Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Психологическая характеристика субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ

Диссертант: Павленко Анна Григорьевна
Год защиты: 1999
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.13 – Психология развития, акмеология
Научный руководитель: Пирожков В.Ф.
Ведущее учреждение: МГППУ
Место выполнения: МГППУ
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

Павленко Анна Григорьевна

Психологическая характеристика субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Исследование посвящено психологическому изучению субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ. В системе профтехобразования общежития, где проживают учащиеся, являются важным звеном всего учебно-воспитательного процесса. В общежитиях подростки и юноши проводят значительную часть суток: отдыхают, решают свои бытовые вопросы, готовятся к предстоящим занятиям, овладевают культурой межличностного и межгруппового общения. Там действуют свои нормы, ценностные установки, традиции, ритуалы, своя специфическая субкультура.

Однако разработке теории молодежной субкультуры в общежитиях профтехучилищ не уделялось внимания. В отечественной психологической науке эта проблема даже не ставилась, несмотря на то, что после Октябрьской революции общежитейский (коммунальный) тип проживания на долгие годы стал основным для трудящихся.

Общежития, в какой-то мере, стали главным признаком "социалистического образа жизни", в них сформировалась особая субкультура, разновидностей которой много. Это не только криминальная субкультура бараков ГУЛАГа, но и субкультура коммуналок и общежитии "Великих строек коммунизма", субкультура общежитии лимитчиков в режимных городах, субкультура воинских казарм, бараков для временного проживания сельскохозяйственных сезонных рабочих, субкультура студенческих общежитии и т. п. За годы советской власти выросло и воспиталось не одно поколение людей, не имевших родного очага, прошедших коммуналки и общежития, усвоивших их язык, нравы, ценности, нормы поведения, извращенную психологию межличностных и межгрупповых отношений.

Общежития всегда были зоной повышенной криминогенности, особых видов аморального поведения (пьянства, наркомании, токсикомании, половой распущенности, сквернословия и т.п.). Это относится и к общежитиям ПТУ. С кризисом, переживаемым нашим обществом, спадом в экономике, с увеличением миграционных процессов, снижением жизненного уровня людей субкультура общежитии ПТУ получила мощный дальнейший скачок в сторону криминализации. Преодоление влияния этой особой субкультуры на поведение личности и группы, ее декриминализация, формирование гуманистической субкультуры молодежи, проживающей в общежитиях ПТУ, - таковы задачи, которые должны быть решены. А для этого надо знать, что эта субкультура собой представляет, ее нормы, ценности и традиции. Этим объясняется актуальность данной темы исследования.

Объект исследования: общности учащихся, проживающих в общежитиях разных типов профтехучилищ, в разных регионах страны.

Предмет исследования: молодежная субкультура общежитии ПТУ, ее сущность, содержание, структура, механизмы влияния на личность и связь субкультуры общежитии с современной молодежной и криминальной субкультурой.

Цель исследования: выявить содержание и особенности современной субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, механизмы ее образования, ценности, нормы и обосновать концептуальные подходы к преодолению их отрицательного влияния на личность и группу.

Гипотеза исследования заключается в том, что учащиеся, проживающие в общежитии ПТУ, составляют общность относительно закрытого типа, которая находится в условиях мягкой социальной депривации. В такой закрытой общности возникают свои особые нормы, ценности, традиции, установки, формы общения, способы групповой деятельности, правила поведения, деление людей на иерархические группы, что и составляет сущность субкультуры учащихся, проживающих в общежитии ПТУ. Эта субкультура, как часть молодежной субкультуры, является духовной основой существования и деятельности общностей учащихся.

В общежитиях создаются благоприятные условия для криминализации субкультуры проживающих там учащихся. Эта криминализация объясняется не только закрытостью, но и рядом объективных и субъективных факторов, таких как криминологическая характеристика учащихся, условия их расселения, бытовые условия, режим проживания, интенсивность воспитательной работы, особенно с новичками, действенность ученического самоуправления, подготовленность воспитателей к работе с криминогенным контингентом.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологическое содержание понятия "субкультура учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ".

2. Выявить ее основные особенности и специфику формирования.

3. Дать характеристику основным элементам (компонентам) субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ.

4. Установить причины и условия быстрого и легкого распространения в молодежной среде в общежитиях ПТУ норм и ценностей криминальной субкультуры

5. Разработать психологические подходы к диагностике субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ и к профилактике ее криминализации.

Методы исследования.

Для решения конкретных задач в соответствии с целью исследования, а также представлениями о психологической природе изучаемого явления - субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, была использована система методов, основу которой составил психологический анализ 15-летнего личного педагогического опыта работы в качестве воспитателя общежитии ПТУ. Для получения необходимого массива фактического материала применялись анкетирование, опросы, сочинения на тему "Общежитие ПТУ - мой дом", методика неоконченных предложений, беседы как с учащимися, так и с воспитателями общежитии. Психологическому анализу подвергались уголовная статистика по общежитиям ПТУ страны, уголовные дела учащихся, совершивших преступления, проводился контентанализ периодической печати, в которой давалась информация о жизни учащихся в общежитиях ПТУ. Для объективности полученных данных использовались экспертные оценки специалистов. В исследовании приняли участие учащиеся и воспитатели общежитии ПТУ в городах Губкин, Сумы, Курск, Киров, Москва, Тверь.

Общий объем фактического материала составил свыше 1,5 тыс. опросных листов, 300 сочинений, 800 статей периодической печати, 250 дневниковых записей, 28 актов инспекторских проверок, использовались оценки 180 экспертов, изучено 151 уголовное дело, комплексно обследовано 47 бывших учащихся ПТУ, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивались:

1) комплексным использованием методов исследования;

2) сбором путем продольных срезов репрезентативного материала, его количественной и качественной обработкой;

3) взаимопроверкой полученных результатов;

4) использованием для проверки выводов и оценок экспертов;

5) согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Субкультура учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, которая представляет собой смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых проживающими в общежитиях подростками, создавая для них специфическую ситуацию развития.

2. Субкультура проживающих в общежитиях подростков и юношей является весьма динамичной особой молодежной субкультурой, ее содержание определяется составом проживающих в общежитии лиц, степенью закрытости этих общностей, а также престижностью училища и возможностью проводить конкурсный отбор на учебу.

3. Независимо от вида и типа профтехучилища, возрастных и других социально-демографических особенностей учащихся, общежитейская субкультура имеет тенденцию к типизации, схожести и идентичности ее отдельных элементов по форме и содержанию с субкультурой любых других типов общежитии.

4. По сравнению с общей подростковой субкультурой, субкультура учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, легче поддается криминализации, что определяется как фактором закрытости, так и составом носителей этой субкультуры.

5. Важным условием профилактики криминализации является своевременная диагностика ее состояния, и принятие ранних профилактических мер. Особую роль в этом должна сыграть психологическая служба, создаваемая в общежитиях ПТУ.

Научная новизна. На большом эмпирическом материале раскрыты содержание, структура и особенности субкультуры общежитии ПТУ, доказан антигуманный и даже криминогенный характер ряда ценностей, норм и традиций этой субкультуры, затрудняющих формирование полноценной личности в условиях демократического общества. Впервые системному анализу подвергнуты ценности и нормы общежитейской субкультуры учащихся ПТУ и дана характеристика основных ее компонентов; раскрыты причины и механизмы, влияющие на быстрое и легкое распространение криминальных норм, ценностей, групповых установок, способов общения в среде подростков и юношей в общежитиях ПТУ. Доказано, что важнейшими условиями недопущения криминализации этой субкультуры являются своевременная ее диагностика, принятые системы ранних профилактических мер, коммуникативная культура воспитателя, включающая его педагогическую и психологическую компетентность, глубокое и всестороннее знание элементов этой субкультуры, развитие ученического самоуправления в общежитиях, создание в них действенной психологической службы.

Практическая значимость работы заключается в практической ее направленности на реальные запросы профтехшкол. Полученные в ходе исследования данные позволяют:

1) глубоко и всесторонне понять нормы и установки групповой жизни, деятельности и общения учащихся в условиях общежития;

2) научиться их выявлять (ставить диагноз);

3) своевременно замечать негативные тенденции в субкультуре общностей учащихся;

4) принимать действенные ранние профилактические меры.

На основе результатов исследования разработана программа подготовки воспитателей общежитии, а так же ряд других документов, регламентирующих воспитательную работу в общежитиях профтехшколы. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога ПТУ.

Апробация и внедрение исследования осуществлялись в процессе работы диссертанта воспитателем в общежитиях ПТУ г. Губкин, Сумы, Москва, в процессе деловой игры "Работа воспитателя общежития ПТУ с педагогически запущенными учащимися" в профтехучилищах Тверской области, а также в докладах, сообщениях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, чтении лекций на курсах ИПК профтехобразования по предмету воспитательная работа в общежитиях" (1989-1994 гг.), в Московском городском психолого-педагогическом институте в курсе "Социальная психология" (1998 г.), в Московском городском педагогическом университете в курсах "Юридическая психология", "Возрастная и педагогическая психология" ( 1996 - 1998), в Центре психологической службы Башкортостана в курсе "Психология подростковой преступности" (1997 г.), в выступлении на II съезде Российского психологического общества (г. Ярославль, 1998 г.).

Структура диссертации. Диссертация общим объемом 248 страниц состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, содержащего 256 названий, из них 12 на иностранных языках, 6 приложений. Фактический материал отражен в 10 таблицах, 7 схемах, 8 диаграммах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе анализируются теоретические проблемы субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ. Сущность теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов сводится к следующему: культура любого общества не представляет собой единого целого. Она состоит из субкультур его отдельных слоев (В.Л. Васильев, И.С. Кон, А. Коэн, Г.Л. Тульчинскнй, А. Кребер, К. Клакхон).

Основные признаки любой субкультуры: наличие ее носителя (общности людей), подчиненное место по отношению к культуре общества в целом или его социального слоя, относительная автономия, скрытый или открытый конфликт с культурой общества в целом и с другими субкультурами (Л.Н. Гумилев, Р. Андерсен, И.С. Кон, Р. Лош).

Носителем подростково-юношеской субкультуры является подрастающее поколение; эта субкультура формируется в силу поло-возрастного расслоения общества, она находится в постоянном развитии, в оппозиции к культуре взрослых, занимая подчиненное положение по отношению к культуре общества.

Подростково-юношеская субкультура по своей структуре, содержанию и функциям создает смысловое пространство норм, ценностных установок, способов деятельности и форм общения, обеспечивая развитие подрастающего поколения путем отказа от догм и ценностей старшего поколения. (И.С. Кон). Подростково-юношеская субкультура неоднородна по своему содержанию, включая в себя множество подчас враждебных друг другу течений. (ВЛ. Васильев, И.С. Кон).

Одной из тенденций современной подростково-юношеской субкультуры является ее криминализация, обусловленная криминализацией всего общества и ростом численности популяции несовершеннолетних преступников. На сегодняшний день на 13 млн. подросткового населения носителями криминальной субкультуры являются 210 тыс. подростков, совершивших уголовные преступления, 600 тыс. подростков, доставляемые ежегодно в органы милиции за антиобщественные деяния, 2 млн. наркоманов. Таким образом, каждый пятый подросток в стране входит в группу "криминального риска", являясь и носителем, и распространителем норм и ценностей криминальной субкультуры (В.Ф. Пирожков). Поэтому можно вести речь о молодежной криминальной субкультуре как самостоятельной субкультуре особого слоя общества, являющейся одним из психологических механизмов воспроизводства преступности несовершеннолетних (Э. Сатерлэнд, Р. Клоурад, Л. Оулин, В.Л. Васильев, А. Коэн).

Криминальная субкультура легко распространяется среди подростков и юношей в связи с ее привлекательностью: ее нормы и ценностные установки создаются с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних (В. Фокс, А. Коэн, В.Л. Васильев). Она привлекает подростков самим процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации, ложную романтику, таинственность и необычность. Ее нормы и ценности обставлены броскими и яркими атрибутами, характеризуются эмоциональной насыщенностью традиций уголовного мира (С. Беккер, У. Томас, Ф. Танненбаум). Криминальная субкультура предоставляет подросткам широкое поле деятельности для самоутверждения и компенсации испытанных ими неудач в официальной системе отношений и деятельности (учебе, труде, межличностных и межгрупповых отношениях и т. д.).

В замкнутом круге общения подростково-юношеская субкультура подвергается определенной трансформации, что определяется степенью изоляции и типом закрытости, а так же характеристикой общности несовершеннолетних, оказавшейся в положении закрытости. По классификации М.Ю. Кондратьева, общности учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, можно отнести к сообществу добровольно-принудительной изоляции, находящейся на континууме ближе к полюсу открытости. Факторами, влияющими на содержание субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, являются: степень строгости правил внутреннего распорядка и пропускного режима; способ расселения учащихся разного пола; криминологическая характеристика проживающих; степень престижности училища и возможности конкурсного отбора в него учащихся. Общности учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, характеризуются более высокой степенью криминальной зараженности, по сравнению с криминальной зараженностью общего подростково-юношеского населения в стране. В ПТУ (и прежде всего в общежитии) скапливается большое число криминогенных лиц: а) отчисленые из общеобразовательной школы из-за неуспеваемости; б) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних в связи с отказом в возбуждении уголовного дела за совершенное преступление; в) состоящие на учете в отделах профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел за бродяжничество, уход из дома, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, находившиеся на излечении в кожно-венерологическом диспансере в связи с перенесенным венерическим заболеванием; г) освободившиеся из воспитательных колоний после отбытия срока наказания; д) вернувшиеся из спецшкол и спец. ПТУ, где они находились на перевоспитании.

Большую долю среди проживающих в общежитиях ПТУ составляют лица из социалъно-необлагополучных семей, которые находились на воспитании в детских домах, интернатах, приютах для сирот и т.д. Именно эти учащиеся являются носителями и распространителями норм, ценностных установок, традиций и других атрибутов криминальной субкультуры среди законопослушной части учащихся в общежитиях ПТУ.

Во второй главе «Методическое обеспечение исследования особенностей субкультуры общностей, проживающих в общежитиях ПТУ» раскрывается наш подход к выбору методик и процедур исследования, в основу которого положены следующие принципы.

Комплексность исследования. Мы исходили из положения, что подростково-юношеская субкультура - сложное в структурном отношении явление, которое в связи с невозможностью его изучения при помощи одного какого-то метода требует набора методик, объединенных в единое целое общим замыслом. Этот набор можно назвать «коллекцией» методик. Основу этой «коллекции» составил психологический анализ многостороннего личного 15-летнего педагогического опыта в качестве воспитателя общежитии ПТУ в разных городах, нештатного инспектора ИНД (сейчас ОППН), когда приходилось инспектировать общежития других ПТУ, посещать семьи трудных учащихся, участвовать в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, быть представителем в суде при рассмотрении уголовных дел, совершенных учащимися ПТУ, К практическому опыту можно отнести и участие диссертанта в инспектировании других ПТУ в составе инспекторских комиссий. Все яркие и интересные случаи фиксировались в дневнике и подвергались тщательному психологическому анализу, сопоставлялись.

В случаях затруднений при определении выводов по той или иной проблеме использовались оценки экспертов. В качестве экспертов выступали научные сотрудники Научно-методического центра профессионального образования (30 человек), а также директора ПТУ, их заместители, воспитатели общежитии - 135 человек (находившихся на курсах усовершенствования), инспектора ИДН (15 человек). Особую группу экспертов составляли лица, в одиночку или с семьей проживавшие в рабочих, студенческих, сезонных и других общежитиях, в которых встречались аналогичные элементы субкультуры (борьба за жизненное пространство, землячество, «дедовщина», психологическая ущемленность, групповой секс, наркомания, алкоголизм и др.)

Анкетный опрос, интервью, беседы, сочинения, методика неоконченных предложений использовались для выяснений мнений самих учащихся об условиях проживания в общежитиях ПТУ, особенностях межличностных и межгрупповых отношений. Контент-анализ периодической печати, изучение уголовной статистики, конкретных уголовных дел, актов инспекторских проверок ПТУ позволили выявить степень распространенности тех или иных элементов криминальной субкультуры в общежитиях ПТУ по стране в целом и по регионам.

Лонгитюдный принцип. Любая субкультура как часть культуры общества - явление весьма динамичное. Особенно динамична подростково-юношеская субкультура (И.С. Кон), которая интенсивно развивается и изменяется в связи с социальными процессами в обществе, изменением характера и структуры подростковой преступности в стране. Поэтому одномоментные поперечные срезы дают ее характеристику лишь на момент исследования, но не раскрывают ее динамику. Для изучения общежитийской подростково-юношеской субкультуры или ее отдельных структурных элементов в динамике были использованы систематические продольные срезы через определенный промежуток времени. Такие срезы помогли понять, как изменялся уклад жизни в общежитиях ПТУ (появление «дедовщины», распространение наркомании, группового секса и др.). Так, забвение в период перехода к рынку принципа коллективизма привело к разгулу в общежитиях индивидуализма. Например, постановка должников «на счетчик», существовавшая в преступной среде, получила широкое распространение среди молодежи в общежитиях в эпоху первоначального накопления капитала. Это же относится к внутриобщежитийскому рэкету.

Депривационный принцип (англ. Deprivation - лишение, утрата) - недостаточность удовлетворения какой-либо потребности. В условиях институционально или внутренне закрытой общности целый ряд потребностей личности оказывается в той или иной степени депривирован (неудовлетворен). Так, вступление во внутренне закрытую общность (группу криминальную или наркоманическую) нередко связано с обесцениванием имени, заменой его кличкой. Обесценивание имени является, по мнению В.С. Мухиной, такой ситуацией депривации, «которая приводит к личностному кризису». В условиях общежития депривирован еще целый ряд потребностей (выбор друзей по общению, проведение свободного времени). Депривированы права и обязанности личности, стереотип питания, потребность быть самим собой, подросток вынужден «быть, как все». В общежитии подросток вынужден мириться с ограничением потребности в жизненном пространстве или вести борьбу за его расширение, за предоставление коммунально-бытовых удобств. Он вынужден жить в комнате с другими лицами в условиях психологической или нравственной несовместимости. Можно было бы продолжить депривационный ряд. Но и так видно, что депривация ряда потребностей обязательно сказывается на развитии личности, может вызвать личностный кризис у тех, кто прошел общежитие. Всякая депривация неизбежно включает защитные компенсаторные механизмы. Этим объясняется повышенная агрессивность жителей коммуналок и общежитии, стадность, чрезвычайная конформность, инстинкт подражания, жестокость нравов, психологическая ущемленность, которые становятся слагаемыми этой субкультуры.

В главе третьей «Экспериментальное исследование субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ» раскрывается общий подход к диагностике этой субкультуры, для чего определяются ее признаки. Экспертам было представлено два ряда признаков (компонентов): первый ряд включал признаки молодежной субкультуры, второй ряд включал признаки криминальной субкультуры. Эксперты должны были их сопоставить и составить свой третий ряд включающий признаки субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ. Составленные ими признаки приводится в следующей таблице.

Ранжирование экспертами признаков субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ.

Признаки субкультуры учащихся, проживающих

Удельный вес

Ранговое Место

в общежитиях ПТУ

К-во

%

1

2

3

4

Институциональное деление людей на "своих" и "чужих"

50

4,98

1-2

Деление людей на "своих" и "чужих" по   признаку социально-пространственной локализации, по курсам обучения, по возрасту

50

4,98

1-2

"Дедовщина", землячество

49

4,88

3

Жесткая внутригрупповая иерархия

48

4,78

4-6

Стадность, конформность, преобладание инстинкта подражания

48

4,78

4-6

Внутриобщежитийский рэкет, поборы

48

4,78

4-6

Постановка должников "на счетчик "

47

4,68

7-9

Распространенность наркомании и токсикоманш

47

4,68

7-9

Сексуальное насилие, групповой секс, проституция, сутенерство

47

4,68

7-9

Злоупотребление алкоголем

46

4,7

10-11

Специфические формы проведения досуга

46

4,7

10-11

Внутриобщежитиийская агрессия

43

4,3

12-13

"Прописка" новичков

43

4,3

12-13

Объединение подростков в свободное время по интересам

40

3,98

14

Внутрикомнатная несовместимость

39

3,98

15

Психологическая ущемленность

37

3,7

16

Борьба за жизненное пространство

36

3,6

17

Распространенность азартных игр

35

3,5

18

Диффузионная коллективность

30

3,0

19-20

Привилегии для неофициальной элиты

30

3,0

19-20

Психологическая изоляция отверженных

28

2,8

21-22

Распространенность фанатизма (музыкального, спортивного и др.)

28

2,8

21-22

Групповые нарушения режима проживания

25

2,5

23

Внутриобщежитийские преступления: хулиганства, кражи, и др.

23

2,3

24

Специфический жаргон

20

2,0

25-27

Проявления вандализма

20

2,0

25-27

Другие признаки

20

2,0

25-27

1003

Оказалось, что субкультура, учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ включает 27 компонентов, из которых 12 можно отнести к молодежной субкультуре в целом (по характеристике И.С. Кона), 15 компонентов - к криминальной субкультуре (по характеристике В.Ф. Пирожкова). Выходит, что компоненты молодежной субкультуры занимают в субкультуре общежитии 44.4%, а криминальной субкультуры - 55.6%.

Преобладание элементов криминальной субкультуры свидетельствует о явлении криминализации общежитейской субкультуры. Объяснение здесь следующее. Во-первых, в общежитиях скапливается значительная часть криминогенных подростков (перечень этих категорий подростков дан в 2-ой главе). Во-вторых, их удельный вес в общежитиях ПТУ значительно больше, чем в общей структуре подросткового населения страны. ПТУ и их общежития превратились в определенный "отстойник", куда "сбрасываются" подростки, для которых закрыта дорога получения полного среднего образования в школе, и отсутствует перспектива обучения в вузе (в связи с неуспеваемостью и наличием у них криминала). В-третьих, их концентрация на ограниченном пространстве при повседневном общении порождает процесс взаимной криминализации (обмен между ними криминальным опытом, криминальной информацией). В-четвертых, облегчается приобщение в условиях постоянного тесного контакта законопослушных подростков к нормам и ценностям криминальной субкультуры. Наконец, способствует криминализации субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях, увеличение удельного веса алкоголизирующих подростков, появление групп наркоманов и токсикоманов. Субкультура этих внутренне закрытых групп является одним из видов криминальной субкультуры.

Основными механизмами криминализации общежитийской субкультуры, являются жесткое институциональное деление людей на "своих" и "чужих", "дедовщина" с разделением проживающих на иерархические группы, землячество, "прописка", поборы (внутриобщежитийский рэкет), постановка должника "на счетчик", азартные игры, наркомания, особое сексуальное поведение. Рассмотрим основные из них.

Деление людей на "своих" и "чужих" (на "мы" и "они") есть в любой социальной группе (семье, коллективе, организации). Это непреложный психологический закон обособления. Но в общежитиях ПТУ, как в любой институциональной изоляции оно принимает утрированный вид. Пусть кто-либо из проживающих и плохой, но он все равно "свой", которого надо защищать от "чужих", а с последними можно не считаться. Обман же "чужого" возводится в доблесть. Но оказывается, не все так просто с "чужими".

Если всех "чужих" и "своих" расположить на континууме "свой" - "чужой", то оказывается на одном полюсе будут абсолютно "чужие", но чем ближе к "своим", они будут менее "чужие" ("чужие", но не совсем). Абсолютно "чужие" - подростки из других микрорайонов или населенных пунктов; подростки из своего микрорайона менее "чужие",, с ними можно блокироваться в борьбе с абсолютно "чужими". Еще менее "чужими" являются учащиеся своего ПТУ, но не проживающие в общежитии. С ними можно блокироваться, отстаивая свои территориальные и другие интересы в борьбе с "местными" подростками. Почти "своими" являются учащиеся данного ПТУ, проживающие в другом общежитии (в другом корпусе, на другом этаже). "Свои" - это лица из данного общежития. Совсем "своими" являются лица, проживающие в одной комнате, если между ними есть дружба. Таковы последствия деления людей на "чужих" и "своих" исходя из принципа социально-пространственной и институциональной локализации.

Второй критерий деления на "своих" и "чужих" - время пребывания подростка в общежитии, что является основой "дедовщины". Чем дольше подросток находится в данном сообществе, тем больше он становится "своим", удаляясь от новичков (еще не совсем своих). Полностью "своим" первокурсник становится на следующий год, когда придет новое пополнение, а совсем "своим" - на третьем курсе. Таким образом границы между "свои"-"чужие" - подвижны, понятие "свои" - "чужие" - относительное, когда в определенной ситуации "чужой" становится "своим" и наоборот, "свой" становится -"чужим".

"Дедовщина". "Дедовщина" - это система взаимоотношений "старичков" с новичками, обставленная определенными правилами и процедурами определения последним статуса, прав и обязанностей. "Дедовщину", как социальное явление, обычно связывают с армией, преимущественно Российской, что является ошибкой. Она не обязательно должна иметь социально-отрицательную направленность. (Вспомним заботу о необстрелянных новичках в кинофильме "В бой идут одни старики"). Но в мирных условиях она зачастую приобретает социально-негативную окраску. В 1997 г. в Российской армии из-за "дедовщины" погибло 74 солдата, 54 воина покончили жизнь самоубийством, озверевшие новички расстреляли 50 сослуживцев. "Дедовщина" имеет место в армиях других государств. Она есть везде, где есть казарменный (общежитейский) срочный (временный) тип проживания. Она осуществляется на фоне культурного шока (К. Оберг) при вхождении индивида в другую инокультурную среду. Степень ее социальной опасности бывает различной.

"Дедовщина" зиждется, во-первых, на разнице возрастов новичков и "дедов". "Самоуправство точно варьируется в зависимости от возраста воспитанников" (Я. Корчак). Во-вторых, важную роль играет срок пребывания человека в данном сообществе. Стать "своим" можно только после "отбытия" половины "срока", совсем "своим"- 3/4 срока. Это относится и к армии, и к любым воспитательным, интернатным и исправительным заведениям.

"Прописка" - обязательный элемент "дедовщины", заключающийся в прохождении новичком системы изощренных испытании. В результате чего новичку определяется первоначальный статус, права и обязанности, а в криминогенных и криминальных группах добавляется стигматизация (присвоение новичку клички, нанесение татуировки и др.).

Землячество. Группы, обособившиеся по принципу землячества, относятся к внутренне закрытым, в них отсутствуют элементы "дедовщины". В общежитиях, где имеются разные земляческие группы, конфликты между "дедами" и новичками заменяются конфликтами между земляческими группами (приобретая межнациональный характер). Выявились два вида землячества: 1) близкое (из одного села, с одной улицы, из одной семьи) и 2) региональное (из одного города, из одного района, области, края, республики). При близком землячестве новичок заранее знает, кого он встретит в ПТУ, к кому обратиться за помощью и защитой. Региональное землячество возникает по механизму встречного поиска и "дедами" и новичками лиц своей национальности. Более мощная земляческая группировка стремится установить свое господство в общежитии и диктовать волю другим. Это объясняет конфликты, связанные с унижением лиц малочисленной или слабой земляческой общины. Внутренняя жизнь земляческих групп не всегда бывает доступна для воспитателей. В этих общностях есть своя иерархия, свой "суд чести" и другие атрибуты. Не зная сущность проблемы, нередко объясняли причины конфликтов в общежитиях ПТУ в горячих точках бывшего СССР недостатками интернационального воспитания.

Жесткая внутригрупповая стратификация. "Дедовщина" имеет целью не только отделить "своих" от "чужих", но и над "своими" приобрести власть. Достигается это установлением внутри "своих" жесткой внутригрушювой иерархии. В общежитии ПТУ, как и в детских домах, действует аналогичная трехмерная модель интрагрупповой структуры: структура власти, социометрическая и референтометрическая. Проживающие в общежитиях ПТУ состоят в двух группах членства - группе общежития и учебной группе ПТУ, значимость которых различна. Определяющее значение имеет общежитийская группа членства, где учащиеся проводят большую часть времени. В учебную группу они ходят учиться: однокурсники, проживающие в семьях, выступают в их сознании как "чужие". Между общежитийскими и "семейными" развиваются конкурентные отношения.

Что касается статуса личности общежитийских, то его надо рассматривать в двух ракурсах: в масштабе общежития и в масштабе группы членства. В масштабе общежития высокостатусными являются третьекурсники, среднестатусными второкурсники, низкостатусными - первокурсники. Этот статус не подлежит изменению.

Иная картина в группе членства, где основой высокого статуса является не учеба, а свободная деятельность, выражающаяся в посещении дискотек, азартных играх, сексе, употреблении алкоголя и т.д. Возрастание роли свободной деятельности (асоциальной направленности) и подавление всей другой социально-позитивной активности членов группы, снижение ценности учебы свидетельствует о нарастании криминализации общежитийской субкультуры. Анализ иерархической структуры 11 криминальных групп, проживавших в общежитии, показывает, что в них была 4-х звенная структура: 1) лидер; 2) лидерское ядро; 3) основной состав группы; 4) низкостатусные члены группы. Примером может служить структура преступной группы Николая С.

Постановка должника "на счетчик" - одно из ярких проявлений криминализации общежитийской субкультуры. С криминализацией нашего общества "счетчик" получил широкое распространение во всех слоях общества. "Счетчик" начинает работать тогда, когда "должник" имеет фактический или мнимый долг. Фактический долг создается в открытую или в «темную». В открытую долг создается путем кредитования подростка с условием возврата долга к определенному сроку. В «темную» долг создается путем угощения подростка папиросами, продуктами, деликатесами и т. д. А когда должник оказывается без денег, от него требуют вернуть долг. Естественно, он не может этого сделать и его ставят "на счетчик" или требуют в счет погашения долга уступить свою девушку, погасить долг вещами, личными предметами, услугами.

Мнимый долг создается при внутриобщежитийском рэкете, когда старшекурсники обкладывают первокурсников "налогом" ("алкогольным", "праздничным", "для дискотеки" и т.д.) На не успевших вовремя заплатить "налог" включается "счетчик". "Счетчик" - действенное средство закабаления должника или побуждения его к действиям в пользу "кредитора". Последствия невозможности расплатиться по "счетчику" бывают разные: оставление ПТУ, самоубийство, драки, убийство "должника" (примеры в диссертации приведены).

Внутриобщежитийский рэкет (поборы). Рэкет - составной элемент "дедовшины" и землячества, ему подвергаются все первокурсники. Провоцирует поборы то обстоятельство, что в общежитии материальное благосостояние первокурсника у всех на виду. Опрошенные выделили следующие виды поборов: 1) продуктовые, 2) вещевые, 3) денежные, 4) наркотиками, 5) сексуальные, 6) смешанные (комбинированные). Продуктовые поборы - каждый отъезжающий к родителям первокурсник, получает заказ привезти продукты по строго определенному списку, что бы у старшекурсников на каждый день были "разносолы". Техника вещевых поборов так же отработана. Старшекурсники давали распоряжения низшим по статусу выявить, у кого из первокурсников имеются "прикольные" вещи (одежда, обувь, белье, электроника, музыкальные инструменты и т. д.). Хозяевам этих вещей они предлагали понравившуюся вещь отнести старшекурснику в подарок. Если первокурсник этого не сделает, то придут и эту вещь конфискуют. Бывали случаи, когда заупрямившегося первокурсника в перерывах между уроками затаскивали в туалет и там раздевали.

Денежные поборы существуют двух видов: 1) со стипендии и 2) с денег, привозимых учащимися из дома. Директора ПТУ, зная о денежных поборах, пытались переводить стипендию в Сбербанк. Старшекурсники приспособились отбирать стипендию и в этом случае. Поборы денег осуществляются по списку и «под роспись». Предназначаются собранные денежные суммы для приобретения алкоголя и наркотиков для дискотеки или празднования какой-то памятной даты. Поборам наркотиками подвергаются учащиеся, проживающие в местностях произрастания наркотикосодержащих растений.

Стадность, чрезвычайная конформность, инстинкт подражания. В этом элементе общежитейской субкультуры сказываются как возрастные особенности, так и условия проживания и воздействие криминальной субкультуры. Так, стадность явление возрастное (И.С. Кон). Но в условиях скученности на ограниченном пространстве и круглосуточном нахождении в одновозрастной общности стадность особенно выражена. Стадность благоприятствует чрезмерной конформности, особенно если во главе группы стоит сильный волевой лидер. Степень конформности зависит от величины сообщества, которое в условиях общежития значительно больше, чем малая группа. Кроме того, подростки, проживающие в общежитиях, не отличаются высокой культурой, а чем примитивнее люди, тем они нетерпимее к индивидуальным различиям, инакомыслию (А.Б. Добрович). Этим объясняется стремление подростков в общежитии "быть, как все".

Чем сильнее нарастает стадность и конформность, тем быстрее проявляется феномен стаи. В стае подросток анонимен, что как бы снимает с него ответственность за противоправные действия. В стае особенно проявляется состязательность в жестокости к жертве; появляются особые мотивы самооправдания: ("защищал товарищей", "действовал, как все"), происходит "затмение" группового и индивидуального сознания, интенсивно действует механизм подражания, особенно в подростковом фанатизме (музыкальном, спортивном, театральном), употреблении алкоголя и наркотиков, групповом сексе и др.

Специфические формы проведения досуга. Досуг занимает особое место в молодежной субкультуре и в субкультуре общежитейской. В диссертации подробно анализируется неофициальное, нелегальное проведение двух видов досуга учащимися: до отбоя и после отбоя. До отбоя центром притяжения является дискотека как место неформального общения, поиска друзей, стремления самоутвердиться, удовлетворить потребность в экспрессивной музыке и др. Ни одна дискотека не обходится "без подогрева" (употребления алкоголя и наркотиков ее участниками). Поведение подростков на дискотеке приобретает криминальный характер (драки, "разборки" с "чужими", изнасилования и др.). Официальные власти в ряде регионов предъявили жесткие требования к организаторам дискотек по недопущению употребления алкоголя и наркотиков в ходе проведения дискотек их участниками.

Досуг после отбоя - главная форма проведения свободного времени. Центром этого досуга становится алкогольное застолье. Побуждают учащихся к употреблению алкоголя стереотипы общественного сознания, бытующие среди взрослых. Пьют "для поднятия настроения", "снятия усталости", "чтобы расслабиться", «повысить работоспособность", "для смелости", "для лучшего общения", "чтобы отметить праздник", "для согревания", "от простуды", "поднять сексуальную потенцию", «из любопытства», "потому что все пьют" и др. Многие не задумываются почему пьют. Употребление алкоголя рассматривается "как признак мужественности и взрослости" (И.С. Кон). В криминальной среде алкоголь - средство объединения в криминальную группу. Подростками разработана целая система втягивания мастеров производственного обучения в совместное пьянство, заканчивающееся панибратством и рукоприкладством.

Алкоголизм может сочетаться с токсиноманией. Способы употребления токсических веществ используются те же самые, что и в обычной подростковой среде (аппликации, нюханье, нюханье в целлофановом пакете, глотание таблеток, инъекции), а токсические вещества разнообразят за счет жидкостей, лакокрасочных и обтирочных материалов, которые они находят на производстве.

Важным средством занять свободное время являются азартные игры, которые связаны с риском, а молодежи свойственно рисковать. Тем более в обществе произошел рисковый сдвиг (все играют в азартные игры). Азартные игры - групповые, служат важным средством "убить время" и используются учащимися, склонными к мошенничеству, в целях обогащения, закабаления своих товарищей, они - важное средство кримтализации общежитейской субкультуры.

Наркомания. В общежитиях ПТУ с 1994 по 1997 г. рост употребления наркотиков составил по мальчикам - 175%, по девочкам 213%. Наиболее распространенно употребление самых доступных препаратов конопли, на втором месте стоит - употребление таблеток (принимают орально, или как демидрол - разводят и делают инъекцию в вену). Способы употребления наркотиков ранжируются по распространенности в такой последовательности: 1) курение (58%), 2) внутривенно (20%), 3) орально (14%), 4) нюханье (6%), 5) лизание (2-3%). Больше половины наркоманов (55%) их комбинируют. 55% принимают наркотики на дискотеках, 20% - в помещении общежития, 15% - в перерывах между занятиями, 10% - в других местах. Это важно знать в целях организации профилактики.

Среди потребителей выделяют первичные и вторичные группы наркоманов. В первичных группах употребление наркотиков с самого начала становится группообразующим фактором. Группообразующим фактором во вторичных группах является другая совместная деятельность (например, проведение свободного времени), а затем группы переходят к употреблению наркотиков. Для подростка, оказавшегося в группе наркоманов, очень трудно отказаться от употребления наркотиков. Активный отказ - это всегда конфронтация, вызов группе, который может породить не только конфликт, но и прямое насилие. (Отмечались случаи насильственного введения наркотиков). Группы наркоманов имеют свою мораль, нормы и правила поведения, свой жаргон, наносят опознавательные знаки в виде татуировок. Для диагностики субкультуры наркоманов, использовались как медицинские так и социально-психологические критерии (частота употребления жаргона, содержание нанесенных татуировок, клички, в которых отражается статус членов группы.). Так, во главе группы потребителей наркотиков стоит "Пахан"; добытчик наркотиков - "Шустрило"; приготовитель наркотиков - "Варщик" ("Главный варщик"); основной состав группы - "Наркоши"; человек на котором апробируют зелье - "Кролик" ("Подопытный кролик"). Иная структура в группе сбытчиков наркотиков. Во главе группы стоит "Бригадир". К нему примыкают (приближены) "Хранитель кассы" и "Хранитель наркотиков". Среди рядовых членов группы выделяют "Вербовщиков клиентов" и "Сбытчиков наркотиков".

Выявлена зависимость употребления наркотиков от моды, в каждом общежитии она может быть различной. Подростки используют различные способы доставления наркотиков в общежитие: в чемоданах с двойным дном - 37,3%; в консервантах - 21,6%; в одежде и обуви -13,6%; в желудке -17,6%; других емкостях, в т. ч. в анальном отверстии -9.8%. Влечение к наркотику диктует поведение наркомана, все другие интересы, воля, самоконтроль подавляются. Чтобы добыть наркотик нужны средства, а их можно добыть только преступлением (кражей, грабежом, убийством и т.д.). Профилактика преступности среди учащихся в общежитии ИГУ - это прежде всего профилактика наркомании.

Секс в общежитии. Общежитейские учащиеся характеризуются особым сексуальным поведением. К моменту вселения в общежитие они имели больший сексуальный опыт по сравнению со сверстниками. В замкнутом круге общения этот имеющийся опыт быстро приумножается. При этом перестраиваются мотивы сексуального поведения, среди них большую роль начинают играть социально-групповые и гедонистические мотивы, которые приводят к "взрыву" сексуальной активности учащихся. Прежде всего это выражается в распространенности изнасилования и принуждения несовершеннолетних к сожительству, чему способствует общежитейская мораль: овладение силой "своей" девушкой к изнасилованию не относится. Для принуждения к сожительству применяются такие способы как шантаж, угрозы, избиения, психологическая изоляция жертвы, распускание слухов и сплетен, уничтожение или повреждение имущества жертвы.

Сексуальная революция породила моду на проституцию как на престижную и прибыльную профессию, она захватила и проживающих в общежитии. Девушки занимаются как неорганизованной ("дикой"), так и организованной проституцией, попадая в руки опытных сутенерш. Побуждают девушек из ПТУ к занятию проституцией нужда и безысходность, погоня за "красивой жизнью", подражание другим (например, подруге), воздействие моды, внушающее воздействие средств массовой информации о занятии проституцией как прибыльным бизнесом. О силе воздействия средств массовой информации свидетельствуют результаты опроса: 60% общежитейских девушек внутренне готовы заняться проституцией как прибыльным бизнесом. Проституция всегда была связана с криминалом: проститутки становились объектом преступления или субъектом преступления (сами совершали преступления). Возвращаясь в общежитие, проститутки приносят туда нормы и ценности криминального мира.

Как и в общей популяции, среди молодежи, проживающей в общежитиях, распространена мода на групповой секс. Из обследованных 81 беременной девушки 45,7% не знали, кто отец их ребенка. Это обусловлено характером их половых контактов. Так, 43,2% имели беспорядочные половые связи; 38,3% потеряли невинность в новогоднюю ночь; 34,6% увлекались групповым сексом.

В области группового секса латентности практически нет, поскольку все в общежитии знают, кто, с кем и когда вступал в половую связь. Иное дело в сфере абортов и венерических заболеваний. Здесь латентность очень высока, поскольку криминальные аборты и заражение венерической болезнью уголовно наказуемы. Из числа обследованных беременных 15 раньше имели беременность и делали аборты, из них только 5 - в больницах, а 10 избавлялись от плода самостоятельно или с помощью других лиц. 10 девушек перенесли венерическую болезнь и только 4 находились на излечении в кожно-венерологическом диспансере. Администрация ПТУ скрывает венерические болезни, об этом известно становится только в случаях "вспышек" (массовых заболеваний учащихся данного ПТУ), когда трудно утаить положение дел.

Таким образом, сексуальное поведение занимает важное место в субкультуре общностей, проживающих в общежитии ПТУ. При этом оно имеет следующие особенности: оно строго регламентировано сложившимися в общежитии нормами, обставлено соответствующими ритуалами и в значительной мере криминализировано, что выражается в широком распространении изнасилований "своими" "своих"; принуждении несовершеннолетних к сожительству; заражении венерической болезнью; распространенности криминальных абортов и занятии проституцией.

Общая оценка учащимися условий проживания в общежитии ПТУ. Оценивая общие условия проживания в общежитиях ПТУ испытуемые разделились на две противоположенные группы: 1) позитивные оценки составили 52,9%, (общежитие учит коллективизму, общению с товарищами, дает много нового и интересного); 2) негативно оценили 47,7% (в общежитии люди лишаются самостоятельности, находятся во власти других людей, мешают жить постоянные конфликты, несовместимость, невозможно готовиться к урокам, трудно адаптироваться, невозможно уединиться, идет постоянная борьба за жизненное пространство).

Общежитие учит не просто выживать в любых условиях, оно учит постоянной борьбе за личное пространство, за лучшую комнату, за лучшую койку, за лишний час в душе. В практике выработались типичные способы избавления от неугодного соседа и достижения жизненных преимуществ, которые получили следующее распространение (см. диаграмму).

Шумовой способ заключается в создании максимума неудобств тому, с кем проживаешь, вынудив его перейти в другую комнату (постоянные шумы, разговоры, музыка, гости и т.д.) "Не тронь чужого" - размещение своего имущества в комнате, на кухне, в ванной так, чтобы создать максимум неудобств соседу. Если он захотел переставить, переместить ваши вещи, немедленно следует окрик: "Не тронь!" "Приватизация" - присвоение казенного имущества для индивидуального пользования. Посягательства на имущество соседа - приведение его в негодность (из книг вырываются листы, контрольную заливают чернилами, на платье сажают пятна и т.д.). Психологическая изоляция - полное игнорирование соседа в общежитии (самый острый способ выживания). Последствия борьбы за жизненное пространство бывают самые разные: от перевода в другую комнату, ухода из общежития или ПТУ, до суицида. При всех попытках приукрасить условия проживания в общежитии на поверхность выступают вопросы быта, потребления пространства, психологическая и моральная несовместимость, "дедовщина", рэкет, наркомания, групповой секс, проституция.

Выводы.

1. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о том, что субкультура учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, имеет особую структуру и содержание, для ее диагностики удалось выявить эмпирические признаки.

2. Независимо от типа ПТУ, возрастных и других социально-демографических особенностей учащихся молодежная субкультура в общежитиях имеет тенденцию к типизации (схожести и идентичности отдельных структурных элементов с другими типами закрытых заведений).

3. В общежитиях ПТУ создаются благоприятные условия для криминализации субкультуры общностей проживающих там лиц. Этому способствуют следующие факторы • состав проживающих в них лиц более криминализированных по сравнению с общей популяцией молодежи данного возраста; большая их концентрация на ограниченном пространстве облегчает обмен криминальной информацией и криминальным опытом при повседневном общении. Лидеры организованной преступности проявляют особое внимание к учащимся из общежитии ПТУ как источнику пополнения кадрами своих рядов.

4. Установлено, что интенисивностъ криминализации зависит от типа ПТУ. В престижных, где есть конкурсный отбор, уровень криминализации ниже, в училищах, относящихся к типу "средних" - он выше, и особенно высокий уровень криминализации в непрестижных училищах, готовящих кадры по массовым рабочим профессиям.

5. Выявлены основные механизмы криминализации: "дедовщина", разделение людей на "своих" и "чужих", а также деление на иерархические группы в среде "своих", землячество, "прописка" новичков, постановка должников "на счетчик", азартные игры, алкоголизм и наркомания и др. Наиболее важные из них раскрыты на конкретном экспериментальном материале.

6. Лонгитюдное исследование позволило выявить высокую динамичность субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, которая зависит от социальных процессов в обществе, динамики преступности в стране, изменений в молодежной субкультуре.

7. Признание тенденции криминализации общежитейской субкультуры ПТУ в качестве реального факта не означает, что с этим надо мириться. Предупредить процесс криминализации или снизить ее социальный вред вполне возможно. Психологической основой оздоровления этой субкультуры является своевременная и всесторонняя ее диагностика, выявление ее особенностей; постоянное пролонгированное изучение в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установления их степени привлекательности для подростков и юношей; прогнозирование ее развития с учетом прогнозов динамики преступности в стране; разработка упреждающих мер воздействия на учащихся; правильная и интенсивная работа с новичками, оптимальные варианты расселения учащихся с учетом психологической и нравственной совместимости; своевременное выявление, разобщение и переориентация криминальных групп несовершеннолетних (наркоманов, рэкетиров, мошенников, насильников и др.); гуманизация норм и ценностных установок молодежной среды, формирование у учащихся общечеловеческих гуманистических идеалов, развитие в общежитиях системы ученического самоуправления; максимальное вовлечение в различные кружки и секции всех учащихся; насыщенное и разнообразное проведение их досуга.

8. Эффективность этой работы во многом зависит от создания и интенсивного функционирования психологической службы в каждом общежитии ПТУ, разработки соответствующего инструментария для этого. Важнейшим условием преодоления отрицательных влияний молодежной субкультуры общежитии на личности учащихся является коммуникативная культура воспитателя, включающая его педагогическую и психологическую компетентность, профессионализм, гуманность, коллективный тип отношений, лежащий в основе сотрудничества воспитателя и воспитанников.

По диссертации опубликованы следующие работы:

1. В помощь педагогу// Ж. Профтехобразование. 1988, №2.-0,2 п.л.

2. Я б в наводчики пошел// Ориентиры ТАСС, 1989, №2.-0,3 п.л.

3. Главы учебного пособия "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся профтехучилищ". М., Изд. Юридическая литература, 1990. - 5,9 п. л. ( в соавторстве)

4. Казенный дом// Ж. Профтехобразование. 1991, №3 .-0,5 п. л.

5. Организация работы воспитателя общежития ПТУ. Программа подготовки воспитателей. М., ВНМЦПТО, 1991.-1,3 п.л.

6. Программа воспитательной работы с учащимися, проживающими в общежитиях ПТУ. М., 1991.-1,2 п. л.

7. Примерное положение об ученическом самоуправлении М., ВНМЦ ПТО, 1992 -0,5 п.л.

8. Главы практикума "Основы правоведения". М., НМЦ ПО, 1993.-2 п.л.

9. Ученическое самоуправление (методические рекомендации). М., НМЦ ПО, - 1993.-1,5п. л.

10. Больше внимания общежитиям ПТУ// Методист № 3, М., НМЦ ПО, 1993.-0,3 п.л.

11. Социальное семейное неблагополучие как наследие коммуналок// Социально неблагополучная семья: проблемы и поиски путей решения. Материалы научно-практической конференции 24-25 октября 1995 г, Ступино, Институт развития личности РАО, 1995.-0,3 п. л.

12. Субкультура общежития ПТУ как объект психологического исследования// Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. Тезисы третьей научно-практической конференции молодых ученых 8-9 июня 1995 г. М., Институт развития личности РАО, 1995.-0.3 п. л.

13. Психологическая характеристика образа жизни людей, проживающих в общежитии// Психология сегодня. Ежегодник РПО. т.2, вып. 2, М., 1996-0,2 п. л.

14. Оценка учащимися условий жизни в общежитиях ПТУ// Современные проблемы воспитания и развития личности. Тезисы пятой научно-практической конференции молодых ученых 13-14 мая 1997 г. М., Институт развития РАО, 1997.-0,2 п. л.

15. Эмпирические признаки субкультуры общностей учащихся, проживающих в общежитиях профтехучилищ// Психология и практика. Ежегодник РПО. Материалы П съезда РПО, Ярославль, 1998.-ОД п. л.



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика