-педагогических умений учителя через продуктивное решение комплексных задач развития мотивации и самоорганизации учения в условиях сельской малокомплектной школы.

Конкретизацией одного из путей решения проблемы, наиболее результативного и продуктивного (А.К. Маркова), определена и раскрыта наша позиция - воздействие на мотивационную сферу через организацию учебной деятельности на уроках математики и физики. Предполагаем, что для целенаправленного формирования мотивации и самоорганизации сельских школьников требуется такая система деятельности учителя, в которой будут учтены особенности контингента учащихся.

Во второй главе "Педагогический эксперимент по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьника" показаны и научно обоснованы составляющие системы педагогической деятельности сельского учителя, ориентированной на формирование мотивации и самоорганизации учащихся сельской школы в процессе обучения физике и математике: сформулирована система педагогических задач по управлению мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся на уроке, дана совокупность педагогических принципов и последовательность действий педагога при решении каждой задачи с описанием рекомендуемого сочетания методических приемов и способов; выведены критерии оценки сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний.

В §2.1. "Цели и задачи педагогической системы формирования мотивации и самоорганизации сельских школьников" сформулированы цели, и задачи педагогической системы, представлены условия и факторы, позитивно влияющие на формирование мотивации и самоорганизации. Основной целью педагогической системы является формирование мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности учения сельских школьников. Система реализует систему психолого-дидактических задач по формированию учителем на уроках основными мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся: вниманием, ориентировкой в деятельности, целеполаганием, самокорректировкой и самооценкой.

Структурными элементами предлагаемой системы являются: учитель как субъект педагогической деятельности; ученик как объект воздействия; совокупность трехуровневых педагогических задач по стимулированию мотивационно-самоорганзационных состояний - управление вниманием, раскрытие смысла предстоящей деятельности, стимулирование учащихся к целеполаганию, поддержание обратной связи, формирование умений самостоятельно оценивать результаты своего труда - как цели. В функциональные элементы мы включили: педагогические принципы, формы деятельности, средства формирования и методы стимулирования указанных состояний. В комплекс педагогических принципов вошли: принцип научности, принцип оптимальности, принцип перспективности и конкретности, принцип учета специфических особенностей, принцип наглядности, посильности и доступности, принцип прочности, глубины и осознанности знаний, принцип проблемности, принцип свободы выбора, принцип обратной связи.

Взаимодействие всех элементов описываемой системы ведет к формулировке подзадач формирования мотивации и самоорганизации, характерных для каждого уровня, их комплексному решению и его практической реализации на конкретных занятиях, учитывающих особенности личности отдельного ученика. После каждого урока субъект системы делает выводы об адекватности применяемых средств и методов уровневым особенностям сформированности воспитываемых личностных свойств у учащихся. Весь цикл занятий темы или раздела завершается общим итогом на предмет мотивационно-самоорганизационных возможностей учебного процесса в школе, а это ведет к коррекции содержательной части системы.

Обобщенно описываемая педагогическая система представлена на Рисунке 1.

В целях возбуждения мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности учащихся на уроках мы обеспечивали следующие условия: атмосфера доброжелательности, открытый комментарий отметок, развитие любознательности, поощрение оригинальности, творческого подхода к решению проблем, возможность активно задавать вопросы.

Рис. 1. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности.

Формированию мотивации и самоорганизации благоприятствуют малая наполняемость классов, связь с сельскохозяйственным производством, частичное знакомство учащихся с сельскохозяйственными технологиями, привлечение жизненного опыта учащихся и др.

В параграфе представлена классификация интегративных связей по мотивации и самоорганизации.

В § 2.2. "Методика организации и проведения педагогического эксперимента" подробно рассмотрено практическое апробирование предлагаемой системы, а также приведено дидактическое обеспечение данного процесса. Указано, что при комплексном решении педагогических задач наибольший эффект могут дать сочетания приемов, одни из которых характерны для методики физики и методики математики (связь с техникой и жизнью, другими общеобразовательными предметами, использование исторических сведений, демонстрация физико-математических явлений, показ логики вывода и структурной стройности математических и физических формул и т.д.), а другие - основаны на особенностях малокомплектной школы (близость производства, сельскохозяйственное содержание физико-математических задач, применимость физико-математических знаний на практике производства и т.п.).

В качестве экспериментальных выбраны 5, 6, 7, 8, 9-й классы Барановской основной школы, статус фоновых придан тем же классам Симаковской, Шатуновской основных, Верхнеландеховской и Мытской средних школ. Эксперимент проводился в формах а) лонгитюдного наблюдения учащихся 5, 6, 7, 8, 9-го классов (выборка: 69 учеников) в течение трех лет (общая выборка: 207 учеников); б) наблюдение за деятельностью учителей физики и математики (выборка: 20 педагогов) сельских школ Верхнеландеховского района Ивановской области по решению педагогических задач воспитания мотивации и самоорганизации школьников в течение 3-х лет (общая выборка: 60 педагогов); в) ознакомление учителей указанных дисциплин на ежемесячных секционных объединениях с промежуточными результатами эксперимента и элементами дидактического обеспечения процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности сельских школьников. Характерной чертой эксперимента являлась его цикличность. Первый год в учебной работе наблюдались учащиеся 5, 6, 7, 8, 9-х классов и с ними строился формирующий эксперимент. Результаты эксперимента корректировали систему деятельности учителя по формированию у этих учащихся мотивационно-самоорганизационных состояний. Второй год наблюдения велись за теми же учениками, но переведенными в 6, 7, 8, 9-е классы, а к ним добавлялись учащиеся 5-го класса. Формирующий эксперимент повторялся и результаты вновь корректировали систему педагогической деятельности. Так же было и на третий год. Количество педагогов, сами учителя и учебные предметы, которые они вели, в течение всех трех лет не изменялось.

В Таблице 1 представлены данные по количеству учащихся 5-9-х классов, принявших участие в эксперименте.

Для измерения уровней сформированности у учащихся их мотивационно-самоорганизационных состояний учебной деятельности, а также профессионально-педагогических умений учителей, нами были адаптированы к условиям сельских школ и контингенту учащихся методики диагностирования А.Т. Цветковой и специально разработана схема наблюдения деятельности учителя на уроке.

Таблица 1

Количество учащихся, принявших участие в эксперименте

Классы

5

6

7

8

9

Количество учеников в классе по годам

1996-1997 г.г.

10

17

15

14

13

1997-1998 г.г.

12

10

17

15

14

1998-1999 г.г.

16

12

10

17

15

Количество учащихся в эксперименте

38

39

42

46

42

В § 2.3. "Анализ результатов и критерии оценки эффективности педагогического   эксперимента по формированию мотивации и самоорганизации сельских школьников" представлены критерии оценки сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся, тем самым обеспечена оценка эффективности предлагаемой педагогической системы по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности. Кроме указанных критериев в эксперименте были использованы критерии организационно-методического характера: оптимальность усилий, средств, времени, затрачиваемых на достижение поставленных мотивационно-самоорганизационных целей; рациональность способов и приемов деятельности учителя и учащихся в их единстве и взаимозависимости; конкретность действий, обусловленных установкой учителя на формирование у учащихся мотивационно-самоорганизационные состояния; перспективность, исключение малозначимого итога, ограниченности результата деятельности; актуальность выполняемой работы, активность и самостоятельность учащихся, т.е. уровень обеспеченной мотивации и самоорганизации.

Результаты экспериментальной работы обобщены в Таблице 2.

Таблица 2

Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням мотивации и самоорганизации до и после эксперимента

Группы испытуемых

Изменения в мотивации и самоорганизации деятельности ученика

А

Б

В

Г

д

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

До эксперимента

34

56

10

29

32

39

49

43

8

67

27

6

34

58

8

После эксперимента

18

60

12

19

42

39

38

43

19

54

30

16

25

50

25

Примечание А - сосредоточение внимания, Б - ориентировка в деятельности, В -целеполагание, Г - стремление к достижению цели, Д - самооценка результатов работы.

Основным результатом применения педагогической системы мы считали качество усвоения учебного материала. Коэффициент усвоения

знаний нами считался по формуле А.В. Усовой: , где  - количество элементов знаний (сумма элементов содержания, объема знаний и элементов связей и отношений), усвоенных учащимися; n - количество элементов знаний, усвоение которых должно быть обнаружено при выполнении проверочной работы каждым учащимся.

Динамику усвоения учебного физико-математического материала можно видеть на сравнительной Таблице 3.

Таблица 3

Сравнение средних коэффициентов усвоения физико-математических   знаний учащимися экспериментальных групп в начале и конце эксперимента

Классы

Средний коэффициент усвоения знаний по уровням мотивации и самоорганизации

Начало эксперимента

Заключение эксперимента

I

II

III

I

II

III

5

0,29

0,13

0,09

0,49

0,50

0,72

6

0,29

0,16

0,08

0,27

0,35

0,51

7

0,09

0,14

0,28

0,53

0,72

0,91

8

0,16

0,24

0,27

0,29

0,70

0,89

9

0,06

0,15

0,39

0,23

0,39

0,56

Примечание: цифрами I, II, III в таблице обозначены соответственно низкий, средний и высокий уровни мотивации и самоорганизации.

Используя данные таблицы 2 в качестве исходных для расчета значения хи-квадрат, мы приходим к выводу о том, что гипотеза о значимых изменениях уровней сформированности мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся в результате реализации нашей педагогической системы экспериментально подтвердилась и это можно утверждать, допуская ошибку не превышающую 0,1%.

Таким образом, педагогический эксперимент показал, что разработанная нами и предлагаемая педагогическая система, позволяет формировать у учащихся базовой сельской школы устойчивые свойства личности - мотивацию и самоорганизацию - средствами физики и математики с учетом особенностей сельской школы и психолого-педагогических условий, специфичных для данного контингента учащихся.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и намечаются задачи для дальнейшего исследования.

В ходе опытно-экспериментального исследования, основной целью которого являлось построение педагогической системы деятельности учителя, предназначенной для формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы (5-6-й, 7-9-й кл.) средствами учебных предметов, мы получили следующие практические результаты. Выявлены условия и особенности процесса формирования мотивации и самоорганизации учения сельского школьника. Среди них: а) приоритетность индивидуальной самостоятельной работы школьников в сочетании с коллективной формой учебной деятельности; б) приоритетность руководства учителем индивидуальной работой учащихся; в) система индивидуальных фрагментарно-тематических заданий и упражнений для учащихся любой степени отставания; г) система индивидуально-дифференцированных обучающих заданий и упражнений для подготовки к изучению раздела темы, ознакомления с новыми знаниями, закрепления и обобщения элементов знаний и т.п.; д) постоянство контроля за выполнением работы учащимися со стороны учителя; е) организация воспитательного воздействия учителя на ученика в сфере связанных с мотивацией и самоорганизацией деятельности ценностных ориентации на труд, на общество, на других людей, на самого себя, на окружающую природу. Определены конкретные факторы, позитивно воздействующие на формирование мотивации и самоорганизации учения. Это: а) малая наполняемость классов; б) связь с сельскохозяйственным производством; в) частичное знакомство учащихся с элементами сельскохозяйственных технологий; г) возможность привлечения в образовательных целях жизненного опыта учащихся в сфере сельского быта; д) родительский авторитет; е) дифференцированный подход к учащимся; ж) интеграция учебной информации и процесса обучения в целом. Разработана модель деятельности учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся в условиях сельской школы. Эта модель включает в себя: субъектно-объектные отношения учителя и ученика; содержание обучения; трехуровневые цели и задачи формирования мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности ученика; педагогические принципы, по которым строится работа педагога; формы, методы и средства организации взаимодействия учителя и учеников на уроках, обеспечения педагогом их мотивационной стороны.

Результаты теоретико-экспериментального исследования привели к разработке и обоснованию: 1) системы деятельности учителя по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности у учащихся средствами физики и математики; 2) дидактического обеспечения указанного процесса на уроках физики и математики в 5-9-х классах; 3) комплекса психолого-дидактических средств побуждающего воздействия, применяемых на реальном уроке в целях развития мотивации и самоорганизации учения у сельских школьников.

В приложениях приведено содержание основных диагностических методик, тематического плана использования экспериментальных задач в курсе физики 8-9-го классов, зачетно-контрольной работы, иллюстрирующих материал диссертации.

Содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Из опыта использования приемов повышения интереса к физике. //Теория и практика современного образования: В 2 ч. Ч. 2.- Тула: ТГПУ, 1997.- С. 94-95,

2. Приемы развития самоорганизации в курсе естествознания. //Естестовзнание как учебный предмет в вузе и школе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.- Н-Новгород: НГПУ, 1997.-С. 18-19.

3. Самостоятельные работы с сельскохозяйственным содержанием в курсе физики 7 класса малокомплектной школы. //Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекса по физике (педвуз, общеобразовательная школа).- М.: МПУ, 1997.- С. ЮЗ-104.

4. К вопросу о развитии мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников. //Взаимосвязь систем научных знаний и методов преподавания физики (педвуз, общеобразовательные учреждения).- М.: МПУ, 1998.- С. 115-117.

5. О развитии мотивации и самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. //Динамика педагогического образования: от института к университету.- Тула: ТГПУ, 1998.- С. 49-51.

6. Об одной из проблем сельской малокомплектной школы. //Основные принципы технологии обучения в сельской малокомплектной школе и подготовки учителя для села: Сб. науч. тр.- Шуя, 1999.- С. 60-61.

7. Попытка определения термина «мотивационно-самоорга-низационное развитие». //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научи, конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.-С. 178.

8. Реализация знаний о мотивации учения, полученных в педвузе, в практической работе в школе. //Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы – основа фундаментализации подготовки специалиста.- Рязань, РГПУ, 1999.- С. 25-26.

9. Сельская школа и специфика обучения в ней. //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научи, конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.- С. 179.

10. Формирование мотивации учения у сельских школьников на уроках физики (в соавторстве А.Т. Цветаева, С.В. Сенцов). //Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы международ, научи, конференции.- Шуя: ШГПУ, 1999.- С. 254.

11. Экспериментальные задачи с производственным содержанием. //Социальная психология - XXI век. /Под ред. Козлова В.В. В 2-х т. Т. 2.- Ярославль: МАПН, 1999.- С. 167-170.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru